Презентация к уроку великие гуманисты европы. Презентация на тему "дезидерий эразм роттердамский" Презентация на тему эразм роттердамский

Дезидерий Эразм Роттердамский

Слайд 2

Рождение Гергарда (Дезидерий Эразм)

Дезидерий Эразм Роттердамскийродился 28 октября 1469 года (по другим версиям 1467 года), в Гауде (20 км от Роттердама) в нынешних Нидерландах.

Родители дали имя Гергард (то есть желанный) - имя, из которого, путём обычной в ту пору латинизации и грецизации, был впоследствии образован его двойной литературный псевдоним DesideriusErasmus, заставивший забыть его настоящее имя.

Слайд 3

Образование

Первоначальное образование он получил сначала в местной элементарной школе; оттуда перешёл в Девентер, где поступил в одну из небольших школ, в программы которых входило изучение древних классиков.

Слайд 4

Смерть родителей

Ему было 13 лет, когда умерли его родители.

Новое явление некоторых черт его характера - робость, граничившая подчас с трусостью, некоторая доля скрытности.

Он понимал - с таким наследством ему будет недоступна общественная карьера. Поэтому вскоре, после некоторых колебаний, принимает решение удалиться в монастырь.

Слайд 5

Монастырь

Попав в монастырь он написал много писем. Из них следует, что он внутренне не чувствовал влечения к монастырской жизни. Более того, реалии монашеского быта вызывали в нём глубокое отвращение.

Основную часть свободного времени выделял на чтение любимых им классических авторов и на усовершенствование своих познаний в латинском и греческом языках.

Слайд 6

Признание

Епископ Камбре взял его к себе в секретари для ведения переписки на латыни.

Эразм смог оставить монастырь, дать простор своим давнишним влечениям к гуманистической науке и побывать во всех главных центрах тогдашнего гуманизма. Затем он перебрался в Париж.

В Париже Эразм издал своё первое крупное сочинение - Adagia, сборник изречений и анекдотов, извлечённых из сочинений различных античных писателей. Эта книга сделала имя Эразма известным в некоторых кругах всей Европы.

Слайд 7

Путешествие по странам

Бюст Эразма

После нескольких лет пребывания во Франции, совершил путешествие в Англию, где его встретили с радушным гостеприимством и почётом., затем Эразм получил возможность побывать в Италии, куда его давно влекло.

После двух лет путешествия по Италии, последовательно побывал в Турине, в Болонье, во Флоренции, в Венеции, в Падуе, в Риме, в третий раз отправился в Англию, куда его настоятельно приглашали его тамошние друзья, и где незадолго перед тем вступил на престол большой его почитатель, Генрих VIII.

Слайд 8

Преподавание в Кембридже

Во время путешествия была, по словам самого Эразма, написана им знаменитая сатира «Похвала глупости». Оксфордский и Кембриджский университеты предложили ему профессуру.

В 1511 году Эразм был удостоен чести стать Профессором богословия леди Маргарет Кембриджского университета.

Спустя два года, ссылаясь на неприветливый и нездоровый климат Англии, в 1513 году Эразм отправился в Германию.

Но скоро его потянуло в Англию, куда он снова отправился в 1515 году.

Слайд 9

При дворе Карла V

На этот раз Эразм нашёл себе могущественного мецената в лице императора Священной Римской империи Карла Испанского (будущего императора Карла V).

Император пожаловал ему чин «королевского советника».

Новое назначение, однако, не заставило Эразма отказаться от своей непоседливости - он побывал в Брюсселе, в Ливане, в Антверпене, во Фрайбурге, в Базеле.

Слайд 10

Смерть Эразма

Лишь в последние годы своей жизни он окончательно утвердил свою осёдлость в Базеле, где и окончил дни свои; он умер в ночь с 11 на 12 июля 1536 года.

Слайд 11

Идеи Эразма

Эразма вместе с Иоганном Рейхлином современники называли «двумя очами Германии».

Особенно выдающееся значение имеет «Похвала глупости» (Moriæ-Encomium, siveStultitiæLaus)

Основные идеи.Людьмине рождаются, но делаются путём воспитания; Человека человеком делает разум; Человек обладает свободной волей, и только поэтому возможна его моральная и юридическая ответственность; Выступал против всякого насилия и войн; Ребёнка надо правильно воспитывать с самого рождения. Лучше, если это делают родители. Если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя; Ребёнку надо дать религиозное, умственное и нравственное воспитание; Важно физическое развитие.

1968 - в журналах появилось несколько рецензий на «Звезду полей». Николай Михайлович Рубцов. 1950-1952 - Николай Рубцов кончил семилетку. 1962 - 24 января Николай Рубцов выступает с чтением стихов. 1964-1965 - в конце июня Николай Рубцов вновь отчислен из Литературного института. Детские годы. 1956-1959 - действительная служба на Северном флоте. 1963 - июлем этого года датирован первый вариант стихотворения «В горнице».

«Александр Радищев» - Ему пришлось участвовать в разрешении одного дела. Система преподавания и воспитания юношества. Род Радищевых. Произведения А.Н. Радищева. Участь крестьянина страшна. Радищев Александр Николаевич. Цель работы. Образование А.Н. Радищего. Смерть А.Н. Радищева. “Путешествие из Петербурга в Москву”. Ряд официальных документов. Литературная деятельность А.Н. Радищева. Занятия А.Н. Радищева. Своеобразие “Путешествия из Петербурга в Москву”.

«Рылеев» - Стихотворение «Гражданин» - вершинное произведение декабристской лирики. Вышел в отставку в 1818 в чине подпоручика. Приговорен к смертной казни и повешен 13 июля 1826. Кондратий Федорович Рылеев 1795-1826. Они знаменуют окончательное преодоление поэтом конституционно-монархических иллюзий. Л. Михайловым. [Гражданин]. Последние дни жизни. Биография Кондратия Рылеева. Рылеев переходит на позиции республиканизма.

«Биография Радищева» - «Путешествие из Петербурга в Москву». Шешковский. «Радищев, рабства враг» А.С.Пушкин. Илимский острог. Радищев - истинное воплощение совести России. Сцены беззакония. Лейпцигский университет. Топоры молчат до поры. Радищев был погребён на Волковом кладбище Петербурга. В Илимске, на краю Российской империи, Радищев был учёным Приилимья. Вещий дар. «Отчего же повсюду рабство?». Екатерина не ограничилась приказанием начать следствие.

«Рождественский» - Умирает в Москве от инфаркта. Творчество. Роберт Иванович Рождественский. Новые приключения неуловимых. Публицистика. Биография Роберта Рождественского. Свойство поэзии Рождественского. Герой. Рождественские переезжают в Ленинград. Семья. Книга молодого поэта «Флаги весны».

«Роттердамский» - Отправился в Италию. Был незаконнорожденным сыном священника. Для еды и питья вы более, чем люди. Адагии. Блестящие интеллектуальные способности. Голландский ученый. Адагий. Ученый уехал на два года в Германию. Эразм Роттердамский. Похвала глупости.

Философия Христа Эразма Роттердамского

Одна фигура возвышается над североевропейскими гуманистами, и не только благодаря его влиянию на германскую и швейцарскую реформации - Эразм Роттердамский. Хотя непосредственное влияние Эразма на Лютера и Кальвина было меньшим, чем можно было ожидать, многие другие реформаторы (такие как Цвингли и Букер) находились под глубоким его влиянием. Поэтому представляется необходимым подробно остановиться на его значительном вкладе в мысль Реформации.

Однако прежде необходимо сделать одно замечание. Эразм часто представляется пишущими о нем мыслителем наилучшим образом отражающим североевропейский гуманизм. Хотя в поддержку такого предположения можно привести многие факты, следует признать наличие определенных споров по некоторым вопросам внутри североевропейского гуманизма. Два из них предс- тавляют особый интерес: вопрос о национальных языках и вопрос о национальных границах. Что касается языка, Эразм считал себя «гражданином мира», а цицероновскую латынь - языком мира. Национальные языки представлялись ему препятствием на пути к космополитической Европе, объединенной латинским языком. Другие гуманисты, особенно в Германии и Швейцарии, считали, что развитие национальных языков следовало поощрять как средство укрепления национального самосознания. С точки зрения Эразма, национализм угрожал образу космополитической Европы и служил лишь поддержанию таких устаревших концепций, как «чувство национального самосознания» и связанных с ними идей, например, о национальных границах. Другие гуманисты, напротив, считали себя борцами за утверждение национального самосознания. В то время как Эразм предпочитал сосредотачиваться на отбрасывании националистических идей и ценностей, швейцарские гуманисты Глареан, Миконий, Ксилотект рассматривали себя исполняющими священный долг по защите швейцарского национального самосознания и культуры литературными средствами. Эти споры между «космополитическим» и «националистическим» гуманизмом, между отменой и консолидацией национального самосознания указывают как на разнообразие позиций внутри гуманизма, так и на то, что Эразма нельзя считать представителем всего гуманизма, как это" делают некоторые ученые.

Наиболее влиятельным гуманистическим произведением, распространенным в Европе в первые десятилетия шестнадцатого века, была работа Эразма «Enchiridion Militis Christiani» («Руководство христианского солдата»). Хотя эта работа была впервые опубликована в 1503 г., а затем переиздана в 1509 г., реальное ее влияние начинается после ее третьего переиздания в 1515 г. С этого момента она стала вызывать такое преклонение, что в последующие шесть лет выдержала 23 переиздания. Она была обращена к образованным мирянам, которых Эразм считал истинным сокровищем Церкви. Ее поразительная популярность после 1515 г. позволяет предположить, что она привела к коренному изменению мирского самовосприятия, и нельзя не упомянуть, что реформационные волнения в Цюрихе и Виттенберге начались вскоре после того, как «Руководство» стало своеобразным бестселлером. Успех Эразма показал также важность книгопечатания как средства распространения новых радикальных идей - ни Цвингли, ни Лютер не прошли мимо этого момента, когда настала их очередь проповедовать такие идеи.

«Руководство» выдвигало привлекательный тезис о том, что современную Церковь можно реформировать коллективным возвращением к Писанию и творениям Отцов Церкви. Регулярное чтение Писания объявлялось ключом к новому благочестию мирян, на основании которого можно было обновить и реформировать Церковь. Эразм воспринимал свое произведение как руководство к пониманию Писания для мирян и снабдил его простым, но ученым изложением " философии Христа ". Эта «философия» является, на самом деле, формой нравоучения, а не академической философией: Новый Завет учит знанию о добре и зле, чтобы его читатели могли отвергнуть последнее и возлюбить первое. Новый Завет является lex Christi (законом Христа), к соблюдению которого призываются христиане. Христос является примером, которому христиане должны подражать. И все же Эразм не воспринимает христианство всего лишь как внешнее соблюдение нравственных правил. Его типично гуманистический акцент на внутренней религии приводит его к предположению, что чтение Писания преображает читателя, давая ему новый стимул возлюбить Бога и ближнего.

Ряд вопросов представляют особую важность. Во-первых, Эразм считает, что будущая жизненность христианства будет основываться на мирянах, а не на духовенстве. Духовенство рассматривается в качестве учителей, в чьи обязанности входит поднятие мирян до своего собственного уровня понимания. В книге Эразма нет места каким-либо суевериям, которые бы давали духовенству постоянное превосходство над мирянами. Во-вторых, сильный акцент, который Эразм делает на «внутреннюю религию», приводит его к пониманию христианства, не зависящего от Церкви, - ее обрядов, священников и институтов. Зачем исповедоваться в своих грехах другому человеку, говорит Эразм, лишь потому, что он священник, когда можно исповедаться Самому Богу? Религия - это дело сердца и ума каждого отдельного человека, это внутреннее состояние. Эразм подчеркнуто избегает упоминания таинств. Аналогичным образом, он отрицает взгляд на «религиозную жизнь» (другими словами - монашество) как на высшее проявление христианской жизни: мирянин, который читает Писание, так же верен своему призванию, как и любой монах.

Революционный характер «Руководства» заключается в дерзком предположении о том, что признание христианского призвания мирян является - ключом к возрождению Церкви. Клерикальный и церковный авторитет отвергается. Писание должно быть доступно всем, чтобы все могли вернуться к истокам и утолить свою жажду из источника чистой и живой воды христианской веры, а не пить из мутных и застоявшихся прудов религии позднего средневековья.

Эразм, однако, осознавал, что на предлагаемом им пути имеются серьезные препятствия, и предложил ряд способов их преодоления. Во-первых, Новый Завет нужно было изучать на языке оригинала, а не в неточном переводе Вульгаты. Это требовало двух инструментов, которых в то время не существовало: соответствующей филологической компетентности для работы с греческим текстом и прямого доступа к самому тексту.

Первый инструмент был найден, когда Эразм обнаружил заметки Лоренцо Валлы о греческом тексте Нового Завета, сделанные в пятнадцатом веке. Эти заметки хранились в архиве местного монастыря и были найдены и опубликованы Эразмом в 1505 г. Второй инструмент был найден после издания Эразмом первого печатного Нового Завета на греческом языке, Novum Instrumentum omne, который сошел с печатных станков Фробена в Базеле в 1516 г. Хотя более совершенная версия того же текста была сдана в набор в Алкале (Испания) двумя годами раньше, издание этой версии (т.н. Комплутенсаинской Полиглоты) задержалось до 1520 г. Текст Эразма не был таким надежным, каким он должен был бы быть: Эразм пользовался всего лишь четыремя рукописями большей части Нового Завета и лишь одной рукописью заключительной Книги Откровения. Так случилось, что в этой рукописи отсутствовали пять стихов, которые Эразм вынужден был перевести на греческий с латыни. Тем не менее, это издание было значимой литературной вехой. Богословы впервые получили возможность сравнить оригинал греческого текста с более поздним латинским переводом Вульгаты.

Основываясь на работе Лоренцо Валлы, Эразм показал, что ряд мест перевода Вульгаты является неоправданным. Так как ряд средневековых церковных обрядов и верований основывался на этих текстах, утверждения Эразма с ужасом были восприняты многими консервативными католиками (которые хотели сохранить эти обряды и верования) и с восторгом - реформаторами (которые хотели отменить их). Несколько примеров укажут на значение библейских исследований Эразма.

Христианская Церковь всегда придавала особое значение определенным обрядам или формам богослужения, известным как таинства (см.стр.196-229). Два таких таинства признавались ранней Церковью как «Господние» (другими словами, восходящие к Самому Христу). Ими являлись Крещение и таинство, которое в настоящее время известно под рядом названий: «Месса», «Вечеря Господя», «Преломление хлеба», «Евхаристия». В своем изложении притчи о добром самарянине (Лк.10.35) великий патристический богослов Августин утверждал, что две серебряные монеты, которые самарянин дал содержателю гостиницы, являются аллегорией двух таинств Евангелия, данного Христом Своей Церкви.

Однако к концу двенадцатого века их число было увеличено до семи. Развитие и консолидация системы таинств Церкви были одним из важнейших аспектов средневекового богословия, частично обязанным своим существованием крупной работе средневекового богословия - труду Петра Ломбарда «Четыре книги предложений». Семью признанными Церковью таинствами теперь были евхаристия, крещение, покаяние, конфирмация, брак, священство и соборование.

Многим казалось, что новый перевод Нового Завета, сделанный Эразмом, ставил всю эту систему таинств под сомнение. Известный английский ученый Томас Линакр, который оставил медицинскую практику, чтобы стать священником, сказал следующие слова после первого прочтения Евангелия в греческом оригинале: «Либо это не Евангелие, либо мы не христиане». Представляется полезным рассмотреть некоторые вопросы, которые вызвали у Линакра такое утверждение.

Средневековое богословие оправдывало включение брака в число таинств на основании новозаветного текста в переводе Вульгаты, в котором говорилось о нем как о «таинстве» (Еф.5.31-32). Эразм, следуя за Валлой, указал, что греческое слово (musterion$), переведенное как «таинство», на самом деле означало лишь «тайна». Не было, следовательно, никаких указаний на то, что брак является «таинством». Таким образом, одно из классических текстуальных доказательств, использованных средневековыми богословами для оправдания включения брака в число таинств, оказалось практически бесполезным.

Аналогичным образом Вульгата переводила начальные слова служения Иисуса (Мф.4.17) как «Делайте покаяние; ибо приблизилось Царство Небесное». Эразм, вновь основываясь на трудах Баллы, указал, что греческий текст следовало перевести: «Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное». Другими словами, Эразм настаивал, что там, где Вульгата, казалось, указывала на таинство покаяния, имелось в виду внутреннее психологическое состояниераскаяние. Вновь важное подтверждение системы таинств Церкви было поставлено под вопрос.

Еще одна область богословия, в которой средневековые богословы далеко ушли от умеренных взглядов ранней Церкви, касалась Марии, Матери Иисуса. Многие богословы позднего средневековья рассматривали Марию как своеобразный резервуар благодати, из которого можно черпать по мере необходимости. Частично этот взгляд основывался на средневековом представлении о благодати как своего роде субстанции - это взгляд был оставлен во времена Реформации. Он также основывался на латинском переводе слов, обращенных Гавриилом к Марии (Лк.1.28). Согласно Вульгате, Гавриил приветствовал Марию как «полную благодати (gratia plena)», что наводило на мысль о емкости, наполненной жидкостью (благодатью). Однако, как указывали Эразм и Балла, греческий текст означал «Благодатная», т.е. «пользующаяся благорасположением». Вновь библейские исследования гуманистов, казалось, противоречили важным богословским построениям средневековья.

Таким образом, имела место общая потеря доверия к надежности Вульгаты - официального латинского перевода Библии. Писание и Вульгата уже не могли рассматриваться как одно и то же. Для реформаторов, однако, эти исследования были ни чем иным, как провидением. Как мы уже видели, реформаторы стремились вернуться к обрядам и верованиям ранней Церкви - и если новый перевод Нового Завета, сделанный Эразмом, помогал отвергнуть средневековые добавления к этим обрядам и верованиям, то тем лучше. Библейские исследования гуманистов поэтому рассматривались как союзник в борьбе за возвращение к апостольской простоте ранней Церкви. Многое из сложной сети религиозных идей и обычаев позднего Средневековья можно было отбросить в сторону как искажения (или добавления) к ранней и более простой форме христианства.

Программа реформ Эразма требовала также свободного доступа к творениям Отцов Церкви. Это требовало выпуска надежных изданий трудов таких богословов, как Амвросий, Августин и Иероним (любимый патристический писатель Эразма). Эразму принадлежит также большая редакционная заслуга издания целого ряда патристических творений, которые были своеобразным чудом того времени. Хотя издание творений Августина, сделанное Эразмом, не может сравниться с одиннадцатитомным изданием Амербаха, выпущенным в 1506 г., его редакция трудов Иеронима широко известна как интеллектуальное чудо света.

Не следует думать, что средневековые богословы игнорировали взгляды таких патристических писателей, как Августин. Они относились к таким писаниям с глубоким почтением. Однако, они не имели доступа к полным и точным изданиям. Так, средневековые писатели обычно цитировали очень короткие отрывки, называемые «предложениями». Эти предложения, как правило, употреблялись вне контекста. Поскольку полные версии работ, из которых брались цитаты, существовали в виде нескольких рукописей, запертых в монастырских библиотеках, было практически невозможно проверить, правильно ли излагалась точка зрения данного Отца. Особенно много непонимания, вызванного вырыванием цитат из контекста, существовало относительно взглядов Августина. Выпуск печатных изданий этих работ позволял изучать «предложения» в их контексте, что позволяло достичь в понимании Отцов Церкви глубин, недоступных более ранним средневековым писателям.

Кроме того, большое количество находящихся в обращении работ, приписываемых Августину, на самом деле были написаны другими лицами. Эти «псевдо-августинианские» произведения часто проповедовали взгляды, противоположные взглядам самого Августина, что легко запутывало читателей. Развитие текстуально-критических методов гуманистической науки привело к выявлению этих «псевдо-августинианских» произведений и исключению их из канонических изданий творений Августина. Таким образом, отбрасывание поддельных патристических трудов открывало путь к более надежному толкованию трудов Отцов Церкви. Научная техника выявления поддельных писаний была разработана в пятнадцатом веке Лоренцо Валлой и использована для доказательства поддельности знаменитого «Дара Константина» (документа, который был, якобы, составлен императором Константином, и представлял привилегии Западной Церкви).

Таким образом, издания творения отцов Церкви, подготовленные гуманистическими учеными, такими, как Эразм и братья Амербах, сделали богословие отцов Церкви доступным в более полной и надежной форме, чем когда-либо ранее. В результате стало возможным выявить существенные расхождения между взглядами этих писателей и позднесредневековых богословов. По мнению Лютера, необходимо было реформировать идеи средневековой Церкви, возвратившись к подлинным учениям Августина, особенно по доктрине благодати. Новые издания патристических писателей «подлили масла» в огонь требований по реформированию Церкви.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта istina.rin.ru/

«Великие люди страны»Эразм
Роттердамский
Выполнил: Эдвард Пятов
Студент группы ФК – 1606
Проверила: Тюппа О.С

Детство Гергарда (Эразма Роттердамского)

Эразм Роттердамски родился
28 октября 1469года, в Гауде
в нынешних Нидерландах.
Его отец, принадлежавший в
одной из бюргерских
фамилий городка Гауда.
Родители дали имя Гергард (то
есть желанный) – имя, из
которого, путём обычной в ту
пору латинизации и
грецизации, был
впоследствии образован его
двойной литературный
псевдоним Дезитерий Эразм,
заставивший забыть его
настоящее имя.

Образование

Первоначальное образование
получил сначала в местной
начальной школе; оттуда
перешёл в Девентр, где
поступил в одну из небольших
школ, в программы
которых входило изучение
древних классиков.
В 13 лет потерял родителей. Он
понимал – с таким наследством
ему будет недоступна
общественная карьера.
Поэтому вскоре, после
некоторых колебаний,
принимает решение удалиться
в монастырь.

Монастырь

Попав в монастырь он написал много
писем. Из которых следует, что он
внутренне не чувствовал влечения к
монастырской жизни. Более того, у него
вызывало это отвращение.
Свое свободное время, он тратил на
чтение любимых им классических
авторов на латинском и греческом
языках.

Епископ Камбре взял его к
себе в секретари для
ведения переписки на
латыни. Эразм смог оставить
монастырь, дать простор
своим давнишним влечениям
к гуманистической науке и
побывать во всех главных
центрах тогдашнего
гуманизма. Затем он
перебрался в Париж.
В Париже Эразм издал свое первое большое
сочинение – Adagio, сборник изречений и анекдотов.
Эта книга сделала имя Эразма известным в некоторых
кругах всей Европы.

После нескольких лет пребывания во
Франции, он совершил множество
путешествий, более двух лет
путешествия.
Во время путешествия была написана им
знаменитая сатира «Похвала глупости».
Оксфордский и Кембриджский университеты
предложили ему профессуру.
В 1511 году Эразм был удостоен чести стать
Профессором богословия леди Маргарет
Кембриджского университета.
Спустя два года, ссылаясь на неприветливый
и нездоровый климат Англии, в 1513 году
Эразм отправился в Германию.
Но вскоре он все равно вернулся
в Англию.

Основные идеи, на которых построена педагогика Эразма:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Людьми не рождаются, но делаются путём воспитания;
Человека человеком делает разум;
Человек обладает свободной волей, и только поэтому
возможна его моральная и юридическая
ответственность;
Выступал против всякого насилия и войн;
Ребёнка надо правильно воспитывать с самого
рождения. Лучше, если это делают родители. Если они
не могут это делать сами, то должны подобрать
хорошего учителя;
Ребёнку надо дать религиозное, умственное и
нравственное воспитание;
Важно физическое развитие.

В своем основном педагогическом
трактате « О первоначальном
воспитание детей», Эразм пишет
о необходимости сочетания
античной и христианской традиций
при выработке педагогических
идеалов. По его мнению, в основе
воспитания должен лежать
принцип активности, к воспитанию
следует приступать с первых лет
жизни ребенка.
Программа обучения не должна излишне обременять
учащихся, чтобы тем самым не отбивать желание
учиться

Обмирщение сознания, т.е. постепенное освобождение от религиозного взгляда на мир. Распространение идей гуманизма, т.е. внимание к человеческой личности, веры в силы самого человека. Распространение научных знаний. Опора на достижения культуры Античности.




Культура – дело рук человека, в ней он ищет своё отражение, в ней узнаёт себя Портрет Чечилии Галлерани (Дама с горностаем) написан в 1485 году. Из тёмного фона выступает фигура женщины с символическим зверьком на руках. Поворот лица, освещённое плечо и положение тела грациозного маленького хищника придаёт живость картине. Мы замечаем психологическую параллель – сравнение животной грации, мнимой прирученности и скрытого неповиновения, общих для женщины в её руках. Дама с горностаем


Эразм Роттердамский ().Богослов и филолог. Самые знаменитые творения «Разговоры запросто» и «Похвала Глупости».


Томас Мор (). Политик и первый министр короля Англии. В начале 16 века написал и опубликовал «Золотую книгу, столь же полезную, как и приятную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».


Франсуа Рабле (). Писатель. Наиболее известное произведение – роман «Гаргантюа и Пантагрюэль».





Лучший из биографов Сервантеса, Шаль, характеризовал его так: «Поэту, ветреному и мечтательному, недоставало житейского уменья, и он не извлек пользы ни из своих военных кампаний, ни из своих произведений. Это была душа бескорыстная, неспособная добывать себе славу или рассчитывать на успех, поочередно очарованная или негодующая, неодолимо отдававшаяся всем своим порывам… Его видели наивно влюбленным во все прекрасное, великодушное и благородное, предающимся романтическим грезам или любовным мечтаниям, пылким на поле битвы, то погруженным в глубокое размышление, то беззаботно веселым… Из анализа его жизни он выходет с честью, полным великодушной и благородной деятельности, удевительным и наивным пророком, героическим в своих бедствиях и добрым в своей гениальности».


Образ Дона Кихота был воспринят многочисленными исследователями как архетип человеческой природы, истолкован как психологическая категория, породев даже философское понятие «донкихотство». Библиография исследований образа Дона Кихота литературоведами (например, Пелисер, Тикнор, Хуан Валера, Стороженко), философами (в том числе (Шедлинг, Гегель) и другими специалистами весьма обширна


Микеланджело роделся 6 марта 1475 года в тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти, городского советника. В некоторых биографических книгах говорится, что предком Микеланджело являлся некий мессер Симоне, происходевший из семейства графов де Каносса


Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Ренессанса, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами Флоренцией и Римом. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения статую «Давид» (), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме скульптурную композицию «Пьета́» (), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Однако наиболее грандеозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы


Мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представленная флорентийской публике на площаде Синьории 8 сентября 1504 года. С тех пор пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. В настоящее время оригинал статуи находется в Академии изящных искусств во Флоренции. Давид




Фигуры Девы Марии и Христа были высечены 24- летним мастером из мрамора по заказу французского карденала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны. В 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот, кричавший, что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор. руки Мадонны от Мексики до Кореи.