Радимов павел александрович картины в третьяковской галерее. Павел радимов

Удивительный человек Павел Александрович Радимов, поэт-художник родился за 30 лет до Октябрьской революции. «...И отец мой, и дед мой, и прадед -все были священниками, рассказывал Павел Александрович, - мне было тоже не миновать духовного сана. Тропинка была протоптана. Вот и попал в Зарайское духовное училище, а из него в Рязанскую бурсу». В семинарии Павел Радимов вошел в число добровольных учеников художника М. В. Шумова. Незабываемое время. Первые работы с натуры, первые этюды. Споры о боге, церкви, об искусстве, о Толстом,о Горьком. Семинарию Павел Радимов не окончил, уехал в Москву учиться по-настоящему: «Знать небо, знать землю, знать жизнь!». Но учиться он поступает только в 1906 году, через год, и не в Москве а на филологический факультет Казанского университета. Это время становления Павла Радимова как художника и как поэта. В 1912 году в Казани выходит первая книга его стихотворений. Видение мира глазами художника-живописца - отличительная черта его поэзии. В 1914 году П. Радимова принимают в члены Товарищества передвижных художественных выставок. И. Е. Репин и В. Д. Поленов дали Радимову свои поручительства. «Глубокоуважаемый Павел Александрович!-писал художник Я. Д. Минченков.- Очень рад избранию Вас в среду Товарищества, и тем более, что все Товарищество радо было видеть Вас своим членом. И избирались Вы среди других талантливых (и очень даже) экспонентов и выдержали сей искус... Сейчас произошел хороший сдвиг, и к нам идут новые, свежие силы…» Много стихов и картин написал Павел Александрович Радимов. Глубоко и по-настоящему чувствует он русский пейзаж. Тихой, умной грустинкой отличаются и кисть и перо Радимова. Его стихотворения и полотна узнаются сразу и безошибочно. Он умеет запечатлеть свое мимолетное чувство, донести его до зрителя в пейзажах и до читателя в коротких стихах. Творчество его полно простоты и гордости человека, трепетно влюбленного во все русское. Вот она береза родная и близкая душе нашей, вот она, уводящая вдаль тропинка, вот он набегающий на зрителя овраг с остатками ноздреватого снега, забытая всеми часовенка где-нибудь под Владимиром или церквушка – памятники русской культуры, старины нашей. Только человек, гордящийся прошлым своей родины, имеет право говорить, что он любит будущее своего народа, своей страны. Радимов, поэт и художник, любит и чувствует прошлое, настоящее и будущее. Он умеет передать эту любовь и своему зрителю и своему читателю. Немало сил и энергии отдал П. Радимов созиданию нового, социалистического искусства. Он был первым председателем Ассоциации художников революционной России. Организатор и участник многих художественных выставок на заводах и предприятиях, он один из тех поэтов и художников, которые в свое время не задумываясь встали на сторону социалистической революции. В 1947 году, Павел Александрович принимает участие в организации Московского областного союза художников. «Жизнь -это движение к свету» - лозунг воинствующих гуманистов земли русской стал жизненным кредо Павла Радимова.

Соперниками мариниста в конкурсе «Великие имена России» были императрица Екатерина Великая, адмирал Павел Нахимов и хирург Валентин Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука)
  • 07.06.2019 Джефф Кунс - самый дорогой из ныне живущих художников. Его скульптурки изготовлены французской мануфактурой Bernardaud - одной из главных по лиможскому фарфору
  • 06.06.2019 В краснодарский краевой арбитражный суд пришли документы в почтовом конверте с репродукцией картины Герарда Давида «Сдирание кожи с продажного судьи» из музея в Брюгге. Для отправителя экскурс в историю искусства чуть не закончился статьей 297 УК РФ
  • 23.05.2019 Неуловимый партизан актуального искусства сделал очередную рискованную вылазку. Под видом картин уличного художника он выставил на центральной площади Венеции инсталляцию Venice in oil и ушел неразоблаченным из-под носа полиции
  • 13.05.2019 Речь о захватывающем реальном детективе, где лже-аристократка родом из России очаровала арт-мир Нью-Йорка и обвела вокруг пальца многих важных людей. Права на историю ее жизни уже купил Netflix
    • 13.06.2019 Организаторы торгов анонсируют продажу шедевров ИЗО, ДПИ и старинных книг. Суммарный эстимейт около 90 миллионов рублей
    • 11.06.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это двенадцать живописных работ, пять листов оригинальной и два - печатной графики и одна бронзовая скульптура
    • 07.06.2019 Сегодня продали 45 % лотов. Часть разъедется по Москве, а другая отправится в Екатеринбург и Питер
    • 06.06.2019 Продано 67 % лотов на 53 % от суммарного эстимейта. Топ-лотами стали первое издание «Бахчисарайского фонтана» Пушкина, прижизненное издание «Арабесок» Гоголя, автограф Рональда Рейгана и др.
    • 06.06.2019 13 июня 2019 года состоится специализированный аукцион антикварной бумаги, букинистики и филокартии аукционного дома «Русская эмаль»
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 12.03.2019 Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
    • 12.03.2019 В «Гараже» открылась безбашенная постмодернистская выставка, по отзывам смелая вплоть до риска очередного вмешательства «возмущенной общественности». Бывший инспектор «Медицинской герменевтики» и литературный отец парторга Дунаева опять задал жару
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
    • 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
    • 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие

    Радимов Павел Александрович (1887 – 1967) – русский советский живописец, поэт, переводчик.

    Родился в деревне Ходяйново Рязанской губернии, в семье сельского священника. Вместе с двумя своими братьями получил духовное образование — с 9 лет в Зарайском духовном училище и Рязанской семинарии. С юных лет он хотел заниматься живописью, однако поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества ему как семинаристу не удалось. В итоге с 1906 г. по 1911 г. Радимов учился на филологическом факультете Казанского университета. Он был близок к поэтам-акмеистам. В 1912 г. вышла его первая книга стихов «Полевые псалмы». Со временем Радимов выдвинулся в ряды «новокрестьянских поэтов» - популярного течения 1910-1920-х гг., яркими представителями которого были Есенин и Клюев. Красота русской природы, патриархальная деревенская жизнь, христианские и традиционные языческие мотивы – все это нашло отражение в лирике Радимова. «Хорошо читать его длинную поэму в гекзаметрах „Попиаду“, историю только что окончившего семинариста, едущего с отцом по соседним приходам выбирать себе не­весту. Ни на минуту не волнует она читателя, но он все время слышит запах травы и лип, внимает стрекозам, благовесту и пристойным речам на букву „о“ и любит всех этих скромных поповен с русыми косами в руку толщиной», - писал о творчестве Радимова Николай Гумилев.

    Радимов был широко известен и как живописец – в 1914 г. по настоянию Репина и Поленова его приняли в Товарищество передвижников. Параллельно он преподавал историю искусства в Казанской художественной школе. В 1918 г. он стал последним председателем Товарищества передвижников, а в 1922 г. - первым председателем Ассоциации художников революционной России (АХРР), также выступил организатором Московского областного союза художников, долгое время был его председателем.

    В 1922 г. вышел новый сборник крестьянской лирики Радимова «Деревня». В 1926 г. П.Коган ещё писал о нём: «Поэзия Радимова нужная, может быть, самая нужная поэзия в наше время… Революция уперлась в проблему крестьянина». В середине 1930-х гг. Радимов попал под кампанию «раскулачивания кулацких поэтов», после чего почти полностью переключился на пейзажную живопись. Он много путешествовал по Советскому Союзу, писал об увиденных краях стихи и картины. В 1957 году открыл в Абрамцеве народную выставку «для свободного и бесплатного посещения всех, кто любит искусство». Скончался поэт и художник в поселке Хотьково Московской области.

    Ниже, параллельно со стихотворениями Радимова, представлено и несколько его живописных работ.


    "Абрамцево.Река Воря"

    ОМУТ Какая тишина! Багряный месяц всходит За гладью Божьих нив, за скатами полей. Русалка на реке ночную песнь заводит О золотых дворцах подводных королей. У мельничных колес шумит и колобродит Утопленниц толпа и призрачных теней. Влюбленный водяной из-под коряг не сводит С печальной девушки пылающих очей. Ему так странно то, что, слезы проливая, Грустит она. О чем? Чем жизнь милей земная? И, мнится, в тишине, пугая речью странной, Ей шепчет про любовь, про нежный поцелуй... О, сколько тайных слов я в полночи обманной Услышу под напев ласкающихся струй!

    *** Когда белеется в полях гречиха, Как первый снег, цветы ее былинок, Когда царит покой в колосьях тихо, Лишь жук гудит, сронив пыльцу с тычинок. Выходит на межу с детьми зайчиха В час сумерек, в траве среди росинок Горит светляк, в ручье, как рыбье Лихо, Шагает цапля - мест болотных инок. Тогда мечта поет о тихих грезах Моей любви, о снах вечерних лета, Тогда мне слышится в лесных березах Песнь иволги, тогда к ногам поэта Ссыпает лепестки свои калинник И сторожит поля куст-чубаринник.


    "Оттепель"

    РОДИНА Деревья в инее, а снега вовсе нет, Зима задумалась у столбовой дороги. Радимов Павел я, художник и поэт, Советский гражданин и человек нестрогий, В коломенском краю свой написал сонет, Бродя вблизи Оки, где берега пологи, Где протекла пора моих ребячьих лет, Где ездил много раз, усевшися на дроги. Я помню, помню вас, поемные луга! Вот на реке паром, вот Ловцы, Белоомут, Вот бричка ямщика и со звонком дуга, Вот Горки на Яру и под горою омут, Внизу ж стоят стога, и зелени нет края. Дай ширь твою вдохнуть, о сторона родная!

    Павел Александрович Радимов - художник, общественный деятель, жизнь и творчество которого связаны со становлением советского изобразительного искусства. Он был одним из последних представителей Товарищества передвижных художественных выставок и одним из основателей и первым председателем Ассоциации художников революционной России (АХРР). Радимов вошел в историю советского искусства прежде всего как мастер пейзажа. Тонкие лирические картины русской природы, а также виды старых городов с памятниками древнерусского зодчества - основная тематика его творчества.

    Будущий художник родился в 1887 году в селе Ходяйнове Рязанской губернии. Его прадед, дед и отец были сельскими дьячками. Павлу Радимову также прочили духовную карьеру. Его отдали сначала в духовное училище в Зарайске, а затем в Рязанскую семинарию. В семинарии Радимов начинает самостоятельные занятия рисунком и живописью. Уже в это время искусство становится его главным увлечением. Радимов бросает семинарию и уезжает в Москву, мечтая поступить в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Однако в столицу он прибыл с опозданием - вступительные экзамены в Училище уже окончились. Но приезд в Москву не был напрасным. В течение года Радимов берет уроки живописи в частной студии Большакова. Однако в 1906 году Радимов поступает в Казанский университет, на историко-филологический факультет, после окончания которого преподает историю искусства и литературу в Казанской художественной школе. Все эти годы он не бросает занятия живописью. Благотворное влияние на его становление как профессионального живописца оказало знакомство и творческое общение с художником Н. И. Фешиным, выпускником Академии художеств.

    Ранние работы Радимова - пейзажные и жанровые этюды небольшого формата ("Осенний базар", 1911; "Деревня Кукушкино под Казанью", 1912; "Башкирия. Близ Стерлитамака", 1913). Фрагментарность, "случайность" композиции, обобщенность в изображении фигур, крупные мазки, наложенные на плоскость холста, подобно мозаике, отличают работы Радимова в этот период. Уже тогда художник выставляет свои работы на выставках передвижников, а затем становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

    В первые же годы после Октябрьской революции Радимов активно включается в культурное строительство. Он совместно с товарищами организует бесплатные выставки картин, в 1919 году становится заведующим отделом искусств Наркомпроса Татарской республики. В 20-е годы Радимов выступает одним из инициаторов объединения художников реалистического лагеря, которые видели будущее советского искусства в неразрывной связи с жизнью народа.

    В 1922 году была создана Ассоциация художников революционной России, в которую вошли бывшие передвижники и молодые советские художники. Радимов был первым председателем АХРР и членом правления до конца существования объединения. Члены АХРР ставили перед собой задачу "документально изобразить великий момент истории в его революционном порыве". В этот период художник создает серию портретов героев революции - М. В. Фрунзе, С. М. Буденного, К. Е. Ворошилова, А. В. Луначарского. Строгость, предельная лаконичность образной трактовки и композиции отличают эти портреты, ставшие своеобразными этюдами для большого полотна на историко-революционную тему "Выступление В. И. Ленина на IV конгрессе Коминтерна в 1922 году" (1927).

    В 20-е годы Радимов в своей живописи обращается к тематике народных праздников, обрядов и обычаев ("Хоровод", "Невеста", "Хлебановна", все 1928). Для этих полотен характерны этнографическая точность воспроизведения деталей быта и вместе с тем свободная живописная манера, яркий насыщенный колорит. В них прослеживается близость к творчеству живописцев старшего поколения - Ф. Малявина, А. Архипова.

    Радимов много путешествовал. Еще в 1910-е годы он побывал в татарских деревнях, в Башкирии, пожил среди марийцев и чувашей. Он писал о том, что "художнику путешествовать необходимо - зорче видит его око, яснее разум, умнее желания". В 1934 году Радимов совершает поездку в Туркмению. Там живописец создает портреты, в которых психологическая характеристика персонажей сочетается с интересом к детальной передаче особенностей национального костюма, украшений ("Портрет Юсуповой", "Дервиш в Хиве", обе 1935), а также пейзажи, сочная цветовая гамма которых созвучна самим краскам южной природы ("Хорезм. Новый Ургенч", "Базар в Тамаузе", "Утро в Фирюзе", все 1935). В полотнах Радимова была запечатлена и древняя среднеазиатская архитектура, величественная и монументальная ("Мавзолей Тюрабек Ханым", "Мечеть в Аннау", обе 1934).

    Иным был подход при создании картин, посвященных родной русской природе. Так, в пейзаже "Речка Воря" (1935) художник стремится передать едва уловимые состояния осенней природы, используя тонкие сочетания серебристо-серых, перламутровых тонов. Природа России никогда не была для Радимова отделена от ее истории. Тема славного прошлого отечественной культуры приобрела решающее значение в творчестве художника в годы Великой Отечественной войны. Она развивается Радимовым в серии "Памятники старины", в пейзаже "Весна в Загорске" (1943), во многих других полотнах, представляющих памятники архитектуры Троице-Сергиевой лавры, Загорска, Звенигорода. Загорск и его окрестности вдохновляли художника до последних дней его жизни. Сам Радимов писал: "С детских лет у меня пристрастие к памятникам отечественной истории, и высшее наслаждение для меня - поехать посмотреть маленький городок Московской или соседней области..."

    Творчество Радимова было неразрывно связано с русским реалистическим искусством, верность которому он сохранял всю свою долгую творческую жизнь.

    О. Лысцова

    Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.

    Родился в деревне в Рязанской губернии, в семье сельского священника, в избе 90-летнего деда отца Никанора. И прадеды, и отец и дед художника были попами или сельскими дьячками. Вместе с двумя своими братьями получил духовное образование - с 9-ти лет в Зарайском духовном училище и Рязанской семинарии.

    О годах ученичества, проведенных в этом заведении, он вспоминал: «Зарайск! Туда возил меня зимней дорогой, за двадцать пять верст, серый мерин… Летом на широкой телеге, на жесткой дерюге, накрывавшей мешки ржи, приезжал я на постоялый двор… где пил чай с изюменным ситным. Потом с мешком и сундуком, где лежало белье, шерстяные чулки и материны пышки, отец провожал меня в кремль, в каменное двухэтажное здание училища. Там я должен был жить восемь месяцев в году и получать знания».

    Отказавшись принять сан, в революционный 1905 год он без паспорта отправляется в Москву, где решает поступить в Московское училище Ваяния и Зодчества. Берет уроки в студии Большакова. Но в итоге в 1906 году поступает на филологический факультет Казанского университета (в столичные университеты семинаристов не принимали), который заканчивает в 1911 году с дипломной работой о Гомере («Гомер в произведениях греческих художников»). Одновременно учился живописи, брал уроки у Н. И. Фешина. С 1908 года выступает как художник.

    В 1912 году вышла первая книга стихов «Полевые псалмы», отмеченная как многообещающая; вторая книжка Радимова - «Земная риза» в целом разочаровала критиков. Он встал в число крестьянских поэтов, его стихи читают вместе с Есениным и Клюевым. В 1914 году вышел сборник гекзаметров «Попиада». В 1914-1916 гг. - сотрудник газеты «Сибирская жизнь» и журнала «Сибирский студент».

    С 1911 года принят экспонентом в Товарищество передвижников (дебютируя на 39-й выставке), а в 1914 году становится его членом по рекомендации Поленова и Репина за картину «Старый мезонин». Преподавал историю искусства в Казанской художественной школе.

    В 1917 году в Казани заведывал отделом искусств Наркомпроса Татарии. Активно включился в культурно-агитационную работу, продолжая параллельно заниматься поэзией и живописью. В 1918 году избран главой товарищества передвижников.

    В 1921 году П.Радимов приезжает с выставкой своих работ в Москву, а в 1922 году совместно с художниками Григорьевым и Наумовым принимает участие в организации АХРРа. После революции выпускает сборник стихов «Деревня» (1922). Избирался председателем Всероссийского Союза поэтов, работал в Кремле, дружил с Луначарским, Ворошиловым и Буденным, а также с Есениным, своим земляком. В 1926 году с делегацией художников он едет в Финляндию к Репину. В Пенатах создает портрет Репина (он хранится в Третьяковской галерее).

    Со временем Радимов попал под кампанию «раскулачивания кулацких поэтов», после чего «переключился на пейзажно-описательную лирику с элементами социалистической бутафории (красный флаг на дугах телеги и проч.)». В последующие годы работал преимущественно в области живописи. Много путешествовал по Советскому Союзу, писал об увиденных краях стихи и картины.

    С 1930-х годов поселился в Хотьково, где много рисовал, а позже - в Ново-Абрамцевском посёлке, где жил с 1932 года. В 1957 году открыл в Абрамцеве народную выставку «для свободного и бесплатного посещения всех, кто любит искусство».

    Скончался в своем доме в Хотьково, похоронен на Хотьковском кладбище Сергиево-Посадского района. Перезахоронен на Московском Введенском кладбище.

    Семья

    Сергей Павлович Радимов - сын, художник

    Сергей Сергеевич Радимов - внук, художник

    Павел Сергеевич Радимов - правнук

    Сергей Александрович Радимов - брат, художник

    Татьяна Павловна Радимова (1916-2000) - дочь, художница. Живописец. Заслуженный работник культуры России, член МОСХа. Училась у отца в МГХИ им. В. И. Сурикова до 1941 г. Писала пейзажи и стихи. Автор книги о своем отце.

    Мария Павловна Радимова (р.1915) - дочь Радимова и художницы Марии Медведевой (дочери художника Григория Медведева), замужем за Константином Павловичем, художница-пейзажист.

    Радимов Иван Александрович - брат художника, академик живописи. В статье приведена его картина из собрания музея "Зарайский кремль", названная здесь "Парад Победы". На самом деле деле картина называется "Конница Белова в Зарайске"

    Характеристика живописи

    Его первые живописные работы, рассказывающие о Казани и Казанской губернии, регулярно начали появляться с 1908 года («Окраина Казани», 1908; «Суконная слобода в Казани. Зима», 1910; «Рыбный базар в Казани», 1911; «Пожарная каланча в Казани», 1917; и проч.). В первые десятилетия своей работы изображал преимущественно избушки и «огороды затихших глухих деревень».

    Был членом Товарищества передвижников и последним его председателем - темы и стиль этого направления заметны в его работах. Когда в 1918 году скончался председатель Товарищества передвижных выставок Н. Н. Дубовской, Радимов был избран председателем Товарищества, добился в 1922 году организации 47-й выставки передвижников.

    В связи с закрытием 47-й выставки передижников он выступил с докладом на, казалось бы, непритязательную тему «Об отражении быта в искусстве». Этот доклад, встреченный бешеными атаками всего «левого» фронта, способствовал организации советской Ассоциации художников революционной России (АХРР). Как гласит каталог выставки АХРРа 1933 года: «В 1922 г. на 47-й передвижной выставке выступил с докладом о реалистическом искусстве, отражающем советский быт. Доклад послужил началом большого советского общественного художественного движения, оформившегося в виде АХРР (Ассоциация художников революционной России)». В 1922 году Радимов вошел в АХРР.

    Уже в 1922 году Радимов в составе первой небольшой бригады советских художников-реалистов отправляется с этюдником на заводские зарисовки и пишет литейный цех. Как художник присутствовал на партийных съездах, делая наброски к портретам вождей, создал картины «Заседание в Кремле», «Выступление Троцкого на II конгрессе Коминтерна». Ему отведена мастерская в Кремле, вместе с его другом Евгением Кацманом, секретарем АХРРа, и Давидом Штеренбергом. Он делает наброски заседаний съездов, участников III конгресса Коминтерна, много этюдов старого и обновленного Кремля. Способствовал возведению Дома Художников на Масловке.

    В 1928 году на юбилейной выставке 10-летия Красной Армии (10-я выставка АХРР - «10 лет РККА»), одним из организаторов которой он стал, Радимов выставляет большую картину на историко-революционную тему «Люди в рогожах» (баржа с революционерами-смертн иками, спасенными из белогвардейского плена - знаменитая баржа Колчака в Сарапуле), позднее выставленную в центральном зале Советского павильона в Венеции.

    После «кампании раскулачивания кулацких поэтов» занимается практически одной живописью. Организует Московский областной союз художников, избирается его первым председателем. Не усердствует в тематике социалистического реализма, введённого АХРРом, предпочитая пейзаж.

    После революции появляются циклы пейзажных работ Радимова, посвященные Башкирии, Чувашии, Марийской земле, Средней Азии и, наконец, средней полосе России и Подмосковью.

    Последняя персональная прижизненная выставка художника прошла в Москве в 1962 году и была посвящена его 75-летию. В 2005 году галерея «Золотой плес» демонстрировала выставку «Павел Радимов. Передвижник и поэт» в Каминном зале Дома журналиста (Москва). В 2007 году в Казани состоялась посмертная выставка к 120-летию со дня рождения.