Нравятся детективы. Почему мы любим детективы

Английскому городу Брэдфилду не позавидуешь: почти одновременно в здешних местах активизируются, во-первых, педофил, похищающий маленьких мальчиков, и, во-вторых, ненавистник проституток, который до смерти полосует своих жертв бритвенными лезвиями. Самое же неприятное для полиции состоит в том, что с почерком второго из убийц детективам ранее приходилось встречаться, и человек, осуждённый за точно такие же преступления, уже отбывает срок в клинике. Выходит, взяли не того? Или работает имитатор? Даже главный герой романа, психиатр Тони Хилл, чья специализация - серийные убийцы, растерянно чешет затылок... При этом криминалистка Кэрол Джордан, которой предстоит расследовать эту мрачную историю, находится, мягко говоря, не в лучшей форме, ее саму два года назад изнасиловали бандиты и у нее из-за этого серьезные проблемы с психикой.
Произведения шотландки Вэл Макдермид выдержаны в соответствии с духом и буквой английской классики детективного жанра. Очередной роман - "Чужое терзанье" - вышедший в серии "Лекарство от скуки", рассказывает о новом деле охотника за серийными убийцами Тони Хилла, уже знакомого нам по книгам "Песни сирен", "Тугая струна", "Последний соблазн" и др.
Для меня хороший детектив – тот, который сочетает интригу и психологизм. Макдермид дает возможность узнать детали происходящего, а через них представить всю картину. В ее романах много психологических портретов.
Тони Хилл, бакалавр и доктор философии, мастер создания психологического портрета, автор базового учебника по серийным убийцам. Долгое время работал по заказу министерства внутренних дел над созданием особого подразделения из специально обученных психологов, оперативную команду, члены которой подключались бы в сложных случаях и, работая со следственной бригадой, повышали качество и скорость расследования.
Его напарница, детектив Кэрол Джордан, со временем предпочла более спокойную работу в провинции. Она отказалась от работы в новом подразделении Хилла, и у нее были на то причины.
А в "Последнем соблазне", к примеру, Тони и Кэрол тоже поначалу работают не только в разных подразделениях, но и в разных странах. (Кэрол ведет в Берлине смертельно опасную работу по разоблачению группировки, промышляющей торговлей людьми…)
В "Чужом терзанье" Кэрол Джордан отправляется в Брэдфилд, где ей предлагают возглавить группу по расследованию особо тяжких преступлений.
Как раз в это время совершается убийство, абсолютно вписывающееся в серию убийств двухлетней давности, за которую был осужден и заключен в спецгоспиталь некий Дерек Тайлер.
Тони Хилл, перебравшийся вслед за Кэрол в Брэдфилд, устраивается в спецгоспиталь на работу, и первым его пациентом становится Дерек. Тони утверждает, что двух одинаковых форм помешательства не существует, а, следовательно, либо Дерек невиновен, либо кто-то, сбивая полицию с толку, пытается вызволить его из психушки…
Реальность оказалась куда изощренней самых смелых предположений!
В финале все злодеи, как водится, будут схвачены, но вот сам финал выглядит труднопредсказуемым, притом не только для нас, но и для самих сыщиков (их выручает фактор случайности).

Кто не любит детективы – поднимите руку! Только давайте будем честными хотя бы сами с собой. Ведь хорошие детективы любят все. Даже самые упрямые снобы, которые признают исключительно Достоевского, по ночам, когда их никто не видит, потихоньку читают детективы, которые хранят на заветной полочке. Утром можно будет опять рассуждать о том, что детектив родился и умер вместе с Эдгаром По, превратившись из высокой литературы в брошюрки для малограмотных, но пока ночь – можно расслабиться и наслаждаться очередной детективной историей. Но почему? Откуда у детектива такая популярность? Такая всеобщая любовь к криминальным историям?

Конечно, у детектива лихо закрученный сюжет, обычно включающий в себя истории на любой вкус: тут и возможность сопереживать чужой любовной интриге, и тренировка в решении загадок, и кладоискательство, и мистика – все, что угодно. Детектив – это своеобразная сборная солянка, салат-ассорти, в котором можно выбрать собственный лакомый кусочек. И все же это только оболочка. Причины популярности детективного жанра лежат глубже.

Одна из базовых потребностей человека – потребность в самореализации. Увы, не всегда и не у всех жизнь складывается таким образом, чтобы полностью удовлетворить эту потребность. Возможно, около вон того станка стоит несостоявшийся Паганини, а вот этот посредственный врач мог бы стать блестящим писателем.

Любой детектив, даже самый серенький, предлагает читателю (или зрителю) возможность участия в действии – путем решения загадки. Читатель может поставить себя на место Шерлока Холмса и попытаться решить задачу – ведь его вниманию предлагается не просто загадка, но и все исходные данные, необходимые для ее решения. Это ли не самореализация? Докажи, что ты умнее Шерлока Холмса, Перри Мейсона, комиссара Мегрэ и Анри Дюпена вместе взятых! Причем, для этого даже не нужно выходить из дому. Уютное кресло, книга на коленях – и возможность самореализации обеспечена.

Кстати сказать, подобную возможность предлагают и различные кроссворды, чайнворды, сканворды и т.д. Поэтому их любителей великое множество. Но ни один кроссворд не может предложить удовлетворения первой базовой потребности человека – потребности в выживании. А вот детектив – может!

Для того, чтобы успешно выживать, человек должен уметь решать довольно запутанные загадки (зачастую то, что предлагает нам жизнь, куда как более запутано, чем любая сверхсложная детективная история). Кроме того, решать эти загадки нужно быстрее противника. Представляя себя на месте следователя из очередного детектива, нужно успеть решить загадку быстрее, чем он, придумать способы запутать и поймать преступника, переиграть его. Подобные упражнения с книгой в руках (или фильмом перед глазами) приносят чувство удовлетворения, душевного комфорта: «я оказался умнее, хитрее преступника, значит, я могу успешно выживать!».

Попробуйте найти нечто подобное в других жанрах. Попытайтесь удовлетворить свое чувство самосохранения с помощью чтения, к примеру, «Ромео и Джульетты». Разве что порадуетесь, что в наше время не так просто достать столь убийственные яды, да и семейная вендетта как-то измельчала, так что юным влюбленным уже нет необходимости травиться. Попробуйте самореализоваться с помощью чтения, скажем, «Гамлета». Не выйдет. Этот сюжет уже был использован для самореализации неким Шекспиром, и нам всем остается лишь наслаждаться плодами его трудов (разве что если вы решитесь выйти на сцену).

Но детектив… О! Можно разгадывать загадки, охотиться за преступником, принимать участие в перестрелках и погонях, додумывать сюжет… И каждый раз убеждаться – да, мы можем выживать! Мы умнее, хитрее, сильнее, чем любая опасность!

С точки зрения возможности реализации базовых человеческих потребностей с детективом не сравнится никакой другой жанр. Тут он вне конкуренции. И поэтому даже отчаянные снобы будут хотя бы потихоньку, но все же читать детективы. Чтобы убедиться – они могут успешно противостоять любым напастям.

Ни для кого не секрет, что каждый человек обладает индивидуальным вкусом. Предпочтения людей различаются во всех областях: в кулинарии, стиле одежды, литературе. Кинематография тоже не является исключением из этого правила.

Психологи утверждают, что по кинематографическим пристрастиям можно довольно многое сказать о характере человека. Например, те, кто любит ужастики и триллеры, скорее всего не получают в повседневной жизни острых впечатлений, а их будни кажутся им пресными и скучными. Специалисты считают, что люди, постоянно стремящиеся смотреть фильмы ужасов, имеют подсознательные фобии или другие скрытые проблемы, при этом сами они этого не осознают. Однако во время просмотра страшных фильмов их потребность в избавлении от страха компенсируется и благодаря этому они могут еще некоторое время пожить спокойно.

Люди, которые любят бразильские и мексиканские сериалы, скорее всего страдают от недостатка проявления эмоций, в повседневной жизни им не хватает романтических атрибутов, заверений в вечной любви и других красочных событий. Чаще всего они понимают, что такого в их жизни никогда не произойдет, поэтому ищут и находят романтику в подобных фильмах.

Считается, что комедии нравятся всем, поскольку несут в себе положительную энергию и делают взгляд на жизнь легким. Однако, если человеку нравятся низкопробные фильмы, весь юмор в которых сосредоточен в области «ниже пояса», это является показателем того, что он не обладает способностью тонко воспринимать красоту окружающего мира и идет по жизни, следуя только инстинктам. Такие люди зачастую агрессивны и скандальны, к тому же, они не всегда могут справиться с собственной жестокостью и грубостью.

Незатейливые кинокартины про счастливую любовь нравятся девушкам с легким и веселым характером, они ищут в них ту самую романтику, которую мечтают видеть в своей жизни.

Люди, которые с удовольствием смотрят детективы, свойственно четкое аналитическое мышление, а к своей жизни они подходят с рациональностью. Если у таких людей возникают проблемы, они ищут наиболее легкий путь для их решения. Любители детективов являются прекрасными аналитиками, они безошибочно определяют основную суть ситуации, затерянную среди множества мелких деталей.

Кинофильмы в фантастическом жанре нравятся людям, склонным верить во все, что нельзя потрогать руками и увидеть собственными глазами. Эти люди отличаются развитой интуицией, в жизни они руководствуются эмоциями, а не рациональностью. С такими людьми очень интересно общаться, но порой они могут сильно удивить нетрадиционностью.

Мультфильмы и сказки любят те, кто подсознательно отказывается трезво оценивать собственную жизнь. Про этих людей говорят, что они «витают в облаках», они не приспособлены к решению проблем. Психологи утверждают, что если человек устает от повседневных проблем, ему может помочь просмотр забавных и смешных мультфильмов.

Большинство людей не понимает альтернативного кинематографа. Некоммерческие кинокартины привлекают внимание больших оригиналов и людей с нетипичным мышлением. Нельзя не признать, что, несмотря на то, что общество обычно не признает таких людей, они обычно добиваются неплохих успехов в жизни.

Материал для публикации любезно предоставлен сайтом TvCok.ru - свежий подход к онлайн-фильмам. Здесь можно , а также другие жанры кинематографического искусства.

Детектив один из распространенных жанров, охватывающий широкий круг читателей. Любят как классические детективы Эдгара По, Артура Конан Дойла, Агаты Кристи и др., так и современные детективные романы Дарьи Донцовой, Александры Марининой, Татьяны Устиновой… Я встречалась с разными мнениями по поводу детективов классических и современных. Одни считают чересчур заумными и тяжёлыми классические детективы, другие категорично и резко осуждают современные за отсутствие серьёзного смысла и захватывающего сюжета. Кто-то ценит классические за необычность и красочность, а кто-то любит современные за то, что с ними можно прекрасно отдохнуть. Каждому своё. Я больше предпочитаю классические детективы. Мне кажется, что они насыщеннее, динамичнее, «острее» по содержанию, и каждый рассказ, несмотря на то, что имеет такое же строение, как и остальные, индивидуален и необычен. Можно перечитывать такие рассказы снова и снова.

Классические детективы, или английские детективы. Это так называемые «детективы закрытой комнаты». Когда есть десять человек в замкнутом пространстве, в замке, ну или на острове. Есть труп или даже несколько трупов. Есть всякие полунамёки которые детективщик расставляет по своему повествованию, есть тупая, но метко стреляющая полиция-милиция, есть мудрый следователь-любитель, как правило старичок или старушка… Так вот, в классическом детективе всё узнается почти на последней странице. И всегда оказывается, что убийца с самого начала находится среди действующих лиц».

Итак, мы узнали, что такое классический детектив.

Как уже было сказано выше, помимо классического (самого главного вида детектива) существует несколько поджанров детектива. Они очень широко распространены в современной детективной литературе. Я решила рассмотреть некоторые современные детективы, провести сравнительный анализ с классическими детективами, выявить общие черты и различия и понять, как относятся к ним современные читатели. Вот что говорит уже упомянутый выше герой детского детектива Феликс Куропяткин о современном детективе в целом:

«Есть детектив современный. Не очень интересный. Охарактеризуется тем, что автор наталкивает в такой детектив целую кучу ложных подозреваемых. И объект подозрений постоянно меняется по ходу повествования. Ситуация быстро разворачивается, стрельбы много всякой. А в конце оказывается, что убийца тот, на кого никто бы и не подумал».

Я остановилась на рассмотрении наиболее распространённых детективов: женских и детских. Прежде всего, я обратила внимание на построение сюжета в этих произведениях: обнаружилось, что композиция многих современных детективов не похожа на композицию классических. В этом заключается одно из главных различий между ними. Если в классическом все элементы строго расположены на своих местах, упорядочены, то в современном всё наоборот. Трудно распределить по элементам сюжета и правильно расположить всю информацию в современном детективе. Например, может быть так, что вплетены две или несколько детективных истории в один рассказ («Ворюга в клеточку»).

Следовательно, выделяется несколько завязок, основных частей (развитий действия) и кульминационных моментов. Или в романе «Запасной инстинкт» есть целая «пропасть» между обнаружением преступления и развитием действия. В этом промежутке автор на время покидает главного героя и переключается на остальных персонажей. Также главный герой не сразу решает начать расследование. Экспозиция в современном детективе небольшая, автор сообщает только самое важное, чтобы подготовить читателя, и сразу переходит к делу, т.е. к преступлению. Кульминация всегда сопровождается стрельбой или другими оперативными действиями и присутствием милиции (чтобы сразу арестовать преступника). Это наиболее яркие различия между композицией современного и композицией классического детективов.

Когда я прочитала несколько детективов, в моём представлении возник интересный образ. Детектив стал ассоциироваться с картинкой из книжки моей младшей сестры. На этой картинке изображен самый обыкновенный человек. И все элементы детективного произведения, без которых произведение вовсе не может быть детективным, перевоплотились в части человеческого тела, без которых человек не может быть человеком.

Вот скажите, разве может человек быть человеком, если у него вдруг нет головы? Не может. Также и с детективом. Детектив совсем не детектив, если в нём отсутствует сыщик. Логика понятна?

Теперь возьмём главный, на мой взгляд, элемент детектива - преступление. Преступление в моём видении соотносится с туловищем человека. Почему? Потому что именно к нему прикрепляется голова (сыщик) с помощью шеи (это те сведения и факты, опираясь на которые, сыщик разгадывает тайну преступления). Узнав о преступлении сыщик немедленно начинает расследование. Расследование - это действие, определённый труд. Значит, расследование у детектива - это руки. Что же ассоциируется с ногами? Ноги - это движение. Я считаю, что скорость - это тоже неотъемлемый элемент детектива. От неё зависит, будет ли интерес читателя угасать или наоборот находиться в постоянной активности. Теперь детали. Детали, как отмечалось ранее, играют важную роль в детективе. Также и у каждого человека есть свои, свойственные только ему и отличающие его от других людей детали. Представьте, например, голову человека без волос, без ушей, без глаз, без носа и т.д. Получится что-то неопределенное, не правда ли? Если автор в детективе оставит сыщика без подобных описательных деталей, то произведение потеряет определённую долю ценности. И не только сыщик, все элементы должны быть представлены читателю достойно.

И ещё, чуть не забыла. У каждого человека есть душа. Это далеко не часть тела, но о ней важно упомянуть. Я считаю, что душой является интрига. Что такое интрига? Вот определение из словаря: интрига - последовательный ряд событий, действий в драме или повествовании, составляющий занимательную основу произведения. Обратите внимание на выделенное слово. Если интриги в детективе нет, то и красивые описания не помогут зацепить читателя.

Возможно, вы во многом со мной не согласитесь и найдёте в этом сравнении множество противоречий. Но это плоды моего воображения, а воображение, как известно, вещь непредсказуемая.

Я считаю, что чтением детективов пренебрегать не стоит. Хороший детектив, как и всякая хорошая книга, помимо хитроумных загадок содержит много жизненной, полезной информации, «пищи» для размышлений. Этот жанр универсален, подходит для всех. И любитель логических задач, и человек увлекающиеся психологией, и собиратель разных сведений, и тот, кто с жадностью следит за каждой мыслью автора или просто любит анализировать и размышлять - все могут найти в детективе что-нибудь своё. Это хорошая возможность отвлечься от некоторых проблем и отдохнуть и, одновременно, отличная зарядка для ума. Читая детектив, можно и развлечься и подумать о чём-то серьёзном и значимом. И самое главное, что все эти противоположности гармонично уживаются в одном жанре.

Алло, здравствуйте!
- Здравствуйте, это Владимир?
- Нет, это Любовь.
- Любовь? Извините, я иностранец. Еще плохо понимаю. Но я знаю, что любовь значит "любить".
- Да, правильно. А еще это женское имя.
- Женское? Но ваш голос... Я думал это мой друг, Владимир. Он тренер.Это клуб "Будь здоров?"
- Да, правильно. А голос у меня такой, потому что я курю.А Владимир вышел.
(c)

xxx: ты - девочка?
yyy: воспользуйся дедукцией
xxx: термин "дедукция" - скорее всего взят из "записок о Шерлоке Холмсе", потому как в корне не верен и этот метод скорее должен называться "редукцией" - то есть вывод первичного факта по следствиям. учитывая, что основная часть сайта - лица от 18 до 22, а парни не любят читать книги в таком возрасте, обычно, тем более детективы, то вы скорее всего молодая девушка. в ту же пользу факт, что сейчас популярен сериал и фильм о Шерлоке Холмсе, в таком случае ваш возраст варьируется от 16 до 19
yyy: в точку =)

Понты первого порядка: купить большую дорогую машину и Ролекс, читать Коэльо, презирать Донцову, любить худую блондинку с сиськами.

Понты второго порядка: купить маленькую стильную машинку и Ланжин. Читать Умберто Эко. Презирать Коэльо, любить ироничную брюнетку.

Понты третьего порядка: ездить на метро и такси, потому что так быстрее и дешевле, носить Свотч, читать Анну Гавальду, выключать воду, когда чистишь зубы. Никого не презирать, потому что это разрушает карму. Никого не любить, потому что ты еще не встретил своего человека.

Понты четвертого порядка: продать квартиру, машину и Ланжин. Поехать в Тибет, достичь нирваны, любить всех.

Понты высшего порядка: вернуться из Тибета, никому ничего не рассказывать, купить большую дорогую машину, на досуге читать Донцову, время смотреть на телефоне, любить маму своего ребенка. Осознавать, что любое быдло с Коэльо может оказаться достигшим нирваны Буддой...





Zephyr: тут сказали, что эпифиз позволяет человеку читать мысли на расстоянии, но он уменьшается с возрастом.
Mermaid: возможности нашего мозга безграничны, имхо
Zephyr: да. потому эпифизом интересуются военные врачи. Потому что если развивать его, то военные могли бы читать мысли на расстоянии и не нужны были бы средства связи.
Zephyr: представляешь, сколько бы было экстрасенсов
Mermaid: представляю сколько бы было обиженных друг на друга людей:D

Я плохо знаю правила русского языка. Грамотно пишу только потому, что много читаю - правильное написание слов само запоминается. Недавно начала серьёзно задумываться, что пора прекращать читать БОР, а то сама скоро стану как местные "песатели" ((((

xxx: а я букридер купила)))
yyy: поздравляю!)))
xxx: спасибо)
yyy: и как?)
xxx: нрааавится))
yyy: чё читать на нём будешь?
xxx: читаать)
yyy: круто!))
xxx: а читать?)
yyy: и читать конечно!)
xxx: ухтыыы)) сколько функций)))

к этому:

_________________________
как не знаю... но мешает...

как получается читать на автопилоте? Т.е. читая книгу, начинаешь думать о чём-то другом, которое не относиться к содержанию, при этом продолжая читать. И когда через пару строк или абзацев очухиваешься от левых мыслей понимаешь что ничего не запомнил.

Подлинным садистом показал себя мистер Даниэльсон из Кливленда, США. Его жена Бебе обожала детективы. И подлый муж в каждой новой книге в районе 30-й страницы писал на полях имя убийцы. Дальше читать, конечно, было уже неинтересно. Услышав про эту традицию, судья встал на сторону женщины и дал ей развод «по причине особенно утонченно-жестокого обращения мужа».

ВСЕ! НАДОЕЛО! Надоело читать эти сопливые жалобы девиц про айтишников - "ах он больше ни о чем не говорит кроме своих компьютеров..." ТЬФУ! Я уверена, что ваш "любимый" гораздо всесторонне развитый человек, чем вы. Ему с вами просто скучно.

Дима, я все еще люблю тебя и жду.

Ребят, пропустите. Знаю, что поддержите.