Ван Гог «Пшеничное поле с воронами. Ван Гог «Пшеничное поле с воронами Картина пшеничное поле ван гог

Ван Гог Винсент (Van Gogh Vincent), голландский живописец. В 1869-1876 служил комиссионером художественно-торговой фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне, Париже, в 1876 работал учителем в Англии. Ван Гог изучал теологию, в 1878–1879 был проповедником в шахтерском районе Боринаж в Бельгии. Защита интересов шахтеров привела ван Гога к конфликту с церковными властями. В 1880-е годы ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе (1880–1881) и Антверпене (1885-1886).

Ван Гог пользовался советами живописца А.Мауве в Гааге, с увлечением рисовал простых людей, крестьян, ремесленников, заключенных. В серии картин и этюдов середины 1880-х годов (“Крестьянка”, 1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; “Едоки картофеля”, 1885, фонд Винсента ван Гога,Амстердам), написанных в темной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздает гнетущую атмосферу психологической напряженности.

В 1886–1888 ван Гог жил в Париже, посещал частную художественную студию, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, “синтетические” произведения Поля Гогена. В этот период палитра ван Гога стала светлой, исчезли земляные краски, появились чистые голубые, золотисто-желтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок (“Мост через Сену”, 1887, “Папаша Танги”, 1881). В 1888 ван Гог переехал в Арль, где окончательно определилось своеобразие его творческой манеры. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и в то же время страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах (“Жатва. Долина Ла-Кро”, 1888), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах (“Ночное кафе”, 1888, частное собрание, Нью-Йорк). Динамика цвета и мазка в картинах Ван Гога наполняет одухотворенной жизнью и движением не только природу и населяющих ее людей (“Красные виноградники в Арле”, 1888, ГМИИ, Москва), но и неодушевленные предметы (“Спальня ван Гога в Арле”, 1888).

Напряженная работа ван Гога в последние годы сопровождалась приступами душевной болезни, которая привела его в больницу для душевнобольных в Арле, затем в Сен-Реми (1889–1890) и в Овер-сюр-Уаз (1890), где он покончил жизнь самоубийством. Творчество двух последних лет жизни художника отмечено экстатической одержимостью, предельно обостренной экспрессией цветовых сочетаний, резкими сменами настроения – от исступленного отчаяния и мрачного визионерства (“Дорога с кипарисами и звездами”, 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) до трепетного чувства просветления и умиротворения (“Пейзаж в Овере после дождя”, 1890, ГМИИ, Москва).

Как бы часто и глубоко я ни был несчастен, внутри меня всегда живёт тихая, чистая гармония и музыка.

Винсент Ван Гог

Он так долго был занят размышлениями о неразрешимых проблемах современного общества и как прежде борется со своим добросердечием и неиссякаемой энергией. Его усилия не тщетны, но наверное он не доживет до момента осуществления своих надежд, ибо будет уже слишком поздно, когда люди поймут, что он хочет сказать своими картинами. Он один из самых продвинутых художников и его очень сложно понять, даже мне, несмотря на то, что мы с ним очень близки. Он о многом размышляет: каково предназначение человека, как нужно смотреть на окружающий тебя мир, и, чтобы понять, что он пытается сказать, человек должен освободиться даже от незначительных предрассудков. Тем не менее, я уверен, что рано или поздно его признают. Затрудняюсь только сказать когда.

Тео (брат Ван Гога)

Музей Ван Гога в Амстердаме. Современное трёхэтажное здание с посаженными рядом деревьями сакуры. Ван Гог часто рисовал эти деревья.


Небо словно вторит прямым веткам сакуры

Издалека уже можно догадаться, что именно это здание и есть музей Ван Гога. В музей стоит большая очередь людей.

В музеи три этажа. Много людей. Но никто не улыбается. Лица людей или уставшие или видны их переживания и у некоторых заметны непонятные для них чувства и они просто позволяют им быть. Через дорогу от музея Ван Гога находится другой музей, Рейксмузей и там играет классическая музыка и у посетителей музея воодушевлённые лица.

Но в музее Ван Гога по-другому. Здесь больше чувств и они совсем не про радость.

В этом музее находятся знаменитые подсолнухи и еще одна картина, которая меня особенно поразила. Это последняя работа Ван Гога «Пшеничное поле с воронами». Она находится на третьем этаже, в завершении экспозиции. Эта последняя работа Ван Гога. И именно она привлекла моё внимание.


Я вживаюсь в картину, пытаюсь стать её структурой, как учила нас Любовь Михайловна.

Первое, что притягивает внимание - жёлтое пятно. Пшеничное поле. Волнующееся, беспокойное, тревожное. Непонятно направление движения колосьев, они словно мечутся. Жёлтые, тяжёлые, разнонаправленные мазки.

Чёрные вороны, как-будто они вдруг появились, и их не было на картине. Зловещее тёмно-синие небо. Это тёмно-синее небо как будто поглощает светлые участки неба и скоро всё небо станет таким же темным и мрачным. Жёлтый цвет драматически контрастирует с этим тёмным синим.

А может быть, наоборот, светлые участки дают надежду?

И, наконец, дорога, извивающаяся, красно-коричневого цвета, словно оголённые мышцы без кожи. На пределе, так долго не прожить, нужна защита, для выживания нужна кожа. А её нет. Это безумие. Так нельзя жить.

Каждый художник пишет «своей кровью»

Генрих Вёльфлин

В своей картине Ван Гог изображает не природное явление, он сообщает нам собственное состояние, обнажая свои чувства через выбранные им образы. Мы входим в соприкосновение с его душой и познаём его душевную боль, через переданные им образы проживая его состояние.

Точное движение руки мастера, направленное на создания тяжёлого пастозного мазка, передает нам напряжённое состояния каждой клетки его тела. Через этот драматический контраст синего и жёлтого у нас также возникает внутреннее напряжение.

Это великое произведение искусства, потому что в нем сосредоточено колоссальное количество духовных сил. Эта сила проникает в нас, и у нас есть возможность прочувствовать его оголенную боль.

Глядя на эту картину, мы учимся осознавать сильные внутренние метания и внутренний поиск истины великого художника.

Страдание можно изобразить. Через сюжет, через цвет, характер мазка.

Видимо эту идею передачи состояния и хотел донести Ван Гог, когда писал своему брату Тео, что нашёл вид искусства, которое начнут понимать в будущем.

Ван Гог передает нам через своё состояние, через форму и цвет насколько жизнь и смерть рядом друг с другом.

В его работе нет места «релаксу», позитиву с бокалом вина и наслаждению жизнью. В ней нет места улыбке, что мол «всё в жизни ок».

Его картина совсем про другое.

Боль и связь с чём-то Высшим через эту боль.

«Самоубийственная записка» - так называют критики эту картину. После работы над этой картиной Ван Гог покончил жизнь самоубийством.

В таком состоянии он не мог продолжать жизнь, для него это было уже невыносимо. В состоянии сверх напряжения трудно продолжать жить, потому что нет защищённости, нет «кожи», «мышцы» оголены, а физически так нельзя жить. Ведь кожа должна защищать мышцы.

Как же мы можем постичь это состояние, которое нам, возможно, не дано постичь в обычной жизни?

Ответ: «Через искусство, через чувствование».

Как учила нас Любовь Михайловна, «Важно стать этой дорогой, этим цветом, этой структурой и тогда есть шанс прожить в момент то, что не дано прожить в повседневной жизни».

Так мы становится духовно богаче, многогранней, так пробуждается в нас внутренний поиск истины.

В жизни нам нужно прожить разные чувства. Но открыты ли мы этим чувствам?

Или может мы все еще боимся этой оголённости и боли? Может быть, мы всё еще закрываемся от них и не чувствуем, как наши тела становятся все более зажаты, а чувства все более скованы.

Я понимаю теперь, что хотела донести до нас Любовь Михайловна, говоря нам, что понимать искусство – это духовный труд к которому мы пока не привыкли, что искусство открыто не всем, и нужно понемногу, по чуть-чуть пробовать его постигать, и тогда оно начнёт открываться перед нами.

Февраль 22, 2012

Год 1890, лето в Овере. В начале июня Тео с женой и ребенком приехали в Овер на один день. Ван Гог счастлив, невзирая на свои нерешенные финансовые проблемы. Тео говорит ему, что некоторые его картины пробуждают интерес, но пока не находят покупателей. Проблемой для Винсента является зарабатывание денег на жизнь и краски. При жизни он так и не продал ни одной своей картины.

1890; 50х100,5см
Музей Ван Гога, Амстердам

Вскоре заболевает маленький Винсент, сын Тео. Сам Тео также серьезно болен и в письме от 30 июня задумывается о своей будущей жизни, о ранее запланированной на июль поездке в Овер со всей семьей. Несмотря на успокаивающие слова брата, текст письма производит на Ван Гога тяжелое впечатление. Винсент начинает впадать в отчаяние. Тео точно почувствовал реакцию брата и написал: «Будь спокоен и береги себя, чтобы не дошло до какого-нибудь несчастного случая».

В конце июля наступает неделя, проведенная Винсентом у брата в Париже. Тео и Ио ссорятся из-за денег. А ведь Тео много лет высылает деньги брату... Ван Гог, рассерженный и опустошенный, возвращается в Овер. 14 июля он пишет увиденное из окна торжество, связанное с празднованием национального праздника. На картине нет ни одного человеческого силуэта.

Вскоре Винсент получает от брата длинное письмо, полное теплых слов и заверений в том, что и в будущем тот может рассчитывать на его помощь. Опять много рисует. «Меня привлекают бесконечные поля пшеницы, большие как море, в деликатных желтых и зеленых тонах».

23 июля Винсент пишет письмо Тео и не упоминает, что думает о самоубийстве. Тем временем он уже купил револьвер. 27 июля Ван Гог решается на задуманный поступок. В кармане лежит неоконченное письмо к брату: «Хотел бы написать тебе о многих вещах, но чувствую, что это бесполезно... А если речь идет о моей работе, то я заплатил за нее жизнью и она стоила мне половины моего рассудка».

Одна из последних картин Ван Гога — «Вороны над полем пшеницы». Темное, неспокойное небо сливается в единое целое с землей, три дороги ведут в никуда, пшеница сгибается под сверхъестественной силой, а траурные птицы выписывают на полотне буквы «М». Здесь уже нет ни завихрений, ни упорядочивающего ритма. Твердые, жесткие мазки кисти создают на полотне полную беспокойного хаоса динамику.

«Это неизмеримое раздолье, полное пшеницы под неспокойным небом, и, смотря на него, я чувствую бесконечную грусть и одиночество». В «Воронах над полем пшеницы» мазки кисти все более хаотичны и направлены во все стороны. Ван Гог использует бронзу, охру, зелень, кобальт и лазурь. Стая черных ворон собирается за горизонт, придавая небу глубину. Мы приближаемся к абстрактному изобразительному искусству.