Рассуждение на тему герой нашего времени. Сочинение по произведению Лермонтова «Герой нашего времени

Борова Д, Шарашенидзе М.

Данная работа представляет собой попытку переосмыслить произведение классика применительно к современной жизни, ответить на вопрос: "Есть ли герои нашего времени в современной России? Какие черты им присущи?".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Как басня, так и жизнь

Ценится не за длину,

Но за содержание.

Сенека.

У каждого времени свои герои. О них рассказывали писатели, поэты, художники.

Так в произведении Лермонтова « Герой нашего времени», по традиционному мнению, Печорин выступает как герой своего времени. Но автор подчёркивает, что в этом образе дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения начала 19 века. В романе показан молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорогой светских молодых людей. Печорин - офицер. Он служит, но не выслуживается. Мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей: он умён, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие его к людям, неспособность к настоящей любви и дружбе, индивидуализм и эгоизм. Он глубоко несимпатичен нам « жалкостью действий», пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям.

Сложность и противоречивость характера Печорина можно считать следствием общественно – политических условий 30 годов 19 века, времени мрачной реакции, глубоких потрясений и разочарований.

Человек - по самой своей природе существо общественное, он не способен для самоизоляции, для замкнутого существования в себе самом. Радости и страдания других становятся действительной пищей его жизни лишь тогда, когда отношения его с людьми строятся на основе добра, благородства стремлений, справедливости.

В образе Печорина Лермонтов показал всю тщетность попыток жить в обществе и быть свободным от него.

Читая роман Лермонтова, невольно проводишь параллель с веком двадцать первым и понимаешь, что у нас много общего. Наше время - время больших экономически, политических перемен. Время ускорения объективного развития, которое повышает в цене качества образованности, деловитости. И столь же резко повышает в цене и качества нравственные, неразрывно связанные с социальной сферой жизни, - совесть, честность, человечность. Сложное время…

Но в России были, есть и будет множество героев в самых разных сферах жизни. Герои бывают известными и неизвестными. У каждого человека они свои. Для кого– то им может быть, например, участник боевых действий в Чечне - генерал Романов, актёр Меньшов, фигурист Плющенко, певец Дима Белан, известный политик, учёный, врач, учитель, бизнесмен.

Думается, что сейчас Героем становится человек энергичный, целеустремлённый, хорошо понимающий, что необходимо работать с удовольствием, а где и кем он работает - не важно. Это не обязательно самая высшая должность.

Вот, к примеру, один наш знакомый, которому нет ещё и тридцати. Окончил университет, работал в разных фирмах. Самостоятельно изучил два иностранных языка. Сейчас - коммерческий директор крупной фирмы. Его предприятие процветает. И это - результат его трудолюбия, профессионализма.

Для современного Героя важно иметь хороший дом. Как правило, у него работающая жена и обязательно есть дети. Он понимает, что работает уже не только для себя, но и для своих детей. Он стремится дать своим детям хорошее образование. Для него очень важна семья, так как без семьи человек просто теряет перспективу.

Восхищает в таких людях умение работать так, чтобы получать удовлетворение от своего труда, умение организовать себя так, чтобы найти время на работу и отдых, причём отдых еженедельный с семьёй, детьми, друзьями.

Ему важно, что он не один. Когда человек сам за себя, он ущербен, а когда он может опереться на плечо друга, когда есть на кого надеяться, кому помочь, жизнь становится в радость. Чтобы наша страна стала стабильной, необходимы такие люди.

И таких людей в нашей стране много. Они понимают: чтобы жить успешно и счастливо, необходимо быть интернационалистом. Поэтому из числа Героев вытесняются те люди, которые склонны к ксенофобии.

И друзья у них такие же, как они: честные и порядочные. Именно они являются стержнем, основой нашего общества.

Хочется рассказать о человеке, живущем в нашем родном селе Кутузовка. Это Каргина Ольга Петровна. Успешно окончила МОУ « Кутузовская СОШ» и Омский областной колледж культуры и искусства, сейчас - студентка Омского университета им. Ф. М. Достоевского.

Ольга Петровна уже 8 лет является художественным руководителем Кутузовского сельского Дома культуры. Это человек высокой нравственности, честности и принципиальности. Для своих воспитанников Ольга является примером огромного трудолюбия и преданности своему делу. Хороший организатор, она сплотила вокруг себя ребят, влюблённых в танец. Хореографические коллективы, которыми руководит этот талантливый человек, являются лауреатами, дипломантами не только областных, но и международных конкурсов. Её жизнь – труд, поиск, стремление превзойти себя вчерашнюю. Она и сегодня полна творческих планов и замыслов.

Односельчане же знают Ольгу Петровну как требовательного руководителя и как отзывчивого человека, всегда готового прийти на помощь.

Ольга - человек активной жизненной позиции, инициатор многих интересных дел в селе, заместитель председателя Молодёжной палаты Шербакульского района Омской области.

Глядя на эту хрупкую девушку, невольно думаешь: вот образ Героя нашего времени. Она самостоятельна, деятельна, активна. Имеет нравственные принципы и хорошее образование. И пусть Ольга ещё молода, но сделано в её жизни уже достаточно, чтобы заслужить уважение и любовь людей, среди которых она выросла и живёт. Ведь лишь в работе на благо людей, общества человек с наибольшей полнотой раскрывается как личность, находит смысл своего существования, духовно обогащая себя.

Время Печорина давно прошло. Сегодняшний Герой, обладая нравственными качествами, образованностью, деловитостью, трудолюбием живёт не только для себя, своей семьи, но и для людей, общества, своей страны.

Министерство образования РФ

МОУ « Кутузовская СОШ».

Сочинение «Герой нашего времени»

Выполнили: Борова Д. и Шарашенидзе М.

Ученицы 10 класса.

Руководитель: Вейкум Г. В.

Учитель русского языка и литературы.

С.Кутузовка.

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов развил реали-стическую тенденцию, заложенную в русской литературе твор-чеством Пушкина, и дал образец реалистического психологиче-ского романа. Глубоко и всесторонне раскрыв внутренний мир своих героев, писатель рассказал «историю души человеческой». При этом характеры героев определены временем и условиями существования, многие поступки зависят от нравов определен-ной социальной среды («простой человек» Максим Максимыч, «честные контрабандисты», «дети гор», «водяное общество»). Лермонтов создал социально-психологический роман, в кото-ром судьба отдельного человека зависит как от общественных отношений, так и от самого человека.

Впервые в русской литературе герои подвергали себя, свои отношения с окружающими беспощадному анализу, свои по-ступки — самооценке. Лермонтов диалектически подходит к ха-рактерам героев, показывая психологическую сложность, неод-нозначность их, проникая в такие глубины внутреннего мира, которые были недоступны прежней литературе. «Во мне два че-ловека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыс-лит и судит его», — говорит Печорин. В своих героях Лермонтов стремится запечатлеть не статичное, а уловить динамику пере-ходных состояний, противоречивость и разнонаправленность мыслей, чувств и поступков. Человек предстает в романе во всей сложности его психологического облика. Больше всего это отно-сится, конечно, к изображению Печорина.

Для создания психологического портрета героя Лермонтов прибегает к перекрестной характеристике его другими персона-жами. С разных точек зрения рассказывается какое-либо одно событие, что позволяет полнее понять и четче изобразить пове-дение Печорина. Изображение героя построено на принципе постепенного «узнавания», когда герой дан то в восприятии Мак-сима Максимыча (через народное сознание), то «издателя» (близ-кая к авторской позиция), то через дневник самого Печорина (исповедь, самоанализ).

Глубокому постижению психологии героя служит и композиция романа. «Герой нашего времени» состоит из пяти повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». Это относительно самостоятельные произведения, объединенные образом Печорина. Лермонтов нарушает хронологическую по-следовательность событий. Хронологически повести должны были располагаться так: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к журналу Печорина. Смеще-ние событий обусловлено художественной логикой раскрытия характера. В начале романа Лермонтов показывает противоречивые поступки Печорина, труднообъяснимые для окружающих («Бэла», «Максим Максимыч»), затем дневник проясняет мотивы поступ-ков героя, углубляется его характеристика. Кроме того, повести группируются по принципу антитезы; рефлексирующему эгоисту Печорину («Бэла») противопоставлена цельность душевно добро-го Максима Максимыча («Максим Максимыч»); «честным кон-трабандистам» с их свободой чувств, поступков («Тамань») про-тивоположна условность «водяного общества» с его интригами, завистью («Княжна Мери»), В первых четырех повестях показано то воздействие, которое оказывает на формирование личности среда. В «Фаталисте» ставится проблема противодействия человека судь-бе, т.е. его способности противостоять или даже бороться с предо-пределенностью рока.

В «Герое нашего времени» Лермонтов образом Печорина про-должил тему «лишних людей», начатую Пушкиным. Печорин — типичный представитель дворянской молодежи 1830-х годов. Об этом Лермонтов пишет в предисловии ко 2-му изданию романа: «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколе-ния, в полном их развитии».

Герой 1830-х годов — времени реакции после поражения де-кабристов — разочарованный в жизни человек, живущий без веры, без идеалов, без привязанностей. У него нет цели. Единст-венное, что он ценит, — это собственная свобода. «Я готов на все жертвы… но свободы своей не продам».

Печорин возвышается над своей средой силой характера, пониманием пороков и недостатков общества. Ему противны фальшь и лицемерие, духовная пустота среды, в которой он вынужден был вращаться и которая морально искалечила героя. Материал с сайта

Печорин от природы не лишен доброты, сочувствия; он смел и способен на самопожертвование. Его одаренная натура была рождена к активной деятельности. Но он плоть от плоти своего поколения, своего времени — в условиях деспотизма, в «глухие годы» его порывы не могли быть реализованы. Это опустошило его душу, сделало из романтика скептика и пессимиста. Он убе-жден только в том, что «жить скучно и гадко», а рождение — это несчастье. Его презрение и ненависть к высшему свету перерас-тают в презрение ко всему окружающему. Он превращается в холодного эгоиста, доставляющего даже милым и добрым лю-дям боль, страдания. Все, кто сталкивается с Печориным, ста-новятся несчастными: из пустой прихоти он вырвал из привыч-ной жизни Бэлу и погубил ее; ради того, чтобы удовлетворить свое любопытство, ради немного взбодрившего его приключе-ния он разорил гнездо контрабандистов; не задумываясь о трав-ме, которую наносит Максиму Максимычу, Печорин обрывает с ним дружбу; он принес страдания Мери, оскорбив ее чувства и достоинство, нарушил покой Веры — единственного челове-ка, сумевшего понять его. Он осознает, что «невольно разыгры-вал жалкую роль палача или предателя».

Печорин объясняет, почему он стал таким: «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, … лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли». Он оказался жертвой и социальной среды, и собст-венной неспособности противостоять ее лицемерной морали. Но, в отличие от других, Печорин принципиально честен в само-оценках. Никто не может осудить его строже, чем он сам. Траге-дия героя в том, что он «не угадал этого назначенья, … увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; … утратил наве-ки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • герой нашего времени первый в русской литературе психологический роман и один из самых совершенных мировых образцов этого жанра
  • фальшь, лицемерие в русской литературе
  • герои нашего времени1 глава
  • герой нашего времени первый психологический роман в русской литературе психологический роман и один из самых совершенных мировых образцов этого жанра
  • «сверстники» печорина в русской литературе

М.Ю Лермонтова и сегодня порассуждаем над тем, каким образом и при помощи каких литературных средств автор пытался решить в романе нравственные проблемы своего времени.

Текст сочинения

Лермонтов относится к тому поколению русского дворянства, молодость которого пришлась на эпоху реакции в царствование Николая I, вступившего на престол в день декабрьского восстания. Тяжелая нравственная атмосфера этого времени, доносы, ссылки, слежка, вошедшие в моду, сделали для передовых людей того времени невозможным выражение собственных общественно-политических взглядов. Это и повлекло за собой появление нового «героя».

«Герой» Лермонтова лишен возможности проявить себя в социальном плане, поэтому автор намеренно сосредоточивает взгляд на его нравственных позициях. При этом все, что написано о Печорине с точки зрения автора, Максима Максимыча, и самого главного героя, нельзя считать положительно оцениваемым. Лермонтов судит свое поколение, недоволен им и дает нам понять, что вовсе не разделяет нравственных позиций своего героя.

Подобно многим современникам Лермонтова, Печорин очень эгоистичен. Решая нравственную проблему цели и смысла жизни, он не смог найти применения своим способностям («Зачем я жил? Для какой цели я родился… А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные… Но я не угадал его» ) В этой неудовлетворенности собой и лежат истоки отношения Печорина к окружающим людям. Он равнодушен к их переживаниям, оставляет у всех, с кем встречается, самое неблагоприятное впечатление о себе, коверкает судьбы. («Да и какое дело мне до несчастий и бед человеческих »). Справедливости ради надо сказать, что Печорин замечает свое воздействие и скорбно думает, что «он всегда играл роль топора в руках судьбы ». Он даже способен осудить себя за некоторые поступки, но общая система его нравственных ценностей от этого не меняется.

На первом плане у Печорина всегда его собственные интересы, он похож в этом на Онегина и других молодых людей, о которых Пушкин писал: «Двуногих тварей миллионы, для них название одно… » Особенно хорошо это видно из рассуждений Печорина о счастье. Он пишет в «Журнале»: «Счастье — это насыщений гордость», «я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе ».

Особенно интересны нравственные представления Печорина о любви и женитьбе. Он, в соответствии с кодексом дворянской чести, способен вступиться за «честь невинной девушки » и вызвать на дуэль Грушницкого за его россказни о княжне Мери. Но в то же самое время он совершенно бездумно разрушу судьбы Мери и Бэлы, рассуждая при этом, что «вдохнуть аромат едва распустившегося цветка » есть величайшее наслаждение, а потом можно бросить его где-нибудь на дороге, может, кто-нибудь подберет. Как и Онегин, он больше всего на свете боится потерять свою «постылую свободу» и признает, что как только речь заходит о женитьбе, так «прости, любовь ». Подобно Онегину, он мучается от решения Веры остаться с мужем, но менять что-нибудь уже поздно. За свои нравственные представления он заплатил дорогой ценой – одиночеством.

Печорин изображен в романе умным человеком, умеющим не только совершать безнравственные поступки, но и судить себя за это («Если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив »). Он пишет о своей раздвоенности, о том, что в нем как бы всегда находятся два человека, один из которых действует, а другой – судит.

Причиной эгоизма и таких нравственных представлений Печорина можно считать и невозможность применить свои силы, и дворянское воспитание, и пребывание в свете, испортившее его душу. Из этой системы нравственных представлений из-за отсутствия выхода рождаются разочарованность, опустошенность Печорина, мысли о смерти («Авось, умру где-нибудь в дороге… »).

Пользуясь пушкинскими словами, можно сказать, что в системе нравственных взглядов Печорина «отразился век, и современный человек изображен довольно верно, с его безнравственной душой, себялюбивый и сухой »

Таким и увидел «героя своего поколения» М.Ю. Лермонтов.

Александр Холодов — 28.06.2011

Сочинение на тему "герой нашего времени - кто он?"
27 июня, 23:44
Current Location:home
Настроение: peaceful
Музыка:RATM

«Герой нашего времени – кто он?»

Слово «герой» можно понять по-разному. С одной стороны, это – участник какого-то события, с другой – это особый индивид, который выделяется из толпы благодаря незаурядным качествам личности.

Все помнят роман Лермонтова «Герой нашего времени». Лермонтов говорил, что «Печорин – есть название произведения», каков бы он ни был. Ни для кого не секрет, что Печорин – далеко не идеал, он хуже обычного эгоиста, потому что он осознаёт это, но не может ничего сделать. Следовательно, героем нашего времени может быть любой человек, несмотря на то, какая у него профессия, образование, чем он интересуется, какой он национальности – это просто не важно. Все мы герои, если смотреть на ситуацию с точки зрения Лермонтова.

Однако, чтобы создать образ такого человека, нужно из общей массы выделить наиболее характерные признаки современной личности, черты характера, поведения, а затем соединить их в одну совокупность. Словом, наша задача – нарисовать типичного человека, живущего в современности и занимающегося самыми характерными для нашего времени делами.

Какой он? Трудно ответить на данный вопрос, потому что все люди разные, поэтому лучше каждый случай рассматривать отдельно. Я попытаюсь нарисовать плохой и хороший образ, а затем – серединку.

Итак, плохой герой нашего времени. Это человек безнравственный, эгоистичный, который живёт по принципам «бери от жизни всё», «в этой жизни надо попробовать всё» и т.п. Он не интересуется ничем, заходящим за границу его биологических потребностей и потребностей в наслаждении, обычно не читает, курит и пьёт. Но он даже может быть образованным, умным, только свой ум использовать в корыстных целях, для собственной только выгоды. Вкратце можно сказать, что это - субъект, способствующий деградации общества.

Кто же этот настоящий герой времени, что приносит прогресс, который стремится к высшим идеалам? Среди людей своего возраста я таких почти не встречал вероятно потому, что я мало видел свет. Этот человек имеет конкретные интересы, чёткие взгляды, своё мнение, которое обосновано и, чаще всего, справедливо. Он не допускает игнорирование культуры, происходящего в мире и в жизни общества. Его сознание всегда в курсе самых актуальных проблем света, а главное – у него есть способность рассуждать аналитически, подкрепляя свои доводы аргументами и фактами. Истинный герой нашего времени должен не только рассуждать, но и что-то делать, ставить цель идти к ней, ибо без цели это никто, просто живой организм, ничего не делающий. Ещё касаемо качеств – порядочность, честность, пренебрежение общественным мнением ради достижения благих целей, широкий кругозор, начитанность, хорошая спортивная подготовка. Многим покажется, что я просто описал то, каким я вижу идеального героя нашего времени. Да, это лишь идеал, такие качества реально иметь, но не всегда легко с ними жить. В реальности всё гораздо сложнее.

А кого же нам расположить посередине? Этот индивид обладает нравственностью, но часто пренебрегает ею, скептически к ней относится. Несомненно, у «середнячка» есть своё мнение, но он не очень любит его высказывать, только если оно прямо касается его интересов. Скорее всего, середнячок читает литературу фантастическую, предпочитая её русской классике или читает исключительно научные книги в процессе учёбы. На окончании колледжа или института его путь, развивающий разум, кончается – ум иссушается наукой, а нравственное развитие стоит на месте, либо моральные устои уже сформировываются окончательно. Этот герой не будет делать что-то, если про него могут плохо подумать, иногда его так заботит то, что думают о нём другие, что он начисто перестаёт верить в себя, хотя у него есть неплохие способности. Он так же не прочь поразвлекаться или заниматься «ничегонеделанием», да вряд ли есть такой человек, который этим не занимается. Порой, середнячок совершает плохие поступки, но на совести остаются рубцы, он мучается подобно Раскольникову в романе «Преступление и наказание» Ф. Достоевского.

Да что вы? Это не всегда!

Согласен…

Не всегда мучает его совесть, потому что всё относительно в этом мире, как известно. Понятное дело, нет такого конкретного образа, нет конкретного человека, ведь все индивидуальны, внутри каждого есть целый мир, не каждого представляется нам возможным изучить, потому что есть и замкнутые люди.

А теперь я опишу человека, которого некогда считал героем – он мой приятель. Не сказать, чтобы он был моральный урод, но и не скажешь, что он – совершенство. Я восхищаюсь тем, что ему удалось создать нового себя и привыкнуть к жизни в этом образе. Он – человек-загадка, не знаешь, чего от него ждать. Благодаря этому к нему поневоле пробуждается даже уважение, настоящее, которое держится не на страхе, а на восхищении. Да, он забавный, любит пошутить развратно, но, оглядываясь вокруг, понимаешь, что весь мир такой и невозможно быть белой вороной – приходится приспосабливаться к тем или иным условиям, а человек ко всему привыкает. И мой приятель ко всему привыкает, приспосабливается.

Да он простой приспособленец!

Уверяю вас, нет!

Не материальное приспособление, не желание получить выгоду, а желание быть душой кампании, веселить всех, подобрать ко всем определённый ключ. У него невероятное свойство нравиться девушкам, он остроумен, из-за чего некоторые девушки говорят – «ой, он слишком умный, я бы с ним встречаться не стала». Разумеется, мой приятель начитанный, просвещённый и без ума от спорта.

И без слабостей?

О, нет же!

Например, иногда его собственные амбиции заводят его же в тупик, это заставляет моего приятеля принять мир таким, какой он есть, ведь что не случится – всё к лучшему, как говорил М. Булгаков.

Таким образом, герой нашего времени – это всякий человек, живущий в наше время, кем бы он ни был и каким – всё равно он герой. В своём сочинении я описал три типа людей, которых расклассифицировал по определённым признакам, эти люди – максимально общие типы таких личностей, которые встречаются в нашем обществе. И наконец, я описал человека, которым когда-то восхищался, некоторые замечательные качества которого ставил в идеал, но этот человек – уже отдельная история, он реальный, он существует, как один из героев нашего времени. Идеалов же не существует. Все, кого я описал, по моему мнению, - герои нашего времени. Могут найтись те, кто против. Мой ответ – не знаю.

Сохранено