Опыт и ошибки. “Имеет ли человек право на ошибку?”

«Мастер и Маргарита» - это уникальное, нетрадиционное произведение М.А. Булгакова, так как в него входят два романа (роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера). Содержание этих двух романов сопоставляется и противопоставляется, но воспринимается как единое произведение, связанное с судьбой всего человечества. «Роман о Пилате», состоящий из 4 глав, - это рассказ об одном дне римского прокуратора Иудеи и его встрече с проповедником добра и справедливости Иешуа Га-Ноцри. Роман построен так, что почти все его герои стоят перед выбором: добро или зло, честь или бесчестие, вера или безверие, малодушие, трусость или самопожертвование во имя справедливости. Перед таким выбором встал и прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
Понтий Пилат - умный и могущественный правитель, в руках которого жизнь и смерть любого из жителей Иудеи. Типичную черту его характера автор подчеркивает деталью портретной характеристики- «белый плащ с кровавым подбоем». И читатель понимает, что прокуратор покоренной Иудеи - часть деспотической государственной машины, незапятнанной снаружи и обагренной кровью изнутри. Столкновение с бродячим философом Иешуа Га-Ноцри, которого приводят на суд к Пилату, обвиняемого в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма, производит переворот в душе игемона. Между ними происходит духовный поединок. Обращение Иешуа к Понтию Пилату -«свирепому чудовищу», как он сам себя называл, - «добрый человек» сначала разозлило его, а потом, после экзекуции вызвало в нем сложные мысли и чувства. Пилат - яркая и сильная личность, но в его душе царила жестокость, он всех презирал и понимал, насколько его положение унизительно и противно его душе. Но к тем, кого судил, он был безразличен: «Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем на утреннем солнцепеке стоит перед ним арестант с обезображенным побоями лицом и какие еще никому из нужные вопросы ему придется задавать». Его мучили постоянные головные боли и не давали покоя недобрые мысли. Поэтому ему хотелось к допросу арестованного отнестись формально, но так как он сформировался в условиях подчинения армейской дисциплине и государственным законам, то заставлял себя усилием воли допрашивать бродячего философа. Также он хорошо знал, что за малодушие в тоталитарном государстве его не простят. В ходе допроса прокуратор понял искренность убеждения Иешуа в том, что «злых людей нет на свете» и что его вера в доброе начало человека беспредельна. Любой безнравственный поступок, даже предательство бродячий философ готов отменить как временное заблуждение и оправдать. Даже кентуриона Марка он характеризует как доброго, хотя и несчастного человека. По убеждению Иешуа, главное достоинство в человеке - духовная сторона жизни, человек бескорыстно делает добро ради самой идеи добра. Все люди, по мысли бродячего философа, свободны и равны. Даже ради спасения своей жизни он не отрекается от своих убеждений и говорит только правду.

Будучи носителем античной культуры с ее идеалами гармонично развитой личности, прокуратор почувствовал не только интерес, но и уважение к Га-Ноцри, умному, свободному и счастливому человеку, который способен сострадать и помогать даже тому, кто отправляет его на казнь. Справедливые речи арестованного нашли отклик в больной душе игемона, уставшего от лицемерия. Поняв, что Иешуа невиновен, прокуратор даже пытался его спасти, но страх перед кесарем заставил Понтия Пилата вынести пророку смертный приговор. Из-за карьеры Пилат струсил восстать против несправедливости, освободив невиновного человека. С тех пор совесть правителя не знала покоя: он обрек себя ка вечные душевные муки. Пытаясь заглушить голос совести, прокуратор приказал убить Иуду, предавшего Га-Ноцри. Но и этот поступок не принес Понтию Пилату покоя. Ему приснился сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя. Слабость и трусость Пилата оборачиваются для него двухтысячелетней мукой раскаяния. Но в конце романа к Понтию Пилату приходит прощение, данное ему Мастером. Его простил и Иешуа. Так автор подвел читателя к мысли о том, что подлинное могущество только в доброте и участии, а не в силе власти.

Итак, через образ Понтия Пилата Булгаков утверждает, что всем ходом человеческой истории руководит добро, истина и свобода, а не зло и власть, которые находятся в вечной борьбе.

Тема совести в романе "Мастер и Маргарита".

Характеризующая функция художественного слова. (Анализ 2 главы.)

Цели урока

Обучающая: определить место второй главы в художественной системе произведения, выявить смысловую нагрузку булгаковских реминисценций и отступлений от канонических евангельских текстов; анализируя текст 2 главы, показать, как раскрывается автором тема совести.

Воспитательная: воспитывать ответственность за свой нравственный выбор, милосердие.

Развивающая: развивать логическое мышление, умение выражать свое мнение и аргументировать его, умение извлекать и сопоставлять информацию из различных источников.

Оборудование урока: текст романа Булгакова «Мастер и Маргарита», тексты Евангелий.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Разминка - словарная работа (у доски 2 ученика дают толкование лексического значения слова).

Ирод Великий - ?

Понтий Пилат - ?

Ершалаим - ?

Галилея - ?

Сузские ворота - ?

Каифа - ?

Лысая Гора - ?

Иуда из Кириафа - ?

Левий Матфей - ?

Иешуа Га-Ноцри - ?

Прокуратор - ?

Гемикрания - ?

Синедрион - ?

Игемон - ?

Трибун когорты - ?

Мессия - ?

Легат легиона - ?

Арамейский язык - ?

Тетрарх - ?

Пасха у иудеев - ?

В это время проводится тестирование по текстам Евангелия от Матфея и романа Булгакова.

1 вариант

тексты Евангелий

2 вариант – роман Булгакова

1. Иисус родился в... (место?)

2. Земная жизнь Иисуса длилась... (сколько лет?)

3. Иисус прибыл в Иерусалим через Сузские ворота... (как?)

4. Иуда закончил жизнь... (каким образом?)

5. Ученик Иисуса, бывший до встречи с ним мытарем... (имя?)

6. Отдав Иисуса на казнь, Понтий Пилат совершил ритуал... (какой?)

7. Одежду распятого Иисуса палачи...

делили, бросая жребий

бросили у креста, т. к. она представляла собой лохмотья

1. "Более всего на свете прокуратор ненавидел запах..."

2. "Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление..."

3. "Никто не знает, что случилось с прокуратором Иудеи, но он позволил себе поднять руку, как бы заслоняясь от солнечного луча, и за этой рукой, как за щитом, послать арестанту какой-то... взор"

4. "...Согласно обычаю, одного из этих 2 преступников нужно будет отпустить на свободу в честь наступающего сегодня великого праздника..."

5. "Передать распоряжение прокуратора о том, чтобы Иешуа Га-Ноцри был отделен от других осужденных, а также о том, чтобы команде тайной службы было под страхом тяжкой кары запрещено..."

3. Целеполагание.

Слово учителя. Сравнивая канонические евангельские тексты со 2 главой булгаковского романа, мы обнаружили многочисленные расхождения. Сформулируйте вопросы, которые у вас возникли. (Каков их смысл? Какую смысловую нагрузку несут булгаковские реминисценции?)

4. Анализ текста с помощью эвристических вопросов

1. Как вы думаете, знал ли Булгаков Евангелие? Или это просто ошибка? Докажите свою мысль.

2. Очерчен ли характер Понтия Пилата в Евангелиях?

3. Какие средства создания характера, образа в художественной литературе вы знаете? (Портрет, речь героя, авторская характеристика, поступки, интерьер, отношение к нему действующих лиц)

4. Обратим внимание на портрет Понтия Пилата, в романе и попробуем определить смысловую функцию деталей (работа выполняется учеником письменно у доски).

5. Каким предстает Иисус в Евангелиях?

6. Какие детали обращают на себя внимание в портрете Иешуа в романе? (работа выполняется учеником письменно у доски).

7. Какую роль играет описание места действия?

8. О чем говорит тон прокураторской речи, слова, с которыми он обращается к Иешуа? Почему прокуратору захотелось узнать родословную Иешуа?

9. Охарактеризуйте речь Иисуса. Как он относится к людям? Каков тон его высказываний? Меняется ли он на протяжении беседы с Понтием Пилатом?

В ходе обсуждения составляется таблица.

Портрет Понтия Пилата

Портрет Иешуа

Воин и политик. Властность, значительность, торжественность образа прокуратора, оппозиция "человеческое-прокураторское".

Человечность, простота, нет оснований заподозрить в нем богочеловека

Окружающая обстановка

Подчеркивает важность, значительность социального статуса игемона.

Резко контрастирует с портретом Иешуа

Речь героев

"Разбойник, бродяга, преступник..." - властность, обращение с людьми согласно их социальному статусу.

"Добрый человек" - одинаковое отношение к людям, независимо от их социального статуса, гуманизм.

10. С какой целью автор последовательно и подробно описывает состояние, реакцию секретаря на происходящее? Какие чувства испытывает он? Почему так велико удивление секретаря? Попробуйте последовательно охарактеризовать чувства, которые переживает секретарь.

Наблюдение над текстом (выполняет ученик на доске)

Реакция секретаря

· ...удивление ("удивление выразилось на лице секретаря, ...перестал записывать и исподтишка бросил удивленный взгляд")

· растерянность ("не зная, что ответить на это, секретарь счел нужным повторить улыбку Пилата")

· изумление ("секретарь вытаращил глаза на арестанта и изумление не дописал слова")

· потрясение ("...ничего более не записывал, а только вытянув голову как гусь старался не проронить и одного слова")

· страх ("смертельно побледнел и уронил свиток на пол")

· неверие в происходящее, недоверие ("думал теперь об одном, верить ли ушам своим или не верить")

11. Как удалось Иешуа добиться того, что "кровавое чудовище" стало человеком? Чем он подействовал на прокуратора?

12.Почему Понтий Пилат запрещает Иешуа после заключения под стражу общаться с людьми? В чем власть Иешуа?

13. Почему читателю дано проникнуть в мысли прокуратора, но не во внутренний мир Иешуа? Почему прокуратор изображен "изнутри", Иешуа - "извне"?

14. Почему помилован разбойник, а не Иешуа? Кто из них опаснее для неправедной власти?

15. Какова роль еще одного портрета, который предстает перед затуманенным взором прокуратора, понявшего, что Иешуа умрет? Чей это портрет? (определить смысловую функцию деталей портрета Тиберия)

16. Можно ли Понтия Пилата назвать слепцом, фанатиком, преданным Тиберию?

17. Имеет ли значение тот факт, что в романе Булгакова Понтий Пилат одинок, а в Евангелии от Матфея упоминается о жене прокуратора? (Предание на казнь Иешуа можно было бы оправдать страхом прокуратора за судьбу близких, но Булгаков оставляет Понтия Пилата наедине со своей совестью, он боится только за свою жизнь.) Да Нет

Человек - совокупность обстоятельств Человек - существо духовное, он

Лишен духовности, мук совести ответствен и одинок перед своей совестью

Зло, заключенное в самой ситуации, требует изменения этой ситуации.

В чем высший нравственный смысл выбора Иешуа? Почему он не стремится избежать казни?

Человек не запрограммирован на добро, он не робот, ему предоставлено право выбора, и он может искупить вину покаянием.

1. Рефлексия.

Домашнее задание. Перечитать "московские" главы, биографию Булгакова. В чем для Булгакова современность истории Понтия Пилата и Иешуа? Кому из людей дается дар слова?

« » – это уникальное, нетрадиционное произведение М. А. Булгакова, так как в него входят два романа (роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера). Содержание этих двух романов сопоставляется и противопоставляется, но воспринимается как единое произведение, связанное с судьбой всего человечества. «Роман о Пилате», состоящий из 4 глав, – это рассказ об одном дне римского прокуратора Иудеи и его встрече с проповедником добра и справедливости . Роман построен так, что почти все его герои стоят перед выбором: добро или зло, честь или бесчестие, вера или безверие, малодушие, трусость или самопожертвование во имя справедливости. Перед таким выбором встал и прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Понтий Пилат – умный и могущественный правитель, в руках которого жизнь и смерть любого из жителей Иудеи. Типичную черту его характера автор подчеркивает деталью портретной характеристики- «белый плащ с кровавым подбоем». И читатель понимает, что прокуратор покоренной Иудеи – часть деспотической государственной машины, незапятнанной снаружи и обагренной кровью изнутри. Столкновение с бродячим философом Иешуа Га-Ноцри, которого приводят на суд к Пилату, обвиняемого в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма, производит переворот в душе игемона. Между ними происходит духовный поединок. Обращение Иешуа к Понтию Пилату -«свирепому чудовищу», как он сам себя называл, – «добрый человек» сначала разозлило его, а потом, после экзекуции вызвало в нем сложные мысли и чувства. Пилат – яркая и сильная личность, но в его душе царила жестокость, он всех презирал и понимал, насколько его положение унизительно и противно его душе. Но к тем, кого судил, он был безразличен: «Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем на утреннем солнцепеке стоит перед ним арестант с обезображенным побоями лицом и какие еще никому из нужные вопросы ему придется задавать». Его мучили постоянные головные боли и не давали покоя недобрые мысли. Поэтому ему хотелось к допросу арестованного отнестись формально, но так как он сформировался в условиях подчинения армейской дисциплине и государственным законам, то заставлял себя усилием воли допрашивать бродячего философа. Также он хорошо знал, что за малодушие в тоталитарном государстве его не простят. В ходе допроса прокуратор понял искренность убеждения Иешуа в том, что «злых людей нет на свете» и что его вера в доброе начало человека беспредельна. Любой безнравственный поступок, даже бродячий философ готов отменить как временное заблуждение и оправдать. Даже кентуриона Марка он характеризует как доброго, хотя и несчастного человека. По убеждению Иешуа, главное достоинство в человеке – духовная сторона жизни, человек бескорыстно делает добро ради самой идеи добра. Все люди, по мысли бродячего философа, свободны и равны. Даже ради спасения своей жизни он не отрекается от своих убеждений и говорит только правду.

Будучи носителем античной культуры с ее идеалами гармонично развитой личности, прокуратор почувствовал не только интерес, но и уважение к Га-Ноцри, умному, свободному и счастливому человеку, который способен сострадать и помогать даже тому, кто отправляет его на казнь. Справедливые речи арестованного нашли отклик в больной душе игемона, уставшего от лицемерия. Поняв, что Иешуа невиновен, прокуратор даже пытался его спасти, но страх перед кесарем заставил Понтия Пилата вынести пророку смертный приговор. Из-за карьеры Пилат струсил восстать против несправедливости, освободив невиновного человека. С тех пор совесть правителя не знала покоя: он обрек себя ка вечные душевные муки. Пытаясь заглушить голос совести, прокуратор приказал убить Иуду, предавшего Га-Ноцри. Но и этот поступок не принес Понтию Пилату покоя. Ему приснился сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя. Слабость и трусость Пилата оборачиваются для него двухтысячелетней мукой раскаяния. Но в конце романа к Понтию Пилату приходит прощение, данное ему Мастером. Его простил и Иешуа. Так автор подвел читателя к мысли о том, что подлинное могущество только в доброте и участии, а не в силе власти.

Итак, через образ Понтия Пилата Булгаков утверждает, что всем ходом человеческой истории руководит добро, истина и свобода, а не зло и власть, которые находятся в вечной борьбе.

Аргументы к итоговому сочинению 2016-2017 года по произведению "Мастер и Маргарита"

Итоговое сочинение 2016-2017: аргументы по произведению "Мастер и Маргарита" для всех направлений

Честь и бесчестие.

Герои: Воланд, Мастер, Маргарита

Литературный пример. Ложь, страх и бесчестие пронизывают роман насквозь. Все лгут, страшатся и лукавят. Воланд и его свита выводят «на чистую воду» завравшихся горожан, но тут же обманывают всех собравшихся в варьете, мастерски играя на их страстях. Обманывает он и Мастера с Маргаритой, не дав им прожить и дня обещанной счастливой жизнью в подвальчике. Сделка с дьяволом -грандиозный обман, увенчанный гибелью. Оба героя, сослужив службу нечистому и получив от него обещание исполнения желаний, отравлены по его указанию в тот же день, они так и не успели насладиться свободой.

Победа и поражение.

Герои: Понтий Пилат

Литературный пример: Во сне прокуратор производит впечатление абсолютно другого человека. Пилат соглашается с мыслью Иешуа о том, что они теперь всегда будут вместе. Прокуратор перестает испытывать отвращение, которое возникало у него по отношению ко всему, что было связано с учением Иисуса.
Стоит человеку обрести богатство, как сразу же он начинает бояться его потерять.
Сон позволяет Пилату сделать то, на что он не мог решиться в жизни. Зачастую литературные критики оценивают сон Пилата, его прогулку по «лунной дороге» как высшую победу человека над самим собой.

Ошибки и опыт.

Герои: Понтий Пилат

Литературный пример: Пилат не смеет пойти против воли Синедриона, с ощущением совершения непоправимой ошибки он объявляет свое решение толпе. После этого рокового поступка в голове игемона проносятся страшные мысли: "Бессмертие... Пришло бессмертие... Чье бессмертие пришло?" Героя обрекли на вечные страдания. После казни ни в чем не повинного Иешуа Пилат мучается страшными угрызениями совести. Он ясно чувствует свою ошибку, но уже не в силах что-либо исправить: "Ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями".

Разум и чувства.

Герои: Мастер, Маргарита

Литературный пример: Любовь между Мастером и Маргаритой вспыхнула, как только они увидели друг друга: «Так поражает молния! Так поражает финский нож!». Героиня любит мастера всем своим сердцем, вдыхает жизнь в его квартирку. Свою внутреннюю силу и энергию она отдает роману своего возлюбленного. Герои очень разные. Мастер спокоен, задумчив. Маргарита же сильная и резкая. Мастер воплощает в себе раздумье, мысль, Маргарита – действие. Они настолько близки духовно, что просто не могут существовать раздельно. Будучи безумно одинокими до своей встречи, герои обретают понимание, поддержку, искренность и тепло.


Может ли человек прожить без ошибок? Попробую разобраться, а что же такое ошибка? Мне кажется, что ошибка- это непреднамеренное отклонение человека от правильных действий и поступков. Вероятность того, что человек сможет прожить жизнь не совершив ни одной ошибки ничтожно мала, поэтому мне кажется, что без ошибок человек просто не может существовать, ведь в нашем мире все настолько сложно, что человек живет получая опыт не только от своих ошибок, но и от чужих. Недаром говорят:"На ошибках учатся".

Поэтому я думаю, что ошибки допустимы в жизни человека, главное, чтобы последствия этих ошибок можно было устранить.

Почему же мы так часто совершаем ошибки? Мне кажется, что все-таки по незнанию. Но совершив ошибку раз, мы должны извлечь из нее урок, чтобы впредь ее не совершать. Не зря ведь говорится в пословице:"Кто в своих ошибках не кается- больше ошибается".

Так, главный герой повести Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка" Петр Гринев, будучи юным парнем, совершил ошибку. Когда Петруше исполнилось шестнадцать лет, отец решил отправить сына на службу в Белгородскую крепость. Путь был неблизким, поэтому отец отправил с ним Савельича- человека, с которым буквально рос мальчик. Когда Савельич оставил мальчика одного, неопытность Петруши сыграла свою роль. Мальчик, находившийся всю жизнь под строгим контролем, почувствовал себя свободным и не отказался выпить с мужчиной, с которым познакомился бродя по комнатам.

Через некоторое время Петруша уже согласился играть в бильярд, где проиграл сто рублей. Не зная меры, юноша напился так, что еле стоял на ногах, обидел Савельича, а наутро чувствовал себя плохо. Своим поступком мальчик подставил Савельича перед своими родителями и долго корил себя за это. Петруша Гринев осознал свою ошибку и впредь ее не совершал.

Однако бывают ошибки. цена которых может быть слишком велика. Любой непродуманный поступок, любое неверно сказанное слово могут привести к трагедии.

В романе Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита" такую непоправимую ошибку совершил прокуратор Понтий Пилат, убив философа Иешуа Га-Ноцри. Иешуа проповедовал людям зло власти и за это был арестован. Прокуратор разбирает дело Иешуа. После разговора с философом, Пилат считает, что тот невиновен, но все равно приговаривает его к казни потому, что надеется, что местные власти помилуют философа в честь праздника Пасхи. Однако местные власти отказываются помиловать Иешуа. Вместо него, они освобождают другого преступника. Понтий Пилат мог освободить странника, но он того не делает, ибо боится потерять свою должность, боится показаться легкомысленным. И за свое преступление прокуратор несет наказание в виде бессмертия. Понтий Пилат осознал свою ошибку, но изменить уже ничего не может.

Подводя итог, хочу сказать, что человек все-таки может совершить ошибки, но эти ошибки могут быть разными. Одни помогают набраться опыта, но существуют и такие, которые вредят людям. Поэтому, чтобы не совершать ошибок, нужно несколько раз подумать перед тем, как что-либо делать.

Обновлено: 2016-11-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.