Описание картины скачет красная конница. Скачет красная конница! Малевич скачет красная конница

Казимир Малевич - Скачет красная конница.

Холст, масло

Оригинальный размер: 91×140 см

Годы создания: 1928—1932

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Картина долгое время была единственной из абстрактных работ художника, признаваемая официальной историей советского искусства, чему способствовало её название и изображение событий Октябрьской революции. Малевич поставил на обратной стороне дату 18 года, хотя на самом деле она была написана позже. Картина разделена на три части: небо, земля и люди (красная конница). Отношение ширина земли и неба в пропорции 0,618 (золотое сечение). Конница из трех групп по четыре всадника, каждый всадник расплывается, возможно конница из четырёх рядов. Земля нарисована из 12 цветов.

Казимир Северинович Малевич — российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.

Описание картины Казимира Малевича «Красная конница»

Дата написания Казимиром Малевичем картины "Красная конница" доподлинно неизвестна абсолютно никому. Специалисты в сфере живописи утверждают, что это был период приблизительно с 1928 по 1932 год. Точная дата неизвестна только потому, что на большей части своих работ, которые были написаны Казимиром Севериновичем в поздний период его творчества, автор не писал даты.

Одна из самых известных работ автора, которая на протяжении довольно длительного периода была у художника единственной, нарисованной в стиле абстракционизма. В свое время она была признана советскими искусствоведами. Тематика картины была более чем актуально в то время, ведь на полотне изображены события знаменитой Октябрьской революции. Полотно было датировано художником 1918 годом, что немного необычно, ведь на самом деле она была создана на десяток лет позже указанной даты.

Автор словно разделил картину на три части. Все они имеют идеальные пропорции. Каждая из них имеет свое значение. Изображенная на полотне конница представляет собой три различные группы всадников, каждая из них насчитывает по четыре наездника. На картине кажется, будто каждый всадник "расчетверяется" и это создает иллюзию четверых рядов, присутствующих на картине.

Нижняя часть полотна символизирует землю. Автор изобразил ее двенадцатью различными цветами. Такой прием вполне соответствует двенадцати наездникам, изображенным художником на картине.

Центр картины смещен Казимиром Малевичем немного вправо и вниз. Расстояние от левой части полотна до всадников в два раза больше, чем расстояние с правой части картины до них. Благодаря использованию такого приема художник пытался рассказать о тех перспективах, которые были открыты произошедшей в государстве Октябрьской революцией.

Перед вами копия картины Казимира Малевича «Скачет красная конница» (1928-1932 год), находящейся в Русском Музее. Эта яркая авангардистская работа не слишком известна современному зрителю, а также замечательно не похожа на другие картины из нашего каталога, что и подтолкнуло нас к приобретению ее копии для нашего магазина.

Советские искусствоведы считали работу прокоммунистической, воспеванием революции, и долгое время это была единственная признаваемая советской властью абстрактная картина художника. В своих манифестах 1915-1916 годов Каземир Малевич действительно приветствует революцию — по крайней мере, революцию в искусстве. Художники-новаторы того времени призывают заметить наконец новую красоту в современной жизни, красоту машин, скорости, техники, нового ритма, темпа... Может быть и красоту революции, красной конницы? «Тела их летают на аэропланах, а искусство и жизнь прикрывают халатами Неронов и Тицианов», — говорил художник о верности академизму в живописи. По нашему мнению, эта картина и есть призыв Малевича «сбросить халаты прошлого» и выйти навстречу современной жизни, находить новые красоты, а красная конница — не большевистская пропаганда, а революция в искусстве. Любопытно, однако, что при этом сам художник использует столь классический (времен Тициана!) прием в построении композиции, как использование «божественной пропорции» (в оригинале линия горизонта делит полотно в пропорции золотого сечения).

Важными задачами для художников начала XX века стали передача скорости («красота скорости вечна») и направления движения (отчасти достигается смещением «центра тяжести» скачущей конницы вправо). Даже название, что интересно, не «Красная конница», а «Скачет красная конница», — важность движения подчеркивается: изображается не конница, а то, что она скачет, движется. При передаче этого движения цельность фигур исчезает, вместо этого мы видим как бы мелькающие части их тел. Это изначально футуристический прием для передачи впечатления движения. Дай художник мчащимся всадникам четкие очертания, цельность фигурам — и он прикрепит их к холсту, как прикрепляются насекомые в коллекции энтомолога, и они, заточенные в позу бега, застынут на одном месте.

Однако в разломах и нарушении цельности предметов Малевич видел не только передачу движения вещей, но и их «разрушение на пути выхода в беспредметное». Кони революции искусства не только на полной скорости мчатся, неся с собой перемены, но и на ходу теряют цельность, ибо перемены эти — грядущее беспредметное творчество, которое Малевич в манифестах супрематизма называется единственно настоящим. Земля под их ногами, не имеющая никакого сходства с реальным миром, есть созидание собственной земли, фундамента нового искусства, где нет места формам натуры.

Искусствоведы советской эпохи видели и в этой «земле в разрезе» веяния материалистической философии. Однако, читая манифесты Малевича, кажется, что раскрашенная плоскость под ногами скачущих коней символизирует именно новые принципы живописного искусства, где нет места повторению, но есть чистое созидание. «Раскрашенная плоскость — есть живая реальная форма», результат акта творения. Истинное творчество вместо повторения , господство над формами натуры — вот самоцель.

Другая цель — освобождение цвета (красок), провозглашаемого Малевичем живописной сущностью, которая всегда убивалась сюжетом. «Краска находилась в угнетении здравого смысла, была порабощена им. И дух краски слабел и угасал. Но когда он побеждал здравый смысл, тогда краски лились на ненавистную им форму реальных вещей». Таким образом, красная конница — революция в искусстве: поиск новой красоты, освобождение цвета и выход в беспредметное. И пусть сейчас мы видим, что новое искусство 20 века не вытеснило, не победило академизма, классики, реализма; что людям остались милы и пейзажи, и цветы, и обнаженные женщины, а живые раскрашенные плоскости так и не полюбились, но интересно все же погрузиться на время в те веяния, те идеи, те громкие революционные заявления авангардистов и футуристов. Они заявляли, в частности, что пишут картины не ради того, чтобы было красиво, но словно против их воли, иногда получалось именно так.

    Сроки изготовления и отправки заказов в марте 2019 года

    • Через сколько дней после отправки доставят товар?

      Все зависит от удаленности адреса от Москвы. Заказы по Москве доставляются в день готовности, заказы в другие регионы передаются в курьерские службы в день готовности и доставляются, начиная со следующего календарного дня. Конкретные сроки зависят от курьерской компании, их можно узнать на странице оформления заказа.

    • Какой рисунок на спине?

      Почти всегда цвет спины соответствует цвету руков. Если на спине есть рисунок или цвет спины отличается от цвета рукавов, то мы всегда это показываем на картинке.

      Как не ошибиться с размером?

      Чуть выше есть кнопка “узнать свой размер”, при клике на нее откроется размерная таблица. ВСЕГДА сверяйтесь с ней, прежде чем оформлять заказ! Наши размеры могут отличаться от размеров в других магазинах.

      Какое качество вашей продукции?

      Состав: 50% хлопок, 50% полиэстер. Подробнее о качестве можете почитать на соседней вкладке “Технология”.

      Возможен ли обмен или возврат?

      Возврат и обмен возможен, если сохраненен товарный вид изделия. Для этого необходимо написать нам на почту с указанием причины возврата/обмена, после чего мы отправим подробную инструкцию, как это сделать.

      Какие есть способы оплаты?

      Мы работаем только по полной предоплате. Это связано с тем, что мы производим продукцию индивидуально под заказ клиента, и в том случае, если клиент передумает забирать заказ (как это часто бывает при работе с наложенным платежом), то у нас будет накапливаться большое количество остатков, которые тяжело реализовать, т.к. коллекции большие и принтов много. Мы принимаем платежи с помощью сервиса Яндекс.Касса.

      Какие гарантии, что вы не обманите?

      Мы работаем с 2014 года, и за это время мы накопили большое количество положительных отзывов, которые можете почитать на этой странице ниже:) Кроме того, мы принимаем платежи через официального партнера Яндекс.Касса, а не просто на банковскую карту. Поэтому можете не переживать, обмануть вас не получится!

    • Мы наносим изображения на нашу одежду методом сублимации. О преимуществах и недостатках этого метода можно узнать ниже.

      Процесс производства:

      Изготовление нашей продукции начинается с перенесения изображения на полотно ткани. Мы используем специальную ткань нашей разработки, состав которой в равных пропорциях состоит из хлопка и полиэстера. Добавление полиэстера необходимо для того, чтобы изображение плотно “врезалось” в структуру ткани, что придает изображению стойкость, недостижимую при других методах печати. После перенесения изображения ткань отправляется к раскройщику, где он вырезает из нее все детали будущего изделия. После раскройки изделие отправляется в швейный цех, где в ручном режиме все детали соединяются в готовый продукт.

      Преимущества:

      1. Очень стойкий принт. 2. Максимальная тактильная схожесть с хлопком. 3. Индивидуальный подход к созданию продукции (ручной пошив).

      • Недостаток:

        Из-за большой доли хлопка в структуре нашей ткани (50%), при окраске ее в черный и темные цвета, возможно появление мелких светлых ворсинок (непрокрашенный хлопок). Однако эти ворсинки не заметны с расстояния в полметра.

Масло/Холст (1932)

Описание

Картина разделена на три части: небо, земля и люди (красная конница). Отношение ширина земли и неба в пропорции 0,618 (золотое сечение). Конница из трех...

Скачет красная конница - картина Казимира Малевича. В настоящий момент хранится в Русском музее. Написана в 1928-1932 годах, точная дата неизвестна, на многие свои поздние картины Малевич ставил более раннюю дату.

Картина долгое время была единственной из абстрактных работ художника, признаваемая официальной историей советского искусства, чему способствовало её название и изображение событий Октябрьской революции. Малевич поставил на обратной стороне дату 18 года, хотя на самом деле она была написана позже.

Картина разделена на три части: небо, земля и люди (красная конница). Отношение ширина земли и неба в пропорции 0,618 (золотое сечение). Конница из трех групп по четыре всадника, каждый всадник расплывается, возможно конница из четырёх рядов. Земля нарисована из 12 цветов[.