Откуда выражение "усидеть на двух стульях"?. Сидеть между двух стульев (на двух стульях) Нельзя сидеть на двух стульях
Сидеть между двух стульев (на двух стульях)
Разг. Неодобр. Занимать неопределённую позицию, склоняться одновременно к двум противоположным точкам зрения; угождать обеим противостоящим сторонам. БМС 1998, 556.
Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .
Смотреть что такое "Сидеть между двух стульев (на двух стульях)" в других словарях:
Глаг., нсв., употр. наиб. часто Морфология: я сижу, ты сидишь, он/она/оно сидит, мы сидим, вы сидите, они сидят, сиди, сидите, сидел, сидела, сидело, сидели, сидящий, сидевший, сидя; сущ., с. сидение … Толковый словарь Дмитриева
Сижу, сидишь; сидя; нсв. 1. Находиться в вертикальном положении, при котором туловище опирается на что л. своей нижней частью, а ноги (лапы) согнуты или вытянуты; занимать место для сидения где л. С. на задней парте, на диване, на брёвнышке, на… … Энциклопедический словарь
сидеть - сижу/, сиди/шь; си/дя; нсв. см. тж. сидя, сиживать, сидение, сиденье 1) а) Находиться в вертикальном положении, при котором туловище опирается на что л. своей нижней частью, а ноги (лапы) согнуты или вытянуты; занимать место для сидения где л … Словарь многих выражений
Сесть (остаться) промеж двух стульев на голо (на голое) Хотел задом два стула захватить, да и сел промеж двух на голо (остаться ни с чем) Ср. Жить промеж двух на голо. Ср. (До войны) мы больше всего говорили о самих себе, о каких то надеждах,… …
Хотел задом два стула захватить, да и сел промеж двух на голо (остаться ни с чем) Ср. Жить промеж двух на голо. Ср. (До войны) мы больше всего говорили о самих себе, о каких то надеждах, разлетевшихся в прах и оставивших нас между двух стульев.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Остаться ни с чем Ср. (До войны) мы больше всего говорили о самих себе, о каких то надеждах, разлетевшихся в прах и оставивших нас между двух стульев. Салтыков. В среде умеренн. 2. На досуге. Ср. Мать взыскивает по векселю с сына, подчиняясь… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Сидеть на одном стуле. Кар. Вместе жить, работать. СРГК 4, 151. Сесть стулом. Пск. Потерять возможность движения, не иметь возможности провести свои намерения в исполнение; попасть в безвыходное положение. Доп., 1858. Сидеть на стулу. Пск.… … Большой словарь русских поговорок
МЕБЕЛЬ - (от франц. meuble мебель), предметы обихода, служащие для лежания, сидения, хранения вещей и т. п. В зависимости от назначения, .места, способа пользования материал и конструкция М. могут быть весьма разнообразны, как разнообразив! в зависимости… … Большая медицинская энциклопедия
интерьер - Рис. 1. Способ моделирования интерьера квартиры. Рис. 1. Способ моделирования интерьера квартиры. интерьер квартиры её внутреннее пространство, определённым образом организованное и благоустроенное. Необходимые условия комфортабельности… … Энциклопедия «Жилище»
Народная мудрость славится своими точными и сатирическими высказываниями. Все они основаны на жизненных наблюдениях.
Данное выражение из этой же области, видимо кто-то когда то подметил, как человек пытается примоститься на двух разных стульях - и там усесться, и там посидеть, а если уж стулья расположены в разных местах, так это вообще проблематично. И вот оно уже становится крылатым, и его применяют во всех сферах нашей жизни.
Конечно выражение аналогично такому же про зайцев и его значение многогранно:
Попытка заняться несколькими делами сразу, при чем каждое из них требует особого внимания. В результате ты можешь не сделать ни одного.
Можно применить к руководящим креслам, кто-то от жадности нахватал должностей и ни с одной справиться не может, а поделится жалко.
А может быть кто-то пытается жить по принципу " и вашим, и нашим", пытается поиметь для себя выгоду сразу же от двух сторон, мечется между двух лагерей.
В общем, человек не может определиться со своей позицией и своего мнения у него тоже нет, он пытается всем угодить.
Такое случается и в делах сердечных, и в политике, и в семейной жизни и в социуме.
На двух стульях усидеть
Невозможно разом,
Счастье может улететь,
Не моргнешь и глазом.
Сердце нежное свое
Расспроси скорее,
Оно скажет, где твое
И кто ему милее.
Вот вижу сколько не стыковок, противоречий имеем по поводу описаний, проживаний того, что называем Богом и еще Бытием. Хорошо бы определится раз и навсегда и не вносить путаницу в общении. А то говорим одно подразумеваем другое. Вот опять подняли тему Бога, но давайте честно признаем, что это вера в то нечто высшее, что за пределами тебя. И это уже сразу двойственность, об этом Хокинс не раз говорил. Но тогда не надо юлить, и рассказывать, что все в Боге и важно увидеть это в себе. Нет. Настоящая вера в Бога - это вера, или в Христа, или в индуистскую статую какую и через нее получать благость. Но вот божества индуистские, откуда происходит тантра нашему человеку вообще не подходит, так как это образ жизни с детства во круге, в деревне, где просыпаются и ложатся в поклонении ей. И вот от сюда и начинается настоящая то тантра, когда адепт много лет пропитался, да так, что с этим внутренним изображением и благостью даже в туалет ходит отлить.
Если рассмотреть наших верующих в Христа, то они ничего не ищут, не бывают на сайте адвайты, они просто веруют. Да их носит постоянно то в благость, то в падение, но это их такой путь. При слове Бог у них благововение, а не как у нас описание всего, а тут же сразу, что Бог есть любовь А как только видим жесть, то сразу твердим, что это от эго, а не от Бога. Так если все Бог так и любая гадость тоже Бог.
Мы же тут вообще хотим скрестить И Бога и Бытие и еще черта(омраченность). Вот Бытие - есть да. У адвайтина - это не миф о Боге, а то что существует прям сейчас. А вот что существует сейчас как переживание Бытия? И вот тут тоже начинаются происки эго - типа всё что происходит - это уже все в Бытие.
Я вот вижу, что если так говорить, то только себе под одеялом и то тогда, когда это Бытие наполнено какой то живой субстанцией, попростУ когда чувствуешь по настоящему Живым. А если не чувствовать то лучше омраченности пошатывать, чтобы отвалились. Но вот порадокс, чтобы их распустить, нужно быть Живым. И вот тут то вся тема про Прощение, Невинность, про открытия себя Живым в помощь. И тут и Душа иногда начнет проклевываться. Тут главное не запустить процесс когда пропадает, чуть ранее проклюнувшая Душа сбежавшая и не стоит сразу пускаться в поиск ее, а то растяжка обеспечена. Пусть проживаться будет другой уровень житейский. А что в житейском почувствуется Живое, то и будет к месту. Сегодня гулял возле озера увидел девушка гуляет с собачкой. У меня прям Душа расцвела увидев их на пару. А минутой позже пьяная компания сидит на лавочке поругиваются и слюни пускают. Ну и чего, вижу ровное к ним чувство комфортное. И даже не стал рыться куда Душа спряталась.
Так что признаюсь честно - про Бога я могу только додумать, а в Бытие Жить.