Предложения на тему честь и бесчестие. Сочинение на тему честь и бесчестие

Бесчестие - что такое? Вопрос довольно трудный не только потому, что объяснять придется абстрактное понятие, но еще и потому, что само слово уже практически не используется в живой, разговорной речи. То есть, конечно, его можно услышать, но в таком случае все действо приобретает привкус театральности. Однако разберем понятия «честь», «бесчестие», а также рассмотрим роль морали в отношениях человека и общества.

Что такое честь?

Начинать сразу с бесчестия трудно, потому что бесчестие - это отсутствие чести, таково самое общее определение. Поэтому долг велит сначала конкретизировать, что же такое честь.

Словарь нам дает 6 значений понятия.

  1. Достоинство, вызывающее уважение у самого себя или других людей. Оно может быть морального, социального, профессионального свойства.
  2. То же самое, что и почтение, уважение.
  3. Знак внимания.
  4. Нечто, придающее кому-то особенную значимость. «Этот поступок делает вам честь».
  5. Девственность женщины, ее непорочность.
  6. Обращение к официальному лицу или человеку, который выше говорящего по социальному статусу. У нас в словаре значится как устаревшее. Правда, в Америке до сих пор так к судьям и обращаются. Если не верите, посмотрите голливудский фильм с соответствующим сюжетом.

Естественно, исходя из толкования, бесчестие образует пару только с некоторыми значениями, например, с первым и с пятым. Бесчестие - что такое в данном случае? Все очень просто. Если человек не обладает определенным достоинством, за которое его уважают, то он бесчестный, а точнее, злой, недобрый. Не стоит удивляться, ведь есть же мнение, что зло - это отсутствие добра.

Еще можно сказать, что женщина бесчестна, если она не девственницей выходит замуж. Правда, для западной культуры это уже неактуально, но мир не замкнут на Европе и Америке. К остальным же значениям трудно присоединить бесчестие в качестве антонима.

Определение бесчестия

Теперь мы можем со спокойной совестью дать определение бесчестия. Снова обратимся к словарю.

  1. Поругание чести, оскорбление, позор.
  2. Штраф, который взыскивался с одного человека в пользу другого за оскорбление по решению суда (период 14 - начало 20 в.).

Оба значения считаются устаревшими. Конечно, можно было бы из этого безобидного факта вывести целую теорию, но мы уклонимся от такого соблазна. Надеемся, читателю ясно, что такое бесчестие, определение его довольно простое.

Теневая сторона чести. Случай Марти Макфлая

Иногда честь - это не просто достоинство, которое вызывает уважение у человека или окружающих, а еще и определенная система принципов, принятых в том или ином сообществе, например, воинская, аристократическая или рыцарская честь. Здесь анализировать плюсы и минусы понятий «честь офицера», «честь рыцаря», «честь аристократа» нет смысла, тем более что это давно сделал замечательный немецкий философ А. Шопенгауэр. Скажем только то, что когда честь - это определенная внутренняя система ценностей человека, то проблем нет. Трудности начинаются тогда, когда честь выступает внешним инструментом управления человеком.

Например, в давние времена один аристократ публично оскорбляет другого. Последнему ничего не остается, как вызвать нахала на дуэль. И представьте, что потерпевшую сторону на таком «разбирательстве» убивают. Впору задаться философским вопросом: «Бесчестие - что такое, стоит ли оно жизни?» Тем более когда предмет ссоры пустячный. Но ничего не поделаешь, до сих пор в некоторых культурах честь выше жизни.

Есть и более свежий и близкий пример. В кинотрилогии «Назад в будущее» один из главных героев мучается жуткими комплексами: он боится показаться в глазах окружающих трусом. Но в каждой серии жизнь наглядно демонстрирует Марти, что это не так уж страшно. А в третьей части перед главным героем встает дилемма: жить с осознанием того, что люди считают его трусом (значение слова «бесчестие» вспоминается тут само собой), или умереть героем. И Марти, кажется, делает для себя самый последний выбор.

Такой ли бесчестный у нас мир, как о нем говорят?

Сейчас принято ругать современность. Что и говорить, мир не блещет: бедность, нищета соседствуют с роскошью, причем богатые не стесняются своих капиталов и далеко не все участвуют в благотворительности. Неизменную неправедность жизни делает невыносимой открытость информации. В общем, если хотите узнать, бесчестие - что такое, то посмотрите вокруг. Реальность утопает в нем. Но так ли все плохо? Несправедливость была всегда. Но вместе с тем тот же интернет открывает небывалые возможности для общения людей. Волонтерское движение сейчас в моде, люди помогают животным. Другими словами, есть еще надежда на спасение.

Подводя итог разговору, скажем: лексическое значение слова «бесчестие» сводится к отсутствию чести, как, наверное, читатель уже сам понял.

Честь и бесчестие… Наверное, многие задумывались над тем, что означают эти слова. Честь – это чувство собственного достоинства, нравственные принципы, которые человек готов отстаивать в любой ситуации, даже ценой собственной жизни. В основе бесчестия - трусость, слабость характера, не позволяющие бороться за идеалы, заставляющие совершать гнусные поступки. Оба эти понятия раскрываются, как правило, в ситуации нравственного выбора.

Многие писатели обращались к теме чести и бесчестия. Так, в повести В. Быкова «Сотников» говорится о двух партизанах, попавших в плен. Один из них, Сотников, мужественно выдерживает пытки, но ничего не рассказывает врагам. Зная, что наутро его казнят, он готовится с достоинством встретить смерть. Писатель акцентирует наше внимание на размышлениях героя: «Сотников легко и просто, как что-то элементарное и совершенно логическое в его положении, принял последнее теперь решение: взять все на себя. Завтра он скажет следователю, что ходил в разведку, имел задание, в перестрелке ранил полицая, что он - командир Красной Армии и противник фашизма, пусть расстреляют его. Остальные здесь ни при чем». Показательно, что перед смертью партизан думает не о себе, а о спасении других. И хотя его попытка не привела к успеху, он исполнил свой долг до конца. Герой мужественно встречает смерть, ни на минуту к нему не приходит мысль умолять врага о пощаде, стать предателем. Автор хочет донести до нас мысль, что честь и достоинство превыше страха смерти.

Совсем по-другому ведет себя товарищ Сотникова, Рыбак. Страх смерти взял верх над всеми его чувствами. Сидя в подвале, он только и думает, что о спасении собственной жизни. Когда полицаи предложили ему стать одним из них, он не оскорбился, не возмутился, напротив, он «чувствовал остро и радостно - будет жить! Появилась возможность жить - это главное. Все остальное – потом». Конечно, он не хочет становиться предателем: «Он вовсе не собирался выдавать им партизанских секретов, ни тем более поступать в полицию, хотя и понимал, что уклониться от нее, видно, будет не просто». Он надеется, что «вывернется и тогда уж наверняка рассчитается с этими сволочами…». Внутренний голос подсказывает Рыбаку, что он вступил на путь бесчестия. И тогда Рыбак пытается найти компромисс с совестью: «Он шел на эту игру, чтобы выиграть себе жизнь - разве этого недостаточно для самой, пусть даже отчаянной, игры? А там оно будет видно, только бы не убили, не замучили на допросах. Только бы вырваться из этой клетки, и ничего плохого он себе не позволит. Разве он враг своим?» Оказавшись перед выбором, он не готов жертвовать жизнью ради чести.

Писатель показывает последовательные этапы морального падения Рыбака. Вот он соглашается перейти на сторону врага и при этом продолжает убеждать себя, что «большой вины за ним нет». По его мнению, «он имел больше возможностей и схитрил, чтобы выжить. Но он не изменник. Во всяком случае, становиться немецким прислужником не собирался. Он все ждал, чтобы улучить удобный момент - может, сейчас, а может, чуть позже, и только они его увидят...»

И вот Рыбак принимает участие в казни Сотникова. Быков подчеркивает, что даже этому страшному поступку Рыбак пытается найти оправдание: «При чем тут он? Разве это он? Он только выдернул этот обрубок. И то по приказу полиции». И лишь шагая в строю полицаев, Рыбак наконец понимает: «Из этого строя дороги к побегу уже не было». В. Быков подчеркивает, что путь бесчестия, который выбрал Рыбак, – это путь в никуда.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что мы, оказавшись перед непростым выбором, не будем забывать о высших ценностях: чести, долге, мужестве.

Дата публикации: 23.11.2016

Пример: Итоговое сочинение на тему "Разум и чувство" по произведениям "Капитанская дочка" и "Судьба человека".

Введение (вступление):
Понятие чести строится, в первую очередь, на самоуважении и верности моральным принципам. Именно оно является критерием оценки своих и чужих поступков. Потерять честь, значит предать самого себя, переступив через нравственность.
Жизненный путь человека не прост, часто люди сталкиваются с выбором, который ставит на чашу весов честь. Как же принять решение в эту сложную минуту?

Тезис: Я думаю, что выбор напрямую будет зависеть от того, какую ценность имеет честь для самого человека.


Аргумент (пример из литературы):
В подтверждение своих слов мне хочется обратиться к повести А.С Пушкина «Капитанская дочка». Сюжет произведения разворачивается на фоне пугачевского мятежа. Во время захвата Белогорской крепости, Петр Гринев оказался в очень непростой ситуации. Встретившись лицом к лицу с Пугачевым, герой, как и многие другие, столкнулся с выбором: предать отчизну или же быть казненным. Петр колебался, но чувство долга восторжествовало в нем над «слабостию человеческою», и герой ответил атаману, что присягал государыне императрице и никому другому служить не может. Пугачев был поражен искренностью юноши и помиловал его.
Но среди захваченных были и те, кто предпочел бесчестную жизнь достойной смерти, в их числе и Швабрин Алексей, который, как мне кажется, путал гордость с самолюбием, считал себя героем, однако, как выяснилось, понятие чести было чуждо этому человеку.


Примеры выбора между честью и бесчестием описаны и в рассказе Шолохова «Судьба человека». Главный герой, Андрей Соколов, попал в плен к фашистам во время Великой Отечественной войны. И случилось русскому солдату услышать разговор двух людей. Один из них, Крыжнев, грозился своему взводному, выдать его немцам. Видимо этот человек хотел выслужиться перед фашистами, чтобы добиться их снисхождения. Ради того, чтобы попытаться сохранить свою жизнь, Крыжнев предпочел быть предателем. Андрей не смог терпеть такой подлости и ночью задушил труса.
Вскоре Соколов и сам оказался перед непростым выбором. Устав от издевательств над пленными, он плохо отозвался о фашистах. Но среди «своих» нашелся доносчик. После этого Соколова вызвал комендант Мюллер. Андрей понимал, что обратно живым не вернется и решил достойно встретить смерть. Он отвечал на вопросы фашиста, показывая, что не боится его. Возможно, другой человек упал бы немцам в ноги, чтобы вымолить пощаду. Однако этот русский солдат был непоколебим, твердо отказался пить за победу немецкого оружия, тем самым только усугубляя ситуацию. Боевой дух Андрея поразил Мюллера, и он решил оставить пленного в живых.

Заключение:
Подводя итоги, мне хочется сказать, что в любой ситуации люди руководствуются своими ценностями. Для одних - это собственное достоинство, а для других комфорт, безопасность и пусть подлая, но все таки жизнь. Тот, для кого дорога честь, всегда примет решение в ее пользу. Совершив низкий поступок, такой человек потеряет самоуважение, станет сам себе противен. А жить, осознавая все свое ничтожество, сможет далеко не каждый. Поэтому в самых сложных ситуациях, человек чести предпочтет умереть, нежели пойти на подлость.

Выбор между честью и бесчестием рано или поздно возникает у каждого человека. Мы попадаем в ситуацию, когда перед нами возникает развилка: одна дорога прямая, другая дорожка кривая, зато напрямик. Мы понимаем, что второй вариант куда легче и быстрее доведет нас до цели, но первый позволит сохранить достоинство и доброе имя. Многие люди выбирают то, что наименее трудно, так как не имеют нравственной силы добиваться своего честно. Однако есть и те, кто ни за что не пожертвует добродетелью. Ситуация нелегкого выбора – хороший способ проверить, чего стоит человек. Когда она возникает и как ее узнать?

Чтобы ответить на поставленный вопрос, обратимся к художественной литературе. В романе Толстого «Анна Каренина» героиня влюбляется в красавца Вронского, хотя она – замужняя женщина и примерная мать. Своего мужа она никогда не любила, так как разница в возрасте и интересах не позволила им сблизиться, поэтому ее можно понять. Молодой офицер скоро добивается взаимности, он и Анна становятся любовниками. Очевидно, что герои должны были выбирать между честью и бесчестием, когда поняли, что влюблены. Честного пути для них изначально не существовало, ведь развод в те времена уже считался бесчестием. Как поступить? Предать любовь? Обмануть супруга? Вот и они не знали ответа. И никто точно не знает, как поведет себя в такой ситуации. Нельзя смириться с тем, что нужно прожить жизнь без любви, но и предательство – не выход из положения. В литературе это называется «коллизией» (неразрешимым конфликтом), вот тогда то и возникает сложный выбор, ведь прямой дороги нет, и стираются границы между честью и бесчестием.

В романе Достоевского «Преступление и наказание» тоже была затронута. Соня Мармеладова вынуждена кормить семью, так как ее отец пропивает все деньги, а мачеха больна чахоткой. Ей пришлось получить «желтый билет». С этого момента девушка рассталась с честью, поправ свое человеческое достоинство. Но перед нами снова коллизия: у нее нет другого выхода. Либо вся семья погибает голодной смертью, либо Соня жертвует собой ради их жизни. Нельзя сказать, что она пошла этим путем ради денег или от природы была развратна. Порок ее не коснулся даже на панели. Но в ситуации крайней нужды героиня оценила свое доброе имя не слишком высоко, ведь другой чаше весов находилась жизнь семьи. Нищета порочна сама по себе, ведь обесценивает человеческое достоинство. Поэтому люди, сильно нуждающиеся в средствах, всегда находятся на распутье.

Когда же возникает выбор между честью и бесчестием? Когда в жизни ничего не происходит, и человек спокоен, он, скорее всего, будет жить честно, так как нет соблазна, но в любовной лихорадке и в крайней нужде все мы способны засомневаться в целесообразности добродетели.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Дорога чести

Что такое честь и куда ведет её дорога? Какими качествами обладают люди, идущие дорогой чести? Попробую ответить на эти вопросы. Я думаю, честь - это образ жизни, основанный на совестливости, благородстве, правдивости и мужестве. Мне думается, что если ребёнок с колыбели впитает в себя эти качества, то его жизнь пойдет по правильной дороге.

Именно по этой дороге шел герой повести Александра Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев. Провожая на военную службу, старший Гринёв просит сына беречь честь. Молодой человек, неукоснительно следуя завету отца, служит родине, мужественно защищая Белогорскую крепость. Приехав на место службы в Оренбургскую губернию, юноша знакомится с семьей капитана Миронова. Сам начальник крепости, его жена и их дочь Маша, которая очень ему понравилась, радушно принимают Гринёва. Петр начинает дружить с разжалованным за кровавую дуэль офицером Швабриным, который за глаза наговаривает на Машу Миронову разные нелицеприятные вещи. Вскоре выясняется, что Швабрин сам влюблен в девушку. Офицера одолевает сильнейшая ревность и зависть к более счастливому сопернику. Швабрин жестко критикует стихи, написанные Петром для Маши, и оскорбляет её честь, намекая на продажность девушки. В этом поступке, я думаю, начинает проявляться истинное лицо Швабрина. Он предстает перед нами в образе бесчестного, лживого и завистливого человека, который не имеет представления о чести. Как человек благородный и честный Гринёв не мог вытерпеть такого оскорбления, поэтому вызвал противника на дуэль, которая, к счастью, закончилась лишь легким ранением оскорбленного юноши. Дальнейший захват Белогорской крепости отрядом Пугачева еще раз показал истинные лица героев повести. Ни капитан Миронов, ни его помощник, ни сам Гринев не захотели присягнуть лжеимператору, поэтому были приговорены к казни. Они до конца были верны долгу чести. Петра спасло от виселицы лишь то, что Пугачев признал в нем своего благодетеля, некогда милосердно подарившего ему заячий тулупчик. А вот Швабрин, напротив, предательски переходит на сторону врага, его даже назначают главным в крепости. В отсутствии Гринева Швабрин истязает Машу, пытаясь заставить её выйти за него замуж. Узнав об этом, Петр, несмотря на опасность, мчится из далекого Оренбурга на спасение любимой. Поступить иначе ему не позволяет совесть и уважение к памяти погибшего капитана крепости. Я думаю, что именно за свое благородство, честность и мужество Гринев получил самое лучшее, что может быть для человека: счастье, взаимную любовь и незапятнанную совесть. Швабрин же за свою трусость, ложь, лицемерие и бесчестие был предан строгому суду.

Сравнивая жизненный путь этих двух героев, невольно приходишь к выводу, что образ идущего дорогой чести Гринева может послужить прекрасным примером для подражания.