Скарамуш дариуса мийо все о произведении. Мийо, дариус - биография

МИЙО, ДАРИУС (Milhaud, Darius) (1892–1974), французский композитор. Смелый новатор, Мийо широко разработал технику политонального письма, т.е. одновременного сочетания в произведении двух и более тональностей. Знаменит своими экспериментами с необычными инструментальными составами и оригинальными ритмическими находками, связанными с обращением к нетрадиционным источникам (американский джаз и бразильский фольклор).

Мийо родился 4 сентября 1892 в Экс-ан-Провансе. Учился в Парижской консерватории у К.Леруа (гармония), А.Жедальжа (контрапункт) и Ш.-М.Видора (фуга). Недовольный консерватизмом Леруа, Мийо показал учителю свою сонату , которая настолько разъярила профессора, что студент был изгнан из класса. Однако Мийо пользовался расположением Жедальжа, поощрявшего его композиторские опыты. В юности Мийо возненавидел музыку Вагнера и проникся любовью к опере Дебюсси Пеллеас и Мелисанда . Поэтому неудивительно, что в первых опусах Мийо заметно сильное влияние стиля Дебюсси.

В 1916 Мийо вместе с поэтом и дипломатом П.Клоделем, ставшим послом Франции в Бразилии, отправился в качестве его секретаря в Рио-де-Жанейро. Он заинтересовался бразильским фольклором, народными песнями что впоследствии отразилось в его Бразильских напевах (Saudades do Brasil , 1920–1921). После возвращения в Париж в 1918 сотрудничал с ЖКокто и с бельгийцем П.Коллером (автором книги о композиторе), вошел в группу музыкантов («Шестерка»). В 1920 сюита Мийо Протей (Protée ) произвела настоящий скандал, и какое-то время любая премьера Мийо давала повод для публичной шумихи. Мийо, однако, это не смущало, и он продолжал экспериментировать. Первой крупной работой композитора стала опера Эвмениды (Les Euménides , 1917–1922) по трагедии Эсхила (в переводе Клоделя), целиком выдержанная в политональной манере. Для своего времени это было слишком смелое сочинение, и полностью опера была поставлена лишь в 1949. Между тем репутацию Мийо создали другие сочинения – балеты Бык на крыше (Le Boeuf sur le Toit , 1919), Сотворение мира (La création du monde , 1923), Салат (Salade , 1924) и Голубой экспресс (Le train bleu , 1923–1924). Мийо продолжал сочинять оперы; среди них – Несчастья Орфея (Les malheurs d"Orphée , 1924), Эстер де Карпентра (Esther de Carpentras , 1925), Бедный матрос (Le pauvre matelot , 1925) и Христофор Колумб (Christophe Colomb , 1930). Оперу Медея (Medée , 1938) он сочинил на либретто своей жены Мадлен.

Во время Второй мировой войны Мийо эмигрировал в Америку, где стал профессором композиции в Миллс-колледже (Окленд, шт. Калифорния). В последующие годы одна за другой появились десять больших симфоний и две большие оперы – Боливар (Bolivar , ор. 236, 1943) и Давид (David , ор. 320, 1952). За свою долгую жизнь Мийо написал концерты почти для всех инструментов, в том числе для маримбы соло и для ударных.

После войны композитор преподавал композицию одновременно в Парижской консерватории и в Миллс-колледже. Мийо всегда привлекали оригинальные комбинации небольшого числа инструментов, он был мастером тембра и камерного письма, но столь же уверенно композитор справлялся и с большими исполнительскими составами. Среди его сочинений для большого симфонического оркестра – 12 симфоний и несколько фортепианных концертов. В 1949 в Париже вышла автобиография Мийо Заметки без музыки (Notes sans musique ). В 1972 Мийо был избран членом французской Академии изящных искусств. Умер Мийо в Женеве 22 июня 1974.

Биографические сведения

Семья Мийо считала себя потомками первых евреев, поселившихся на юге Франции после разрушения Второго храма в 70 г. н. э.

Ребенком Мийо играл на скрипке; в 1909–16 гг. учился в Парижской консерватории у К. Леру, А. Жедальжа, Ш. М. Видора (теория музыки), П. Дюка и В. д’Энди (композиция и дирижирование).

Первые сочинения написал в 1910 г. В годы учебы познакомился с композитором Э. Сати, писателями Ж. Кокто и П. Клоделем, который, став послом в Бразилии (1917–18), сделал Мийо своим секретарем.

Творческий путь

По возвращении из Бразилии Мийо, его соученики А. Онеггер и Ж. Орик, а также Ф. Пуленк, Д. Дюрей и Ж. Тайфер образовали так называемую Шестерку - творческое содружество, которое сыграло заметную роль в музыкальной жизни Франции, противостоя романтическим излишествам вагнеризма и чрезмерной утонченности импрессионистов.

Содружество стремилось создавать музыку, понятную рядовым слушателям. В 1936 г. Мийо примкнул к Народной музыкальной федерации, написал (с соавторами) музыку к драме Р. Роллана «14 июля» и ставший популярным хор «Рука, протянутая всем» (на стихи Ш. Вильдрака; впервые исполнен в 1937 г. на Всемирном конгрессе Ассамблеи против расизма и антисемитизма).

В 1940 г. бежал из оккупированной нацистами Франции в США, где стал профессором композиции в Миллс-колледж (Окленд, Калифорния).

В 1945 г. вернулся на родину, стал профессором Парижской консерватории (с 1956 г. также член Академии изящных искусств и с 1966 г. - президент Национального музыкального комитета).

Особенности творчества

Как композитор Мийо отдавал предпочтение сценической (опера, балет, театр, кино) и виртуозной музыке (33 концерта для различных инструментов), добиваясь ярких художественных эффектов нарядной оркестровкой и политонализмом (красочным совмещением различных ладотональностей).

Мийо - продолжатель национальных традиций французской, особенно - южнофранцузской музыки, впитавшей и преломившей некоторые черты итальянской и испанской музыкальных культур, что позволяет относить его к так называемой средиземноморской школе (получившей своеобразное развитие в музыкальной культуре современного Израиля).

Среди свыше 400 сочинений композитора есть произведения, вдохновленные провансальским народным мелосом («Провансальская сюита», 1936, «Карнавал в Эксе», «Четыре народные песни Прованса » и другие), интонациями музыки Южной и Северной Америки (в том числе негритянского джаза) - сюита «Бразильские города», балеты «Бык на крыше», 1919 и «Сотворение мира», 1923, еврейским фольклором - (преимущественно сефардским /см. Сефарды /) «Еврейские народные песни», 1925, «Семь танцев Эрец-Исраэль», 1946, и другие.

Еврейская тематика

Называя себя «французом из Прованса иудейской веры», Мийо значительное место уделял в своем творчестве еврейским традиционным и современным сюжетам и образам: «Псалмы для солистов и хора» (1918–21), «Гимн Сиону» (1925), опера «Эстер из Карпантра» (1925; либретто А. Люнеля, 1892–?), квартет «Царица Савская» (1939), «Барух hа-Шем» (1944) и «Каддиш» (1945) для хора и оркестра (тексты на иврите), хореографическая сюита «Сны Иакова» (1949), фортепианная сюита «Семисвечник» (1951), музыка к спектаклю «Саул» (1954), опера «Давид» (1953, либретто А. Люнеля; написана но заказу Министерства образования и культуры Израиля для фестиваля в Иерусалиме , на котором Мийо присутствовал в 1954 г.), балет «Моисей» (1957), кантата «Бар-мицва» (1960–61 - к 13-летию провозглашения Государства Израиль), «Ода Иерусалиму» для оркестра (1973, впервые исполнена в Израиле), «Ани маамин» (последнее сочинение, 1974) и многие другие.

Похоронен
  • Saint-Pierre Cemetery [d]
Страна Франция Профессии Инструменты фортепиано Жанры опера , балет , симфония Аудио, фото, видео на Викискладе

Биография

Первый серьёзный композиторский опыт Мийо относится к 1913 году : он написал Струнный квартет и на его премьере сам исполнил партию первой скрипки. На войну Мийо не был призван из-за слабого здоровья, некоторое время он работал во «Франко-бельгийском обществе», оказывавшем посильную помощь беженцам.

Вот что сам Дариюс Мийо спустя четверть века писал об этом:

Свойства этой музыки таковы, что первоначально она производит впечатление неорганизованного хаоса звуков, о котором хочется высказаться резко отрицательно. Но, внимательно вслушиваясь в этот хаос, можно уловить в нём некие остро ритмизованные узоры и линии. Своеобразие Мило в необычайно свободном пользовании этими линиями. В средней части шестого струнного квартета, например, четыре инструмента играют сразу в четырёх тональностях!

Вернувшись из Советского Союза, Мийо получил новое приглашение на гастроли в США и Канаде, попутно изучая негритянский фольклор. В 1930 году у супругов Мийо родился сын Даниэль, ставший впоследствии художником.

После окончания Второй мировой войны Мийо периодически возвращался во Францию, давал мастер-классы в Парижской консерватории и продолжал преподавать в колледже Миллс до 1971 года . Из-за ревматизма вынужден был передвигаться в инвалидной коляске. Среди многочисленных учеников Мийо наиболее известны - Б. Бакарак , Д. Брубек, Ж. Делерю , Ф. Гласс , Б. Жолас , Я. Ксенакис , Д. Куртаг , Ж. Ами, С. Райх , К. Штокхаузен , Ж. К. Элуа.

Последние годы тяжело больной композитор, прикованный к инвалидной коляске, провёл в Женеве, где продолжал сочинять и завершил свою автобиографическую книгу получившую окончательное название «Моя счастливая жизнь».

Умер Дариюс Мийо 22 июня 1974 года в Женеве. Похоронен в семейном склепе в родном Эксе на кладбище Святого Петра (фр . cimetière Saint-Pierre) .

Музыка

Мийо работал в разнообразных музыкальных жанрах - его перу принадлежат 16 опер , 14 балетов , 13 симфоний , кантаты, камерные сочинения, музыка к кинофильмам и театральным постановкам. Композитор работал необычайно быстро - список его работ насчитывает 443 произведения. Морис Равель не раз иронизировал над поразительной творческой плодовитостью Мийо. В частности, рассказывая Мишелю Кальвокоресси о том, что на сочинение Сонаты для скрипки и виолончели у него ушло полтора года, Равель замечает: «Мариюс - он же Дариюс - Мийо за это время написал бы 4 симфонии, 5 квартетов и множество лирических поэм на слова Поля Клоделя » .

В молодые годы Мийо сре­ди ком­по­зи­то­ров «Шес­тёр­ки» слыл самым дерз­ким но­ва­тором-ур­ба­нистом (например, в вокальном цикле «Сельскохозяйственные машины», 1919), однако, со вре­ме­нем за­нял бо­лее уме­рен­ную творческую по­зи­цию . Радикальные авангардные техники посттональной эпохи (додекафония , сериализм , сонорика и др.), широко популярные в XX веке, не оставили какого-либо следа в музыке Мийо, до последних опусов державшегося пределов расширенной тональности с модализмами . В позднем творчестве использовал элементы алеаторики , которую он обозначал как «ограниченную», или «контролируемую» . Авторские слова aléatorique и aléatoire следует понимать в том смысле, что композитор допускает в сольных разделах ансамблевых сочинений бо́льшую ритмическую свободу, чем это принято в обычной музыкальной ткани. В отличие от подлинно алеаторических сочинений, в «алеаторике» Мийо звуковысотность и ритм чётко нотированы . Среди сочинений с применением «контролируемой алеаторики» - вторая часть Струнного септета (1964), «Музыка для Граца» (1968), «Музыка для ансамбля Ars nova» (Musique pour Ars Nova pour 13 instruments avec groupe aléatoire , 1969).

Из-за стилистического и жанрового многообразия творчества композитора, что роднит Мийо с его музыкальным кумиром И. Стравинским, критики зачастую обвиняли его, что он противоречив, излишне разностилен и непостоянен - «изменчив, как Протей ». К. Сен-Санс в получившем известность письме из Алжира опубликованном в газете «Менестрели» с возмущением отозвался о музыке Мийо, назвав её «извращением», «кошачьим концертом» .

В своих произведениях Мийо нередко использовал элементы народной музыки - провансальской («Провансальская сюита»), фольклорные мотивы других французских регионов («Французская сюита»), бразильской («Бык на крыше», «Бразильские танцы»), креольской («Бал на Мартинике», «Карнавал в Нью-Орлеане», «Освобождение Антильских островов»), североамериканской («Кентуккиана») и другой, а также элементы джаза (например, блюзовые ноты). По словам композитора: «В моем балете "Сотворение мира" («La Creation du Monde») я применил несколько расширенный состав джазового оркестра, претворив средства джаза в своего рода концертную симфонию» (Этюды. Французская музыка после Первой мировой войны).

Сам Шёнберг несмотря на различное музыкальное мировоззрение с французским композитором, «защищая» его от обвинений в «незначительности», в переписке с А. фон Цемлинским писал: «Мийо, как мне кажется, самый значительный композитор того направления, которое представлено во всех латинских странах и связано с политональностью. Нравится мне это или нет - другой вопрос. Но я его считаю очень талантливым » . Мийо посвятил ему свой Пятый струнный квартет.

На­зы­вая се­бя в своей автобиографической книге «Моя счастливая жизнь» - «фран­цу­зом из Про­ван­са иу­дей­ской ве­ры» , Мийо (в сочинениях, написанных главным образом после Второй мировой войны) от­дал дань еврейским тра­диционным и современным сю­же­там и об­раз­ам - практически во всех современных ему жанрах. Среди его опусов на «еврейскую» тему - опера «Давид» (написана по заказу С. Кусевицкого к 3000-летнему юбилею Иерусалима; премьера в форме оратории - 1954), балет («хореографическая сюита») «Сны Иа­ко­ва» (1949), струнный квартет «Царица Савская» (1939), фортепианная сюита «Семисвечник» (1951), оркестровая пьеса «Ода Иерусалиму» (1973), сочинения для хора с оркестром «Ба­рух ха-Шем» (1944) и «Кад­диш» (1945), кантаты «Бар-миц­ва» (1961) и «Ани маа­мин» (1974, последнее сочинение Мийо).

Память

Сочинения (выборка)

Более полный список сочинений Мийо см. во французской Википедии

Оперы

  • Заблудшая овца ( -)
  • Агамемнон (на текст Клоделя, по Эсхилу), op.14 (1913)
  • Эсфирь из Карпантра ( - , премьера )
  • Хоэфоры (на текст Клоделя, по Эсхилу), op.24 (1916)
  • Протей (Клодель), op.17 (1919)
  • Эвмениды (3-я ч. трилогии «Орестея» Эсхила , в переводе Клоделя ; , премьера )
  • Несчастья Орфея ( , премьера )
  • Бедный матрос (на либретто Жана Кокто) ()
  • Три мини-оперы (1927): Пробуждение Европы, Покинутая Ариадна, Освобождение Тесея (в российской музыковедческой литературе называются также «операми-минутками»)
  • Христофор Колумб (либретто Поля Клоделя; , вторая редакция - )
  • Максимилиан ()
  • Опера нищих ()
  • Медея ()
  • Боливар ()
  • Давид (пост. 1954], по за­ка­зу Министерства об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры Из­раи­ля)
  • Фиеста (сюжет Бориса Виана ; )
  • Виновная мать (по одноимённой пьесе Бомарше ; )
  • Людовик Святой , король Франции (либретто Поля Клоделя; )
Балеты
  • «Человек и его желание» ()
  • «Салат» ()
  • «Голубой экспресс» (1924)
  • «Весенние игры» ()
  • «Роза ветров» ()
  • «Ветвь птиц» ()
Оркестровые сочинения
  • Шесть симфоний для камерного оркестра
  • Двенадцать симфоний для большого оркестра
  • Симфоническая сюита «Протей» ()
  • Серенада в трёх частях (1920/1921)
  • «Похвала Бразилии» (1920/21)
  • «Провансальская сюита» (1937)
  • Тоска по Бразилии (Saudades do Brasil), op. 67 (танцевальная сюита; оркестровка фп. сюиты; 1921)
Концертные сочинения
  • Фортепиано с оркестром
    • 5 концертов (1933-1955)
    • Пять этюдов (1920)
    • Фантазия «Карнавал в Эксе» (1926)
  • Другие инструменты
    • Три концерта для скрипки с оркестром
    • Два концерта для альта с оркестром
    • Два концерта для виолончели
    • Концерт для кларнета с оркестром
    • Концерт для ударных и малого оркестра
    • «Весна» для скрипки и малого оркестра
    • «Зимнее концертино» для тромбона с оркестром (1953)
    • Сюита «Скарамуш» для двух фортепиано (1937; редакция для кларнета с оркестром 1939): I. Vif; II. Modere; III. Brazileira
Сочинения для духового оркестра
  • «Французская сюита» (1944): 1. Нормандия; 2. Бретань; 3. Иль-де-Франс; 4. Эльзас-Лотарингия; 5. Прованс;
  • Сюита «West Point» (1954);
  • Два марша (1946);
  • Вступление и траурный марш
  • «Путь короля Рене» (для духового квинтета)
Сочинения для фортепиано
  • Тоска по Бразилии (Saudades do Brasil), op. 67 (танцевальная сюита; 1920)
  • Две сонаты
  • Сонатина
  • Се­ми­свеч­ник (сюита, 1951)
  • Многочисленные переложения оркестровых сочинений
Камерные сочинения
  • 18 струнных квартетов
  • «Посвящение Игорю Стравинскому»
  • Соната для альта и фортепиано
  • Соната для двух скрипок и фортепиано
  • Концертный дуэт для кларнета и фортепиано (1956)
  • Сюита для скрипки, кларнета и фортепиано
  • Соната для флейты и фортепиано op.76
Вокальные сочинения
  • Сельскохозяйственные машины (Machines agricoles ), для голоса и семи инструментов (

Мийо Д.

(Milhaud) Дариюс (4 IX 1892, Экс-ан-Прованс - 22 VI 1974, Женева) - франц. композитор, дирижёр и муз. критик. Чл. франц. Академии изящных иск-в (1956). Учился в Парижской консерватории у Бертелье (скрипка), К. Леру, А. Жедальжа, Ш. М. Видора (теория композиции), П. Дюка (дирижирование), а также в "Схола канторум" у В. д"Энди. В консерватории завязалась дружба с Ж. Ибером и А. Онеггером. М. увлекался музыкой Г. Берлиоза, К. Дебюсси (особенно оперой "Пеллеас и Мелизанда"), М. П. Мусоргского и ставившимися тогда балетами И. Ф. Стравинского. Дебютировал в 1913 в концерте "Независимого муз. об-ва" своим 1-м квартетом (1912; М. исполнил партию 1-й скрипки). В 1916-18 - в Бразилии в качестве секретаря посла Франции поэта П. Клоделя. Природа, музыкальный фольклор Бразилии произвели на М. сильное впечатление, вызвав к жизни ряд произв. По возвращении в Париж (1918) М. вскоре становится одним из участников "Шестёрки". В 20-х гг. концертировал (в Европе, США). Среди его друзей - С. С. Прокофьев, П. Хиндемит. Весной 1926 дирижировал в Москве и Ленинграде своими произведениями. К этому времени М. были написаны многочисл. инстр. сочинения. Но главным в его творч. деятельности было создание муз.-сценич. произв: балетов "Человек и его желание" (на основе браз. фольклора, 1918), "Сотворение мира" (по негр. легенде, 1923), античной оперы "Эвмениды" (1922), оперы "Христофор Колумб" (по П. Клоделю, 1928) и др. Вместе с членами "Шестёрки" М. принимал участие в работе Народной музыкальной федерации (с момента её основания). Написал совм. с др. композиторами (в т.ч. Онеггером) музыку к драме "14 июля" Р. Роллана (1936), создал хоры на тексты революц. поэтов. В годы оккупации Франции жил в США, где преподавал композицию в Миллс-колледже в Калифорнии. Возвратившись на родину (1945), М. стал профессором Парижской консерватории (класс композиции), продолжая педагогич. работу в США. В своём творчестве М. не раз обращался к сюжетам нар. освобождения: опера "Боливар" (о нац. герое Латинской Америки, 1943), 4-я симфония (посв. 100-летию Революции 1848 года, 1947), кантата "Огненный замок" (памяти жертв фашистских лагерей, 1954). В то же время М. по-прежнему привлекали античные и библейские сюжеты. Мастер обширных вок.-симф. "фресок", М. не чужд и развлекательных жанров (комические оперы и балет, ряд вок. произв.). Много писал для кино.
Наряду с Онеггером М. - один из значит. совр. франц. композиторов. Его ярко индивидуальной музыке присущи, однако, противоречия. В начале творч. пути это шло от полемич. задора, направленного против чрезмерной утончённости музыки импрессионистов, к-рой поколение М. противопоставляло подчёркнутое значение ритма, динамики, используя и нарочито примитивные интонации "уличной" музыки. Для стиля М. характерны политональность, броские орк. и хор. эффекты, сочетающиеся с простой в своей основе мелодией (часто провансальского склада). В годы деятельности "Шестёрки" композитор искал преувелич. эффекты, вызывавшие бурную реакцию аудитории и критики. Позднее стиль М. стал устойчивее и неск. умереннее. В инстр. и камерных сочинениях (М. культивировал жанр струн. квартета) особенно наглядны связи с франц. муз. классикой. М. обычно избирал сжатые муз. формы, длительному развитию предпочитал контрасты. Франц. характер мелодики составляет основу его творчества - здесь и интонации старинных песнопений, и провансальские мотивы. Он чужд догматики, не приемлет додекафонии. В его творч. методике - многое от интуиции, своеобразного муз. "ремесла" (отсюда целые серии однотипных сочинений). Наследие М. (более 400 опусов) включает произв. разл. жанров. Нек-рые его соч., в т.ч. "Бразильские танцы", "Провансальская сюита", сюита "Скарамуш" (для 2 фп.) и др., вошли в репертуар сов. исполнителей.
Сочинения : оперы - Заблудшая овца (La brebis agarae, 1910- 1915, пост. 1923, "Опера комик", Париж), Эвмениды (по трагедии Эсхила в пер. П. Клоделя, 1922, пост. неполностью 1928, Антверпен; полностью - 1949, Брюссель), Несчастья Орфея (Les malheurs d"Orphйe, 1924, пост. 1925, т-р "Де ла Монне", Брюссель), Эсфирь из Карпантра (Esther de Carpentras, 1924-25, пост. 1938, "Опера комик", Париж), Бедный матрос (Le pauvre matelot, 1926, пост. 1927, там же), 3 оперы-миниатюры (Похищение Европы, L"enlиvement d"Europe; Покинутая Ариадна, L"abandon d"Ariane; Освобождение Тезея, La dйlivrance de Thйsйe; 1927, Баден-Баден), оперный триптих - Христофор Колумб (1928, пост. 1930, Гос. опера, Берлин), Максимилиан (1930, пост. 1932, "Гранд-Опера", Париж) и Боливар (1943, пост. 1949, там же), Медея (1938, пост. 1939, Фламандская опера, Антверпен), Давид (1953, конц. исп. 1954, Иерусалим; пост. 1956, "Ла Скала", Милан), Фиеста (1958, Берлин; 1972, Ницца), Виновная мать (La mиre coupable, по Бомарше, 1965, пост. 1966, Женева) и др.; балеты -Человек я его желание (L"homme et son dйsir, 1918, пост. 1921, Париж), Бык на крыше (Le boeuf sur le toit, 1919, пост. 1920, там же), Сотворение мира (La crйation du monde, 1923, там же), Голубой экспресс (Le train bleu, 1924, труппа С. П. Дягилева, там же), Салат (Salade, балет с пением, 1924, труппа Л. Ф. Мясина, Париж), Сновидения (Les songes, 1933, там же), Весенние игры (Jeux de printemps, 1944, Вашингтон), Колокола (The bells, по Э. По, 1945, пост. 1946, Чикаго), Госпожа Мируар (Madame Miroir, 1948, Париж), Сны Иакова (Les rкves de Jacob, 1949, Сан-Франциско), Моисей (1957, Перуджа), Роза ветров (La rose des vents, 1957, пост. 1958, Париж), Ветка с птицами (La branche des oiseaux, 1959, пост. 1965, Ницца) и др.; кантаты - Возвращение блудного сына (Le retour de l"enfant prodigue, 1917), Смерть тирана (La mort d"un tyran, 1932), Кантата мира (Cantate de la paix, 1937),Кантата о матери и ребёнке (Cantate de l"enfant et de la mиre, 1938), Кантата войны (Cantate de la guerre, 1940), Огненный замок (Le chвteau de feu, 1954), Ода погибшим на войне (Ode pour les morts de guerre, 1963) и др.; для хора и oрк. -хоровая симфония Мир на земле (Pacem in terris, 1963); для орк. - 12 симфоний (1939-1961, в т.ч. 3-я, с хорами, Те Deum, посв. Победе, 1946; 4-я, посв. 100-летию Революции 1848 года, 1947; 12-я, сельская, Rurale, 1961); концертная симфония (Symphonie concertante, 1959), 6 симфоний для малого орк. (1917-23, Весна, Le printemps; Пастораль; Серенада; Дикстуор струнных, Dixtuor а cordes; Дикстуор духовых, Dixtuor а vent; для вок. квартета, гобоя и влч.), сюиты (в т.ч. Провансальская, 1936; Французская, 1944; Деревенская, Suite campagnarde, 1953, и др.); концерты с орк. - 5 для фп. (1933-55), для 2 фп. (1941), 3 для скр. (1927-58), 2 для альта (1929, 1954-55), 2 для влч. (1934, 1955), 2 для кларнета(1941,1964), для арфы (1950), для маримбы и вибрафона (1947) и др.; 4 концертино (Весеннее, для скр. с орк., 1934; Осеннее, для 2 фп. и 8 струн. инструментов, 1951; Летнее, для альта и камерного орк., 1951; Зимнее, для тромбона с орк., 1953); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. струн. трио (1947), 18 струн. квартетов (1912-51), фп. квинтет (1951), 3 струн. квинтета (1952, 1953, 1956), Серенада для 9 инструментов (Aspen sйrйnade, 1957), Труба короля Ренэ (La cheminйe du roi Renй, для дерев. дух. инструментов и валторны, 1939); инстр. сюиты, сонаты и сонатины; пьесы для фп., 2 фп., органа; хоры; для голоса с фп. или орк. - вок. циклы (в т.ч. Петроградские вечера, Les soirйes de Petrograd, 1919), Сельскохозяйственные машины (Machines agricoles, пасторали для голоса и 7 инструментов, на сл. из каталога, 1919), Каталог цветов (Catalogue de fleurs, для голоса и 7 инструментов или фп., сл. Л. Доде, 1920), пьесы для детей, в т.ч. По поводу сапог (Б propos de bottes, И песен для голоса, скр. и влч. или для голоса с фп., 1932), Немного музыки (Un petit peu de musique, игра из 12 пьес для голоса и струн. орк. или фп., 1932), Немного упражнений (Un petit peu d"exercice, игра из 12 пьес для голоса и струн. орк. или фп., 1934); музыка к спектаклям драм. т-ра, в т.ч. Орестея - трилогия Эсхила, в пер. Клоделя - Агамемнон (1913), Хоэфоры (1915) и Эвмениды (пост. 1963, Берлин), драмы Протей (1913-19), Благовещение (1932) и Мудрость (1935) Клоделя, драма 14 июля Р. Роллана (1936, совм. с др. авторами); музыка для радио, в т.ч. Песни из "Оперы нищих" (Chansons de l"Opйra du gueux, 1937); музыка к фильмам; обр. франц., браз., негр., евр. и др. песен. Литературные сочинения и письма : Polytonalitй et atonalitй, "RM", 1925, No 3 (рус. пер., "К новым берегам", 1923, No 3); Etudes, P., 1927; Notes sur Erik Satie, N. Y., 1946; Notes sans musique (Mйmoires), P., 1949, 1963 (рус. пер. - Заметки без музыки. (Фрагменты), "СМ", 1963, No 2-3); Entretiens avec Claude Rostand, P., (1952); Correspondance P. Claudel - D. Milhaud, P., 1961; и др. Литература : Крейн Ю., Д. Мийо, "СМ", 1957, No 8; Говорит Дариус Мийо, "СМ", 1962, No 9; Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964, 1970; Дюмениль Р., Современные французские композиторы группы "шести", пер. с франц., ред. и вступ. ст. М. Друскина, Л., 1964; Кокорева Л., Памяти) Дариуса Мийо, "СМ", 1974, No 12; Музыка и время, (вып.) 1.сост. Г. М. Шнеерсон, М., 1970, с. 146-56; Landоrmy P., La musique franзaise aprиs Debussy, P., 1943; Соllаеr Р., Darius Milhaud, P., 1947; его же, La musique moderne, P. -Brux., 1955; Вeck G., Darius Milhaud. Йtude suivie du catalogue chronologique complet de son oeuvre, P., 1949 (suppl. - Oeuvres composйes de nov. 1949 а avril 1956, P., 1956); Roy J., Prйsences contemporaines. Musique Franзaise, P., (1962); его же, Darius Milhaud. L"homme et son oeuvre, P., 1968; Braga A., Darius Milhaud, Napoli, 1969; Zijlstra M., In memoriam D. Milhaud, "Mens en melodie", 1947, No 9. Ю. Г. Крейн.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Мийо Д." в других словарях:

    - (Milhaud) Дариюс (1892 1974), французский композитор. Участник Шестерки, воплотил в музыке ее бунтарские устремления. Оперы: Несчастья Орфея (1924), Бедный матрос (1926), Боливар (1943), Давид (1953); балеты, в том числе Бык на крыше (1919);… … Современная энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Мийо (значения). Город Мийо фр. Millau, окс. Milhau Герб … Википедия

    - (Milhaud) Дарнюс (р. 4.9.1892, Экс ан Прованс), французский композитор, дирижёр, музыкальный критик, педагог. Член института Франции (1956). Участник творческой группы «Шестёрка». В 20 е гг. концертировал как дирижёр (в 1926 в СССР). С… …

    Мийо Д. - МИЙÓ (Milhaud) Дариюс (1892–1974), франц. композитор, дирижёр, муз. критик. Ученик Ш.М. Видора, В.д Энди, П. Дюка. В 1939–45 в эмиграции в США. Участник объединения композиторов Шестёрка (наряду с А. Онеггером, Ф. Пуленком и др.). Оп.… … Биографический словарь

    Мийо Д. - МИЙÓ (Milhaud) Дариюс (4.9.1892, Экс ан Прованс, – 22.6.1974, Женева), франц. композитор. Чл. Ин та Франции (1956). Учился в Парижской консерватории (у К. Леру, А. Жедальжа, Ш. Видора, Π. Дюка), занимался у В. д Энди в Схола канторум. Один… … Балет. Энциклопедия

    Мийо Персоналии: Дариус Мийо (фр. Milhaud) французский композитор. Мийо, Эдуар Жан Батист (фр. Édouard Jean Baptist Milhaud) (1766 1833) граф, французский кавалерийский генерал Наполеоновской армии. Объекты: Мийо… … Википедия

    Мийо Millau Страна Франция Регион Юг Пиренеи Департамент Аверон Супрефектура Мийо Количество кантонов 15 Количество коммун 101 … Википедия

    Мийо (Milhaud) Дарнюс (р. 4.9.1892, Экс ан Прованс), французский композитор, дирижёр, музыкальный критик, педагог. Член института Франции (1956). Участник творческой группы «Шестёрка». В 20 е гг. концертировал как дирижёр (в 1926 в СССР). С 1936… … Большая советская энциклопедия

    - (Milhaud) (1892 1974), французский композитор, дирижёр, музыкальный критик. В 1939 45 в эмиграции в США. Участник «Шестёрки», деятель Народной музыкальной федерации. Оперы: «Бедный матрос» (1926), «Христофор Колумб» (1928), балеты «Бык на крыше»… … Энциклопедический словарь

    - (1892 1974) французский композитор, дирижер, музыкальный критик. Участник Шестерки, деятель Народной музыкальной федерации. Оперы Бедный матрос (1926), Христофор Колумб (1928), балеты Бык на крыше (1919), Голубой экспресс (1924), кантата… … Большой Энциклопедический словарь