Презентация врубель и его картины. Михаил александрович врубель

Вы можете ознакомиться и скачать Михаил Александрович Врубель. Презентация содержит 16 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.


Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Врубель обладал даром обнаруживать в любом фрагменте природы, натуры "целый мир бесконечно гармонирующих чудных деталей". Он видел натуру, как драгоценную мозаику частиц. Из иностранных современников наибольшее влияние оказал на него М. Фортуни. Первые академические работы Врубеля отличались оригинальностью замысла и незаурядностью трактовки (акварели "Введение во храм" и "Пирующие римляне"). М.А. Врубеля античность интересовала всегда: в университетские годы, во время пребывания в Академии и позже, найдя в его творчестве своеобразную интерпретацию. В неоконченной акварели "Пирующие римляне" (1883, Русский музей) при некоторой театральности всей сцены и увлечении аксессуарами, несомненно намерение художника передать жизнь конкретного исторического периода. Выразителен образ пожилого римлянина, погруженного в тяжелую дремоту. В его характерной голове есть сходство с римскими портретами, вероятно, известными художнику по слепкам или репродукциям. Показательно, что Врубеля привлекала не Греция, а Рим времени его упадка. Видимо, в этом художник ощущал нечто созвучное своим настроениям и своей эпохе.

Слайд 7

Описание слайда:

"Сцена из античной жизни" в эскизе для театрального занавеса (1891, Третьяковская галерея) - это живописная фантазия на античную тему. Опять изображен античный Рим. Но о последнем напоминают лишь пинии в фоне, а об античности - мраморная статуя, фигура музыкантши, вызывающая отдаленные ассоциации с образом Сафо, да сидящий рядом человек с чертами Сократа; у остальных персонажей облик совершенно экзотический, а в типе и выражении лица одного из них вдруг обнаруживается сходство с Демоном. Пространство тяготеет к плоскости, а объемные формы переднего плана, проецирующиеся на плоскость фона, готовы превратиться в изысканный узор. Триптих "Суд Париса" (1893; Третьяковская галерея), в который входят панно "Юнона", "Венера, Амур и Парис", а также панно "Минерва", - это опять романтическая фантазия на античную тему со значительной долей театральности. Пейзаж воспринимается как чисто декоративный, а дельфины кажутся какими-то изделиями из папье-маше. Своеобразное оживление вносят полуреальные-полуфантастические персонажи, изображающие, вероятно, тритонов и созданные не без влияния произведений Бёклина. Творение Врубеля отмечено несомненной поэзией и тонким эстетическим чувством; но в то же время его образному строю свойственна некоторая неорганичность, лежащая и в самой основе художественной концепции модерна с характерной для него усложненностью мышления, множеством эстетических ассоциаций и опосредствований, - направления, в значительной мере затронувшего и творчество Врубеля

Слайд 8

Описание слайда:

В 80-х гг.XIX в. происходит приобщение Врубеля к художественному наследию Руси и Византии. В 1884 по приглашению профессора А. В. Прахова участвовал в реставрации росписей и фресок Кирилловской церкви в Киеве, создал ряд композиций на ее стенах, самые сложные из которых "Сошествие святого духа" и "Надгробный плач". В 1887 г. ему было поручено исполнение фресок для Владимирского собора в Киеве, но представленные Врубелем эскизы "Надгробный плач" и "Воскресение", "Ангел с кадилом и свечой" (Киев, Музей русского искусства) и другие с их строгой торжественной композицией, певучестью рисунка говорят о глубоком творческом восприятия древнерусского и византийского монументального искусства. В их колорите, во всем живописном строе выражен драматизм, экспрессия и одухотворенность образов, которая не помешала церковной комиссией признать их удовлетворительными из-за отсутствия религиозности. Врубелю внутренне было ближе искусство Византии, чем Древней Руси. Но и в том и в другом случае его понимание стиля было гораздо более серьезным, чем у целого ряда его современников, работавших рядом с ним в киевских храмах.

Слайд 9

Описание слайда:

Очень характерна для Врубеля история написания им самостоятельной композиции в Кирилловской церкви - "Надгробный плач". Сделав четыре эскиза-варианта, Врубель написал один из них, по его мнению наиболее удачный, и этот эскиз был признан Праховым "законченным произведением". Композиция "Надгробного плача" вписана в полуциркульное обрамление, которому подчинились все фигуры. Тип лица Христа, его худое, изможденное тело вызывают ассоциации с византийскими подлинниками. Это же можно сказать и о трех большеглазых ангелах, которые скорбно склонились над ним. Плоскостной характер изображений, переданных четкими обобщенными силуэтами, рисунок складок, очень выразительный ритм фигур и всех контуров, насыщенный и в то же время сдержанный теплый колорит - все это было очень тонко найдено художником. На этот раз Врубель пошел по линии примитива, казалось бы, никак не пытаясь осложнять свое произведение привнесением элементов мироощущения интеллигента конца XIX века; на какой-то момент он как бы почувствовал себя древним изографом, забыв обо всем окружающем: возможно, что в этом сказался свойственный ему дар перевоплощения. Иконы для "византийского иконостаса" Кирилловской церкви-"Христа", "Богоматери", "Св. Кирилла" и "Св. Афанасия", писались Врубелем не только вне стен Кирилловской церкви, но даже не в России, а в Италии: в 1885 году художник отправился в Венецию с целью изучения находящихся там древних византийских мозаик. Он изучал знаменитые мозаики собора Сан Марко и полотна прославленных веницианцев Возрождения. Врубеля особенно привлекали мастера тесно связанные со средневековой традицией - Карпаччо, Чима да Конельяно, Джованни Беллини. Венеция обогатила его палитру.

Слайд 10

Cлайд 1

Врубель Михаил Александрович ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ВЕЛИКОГО РУССКОГО ХУДОЖНИКА.

Cлайд 2

Врубель Михаил Александрович Михаи л Алекса ндрович Вру бель (польск. Wróbel; 5 (17) марта 1856, Омск - 1 (14) апреля 1910, Санкт-Петербург) - русский художник рубежа XIX-XX веков, мастер универсальных возможностей, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театральном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок, книжных иллюстраций. Был женат на известной певице Н. И. Забеле, портреты которой неоднократно писал.

Cлайд 3

Биография Детство Михаил Александрович Врубель родился 5 (17) марта 1856 года в Омске, в семье строевого офицера, участника Крымской кампании, который впоследствии стал военным юристом. Предки со стороны его отца были выходцами из прусской Польши («wróbel» по-польски - воробей). Матерью художника была датчанка. По службе его отец должен был часто переезжать - Омск, Астрахань, Петербург, Одесса. В учебных заведениях этих городов он проявлял разнообразные склонности к наукам: …в гимназические годы в Петербурге (Пятая гимназия у Аларчина моста) и в Одессе (Ришельевская) отвлекают брата значительно от любимого искусства; он увлекается в первой естествоведением (причём, между прочим, формует из мела целую систему кристаллов), а во второй - историей, по которой пишет, сверх нормы, большие сочинения на темы из античной жизни и средневековья - Из воспоминаний А. А. Врубель, сестры художника С начала января 1864 года по апрель 1867 года семья Врубелей жила в Саратове, где отец Михаила был командиром Саратовского губернского батальона. В эти годы юный Михаил Врубель занимался у известного в Саратове художника, выпускника Академии художеств А. С. Година. Предметы гимназического курса ему преподавал Н. А. Песков, исключённый из Казанского университета «за участие в студенческих беспорядках». В мае 1867 года семья Врубеля вновь переезжает в Петербург. В 1874 году окончил Ришельевскую классическую гимназию в Одессе. Фреска «Богоматерь» в Кирилловской церкви

Cлайд 4

Биография Отец желал для Михаила надёжного и обеспеченного будущего, успешной карьеры, и потому после гимназии 18-летний Михаил поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Он был совершенно равнодушен к юридическим наукам. Все его интересы были за университетскими стенами. Он всерьёз увлекался философией Канта, влюблялся в оперных актрис, спорил об искусстве, всегда оставаясь при этом сторонником так называемого «чистого искусства», и много рисовал. Он посещал в Академии художеств вечерний класс П. П. Чистякова, который учил Василия Поленова и Валентина Серова, Репина и Сурикова, и Виктора Васнецова. От университетских лет сохранились его иллюстрации к Тургеневу и Толстому, и среди них - знаменитая сцена свидания Карениной с сыном - изящная и красивая, но в которой Анна получилась больше похожей на роковую и демоническую женщину, чем на простую и милую Анну Льва Толстого. В 1879 году в возрасте 23 лет Михаил окончил университет с золотой медалью. После этого отбыл воинскую повинность, получив чин бомбардира запаса. Недолго работал в главном военно-судном управлении. Университет Демон сидящий

Cлайд 5

Императорская Академия художеств Биография Осенью 1880 года Михаил был зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, где занимался опять же в классе Павла Чистякова. Он сразу начал выделяться среди прочих студентов необычностью стиля и оригинальным взглядом на классические сюжеты (импрессионизм) - достаточно посмотреть на его первые акварели - «Введение во храм» и «Пирующие римляне». Из рассеянного и легкомысленного студента он превратился в фанатика своей работы. «Надо работать и работать», - с какой-то незнакомой прежде педантичностью обращался он к сестре. Познакомился и сблизился с Валентином Серовым. Наравне с Серовым, Врубель был одним из самых преданных и одним из самых отличаемых учеников Чистякова, который надолго стал его кумиром. Именно от него он унаследовал любовь к натуре, к рисунку, к обнажению формы и к классике. Императорская Академия художеств Портрет артисток Татьяны Любатович в роли Гензеля и Надежды Забелы

Cлайд 6

В 1884 году профессор А. В. Прахов по рекомендации Павла Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. Для мраморного иконостаса храма Врубель написал иконы «Афанасий», «Богоматерь», «Христос» и «Кирилл». Кроме того он создал стенные росписи. Также реставрировал росписи в куполе собора Св. Софии. Были выполнены эскизы для Владимирского собора, однако Врубель так и не приступил к росписи (ранее он выполнил для собора лишь некоторые орнаменты). Работы в Киеве с перерывами продолжались до 1889 года. В 1886 году состоялось знакомство с Константином Коровиным. В том же году во время очередного приезда в Киев Врубель написал картину «Девочка на фоне персидского ковра» (КМРИ). На портрете изображена дочь владельца ссудной кассы в Киеве. С сентября 1889 года жил в Москве, поселившись у Коровина. Работает в мастерской в доме Черненкона Долгоруковской улице вместе с Серовым и Коровиным. Осенью Врубель познакомился с предпринимателем и известным меценатом Саввой Мамонтовым. С декабря переехал жить в его дом на Садовой-Спасской улице. Биография Самостоятельная работа Царевна-Лебедь (1900, ГТГ) Абрамцевский период (1890-1893) Врубель выступал в роли архитектора и мастера прикладного искусства - создал проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве (1891), а для ворот дома Мамонтова в Москве - декоративную скульптуру «Маска льва».

Cлайд 7

Биография В 1894 году получил заказ на оформление особняка Саввы Морозова. В оформлении особняков С. Т. Морозова на Спиридоновке и А. В. Морозова в Подсосенском переулке Врубель работал вместе с самым значительным архитектором московского модерна Фёдором Шехтелем. В 1895 году стал членом Московского товарищества художников и участвовал в 3-й выставке объединения. Участвовал в оформлении спектаклей Русской частной оперы Саввы Мамонтова, а в конце декабря 1895 вместе с труппой уехал на гастроли в Санкт-Петербург. Там в Панаевском театре на Адмиралтейской набережной на репетиции оперного спектакля Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель» Михаил познакомился с певицей Надеждой Забелой, своей будущей женой. Женитьба, дальнейшая работа (1894-1901) Особняк Морозова на Спиридоновке 28 июля 1896 года в Женеве Михаил Врубель и Надежда Забела обвенчались. После этого молодожёны уехали в Люцерн, где Врубель продолжил работу над панно для готического кабинета А. В. Морозова. С февраля по апрель 1898 года участвовал вместе с женой в гастролях Русской частной оперы С. И. Мамонтова в Санкт-Петербурге. Сблизился с композитором Н. А. Римским-Корсаковым. Тогда же Врубель познакомился с группой художников будущего объединения «Мир искусства». Его пригласили участвовать в выставке «Русские и финляндские художники», которая состоялась в начале года в музее центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица. 1 сентября 1901 года у Михаила и Надежды родился сын. Его назвали Саввой, в честь мецената Саввы Мамонтова, так помогавшего художнику. В это время Врубель начал писать второй вариант картины «Сирень» (не окончена, ГТГ) и картину «Пасхальные годы», которую он сам же уничтожил.

Cлайд 8

Биография В начале 1902 года у художника появились признаки психического, или как говорили в то время, душевного расстройства. 11 марта знаменитый психиатр Владимир Бехтерев поставил диагноз, сказав, что болезнь неизлечима. Жена увезла Врубеля на дачу в Рязанскую губернию. С апреля до конца августа он лечился в Москве в клинике Ф. А. Свавей-Могилевича, а с 6 сентября по 18 февраля 1903 года - в клинике В. П. Сербского при Московском университете. 9 июля 1904 году Врубеля доставили в клинику Ф. А. Усольцева в Петровском парке. Он был в столь буйном состоянии, что его с трудом могли удержать четверо санитаров. В клинике он провёл два месяца. Фёдор Арсеньевич так писал о Врубеле в своих воспоминаниях: «Я видел его на крайних ступенях возбуждения и спутанности, болезненного подъёма чувства и мысли, головокружительной быстроты идей, когда телесные средства не поспевали за их несущимся вихрем. И он всё-таки творил. Он покрывал стены своего домика фантастическими и, казалось, нелепыми линиями и красками. Он лепил из глины и всего, что попадало под руку, чудовищно-нелепые фигуры. Но стоило прислушаться к его речам, вникнуть в них, - и нелепость, казалось, исчезала. Были понятны эти обрывки, не поспевавшие за своим неудержимо несущимся, но ярким образом». В 1905 году болезнь обострилась. В марте Врубель перешёл на лечение в клинику Ф. А. Усольцева. При этом продолжал работать над картинами «Азраил» и «Видение пророка Иезекииля» (ГРМ), «После концерта» (ГТГ), графическим автопортретом (ГТГ). Годы болезни (1902-1910) Гамлет и Офелия (1884, Русский музей)

Cлайд 9

В ноябре 1905 года Врубель был удостоен звания академика. В декабре у него резко ухудшается зрение. Последняя картина, которую он смог написать - портрет поэта В. Я. Брюсова (ГТГ). В конце февраля 1906 года художник полностью потерял зрение. После этого 6 марта из клиники Усольцева Врубеля перевели в Санкт-Петербург в клинику Конасевича и Оршанского. В 1906 году Михаила Врубеля перевезли в клинику доктора Бари на Васильевском острове, где он провёл последние годы жизни. В том же году С. П. Дягилев устроил ретроспективу произведений художника на выставках «Мира искусства» в Санкт-Петербурге и русского искусства на Осеннем салоне в Париже, где произведениями Врубеля восхищался Пабло Пикассо. Лето 1908 года провёл на даче под наблюдением доктора Морозова. Сестра читала ему, жена пела. 1 (14) апреля 1910 года в клинике доктора Бари Врубель скончался. 3 апреля состоялись похороны на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Вдохновенную речь на похоронах произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». А. Блок над могилой Врубеля сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим». Биография Жена художника, (1898)

Cлайд 10

В Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества в тот день была совершена панихида по скончавшемуся художнику. На заупокойном богослужении присутствовали: директор училища князь А. Е. Львов, профессор живописи В. М. Васнецов, художники К. Н. Горский, А. Е. Архипов, А. М. Васнецов, Л. О. Пастернак, С. В. Иванов, С. М. Волнухин, А. С. Степанов и учащиеся. В 1913 году рядом похоронили его жену, Н. И. Забелу-Врубель. В 1935-1936 годах предполагался перенос могилы Врубеля в музейный некрополь Александро-Невской лавры, однако этот план не был осуществлён. Примерно в 2000 году фотограф Валерий Плотников нашёл заброшенную могилу Михаила Врубеля и стал ухаживать за ней, привёл в порядок. Дама в лиловом. Портрет Н. И. Забелы Врубель (1900-е, Русский музей) Утро (1897) Биография

Cлайд 11

Врубель во многом был новатором для своего времени. Художник рвёт с академическими принципами изобразительного искусства XIX века: непременное изображение движения и присутствие интриги. Теперь молчание и тайна - полноправные персонажи в изобразительном искусстве. Врубель доказывает это в своём творчестве такими шедеврами, как «Гамлет и Офелия» (1883), «Демон сидящий» (1890). Любовь и смерть - любимые темы Врубеля, которые открываются зрителю под разными символами. Так, в картине «Девочка на фоне персидского ковра» (1886) мы видим некую переизбыточность роскоши, которая и является аллегорией тленности, печали и неизбежности конца. Идея смерти замечена и в «Гадалке» (1895). Русская тема у Врубеля нашла ёмкое отображение в таких работах, как «Богатырь» (1898), «Князь Гвидон и Царевна-Лебедь» (1890), «Микула Селянинович» (1895-1896) и хрестоматийной «Царевна-Лебедь» (1900). Темы Летящий демон (1899, Русский музей)

Cлайд 12

В 1920-1930-хх годах в Омске работало Художественно-промышленное училище (позднее техникум) имени М. А. Врубеля. Музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля расположен в городе Омске по адресу ул. Ленина, дом 3А. В Омске на левом берегу Оми есть сквер Врубеля. Памятник в Омске возле Музея изобразительных искусств. В Киеве на доме по улице Десятинной, 14 есть мемориальная доска в честь М. А. Врубеля (скульптор И. Кавалеридзе, 1962). В городе имеется Врубелевский спуск неподалеку от Кирилловской церкви. В Москве, в посёлке Сокол, имеется улица Врубеля. В Воронеже есть улица Врубеля. В Москве имеется детская художественная школа им. М. А. Врубеля Память о Врубеле Музей изобразительных искусств им. Врубеля. Врубелевский корпус. Омск

Cлайд 13

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Врубель обладал даром обнаруживать в любом фрагменте природы, натуры "целый мир бесконечно гармонирующих чудных деталей". Он видел натуру, как драгоценную мозаику частиц. Из иностранных современников наибольшее влияние оказал на него М. Фортуни. Первые академические работы Врубеля отличались оригинальностью замысла и незаурядностью трактовки (акварели "Введение во храм" и "Пирующие римляне"). М.А. Врубеля античность интересовала всегда: в университетские годы, во время пребывания в Академии и позже, найдя в его творчестве своеобразную интерпретацию. В неоконченной акварели "Пирующие римляне" (1883, Русский музей) при некоторой театральности всей сцены и увлечении аксессуарами, несомненно намерение художника передать жизнь конкретного исторического периода. Выразителен образ пожилого римлянина, погруженного в тяжелую дремоту. В его характерной голове есть сходство с римскими портретами, вероятно, известными художнику по слепкам или репродукциям. Показательно, что Врубеля привлекала не Греция, а Рим времени его упадка. Видимо, в этом художник ощущал нечто созвучное своим настроениям и своей эпохе.

Слайд 7

Описание слайда:

"Сцена из античной жизни" в эскизе для театрального занавеса (1891, Третьяковская галерея) - это живописная фантазия на античную тему. Опять изображен античный Рим. Но о последнем напоминают лишь пинии в фоне, а об античности - мраморная статуя, фигура музыкантши, вызывающая отдаленные ассоциации с образом Сафо, да сидящий рядом человек с чертами Сократа; у остальных персонажей облик совершенно экзотический, а в типе и выражении лица одного из них вдруг обнаруживается сходство с Демоном. Пространство тяготеет к плоскости, а объемные формы переднего плана, проецирующиеся на плоскость фона, готовы превратиться в изысканный узор. Триптих "Суд Париса" (1893; Третьяковская галерея), в который входят панно "Юнона", "Венера, Амур и Парис", а также панно "Минерва", - это опять романтическая фантазия на античную тему со значительной долей театральности. Пейзаж воспринимается как чисто декоративный, а дельфины кажутся какими-то изделиями из папье-маше. Своеобразное оживление вносят полуреальные-полуфантастические персонажи, изображающие, вероятно, тритонов и созданные не без влияния произведений Бёклина. Творение Врубеля отмечено несомненной поэзией и тонким эстетическим чувством; но в то же время его образному строю свойственна некоторая неорганичность, лежащая и в самой основе художественной концепции модерна с характерной для него усложненностью мышления, множеством эстетических ассоциаций и опосредствований, - направления, в значительной мере затронувшего и творчество Врубеля

Слайд 8

Описание слайда:

В 80-х гг.XIX в. происходит приобщение Врубеля к художественному наследию Руси и Византии. В 1884 по приглашению профессора А. В. Прахова участвовал в реставрации росписей и фресок Кирилловской церкви в Киеве, создал ряд композиций на ее стенах, самые сложные из которых "Сошествие святого духа" и "Надгробный плач". В 1887 г. ему было поручено исполнение фресок для Владимирского собора в Киеве, но представленные Врубелем эскизы "Надгробный плач" и "Воскресение", "Ангел с кадилом и свечой" (Киев, Музей русского искусства) и другие с их строгой торжественной композицией, певучестью рисунка говорят о глубоком творческом восприятия древнерусского и византийского монументального искусства. В их колорите, во всем живописном строе выражен драматизм, экспрессия и одухотворенность образов, которая не помешала церковной комиссией признать их удовлетворительными из-за отсутствия религиозности. Врубелю внутренне было ближе искусство Византии, чем Древней Руси. Но и в том и в другом случае его понимание стиля было гораздо более серьезным, чем у целого ряда его современников, работавших рядом с ним в киевских храмах.

Слайд 9

Описание слайда:

Очень характерна для Врубеля история написания им самостоятельной композиции в Кирилловской церкви - "Надгробный плач". Сделав четыре эскиза-варианта, Врубель написал один из них, по его мнению наиболее удачный, и этот эскиз был признан Праховым "законченным произведением". Композиция "Надгробного плача" вписана в полуциркульное обрамление, которому подчинились все фигуры. Тип лица Христа, его худое, изможденное тело вызывают ассоциации с византийскими подлинниками. Это же можно сказать и о трех большеглазых ангелах, которые скорбно склонились над ним. Плоскостной характер изображений, переданных четкими обобщенными силуэтами, рисунок складок, очень выразительный ритм фигур и всех контуров, насыщенный и в то же время сдержанный теплый колорит - все это было очень тонко найдено художником. На этот раз Врубель пошел по линии примитива, казалось бы, никак не пытаясь осложнять свое произведение привнесением элементов мироощущения интеллигента конца XIX века; на какой-то момент он как бы почувствовал себя древним изографом, забыв обо всем окружающем: возможно, что в этом сказался свойственный ему дар перевоплощения. Иконы для "византийского иконостаса" Кирилловской церкви-"Христа", "Богоматери", "Св. Кирилла" и "Св. Афанасия", писались Врубелем не только вне стен Кирилловской церкви, но даже не в России, а в Италии: в 1885 году художник отправился в Венецию с целью изучения находящихся там древних византийских мозаик. Он изучал знаменитые мозаики собора Сан Марко и полотна прославленных веницианцев Возрождения. Врубеля особенно привлекали мастера тесно связанные со средневековой традицией - Карпаччо, Чима да Конельяно, Джованни Беллини. Венеция обогатила его палитру.

Слайд 10


Вестник иных миров Врубель, как всякий предтеча был одинок. Он вызывал недоумение как человек и возмущение как художник. Лишь в конце жизни, когда Врубель был погружен в мрак предсмертного безумия, к нему пришло признание. "Полет Фауста и Мефистофеля""Полет Фауста и Мефистофеля" 1902


Жизнь и эпоха Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel, 1856–1910), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. "Шестикрылый серафим" "Шестикрылый серафим" (Азраил) 1904


Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Учился в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у П.П.Чистякова; уроки акварели брал у И.Е.Репина. Особое влияние на него оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М.Фортуни и английские прерафаэлиты).


Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12в.), он в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, "Сошествие Святого Духа", 1884); тогда же он написал и икону "Богоматерь с младенцем" (Киевский музей русского искусства). Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным психологизмом нового времени.


Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине "Девочка на фоне персидского ковра". 1886


После переезда в Москву Врубель становится одним из самых активных членов художественной группы С.И.Мамонтова. Здесь он пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к дизайну, исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой С.И.Мамонтова, в том числе в оформлении "Садко" (1897) и "Сказки о царе Салтане" (1900) Н.А.Римского-Корсакова.


Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно " Принцесса Греза", заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин "Пан" (1899), "Царевна-Лебедь", "К ночи", "Сирень" (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. "Царевна-лебедь" 1900"Царевна-лебедь" "Снегурочка"1900


Портреты в наследии Врубеля занимают довольно заметное место. В этом жанре художник тоже выступает новатором. Для каждого нового портрета он измысливает все новые и новые приемы, пытаясь увидеть «другого»(портретируемого), найти его, объяснить, поместить в неожиданный контекст. " Портрет Саввы Мамонтова» 1897 "Портрет Забелы-Врубель" 1898 "Гадалка" 1895


«Венеция», 1893г. «Испания», 1894г. Врубель после поездки по Италии страстно увлекся итальянским Ренессансом и произведениями испанского художника М. Фортуни, с которым он познакомился в Европе. Артистическое владение формой, выбор драматических сюжетов, воплощение их в острых жестах, откровенных взглядах – выразительные средства европейского символизма входят в арсенал русского художника Врубеля.


Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова "Демон" (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Петербург), – в картинах "Демон" (1890) и "Демон поверженный" (1902; обе работы – Третьяковская галерея). Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. "Демон"1890 "Демон поверженный"1902


В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством ("Жемчужина", 1904; «Тени лагун»1905; Портрет В.Я.Брюсова, 1906), – работ, тоже по-своему переходных от модерна к авангарду. "Жемчужина» 1904 "Тени лагун"1905


В 1906 художник ослеп. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства 20 века.


Знаменитые работы Пан 1899г Пан - персонаж древнегреческой мифологии, но на представленном полотне он заметно «обрусел», и это необыкновенно характерно для тогдашнего Врубеля, влюбившегося в русский фольклор. Пан, божество лесов и полей, выступает символом ночи.


Знаменитые работы Царевна - Лебедь 1900г. Эта пронзительная картина - плод дружбы с Римским-Корсаковым. Н. Забела снискала большой успех в роли Царевны- Лебиди в спектакле «Сказка о царе Салтане». Ее фотоизображение, подаренное композитору, подтолкнуло Врубеля к созданию этого полотна. Художнику удалось создать проникновенный музыкальный образ хрупкого и нездешнего существа, заброшенного в наш мир.


Знаменитые работы Демон сидящий 1890г. Этот образ во многом навеян поэмой Лермонтова и оказавшийся необыкновенно созвучным наступающей эпохе символизма. Свое отношение к тому что он пишет, художник выразил в письме к отцу: «Демон - дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый». В эту картину был влюблен А. Блок, назвавший ее «символом нашего времени»


Хронология жизни 1856г. Родился в Омске, в семье военного юриста. 1859г. Умирает мать, Анна Григорьевна, урожденная Басаргина. 1863г. Отец, Александр Михайлович Врубель, женится на Е.Х.Вессель. 1870г. Семья переезжает в Одессу. 1874г. Оканчивает Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Поступает на юридический факультет Петербургского университета. 1880г. По окончании университета и отбытии воинской повинности поступает в Академию художеств. Знакомится с Серовым. 1884г. По рекомендации своего наставника, П.Чистякова, отправляется в Киев для участия в реставрации древних росписей Кирилловской церкви. Делает наброски икон для Владимирского собора. В ноябре едет в Венецию. 1886г. Знакомиться с К.Коровиным. 1889г.Художника окончательно отстраняют от работы во Владимирском соборе. Переезжает в Москву. Сближается с С.И.Мамонтовым. 1890г. Завершает работу над «Демоном сидящим». 1896г. С.Мамонтов устраивает скандальный показ работ Врубеля в отдельном павильоне на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Женится на певице Н.И.Забеле. 1899г. Умирает отец художника. 1901г. Появляется на свет сын, Савва. 1902г. На выставке «Мира искусства» показывает картину «Демон поверженный». Первые признаки психического заболевания. В.Бехтерев определяет у Врубеля неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга). 1903г. Умирает сын Врубеля. Болезнь обостряется. 1906г. Теряет зрение. 1910г. Умирает в петербургской клинике доктора Бари.