Печорин и грушницкий отличительные характеристики героев. Сочинение на тему: Печорин и Грушницкий, сравнительная характеристика героев (по роману «Герой нашего времени» М.Ю


Портрет Печорина: среднего роста, стройный, крепкого телосложения. У него были бледные пальцы; в его улыбке было что-то детское; у него были белокурые волосы, но усы и брови - чёрные; были карие глаза, вздёрнутый нос, зубы ослепительной белизны; его глаза не смеялись, когда смеялся он. Возраст- около двадцати пяти лет. Портрет Грушницкого: был ранен пулей в ногу, ходил с костылём.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Выглядел на двадцать пять лет, в то время как, на самом деле, ему был лишь двадцать один год. Он был хорошо сложен, у него была смуглая кожа и чёрные волосы, усы. Закидывал назад голову, когда говорил. Характер Печорина: этот персонаж не способен на искреннюю дружбу. В его характере одной из основных черт является эгоизм (прослеживается во многих его поступках). (он был скрытен, о чём свидетельствовала его походка). В его характере присутствует решительность, любопытство (прослеживаются в поступках, описываемых в главе "Тамань"). Характер Грушницкого: он не слушает собеседника (своеобразное проявление эгоизма). Его цель - сделаться героем романа. В характере присутствует романтизм (следствие этому- поездка на Кавказ). Поступки Печорина: Печорин, встречаясь с Верой, находясь в отношениях с ней, приносит ей не счастье, а лишь одни страдания. С княжной Мэри обходится подобно Онегину с Ольгой (увлекает девушку, дабы позлить другого), не думает о последствиях. Также в одном из его поступков есть доля решительности (он до последнего старается не раскрывать жульничество Грушницкого, рискуя жизнью). Поступки Грушницкого: подло планирует сжульничать на дуэли: не заряжает пистолет Печорина. Отношение Печорина к княжне Мэри: он не испытывал искренней и сильной любви к Мэри. Он проводил с ней время лишь из-за зависти к Грушницкому, чтобы позлить его, а также из-за того, что истинная любовь Печорина (Вера) могла встречаться с Печориным лишь в доме Лиговских (княгини и княжны Мэри). Отношение Грушницкого к княжне Мэри: он влюбился в Мэри. Его чувство искренне (он восхищается её пением, в то время как она поёт ужасно, носит кольцо с именем "Мэри"). Поведение Печорина во время дуэли: проявил благородство. Он предоставил Грушницкому возможность сохранить себе жизнь (но подтвердить, что сказанное- клевета), в то время как Грушницкий устроил нечестную дуэль. Печорин также нервничал (пульс лихорадочный, но по лицу было незаметно). Поведение Грушницкого во время дуэли: Грушницкий, отказавшись от выстрела в Печорина, проявляет некую положительную черту характера (он думал, что Печорин не знает о заговоре). Грушницкий также очень нервничал во время дуэли (особенно во время раздумий: выстрелить ему в Печорина или нет). Общий вывод (что из себя представляют эти персонажи): у обоих персонажей в характере есть отрицательные черты: у Печорина- эгоизм, который сопутствует многим его поступкам, у Грушницкого - подлость, раз он решился устроить нечестную дуэль. Что касается внешности, эти герои противоположны: Печорин - белокурый, Грушницкий - темноволосый.

Обновлено: 2018-01-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов описывает мужчин своего времени. Чтобы роман читали, должна быть интрига, борьба между мужчинами. Вот они двое – Печорин и Грушницкий. Оба такие разные и внешнее, и внутренне.

Грушницкий – молодой человек, смуглый и черноволосый, выглядит старше своего возраста. Ему всего 21 год. Возраст романтиков и максималистов. Он так восторженно воспринимает всех людей и всё происходящее вокруг. Много болтает и мечтает стать героем романа.

Печорин – полная ему противоположность. Образованный светский циник, язвительный и злопамятный эгоист. Манипулятор, отлично разбирающийся в людях, хороший психолог. Он же сам об этом намекает фразой, о своём главном удовольствии – подчинять своей воле окружающих людей. Он получает от этого удовольствие и тешит своё самолюбие.

Но, однако, эти две противоположности даже дружили. Хотя Печорин не исключал, что они когда-нибудь сойдутся на узенькой дорожке.

Печорину скучно. Он хочет поразвлечься, показать, кто здесь главный, унизить Грушницкого в глазах княжны. Поэтому, он хочет влюбить девушку в себя излюбленным способом – безразличием и равнодушием. Печорин – отличный манипулятор людьми, разбил не одно женское сердце. Княжна Мэри попадает в его сети и влюбляется в негодяя.

Кроме того, он обсуждает Грушницкого с Вернером, как какая-нибудь болтливая баба.

Но Грушницкий не так прост, как кажется на первый взгляд. Сцена под балконом Веры проливает свет на его двуличную натуру. Он трус и непорядочный человек, если позволяет себе оклеветать девушку. А дальше - больше. Он предлагает оставить незаряженным пистолет Печорина в сцене дуэли. Это низко и подло, и не достойно для чести мужчины и военного.

Но для Печорина это была не первая дуэль, он был опытным дуэлянтом. Поэтому, смог избежать гибели. Всё-же как требовал устав о дуэлях, Печорин предлагает Грушницкому извиниться. И получает отказ. А потом без сожаления убивает его. Печорин – жестокий циничный человек.

Не нужна ему была ни княжна Мэри, ни Вера. Он получает удовольствие от того, что манипулирует людьми. И всё-же, на мой взгляд, он глубоко несчастный человек, не способный на искреннюю дружбу и настоящую любовь.

2 вариант

В своих произведениях Лермонтов очень часто обращался к темам человеческих чувств и эмоций. Он подчёркивал, что в его время людям нахватает некоторой искренности, что им нахватает искренности, доброты, может быть даже нахватает некой сердечности, нахватает эмоциональности. Лермонтов как человек всегда был весьма богат на эмоции, что также отмечали его родные и современники, и потому Лермонтов того же требовал и от окружающих, однако он не мог добиться той же искренности и благоразумия, которые проявляет он сам. И в итоге он начал писать о данной проблеме в своих произведениях, дабы донести её до каждого своего читателя, и чтобы он хоть что-то понял. Подобным произведением стало “Герой нашего времени”.

В нём автор описывает простую человеческую жизнь в то время. Тот быт и рутину, которой занимались люди. Он так точно и ясно описывал человеческие взаимоотношения, из-за чего у его читателей не возникало никаких сомнений в естественности образов, представленных в нём. Также автор раскрывает в нём естественную для себя тему – недостаток искренности окружающих его людей. Пронося образы таких людей через своё произведение, автор создаёт поистине уникальную атмосферу, которая впоследствии дополняется их переживаниями, личностным ростом, и также знакомством с новыми персонажами. Примером таких образов персонажей являются Печорин и Грушницкий.

Оба этих человека представляют в произведении ту или иную проблему, которая так или иначе затронула разум автора, и он решил обсудить её в данном произведении. Поближе познакомившись с книгой, мы видим, что Печорин человек вспыльчивый, яростный, всегда готовы ринуться в бой, не терпящий промедлений. Он привык всё и всегда получать сразу, а если ему что-то наскучит, то он сразу же бросает наскучивший ему предмет, потому Печорина вполне можно назвать человеком, который совсем не ценит то, что имеет.

Грушницкий же человек, противоположный Печорину. Он вдумчивый, романтик, который предпочтёт материальным благам духовные, но даже с таким персонажем всё не так просто. Грушницкий хоть и является человеком чести, ему всё же недостаёт решительности, так как он привык в основном мечтать и размышлять, нежели же перейти к активным действиям. Грушницкий тот человек, который не любит брать дело в свои руки, скорее он отдаст эту привилегию более уверенному в себе Печорину.

Сочинение 3

У каждого писателя есть произведение, которое обессмертило его имя. Та самая история, написания которой было достаточно для того, чтобы об авторе вспоминали и десятки лет спустя. Для Михаила Юрьевича Лермонтова таким произведением стал «Герой нашего времени».

В этом романе есть чётко выраженный главный герой – офицер Григорий Печорин. Для того чтобы наиболее точно раскрыть все его качества, Лермонтов противопоставляет герою другой персонаж – юнкер Грушницкий. У молодых людей так же много сходств, как и различий.

По своему происхождению оба персонажа были дворяне. Однако если в жилах Печорина текла аристократическая кровь, то Грушницкий был самым простым парнем из народа.

Оба молодых человека были военными и служили на Кавказе. Но Печорин являлся жителем Петербурга, а Грушницкий вырос в самой обыкновенной деревне.

И один, и второй персонаж получили хорошее образование. Герои были достаточно воспитаны, горды и самолюбивы. И Печорин, и Грушницкий являлись злопамятными и мстительными людьми.

Герои были практически одного возраста. Печорину на момент повествования было около 25 лет, а Грушницкому только исполнилось 20 лет, хотя и выглядел он старше.

И Печорин, и Грушницкий были очень видными молодыми людьми. При этом их внешние качества едва ли можно назвать схожими. Хотя бы по той причине, что в отличие от Печорина, Грушницкий очень следил за своим внешним обликом, что не могло не бросаться в глаза.

Григорий был из тех, про кого говорят «порода». Печорин – блондин с чёрными бровями и усами. Это молодой человек среднего роста и хорошего телосложения. Бледный цвет лица, карие глаза, холодный взгляд и небрежная походка придавали герою особый шарм. Григорий всегда богато одевался и ходил только в чистой и выглаженной одежде.

Грушницкий любил производить впечатление, и его внешние данные позволяли это делать. Молодой человек был смуглым брюнетом с выразительными чертами лица. Как и Печорин, Грушницкий был хорошо сложен и носил усы.

Главное отличие героев в их темпераменте. Григорий был сдержан и холоден – его лицо не выражало никаких эмоций, говорить он тоже не любил. Грушницкий же, напротив, был говорлив, страстен и эмоционален.

Печорин был дерзким, наглым, несентиментальным и храбрым. Он знал людей, знал, как обращаться с женщинами и как пользоваться своим положением. Грушницкий был от этого всего далёк: неопытен, сентиментален, скромен, труслив.

Несмотря на то, что у героев есть схожие черты, в общем понимании они абсолютно разные. Именно благодаря Грушницкому, Михаил Юрьевич смог показать всю глубину души Григория Печорина.

`

Популярные сочинения

    Учитель это очень важная, благородная и ответственная профессия. Если честно я восхищаюсь теми людьми, которые выбрали педагогический путь, ведь это огромный труд

    Школьные занятие подошли к концу, начались долгожданные каникулы, а сними и жаркое лето. Лето чудесная пора, которая открывает большое количество возможностей для отдыха

  • Сочинение по картине В жаркий день Маковского (2, 5 класс описание)

    Глядя на картину Маяковского, мы видим летний знойный день, где у небольшого чистого пруда, на деревянной лавочке под широким деревом, окутанным зеленой густой листвой, в парке сидит, богато одетая семья

Одними из действующих лиц, противопоставляемых в романе Лермонтовым, являются Печорин и Грушницкий. Характеристика их личностей позволяет глубже проникнуть в замысел произведения.

Образ главного персонажа

Печорин, чья жизнь описывается в романе, жил в 30-х годах XIX века. Это человек из аристократического круга, читатель видит, что герой образован и неглуп. Как и многие отпрыски богатых семей, он ведет праздную жизнь. По причине серьезного проступка его ссылают на Кавказ, в действующую армию.

Несмотря на аристократическое происхождение, Печорин представляет собой очень сильную личность с закаленной душой. В отличие от многих своих современников, герой склонен к анализу своего бытия, пытаясь понять самого себя.

Он умеет чувствовать людей, понимать мотивы их поступков, поэтому чаще всего его отношение к окружающему обществу весьма критично. Очень ярко его личность показывает свое внутреннее «я» в главе «Княжна Мери», в которой описывается дружба, а затем столкновение героя с Грушницким.

Образ Грушницкого

Юнкер Грушницкий незнатного происхождения, из небогатой семьи. Это романтичный юноша, мечтающий о любви княжны Мери, желающий всегда быть в центре внимания. Он малообразованный, что пытается компенсировать напыщенностью. Душа его пуста и занята мелкими суетными делами. Грушницкий проигрывает Печорину по многим параметрам.

Противостояние героев

Эта глава романа построена на возникшем соперничестве двух героев. Первоначальная дружба быстро переходит во вражду. Фальшь, пустота и напыщенность Грушницкого раздражают Печорина. В ответ Грушницкий ненавидит Печорина за то, что ему все дается легко, за то, что он намного лучше и умнее его.

От скуки ввязавшись в это противостояние, Григорий Печорин решает влюбить в себя княжну Мери, по которой пылко вздыхает Грушницкий. Он не испытывает к ней никаких чувств, однако видит в этом прекрасный шанс еще раз уязвить бывшего друга.

Отношения с Мери обоих персонажей стали тем катализатором, который спровоцировал дальнейшее развитие событий. Грушницкий пленяется знатной девушкой, а Печорин всего лишь хочет развеять скуку и самоутвердиться, влюбив в себя княжну.

Молодой повеса, избалованный вниманием женщин, знает, как привлечь внимание неискушенной в любовных интригах девушки. Его незаурядная личность сразу же заинтересовывает многих из «водяного общества». Завладев любовью Мери, Печорин практически тут же забывает о ней, переключаясь на Веру.

Развязкой становится дуэль

Григорий хорошо понимает, что доводит своего противника до бешенства, но ему это даже нравится. Предчувствие столкновения его бодрит. Напряженность ситуации разрешается взрывом - ревность и зависть толкают Грушницкого на дуэль.

Смертельная схватка еще четче показывает нам, какими в глубине души являются персонажи романа. Печорин ведет себя спокойно и благородно, а его противник, не задумываясь, идет на бесчестный обман, желая уничтожить врага даже ценой подлога.

Печорин и Грушницкий в книге противопоставлены, что дает возможность увидеть - какими бы ни были они разными, на самом деле они являются недостающими звеньями в судьбе друг друга. Жизнь Григория Печорина является искаженным отражением жизни Грушницкого. То же самое можно сказать и о Грушницком. Они оба - отрицательные герои того времени, которое их породило

Главный герой романа - Печорин - жил в тридцатые года девятнадцатого столетия. Это время можно охарактеризовать, как года пасмурной реакции, которая настала после разгрома декабристского восстания 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти применение своим силам. Невера, сомнение, возражение стали особенностями сознания молодого поколения. Идеалы родителей они отвергли еще «с колыбели», а вместе с этим усомнились и в моральных ценностях как таких. Вот почему В. Г. Белинский сказал, что «Печорин глубоко страдает», не находя применение необъятным силам своей душу. Создавая «Героя нашего времени», Лермонтов изображал жизнь таким, которым она была на самом деле. И он нашел новые художественный средства, которых еще не знала ни российская, ни западная литература и которые захватывают нас до этого дня соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, «выстраивая» их, раскрывая одного героя сквозь восприятие другого

Давайте же детальнее рассмотрим двух героев романа - Печорина и Грушницького. Печорин за происхождением аристократ, получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он «пустился в большой мир» и « стал наслаждаться бешено всеми приманками». Легкомысленная жизнь аристократа ему в скором времени надоедливая, надоело и чтение книг. После «громкой истории в Петербурге» Печорина засылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает не его аристократическое происхождение: «бледный», «благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «слепяще-чистую белизну». Печорин - физически сильный и выносливый мужчина. Он наделен незаурядным умом, критически оценивает окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников самокритичный: «Мы не способные более к большим жертвам нет для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Он чудесно разбирается в людях, не удовлетворяется сонной жизням « водного общества» и дает уничтожают характеристики столичным аристократам. Наиболее полно и глубоко внутренний мир Печорина раскрывается в повести «Княжна Мери», где происходит его встреча с Грушницким. Грушницького - юнкер, он самый обычный юноша, который виднеется о любви, «звездочках» на погонах

Вырабатывать эффект - его страсть. В новом офицерском мундире, принаряженной, что пахнет духами, он отправляется к Мере. Он - посредственность, ему присущая одна целиком можно извинить в него возрасте слабость - «драпироваться в необыкновенные чувства», «страсть декламировать». Он будто хочет играть модную в то время роль разочарованного героя, «существо, обреченное каким-то тайным страданиями». Грушницького - целиком удачная пародия на Печорина. Вот почему молодой юнкер так не приятный ему. Своим жалким поведением Грушницкий, с одной стороны, подчеркивает благородство Печорина, а из другого, как будто стирает всякие расхождения между ними. Ведь Печорин и сам подсматривал за ним и княжной Мери, которая, безусловно, не было поступком благородным. Да и княжну он никогда не любил, а просто использовал ее доверчивость и любовь для борьбы с Грушницким. Грушницкий, как человек недалекий, сначала не понимает отношения к нему Печорина. Грушницкий кажется себе человеком самоуверенной, очень проникновенным и значительным: «Мне жаль тебя, Печорин», - снисходительно говорит он

Но события не улавливается развиваются по замыслу Печорина. И вот уже юнкер, возмущенный страстью, ревностью и негодованием, возникает перед нами в другом свете. Он оказывается не таким уже и невинным, способным на месть, постыдность и подлость. Тот, кто совсем недавно, играл в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Сцена дуэли раскрывает сущность Грушницкого, стреляйте, я себя пренебрегаю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете я вас зарезаю ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места … Грушницкий отбрасывает примирение Печорин хладнокровно стреляет у него. Ситуация становится необратимой Грушницкий гибнет выпив чашу стыда раскаяния и ненависти до конца. Накануне дуэли, упоминая прожитую жизнь, Печорин задумывается над вопросом: зачем он жил? для которой цели родился? И здесь же сам отвечает: «А, наверное, она существовала, и, наверное, было мне назначение высокая, потому что я ощущаю в душе моей силы необъятные». И здесь Печорин понимает, что он давно играет «роль топоры в руках судьбы». «Необъятные силы души» - и мелкие, негодные Печорина поступки; он хочет «любить весь мир» - и приносит людям одно лишь зло и несчастья, наличие благородных, высоких стремлений - и мелкие чувства, владеют душой; жажда полноты жизни-и полная безнадежда, осознание своей обреченности. Печорин одинокий, положение его трагически, он в самом деле «лишний человек».

Лермонтов назвал Печорина «героем в свое время», протестуя этим против романтичности идеализированного представления о современнике, изобразивши образ Грушницкого как пародию на романтизм. Герой для автора - не образец для наследования, а портрет, составленный из пороков всего поколения в него развитии. Итак, образ Грушницкого помогает раскрыть главное в центральном героя романе. Грушницького - кривое зеркало Печорина - видтиняе истинность и значимость переживаний этого «страдает эгоиста», глубину и исключительность его натуры. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, которая таится в глубине этого человеческого типа, разрушительная сила, которая заложена у индивидуалистической философии, присущий романтизма. Лермонтов не стремился выносить моральный приговор

Он лишь с огромной силой показал все безодни людской души, лишенной веры, просякнуту скептицизмом и разочарованием. Печоринство было типичной болезнью времени. И не об этих или людях поколения 30-х лет прошлого столетия сказал М. Ю. Лермонтов в знаменитой «Думе»: «… Над миром мы пройдем без шума и следа, набросили столетий ни мысли плодовитого НЕ гениям начатого работы».

Печорин Грушницкий
Происхождение Аристократ по происхождению, Печорин остается аристократом на протяжении романа. Грушницкий из простой семьи. Обычный юнкер, он весьма амбициозен, и всеми правдами и неправдами стремится выбиться в люди.
Внешний вид Не раз Лермонтов акцентирует внимание на внешних проявлениях аристократизма Печорина, таких, как бледность, маленькая кисть, «ослепительно чистое белье». При этом Печорин не зациклен на собственной внешности, ему достаточно выглядеть опрятно. Будучи самовлюбленным франтом, Грушницкий везде и всюду хочет производить впечатление. Внешний вид для него имеет чрезвычайную важность, он то и дело поправляет шевелюру, подкручивает усы, изо всех сил старается выглядеть эффектно. Это качество особенно сильно проявляется в присутствии дам.
Характер Уверенный в себе, умный, тонкий психолог, Печорин прекрасно разбирается в людях и взаимоотношениях. Талантлив, обладает аналитическим складом ума. Не против манипулировать людьми просто ради забавы, достаточно циничен. Печорин разочарован в идеалах предыдущего поколения, но ему нечего им противопоставить. Из-за этого герой обречен на скуку и усталость. Грушницкий неглуп, но явно не может конкурировать с Печориным, наивно не замечает его манипуляций. Склонен романтизировать людей, преувеличивать и драматизировать чувства. Разочарованность его в людях скорее пародийная, чем искренняя; ему доставляет удовольствие ощущать себя человеком, на долю которого выпали «возвышенные страсти и исключительные страдания».
Отношение к женщинам Несмотря на молодость, Печорин прекрасно изучил слабый пол. Для него любовь – забава, отношения с противоположным полом он не принимает близко к сердцу. Зная, что женщинам нравятся дерзость, загадочность и неприступность, он влюбляет в себя княжну Мери, только чтобы досадить Грушницкому. Грушницкий верит в любовь, в ней он может раскрыться как романтик и дамский угодник. Его чувства к княжне Мери искренни, хотя и несколько преувеличены.
Герой и общество Печорин – яркий представитель «сливок общества». Тем не менее, он противопоставляет себя обществу, высмеивая столичных аристократов. Печорин прекрасно разбирается в людях и видит все пороки своих современников. В образе Грушницкого запечатлен реальный, современный Лермонтову типаж. В 30-е годы 19 века в моде были разочарованность в жизни и некий романтизм, которые так характерны для Грушницкого. В среде молодых людей Грушницкий чувствует себя своим среди своих.
    • Григорий Печорин Максим Максимыч Возраст Молодой, во время его приезда на Кавказ ему около 25 лет Почти пенсионер Военное звание Офицер русской императорской армии. Штабс-капитан Черты характера Всё новое быстро надоедает. Страдает от скуки. Вообще, уставший от жизни, пресыщенный молодой человек, ищет отвлечения на войне, однако буквально за месяц привыкает к свисту пуль и грохоту разрывов, снова начинает скучать. Уверен, что приносит окружающим одни несчастья, что усиливает его […]
    • Восстань, пророк, и виждь, и внемли Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. А. С. Пушкин «Пророк» Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно‑художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и […]
    • Одно из последних стихотворений Лермонтова, лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Белинский относил это стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское». Не будучи символическим, с мгновенной непосредственностью запечатлевая настроение и чувство в их «лирическом настоящем», оно тем не менее сплошь состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблематических слов, каждое из которых имеет долгую и изменчивую поэтическую историю. В запеве – тема одинокой участи. «Кремнистый […]
    • Приличьем скрашенный пророк Я смело предаю позору – Неумолим я и жесток. М. Ю. Лермонтов Грушницкий – представитель целого разряда людей – по выражению Белинского, – имя нарицательное. Он из числа тех, которые, по мнению Лермонтова, носят модную маску разочаровавшихся людей. Меткую характеристику Грушницкому дает Печорин. Он, по его словам, позер, выдающий себя за романтического героя. «Его цель – сделаться героем романа», говорит он «пышными фразами, важно драпируя в необыкновенные […]
    • Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья иль сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов В. Г. Белинский писал: «Очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Мне кажется что главной темой в творчестве Лермонтова была тема одиночества. Она прошла через все его творчество и звучит практически во всех его произведениях. Роман […]
    • Роман Лермонтова весь как бы соткан из противоположностей, которые сливаются в единое гармоническое целое. Он классически прост, доступен каждому, даже самому неискушенному читателю, вместе с тем необыкновенно сложен и многозначен и в то же время глубок и непостижимо загадочен. При этом роман обладает свойствами высокой поэзии: его точность, емкость, блеск описаний, сравнений, метафор; фразы, доведенные до краткости и остроты афоризмов, – то, что прежде называлось «слогом» писателя и составляет неповторимые черты […]
    • «Тамань» – своего рода кульминация в столкновении двух стихий романа: реализма и романтизма. Тут не знаешь, чему больше удивляться: необыкновенной прелести и очарованию тонкого всепроникающего колорита, который лежит на образах и картинах новеллы, или предельно убедительной реалистичности и безукоризненному жизненному правдоподобию. А. А. Титов видит, например, весь смысл «Тамани» с ее поэтичностью в намеренном снижении и развенчивании образа Печорина. Убежденный, что именно таков был замысел автора, он пишет […]
    • Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Пессо Тема судьбы, предопределения и свободы человеческой воли является одной из важнейших сторон центральной проблемы личности в «Герое нашего времени». Наиболее прямо она поставлена в «Фаталисте», который не случайно завершает роман, служит своего рода итогом нравственно‑философских исканий героя, а с ним и автора. В отличие от романтиков […]
    • Роман Лермонтова «Герой нашего времени» стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как «исследование души человеческой». Структура романа своеобразна. Это цикл повестей, объединенных в роман, с общим главным героем, а иногда и рассказчиком. Лермонтов писал и публиковал повести отдельно. Каждая из них может существовать как самостоятельное произведение, имеет законченный сюжет, систему образов. Сначала […]
    • Любопытство, бесстрашие, неоправданная тяга к приключениям - характеристики главного героя романа. На протяжении всей книги, автор показывает его нам с самых разных сторон. Сначала это взгляд Максим Максимыча, а потом уже и записки самого Печорина. Не могу назвать «судьбу» героя трагичной, так как ни смерть Бэлы, ни Грушницкого, ни печаль Максим Максимыча не делают его жизнь трагичнее. Возможно, даже собственная смерть не многим хуже, чем всё вышеперечисленное. Герой весьма отстраненно относится к людям, играет […]
    • Вообще-то я не большой поклонник романа Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени", единственная часть, которая мне нравится-это "Бела". Действие в ней происходит на Кавказе. Штабс-капитан Максим Максимыч, ветеран Кавказской войны, рассказывает попутчику случай, произошедший с ним в этих местах несколько лет назад. Уже с первых строчек читатель погружается в романтическую атмосферу горного края, знакомится с горными народами, их бытом и обычаями. Вот как Лермонтов описывает горную природу: "Славное […]
    • Роман М. Ю. Лермонтова создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею «лишних людей». Григорий Александрович Печорин, с которым русское общество познакомилось в 1839–1840 г., принадлежал именно к этому типу. Это человек, который даже не знал, зачем он жил и для какой цели родился. «Фаталист» – это одна из самых сюжетно напряженных и в то же время идейно насыщенных глав романа. Она состоит из трех эпизодов, своеобразных экспериментов, которые то подтверждают, то отрицают […]
    • "Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?" М.Ю. Лермонтов В романе Лермонтова "Герой нашего времени" решается злободневная проблема: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены […]
    • В любом качественном произведении судьба героев связывается с образом своего поколения. А как же иначе? Ведь люди отражают характер своего времени, они являются его «продуктом». Наглядно мы видим это в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель на примере жизни типичного человека этой эпохи показывает образ целого поколения. Безусловно, Печорин - представитель своего времени, в его судьбе отразилась трагедия этого поколения. М.Ю.Лермонтов первым создал в русской литературе образ "потерянного" […]
    • И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят - все лучшие годы! М.Ю. Лермонтов В романе “Герой нашего времени” Лермонтов ставит перед читателем волнующий всех вопрос: почему самые достойные, умные и энергичные люди его времени не находят применения своим недюжинным способностям и вянут в самом начале жизненного порыва без борьбы? На этот вопрос писатель отвечает историей жизни главного героя Печорина. Лермонтов […]
    • Итак, «Герой нашего времени» - психологический роман, то есть новое слово в русской литературе девятнадцатого века. Это действительно особенное произведение для своего времени - оно имеет поистине интересную структуру: кавказская новелла, путевые заметки, дневник.... Но все- таки главная цель произведения - раскрытие образа необычного, на первый взгляд, странного человека- Григория Печорина. Это и в самом деле необыкновенный, особенный человек. И читатель это прослеживает в течение всего романа. Кто же такой […]
    • Историю жизни Печорина рассказывает читателю Максим Максимыч. Психологический портрет, набросанный путешественником, прибавляет к рассказу о жизни Печорина несколько характерных штрихов. Память Максима Максимыча запечатлела отдельные исповеди героя, благодаря чему биография «героя времени» приобрела необычайную убедительность. Печорин принадлежал к высшему петербургскому обществу. Юность его прошла в удовольствиях, которые можно достать за деньги, и они ему скоро опротивели. Светская жизнь с ее обольщениями тоже […]
    • Молодость и пора становления личности Лермонтова пришлась на годы правительственной реакции после поражения восстания декабристов. В России царила тяжелая атмосфера доносов, тотальной слежки, ссылок в Сибирь по обвинению в неблагонадежности. Передовые люди того времени не могли свободно высказывать свои мысли по политическим вопросам. Лермонтов остро переживал отсутствие свободы, состояние остановившегося времени. Главную трагедию эпохи он отразил в своем романе, который многозначительно назвал «Герой нашего […]
    • «Как часто пестрою толпою окружен…» – одно из самых значительнейших стихотворений Лермонтова, по своему обличительному пафосу близкое к «Смерти поэта». Творческая история стихотворения доныне являлась предметом неутихающих споров исследователями. Стихотворение имеет эпиграф «1‑е января», указывающий на его связь с новогодним балом. По традиционной версии П. Висковатого, это был маскарад в Дворянском собрании, где Лермонтов, нарушив этикет, оскорбил двух сестер. Обратить внимание на поведение Лермонтова в это […]
    • И скажите, в чем загадка чередования периодов истории? В одном и том же народе, за каких‑нибудь десять лет спадает вся общественная энергия, импульсы доблести, сменивши знак, становятся импульсами трусости. А. Солженицын Это стихотворение зрелого Лермонтова, обнажающее общественно‑духовный кризис после декабрьского поколения. Оно замыкает предшествующие нравственные, социальные и философские искания поэта, подводят итог прошлому душевному опыту, отражая бесцельность личных и общественных усилий […]