Страдания раскольникова. Сочинение Достоевский Ф

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – величайшее философско-психологическое произведение. Это роман о преступлении, но по жанру это не “детектив” и не “криминальный роман”. Главного героя романа, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, всегда готовый прийти на помощь, анализирующий свои мысли и поступки. Почему же Раскольников пошел на преступление? Причины преступления неоднозначны. Раскольников, молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекают на страдания и гибель честных и благородных людей, неимущих тружеников, вроде семьи Мармеладова, и дают богатство и власть преуспевающим циничным дельцам Лужиным. Достоевский беспощадно обнажает эти вопиющие социальные противоречия, показывает несправедливость собственнического общества, преступного в своей основе.
Закон и мораль охраняют жизнь и “священную собственность” ростовщицы и отказывают в праве на достойное существование молодому студенту Раскольникову. Развратник Свидригайлов имеет возможность безнаказанно творить насилие над беззащитными людьми, потому что он богач, а честная и чистая девушка Соня Мармеладова должна продавать себя, губить свою молодость и честь, чтобы не умерла с голоду ее семья.
Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям. Раскольников решается на преступление, на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий.
Раскольников жаждет мести за поруганное и обездоленное человечество, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен лужиными и свидригайловыми до предела унижения, нравственных мучений и нищеты.
Протест и возмущение Раскольникова против общественного порядка сочетаются с теорией “сильной личности”. Презрение к обществу, к его законам, нравственным понятиям, к рабской покорности приводит Раскольникова к утверждению о неизбежности сильной, властвующей личности, которой “все дозволено”. Преступление должно было доказать самому Раскольникову, что он не “тварь дрожащая”, а “настоящий властелин, кому все разрешается”.
Ошибка Раскольникова в том, что причины общественного зла он видит не в устройстве общества, а в самой природе человека и закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным, непоколебимым. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им и действует по этим законам. Раскольникову казалось, что он отвечает за свои поступки лишь перед одним собой и что суд других ему безразличен. Но после убийства Раскольников испытывает тяжелое, мучительное чувство “разомкнутости и разъединенноети с человечеством”.
Очень важно понять и представить себе нравственные страдания, сомнения и ужас перед предстоящим убийством, ту напряженную борьбу рассудка и доброй натуры, через которые прошел Раскольников, прежде чем взять в руки топор. Против точного, холодного расчета, логических доводов разума восстает естественное чувство честного человека, которому чуждо и отвратительно пролитие крови.
Причины, заставившие Раскольникова “переступить через кровь”, раскрываются постепенно, на протяжении всего романа. Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и в конечном счете отвергает все мотивы преступления, – сцена его признания Соне. Раскольников анализирует причины своего преступления, и здесь его теория “разрешения крови по совести” впервые столкнулась с Сониным отрицанием права на убийство человека. Оба героя, переступившие нормы морали того общества, в котором они живут, совершили аморальные поступки из разных побуждений, так как у каждого из них есть свое понимание правды.
Раскольников дает различные объяснения: “хотел Наполеоном сделаться”, помочь матери и сестре; ссылается на безумие, на озлобление, которое довело его до сумасшествия; говорит о бунте против всех и вся, об утверждении своей личности (“вошь ли я, как все, или человек”). Но все доводы рассудка, казавшиеся ему столь убедительными, отпадают один за другим. Если прежде он веровал в свою теорию и не находил никаких возражений против нее, то теперь, перед “правдой” Сони, вся его “арифметика” рассыпается в прах, так как он чувствует шаткость этих логических построений, а следовательно, и нелепость своего чудовищного эксперимента. Теории Раскольникова Соня противопоставляет один простой аргумент, с которым Родион вынужден согласиться:
– “- Я ведь только вошь убил. Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.
– Это человек-то вошь!
– Да ведь я знаю, что не вошь, – ответил он, странно смотря на нее. – А впрочем, я вру, Соня, – прибавил он, – давно уже вру…”
– Сам Раскольников внушает Соне не отвращение, не ужас, а сострадание, потому что он беспредельно мучается.
Соня велит Раскольникову принести покаяние в соответствии с народными представлениями: покаяться перед оскверненной убийством матерью-землей и перед всем честным народом. Не в церковь, а на перекресток – то есть на самое людное место – посылает его Соня.
Идея, которую проповедует Достоевский в романе “Преступление и наказание”, в том, что нельзя прийти к благу через преступление, даже если добро во много раз превышает зло. Достоевский был против насилия, и своим романом он полемизирует с революционерами, утверждавшими, что единственный путь к всеобщему счастью – “призвать Русь к топору”. Достоевский первый в мировой литературе показал глубочайшую гибельность индивидуалистических идей “сильной личности”, понял их антиобщественный, бесчеловечный характер.

Сочинение по литературе на тему: Чем вызвано противоречивое поведение Раскольникова

Другие сочинения:

  1. Сны, которые видит главный герой романа “Преступление и наказание”, помогают читателю заглянуть в самые сокровенные “уголки” его души. В романе даны четыре сна героя. Два из них он видит до совершения преступления, а два – после преступления. Первый “страшный” сон Read More ......
  2. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – величайшее философско-психологическое произведение. Это роман о преступлении, но по жанру это не “детектив” и не “криминальный роман”. Главного героя романа, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским Read More ......
  3. После преступления, совершенного Раскольниковым, начинается вторая часть романа – наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство “разомкнутости и разъединенности с человечеством”. Самые близкие люди – мать и сестра – стали для него чужими и далекими. Он страдает, видя любовь Read More ......
  4. Я себя убил, а не старушонку. Ф. Достоевский. Преступление и наказание Ф. М. Достоевский – замечательный писатель-психо­лог. На страницах романа “Преступление и наказание” перед нами раскрываются сложные человеческие характе­ры и конфликты, разворачивается мучительная борьба ге­роя с самим собой и внешними Read More ......
  5. Роман Достоевского “Преступление и наказание” можно отнести к числу величайших творений того времени. Роман был написан Достоевским в очень тяжелый для России период, когда пошатнулись традиционные основы нравственности. Действие романа происходит в Петербурге, в конце шестидесятых годов девятнадцатого века. Несмотря Read More ......
  6. В центре романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” находится характер героя 60-х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не Read More ......
  7. Теория Раскольникова носит определенный отпечаток времени. Его идея о “праве сильного” отражала некоторые мысли нигилизма – мировоззрения, популярного в 60-ые годы 19 века. Главный герой много времени размышляет над историей жизни человечества. Выводы его сводятся к тому, что прогресс осуществляется Read More ......
  8. Теория Раскольникова начинается с его статьи, которую он написал и, в которой он доказывает и отстаивает права “высших” людей на преступление, на отрицание ими законов, если преступление совершается во имя великой идеи, во имя спасения человечества. Несправедливость, голод, безвыходность рождает Read More ......
Чем вызвано противоречивое поведение Раскольникова Роман Ф.М. Достоевского, по существу, является социально-психологическим и философским произведением. Достоевский показал дно капиталистического города, мир униженных и оскорбленных. Автор разоблачает общество, где властвуют деньги, общество, которое беспощадно к тем, кто не имеет денег.

Жертвой капиталистического мира становится и главный герой романа - Родион

Раскольников. Этот образ воссоздан психологически тонко, со свойственной

Достоевскому способностью проникать во внутренний мир своих героев. Автор рисует

Крайне тяжелые условия жизни своего героя.

Жил Раскольников в комнате, имевшей самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями. Сам Раскольников имел до того жалкий вид, что даже иногда на улице получал подаяние, потому что весь его облик вызывал чувство сострадания. Раскольников был исключен из университета, потому что не имел денег для дальнейшего обучения. Он даже не мог в срок уплатить за квартиру.

Условия, в которых живет Раскольников, вызывают у него протест. Зреет бунт, но он носит индивидуальный характер. Раскольников считает, что всех людей можно разделить на две группы. Первая группа - это обыкновенные люди, другие же имеют в себе

Дар или талант совершать новое в обществе. Эта категория людей может преступить закон, нарушение закона для таких людей - это не преступление. Создавая свою теорию, Раскольников подводил себя к черте, за которой стояло преступление. Под влиянием

Жизненных обстоятельств он постепенно приходит к мысли о том, что его теория

Объясняет поступки не только исторических деятелей, но и простых людей. Раскольников

Окончательно пришел к мысли об убийстве под влиянием исповеди Мармеладова. Это

Разговор о семнадцатилетней дочери Мармеладова Сонечке, о том, что человек может примириться с любыми обстоятельствами, привыкнуть к ним.

Раскольникову было жаль Соню, потому что она ради спасения семьи от голода встала на

Унизительный путь, но даже отец не стыдится брать у нее денег. Раскольников отбрасывает мысль, что человек по природе подл, и делает вывод, что это - закон жизни, общества. Есть жертва и есть те, кто пользуется этим. И тогда он приходит к мысли, что желание его сестры Дуни выйти замуж за богатого человека, который поддержал бы их семью и дал бы Раскольникову возможность закончить учебу, является по сути такой же жертвой, как жертва Сонечки. Решение Родиона было однозначным - не страдать пассивно, а действовать.

Раскольников совершает убийство. Выбранная им жертва - старуха-процентщица. Он думал о старухе как о ненужном, злом и жадном человеке. Рассуждения сводились к тому, что такому скупому человеку и жить не следует, и что многих нуждающихся людей можно было бы осчастливить. После убийства старухи сразу же происходит второе преступление. Он убивает ее сестру Лизавету, которая явилась неожиданным свидетелем убийства.

Мучительно состояние Родиона после совершенных злодеяний. Автор показывает, что главное наказание - наказание не от общества, не каторга, а глубокие внутренние страдания, страдания нравственные. Человек, осознающий себя убийцей, уже по-другому

Воспринимает мир. Раскольников пытается бороться со своим состоянием. Родион не

Понимает истинной причины своих терзаний. Ему кажется, что главная причина состоит в

Том, что он оказался “тварью дрожащей”, что жизнь показала его слабость, именно поэтому он говорит сестре, которая предлагает ему последовать совету следователя, что он не считает себя преступником, что он виноват только в том, что не смог, не сумел осуществить задуманное.

Самый напряженный момент борьбы - это разговор со следователем Порфирием Петровичем, который понял, кем совершено убийство, и пытается разоблачить Раскольникова. Достоевский исследует такую проблему, как нравственное возрождение личности. Именно поэтому следователь, предлагая Родиону явку с повинной, спросил, верит ли он легенде о Лазаре, которого воскресил Христос и которого сделал истинным

Христианином.

Сам Достоевский был против всякого бунта. Бунт же Раскольникова является эгоистическим, и в этом заключается его слабость и обреченность. Но бунт против

Существовавших условий, ставящий своей целью изменение несправедливых условий

Общества, является оправданным. Именно на каторге

Раскольников приходит к выводу о том, что его теория не имеет смысла и нужно начать новую жизнь.

Но есть люди, для которых вообще не существует нравственного закона. Это - люди,

Пользующиеся властью, которую им дают деньги. Сила романа заключается в том, что

Он эмоционально воздействует на читателя благодаря глубокому психологизму и

Реализму, вызывает протест против несправедливого мира, где деньги имеют власть над человеком.

Достоевский детально прослеживает крушение теории своего героя. Он показывает нарастающие нравственные мучения Раскольникова и до убийства, и в его момент, и особенно после него. Мучения эти усиливаются слабостью натуры Родиона - вовсе не наполеоновской натуры, напротив! - осознание своей слабости глубоко оскорбляет его, так как он был горд и был о себе и своих способностях самого высокого мнения. Автор ставит своего героя в разные положения, сводит с разными людьми, и это дает возможность глубже раскрыть его нравственные муки. Все ранит и без того, больную душу: и соприкосновение с циником Свидригайловым, и общение с добрым Разумихиным. Но особенно мучительна встреча с теми, кто прежде был бесконечно близок и дорог, - матерью и сестрой, каждая минута его относительно благополучия оплачена дорогой ценой - их трудом и слезами.

В смятение думает о своем сыне мать: "И как это у него все хорошо выходит… И так бы вот, так бы, кажется, и бросилась к нему и обняла его, и… заплакала, - а боюсь, боюсь! Ну чего я боюсь?." Недоумевает и наблюдательная Дунечка: "Что он, по обязанности, что ли нам отвечает?. И мирится, и прощение просит, точно службу служит или урок затвердил". Все участники этой сцены страдают. Но больше всех страдает сам Раскольников. Авторские ремарки, сопровождающие его слова, обнажают то невыносимое состояние, в котором он находится, говоря, казалось бы, самые обыкновенные вещи: "продолжал он будто заученный с утра урок", "как бы проснулся"; "прибавил он с досадой и замолчал, кусая себе ногти и вновь задумываясь". Выразительна и мимика Раскольникова. Он не улыбается, а "кривит рот в улыбку"; "лицо его перекосилось как бы от судороги". Достоевский передает беспорядочный поток мыслей убийцы: "Главное, даже не скрываются и церемониться не хотят!. - Он с трудом перевел дыхание. - А что, если мне так только кажется! Что, если это мираж? И я во всем ошибаюсь, по неопытности злюсь, подлой роли моей не выдерживаю!. Все слова их обыкновенные, но что-то в них есть…? Почему они говорят таким тоном? Да… тон… Подмигнул мне давеча Порфирий иль нет? Верно, вздор; для чего бы подмигивать?. Или все мираж, или знают!. Даже Заметов дерзок,… Дерзок ли Заметов? Знают ли про квартиру-то?! Поскорей бы уж!. "

Муки Раскольникова изображены с такой силой, что мы словно вместе с ним ощущаем и отчуждение от всех людей и страх, и отчаяние. Его смятение в сценах с Порфирием Петровичем, сумевшим разгадать натуру Раскольникова, передано с удивительным знанием психологии человека, который смертельно боится как-нибудь выдать себя. Писатель воспроизводит одновременно и то, что говорит Раскольников, и то, что он думает, а мысли и чувства Порфирия от читателя скрыты так же, как и от героя романа. По выражению лица следователя, по его нарочито туманным репликам мы вместе с Раскольниковым пытаемся угадать: понимает ли Порфирий, кто убийца, ловит он Раскольникова или просто ведет невинную беседу?

Духовно обессиленный бесконечными размышлениями, он хочет отделиться от этого мира бесповоротно и навсегда, но не может выдержать своего одиночества, не может он отказаться от любви близких людей, окончательно порвать с ними и поэтому не в силах вынести своего преступления. Истерзавшись от одиночества, сомнений и мук совести, Раскольников принимает путь смирения, отказывается от какого-либо протеста, идет на конечный шаг, который хоть как-то должен был уменьшить его терзания, - он решает признаться в содеянном.

достоевский раскольников преступление наказание

Домашнее задание к уроку

Отобрать материал из романа о Раскольникове.
Прочесть заранее статью из учебника о нем.
Возможны индивидуальные задания, данные учителем.

Вопросы к уроку

  • Отраву или лекарство предложил миру Раскольников?
  • Осудить или оправдать вам хочется героя?
  • Кто такой Раскольников?
  • В чем его отличие от предшествующих героев литературы?
  • Портретные и авторская характеристики (последняя устами Разумихина).
  • Идея (теория) Раскольникова: была ли в ней праведная цель? Проблема цели и средства в романе.
  • Роль снов, как художественного приема, в размышлениях автора над идеей Раскольникова.
  • Проблема "крови по совести": Некрасов и Достоевский об этом.
  • Опровержение Достоевским наполеоновской идеи.
  • Пересказ-комментарий теории Раскольникова.
(кадр из к/ф «Преступление и наказание», 1969)

Задание

Дайте портретную характеристику героя и проанализируйте ее. Портретные и авторская характеристики (последняя устами Разумихина).

Ответ

Гл. 1. "Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-русый, ростом выше среднего, тонок и строен... Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу".

Часть III. Гл. 3. Во второй раз мы видим Раскольникова иначе. "Раскольников… был очень бледен, рассеян и угрюм. Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный. Говорил он мало и неохотно, как бы через силу или исполняя обязанность, и какое-то беспокойство изредка появлялось в его движениях."

Достоевский часто пользуется приемом двукратного портретирования. Писатель имел дело с героями, проходившими через идейную и нравственную катастрофу, переворачивающую все вверх дном в их нравственной сущности. Поэтому на протяжении всей романной жизни они переживали, по крайней мере, два момента, когда наиболее были на себя похожи.

Раскольников был создан из превосходного человеческого материала, в ином, более совершенном мире его внутренние качества прекрасно гармонировали бы с внешними. Раскольников по природе своей привлекателен, об этом и говорит его наружность, какой она была до того, как он вовлекся в поток своей казуистики. Но убийство, совершенное во имя выношенной им ужасной идеи, привело к крушению не только его логического построения, но и сердца его, всей сущности его натуры, что и отразилось на наружности, в портрете. Раскольников был нравственно жестоко ранен, и много предстояло ему еще прожить, чтобы прийти к новому равновесию, если оно еще было возможно для него.

Первый портрет начинается со слова "кстати". Достоевский как бы извиняется за то, что чуть было не забыл дать портрет героя. В мире идей Достоевского портрет не играет значительной роли, но он никогда не бывает случайным. Таков и портрет Раскольникова. Однако мы не сразу замечаем его, хотя он дан уже в самом начале, на второй странице.

Автор уже достаточно успел заинтересовать читателя своим героем. Только тогда, когда мы узнаем, что Раскольников задумал убийство, понимаем, что он не случайно "был замечательно хорош собою" . Мечтатель, романтик – и вынашивает грязную мысль об убийстве и грабеже.

Преступление героя, отвратительное, низкое, резко контрастирует с его благородной внешностью, и в этом, может быть, тоже залог его воскрешения.

Вопрос

Сколько лет Раскольникову?

Ответ

Судя по эпилогу романа, когда Раскольников был осужден на каторжные работы на восемь лет и Достоевский замечает, что "чрез восемь лет ему будет только тридцать два года" , Раскольникову в момент совершения преступления было 23–24 года.

Задание

Прокомментируйте сцену, где Раскольников признается Соне в совершенном преступлении (ч. V, гл. IV). Какой главный мотив из тех, что Раскольников называет Соне?

Раскольников о мотивах убийства

Наблюдение за поведением Сони

– ... ну да, чтоб ограбить

Как-то устало и даже как бы с досадой ответил он

Стояла как ошеломленная, всплеснула руками. У Сони промелькнула мысль: "Не сумасшедший ли?" Но тотчас она ее оставила

– Знаешь, Соня, что я тебе скажу: если б я только зарезал из того, что голоден был, то я теперь счастлив был! Знай ты это!

Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил

Сказал вдруг с каким-то вдохновением, продолжал он, упирая в каждое слово и загадочно, но искренне глядя на нее.

Он с болью по-смотрел на нее. Он поворотился к ней, грустно посмотрел на нее и взял ее за руки

Наивно и робко прошептала. "Говори, я про себя все пойму!" – упрашивала его

Ну вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета... и на первую независимую дорогу стать

В каком-то бессилии дотащился он до конца рассказа и поник головой

"Ох, это не то, не то", – в тоске воскликнула Соня

Не для того я убил, чтобы матери помочь... Не для того я убил, ... чтобы сделаться благодетелем человечества. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу? Тварь ли я дрожащая, или право имею?

Вскрикнул раздражительно, но презрительно замолчал; вскричал в судорожной тоске. Он облокотился на колени и, как в клещах, стиснул себе ладонями голову

Всплеснула руками. Вырвался мучительный вопль. Глаза ее, доселе полные слез, вдруг засверкали

Самое главное: "Тварь ли я дрожащая или право имею..." Вот он, наиболее четко сформулированный, основной мотив убийства. Дойдя до теории о двух разрядах людей, Раскольников задумался над тем, к какому разряду он относится. "Необыкновенные люди" могут разрешить себе "кровь по совести" . Если он, Раскольников, сможет разрешить себе переступить через кровь, значит он "необыкновенный человек" , а этим определяется все в его дальнейшей жизни. Вот он и предпринял этот страшный эксперимент, "для себя убил, для себя одного" .

Вопрос

Кто является свидетелем сцены признания Раскольникова Соне в совершенном преступлении?

Ответ

Свидригайлов.

Вопрос

Как он комментирует поступок Раскольникова Авдотье Романовне?

Ответ

Все, что Раскольников рассказал Соне о мотивах преступления, слышал Свидригайлов. Очень четко и лаконично он рассказывает все это при свидании с Авдотьей Романовной.

"Тут, как бы вам это выразить, своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, что единичное зло позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!... Наполеон его ужасно увлек, то есть, собственно увлекло его то, что очень многие гениальные люди на единичное зло не смотрели, а шагали через, не задумываясь. Он, кажется, вообразил себе, что и он гениальный человек, – то есть был в том некоторое время уверен. Он очень страдал и теперь страдает от мысли, что теорию-то сочинить он умел, а перешагнуть-то, не задумываясь, и не в состоянии, стало быть человек не гениальный, а это для молодого человека с самолюбием и унизительно, в наш век-то особенно..."

Итак, убийство по теории или для теории.

Вопрос для дискуссии

Осудить или оправдать вам хочется Раскольникова?

Как вы относитесь к Раскольникову?

Примерные ответы

Раскольников, убивший старуху-процентщицу, не вызывает отвращения. Скорее, он вызывает даже симпатию. Достоевский своего героя показал именно так, что он вызывает по отношению к себе добрые чувства. Одна из самых характерных черт Раскольникова – сострадание, страдание с каждым, кому плохо. Он стремится помочь всегда, когда может. Попав впервые в комнату Мармеладовых, он, уходя, оставляет на подоконнике горсть денег, и лишь уйдя, спохватывается, что они у него из последних.

Но, встретив на бульваре обманутую девочку, на которую охотится жирный господин, он немедленно вмешивается и отдает городовому на извозчика еще двадцать копеек. Гл. 4.

Получив перевод от матери, выскользнув из-под надзора Настасьи, он бредит кварталом бедняков, тошно чувствует себя там, где живут бедняки. Уличная певица тщетно ждет двухкопеечника из лавочки – он ей дает пятачок.

Женщина по имени Дуклида попросила у него шесть копеек на выпивку – он ей отдал три пятака. Часть II. Гл. 6.

– Послушайте, барин! – крикнула вслед девица.

Она законфузилась.

– Я, милый барин, всегда с вами рада буду часы разделить, а теперь вот как-то совести при вас не соберу. Подарите мне, приятный кавалер, шесть копеек на выпивку!

Раскольников вынул сколько вынулось: три пятака.

– Ах, какой добреющий барин!

– Как тебя зовут?

– А Дуклиду спросите.

Оказавшись опять в комнате несчастных Мармеладовых, Раскольников отдает овдовевшей Катерине Ивановне двадцать пять рублей – все, что у него есть. Он просто не может проходить мимо несчастного человека, мимо голодной матери, зажав в кармане последний рубль. Но рубль-то последний, а несчастных-то, страдающих-то – без конца, и всем не помочь.

Даже его первая любовь была любовью-жалостью, любовью-страданием. Часть III. Гл. 3.

– Гм! Да! А что мне вам рассказать? Даже мало помню. Она больная такая девочка была, – продолжал он, как бы опять вдруг задумываясь и потупившись, – совсем хворая; нищим любила подавать, и о монастыре все мечтала, и раз залилась слезами, когда мне об этом стала говорить; да, да... помню... очень помню. Дурнушка такая... собой. Право, не знаю, за что я к ней тогда привязался, кажется за то, что всегда больная... Будь она еще хромая аль горбатая, я бы, кажется, еще больше ее полюбил... (Он задумчиво улыбнулся.) Так... какой-то бред весенний был...

На суде выяснились следующие факты. Раскольников из последних средств помогал своему чахоточному и бедному университетскому товарищу и почти содержал его в течение полугода. Потом заботился о его отце, поместил в больницу, а когда тот умер, похоронил его. Раскольников спас двух детей из загоревшейся квартиры и сам сильно обжегся. Сострадание, ужас перед жестокостью переполняет его сон о забиваемой насмерть лошади. Часть I. Гл. 5.

Вывод

Как же Раскольников с его всегдашней болью за чужое страдание убил? Это было не простое убийство, а проверка себя, теории, идеологическое убийство. Он страшно мучился после. Всем ходом повествования Достоевский делает так, что Раскольников вызывает у нас жалость и сочувствие.

Вопрос

Почему, успешно осуществив свой замысел, Раскольников страдает и признается в своем преступлении?

Ответ

С точки зрения теоретической, в поступке Раскольникова все правильно. Герой предлагает Соне решить вопрос, что справедливо:

Ему кажется, что третьего не дано. Если справедливо первое, то справедливо и второе – "старушонке умирать, а сотням людей жить" и тогда его, Раскольникова, надо простить. Становится понятной фраза: "Я это прощения просил, Соня" . Ему очень важен ответ Сони. А ее решение таково: "Да ведь я Божьего промысла знать не могу" . Значит, прощения нет.

Чувства героя не принимали убийства с самого начала. Одновременно с вызреванием замысла росло и отвращение к нему. (Найти доказательства в тексте) .

"О боже! как это всё отвратительно! И неужели, неужели я… нет, это вздор, это нелепость! – прибавил он решительно. – И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц…". Часть I. Гл.1.

«Боже! – воскликнул он, – да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой, теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором… Господи, неужели?»

Он дрожал как лист, говоря это. Часть I. Гл. 5.

"Он был бледен, глаза его горели, изнеможение было во всех его членах, но ему вдруг стало дышать как бы легче. Он почувствовал, что уже сбросил с себя это страшное бремя, давившее его так долго, и на душе его стало вдруг легко и мирно. «Господи! – молил он, – покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей!»". Часть I. Гл. 5.

Разлад между мыслью и чувством приводит Раскольникова в болезненное состояние. И это влияет на его поступки и решения.

"Он вошел к себе как приговоренный к смерти. Ни о чем не рассуждал и совершенно не мог рассуждать; но всем существом своим вдруг почувствовал, что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли, и что все вдруг решено окончательно". Часть I. Гл. 5.

"Последний же день, так нечаянно наступивший и все разом порешивший, подействовал на него совсем механически: как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины и его начало в нее втягивать". Часть I. Гл. 6.

Желание выдать себя, признаваться возникло у него на следующий же день. Он теряет самообладание, то выдавая себя какими-то поступками и словами, то пытаясь запутать тех, чьи подозрения он вызывает. Дома, выйдя из полуобморочного состояния, он лихорадочно уничтожает улики и потом едва ли не выдает себя в полицейской конторе, падая в обморок. После обморока он так отвечает на задаваемые ему вопросы, что, продолжи их Илья Петрович, дело об убийстве из "очень нелепого" превратилось бы в совершенно ясное.

Он прячет, чтобы впредь не прикасаться к нему, все унесенное из квартиры процентщицы – и довольно прозрачно рассказывает об этом Заметову, запутывая его лишь под конец разговора. Его тянет на место преступления, он с мучительным ощущением вспоминает пережитое, повторяя звонки в квартире, где жила процентщица. Внезапное обличение мещанина, который называет его в лица "убивцем", застает его врасплох, и он молча идет рядом с обличителем, не находя слов для опровержения, отрицания.

Поведение Раскольникова, теряющего над собой контроль, разговаривающего с самим собой на улицах, ведет к тому, что круг людей, чего-то знающих или подозревающих становится все шире и шире, включая Свидригайлова, знающего все. Все это – следствие того, что Раскольников чувством не принял того, что совершил в соответствии и с выводами рассудка.

Понимая свое состояние, Раскольников не может не сделать из этого для себя вывод. Раз следствием преступления для него явились муки, душевные терзания – значит он не Наполеон. А если он не властелин, то он не имеет права поступать. Он пошел против собственной сущности. Он себя убил.

"Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут таки разом и ухлопал себя, навеки". Часть V. Гл. 4.

Мучает Раскольникова и мысль, что он в крови неоправданного убийства (Лизавета).

И как результат возникает чувство отчуждения от людей.

Анализ эпизода "Свидригайлов у Дуни".

Литература

Карен Степанян. Федор Михайлович Достоевский. // Энциклопедия для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999

Н.И. Якушин. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве: учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. М.: Русское слово, 2000