Сочинение на тему Образы Алеши, бабушки, Цыганка и Хорошего дела в повести М. Горького «Детство

Главный герой повести – автобиографии А.М. Горького «Детство» это мальчик Алеша Пешков. Рассказывая о жизни своего героя, писатель повествует нам о своей собственной судьбе. Будущему классику пришлось расти в мрачной и тяжелой атмосфере дома своего деда. Испытав все трудности и невзгоды такой жизни, он понял, что так жить нельзя.

Отец мальчика умер рано, пришлось ему с матерью переезжать в Нижний Новгород, в дом деда. Семья там жила многочисленная - дяди, двоюродные братья, дед, бабушка. На жизнь зарабатывали они покраской тканей, работали в своих мастерских. Мальчику они сразу не понравились.

Алеша рос очень юрким и любопытным. Дома его не били никогда, даже оплеухи не отвешивали. Зато в доме деда ему пришлось хлебнуть сполна. Дед был жесток, внуки получали розгами за любую провинность. Доставалось и Алеше. После дедовой порки он долго болел. Когда это произошло впервые, он словно повзрослел, стал невероятно чутким к боли и обидам других людей. Для него это стало и душевной травмой тоже.

Очень он любил свою бабушку, Акулину Ивановну. Она была женщиной большой, с густыми, черными волосами. Движения ее были плавными, словно у кошки, улыбка была доброй и белоснежной. Она была мудрой женщиной, хоть и неграмотной. Многие шли к ней за советом. К Алеше она относилась хорошо, любила его, жалела. Рассказывала много удивительных историй из своей жизни. Знала она и множество народных сказок. Учила мальчика, советовала ему, как поступать в той или иной ситуации.

Семейные распри и неурядицы, то и дело происходящие в доме, жадность и глупость родственников, забитость их детей очень огорчали и расстраивали Алешу. На улице он тоже не мог найти себе друзей. Мальчики там дразнили нищих, мучили животных. Из-за этого ему нередко приходилось драться с ними.

Алеша в семье деда был «другая кровь, другое племя». Он рос очень похожим на своего отца. По характеру он тоже отличался от всего остального семейства. Алеша добрый, отзывчив к чужой боли, сопереживающий чужим бедам. Окружающие наоборот, злые, завистливые, жадные и трусливые. Тяжело ему жилось в таком обществе. Но благодаря своим качествам мальчику удавалось находить хороших людей. Он сами тянулись к нему, чувствуя его душевную чистоту, которая встречается в людях крайне редко.

Алеша родился в совершенно другой семье. Там его любили, а не воспитывали побоями. Поэтому он знал, что можно и нужно жить по – другому, в любви и уважении. Живя в доме деда, мальчик не стал жестоким и безразличным, а сохранил в себе доброе отношение к людям. Уроки, полученные в детстве, Алеша запомнил, и это очень помогло ему в будущем.

Вариант 2

Произведение писателя является автобиографическим и в нем автор повествует о собственных воспоминаниях своего далекого детского прошлого.

Алеша Пешков изображен в образе главного героя повести, оставшийся в раннем детстве сиротой и вынужденный воспитываться в доме своих родственников, где преобладает угрюмая и тяжелая атмосфера.

Главой семейства является дед, отличающийся самодурством и бессердечностью, остальные члены семьи беспрекословно слушаются пожилого мужчину, поскольку для них характерны трусость и жадность.

До того момента, как попасть в дом деда, Алеша не сталкивается с домашним насилием и, только начав жить в дедовской семье, он видит каким злым и несправедливым может быть человек, держащий в страхе всех членов семьи.

Домочадцы подвергаются избиению и телесным наказаниям за любую шалость или провинность независимо от наличия вины, поскольку дед приходит в ярость по любому поводу.

Бездуховность и алчность старого деда создают в доме атмосферу злобы и унижения. Мальчик растет в постоянном стрессе на фоне насмешек и издевательств родственников, вынужденный терпеть данное положение из-за безвыходности ситуации.

Единственным дорогим человеком для Алеши в дедовой семье становится бабушка Акулина Ивановна, заменившая малышу маму и ставшая ему самым близким другом. Несмотря на свою неграмотность и малообразованность, бабушка наделена незаурядной артистичностью и одаренностью, благодаря которым развивает в Алеше любовь к творчеству, рассказывая многочисленные сказочные истории и мифы. Преодолевать тяготы жизни помогала бабушке безудержная вера в Иисуса Христа, а также бескорыстная любовь и доброта, бесчеловечность мужа не ожесточает характер женщины, а наоборот делает ее сильнее духом. Бабушка Алеши оказывается решающим человеком, повлиявшим на развитие внутреннего мира мальчика и способствовавшим раскрытию его лучших человеческих свойств.

Помимо бабушки поддержку Алеше оказывают и несколько живущих в доме мужчин, среди которых - слепой мастер Григорий, обладающий благородством и состраданием, мужчина по прозвищу Хорошее дело, бескорыстный образованный человек, с которым Алеша проводит многие часы в беседах, а также подкидыш Цыганок, склонный к воровству, но отличающийся искренней честностью.

Познав суровую правду жизни в раннем детстве и пережив много страданий, унижений, автор преодолел все жизненные трудности и смог стать не только прекрасным писателем, но и неординарным человеком.

Несколько интересных сочинений

  • Образ купечества в Грозе Островского сочинение

    Александр Островский, является величайшим автором русской литературы, написавшим такое знаменитое произведение как Гроза. Начало произведения, начинается с описания вымышленного города Калинова

  • Сочинение по картине Назаренко Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве (описание)

    Картина Татьяны Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой» - одна из самых известных ее работ.

  • Правда Григория Мелехова в романе Тихий Дон Шолохова

    Одним из самых известных произведений М.А.Шолохова является роман-эпопея «Тихий Дон». Это исторический роман, в котором писатель отразил события гражданской войны, а именно среди донского казачества

  • Сочинение Друга за деньги не купишь рассуждение по пословице

    Как говорят: «Друга за деньги не купишь». Так ли это?.. Настоящего друга найти очень сложно. Хотя, если у тебя много денег, тебя могут окружать люди, которые и похвалят тебя, и поддержат словом ласковым. Но в этом ли дружба?

  • Природа в Слове о полку Игореве сочинение

    Поэма, в которой призывает князей к единству во имя любви к родной земле.

В своей суровой прозе он подчеркнуто обнажал горькую правду современной русской жизни. И все же каждая его строчка дышала непобедимой верой в че-ловека...

Детские годы для Алеши Пешкова стали хорошей школой жизни. Наказания и драки сменялись бур-ным весельем, вражда и предательство соседствовали с добротой и милосердием. Бабушка была носителем всего лучшего и светлого в доме. Алешу удивляло то, каким образом терпением и лаской всюду вносила она порядок и мир. Акулина Ивановна пользовалась большим уважением, все домашние ее любили. Доб-рота ее души и нравственная сила сыграли в жизни мальчика определяющую роль: «До нее как будто спал я, вывела на свет, связала все вокруг меня в не-прерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим челове-ком, — это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».

Бабушка заставила задуматься героя повести над самыми важными вопросами: что есть доброта и вера? Каким должен быть человек?

Алеше очень нравился «бабушкин» Бог, он просил ее рассказать ему о Боге. Мы видим, каким себе пред-ставляла Бога бабушка: «Сидит Господь на холме, среди луга райского... А около Господа ангелы летают во множестве... Бога видеть человеку не дано, — ос-лепнешь; только святые глядят на него во все глаза. А вот ангелов видела я; они показываются, когда душа чиста». Алеша представлял, «что этому Богу легко и покорно подчиняется все: люди, собаки, птицы, пче-лы и травы; он ко всему на земле был одинаково добр, одинаково близок». Бабушкин Бог был герою понятен и не страшен, «но перед ним нельзя было лгать — стыдно. Он вызывал у меня только непобедимый стыд, и я никогда не лгал бабушке». В памяти Алеши остались уроки бабушки, способствовавшие нравст-венному становлению мальчика. Одним из таких уро-ков явился случай, когда Алеша отомстил кабатчице.

Бабушке этот поступок не понравился: «в дела взрос-лых не путайся! Взрослые — люди порченые; они Бо-гом испытаны, а ты еще нет, и — живи детским разу-мом, жди, когда Господь твоего сердца коснется, дело твое тебе укажет, на тропу приведет, — понял? А кто в чем виноват — это дело не твое. Господу судить и на-казывать. Ему, а не нам!»

Дедов Бог и молитва отличались от бабушкиных. Дедов Бог — «существо вездесущее, всеведущее, все-видящее». Молился он твердо, точно повторял урок, крестился часто, судорожно кивая головой, голос его взвизгивал и всхлипывал.

В отличие от бабушкиного доброго и справедливого Бога, дед всегда подчеркивал в силе Божией ее жесто-кость: «...вот согрешили люди и — потоплены, еще со-грешили и — сожжены, разрушены города их». «...де-дов Бог вызывал у меня страх и неприязнь: он не лю-бил никого, следил за всем строгим оком, он прежде всего искал и видел в человеке дурное, злое, грешное».

В детстве, в период становления личности, ребенку особенно необходимы нравственные ориентиры в жизни. «Мысли и чувства о боге были главной пи-щей» для души Алеши. Бог в душе у мальчика ассо-циировался с образом бабушки, поэтому он ему и нра-вился, в отличие от Бога деда. Первые уроки нравст-венности, полученные от бабушки, навсегда остались с Алешей: «Я не мог терпеть, когда ребята стравлива-ли собак и петухов, истязали кошек, гоняли еврей-ских коз, издевались над пьяными нищими и блажен-ным Игошей Смерть в Кармане». От Григория Ивано-вича, который совсем ослеп и ходил по улицам, прося милостыню, Алеша убегал. Ему было «нестерпимо стыдно перед ним», стыдно, что дедушка отказал ста-рому мастеру в крове и еде.

Хорошей школой жизни стали для Алеши Пешко-ва детские годы. Столкнувшись с человеческой зло-бой и жестокостью, ему пришлось рано повзрослеть. Но сердце мальчика не очерствело, оно осталось от-крытым для любви к людям. У бабушки Алеша нау-чился черпать силы, научился оптимизму, бескоры-стной любви к миру, она открыла ему светлого и доб-рого Бога. Бог для мальчика — это символ всего прекрасного, что окружает человека. Размышления о «милом друге всему живому» способствовали духов-ному и нравственному становлению Алеши.

Сочинение

Среди прочитанных мною за последнее время книг я как наиболее яркую отметил бы трилогию М. Горького «Детство», «В людях» и «Мои университеты». Меня глубоко взволновала история детства Алеши Пешкова, мальчика, прошедшего через столько испытаний. Особенно мне запомнился образ его бабушки. Мне кажется, это один из самых возвышенных женских образов русской литературы. Прочитав эту книгу, я лучше узнал о жизни людей в дореволюционной России. В «Детстве» Горький талантливо описывает детское видение мира, как будто он запомнил в точности все, что происходило с ним самим в детстве. Окружающий мир открывается перед Алешей отдельными, малосвязанными сценами, смысл и трагическое значение которых он еще не может определить и оценить. На маленького героя обрушиваются ужасные стечения обстоятельств: умирает его отец, и тут же, у гроба отца, лежит рожающая мать. Все это с первых страниц пронзило меня стихией страшной жизненной правды.

Написано с такой достоверностью, что я нисколько не сомневался: эти факты действительно имели место в реальной жизни. Наверное, эта правда жизни и привлекла мое внимание к книге Горького больше, чем жизнеописание других авторов. Может быть, Горькому удается достичь такой мощной художественной силы в произведении, потому что он специально не привносит в образы и события взрослого понимания людей и своего личного житейского опыта. При всем этом в его повествовании я не мог обнаружить каких-либо литературных приемов. Примечательно, что после прочтения книги я многого не узнал о судьбе героя: почему ухудшается, например, состояние деда, куда время от времени исчезает мать, почему вдруг приходится переезжать в другой дом. Из рассказов бабушки кое-что становится ясно, но многое остается как бы за кадром как для читателя, так и для самого героя. Но, как ни странно, такая ограниченность изложения житейских фактов помогла мне лучше видеть мир глазами героя.

Большое значение в жизни Алеши имели книги. Они помогли ему познать красоту и огромность мира. Я считаю, что у героя Горького можно учиться, как надо читать книги. Алеша сам научился отличать хорошую книгу от плохой повторным прочтением. Он тренировал свой ум, был независим от школьных авторитетов. Так он самостоятельно, без подсказки почувствовал, что Пушкин - гений: «Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать ее было неловко». Конечно, здесь Алеше прежде всего надо благодарить свою бабушку. Она привила ему поэтический вкус. Он с детских лет слушал ее песни и сказки. Бабушка показала Алеше красоту родного языка.

Принято считать, что сейчас на дворе не время книгочеев. Информацию поглощают в основном с экранов телевизоров и магнитофонных кассет. Но Аксакова, Бальзака, Сологуба, Буагобэ, Тютчева, Гонкура и других классиков, которых взахлеб читал горьковский герой, с кассет не считаешь. А это огромный пласт культуры.
Нравится мне в Алеше и то, что он читал книги целенаправленно: Рокомболь учил его быть стойким, герои Дюма внушали желание посвятить жизнь какому-нибудь значительному делу. Я лично не могу назвать другие произведения, в которых бы герой вот так, как Алеша, находился под влиянием прочитанных книг и которые бы так влияли на его судьбу и даже на судьбу окружающих Алешу людей. Например, когда Алеше попадался «Демон» Лермонтова, он читал его вслух - и происходило настоящее чудо: в иконописной мастерской люди преображались, ходили потрясенные услышанным и даже тайком плакали. Воодушевленный Алеша устраивал всякие представления. Ему нравилось радовать людей. Он как бы сам преображался в героя книги, с горячим стремлением делать добро людям.

Конечно, я понимаю, что герой Горького читает те книги, которые были характерны для того времени, отвечали вкусам тех, отдаленных от нас временем, читателей. Но это обстоятельство нисколько не делает Алешу далеко отстоящим от нас человеком. Он современен своей жизненной хваткой: ловит птиц для продажи, а бабушка продает их в базарные дни. Труд в описании Горького читатель ощущает почти физически. Обстоятельно и четко выписаны сцены труда в пекарне и в иконописной мастерской.
Трилогия Горького повествует прежде всего о том, как, несмотря на все обиды и разочарования, росла в Алеше Пешкове любовь и вера в человека. Писатель провел своего героя через суровые испытания. Он стал понимать, что думы о жизни не менее тяжелы, чем сама жизнь. Но он от этой тяжести не отказывается. Путь Алеши полон множества заблуждений и ошибок. Он доживает до момента, когда вера покидает его и он готов покончить жизнь самоубийством. Но этим он только больше вызывает во мне симпатию, потому что находит в себе силы подняться и продолжать восхождение.

Кроме всего прочего книга открыла мне писателя с неизвестной стороны, и я не жалею, что прочел ее.

Образы Алеши, бабушки, Цыганка и Хорошего дела в повести М. Горького «Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»
1. Повесть М. Горького «Детство». 2. Образ Алеши, главного героя повести. Автобио­графичность образа. 3. Образ бабушки. 4. Цыганок. 5. Хорошее дело.

Русский писатель, публицист и общественный деятель Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) может быть назван одной из ключевых фигур в советской литературе.

Повесть «Детство» была создана в период между двух революций: после неудавшейся революции 1905-1907 годов и до Октября. Эта повесть автобиографична, в ней писатель предлагает читателю описание собственного детства в литературной обработке. Наиболее важными, на наш взгляд, образами в этом произведении являются образы Алеши, бабушки, Цыганка и Хорошего дела. Все они объединены одним: положительной окраской и теплым отношением к ним автора. Помимо прочего, эти герои повлияли на формирование характера Алеши.

Алеша, разумеется, - в определенной мере прототип самого Горького в детстве. Хотя бы по этой причине образ Алеши нуждается в тщательном рассмотрении. Что он из себя представляет?

С Алешей на страницах повести мы встречаемся в драматический момент его жизни: умер отец, и мальчик не может понять, что происходит, почему мать, растрепанная, рыдает, отец спит и словно улыбается: «...лежит мой отец, одетый в белое и необыкновенно длинный... доброе лицо темно и пугает меня нехорошо оскаленными зубами».

После смерти отца Алеша с матерью и бабушкой переезжает в Новгород, где живет семья матери. В доме деда Алеша столкнулся с темной жизнью «неумного племени»: «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми, она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие». Жить в дедовском доме было нелегко. Дед, жестокий и жадный человек, был к тому же властным и не слишком счастливым. Алеша с трудом находит с ним общий язык. Дядья бессмысленно жестоки. И только с бабушкой мальчику было легко.

Бабушка, «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная», с первой встречи привлекла мальчика к себе. Он сразу потянулся к этой доброй женщине. На Алешу появление бабушки произвело неизгладимое впечатление. Как рассказывает о себе, маленьком, Горький: «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить... и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему». Бабушка - добрая и ласковая - всегда поможет и посочувствует. «...Она певуче говорила:

Господи, господи! Как хорошо все! Нет, вы глядите, как хорошо-то все!

Это был крик ее сердца, лозунг всей жизни». Мастер, Григорий, так отзывался о ней: «...она неправду не любит, не понимает. Она вроде святой...». И Алеша был согласен с такой точкой зрения.

Бабушка привила мальчику любовь к народным сказаниям, надежду на хорошую и светлую жизнь.

Еще один важный человек в жизни героя - Иван по прозвищу Цыганок. Цыганок - подмастерье в доме Алешиного деда. Это «квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой» веселый парень. Первое знакомство с ним как с человеком произошло у Алеши при драматичных обстоятельствах: дед решил его высечь. Цыганок, увидев, что «дед вошел в ярость», начал подставлять свою руку под прут. Цыганок признается в том, что он «жуликоватый». В восприятии Алеши Цыганок ассоциировался с героями русских народных сказок: «Я смотрел на его веселое лицо и вспоминал бабушкины сказки про Ивана-царевича, про Иванушку-дурачка». От бабушки Алеша узнал, что Цыганок - «подкидыш, раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на лавке».

Цыганок и впрямь был жуликоватый. Он воровал не из бедности или жадности, а по причине молодецкой удали. Ему это было интересно, да и со стороны Алешиного деда он не встречал порицания. Только бабушка Алешина говорила, что Цыганок поступает плохо, боялась, что его могут поймать и избить.

Цыганок погиб, его задавило крестом.

Бабушка и Цыганок были Алешиной отдушиной в дедовом мрачном и жестоком доме. Эти два человека помогли ему научиться любить и жалеть людей, видеть зло и отличать его от добра. Оба добрые и ласковые, с распахнутой душой и добрым сердцем, они значительно облегчили жизнь мальчика одним своим существованием.

И еще об одном человеке, сыгравшем роль в формировании Алеши как личности, хотелось бы рассказать. С человеком по прозвищу Хорошее дело Алеша познакомился, когда дед продал старый дом и купил другой. В доме было множество людей, но мальчика больше всего заинтересовал Хорошее дело. Этот человек свое прозвище получил за привычку всегда, когда его приглашали пить чай или обедать, говорить: «Хорошее дело». В комнате Хорошего дела было множество книг и бутылок с разноцветными жидкостями. «С утра до вечера он, в рыжей кожаной куртке, в серых клетчатых штанах, весь измазанный какими-то красками... плавил свинец, паял какие-то медные штучки...». Хорошее дело был странным человеком. В доме его не любили, звали колдуном и чернокнижником. Но Алешу этот человек интересовал.

Хорошее дело занимался химическими опытами, был умен "и невероятно одинок. Странная дружба завязалась между мальчиком и Хорошим делом. Хорошее дело давал Алеше советы: «Настоящая сила - в быстроте движения; чем быстрей, тем сильней».

Вскоре дед Алеши выгнал Хорошее дело из дома, мальчик был этим огорчен, зол на деда и бабушку. Главный герой так говорил о дружбе с Хорошим делом: «Так кончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране, - лучших людей ее».

Итак, благодаря тому, что помимо злых, алчных и несчастных людей, закосневших в предрассудках, Алеша видел и добрых, умных, любящих, он смог стать Человеком с большой буквы. В детстве у него очень остро было восприятие зла и несправедливости, и благодаря окружавшим его любящим людям это чувство не переросло в обиду на весь окружающий мир. Алеша смог увидеть, что в любых обстоятельствах человек может оставаться человеком, не прогибаясь под сложный и жестокий мир.

Детские годы для Алеши Пешкова стали хорошей школой жизни. Наказания и драки сменялись бурным весельем, вражда и соседствовали с добротой и милосердием. Бабушка была носителем всего лучшего и светлого в доме. Алешу удивляло то, каким образом терпением и лаской всюду вносила она порядок и мир. Акулина Ивановна пользовалась большим уважением, все домашние ее любили. Доброта ее души и нравственная сила сыграли в жизни мальчика определяющую роль:» До нее как будто спал я, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, — это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни.

Бабушка заставила задуматься героя повести над самыми важными вопросами: что есть доброта и Вера ? Каким должен быть человек?

Алеше очень нравился» бабушкинБог, он просил ее рассказать ему о Боге. Мы видим, каким себе представляла Бога бабушка:» Сидит Господь на холме, среди луга райского… А около Господа ангелы летают во множестве… Бога видеть человеку не дано, — ослепнешь; только святые глядят на него во все глаза. А вот ангелов видела я; они показываются, когда душа чиста. Алеша представлял,» что этому Богу легко и покорно подчиняется все: люди, собаки, птицы, пчелы и травы; он ко всему на земле был одинаково добр, одинаково близок. Бабушкин Бог был герою понятен и не страшен,» но перед ним нельзя было лгать — стыдно. Он вызывал у меня только непобедимый стыд, и я никогда не лгал бабушке. В памяти Алеши остались уроки бабушки, способствовавшие нравственному становлению мальчика. Одним из таких уроков явился случай, когда Алеша отомстил кабатчице.

Бабушке этот поступок не понравился:» в дела взрослых не путайся! Взрослые — люди порченые; они Богом испытаны, а ты еще нет, и — живи детским разумом, жди, когда Господь твоего сердца коснется, дело твое тебе укажет, на тропу приведет, — понял? А кто в чем виноват — это дело не твое. Господу судить и наказывать. Ему, а не нам!