Развитие чувства ритма у детей.

Здравствуйте, уважаемые посетители нашего сайта! Согласитесь, многие привыкли думать, что чувствовать и воспроизводить ритм - это удел музыкантов и танцоров. А вот и нет! С этим качеством мы сталкиваемся практически ежедневно, и, к счастью, его можно развить. В нашей статье - упражнения для развития чувства ритма у ребёнка, рассчитанные на разный возраст, и 5 веских доводов, почему это важно для каждого человека.

Откуда нам знакомо чувство ритма?

Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов. Ещё будучи в утробе, малыш слышит сердцебиение матери, поэтому успокаивается, когда мама берёт его к себе на руки и прижимает к груди. Это одно из первых знакомств маленького человека с ощущением ритма.

Ритмично функционируют и другие системы человеческой жизнедеятельности:

  • Дыхание.
  • Бодрствование и сон.
  • Желудочно-кишечный тракт.

Ритмами пронизана вся природа. Благодаря им происходят:

  • Смена времён года.
  • Смена времени суток.
  • Приливы и отливы.

Человек - часть природы, поэтому нет людей, у которых полностью отсутствует чувство ритма. Оно может быть недостаточно развитым, но это вполне поправимо.

За что отвечает чувство ритма у человека?

  • Координация движений. Она нужна при ходьбе, поворотах, танцах, однообразных движениях, играх. Ребёнок с развитым чувством ритма меньше расходует свою энергию, а значит, меньше устаёт, быстрее реагирует на препятствия и меньше травмируется.
  • Речь. Она становится более выразительной, управляемой, ребёнок умеет ставить акценты в нужных местах. Его становится легко выслушать и понять. Малыш быстрее усваивает информацию, а значит, более успешен в учёбе. Он выразительно рассказывает стихи и читает, выделяя паузами знаки препинания.
  • Уравновешивание эмоций. Благодаря чувству ритма происходит правильное чередование напряжения и расслабления при движениях и общении. Это даёт возможность крохе быстрее успокаиваться после встречи с раздражающими факторами.
  • Адекватное отношение к временным интервалам. На смену спешке и суете приходят продуманные действия и логика. Например, дожидаясь зелёного света светофора, ребёнок будет вести себя спокойно.
  • Улучшаются аналитические способности ребёнка. Он может более точно оценивать скорость движения, расстояние, глубину и высоту - и, следовательно, грамотно рассчитывать свои действия и силы.

Итак, переходим к практической части нашей темы.

Как развить чувство ритма у ребёнка?

Как всегда, непринуждённо, легко, в форме игры!

От 0 до 6 месяцев

Приучать к ритмичной деятельности можно даже такого кроху!

Зарядка или массаж с потешкой

Регулярно делайте с малышом зарядку или массаж, напевая весёлую потешку и выполняя действия в такт. Например, после пробуждения говорите ему эти простые слова:

  • «Мы проснулись, мы проснулись!» (на слове «мы» разводим ручки ребёнка в стороны, а на слове «проснулись» скрещиваем их на груди)
  • «Сладко, сладко потянулись!» (на словах «сладко, сладко» ручки тоже разводим и скрещиваем, а на слове «потянулись» поднимаем их вверх)
  • «Маме с папой улыбнулись!» (Улыбаемся малышу)

Танцы с мамой или папой

Малыши очень любят, когда мама или папа вальсируют с ним на руках. Делайте это плавно и ритмично под соответствующую музыку. Кроха получит море позитива и заодно ощутит темп ваших движений в танце.

От 6 до 12 месяцев

Ребёнок такого возраста уже вовсю жаждет и сам задавать ритм. Не препятствуйте этому. Пусть у него будет возможность погромыхать кастрюлями и крышками, погремушками или молоточком. Покажите ребёнку, что ладошки и ножки тоже могут ритмично шуметь.

Потешка «Ладушки»

Ладушки, ладушки! (выпрямляем пальчики малыша на своей ладони)
Где были? У бабушки! (соединяем его ручки ладошка к ладошке)
Что ели? Кашку! (хлопнули в ладоши)
Что пили? Бражку! (ещё раз)
Кыш, полетели, на головку сели! (прикасаемся ладошкой малыша к голове)

Игра «Ехал пан»

Усадите малыша на колени лицом к себе и покачивайте его взад-вперёд, приговаривая:

Ехал пан, ехал пан,
Шагом-шагом, шагом-шагом,
Ехал пан, ехал пан,
Рысью-рысью, рысью-рысью,
Ехал пан, ехал пан, Махом-махом, махом-махом.
После каждой фразы «Ехал пан» ускоряйте раскачивание крохи.

От 1 года до 2 лет

Как подружить с чувством ритма малыша-непоседу? При помощи музыки, стишков, песенок и движений.

Музыка

Ставьте малышу побольше классики и композиций со звуками природы. Например, произведения П. Чайковского:

  • «Щелкунчик».
  • «Спящая красавица».
  • «Лебединое озеро».

Марш и стишки

Маршируйте вместе с ребёнком, стоя к нему лицом и держа за руки, при этом рассказывая ему стихотворения. Например, вот это:
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придёшь домой!

От 2 до 3 лет

В таком возрасте ребёнок уже стремится подражать вам и другим людям. Тогда покажите ему пример, как действовать ритмично.

Повторяй за мной

Вы задаёте ритм одним способом, а ребёнок повторяет за вами другим способом. Например, вы хлопаете в ладоши, а малыш топает ножкой, вы стучите в барабан, а малыш - в бубен:

Вы: Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.

Малыш: Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Подобные занятия по развитию чувства ритма повышают шансы малыша достичь успехов в музыке.

Непослушный козлик

Может играть один ребёнок или несколько. Взрослый задаёт темп, произнося любой слог и выделяя некоторые из них силой голоса. Главное, чтобы это звучало ритмично, то есть в определённой последовательности. На слабые слоги малыш имитирует лягающегося козлика (машет ножкой назад), а на сильные - бодается, делая себе указательными пальцами рожки.

Например:

Та-та-ТА, та-та-ТА, та-та-ТА, та-та-ТА…

ТА-та-та-та, ТА-та-та, Та-та-та-та, ТА-та-та…

От 3 до 5 лет

Усложняем упражнения, основанные на стихотворениях, песенках и движениях.

Маршируем активнее

Задача малыша - маршировать под ритм, который вы будете ему задавать. При этом выделяйте голосом определённые слова, слыша которые, ребёнок должен топнуть сильнее. Начинайте медленно, постепенно наращивая темп. Например:

РАЗ, два, ТРИ, четыре…

РАЗ, ДВА, три, четыре…

Раз, два, три, ЧЕТЫРЕ…

После того, как малыш начнёт легко справляться с заданием, предложите ему маршировать под ритмичную музыку. 3–4 минуты в день вполне достаточно.

Стих или песня в сопровождении ритмичных звуков

Вспоминаем стихотворение или песню, которое малыш знает наизусть. Пусть расскажет его или споёт, при этом издаёт звуки в такт. Например, хлопает в ладоши или ударяет в барабан. Можно использовать бубен или ксилофон. Вы можете тоже подстроиться под его исполнение и делать более слабые хлопки в ладоши в другом темпе. Получится мини-оркестр.

Например, ребёнок стучит в барабан на следующих слогах:

В ле-СУ ро-ДИ-лась Ё-лоч-ка,

В ле-СУ о-НА рос-ЛА…

А вы хлопайте в ладоши на каждый слог:

В ЛЕ-СУ РО-ДИ-ЛАСЬ Ё-ЛО-ЧКА,

В ЛЕ-СУ О-НА РОС-ЛА.

Слаженное исполнение может получиться не сразу, но ребёнку такое занятие точно придётся по душе.

Стихи и барабан

Прочитайте малышу стихотворение про ёжика и попросите его на каждый слог «бум» ударить в барабан или сделать хлопок в ладошки. Ну кто же откажется развивать чувство ритма через игру на музыкальных инструментах? Это будет звучать так:

С барабаном ходит ёжик.
Бум-бум-бум! (можно бум-бум-бум-бум-бум-бум)
Целый день играет ёжик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами -
Бум-бум-бум! -
Ёжик в сад забрёл случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!

С ритмом по жизни

Быть может, развитое чувство ритма пригодится вашему ребёнку в его увлечениях? А даже если и нет, то оно обязательно сделает его более ловким, собранным и умным. Итак, подведём итоги и назовём ваших основных помощников, развивающих чувство ритма:

  • Стихотворения и песенки.
  • Танцы.
  • Музыка, музыкальные инструменты и предметы, издающие шум.
  • Занятия с хлопками в ладоши и топаньем ножками.
  • Маршировки.

Ну а мы желаем вам и вашему ребёнку с удовольствием познавать всё новое и развиваться в своём индивидуальном ритме. До скорых встреч!

На первый взгляд может показаться, что чувство ритма не нужно никому, кроме музыкантов и танцоров. Однако это большое заблуждение. Ребенку для нормального существования оно просто необходимо, поскольку напрямую связано с координацией движений и умением управлять своим телом.

Хорошая координация не только гарантирует относительную безопасность малыша, который меньше падает и легче уворачивается от хаотично бегающих сверстников, но и обеспечивает умение играть в подвижные игры, успешное развитие крупной и мелкой моторики. Все это, в свою очередь, непосредственно влияет на умственные способности ребенка и становление его личности в целом.

Совсем недавно считалось, что чувство ритма является врожденным и коррекции не поддается, но, к счастью, оказалось, что это не совсем так. С одной стороны, да, многие малыши чувствуют музыку и могут ритмично двигаться чуть ли не от рождения - сразу начинают производить осознанные движения. . С другой стороны, у детей, которые данной способностью обделены, можно ее развить, причем в доступной игровой форме : ребенок даже не заметит, что вы его чему-то учите.

7 игр для развития чувства ритма

Марш, марш левой!

Ребенок марширует под счет от одного до четырех. Взрослый задает ритмический рисунок, выделяя голосом, к примеру, первую и третью доли, на которые нужно топнуть сильнее. Затем ритмический рисунок меняется. Следующим этапом становится марширование под музыку.

Например:
РАЗ-два-ТРИ-четыре
или
РАЗ-ДВА-три-четыре
или
раз-два-три-ЧЕТЫРЕ и т.п.

Оркестр

Выбираем стихотворение, которое малышу уже знакомо (например, «Кошкин дом») и озвучиваем его, используя различные инструменты - бубен, барабан, ксилофон, свистульку или просто хлопая в ладоши на сильные доли. При этом партии у инструментов могут быть разными. Допустим, в барабан будем бить только на сильные доли, а свистулька будет свистеть всегда, только слабые доли тише, а на сильные - громче.

Например:
тили-бОм, тили-бОм,
загорЕлся кОшкин дОм.

Непослушные козлики

Дети (веселее, если их несколько) встают в кружок, они - козлики, которые играют на лугу. Взрослый произносит любые слоги, произвольно делая акценты. На слабые слоги козлики лягаются (машут ножками назад), а на сильные - бодаются (выставляют над головой руки с вытянутыми указательными пальцами, как рожки).

Например:
ТА-та-та-та-ТА-та-ТА-та-та-та-ТА-та-та-ТА.

Аплодисменты

Хлопаем в такт любимой песенке. Сначала - только на сильные доли, затем на все, выделяя акценты более сильным хлопком.

Например:
пусть всегдА будет сОлнце,
пусть всегдА будет нЕбо

или
пусть всегдА будет сОлнце,
пусть всегдА будет нЕбо.

Ёжик и барабан

Взрослый произносит стихотворение про ежика, а ребенок на каждое «бум» ударяет в барабан (хлопает в ладошки или бьет ладошками по коленям). Ведущий может произвольно менять ритмический рисунок в каждом случае, а малыш должен его повторить.

Например:
С барабаном ходит ёжик.
Бум-бум-бум!
(или, например, БУМ-БУМ-бум-бум-бум )
Целый день играет ёжик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами —
Бум-бум-бум! —
Ёжик в сад забрёл случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!

Дождик

Взрослый произносит слова, а ребенок хлопает в ладошки все быстрее и быстрее (в ритм стихотворения попадать не нужно).

Например:
Капля – раз! Капля – два!
Капли медленно сперва…
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!

или
Маша (имя ребенка) вышла на прогулку. Вдруг набежали тучки, и начался дождик. Маша открыла зонтик. Сначала на него падали редкие капельки, затем они стали сильнее, потом еще сильнее и превратились в настоящий ливень! Потом ливень стал затихать… и т.д.

Повторюшка

Взрослый отстукивает ритм (хлопает, топает, бьет в бубен или в барабан), а ребенок должен повторить ритмический рисунок. Игра станет еще интереснее, если инструменты у ребенка и взрослого будут разные, или взрослый будет прохлопывать ритм, а ребенок - протопывать.

Например:
2-2-3
или
3-3-1-3-1
или
1-2-2-2
(цифры обозначают количество ритмических ударов, а тире - паузы между ударами).

Материал подготовлен педагогами Центра развития и образования «Элитора»

Инструкция

Основное упражнение, которое должно войти в привычку у музыканта – это игра с метрономом. Первое время она может показаться вам сложной, так как метроном будет призывать , не сбиваясь с основного ритмического рисунка.

Со временем вы привыкнете к метроному и не будете замечать его – и при этом ваша ритмика существенно улучшится. Настройки метронома можно менять, увеличивая или уменьшая темп ритма , что позволит вам еще больше совершенствовать свои .

Начинайте тренироваться на медленных ритма х и постепенно увеличивайте их скорость. По прошествии времени чувство ритма появится у вас , и вы будете чувствовать его при игре.

Также вам будет полезно больше , отличающейся сложной ритмической структурой. Найдите записи признанных и профессиональных музыкантов и старайтесь почерпнуть из их музыки полезные навыки для себя.

Играя те или иные композиции, записывайте их, а затем слушайте, чтобы понять, насколько ритмично ваша игра звучит со стороны. При записи не используйте никаких гитарных эффектов – они могут нарушить реальный ритм вашей игры.

И наконец, тренировать чувство ритма нельзя – обязательно общайтесь и играйте вместе с другими музыкантами, а также совместно с ритм-секцией и ударной установкой.

Научитесь вливаться в ритм групповой игры, поддерживая его, не замедляя и не ускоряя. Довольно скоро вы начнете чувствовать общий ритм и не будете сбиваться с него.

Видео по теме

Тактичность – это умение не только вести себя в соответствии с общепринятыми правилами приличия, норм морали, но и не допускать ситуаций, которые могут быть неприятными, обременительными или оскорбительными для других людей.

Каковы основные признаки тактичности

Тактичный человек не будет назойливым, бесцеремонным. Он не поставит другого человека в неловкое положение, даже если имеет высокий статус. Поэтому с ним легко и приятно общаться. В какой-то мере, тактичность – это вежливости. Тактичный человек, прежде всего, не причиняет неудобства другим людям. Перед тем как прийти в гости даже к близким друзьям, он обязательно поинтересуется, свободны ли они в это время, не нарушит ли его визит их планов. Оказавшись в малознакомой компании, он не станет бесцеремонно разглядывать людей или задавать им слишком откровенные вопросы (например, сколько они зарабатывают). Тактичный человек не будет рассуждать о вещах, мало знакомых его собеседникам или неинтересных им.

Даже если же он говорит на тему, знакомую и интересную для собеседников, то постарается не затягивать свою речь, чтобы не утомить слушателей.

Тактичному человеку знакомо чувство меры и вкуса. Он понимает, что допустимо при общении с теми или иными людьми, а что нет, о чем можно шутить, а о чем нежелательно.

Тактичность также подразумевает готовность прийти на помощь, но при этом не быть чересчур настойчивым, тем более назойливым. Тактичный человек охотно даст добрый совет, но обычно только после того, как спросят его мнения. Он неохотно критикует других людей, тем более – за глаза.

Тактичный человек старается решать свои трудности, проблемы собственными силами, и обращается за помощью к другим лишь в исключительных случаях, когда не может справиться самостоятельно. В разговорах, спорах он воздерживается от категоричных выражений, агрессивно-командного тона.

Тактичный человек, даже будучи абсолютно уверенным в своей правоте, предпочитает использовать слова типа «если я не ошибаюсь», или «мне кажется, что».

Тактичность – врожденное или приобретенное качество?

Возможно, тактичность в какой-то степени передается человеку на генетическом уровне. Иначе трудно объяснить, почему некоторые люди буквально инстинктивно чувствуют и понимают, как надо наилучшим образом повести себя в той или иной ситуации, какие слова сказать и т.д. Но даже человек, не отличающийся особой тактичностью, воспитанностью, при желании и упорстве может измениться в лучшую сторону. Для этого необходимо учиться понимать людей, сопереживать им, поддерживать их. Очень полезно рассматривать свое поведение как бы «со стороны», ставя себя на место другого человека, тем самым проходя некий тест.

Видео по теме

Не стоит огорчаться, если вы не награждены врожденной чувствительностью. Тактичность можно развить в себе путем определенной работы. Наблюдайте за отношениями между людьми и будьте осторожнее с чувствами окружающих.

Инструкция

Следите за тем, как развиваются отношения между людьми. Для этого вы можете обратиться к произведениям мировой литературы. Читайте романы, наблюдайте за тем, как складывается общение персонажей. Книги, написанные авторами с мировым именем, могут многому вас научить. Вы увидите, как связаны некоторые черты характера того или иного героя с его поступками, поймете, какие слова или действия ведут к ссорам и разрывам, как могут реагировать разные люди на различные обстоятельства.

Вести наблюдение за отношениями людей полезно и в реальной жизни. Чужие поступки, эмоции и слова помогут вам лучше узнать окружающих. Со временем вы научитесь предсказывать реакцию других людей. Это поможет вам стать более тактичным и внимательным к чувствам окружающих человеком.

Подумайте, какие черты характера помогают ладить с другими, проявлять себя тактичным человеком. Например, к ним можно отнести доброту, внимательность, желание понять другого, незацикленность на себе, умение слушать. Можете взять за пример личность, знакомую вам, которая успешно выстраивает отношения с людьми самого различного типа. Подумайте, какие качества помогают ей в этом, и постарайтесь развить их у себя.

Я преподаю вокал по Skype.

Ученикам отправляю аккомпанемент вокальных упражнений в формате mp3 для самостоятельного разучивания.

В этих аудио файлах звучит сначала моё исполнение — образец того, как надо петь, потом идёт пауза, для повтора учеником, опять моё пение, опять пауза. И в эти паузы нужно вписываться, вовремя вступать, петь не только чисто, но и в заданном ритме.

На первых порах, если ученики никогда раньше музыкой не занимались и никогда не пели ничего подобного, у них возникают трудности при первом знакомстве с упражнениями: они не знают, когда им нужно вступать, им сложно вписаться в эти паузы. Тут нужна помощь педагога! Разбираем упражнения на уроке — и всё получается.

Для того, чтобы красиво петь, необходимо не только учиться управлять своим голосом и развивать музыкальный слух. Нужно ещё и развивать чувство ритма.

Хорошее чувство ритма необходимо, чтобы

  • петь вокальные упражнения,
  • исполнять песни под фонограммы-минусовки или под караоке,
  • петь в хоре или вокальном ансамбле,
  • играть на музыкальных инструментах

Так что же следует делать, чтобы развить ритмическое чувство?

Нужно больше двигаться под музыку.

Обязательно в соответствии с темпом, ритмом и характером музыки!

  • танцевать,
  • выполнять любые спортивные упражнения, хоть утренней гимнастики, хоть аэробики и т. п.,
  • маршировать, бегать, прыгать (обязательно в согласии с музыкой),
  • хлопать в ладоши, шлепать по коленкам, топать ногами,
  • стучать в барабаны,
  • играть на ложках,
  • бить в бубен,
  • дирижировать под музыку.

Самые ритмичные люди — это танцоры.

Если учитесь петь или играть на музыкальном инструменте, отправляйтесь ещё и в класс хореографии. Это невероятно полезно.

Ну а самое простое и доступное для исполнения ритмическое упражнение — это хлопки в ладоши. С группами маленьких детей я это упражнение практикую регулярно, практически на каждом занятии.

Можно хлопать в ладоши, шлепать по своим коленям, по коленям соседа, по предплечьям, по плечам. Много вариантов.

Например под такую веселую музыку:

В музыке, как и в речи, есть фразы, предложения. Музыка развивается во времени. Это время нужно как-то измерять. В быту время измеряем в долях секунды, в секундах, минутах, часах.

А как измерить время в музыке? Музыка делится на равные промежутки времени, которые называются метрическими долями. Обычно одна фраза или музыкальное предложение равно восьми долям, то есть в музыке удобно считать до восьми. Не всегда, конечно, но в большинстве произведений.

Вот послушайте. Сначала я считаю до восьми, а потом отстукиваю доли на ложках:


Как в словах есть ударные и безударные слоги, так и в музыке есть сильные и слабые доли.

Вот удары приходятся на сильные доли , на счет «раз», «три», «пять», «семь»:

А вот как звучат удары на слабые доли на счёт «два», «четыре», «шесть», «восемь»:


А вот только на счет «раз», на начало музыкальных предложений:


А вот на счет «раз» и «пять»:

А теперь сами определите на какие доли приходятся удары ложек и поупражняйтесь в этих разных ритмах самостоятельно. Я рассказала об основных понятиях. А Вы экспериментируйте, импровизируйте как угодно:

Желаю успехов и хорошего настроения!

Чувство ритма необходимо не только танцорам и музыкантам. Оно должно быть развито у всех. Ведь оно напрямую связано с умением управлять своим телом, с координацией движений. В детском возрасте это влияет, в первую очередь, на умственные человека, да и на личностное развитие в целом. Ранее считалось, что чувство ритма, как бы ни хотелось, но развить невозможно, сейчас же доказано, что это вполне реально осуществить.

Можно ли развить чувство ритма?

Ранее упоминалось, что его можно и нужно развивать. Если казалось, что чувство ритма, как и музыкальных слух, - нечто из рубрики врожденных способностей, то наукой доказано, что с помощью специальных все это можно с легкостью развить.

Как развить чувство ритма в музыке и в танцах?

  1. Метроном . Все слышали о том, что занятия с ним в разы помогут улучшить чувство ритма. Всегда начинайте с медленных темпов, и каждый раз прибавляйте по 5 ударов.
  2. Запись . Записывайте на диктофон, видеокамеру все ваши занятия. Как не верти, но со стороны легче увидеть собственные ошибки.
  3. Объективный взгляд . Если речь идет о развитии чувства ритма в музыке, то во время игры важно слушать себя со стороны. Таким образом лучше слышны и видны ошибки.
  4. Внимательно слушаем . Танцорам рекомендуется тщательно вслушиваться в музыкальную композицию, мысленно раскладывая ее по частям: ритм, вокал и сама мелодия. В любом аудио есть фон. Вот к нему и следует прислушаться. Поначалу это нелегко, но со временем благодаря этому упражнению любая композиция будет воспринята совсем по-новому. К тому же нелишне отстукивать ритм по столу.
  5. Прохлопывания . И детям, и взрослым многие педагоги советуют прохлопывать музыку, выделяя хлопками сильные и слабые участки.
  6. Больше музыки . Анализируйте композиции различных жанров. Поначалу это должны быть мелодии, в создании которых используются разнообразные музыкальные инструменты. К примеру, это может быть латиноамериканская музыка.