«Я не психопат, а высокоактивный социопат, выучи термины!» ©. Шерлок Холмс: социопат или депрессивный маньяк

Пять лет назад на экранах появился совершенно невероятный сериал о таком Шерлоке Холмсе, каким никто никогда не видел его прежде. Герой Бенедикта Камбербэтча, ставший мировым секс-символом, не выпускает из рук смартфон и применяет самые современные методы раскрытия преступлений.

Поклонники в ожидании нового сезона скоро увидят спецэпизод «Безобразная невеста», в котором действие телешоу перенесётся в викторианскую эпоху. А пока что Титр предлагает вам насладиться самыми яркими фразами Шерлока.

«Андерсен, не говори вслух, ты понижаешь IQ всей улицы!»

«Между нами говоря, почему люди не думают? Вас это не бесит? Почему им просто не подумать?»

«Посмотрите на это, миссис Хадсон. Тишина, спокойствие, умиротворение... Разве это не отвратительно?»

«Салли зашла к тебе мило побеседовать, а потом случайно задержалась... и драила полы у тебя всю ночь, судя по состоянию ее коленей».

«Я не психопат, а высокоактивный социопат, выучи термины!»

«Хочешь спрятать дерево - спрячь его в лесу».

«Стоп, стоп, стоп! Он никак не может быть отцом – посмотри на отвороты его джинсов!»

«С домом все в порядке, миссис Хадсон, если не считать мертвого серийного убийцу на втором этаже - хорошие новости для Лондона, плохие новости для вашего коврика».

«Хватит. Я в шоке. Видите, на мне одеяло».

«Потому что ты идиот. Нет-нет, не нужно так смотреть, почти все кругом идиоты».

«Позор вам, Ватсон. Миссис Хадсон бросит Бейкер стрит? Скорее Англия падет!»

«Порой обман столь дерзок, что ты не видишь его, даже если все совершенно очевидно».

«Что же происходит в вашем маленьком смешном мозгу?»

«Я не могу открываться и закрываться, как кран!»

«Отсутствие мыслей неизменно. Приятно быть не мной: вечная расслабуха».

«У любителей дурацких шапок чаще всего непростые отношения с людьми».

«О, может быть я и на стороне ангелов, но даже на секунду не подумай, что я один из них».

«Вы видите, но не наблюдаете».

«Не ем, пока работаю - сытость отупляет».

«Ты чуть не извинился минуту назад - не порть впечатление».

«Хорошей лжи нужны подробности».

«Слабость гения - нужда в аудитории».

«Мы встречались дважды, в общей сложности пять минут. Я вытащил пистолет, он пытался взорвать меня. Я ощутил, что между нами есть что-то особенное».

«У тебя армейский браунинг М-1 в кармане или ты просто рад меня видеть?»

«Твой лучший друг - социопат, который расследует преступления в альтернативу наркотикам. Это я о себе, кстати, привет».

«Букингемский дворец. Я борюсь с побуждением украсть пепельницу».

А старая добрая Англия не перестает удивлять! Хоть и редко, но зато метко. И сейчас речь идет о возвращении после двухгодичного перерыва сериала «Шерлок» от BBC. В этот раз создатели самого популярного и стильного социопата современности Марк Гэтисс и Стивен Моффат не поскупились ни на юмор, ни на драму, ни на вагон и малую тележку загадок для своих поклонников, этакий рождественский презент для настоящих ценителей метода дедукции. Конечно же, я, воспитанная на классическом английском детективе трудами семейной библиотеки, не могла пройти мимо этого феномена под названием «осовремененный Шерлок», который оставил после себя сладкое послевкусие с ноткой горечи. А впрочем, давайте обо всем по порядку.

Не бойтесь, мою биографию мы обойдем стороной, и начнем, пожалуй, как все нормальные люди, разбор сего, не побоюсь этого слова, шедевра с самого начала.

Отставной военный врач Джон Ватсон возвращается в Лондон после трехлетней службы в Афганистане по причине ранения, которое непоправимо подкосило его здоровье. Не имея в столице ни друзей, ни родственников, доктор Ватсон пытается наладить новую жизнь, и случайная встреча с бывшим сотоварищем по институту дает ему эту возможность. Он при крайне странных обстоятельствах знакомится с консультирующим детективом и по совместительству высокоактивным социопатом по имени Шерлок Холмс, который предлагает ему разделить арендную плату за квартиру на Бейкер-Стрит под номером 221б. Сюжет, в принципе, от источника мало отличается, и история повествования удивительных приключений ставших со временем верными друзьями мужчин, несмотря на ужаснейший характер Холмса и благодаря ангельскому терпению Ватсона, интересна не только сюжетом самих серий или, как я их называю, частей, но и структурой их построения. Если приглядеться, то можно заметить, что обычно каждая часть несет в себе определенную задачу. Первая всегда связана с людьми, которые обращались за помощью к Мориарти. Исключением стала лишь первая часть третьего сезона, но тут все понятно, ведь обращаться было уже не к кому, правда Магнусен после стал достойной заменой. Вторая является некоей отрывочной от главной линии повествования историей, не связанной ни с злодеем-консультантом, ни с его подельниками. Третья же - апогей драмы, яркий аккорд в довершении этой многочасовой песни, венчается резким поворотом сюжета, таким, что потом долго сидишь с широко открытым ртом. И в каждой части мы находим отдельные кусочки большой мозаики под названием Шерлок Холмс, которые, по идеи, должны складываться в четкую картинку, но пока процесс этот несет лишь разочарования. Именно оно и вызвало у меня эту нотку горечи, о которой я писала выше. Складывается такое впечатление, что на протяжении всех сезонов нас всех просто дурачат, а коронная фраза Ватсона «Я ничего не понимаю» рискует стать девизом зрителей. Серьезно, после конца третьего сезона, имея за плечами уже засмотренные до дыр прошлые части, все равно чувствуешь какое-то непонимание, хотя в тоже время осознаешь, что все ключи к замкам были даны уже давно. Не знаю, одинока ли я в своих ощущениях после просмотра, но в любом случае это досадное для меня обстоятельство не отбивает моих нежных чувств к новому «Шерлоку».

Во избежание всевозможных нападок, хочу сказать, что я садилась смотреть первую серию первого сезона, зная лишь название и общие черты концепции и свято любя советского Шерлока Холмса в исполнении несравненного Василия Ливанова, и моя симпатия к новой британской версии не появилась с первого увиденного мною кадра. Правда, постепенно с развитием сюжета я сама не заметила, как начала оживленно жестикулировать руками и выкрикивать свои версии, которые ни Шерлок, ни Лейстрейд, ни даже миссис Хадсон не хотели слушать, а жаль, я ведь была близка к разгадке. Одним словом, моя любовь к мистеру Холмсу по новому образцу появлялась постепенно, от серии к серии я проникалась к нему глубоким чувством восхищения, несмотря на его мерзкое поведение и желание иногда ему хорошенько врезать, что позже сделали все кому не лень. И вот после нескольких месяцев ожидания я, преисполненная сладостного предвкушения, снова окунулась в атмосферу современного Лондона, не лишенного своего очарования. Как было приятно снова ощутить это чувства - будто старых друзей встречаешь! И как бы не противоречило мое последующее заключение черствости и иногда откровенно бесчеловечности главного героя, именно этим сериал и притягивает, по крайней мере лично меня, своей атмосферой. Дух Лондона можно было пощупать руками на моей кухне, особенно в те моменты, когда просмотр сериала совпадал со временем моего чаепития. Отношение Шерлока к Лондону напоминает мне затянувшийся роман, в котором она постоянно и терпеливо ждет, а он постоянно уходит и возвращается лишь по своим эгоистическим соображениям. Ну разве не чудесно? Настоящая драма на самом видном месте, и никто ее не видел! А ведь именно эти мелкие детали, эти образы, будто невзначай брошенные фразы и создают этот поистине пугающий магнетизм и напряженность. Искрометный юмор, не могу назвать его чисто английским, не просто разбавляет довольно мрачную тематику сериала, он его даже в какой-то мере создает. Эти колкие замечания Шерлока по поводу умственных способностей окружающих, дурачества Мориарти, граничащие с бредом шизофреника, систематическое удивление Джона тому, насколько асоциален его друг - без всего этого уже тяжело представить сериал, да и практически невозможно, а если даже вы попытаетесь, у вас все равно ничего не получится, потому что именно такой разный юмор есть отличительная черта каждого образа. Он есть его неотъемлемая составляющая. Каждый персонаж настолько жив на экране, что, кажется, будто это и не актер, а настоящий, реальный человек, который разрешил сделать из своей жизни киноленту. Герои не просто живут, они еще и чувствуют, и их юмор, такой не похожий друг на друга, есть прямое тому доказательство. Больше скажу, они злятся, раздражаются, радуются, восхищаются, горюют совершенно по-разному. У каждого свой стиль поведения, своя палитра красок, которой они выражают все свои чувства, причем иногда заимствуя краски друг у друга или же беря их у третьих лиц. Все они живые, меняющиеся личности, которым свойственны их личные качества и особенности, как поднятие воротника у Шерлока, складывание рук Молли, будто сейчас ее изобьют с особой жестокостью, специфическая мимика Мориарти, хамские выходки Магнусена и многие другие выступающие на первый план детали. У каждого персонажа есть свой почерк, которым он пишет одну и ту же известную зрителю историю, изредка меняя нажим пера и цвет чернил. И если вы возьметесь почитать эти опусы, то вы обнаружите, что все они будут разительно отличаться друг от друга.

Закономерно из рассуждения представленного выше вытекает несколько видимых невооруженным глазом неоспоримых утверждений о блистательной игре актеров и работе режиссеров. Писать хвалебные оды Бенедикту Камбербэтчу и Мартину Фриману за их актерский талант я могу вечно, поэтому постараюсь не превратить сие скромное сочинение, претендующее на рецензию, в восхваляющие записки. С мистером Камбертбетчем имею честь быть знакомой по фильму «Боевой конь», который является, на мой взгляд, прекраснейшим творением Стивена Спилберга. Его довольно органичный дуэт с Томом Хиддлстоном, пусть, к сожалению, и не долгий, заинтересовал меня после детального просмотра этой картины. Между строк замечу, что мне хотелось бы посмотреть на их работу еще. Надеюсь, мои мольбы услышат небеса и киноиндустрия Британии. В любом случае, по отдельности их игра так же радует глаз. Меня довольно сильно поразило, как Бенедикт сумел вжиться в образ Шерлока, с которым они, по моему мнению, сложившемся после нескольких интервью с этим англичанином, не похожи, за исключением, может, стиля в одежде. Причем, хочу заметить, что несмотря на такой очень смелый шаг, как «очеловечивание» Шерлока в третьем сезоне, никоим образом не сказывается на игре Бенедикта. Образ изменен, это факт, но мистер Камбербетч ничего не добавляет мистеру Холмсу от самого себя - все только новое! А казалось бы как просто выпустить себя из жестких рамок и показать своб истинную натуру как часть души Шерлока, но нет! Даже улыбки и то разные! Господи, мне даже страшно... Будем надеяться, что мистер Камбербетч не показал нам истинного себя в Шерлоке не потому что он продал душу дьяволу за свой талант, а потому что он блистательный актер, профессионализмом которого можно восхищаться вечно, как и игрой Мартина Фримана. Джон Ватсон в его исполнении не менее интересен, чем Шерлок в исполнении Бенедикта Камбербетча. К сожалению, я не была знакома с его творчеством до просмотра «Шерлока», но это не стало для меня препятствием, чтобы продолжать восхищаться его прекрасной игрой. Казалось бы, доктор Вастон персонаж скорее вспомогательный, чем равный главному, но мистер Фриман этот факт с успехом опровергает. Скорее здесь он рассматривается как человек, герой, пусть и не главный, но весьма и весьма значимый, а Шерлок Холмс - как явление, перевернувшее его жизнь. Чем вам не образ маленького человека, который так любили русские классики? На мой взгляд, в этой интерпретации истории о знаменитом детективе это смотрится вполне естественно, ведь как известно, меняются лишь декорации, актеры, жанр пьесы, но суть всегда одна. Мартин Фриман подарил своему персонажу интересный облик, привнес в него новые черты, которые на фоне шикарно прописанного сценария раскрываются особенно ярко. Он не просто олицетворение совести, морали и добродетели в этом тандеме, он есть ее полнейшее воплощение, которое постоянно припадает Шерлоку ценные уроки, для чего, собственно, он борется с преступностью, для чего добивается справедливости и зачем вообще помогает изначально слабейшей стороне, не имеющей никакой возможности противостоять злу самостоятельно. Мартин Фриман очень четко проследил линию характера своего героя и сумел блистательно воплотить ее на экране, за что заслужил мое нескончаемое уважение и восхищение.

Если уж мы назвали сторону Шерлока слабейшей, то какая вы спросите вполне логично сильнейшая? После третьего сезона я догадываюсь, что правит этим балом с охотниками на драконов и принцессами Джим Мориарти и те, кто ради него бросается на амбразуру, чтобы быть растерзанными, как в старых добрых сказках, стороной слабейшей. Хотя иногда складывается впечатление, что не все так уж спокойно и благополучно в королевстве дедукции, но впрочем обо всем по порядку. Джим Мориарти является одним из тех злодеев, к которому я не испытываю особой симпатии и желания оправдать, защитить, накормить и спать уложить, и вообще данный герой мне крайне и крайне неприятен, что говорит лишь об одном - задача показать настоящего психа и мерзавца, для которого человеческая жизнь - пустой звук, выполнена Эндрю Скоттом восхитительно, причем нотка истеричности и детского дразнильства пришлась как раз кстати образу этого злодея. И да, Мориарти по праву заслужил это звание, причем надолго, я думаю. Так же как и в случае с охотником на драконов он имеет особую притягательность, мне не ведомою, увы, но вполне понимаемую мной и объяснимую. Мориарти действительно гений, причем весьма незаурядный, а вполне даже интересный и многогранный. Кстати, о многогранности. Нельзя не заметить, что Мориарти и Холмс довольно сильно похожи, только, ко всеобщему счастью, полярности они занимают разные, тем самым поддерживая баланс во Вселенной. Не зря в момент смерти Шерлока мы встречаемся с Джимом на задворках разума детектива. Значит, образ Мориарти влияет на Холмса, помогает ему, дает ему ценные уроки, к которым Шерлок прислушивается и использует скорее вопреки, чем для, опять же ко всеобщему счастью. Они две стороны одной медали, в каждом из них есть что-то друг от друга, в данном случае Мориарти для Шерлока - чистой воды безумие, некий шум в голове, в котором иногда появляются проблески чистого разума, так как разум для Шерлока - основа всех основ. Это мы и видим в момент его смерти: Молли - воплощение реальности, оплот настоящего мира, чувств и эмоций, которые испытывает Шерлок под давлением окружающих, именно она появляется первой. Затем следует Андерсон. Он есть некий вспомогательный элемент, образ помощи, он помогает Молли, направляет самого Шерлока. И наконец, Майкрофт. Он и есть воплощение чистого разума. Не зря мы встречаем его в «Знаке трех» на возвышение, откуда он задает Шерлоку наводящие вопросы. Он руководит братом, как, видимо, делал это и в детстве, но когда Шерлок понимает, что выполнить указание Майкрофта ему не под силу, он опускается на самое дно, где его и встречает Мориарти, его внутренний демон на цепи, которого он мастерски сдерживает в отличие от реального злодея, он есть то, с чем так борется Джон - бессердечность, высокомерие, беспринципность, иногда жестокость и наконец сумасшествие, которое в случае Шерлока проявляется в неординарности хода мыслей, но здесь, на грани жизни и смерти нет ничего кроме чистых воплощений без всяких инородных примесей, и безумие берет верх. Оно и убивает Шерлока, но, заметьте, процесс работы мозга не прекращается - Мориарти рассуждает, анализирует и вот в его, казалось, бреде появляется проблеск здравого смысла, то, за что натренированный разум Шерлока хватается как за соломинку и вытаскивает его со дна сумасшествия, оставляя привязанного Мориарти в его мягкой комнате, где ему и положено быть. Личность же Мориарти настоящего не менее занимательна для психоаналитиков, чем личность знаменитого сыщика, поэтому мистер Скотт по праву заслужил свою порцию аплодисментов и безмерную любовь своих поклонников, а я просто буду очень ждать его возвращения в четвертом сезоне и не важно, будут это лишь флешбэки или же продолжение киноповествования о приключениях его заклятого врага.

С командой Шерлока мы уже невольно познакомились, а именно с Молли Хупер, Майкрофтом Холмсом и пробегающим мимо Филиппом Андерсонем, но блок Джима Мориарти остался до настоящего времени в тени, но лучше поздно, чем никогда. И перед тем, как мы окончательно остановимся на темной стороне, хочу все-таки выделить прекрасную Лу Брили в роли застенчивой и милой Молли, которая понравилась мне с самой первой серии, а с развитием сюжета ее персонаж и вовсе стал одним из моих любимых. В игре мисс Брили меня восхищает проработанность языка жестов ее персонажа, которому присуща некая топорность, скованность и неуклюжесть, сопровождающие такому типу людей, как Молли. Со временем мы увидим и другую сторону застенчивого патологоанатома, которая может не только отлично дать пощечину, но и проявить стойкость характера, хотя бы в мыслях Шерлока, и нельзя не отметить, что и с этим она справилась блестяще, сохранив общую линию характера своего персонажа. Не менее важный для Шерлока Майкрофт Холмс, старший брат и сторожевой пес, который не дает своему подопечному совершить даже шаг без своего зоркого надзора, также порадовал душу в исполнении Марка Гэтисса, попутно выступившего еще и сценаристом сериала. Лично я считаю, что это всегда крайне интересный ход - создатель сюжета в роли одного из своих «детей», если можно так выразиться, и Марк стал еще одним подтверждением моего мнения.

Теперь же предлагаю немного затемнить режущий глаза свет. Выступающие на стороне Мориарти персонажи полностью соответствуют своему покровителю и раскрываются со всех сторон своих натур. Так уж удачно сложилось, что в команде Джима в разное время принимали участия и мужчина, и женщина, что расширяет возможность наблюдения. Первым ярким членом этого трио является несравненная Ирен Адлер. Эта властная, яркая, умная и поистине невероятная представительница прекрасного пола не оставила равнодушной не только своих многочисленных клиентов, но и самого Шерлока Холмса. Тонкие струны его души, а точнее обугленные нити, что остались на пепелище, что когда-то было его душой, она если не использовала, чтобы сыграть чарующую мелодию, но точно коснулась, заставив их тихонечко завыть, как раненный зверь. Она появилась всего в одном эпизоде, но покорила сердца телезрителей, женщин заставила в какой-то мере завидовать, а мужчин захлебываться слюной. Дамы такого рода как Ирен Адлер в этой интерпретации порочны, хитры, беспринципны и эгоистичны, но они же и притягательны. Они никогда не оставят равнодушными - их можно либо ненавидеть всем сердцем, либо также всем сердцем их любить. Мисс Адлер есть воплощение одновременно и всего самого мерзкого и всего самого прекрасного. Она есть и грязный порок и невинная любовь. Именно этим она и притягивает, именно этим и нравится, именно этим заставляет хотеть быть похожей на себя - в ней борются две натуры, совершенно противоположенные. С одной стороны она - доминантка, властная стерва, готовая пойти по трупам, а с другой - несчастная влюбленная женщина. В начале своего появления она производит впечатление сильной, независимой женщины, не склонной к сантиментам, но в конце мы видим как она слаба, как нуждается она, эта несгибаемая натура, ставящая на колени всех, кто встречается ей на пути, в помощи, как нуждается в защите, как на самом деле она хрупка и слаба, несмотря на свою производящую совсем иное впечатление личину. Как в жизни она пробивается любыми средствами, так она это и делает с Шерлоком Холмсом. Она добивается его любыми известными ей средствами, какими обычно она добивается мужчин, но только один факт она все же не учла, а он важнее всех других - Шерлок не обычный мужчина. Ему чужды все ее обычные способы, которыми она пытается на него воздействовать, как и чужды проявления всевозможных женских уловок. А если говорить проще, то Ирен вообще не нужно было его завоевывать. Он уже был в ее власти, а она этого даже не заметила. Один только отказ от выкупа за телефон и другие предлагаемые в обмен на него услуги - вот что стало решающим фактором, который сформировал отношение Шерлока к Ирен. Этот рычаг давления он счел проявлением не дюжего ума, что как известно привлекает детектива больше всего остального, пусть даже и оголенного. Не зря она является ему во сне, помогая расследовать дело о туристе. Ее острый ум - вот, что привлекло его, даже не видя ее лиц и тела, ему не потребовалось даже личного знакомства, чтобы восхититься ею, а, как мы можем заметить, Шерлока не так уж просто поразить. Другими словами, Ирен есть чувственная часть Шерлока, его секрет, который он бережно хранит и заботиться о нем, хоть и не вспоминает о нем часто, но и забыть его не стремится. Будем надеяться, что когда-нибудь эта тайна навестит его вновь. А пока мы вынуждены мириться с пошлым хамом по имени Чарльз Огастус Магнусен. За создание такого мерзкого персонажа мне хочется одновременно и избить авторов, и в рыданиях броситься им на шеи, обсыпая их лавровыми венками и воспевая их талант! А за такое мастерское исполнение роли одного из самых отвратительных и пошлых шантажистов я готова собственноручно воздвигнуть Ларсу Миккельсену пьедестал! Судя по восторженным отзывам от моих знакомых о сериале «Геннибал», они вместе с братом впитали актерский талант с молоком матери. На самом деле такому блистательному появлению я ни чуть не удивлена. В выборе актеров в «Шерлоке» всегда попадают в точку, хоть и шутить на тему британской коммуналки можно сколько угодно, а факт остается фактом - все появления, будь они на одну или на две серии, всегда запоминающиеся и не побоюсь этого слова шикарные. Ларс Миккельсен не стал исключением несмотря на всю мерзопакостность натуры его персонажа. Как уже вы, должно быть заметили, ни один человек еще не встречался Шерлоку просто так. Все они есть отржаения его натуры, его неотделимые части, которые и делают его настоящим человеком. Казалось бы, а причем тут, собственно, Магнусен? Какова его роль? Ответ находиться на самой поверхности - он является его страхом. Липким, склизким и парализующим тело и разум, что для Шерлока ужаснее всего, страхом. Именно поэтому мистер Холмс так ненавидит его. Насколько мы можем судить из «Собаки Баскервиллей», Шерлок никогда не испытывал страха, и когда это чувство его настигло, оно ему крайне не понравилось. А шантаж есть вещь крайне простая и убогая - найди у человека больное место и дави на него, как можно сильнее. Если в случае с синяком, мы будем испытывать боль, то в случае с шантажом мы будем испытывать страх. Естественно мистер Холмс презирает такую манеру поведения - причинение моральной боли в виде запугивания путем нажатия на так любимые Магнусуном «болевые точки». Даже ум шантажиста не заставляет Шерлока его уважать. Мерзость души настолько затмевает его умственные способности, что даже Шерлок не может принять его как достойного противника, он относится к нему как к падали, которая решила заявить о своих правах, как это обычно делает страх Шерлока. И вполне закономерно, как и собаку Баскревиллей, которая под воздействием на очевидцев сего чудовища газа пугает детектива, Магнусена ждет не самая лучшая участь - ему вышибают мозги, как и бездомному псу. Шерлок просто убивает страх, причем не только свой, но и чужой. Он убивает страх Джона. Нельзя не увидеть здесь параллели с «Этюдом в розовых тонах», где бравый военврач убивает маньяка, чтобы спасти человека, с которым знаком всего без году неделю. В этот же раз Шерлок берет на себя это неблагодарное дело, чтобы защитить человека, с которым Джон собственно и не знаком толком, а именно с Мэри Морстен. Интересно Шерлок все-таки долги отдает, но сейчас не об этом. Сложная получается паутина, ничего не скажешь, но суть у всего этого хитросплетения ясна как день - Джон для Шерлока друг, причем самый настоящий, преданный, как будто со страниц книги сошел, и в тоже время реальный как все те преступления, что они раскрывают, и отношения между ними самые что ни на есть нормальные, что для Шерлока нонсенс. Но как известно, друг моих друзей и мне друг, так и Мэри Морстен, про которую Шерлок узнал все без исключения просто на нее взглянув, она стала ему другом, потому что она дорога Джону. Даже тот факт, что не раз в мыслях Холмса проскакивал эпитет «Лгунья», не смутил его, потому что он доверяет Джону, а значит доверяет и Мэри Морстен. Скажу больше: этот факт и Джона не смутил и раскрыл в нем самое мудрое, что только есть. Да, пусть он не так умен, как и его друг, но он именно мудр. И Мэри Морстен, простите, Ватсон это ценит, и любит обоих своих мужчинах, каждого по-своему.

Вы еще не разрыдались от таких чистых и прекрасных образов дружбы и любви, что предоставили нам для разрыва сердца сценаристы? А представьте себе, что же будет дальше... Впрочем не будем забегать вперед, это вредно для дедукции.

Вот мы и разобрали по полочкам главные образы и взаимоотношения сериала, затронув актерскую составляющую, служившую на благо создания «Шерлока». Теперь же спустимся с небес на землю и поговорим о части практической. Так как мы уже отчасти разобрали по полочкам работу сценаристов и пришли к выводу, что ничего кроме гневных воплей в перемешку с словами восхощения и рыданий им не подходит, перейдем к другим аспектам работы. Для меня лично всегда большое значение имеет работа операторов. Эти ребята творят невероятные вещи, которые составляют половину успеха картины. Не многие обращают внимания на то, какие ракурсы в кадре, выгоден ли свет и прочее, но это особо заметно, когда оператор ошибается. Где-то слишком светло, где-то слишком темно, где-то неудачный план, где-то ракурс странный или такой, что не видно толком ничего - это одни из самых грубых ошибок, которые я подметила в работах операторов за время, что я начала рассматривать фильмы не как развлечение, а как искусство. И могу сказать с точностью, что их вы не увидите в «Шерлоке». Сцены, снимаемые в темноте, хочется выделить в отдельности, так как часто они снято особо грубо и непрофессионально, но эти определения к данной картине отнести никак нельзя. Моментов, снимаемых ночью, в «Шерлоке» не так уж и много, но отмести их вовсе нельзя, так как они часто играют важную роль в повествовании, и сняты изумительно, а именно нет ощущения, что ты оторван этой непроходимой тьмой от героев. Игра со светом в дневное время также радует глаз. Создается впечатление, что все в кадре окутано туманом, который создает некую приятную атмосферу, хоть и построенную на стереотипах. Говоря короче и четче, операторы потрудились на славу, хотя, на первый взгляд, кажется, что ничего особенного они и не сотворили, а это лишь потому что выполнена их работа без ошибок, который если бы они были, выводили бы из себя. Также не могу умолчать о работе монтажа, выполненного с особым профессионализмом, не уступающим операторской работе. Одни только размышления мистера Холмса чего стоят! Правда, при переводе они утратили свою эффектность, но сама идея интересная и необычная, если не сказать новаторская, заинтересовала. Благодаря этому наглядному материалу постепенно понимаешь, что творится в голове этого такого необычного, интересного и загадочного человека как Шерлок Холмс.

Кажется, мы уже прошлись по всем главным и не главным аспектам, которые являются ключевыми при создании этого сериала, распотрошили их, вывернули наружу и остались довольны тем, что обнаружили. Во многих рецензиях именно на «Шерлока» от BBC есть еще один пункт, который никак не могут пропустить критики, а именно сравнение советской экранизации и нового образца, но я не все и хочу сказать, что здесь вы не увидите никаких сравнений, только потому что эти две великолепные картины просто нельзя сравнивать, хотя многие с упорством продолжают это делать. Скажу лишь один довод в пользу того, почему я не хочу и не буду сравнивать этих двух Холмсов - один из них блестящее воплощение каноничного Шерлока Холмса, который будто сошел со страниц книг сэра Артура Конан Дойля, а второй есть интересная вариация на тему, ставшая уже своего рода, повторюсь, феноменом двадцать первого века, не имеющего никакого отношения к тому джентльмену из викторианской эпохи. Простите консерваторы, но каждому времени свои герои, и хочу сказать, что кандидатура нового Шерлока не так уж и плоха, а образ советского Холмса, котором я никогда не перестану восхищаться и которого никогда не перестану любить, навсегда останется классикой, которая, как известно, никогда не выйдет из моды.

В довершение скажу лишь, что у «Шерлока» от BBC, конечно же, есть недостатки, которые с легкостью настроили против себя некоторых людей. Излишняя динамика и нагроможденность в диалогах порой не дают все хорошенько обдумать и дойти до сути, что раздражает жутко, сама не раз сталкивалась с этой проблемой, но со временем она нивелировалась, возможно, мои глаза и мозг уже в равной степени привыкли к быстрой смене картин и логических цепочек. Пресловутое непроизвольное сравнение старого и нового Шерлоков также играет не маловажную роль в построении негативного мнения о сериале. Остальные же минусы, выявленные при просмотре многими критиками, могу отнести лишь к личным предпочтениям и вкусам, так как в остальном к новому Шерлоку у меня лично претензий нет, да и у моих собеседников, высказавших негативное мнение о сериале, собственно, тоже. Одним словом, нового Шерлока Холмса можно считать очень интересным и удачным экспериментом, который породил нам новый образ героя нашего времени - высокоактивного социопата с шикарным вкусом и острым умом. Согласитесь, не самый худший вариант, учитывая вкусы современного общества.

Приветствую, добрый читатель! После долгосрочного перерыва в несколько месяцев, мною было решено начеркать, надеюсь, незаурядную статью, которая составит вам кампанию в последний январский день. Сегодня мне бы хотелось рассказать об одном ярком сериале нашего времени, который уже успел покорить многие сердца под именем протагониста картины Шерлока Холмса.

Телеграфировать

Твитнуть

Приветствую, добрый читатель! После долгосрочного перерыва в несколько месяцев, мною было решено начеркать, надеюсь, незаурядную статью, которая составит вам кампанию в последний январский день. Сегодня мне бы хотелось рассказать об одном ярком сериале нашего времени, который уже успел покорить многие сердца под именем протагониста картины Шерлока Холмса.

Любители зарубежной литературы несомненно сталкивались с именем Артура Конана Дойля , английского писателя, автора цикла произведений об известном частном сыщике и его друге, от имени которого ведется повествование. Не каждому известно, что прототипом доктора Ватсона стал сам писатель, а Холмс был списан с его учителя, известного в свое время хирурга и профессора. Однако, мы все встречались как с новейшими, так и с давними отечественными экранизациями о знаменитом сыщике с Бейкер стрит. По числу киновоплощений Шерлок Холмс даже попал в Книгу рекордов Гиннесса, как самый экранизируемый литературный персонаж.

Множество споров о том, какой образ является оригинальным, идут и по сей день. Каждая страна словно соревновалась даже в таком, казалось бы, нехитром деле, как наиболее удачное создание литературного персонажа. Совершенно ясно, что человек имеет свои идеалы и главное – свое воображение, которое не обязано совпадать с взглядами других. Но соперничество продолжается, а Великобритания, Соединенные Штаты и Россия являются наиболее крупными игроками в этом мировом развлечении. Как я уже сказал, сам автор произведений был англичанином, поэтому британская экранизация заинтересовала меня наиболее всего.

В роли Шерлока Холмса предстает Бенедикт Камбербэтч , кампанию которому составляет Мартин Фримен , исполняющий роль доктора Ватсона. Несмотря на позиции сторонников и противников, и те, и другие признают, что актерская игра главных героев на высоте. Начало картины знакомит нас с отставным военным врачом, привыкающим к гражданской жизни доктором Ватсоном, который сводит концы с концами, пытаясь выжить в Лондоне на армейскую пенсию. Общий знакомый выводит его на сыщика Холмса, который находится в не менее затруднительном, финансовом упадке и ренту на квартиру с которым, ему в последствии предстоит разделять.

Мы привыкли представлять гениального детектива интеллигентным, спокойным и рассудительным, словом, настоящим джентльменом XX века. Однако, сценаристы сериала представляют его в новом образе, который и является его исключительной особенностью. Легендарный сыщик перенесен в XXI век, что допускает вытекающие для века информационных технологий привилегии: Холмс активно использует современные технологии, пишет SMS, пользуется интернетом и ведет блоги «невероятного» содержания, к примеру, о степени растяжимости различных натуральных волокон, который читается «на одном дыхании». Вместо традиционной курительной трубки – антиникотиновый пластырь, вместо классической кепки – стильный шарф. Детали в совокупности должны составить ваше первое впечатление о современном герое произведений.

Интересная подача его метода мышления, который, также, подвергся предмету споров, называемый дедукцией с одной стороны и индукцией с другой. В данной сфере мои знания ограничены, потому не буду горячо свидетельствовать аргументами одной из сторон. Вернемся к методу подачи. SMS, которые отправляет или получает герой, ловко мерцают на экране, информируя зрителя. Так, в серии, которой расследуется дело Ирэн Адлер нам мимолетно показывают переписку Холмса и «доминантки, поставившей на колени нацию». Этот процесс завораживает, учитывая, что Холмс на шаг впереди зрителей и всех людей с нормальным интеллектом.

Но как и у всех литературных героев, у экранизированного Холмса есть заклятый враг, зловещая рука которого, держит все нити преступного мира. Профессор Мориарти , согласно Дойлю, гений криминального мира и «самый блестящий ум Европы, возглавляющий к тому же все силы ада».
На экранах он смешивает черты безумца и гения. Если главный герой, не смотря на всю его дерзость и замкнутость, так или иначе олицетворяет добро, то Джим Мориарти чистое зло во плоти. Он консультирует и благотворит любой преступной деятельности Лондона, Англии и Европы в целом.
Их сюжетная линия сопровождается невероятными поворотами, которые только усиливают тягу к просмотру. Несомненно, это «пара» достойна друг друга.

Говорят, хорошую статью лучше не затягивать. Так и мне следует завершать начатое, подводя скромные итоги. И так, британская экранизация «Шерлок» совершенно определенно достойный кинематографа сериал, который обладает, в большинстве своем, исключительными преимуществами перед соперниками, созданными другими странами. Активность и холодный разум главного героя, притягивают зрителя, а сюжетные повороты только усиливают чувство. Образ частного сыщика XXI века пользуется успехом среди широкой аудитории. Пожалуй, самым значительным минусом сериала является долгосрочность его создания, но плоды утешают, учитывая, что одна серия идет с длиной в полнометражный фильм. На этом я заканчиваю, желаю вам насыщенного февраля и терпения в ожидании новых серий любимых сериалов. До новых встреч!

Обычных людей не бывает. © Doctor Who

Хомяк внезапно вчера посмотрел 3 серии Шерлока Холмса от ВВС. Кукол , это ты, твои авики сделали свое дело! Хотя говорю тебе огромнейшее спасибо, этот сериал меня не разочаровал! Все три серии сразу же посмотрела, очень понравилось. Все-таки кое-что у Моффыча получается) Некоторые моменты, конечно, не слишком, но общая картина - ыыы))
Сюжет.
Три разные истории, в которых один злодей. Особенно мне понравилась третья серия. Эта игра на время очень заинтересовала меня, чувствовалось напряжение, когда Шерлок все-таки разгадывал загадку, и человек все же оставался жив, я вздыхала с облегчением. Вообще, интересный сюжет, но только вот в первой серии меня разочаровало то, что говорил таксист. Я уже думала, там будет сложный диалог, много чувств, а там было это... Я как-то рассчитывала на большее.
Еще очень нравится присутствие юмора в сериале. Над некоторыми шутками смеялась в голос, остроумно)
И вообще идея перенести Шерлока в наше время мне очень понравилась. Странно, но смотрится очень органично, привлекает внимание.
Герои
Неожиданно, но мне нравится Ватсон, чисто как человек, получился он настоящим. Нравится больше Шерлока. Хотя Шерлок персонаж неоднозначный, его гениальный ум, тяга к загадкам, конечно же, восхищают, да еще как, но вот как он иногда просто забывает о людях (например о Джоне в первой серии) напрягает. Кстати, вот не знаю чего, но слеша для меня здесь нет. Может, потому что я совершенно не могу представить их как пару)
Кстати, Мориарти мне до жути напомнил Мастера, по характеру. Такой же интриган, псих, но умный псих, который любит держать все под контролем. Но Мастер лучше, нямням
Актеры
Беня (ну не могу я запомнить его имя и фамилию!) ух, он играет на все сто. Вот я смотрю на него, и верю, такой живой, в нем прямо-таки видна любовь к расследованиям. Очень понравился мне этот актер, и вот внешность у него очень интересная, притягивающая и отталкивающая одновременно. И Фриман мне нравится, у меня такое чувство, что этот человек мне много раз встречался на улице, смотрю на него и тоже верю.
Оформление
Музыка это вообще, я заслушивалась! И заставка очень красивая, и виды Лондона Единственное, что меня подбешивало, это слова/значки/цифры на экране. Я еще понимаю, когда Шерлок заходил в телефон, печатал смс-ки или читал, тут же по-другому не покажешь. Но вот когда он просто видел их в книге, или думал - слегка бесило.

Но вот в целом, мне понравилось, хотелось бы посмотреть дальше) Когда там будет второй сезон, мм?)) И может ли кто-нибудь дать ссыль на сообщество по ШХ от ВВС, чтобы ознакомиться с фандомом?)

«Я высокоактивный социопат! Пора уже выучить термины», - сообщает обаятельный Бенедикт Камбербэтч-Холмс Мартину Фримену-Ватсону в известной экранизации. И он не один такой. Благородный маньяк Декстер и циничный гений доктор Хаус, «менталист» Патрик Джейн и детектив Сага Норен из «Моста» - симпатичные, но специфичные. Они социопаты. И это не плохо - убеждает читателя некая М. Томас. Ей 30 лет, она дипломированный юрист и у нее диссоциальное расстройство личности (то есть социопатия). В своей книге «Исповедь социопата» она рассказывает, что таких людей в мире больше, чем может показаться. Многие из них богаты, знамениты и занимают высокие посты. «Исповедь социопата» выйдет в начале августа в издательстве «Азбука». «Лента.ру» публикует отрывок из книги.

Если бы моя жизнь была телевизионным шоу, начать его следовало бы так. Теплый летний день где-то на юге Штатов. На поверхности бассейна сверкающая в лучах солнца рябь. С тихим шорохом открывается раздвижная дверь дома. На крыльцо выходит молодая женщина во вьетнамках и черном спортивном купальнике. Темные волосы распущены по мускулистым плечам профессиональной пловчихи. Кожа покрыта темно-золотистым загаром - героиня шоу летом подрабатывает спасателем на местном муниципальном пляже. Женщину нельзя назвать ни красивой, ни безобразной; в ней нет ничего выдающегося, бросающегося в глаза. Выглядит она как обычная спортсменка; в ее движениях сквозит мальчишеская неуклюжесть. Похоже, женщина совершенно равнодушна к своему телу, ее не волнует, красиво оно или безобразно. Быть полуголой она давно привыкла, как большинство спортсменов.

Сегодня она ждет ученика на урок плавания. Она небрежно бросает на пляжный стул полотенце, стряхивает с ног вьетнамки, словно они никогда больше ей не понадобятся, и только после этого замечает, что в бассейне что-то движется.

Это что-то очень маленькое, и женщина понимает, чтó это, только подойдя к краю бассейна. В воде отчаянно барахтается детеныш опоссума едва ли недели от роду. Крошечные розовые лапки бьют по воде. Зверек изо всех сил старается держать над поверхностью микроскопический розовый носик. Должно быть, бедняжка упал в бассейн ночью. Опоссум еще слишком мал и не может выпрыгнуть на край бассейна. Тельце детеныша дрожит от усталости. Глазки подернуты пеленой неимоверного утомления. Еще немного, и зверек сдастся и пойдет ко дну.
Быстрым движением женщина снова надевает вьетнамки и на мгновение задумывается. Потом решительно берет сачок и направляется к бассейну. Камера крупным планом показывает, как сачок опускается вниз и накрывает маленького опоссума, придавив ему задние лапки. Быстрым, почти неуловимым движением женщина тянет зверька под воду. Над водой остается только его голова. Животное неистово бьется, издавая жалобные, плачущие звуки. Новая опасность придает ему сил, оно вырывается из-под сачка, выныривает на поверхность, успевает глотнуть живительного воздуха, но сачок снова неумолимо тянет его ко дну. Однако круг сачка погружен в воду не полностью, и зверек вырывается из западни.

Женщина вздыхает и поднимает сачок. На долю секунды детеныш опоссума чувствует облегчение, но затем снова принимается отчаянно молотить по воде крошечными лапками. Женщина бросает сачок на землю, берет со стула полотенце и идет в дом. Берет телефонную трубку, звонит ученику и отменяет занятие, сославшись на неполадки с бассейном. Достав из ящика стола ключи, выходит из дома и бежит к мощной машине, которую водит с 16 лет. Восьмицилиндровый двигатель, чихнув, с ревом оживает. Женщина включает заднюю передачу и, не очень заботясь о стоящих рядом автомобилях, уезжает, - ей неожиданно выпал выходной день, надо провести его с толком.

Кадр: сериал «Настоящий детектив»

В сумерках женщина возвращается, подходит к бассейну и видит на дне маленькую темную тень. Взяв в руки тот же сачок, она ловко поддевает мертвое тельце и перебрасывает его через забор, на участок соседа. Бросив в бассейн таблетку антисептика, уходит в дом. Камера показывает невозмутимую гладь воды в бассейне. Ряби больше нет. Затемнение.

Я - социопат. В результате хитросплетения особенностей генетики и воспитания я страдаю «диссоциальным расстройством личности» (в просторечии «социопатией»), которое в Руководстве по диагностике и статистике психиатрических расстройств описывается как «устойчивое поведение, характеризующееся пренебрежением к правам других людей и нарушением этих прав». Ключевые симптомы, позволяющие установить диагноз, - неспособность к раскаянию и соблюдению социальных норм в совокупности со склонностью к обману. Я сама предпочитаю определять социопатию как сумму черт, сформировавших мою личность, но не определяющую меня целиком. Я свободна от запутанных и иррациональных эмоций, умею строить стратегические планы, умна, уверена в себе и очаровательна. При этом я стараюсь заметить, когда другие люди испытывают эмоции или сконфужены, и отреагировать так, как принято в обществе.

Термины психопатия и социопатия имеют одинаковое клиническое происхождение и часто употребляются как синонимы, хотя некоторые специалисты различают их на основании генетических факторов, отношения к агрессии и других проявлений. Я предпочитаю называть себя социопатом, так как корень «психо» вызывает негативные ассоциации. Я действительно страдаю определенным психическим расстройством, но я отнюдь не сумасшедшая.

Генетические факторы я могу проследить до биологического деда, который был, как рассказывают, исключительно холодным и черствым человеком. Его покрытое шрамами лицо красноречиво свидетельствовало об импульсивности, склонности к риску и насилию. Ученый, конструктор ракет, он всю жизнь воображал себя ковбоем. Все унаследованные им сбережения он вбухал в ранчо, которое довел до полного развала, а затем продал, чтобы уплатить налоги. Он не хотел жениться на бабушке, но она забеременела; он был вынужден вступить в брак, но сбежал через несколько месяцев после рождения отца. Дед добровольно отказался от родительских прав и никогда в жизни не встречался с родным сыном. Я ничего не знаю о родителях деда, но мне думается, что яблоко от яблоньки недалеко падает.

Кадр: фильм «Сияние»

Воспитание способствовало развитию патологических черт и у меня, хотя не совсем так, как показывают в документальных фильмах о социопатах. В детстве со мной очень хорошо обращались. Я не стала убийцей или уголовницей. Я ни разу не сидела в тюрьме, предпочитая камере увитую плющом беседку. Я дипломированный юрист и преподаватель права, типичный молодой ученый, регулярно печатающий статьи в специальных журналах. Я жертвую на благотворительность десять процентов доходов и бесплатно преподаю в воскресной школе. У меня прекрасные отношения с родственниками и друзьями, я очень люблю их, а они меня.

Вы не узнали себя в этом описании? Может быть, вы тоже социопат? Недавние исследования показали: социопаты составляют от 1 до 4 процентов населения. Получается, что таков каждый 25-й из нас. Оказывается, социопатов больше, чем людей, страдающих анорексией или аутизмом. Вы не серийный убийца? Никогда не сидели в тюрьме? Не обольщайтесь - то же самое касается подавляющего большинства из нас. Возможно, вы удивитесь, узнав: то, что вы не преступник, отнюдь не избавляет вас от диагноза «диссоциальное расстройство личности». Лишь 20 процентов из сидящих в тюрьмах мужчин и женщин - социопаты, хотя, вероятно, именно мы ответственны за половину серьезных преступлений. Кроме того, социопаты в большинстве своем не сидят в тюрьмах. Огромное (и молчаливое) большинство их живет на свободе, тихо и незаметно; они работают, женятся, выходят замуж, рожают детей и добиваются значительных успехов в обществе, которое считает их чудовищами.

Так кто же такие социопаты? Имя нам легион, и мы очень разнообразны. По крайней мере, один похож на меня. Может, другой - на вас?

У вас множество друзей, в вас влюбляются, вами восхищаются? Это ничего не значит. Напротив, несмотря на дурную репутацию, мы, социопаты, отличаемся неотразимым, хотя и поверхностным обаянием. В нашем мире, населенном главным образом угрюмыми, заурядными ничтожествами, кусающими друг друга как крысы и суетливо рвущимися к кормушкам, мы очень выгодно выделяемся, и люди стремятся к нам, как мотыльки на огонь свечи.

Если бы нам довелось встретиться, я бы вам понравилась. Я совершенно в этом уверена, так как знакома с достаточным количеством людей, подпадающих под мои чары. Моя улыбка - словно у звезды телешоу: я улыбаюсь, демонстрируя (большая редкость!) сияющие зубы, и притягиваю, а не отталкиваю внимание. Я та девушка, которую вы с радостью привели бы на свадьбу своей бывшей жены. Радость, приятное возбуждение от великолепного сопровождения - жена вашего босса была бы в восторге от столь милого создания. Ваши родители были бы очень рады, увидев в своем доме такую умную и успешную девушку, как я.

Вы очень высокого мнения о самом себе? Я, например, высоко себя ценю. Эго социопатов - это давно известно - всегда в теле, как женщины на полотнах Рубенса. Я просто излучаю уверенность в себе, и ее уровень не соответствует моему состоянию и общественному положению. Я не отличаюсь высоким ростом, но у меня широкие плечи и квадратный подбородок. Друзья часто отмечают мою твердость и самоуверенность. Однако я одинаково хорошо чувствую себя и в летнем платье, и в ковбойских сапогах.

Кадр: сериал «Доктор Хаус»

Возможно, самый заметный признак моей уверенности в себе - способность выдерживать чужой взгляд. Некоторые считают, что у меня «взгляд хищника»; думается, он свойственен большинству социопатов. Умение не отводить глаза многим представляется признаком враждебности. Например, посетителям зоопарка не советуют смотреть в глаза гориллам, так как для них такой взгляд - сигнал к атаке. Видимо, так же думает и большинство людей, ибо в противном случае состязание взглядов не было бы столь вызывающе трудным. Мы, социопаты, не таковы. Нас нисколько не смущает чужой взгляд. То, что мы не склонны вежливо отводить глаза в сторону, воспринимается как признак самоуверенности, агрессии, соблазна или хищничества. Некоторых эта наша способность выводит из равновесия; но часто она же воспринимается и как признак страстной влюбленности.

Не приходилось ли вам убеждаться, что ваше очарование и уверенность в себе заставляют людей делать для вас то, чего они никогда не сделали бы для другого, менее уверенного в себе человека? Некоторые называют это манипулированием, я же считаю, что обладаю умением распорядиться тем, что дал мне Бог. Само слово манипуляция кажется мне отвратительным. Люди употребляют его, чтобы избежать ответственности за свой собственный выбор. Если человек не жалеет о своем решении, не означает ли это, что никто им не манипулировал?

Множество людей считают, что манипуляция - та область, где черты социопата выглядят наиболее отталкивающими, но я не понимаю почему. Это не манипуляция, а всего лишь равноценный обмен. Люди всегда чего-нибудь хотят - доставить вам удовольствие, быть нужными и востребованными, считаться хорошими, и манипуляция - быстрый, пусть и грязный, способ дать им то, чего они хотят. Можно, конечно, считать, что их соблазняют. Один мой друг-социопат приводит следующий пример. Допустим, кто-то хочет продать машину за пять тысяч долларов, а другой хочет купить такую же машину за десять тысяч. Мне известно, что эти два человека незнакомы. Я покупаю машину за пять тысяч, продаю ее за десять и навариваю пять штук баксов. На Уолл-стрит и в других подобных местах это называется покупкой и продажей ценных бумаг, этим занимаются изо дня в день, и никто не считает это предосудительным. Все получили что хотели, и все будут счастливы, если не узнают больше того, что необходимо. Я воспользовалась чужой неосведомленностью, к удовольствию продавца и покупателя и к своей выгоде.

В самом деле, я считаю, что люди, имеющие дело с социопатами, часто получают больше, чем при общении с «нормальными» людьми. Социопаты - та смазка, благодаря которой вращаются шестеренки мира. Мы исполняем мечты или хотя бы делаем вид, что исполняем. Иногда только мы во всем мире проявляем величайшее внимание к нуждам и потребностям других, при этом умело маскируя истинные причины своего внимания. Мы внимательно присматриваемся к намеченной жертве и стараемся стать воплощением того, в чем она нуждается, - хорошим работником, боссом или любовницей. Отнюдь не всегда наша маска скрывает злые умыслы или темные намерения. Наша жертва, как правило, превосходно себя чувствует в процессе обмена, и обычно все проходит гладко и заканчивается к обоюдному удовлетворению. Конечно, любой наш поступок имеет свою цену: мы никогда ничего не делаем бесплатно, мы всегда хотим что-то получить взамен - деньги, власть или просто удовольствие от чужого восхищения, но это не значит, что наши партнеры не получают ничего. Возможно, вам покажется, что это слишком дорого, но если вы заключаете сделку с дьяволом, значит, ни один ангел не предложил вам более выгодных условий.

Как у вас с моралью? Не находите ли вы, что значительно проще судить себя и других по стандарту «выживают самые приспособленные»? Люди порой упрекают нас, что мы не умеем сожалеть и раскаиваться, и полагают, что это плохо. Почему-то считается, будто способность испытывать чувство вины - неотъемлемый признак хорошего человека. Но мне думается, что в мире не существует универсальной и тем более «объективной» морали. Богословы и философы тысячи лет ломали копья в спорах, но так и не пришли к однозначному выводу, что это такое и каковы признаки и мера высокой нравственности. С моей точки зрения, трудно поверить в нечто столь эластичное и изменчивое, к тому же оправдывающее такие ужасы, как убийства по зову чести, «справедливые» войны и смертная казнь. Подобно большинству людей, я религиозна, и именно вера нравственно направляет мою жизнь, придает мне уверенности, помогает избегать тюрьмы и оставаться незаметной в толпе. Но суть морали всегда от меня ускользала и ускользает до сих пор.

У меня прагматичный взгляд. Я подчиняюсь требованиям морали, когда мне выгодно, а в иных случаях поступаю так, как нужно мне, не затрудняясь поиском самооправданий.
(…)
Приходилось ли вам, к ужасу окружающих, молниеносно принимать важные решения? Социопаты славятся спонтанностью поведения. Я, например, просто не знаю покоя; мне трудно надолго сосредоточиться на чем-то одном, я редко удерживаюсь на одной работе больше нескольких лет. Социопатам как воздух нужны внешние стимулы, без них мы начинаем скучать и поступаем необдуманно. Темная сторона нашей импульсивности состоит в том, что мы фиксируем внимание на чем-то одном, отвлекаясь от всего остального, и теряем способность прислушиваться к доводам разума. Но если большинство, поддаваясь моменту, теряет голову, я делаю то же с холодным сердцем.

Кадр: сериал «Декстер»

Я никогда никого не убивала, хотя часто хотелось, но тут я едва ли отличаюсь от остальных. Мне редко хотелось убить кого-то из близких; чаще такое желание возникало в отношении случайных людей, почему-либо вызвавших раздражение. Однажды, когда я была в Вашингтоне на конференции правоведов, рабочий в метро попытался пристыдить меня за то, что я попыталась войти на закрытый эскалатор. Он спросил меня по-английски с сильным иностранным акцентом: «Вы что, не видите желтый барьер?»

Я: Желтый барьер?

ОН: Да! Я только что поставил барьер, и, значит, проход на эскалатор закрыт!

Я смотрю на него без какого-либо выражения.

ОН: Это нарушение! Разве вы не знаете, что входить на закрытый эскалатор нельзя? Вы же нарушаете закон!

Я остаюсь бесстрастной.

ОН: (явно озадаченный отсутствием реакции с моей стороны): Ну хорошо, в следующий раз не нарушайте, ладно?

Нет, не ладно! Совершив нечто ужасное, люди часто потом объясняют, что «сорвались». Мне очень хорошо знакомо это ощущение. В тот раз я стояла, дожидаясь, когда волна ярости захлестнет часть мозга, ответственную за решения. Когда момент настал, я преисполнилась ледяного спокойствия и целеустремленности. Прищурив глаза и сжав зубы, я пошла за рабочим. В крови бушевал адреналин. Во рту пересохло, появился металлический привкус. Усилием воли я заставила себя внимательно следить за всем, что происходит вокруг, стараясь предугадать, как поведет себя толпа. До этого я не бывала в Вашингтоне и редко ездила в метро. Час пик еще не наступил. Я рассчитывала, что он в одиночку зайдет в какой-нибудь пустынный проход или незапертое помещение и там я застану его одного. Я была полностью сосредоточена на том, что сделаю потом. В воображении мои пальцы смыкались на его горле и жизнь постепенно покидала его. Вот проявление высшей справедливости, казалось мне.

Теперь и подумать об этом странно. Я вешу 60 килограммов, а в нем было не меньше 75. Как у всех музыкантов, у меня сильные руки, но настолько ли, чтобы задушить крупного мужчину? Легко ли лишить человека жизни? Когда однажды дошло до дела, я не смогла даже утопить детеныша опоссума. Я находилась под властью иллюзии собственной силы, но в конце концов ничего не произошло - рабочего я потеряла в толпе. Ярость улеглась так же быстро, как и возникла.

Я часто спрашиваю себя, что бы случилось, если бы я не упустила его из виду. Я уверена, что не смогла бы его убить, но почти наверняка знаю, что напала бы. Стал бы он сопротивляться? Получила бы я травму? Вмешалась бы в дело полиция? Смогла бы я что-нибудь сказать или сделать, чтобы выпутаться из неприятного положения? Я часто задумываюсь об этом и многих других подобных случаях и понимаю, что в один прекрасный день могу влипнуть в очень некрасивую историю. Как реагировать? Смогу ли я симулировать раскаяние? Или меня тотчас разоблачат?

Перевод с английского А. Анваера