Я знаю кем мне стать. Как выбрать профессию, если не знаешь чего хочешь

Как определиться с профессией, если ни одна из них не привлекает? Вопрос, конечно, нужно было задать себе намного раньше, а не в 34 года, но я с детства не знаю, кем хочу быть. Словно застряла в 17-летнем возрасте, когда все выбирали дорогу, по которой им идти, а я так и не смогла определиться. Проходила разные тесты, пыталась вспомнить, во что любила играть, за что меня хвалили, что делала лучше других, но от этих размышлений стало только тошно. Выяснилось, что особых талантов у меня нет, увлечений тоже, а детство прошло в больнице (у меня проблемы с ногами). Гоняюсь за профессией как за миражом. Как только кажется, что определилась, проходит время и понимаю, что это снова не то. В данный момент работаю в торговле, но на работу хожу как на каторгу. Я пыталась представить себя через 5, 10, 15 лет, но определиться все равно не получается. Чувствую, что жизнь стоит на месте.

Елена, 34 года

Так бывает, что люди, получив одну профессию и даже проработав в ней некоторое время, получают еще одно образование и «находят себя» в новой области. Возраст - не помеха. Наоборот, ваш опыт, даже если вы и сейчас не знаете, чего именно хотите, подсказывает, чего вы не хотите и что вам точно не интересно.

Что именно оказывается самым трудным в вашей нынешней работе? Само ее содержание? Необходимость все время быть на ногах (вы указывали на какие-то проблемы, связанные с ногами)? Необходимость общаться с большим количеством людей? Отвечайте на самые простые вопросы, когда думаете о возможной работе. Не ограничивайте себя тем, что вы чего-то не знаете или не умеете. Должна ли работа быть связана с общением с людьми (клиентами, учениками, потребителями тех услуг, которые вы могли бы предоставлять) или вы предпочли бы большую изоляцию? Хотели бы вам работать в большом коллективе или нет? Представьте себе несколько «картинок» идеального рабочего места. На что это похоже?

Что вы запретили себе когда-то в юности? Возможно, какой-то ваш смелый выбор не поддержали родители в 17 лет? Может быть, ваш интерес где-то там и остался? Может быть, вы хоть немного мечтали о таких профессиях, о которых и заикаться не стоило в вашей семье, ибо такие занятия считались чем-то недостойным? Ничем не ограничивайте свою фантазию. Уже общие ответы и «рисование картинок» в воображении дадут подсказки, куда вы можете направить свой интерес.

Не заглядывайте в будущее - что там будет через 5,10,15 лет. Ведь проблема самореализации стоит прямо сегодня. Вы жалуетесь на отсутствие реализации только в профессиональной жизни и не проясняете, довольны ли реализацией себя и тем, как разворачивается жизнь в других значимых областях. Возможно, такой отчаянный профессиональный поиск себя связан с тем, что вы не очень довольны своей жизнью и в других сферах? Насколько вам удается устанавливать отношения и удерживать интерес к людям? Возможно, поиск профессии - не самостоятельная проблема, а только ее часть?

Здравствуйте. Меня зовут Настя. Мне 19.

Есть молодой человек, с которым встречаюсь 3 года. Про него я расскажу чуть позже. Так тоже далеко не все гладко. В общем в школе я не знала, кем мне пойти учиться. И я решила стать косметологом. Да мне нравятся всякие масочки, уход... Но для этого нужно поступать в медицинский. Я поступила и вот почти отучилась год. Вы, как психологи, должны были слышать об учебе на лечебке. То есть это просто ад и все. Я хотела учиться в любом университете, кроме первого меда. Но родители захотели для ребёнка самого лучшего. В общем, да, я здесь.

Я как бы и люблю учиться и ответственная, но здесь такая нагрузка, что даже я не могу это выдержать. У меня выгорание. Я больше не хочу здесь учиться. Я не хочу тратить 10 лет жизни только на учебке (6 на общего и 4 аспирантура + курсы...) И вот я хочу уйти, но не знаю, куда. Я не знаю, чего я хочу. Мой молодой человек говорит пойти в тех вуз, потому что у меня многое получается. Да, у меня баллы лучше, чем у остальных по математике и информатике здесь, но не с медицинской стороны, я думаю, что не справлюсь. Я думаю о чём-то, что имеет общее между медициной и технологией, исчислениями, потому что медициной я прониклась. Но как же цель с косметологией? И да, я планировала уехать заграницу учиться, но потом поняла, что раз я здесь не могу выучиться, то на другом языке я тем более ничего не смогу.

Проблема ещё в финансах. Я учусь по целевому. Если сдавать ЕГЭ, то и за курсы придётся платить. Да и за полгода я не успею подготовиться. А может я вообще не хочу в тех. Я опустошена. Где вообще я? Почему у всех все хорошо, а я, как белая ворона. Кто я? Я не знаю. Я не знаю, чего хочу. Думаю даже пойти на курсы и делать реснички, чтоб как-то подзаработать летом, потому что не летом не могу, учеба занимает и день и ночь. Я надеюсь, вы мне сможете помочь, потому что я только сейчас осознала своё состояние и оно меня очень пугает. Внутри будто пустота...

Пожалуйста, помогите разобраться себе.

Настасьюшка

Светлана Дьяченко

Администратор , Россия

Настасьюшка, Настя, здравствуйте!
Расскажите, пожалуйста, о своих увлечениях и интересах.
К чему Вы чувствуете у себя способности?
Какой результат общения с психологом был бы Вам полезен?

Я даже сама не знаю, что мне нравится
Я люблю путешествовать, нравится изучать язык. Но я не очень хороша в гуманитарных предметах, но я люблю читать. Так же меня интересует интерьер, но я не умею рисовать. Так же нравится фотографировать, но не уверена, что смогла бы заниматься этим на постоянной основе. Так же я люблю пунктуальность и точность, так что не против чего-то в этой сфере. Но разбор всяких офисных бумажек/точно не мое.

Предполагаю, что не смогу работать на однообразной работе. Как Вы поняли, мне нравится ухаживать за собой. Нравится разбираться во всяких кремах, масочках... Я достаточно стеснительна и даже боюсь разговаривать по телефону, но это исправимо, я знаю. До ЕГЭ занималась танцами около 5 лет, но никогда особо не выбивалась в состав лучших. Раньше думала о поступлении на генную инженерию, но в России с этим плохо. Может я бы рогов б на аппаратную косметологию, но там, вроде, тоже нужно мед образование. Я не знаю, если ли за границей какие-то места для обучения именно косметологии. Потому что я считаю, что это не так важно копаться во внутренностях людей, чтобы делать Ботокс.

И да, меня не пугает расчлененка и кровь, и все такое. Анатомию проходим на влажных препаратах. Я думаю о том, что хочу учиться где-то, где я могла тратить время ещё на свою жизнь. В медицинском же я пропущу всю молодость там. Да и про детей не хочу забывать. Я знаю, что сейчас есть много людей, которые занимаются чём-то на дому, делают свой бизнес и получают не малые деньги. Да, может и я хочу все и сразу и ничего не делать. Но я понимаю, что не все так просто. Может бы и родители меня бы поддержали (хотя без образования вряд ли), но я просто не могу найти себя. Мне кажется, что все чем-то интересуются и знаю, чего они хотят, а я нет. И обидно, что я трачу много времени на это. На этом фоне мне кажется, что я начинаю стареть. Хотя мне только 19!!! И я это осознаю, но там внутри скребёт. Я до сих пор говорю, что мне 17. Я знаю, что многие взрослые посчитают, что я совсем поехала и все хотели бы вернуть мои годы, но простите, я ничего не могу поделать. Кстати, мой молодой человек тоже иногда говорит об этом. И может если Вы мне сможете помочь, то я бы смогла и его как-то подбодрить.

Светлана Дьяченко, ну, я думаю, что по телефону не очень хорошая идея, потому что я пока не очень комфортно себя чувствую, а вживую нет времени. Так что может остаться здесь, если Вам не сложно.

Настасьюшка

Печально, что столько написала
А ответа так и не дождалась

Настасьюшка

Светлана Дьяченко

Администратор , Россия

Настасьюшка, психологи отвечают по мере возможности, в свободное от основной работы время.

Здравствуйте, Анастасия!
При прочтении Ваших сообщений у меня сложилось полное понимание, что Вы хотите работать в косметологии. Если исходить методом "от противного", то косметология - это единственное, что не просто для Вас приемлемо, но даже и нравится.
Зачем Вам аспирантура? В аспирантуру идут те, кто хочет работать преподавателем в ВУЗе, либо те, кто хочет заниматься научными исследованиями и т. п. Поэтому, чтобы получить именно медицинское образование, Вам необходимо 6 лет, 1 год вы уже, как я понял отучились.
Какие-то курсы по косметологии Вы можете проходить параллельно с учебой, поэтому срок 10 лет сокращается вдвое - 5 лет.
Поскольку Вы хотите связать свою жизнь с косметологией, то и к учебе можно относиться как помощнице Вам в этом деле. Учеба Вам даст компетенции в нужных Вам вещах, Вы получите нужные знакомства с учеными людьми в Вашем городе и т. п.
Вы не обязаны заканчивать ВУЗ на отлично. Человек должен учиться тому, что ему нравится, можно обучаться в Вашем Вузе в нужном для Вас ракурсе.
Конечно, если Вы не сможете изменить Ваше отношение к учебе, то 5 лет насиловать себя не стОит.
Но бросать и поступать заново куда-то - это терять 1 год. И не факт, что в другом месте пойдет.
Как смотрите на то, чтобы пересмотреть свое отношение к нынешней учебе и учиться тому, чему вы хотите (брать интересные вам курсовые, связанные с косметологией, кожей и т. п.)?

Для молодых людей, только что закончивших школу, вопрос выбора специальности по душе - решающий. Какой области посвятить следующие 5 лет учебы? Задача родителей и педагогов - поддержать подростка в выборе подходящей сферы деятельности, разобраться в своем внутреннем мире, понять, к чему у него есть способности.

К поступлению в учебные заведения дети готовятся не только в последний год школьного обучения. Это долгий и планомерный процесс, в результате которого школьник приходит к важному решению о своей будущей профессии.

После выпускного класса подростки сталкиваются со сложным выбором будущей профессии; задача родителей в этом случае - не настаивать на поступлении в тот или иной институт, а прислушаться к желаниям ребенка

В каком возрасте нужно начинать задумываться о профессии?

Часто родители с раннего возраста отдают своих детей в разные кружки. Это правильно, нужно давать малышу попробовать себя в различных сферах. Только методом проб и ошибок можно сделать выбор и определить, что ему интересно, с чем захочется связать свою будущую профессию.

Чем шире кругозор ребенка, чем больше интересных дел он попробует, тем проще для него будет выбрать будущую специальность. Однако перегибать палку тоже не стоит. Нельзя заставлять ребенка заниматься музыкой или танцами, перегружая малыша. Есть родители, которые через своих детей реализуют свои несбывшиеся мечты и планы стать художником, музыкантом или геологом. Итогом будет только стойкое неприятие и протест, если не сейчас, то спустя годы.

Осознанные размышления на тему будущей специальности посещают школьников примерно с 7-8 класса. С этого возраста можно начинать изучать информацию о разных профессиях, возможно, знакомиться с ними на практике или во время наблюдения за профессионалами.

Главные правила выбора будущей профессии

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Есть три важных аспекта в выборе будущей специальности, которые нужно учитывать подросткам и обсуждать с родителями, делая выбор:

  • личностные особенности, интересы, склонности ребенка, его способности и хобби;
  • физическое развитие, состояние его здоровья, ограничения;
  • востребованность специальности на рынке труда не только на сегодняшний момент, но и в то время, когда он закончит обучение в вузе.

Учет желаний и возможностей ребенка

В будущей специальности человек должен максимально раскрыть свои способности и таланты. Получать удовольствие от работы можно только тогда, когда делаешь то, что любишь и умеешь. Ходить на работу без желания, и считать минуты до окончания рабочего дня - едва ли радужная перспектива для человека. Только искренняя заинтересованность в деле и ощутимые результаты работы помогут стать профессионалом.

Пусть школьник отталкивается от того, что ему нравится, от предмета, по которому у него лучше успеваемость. Возможно, ему нравятся иностранные языки или литература, это и должно стать отправной точкой при выборе.

Нельзя заставлять подростка

Ребенок – продолжение своих родителей, но он другой человек, со своими талантами и интересами, поэтому необходимо предоставить право выбора ему. Только в случае сомнений в выборе профессии, стоит вместе с ним оценить «за» и «против», помочь разобраться в себе.

Если сейчас он пойдет учиться на специальность, которая не по душе и даже получит диплом, вряд ли ему будет интересна работа. Впоследствии он либо сменит ее, либо будет заниматься нелюбимым делом и останется не реализовавшимся в профессиональной сфере.

Разграничение реальности и мечты

Часто на наше представление о той или иной профессии накладывает отпечаток конкретный человек, фильм, рассказы других людей.

Для того чтобы увидеть специальность «изнутри», надо поработать в выбранной сфере или пообщаться с теми, кто вращается в ней каждый день.

Сказка о прекрасной жизни киноактеров разбивается о понимание, что это тяжелый, порой непосильный труд. Немногие могут задержаться на долгое время в этой профессии, и прославить свое имя. Как правило, многие так и остаются на второстепенных ролях. Чем больше ребенок узнает об изнанке профессии, тем легче ему разобраться в себе и своих желаниях.

Как родителям помочь ребенку с выбором будущей профессии?

Родители могут направить, дать подростку информацию о профессии, посоветовать, но ни в коем случае не решать авторитарно, чем будет заниматься их ребенок в будущем. Желательно обсудить с ним непонятные моменты, развеять страхи и переживания.

Стоит оценить рынок труда и востребованность разных специальностей, чтобы получать не только радость от работы, но и материальное вознаграждение. Объяснить подростку, что выбор специальности – это не выбор сейчас и на всю жизнь, его можно поменять со временем, но сейчас надо выбрать правильное направление.

Составление списка подходящих специальностей

Необходимо сузить круг профессий, исходя из способностей, интересов и физического развития. Кому-то легко дается математика, а кому-то география - от этого и нужно отталкиваться. Оцените возможности обучения определенной профессии в нескольких вузах, стоимость обучения, его срок, изучаемые дисциплины и квалификацию преподавателей. Рассмотрите смежные специальности в данном направлении.


Идеально, если родители замечают желание и способности ребенка к определенному предмету еще в средних классах, таким детям будет легче определиться с выбором будущей профессии Получение информации о специальностях

Если выбор специальности сделан, можно пообщаться с ее представителями, чтобы иметь максимально полное представление о том, чем именно предстоит заниматься и насколько хорошо оплачивается труд. Можно пойти на курсы подготовки к поступлению в вуз на определенную специальность. Как правило, там бывают практические занятия, где можно пообщаться с представителями данной профессии.

Тест на профориентацию

Ученикам старших классов предлагают пройти тест на профессиональную ориентацию, которая поможет им выбрать профессию. Тест составляется при сотрудничестве психологов, педагогов и кадровых специалистов. После оценки результата молодым людям предложат несколько вариантов специальностей.

Оптимальный вариант, если после теста на профориентацию с ребенком побеседует психолог и поможет ему выбрать нужную профессию. Однако тест можно пройти и в домашних условиях, в интернете. В любом случае он даст пищу для размышлений и развеет сомнения, а кого-то и удивит.

Изучение ситуации на бирже труда

Стоит проанализировать рынок труда на данный момент, оценить какие специальности востребованы и хорошо оплачиваются. Можно попробовать сделать прогноз на будущее – какие профессии станут наиболее востребованы через 5-10 лет, почитать, что говорят об этом специалисты кадровых служб. Ситуация на рынке меняется каждый год, и востребованные сегодня специалисты через определенное время становятся ненужными из-за перенасыщения рынка.

Распространенные ошибки при выборе профессии
  • Нельзя думать, что профессия – это нечто неизменное, на всю жизнь. Часто люди меняют профессию или специализацию кардинально, некоторые даже не один раз.
  • Престижность. Меняются времена, а вместе с ними и представления о профессиях. Появляются новые специальности, престижная работа хорошо оплачивается. Руководствоваться нужно только внутренним чувством и своими способностями. Если ребенок выбирает профессию, в которой рынок труда уже перенасыщен, можно рассмотреть профессии смежные или узкие, более востребованные.
  • Принимать безоговорочно выбор родителей, идти по стопам династии. Только интерес и любовь к профессии сделает из человека специалиста с большой буквы. Выбор должен остаться за самим школьником.
  • Выбирать свою профессию «за компанию», «все пошли, и я пошел». Нельзя чрезмерно опираться на мнение других людей.
  • Неполное, поверхностное представление о профессии, увлеченность только одной ее стороной. Нужно как можно подробнее и полнее изучить, чем занимается человек на выбранной специальности.
  • Представление о профессии формируется конкретным образом человека. Ребенок просто хочет походить на популярного персонажа или приятного ему человека, но при этом не имеет полной информации о работе, которой тот занимается.

Одна из главных ошибок выпускников - «поступление за компанию»
  • Лень или нежелание разобраться в себе, непонимание в какую сторону двигаться. Позиция «хоть куда-нибудь, лишь бы взяли». Стоит поддержать ребенка, понаблюдать за ним, подтолкнуть в нужную сторону, подсказать какие таланты в нем скрыты. Для того чтобы понять, чем будешь заниматься в жизни, нужно с раннего детства заниматься каким-то делом, осваивать новые области, чем-то увлекаться.
Что делать, если никакая из профессий не нравится?

Немногие люди перед поступлением в институт могут однозначно сказать, кем они хотят стать. Впрочем, ошибочно полагать, что такой вопрос мучает только подростков. Многие люди на протяжении жизни меняют профессии, осваивают новые области труда.

Изображение: proprof.ru

В этой статье я описываю сценарий проведения сеанса профориентации в феноменологическом ключе, который лежит в основе гештальт-подхода. Как и многие другие техники, он родился спонтанно и потом помогал мне не раз. Он может быть полезен как для работы консультанта, так и в качестве инструмента . Если вы хотите сами для себя ответить на вопрос "Кем мне быть?", вы можете проделать описанные действия самостоятельно устно или на бумаге или найти человека, которому вы доверяете, показать ему эту статью и попросить его помочь.

Для общности мы будем исходить из того, что вы являетесь консультантом, и к вам пришел растерянный клиент, который заявляет, что не знает, кем он хочет дальше работать.

Сценарий состоит из четырех этапов.

Этап 1 . Целью этого этапа является выяснить, какие виды деятельности в принципе способны доставить человеку удовольствие и воодушевление. Ведь новая работа должна приносить радость, а иначе - какой смысл обращаться к консультанту? Для этого задаем человеку вопрос: "Вспомните, чем вы вообще занимались в течение последнего месяца?" и внимательно слушаем, что он скажет. Очень вероятно, что вы быстро получите ответ: "Да ничем" или "Ну, всякой ерундой" или что-то подобное. Это не должно вас останавливать. На этом этапе требуется большое внимание и настойчивость. Главное - не позволять клиенту забегать вперед и делать преждевременные выводы и оценки: "Ну, это... это ж не годится в качестве работы". Цель сейчас в другом. Нужно расспрашивать человека о подробностях его повседневной деятельности, пусть даже самой обычной, и выяснять, что в ней вызывало наибольший интерес и подъем энергии.

Например, человек говорит, что целыми днями смотрел телевизор. Нужно выяснить, какие именно программы смотрел, что предпочитает? Какие моменты были наиболее интересны и почему? Был ли опыт, подобный тому, что он увидел в телепрограмме, или желание его получить. В итоге нужно выделить какую-то деятельность, которая хотя бы потенциально вызывает интерес и способна принести радость. Например, в случае с телевизором "Смотреть передачи о животных", в случае с компьютерными играми - "Играть в стратегические игры, где нужно строить виртуальные города" и т.д. Да, и таких видов деятельности нужно найти не менее пяти.

Этап 2 . Для каждого из найденных на предыдущем этапе видов деятельности нужно провести следующий мысленный эксперимент. Даёте клиенту такую инструкцию: "Представьте, что вы завтра весь день занимаетесь . Расскажите подробно в настоящем времени, как это будет происходить и в какой последовательности". И вот, например, клиент начинает рассказывать: "Я встал утром в 8 часов, пожарил себе яичницу и сел смотреть канал про животных. В программе показывают морских львов. Мне нравится смотреть на то, как они двигаются в воде. Я вижу, как они ловко плавают и ловят рыбу. Мне жалко, что присутствие человека в среде их обитания ухудшает жизнь морских животных...". Здесь нужно внимательно следить за проявлениями (феноменами) клиента, сопровождающими рассказ. Возможно, вам откроются интересные детали. Например, вы увидите, что клиент рассказывая, проявляет скуку или неприязнь, и тогда нужно проверить, действительно ли ему нравится то, как он проводит свой вымышленный день. Или, наоборот, вы обнаружите воодушевление клиента, когда он упоминает какие-то второстепенные детали, сопровождающие рассказ о том, что он делает. Возможно, это приведет к тому, что на данном этапе какие-то виды деятельности отсеются или изменятся.

После завершения рассказа нужно задать такой вопрос: "Назовите, пожалуйста, буквально несколькими словами, что именно вы делаете, когда выполняете все то, что прозвучало? Какое в этом ваше намерение? Что вы этим приносите миру?" Фраза должна быть краткой, и содержать квинтэссенцию описываемой деятельности. Например, "изучаю природу Севера", либо "сохраняю редких животных", или даже, например: "обучаю детей", если окажется, что клиент каждый раз после просмотра пересказывает содержание передачи своему маленькому сыну и его приятелю. Получилось? Поздравляю, вы только что произвели так называемую феноменологическую редукцию и выделили из рассказа смысловое ядро описываемой деятельности, глубинную интенцию человека, тесно связанную с его уникальной системой ценностей. Назовём её "намерение". Для каждого из пяти видов деятельности нужно найти своё намерение.

Этап 3 . Этот этап требует от клиента креативности и кругозора. Перед клиентом нужно поставить задачу: "Для каждого из полученных намерений подберите три профессии, которые, по вашему мнению, их реализуют". Важно поддерживайте клиента в нестандартных идеях, ибо здесь и начинается самый креатив. Например, "изучать природу Севера" может и ученый-теоретик в кабинете института, и зоолог в экспедиции на исследовательском судне, и оператор системы спутникового наблюдения Земли. Если человек не очень представляет, какие вообще бывают профессии, и затрудняется, вы можете ему помочь, предлагая свои варианты: "Мне кажется, могут реализовать люди . Как вы думаете, так ли это?"

Для каждого намерения нужно найти не менее трёх профессий. В результате у вас должен получиться список из 15 профессий, которые в той или иной степени соответствуют системе ценностей вашего клиента, а значит - несут для него наибольший смысл на данном жизненном этапе. Не этого ли мы хотели добиться?

Этап 4 . Этот этап можно выполнить вместе, либо клиент может проделать его самостоятельно. Вернее, даже не так. Он вряд ли сможет его не проделать:). Получив список из 15 профессий, он наверняка начнет идентифицироваться с ними, "примерять" на себя и сортировать по степени соответствия своей личности. Можете помочь ему в этом, попросив выбрать из списка то, что ему нравится в наибольшей степени, обсудить перспективы и возможные трудности на пути к новой профессии, как их видит клиент. В любом случае, дальнейшая работа с клиентом перейдет из области "Что делать?" в более практическую область "Как этого достичь?".

Все примеры в этом сценарии вымышленные, все совпадения являются исключительно моими проекциями:). Цифры пять и три (пять видов деятельности и три профессии на одно намерение) кажутся мне оптимальными, но их можно менять в ту или иную сторону в зависимости от того, как движется процесс. //

Самому трудно разобраться, если даже интересов много. Ведь нужно знать, какие бывают профессии: что делает человек, с каким объектом он работает и какие требования предъявляет данная профессия к человеку. Вот это и нужно знать при выборе профессии.

По правде сказать, для каждого из нас есть штук десять подходящих и приятных профессий. Но десятью путями не пойдёшь: надо выбрать самую приятную и самую подходящую профессию.

От чего же зависит выбор профессии?

Тут мы вам Америку не откроем. Выбор профессии зависит от интересов, способностей, ценностей выбирающего человека, возраста, материальных возможностей и планов семьи, от места жительства. Но даже если вы всё это знаете про себя, что же делать с этими знаниями? И как понять, на какую профессию они указывают? Есть два пути: пробовать самому ставить себе диагноз или довериться мне.

Как выбрать профессию самому

Попробуйте пройти тесты. Есть профориентационные тесты и есть тесты на профессии . Пробуйте то и другое. Есть методика 7 шагов для выбора профессии . Она не тест, но помогает разобраться в своих желаниях. Можно, наконец слушать интервью с профессионалами, читать книги о профессиях и даже пробовать поработать на каникулах в какой-нибудь компании и внимательно присматриваться, что там делают люди. И всё это очень может помочь, но если не помогло, то помогу я.