Явление I. «Ведь почему хочется быть генералом Ведь почему хочется быть генералом эссе

Его дочь выходит замуж за такого человека, «что и на свете еще не было, что может и прогнать всех в городе, и в тюрьму посадить, и все, что хочет». Боже мой! к лицу ли ему генеральство! А он в неистовом восторге, в бешеной комической страсти от мысли, что будет генералом... «Ведь почему хочется быть генералом? потому что, случится, поедешь куда-нибудь, фельдъегери и адъютанты поскачут везде вперед: лошадей! и там на станциях никому не дадут, все дожидается: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь: обедаешь где-нибудь у губернатора, а там: стой, городничий! Ха-ха-ха! Вот что, канальство, заманчиво!» Так проявляются грубые страсти животной натуры! Это страсть - и страсть бешеная: у нашего городничего сверкают глаза, в голосе тон исступления, движения порывисты. Если не верите - посмотрите на Щепкина в этой роли. В комедии есть свои страсти, источник которых смешон, но результаты могут быть ужасны. По понятию нашего городничего, быть генералом значит видеть перед собою унижение и подлость от низших, гнести всех негенералов своим чванством и надменностию; отнять лошадей у человека нечиновного или меньшего чином, по своей подорожной имеющего равное на них право; говорить братец и ты тому, кто говорит ему ваше превосходительство и вы, и проч.

Сделайся наш городничий генералом - и, когда он живет в уездном городе, горе маленькому человеку, если он, считая себя «не имеющим чести быть знакомым с г. генералом», не поклонится ему или на балу не уступит места, хотя бы этот маленький человек готовился быть великим человеком!.. тогда из комедии могла бы выйти трагедия для «маленького человека»... Приход купцов усиливает волнение грубых страстей городничего: из животной радости он переходит в животную злобу. Сначала хочет говорить тихо, с сосредоточенной яростию и злобною ирониею; но животная натура не дает ему выдержать этой роли: власть над собою принадлежит только образованным людям; он постепенно приходит в большую и большую ярость и разражается ругательствами. Он пересчитывает Абдулину свои благодеяния, то есть напоминает случаи, где они вместе казну обкрадывали... Купцы являются теми же купцами: они низко кланяются, низко подличают.

Великодушный городничий смягчается, но на условии, чтобы «засусленные бороды, аршинники, самоварники, протоканалии и архибестии» не думали «отбояриться от него каким-нибудь балычком или головою сахара», ибо-де «он выдает дочку свою не за какого-нибудь дворянина»... Начинают собираться гости.

Городничий снова в своем петушьем величии. Перед ним все подличают, как перед знатною особою; поздравляют вслух с «необыкновенным благополучием» и ругают вполголоса. Городничиха, как и с самого начала пятого акта, играет роль случайной дамы, которая, однако, нисколько не удивлена своим счастием, как по праву принадлежащим ее достоинствам и как давно привычным ей. Она показывает, что равнодушна к нему. Но устарелая кокетка берет верх над знатною дамою: она почти оспоривает жениха у своей дочери. Входит простодушный почтмейстер и пренаивно открывает всем глаза насчет мнимого ревизора, доказав очевидно, что он «и не уполномоченный и не особа». Сцена чтения письма Хлестакова - в высшей степени комическая. Но что же наш городничий? - Вы думаете, ему стыдно, мучительно стыдно видеть себя так жестоко одураченным собственною ошибкою, так тяжко наказанным за свои грехи? Как бы не так! Бездарность, посредственность или даже обыкновенный талант тотчас бы воспользовались случаем заставить городничего раскаяться и исправиться; но талант необыкновенный глубже понимает натуру вещей и творит не по своему произволу, а по закону разумной необходимости.

Городничий пришел в бешенство, что допустил обмануть себя мальчишке, вертопраху, у которого молоко на губах не обсохло, он, который «тридцать лет жил на службе», которого «ни один купец, ни один подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал; пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду; трех губернаторов обманул!» - Вы думаете: ему совестно, мучительно совестно смотреть на тех людей, перед которыми он сейчас только так ломался, которые унижались и подличали перед его мнимою знатностию? Ничего не бывало! Когда дражайшая его половина обнаруживает всю свою глупость наивным вопросом: «Как же?.. ведь это не может быть... Он совсем ведь обручился с нашей Машенькой?» - он не только не старается замять позорного для них обоих объяснения, но еще с досадою на ее недогадливость очень ясно толкует ей, в чем дело: «А разве ты не видишь, что у него все это фу-фу? Пустейший человек, черт бы побрал его! Вот подлинно, если бог захочет наказать, так отнимет разум. Ну, что в нем было такого, чтоб можно было принять за важного человека иль вельможу? Пусть бы имел он что-нибудь внушающее уважение, а то черт знает что: дрянь, сосулька! Тоньше серной спички!» Засим обманутые чудаки бросаются с ругательствами на Петров Ивановичей, как первых вестовщиков о приезде ревизора. Брань сыплется на них градом; они сваливают вину друг на друга, как вдруг явление жандарма с известием о приезде истинного ревизора прерывает эту комическую сцену и, как гром, разразившийся у их ног, заставляет их окаменеть от ужаса и таким образом превосходно замыкает собою целость пьесы. Все сказанное нами о «Ревизоре» отнюдь не есть разбор этого превосходного произведения искусства. Подробный разбор хода всей пьесы, характеров ее действующих лиц, их взаимные отношения и их взаимодействия друг на друга завели бы нас далеко и отвлекли бы от главного предмета - «Горе от ума», а наша статья и без того вышла слишком велика. Скрепя сердце и обуздывая руку, мы не показали подробно развития действия, а наскоро пробежали его, не останавливались на отдельных лицах, но, так сказать, зацеплялись за них. Наша цель была - намекнуть на то, чем должна быть комедия, художественно созданная.

Для этого мы старались намекнуть на идею «Ревизора», а вследствие ее - не только на естественность, но и на необходимость ошибки городничего, принявшего Хлестакова за ревизора, ошибки, составляющей завязку, интригу и развязку комедии, а чрез все это указать по возможности на целость (Totalitat) пьесы, как особого, в самом себе замкнутого мира. Не нам судить, до какой степени выполнили мы все это; по крайней мере теперь читатели могут ясно видеть наши требования от искусства и наш критериум для суждения о комедии. Русская комедия начиналась задолго еще до Фонвизина, но началась только с Фонвизина. Его «Недоросль» и «Бригадир» наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, если не искусства, как одно из примечательнейших явлений. В самом деле, эти две комедии суть произведения ума сильного, острого, человека даровитого; но они мастерские сатиры на современное общество, а следовательно, не художественные произведения, следовательно, и не комедии. Ни одна из них не представляет собою целого, замкнутого собою мира, возникшего из творческого зачатия, но представляет пресмешную карикатуру на глупость и невежество; в них нет основной идеи в философическом значении этого слова, но есть намерение, цель, и цель вне, а не внутри их заключенная. Поэтому каждая из них разделена на две части, на смешную и серьезную, потому что действующие лица разделены на два разряда: на дураков и умных.

что за городничество! Городничий. Ведь оно, как ты думаешь, Анна Андреевна, теперь можно большой чин зашибить, потому что он запанибрата со всеми министрами и во дворец ездит, так поэтому может такое производство сделать, что со временем и в генералы влезешь. Как ты думаешь, Анна Андреевна: можно влезть в генералы? Анна Андреевна. Еще бы! конечно, можно. Городничий. А, черт возьми, славно быть генералом! Кавалерию повесят тебе через плечо. А какую кавалерию лучше, Анна Андреевна: красную или голубую? Анна Андреевна. Уж конечно, голубую лучше. Городничий. Э? вишь, чего захотела! хорошо и красную. Ведь почему хочется быть генералом? - потому что, случится, поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: "Лошадей!" И там на станциях никому не дадут, все дожидается: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там - стой, городничий! Хе, хе, хе! (Заливается и помирает со смеху.) Вот что, канальство, заманчиво! Анна Андреевна. Тебе все такое грубое нравится. Ты должен помнить, что жизнь нужно совсем переменить, что твои знакомые будут не то что какой-нибудь судья-собачник, с которым ты ездишь травить зайцев, или Земляника; напротив, знакомые твои будут с самым тонким обращением: графы и все светские... Только я, право, боюсь за тебя: ты иногда вымолвишь такое словцо, какого в хорошем обществе никогда не услышишь. Городничий. Что ж? ведь слово не вредит. Анна Андреевна. Да хорошо, когда ты был городничим. А там ведь жизнь совсем другая. Городничий. Да, там, говорят есть две рыбицы: ряпушка и корюшка, такие, что только слюнка потечет, как начнешь есть. Анна Андреевна. Ему все бы только рыбки! Я не иначе хочу, чтоб наш дом был первый в столице и чтоб у меня в комнате такое было амбре, чтоб нельзя было войти и нужно было только этак зажмурить глаза. (Зажмуривает глаза и нюхает.) Ах, как хорошо! Явление II Те же и купцы. Городничий. А! Здорово, соколики! Купцы (кланяясь). Здравия желаем, батюшка! Городничий. Что, голубчики, как поживаете? как товар идет ваш? Что, самоварники, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувалы мирские! жаловаться? Что, много взяли? Вот, думают, так в тюрьму его и засадят!.. Знаете ли вы, семь чертей и одна ведьма вам в зубы, что... Анна Андреевна. Ах, боже мой, какие ты, Антоша, слова отпускаешь! Городничий (с неудовольствием). А, не до слов теперь! Знаете ли, что тот самый чиновник, которому вы жаловались, теперь женится на моей дочери? Что? а? что теперь скажете? Теперь я вас... у!.. обманываете народ... Сделаешь подряд с казною, на сто тысяч надуешь ее, поставивши гнилого сукна, да потом пожертвуешь двадцать аршин, да и давай тебе еще награду за это? Да если б знали, так бы тебе... И брюхо сует вперед: он купец, его не тронь. "Мы, говорит, и дворянам не уступим". Да дворянин... ах ты, рожа! - дворянин учится наукам: его хоть и секут в школе, да за дело, чтоб он знал полезное. А ты что? - начинаешь

Предварительный просмотр:

1 вариант.

1. Гоголя звали

а) Василий Николаевич

б) Алексей Николаевич

в) Николай Васильевич

г) Николай Алексеевич

2. Какой эпиграф предпослан комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"?

а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».

б) «Береги честь смолоду».

в) "И жить торопится, и чувствовать спешит".

г) «Стрелялись мы».

3. Кто не является персонажем комедии "Ревизор"?

а) Шпекин

б) Гибнер

в) Чичиков

г) Земляника

4. Кто из действующих лиц комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" не протяжении всей пьесы не произносит ни одного слова?

а) жена городничего

б) слесарша Пошлепкина

в) смотритель училищ

г) лекарь Гибнер

5. В каком эпизоде происходит развязка конфликта комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"?

а) чтение письма в) две развязки: разоблачение Хлестакова и приезд настоящего ревизора

б) нет развязки г) отъезд Хлестакова

6. Кому в комедии принадлежит высказывание: "Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать" ?

а) Ляпкину-Тяпкину

б) Городничему

в) Добчинскому

г) Землянике

7. В чем заключается своеобразие комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"?

а) отсутствие конфликта

б) трагическая развязка

в) немая сцена

г) отсутствует любовная интрига

8. Как звали дочь городничего?

а) Марья Антоновна

б) Татьяна Ивановна

в) Анна Андреевна

г) Людмила Федоровна

9. Действие комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" происходит

а) в Москве

б) в Тульской губернии

в) в уездном городе

г) в Петербурге

10. О ком говорится: «…оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга;

оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками»?

а) о Ляпкине - Тяпкине и Землянике

б) о Захаре и Осипе

в) о городничем и Хлестакове

г) о Бобчинском и Добчинском

11. Кто сказал: «На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку - пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах…»?

а) Ляпкин - Тяпкин

б) Городничий

в) Хлестаков

г) Земляника

12. О каком персонаже идет речь: «…уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно серьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего службу с низших чинов» ?

а) городничий

б) судья

г) почтмейстер

13. О каком персонаже идет речь: «Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове,- один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими»?

а) Ляпкин - Тяпкин

б) Городничий

в) Хлестаков

г) Земляника

14. Хлестаков был в чине

а) коллежского регистратора

б) канцлера

в) коллежского асессора

г) статского советника

15. Какие черты характерны чиновникам – персонажам комедии?

а) взяточничество

б) халатность

в) добродушие

г) гостеприимство

д) страх перед начальством

е) честность

Тест по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». 8 класс.

2 вариант.

1. Гоголь родился

а) в Петербурге

б) в Москве

в) в Орловской губернии

г) на Украине

2. Каково происхождение сюжета «Ревизора»?

а) придумал сам Гоголь

б) подсказал Пушкин

в) вычитал в газете

г) взят из других источников

3. Кто является персонажем «Ревизора»?

а) Коробочка

б) Башмачкин

в) Бульба

г) Шпекин

4. Есть ли в комедии положительный герой?

а) нет, ни один персонаж не может быть назван положительным в) унтер-офицерша

б) Мария Антоновна г) да, это разоблачительный смех самого Гоголя

5. Определите завязку в пьесе «Ревизор»

а) монолог Осипа 2 действие, 1 явление

б) всё 1 действие

в) 1 явление, 1 действие

г) встреча Городничего и Хлестакова

6. О ком из героев пьесы сказал Городничий: «Я раз слушал его: ну покамест говорил об ассириянах и вавилонянах - еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и что есть силы хвать стулом об пол» ?

а) о Хлестакове

б) об учителе по истории

в) об учителе словесности

г) о судье

7. Произведение «Ревизор» по жанру

а) роман

б) комедия

в) трагедия

г) драма

8. Как звали Хлестакова

а) Иван Александрович

б) Лука Лукич

в) Амос Федорович

г) Антон Антонович

9. Хлестаковщина - это

а) история дружбы Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского и Хлестакова

б) история взаимоотношений Хлестакова с крепостными

в) история любви Хлестакова и Марии Антоновны

г) ложь, в самом человеке сидящая, когда он сам не понимает, что лжет

10. Кто сказал: «Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую год назад была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась» ?

а) Антон Антонович

б) судья

в) смотритель богоугодных заведений

г) почтмейстер

11. О ком идёт речь: «Он! И денег не платит, и не едет. Кому же быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов» ?

а) о судье

б) о Хлестакове

в) о Тряпичкине

г) о докторе Гибнере

12. Кто сказал: «Ведь почему хочется быть генералом? – потому что, случится, поедешь куда-нибудь – фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперёд: «Лошадей!»?

а) Хлестаков

б) Городничий

в) Добчинский

г) Бобчинский

13. О ком идёт речь: «… человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему даёт вес» ?

а) городничий

б) судья

в) смотритель богоугодных заведений

г) почтмейстер

14. Слугу Хлестакова звали

а) Захар

б) Степан

в) Осип

г) этот персонаж без имени, просто - слуга

15. Укажите причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора?

а) по недоразумению

б) рассказы Хлестакова

в) известие о приезде ревизора

г) страх

д) он сам представился таковым

е) больше никого не было

Ключ к тесту по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». 8 класс.

1 вариант.

  1. а), б), д

2 вариант.

  1. в), г)

Предварительный просмотр:

Тест по комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя

1. Жанр этого произведения:

а) трагедия

б) комедия

в) драма

2. Главный герой, наказывающий пороки и утверждающий положительные идеалы:

а) ревизор

б) городничий

в) смех

3. Действие в «Ревизоре» достигает особого напряжения, а конфликт наибольшей

Остроты в сцене:

А) в трактире

Б) разглагольствования Хлестакова

В) мечтаний городничего и его жены о жизни в Петербурге

4. Истинное стремление Хлестакова:

а) сыграть роль повыше той, что предусмотрена его положением

б) жениться на Марье Антоновне

в) набрать как можно больше денег в долг

5. Глупость, пустота, фанфарствосвойственны:

а) Ляпкину-Тяпкину

б) городничему

в) Хлестакову

6. Хлестаковщина – это:

а) Стремление выдавать себя за персону более важную и значимую, чем это есть на

самом деле

б) стремление модно одеваться

в) погоня за чинами

7. Кому принадлежала идея «Ревизора»:

а) Н.В. Гоголю

б) В.А. Жуковскому

в) А.С. Пушкину

8. В каком эпизоде происходит развязка конфликта комедии «Ревизор»:

а) чтение письма

б) отъезд Хлестакова

в) две развязки: разоблачение Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора

9. В каком городе происходит действие комедии «Ревизор»:

а) Миргороде

б) уездном городе

в) Москве

10. О ком в комедии говорится, что «... в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него

Отдает немного водкою»:

а) заседатель

Б) уездный лекарь

В) городничий

11. Кто брал взятки борзыми щенками?

а) Бобчинский

б) Ляпкин-Тяпкин

в) Держиморда

12. Кому принадлежит фраза: «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем

же стулья ломать?»

а) Ляпкину-Тяпкину

Б) Хлестакову

В) Сквозник-Дмухановскому

13. Какую должность занимал Земляника?

а) смотритель училищ

б) судья

в) уездный лекарь

14. Когда чиновники узнали, что их обманул Хлестаков:

а) из письма Хлестакова приятелю

б) рассказал Осип о своем Хозяине

в) приехал настоящий ревизор

15. В качестве эпиграфа в пьесе «Ревизор» использована пословица:

а) По платью видят, кто таков идет

б) Говорит направо, а глядит налево

в) На зеркало неча пенять, коли рожа крива

16. С помощью какого средства уездные чиновники хотели «ублажить» столичного

«ревизора» Хлестакова?

а) лесть

Б) взятка

В) угодливое обхождение

17. Хлестаков:

а) всерьез хочет жениться на Марье Антоновне

б) хочет взыскать уважение городничего

в) все делает как бы случайно, ничего не планируя и не думая о последствиях

18. Ухаживания Хлестакова за Марьей Антоновной – это:

а) случайная интрига, которая укрепила его положение в доме городничего

б) настоящее, светлое чувство влюбленного

в) жесткая насмешка над провинциальной барышней

19. Кто первый сообщил о приезде ревизора:

А) Бобчинский и Добчинский

Б) городничий

В) Земляника

20. Хлестаков способен:

а) быть логичным

Б) удивлять окружающих искрящимся юмором

В) произносить нелепости и врать без остановки


Та же комната


Явление I

Городничий , Анна Андреевна и Марья Антоновна .


Городничий . Что, Анна Андреевна? а? Думала ли ты что-нибудь об этом? Этой богатый приз, канальство! Ну, признайся откровенно: тебе и во сне не виделось - просто из какой-нибудь городничихи и вдруг… фу ты, канальство!.. с каким дьяволом породнилась!

Анна Андреевна . Совсем нет; я давно это знала. Это тебе в диковинку, потому что ты простой человек, никогда не видел порядочных людей.

Городничий . Я сам, матушка, порядочный человек. Однако ж, право, как подумаешь, Анна Андреевна, какие мы с тобой теперь птицы сделались! а, Анна Андреевна? Высокого полета, черт побери! Постой же, теперь я задам перцу все этим охотникам подавать просьбы и доносы. Эй, кто там?


Входит квартальный .


А, это ты, Иван Карпович! Призови-ка сюда, брат, купцов! Вот я их, каналий! Так жаловаться на меня? Вишь ты, проклятый иудейский народ! Постойте ж, голубчики! Прежде я вас кормил до усов только, а теперь накормлю до бороды. Запиши всех, кто только ходил бить челом на меня, и вот этих больше всего писак, писак, которые закручивали им просьбы. Да объяви всем, чтоб знали: что вот, дискать, какую честь бог послал городничему, - что выдает дочь свою не то чтобы за какого-нибудь простого человека, а за такого, что и на свете еще не было, что может все сделать, все, все, все! Всем объяви, чтобы все знали. Кричи во весь народ, валяй в колокола, черт возьми! Уж когда торжество, так торжество!


Квартальный уходит.


Так вот как, Анна Андреевна, а? Как же мы теперь, где будем жить? здесь или в Питере?

Анна Андреевна . Натурально, в Петербурге. Как можно здесь оставаться!

Городничий . Ну, в Питере так в Питере; а оно хорошо бы и здесь. Что, ведь, я думаю, уже городничество тогда к черту, а, Анна Андреевна?

Анна Андреевна . Натурально, что за городничество!

Городничий . Ведь оно, как ты думаешь, Анна Андреевна, теперь можно большой чин зашибить, потому что он запанибрата со всеми министрами и во дворец ездит, так поэтому может такое производство сделать, что со временем и в генералы влезешь. Как ты думаешь, Анна Андреевна: можно влезть в генералы?

Анна Андреевна . Еще бы! конечно, можно.

Городничий . А, черт возьми, славно быть генералом! Кавалерию повесят тебе через плечо. А какую кавалерию лучше, Анна Андреевна: красную или голубую?

Анна Андреевна . Уж конечно, голубую лучше.

Городничий . Э? вишь, чего захотела! хорошо и красную. Ведь почему хочется быть генералом? - потому что, случится, поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: «Лошадей!» И там на станциях никому не дадут, все дожидается: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там - стой, городничий! Хе, хе, хе! (Заливается и помирает со смеху.) Вот что, канальство, заманчиво!

Анна Андреевна . Тебе все такое грубое нравится. Ты должен помнить, что жизнь нужно совсем переменить, что твои знакомые будут не то что какой-нибудь судья-собачник, с которым ты ездишь травить зайцев, или Земляника; напротив, знакомые твои будут с самым тонким обращением: графы и все светские… Только я, право, боюсь за тебя: ты иногда вымолвишь такое словцо, какого в хорошем обществе никогда не услышишь.

Городничий . Что ж? ведь слово не вредит.

Анна Андреевна . Да хорошо, когда ты был городничим. А там ведь жизнь совсем другая.

Городничий . Да, там, говорят есть две рыбицы: ряпушка и корюшка, такие, что только слюнка потечет, как начнешь есть.

Анна Андреевна . Ему все бы только рыбки! Я не иначе хочу, чтоб наш дом был первый в столице и чтоб у меня в комнате такое было амбре, чтоб нельзя было войти и нужно было только этак зажмурить глаза. (Зажмуривает глаза и нюхает.) Ах, как хорошо!

Явление II

Те же и купцы .


Городничий . А! Здорово, соколики!

Купцы (кланяясь) . Здравия желаем, батюшка!

Городничий . Что, голубчики, как поживаете? как товар идет ваш? Что, самоварники, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувалы мирские! жаловаться? Что, много взяли? Вот, думают, так в тюрьму его и засадят!.. Знаете ли вы, семь чертей и одна ведьма вам в зубы, что…

Анна Андреевна . Ах, боже мой, какие ты, Антоша, слова отпускаешь!

Городничий (с неудовольствием) . А, не до слов теперь! Знаете ли, что тот самый чиновник, которому вы жаловались, теперь женится на моей дочери? Что? а? что теперь скажете? Теперь я вас… у!.. обманываете народ… Сделаешь подряд с казною, на сто тысяч надуешь ее, поставивши гнилого сукна, да потом пожертвуешь двадцать аршин, да и давай тебе еще награду за это? Да если б знали, так бы тебе… И брюхо сует вперед: он купец, его не тронь. «Мы, говорит, и дворянам не уступим». Да дворянин… ах ты, рожа! - дворянин учится наукам: его хоть и секут в школе, да за дело, чтоб он знал полезное. А ты что? - начинаешь плутнями, тебя хозяин бьет за то, что не умеешь обманывать. Еще мальчишка, «Отче наша» не знаешь, а уж обмериваешь; а как разопрет тебе брюхо да набьешь себе карман, так и заважничал! Фу ты, какая невидаль! Оттого, что ты шестнадцать самоваров выдуешь в день, так оттого и важничаешь? Да я плевать на твою голову и на твою важность!

Купцы (кланяясь) . Виноваты, Антон Антонович!

Городничий . Жаловаться? А кто тебе помог сплутовать, когда ты строил мост и написал дерева на двадцать тысяч, тогда как его и на сто рублей не было? Я помог тебе, козлиная борода! Ты позабыл это? Я, показавши это на тебя, мог бы тебя также спровадить в Сибирь. Что скажешь? а?

Купцы . Богу виноваты, Антон Антонович! Лукавый попутал. И закаемся вперед жаловаться. Уж какое хошь удовлетворение, не гневись только!

Городничий . Не гневись! Вот ты теперь валяешься у ног моих. Отчего? - оттого, что мое взяло; а будь хоть немножко на твоей стороне, так ты бы меня, каналья, втоптал по самую грязь, еще бы и бревном сверху навалил.

Купцы (кланяются в ноги) . Не погуби, Антон Антонович!

Городничий . Не погуби! Теперь: не погуби! а прежде что? Я бы вас… (Махнув рукой.) Ну, да бог простит! полно! Я не памятозлобен; только теперь смотри держи ухо востро! Я выдаю дочку не за какого-нибудь простого дворянина: чтоб поздравление было… понимаешь? не то чтоб отбояриться каким-нибудь балычком или головою сахару… Ну, ступай с богом!


Купцы уходят.

Явление III

Те же , Аммос Федорович , Артемий Филиппович , потом Растаковский .


Аммос Федорович (еще в дверях.) Верить ли слухам, Антон Антонович? к вам привалило необыкновенное счастие?

Артемий Филиппович . Имею честь поздравить с необыкновенным счастием. Я душевно обрадовался, когда услышал. Анна Андреевна! (Подходя к ручке Марьи Антоновны.) Марья Антоновна!

Растаковский (входит) . Антона Антоновича поздравляю. Да продлит бог жизнь вашу и новой четы и даст вам потомство многочисленное внучат и правнучат! Анна Андреевна! (Подходит к ручке Анны Андреевны.) Марья Антоновна! (Подходит к ручке Марьи Антоновны.)

Явление IV

Те же , Коробкин с женою , Люлюков .


Коробкин . Имею честь поздравить Антона Антоновича! Анна Андреевна! (Подходит к ручке Анны Андреевны.) Марья Антоновна! (Подходит к ее ручке.)

Жена Коробкина . Душевно поздравляю вас, Анна Андреевна, с новым счастием.

Люлюков . Имею честь поздравить, Анна Андреевна! (Подходит к ручке и потом, обратившись к зрителям, щелкает языком с видом удальства.) Марья Антоновна! Имею честь поздравить. (Подходит к ее ручке и обращается к зрителям с тем же удальством.)

Явление V

Множество гостей в сюртуках и фраках подходят сначала к ручке Анны Андреевны, говоря: «Анна Андреевна!» - потом к Марье Антоновне, говоря: «Марья Антоновна!». Бобчинский и Добчинский проталкиваются.


Бобчинский . Имею честь поздравить!

Добчинский . Антон Антонович! имею честь поздравить!

Бобчинский . С благополучным происшествием!

Добчинский . Анна Андреевна!

Бобчинский . Анна Андреевна!


Оба подходят в одно и то же время и сталкиваются лбами.


Добчинский . Марья Антоновна! (Подходит к ручке.) Честь имею поздравить. Вы будете в большом, большом счастии, в золотом платье и ходить и деликатные разные супы кушать; очень забавно будете проводить время.

Бобчинский (перебивая) . Марья Антоновна, имею честь поздравить! Да бог вам всякого богатства, червонцев и сынка-с этакого маленького, вон энтакого-с (показывает рукою) , что можно было на ладонку посадить, да-с! Все будет мальчишка кричать: уа! уа! уа!..

Явление VI

Еще несколько гостей, подходящих к ручкам. Лука Лукич с женою .


Лука Лукич . Имею честь…

Жена Луки Лукича (бежит вперед) . Поздравляю вас, Анна Андреевна!


Целуются.


А я так, право, обрадовалась. Говорят мне: «Анна Андреевна выдает дочку». «Ах, боже мой!» - думаю себе, и так обрадовалась, что говорю мужу: «Послушай, Луканчик, вот так счастие Анне Андреевне!» «Ну, - думаю себе, - слава богу!» И говорю ему: «Я так восхищена, что сгораю нетерпением изъявить лично Анне Андреевне…» «Ах, боже мой! - думаю себе, - Анна Андреевна именно ожидала хорошей партии для своей дочери, а вот теперь такая судьба: именно так сделалось, как она хотела», - и так, право, обрадовалась, что не могла говорить. Плачу, плачу, просто рыдаю. Уже Лука Лукич говорит: «отчего ты, Настенька, рыдаешь?» - «Луканчик, говорю, я и сама не знаю, слезы так вот рекой и льются».

Городничий . Покорнейше прошу садиться, господа! Эй, Мишка, принеси сюда побольше стульев.


Гости садятся.

Явление VII

Те же , частный пристав и квартальные .


Частный пристав . Имею честь поздравить вас, ваше высокоблагородие и поделать вам благоденствия на многие лета!

Городничий . Спасибо, спасибо! Прошу садиться, господа!


Гости усаживаются.


Аммос Федорович . Но скажите, пожалуйста, Антон Антонович, каким образом все это началось, постепенный ход всего, то есть, дела.

Городничий . Ход дела чрезвычайный: изволил собственнолично сделать предложение.

Анна Андреевна . Очень почтительным и самым тонким образом. Все чрезвычайно хорошо говорил. Говорит: «Я, Анна Андреевна, из одного только уважения к вашим достоинствам…» И такой прекрасный, воспитанный человек, самых благороднейших правил! «Мне, верите ли, Анна Андреевна, мне жизнь - копейка; я только потому, что уважаю ваши редкие качества».

Марья Антоновна . Ах, маменька! ведь это он мне говорил.

Анна Андреевна . Перестань, ты ничего не знаешь и не в свое дело не мешайся! «Я, Анна Андреевна, изумляюсь…» В таких лестных рассыпался словах… И когда я хотела сказать: «Мы никак не смеем надеяться на такую честь», - он вдруг упал на колени и таким самым благороднейшим образом: «Анна Андреевна, не сделайте меня несчастнейшим! согласитесь отвечать моим чувствам, не то я смертью окончу жизнь свою».

Марья Антоновна . Право, маменька, он обо мне это говорил.

Анна Андреевна . Да, конечно… и об тебе было, я ничего этого не отвергаю.

Городничий . И так даже напугал: говорил, что застрелится. «Застрелюсь, застрелюсь!» - говорит.

Многие из гостей . Скажите пожалуйста!

Аммос Федорович . Экая штука!

Лука Лукич . Вот подлинно, судьба уж так вела.

Артемий Филиппович . Не судьба, батюшка, судьба - индейка: заслуги привели к тому. (В сторону.) Этакой свинье лезет в рот всегда счастье!

Аммос Федорович . Я, пожалуй, Антон Антонович, продам вам того кобелька, которого торговали.

Городничий . Нет, мне теперь не до кобельков.

Аммос Федорович . Ну, не хотите, на другой собаке сойдемся.

Жена Коробкина . Ах, как, Анна Андреевна, я рада вашему счастью! вы не можете себе представить.

Коробкин . Где ж теперь, позвольте узнать, находится именитый гость? Я слышал, что он уехал зачем-то.

Городничий . Да, он отправился на один день по весьма важному делу.

Анна Андреевна . К своему дяде, чтобы испросить благословения.

Городничий . Испросить благословения; но завтра же… (Чихает.)


Поздравления сливаются в один гул.


Много благодарен! Но завтра же и назад… (Чихает.)


Поздравительный гул; слышнее других голоса:


Частного пристава . Здравия желаем, ваше высокоблагородие!

Артемия Филипповича . Чтоб ты пропал!

Жены Коробкина . Черт тебя побери!

Городничий . Покорнейше благодарю! И вам того ж желаю.

Анна Андреевна . Мы теперь в Петербурге намерены жить. А здесь, признаюсь, такой воздух… деревенский уж слишком!.. признаюсь, большая неприятность… Вот и муж мой… он там получит генеральский чин.

Городничий . Да, признаюсь, господа, я, черт возьми, очень хочу быть генералом.

Лука Лукич . И дай бог получить!

Растаковский . От человека невозможно, а от бога все возможно.

Аммос Федорович . Большому кораблю - большое плаванье.

Артемий Филиппович . По заслугам и честь.

Аммос Федорович (в сторону) . Вот выкинет штуку, когда в самом деле сделается генералом! Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло! Ну, брат, до этого еще далека песня. Тут и почище тебя есть, а до сих пор еще не генералы.

Артемий Филиппович (в сторону) . Эка черт возьми, уж и в генералы лезет! Чего доброго, может, и будет генералом. Ведь у него важности, лукавый не взял бы его, довольно. (Обращаясь к нему.) Тогда, Антон Антонович, и нас не позабудьте.

Аммос Федорович . И если что случится, например какая-нибудь надобность по делам, не оставьте покровительством!

Коробкин . В следующем году повезу сынка в столицу на пользу государства, так сделайте милость, окажите ему вашу протекцию, место отца заступите сиротке.

Городничий . Я готов со своей стороны, готов стараться.

Анна Андреевна . Ты, Антоша, всегда готов обещать. Во-первых, тебе не будет времени думать об этом. И как можно и с какой стати себя обременять этакими обещаниями?

Городничий . Почему ж, душа моя? иногда можно.

Анна Андреевна . Можно, конечно, да ведь не всякой же мелюзге оказывать покровительство.

Жена Коробкина . Вы слышали, как она трактует нас?

Гостья . Да, она такова всегда была; я ее знаю: посади ее за стол, она и ноги свои…

Явление VIII

Те же и почтмейстер впопыхах, с распечатанным письмом в руке.


Почтмейстер . Удивительное дело, господа! Чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор.

Все . Как не ревизор?

Почтмейстер . Совсем не ревизор, - я узнал это из письма…

Городничий . Что вы? что вы? из какого письма?

Почтмейстер . Да из собственного его письма. Приносят ко мне на почту письмо. Взглянул на адрес - вижу: «в Почтамтскую улицу». Я так и обомлел. «Ну, - думаю себе, - верно, нашел беспорядки по почтовой части и уведомляет начальство». Взял да и распечатал.

Городничий . Как же вы?..

Почтмейстер . Сам не знаю, неестественная сила побудила. Призвал было уже курьера, с тем чтобы отправить его с эштафетой, - но любопытство такое одолело, какого еще никогда не чувствовал. Не могу, не могу! слышу, что не могу! тянет, так вот и тянет! В одном ухе так вот и слышу: «Эй, не распечатывай! пропадешь, как курица»; а в другом словно бес какой шепчет: «Распечатай, распечатай, распечатай!» И как придавил сургуч - по жилам огонь, а распечатал - мороз, ей-богу мороз. И руки дрожат, и все помутилось.

Городничий . Да как же вы осмелились распечатать письмо такой уполномоченной особы?

Почтмейстер . В том-то и штука, что он не уполномоченный и не особа!

Городничий . Что ж он, по-вашему, такое?

Почтмейстер . Ни се ни то; черт знает что такое!

Городничий (запальчиво) . как не се ни то? Как вы смеете назвать его ни тем ни сем, да еще и черт знает чем? Я вас под арест…

Почтмейстер . Кто? Вы?

Городничий . Да, я!

Почтмейстер . Коротки руки!

Городничий . Знаете ли, что он женится на моей дочери, что я сам буду вельможа, что я в самую Сибирь законопачу?

Почтмейстер . Эх, Антон Антонович! что Сибирь? далеко Сибирь. Вот лучше я вам прочту. Господа! позвольте прочитать письмо!

Все . Читайте, читайте!

Почтмейстер (читает) . «Спешу уведомить тебя, душа моя Тряпичкин, какие со мной чудеса. На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму; как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал-губернатора. И я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать, - думаю, прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги. Помнишь, как мы с тобой бедствовали, обедали нашерамыжку и как один раз было кондитер схватил меня за воротник по поводу съеденных пирожков на счет доходов аглицкого короля? Теперь совсем другой оборот. Все мне дают взаймы сколько угодно. Оригиналы страшные. От смеху ты бы умер. Ты, я знаю, пишешь статейки: помести их в свою литературу. Во-первых, городничий - глуп, как сивый мерин…»

Городничий . Не может быть этого! Там нет этого.

Почтмейстер (показывает письмо) . Читайте сами.

Городничий (читает) . «Как сивый мерин». Не может быть! вы это сами написали.

Почтмейстер . Как же бы я стал писать?

Артемий Филиппович . Читайте!

Лука Лукич . Читайте!

Городничий . О, черт возьми! нужно еще повторять! как будто оно там и без того не стоит.

Городничий . Нет, читайте!

Почтмейстер . Да к чему ж?..

Городничий . Нет, черт возьми, когда уж читать, так читать! Читайте все!

Артемий Филиппович . Позвольте, я прочитаю. (Надевает очки и читает.) «Почтмейстер точь-в-точь наш департаментский сторож Михеев; должно быть, также, подлец пьет горькую».

Почтмейстер (к зрителям.) Ну, скверный мальчишка, которого надо высечь; больше ничего!

Артемий Филиппович (продолжая читать) . «Надзиратель над богоугодным заведе…и…и…и… (Заикается.)

Коробкин . А что ж вы остановились?

Артемий Филиппович . Да нечеткое перо… впрочем, видно, что негодяй.

Коробкин . Дайте мне! Вот у меня, я думаю, получше глаза. (Берет письмо.)

Артемий Филиппович (не давая письмо) . Нет, это место можно пропустить, а там дальше разборчиво.

Коробкин . Да позвольте, уж я знаю.

Почтмейстер . Нет, все читайте! ведь прежде все читано.

Все . Отдайте, Артемий Филиппович, отдайте письмо! (Коробкину.) Читайте!

Артемий Филиппович . Сейчас. (Отдает письмо.) Вот, позвольте… (Закрывает пальцем.) Вот отсюда читайте.


Все приступают к нему.


Почтмейстер . Читайте, читайте! вздор, все читайте!

Коробкин (читая) . «Надзиратель над богоугодным заведением Земляника - совершенная свинья в ермолке».

Артемий Филиппович (к зрителям) . И неостроумно! Свинья в ермолке! где ж свинья бывает в ермолке?

Лука Лукич (к зрителям) . Ей-богу, и в рот никогда не брал луку.

Аммос Федорович (в сторону) . Слава богу, хоть, по крайней мере, обо мне нет!

Коробкин (читает) . «Судья…»

Аммос Федорович . Вот тебе на! (Вслух.) Господа, я думаю, что письмо длинно. Да и черт ли в нем: дрянь этакую читать.

Лука Лукич . Нет!

Почтмейстер . Нет, читайте!

Артемий Филиппович . Нет уж, читайте!

Коробкин (продолжает) . «Судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон…» (Останавливается.) Должно быть, французское слово.

Аммос Федорович . А черт его знает, что оно значит! Еще хорошо, если только мошенник, а может быть, и того еще хуже.

Коробкин (продолжая читать) . «А впрочем, народ гостеприимный и добродушный. Прощай, душа Тряпичкин. Я сам, по примеру твоему, хочу заняться литературой. Скучно, брат, так жить; хочешь, наконец, пищи для души. Вижу: точно нужно чем-нибудь высоким заняться. Пиши ко мне в Саратовскую губернию, а оттуда в деревню Подкатиловку. (Переворачивает письмо и читает адрес.) Его благородию, милостивому государю, Ивану Васильевичу Тряпичкину, в Почтамтскую улицу, в доме под нумером девяносто седьмым, поворотя на двор, в третьем этаже направо».

Одна из дам . Какой репримант неожиданный!

Городничий . Вот когда зарезал, так зарезал! Убит, убит, совсем убит! Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего… Воротить, воротить его! (Машет рукою.) Куды воротить! Я, как нарочно, приказал смотрителю дать самую лучшую тройку; черт угораздил дать и вперед предписание.

Жена Коробкина . Вот уж точно, беспримерная конфузия!

Аммос Федорович . Однако ж, черт возьми, господа! он у меня взял триста рублей взаймы.

Артемий Филиппович . У меня тоже триста рублей.

Почтмейстер (вздыхает) . Ох! и у меня триста рублей.

Бобчинский . У нас с Петром Ивановичем шестьдесят пять-с на ассигнации-с, да-с.

Аммос Федорович (в недоумении расставляет руки) . Как же это, господа? Как это, в самом деле, мы так оплошали?

Городничий (бьет себя по лбу) . Как я - нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду! Трех губернаторов обманул!.. Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов…

Анна Андреевна . Но этого не может быть, Антоша: он обручился с Машенькой…

Городничий (в сердцах) . Обручился! Кукиш с маслом - вот тебе обручился! Лезет мне в глаза с обрученьем!.. (В исступлении.) Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком.) Эх ты, толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало того что пойдешь в посмешище - найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что" обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? - Над собою смеетесь!.. Эх вы!.. (Стучит со злости ногами об пол.) Я бы всех этих бумагомарак! У, щелкоперы, либералы проклятые! чертово семя! Узлом бы вас всех завязал, в муку бы стер вас всех да черту в подкладку! в шапку туды ему!.. (Сует кулаком и бьет каблуком в пол. После некоторого молчания.) До сих пор не могу прийти в себя. Вот, подлинно, если бог хочет наказать, то отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто на полмизинца не было похожего - и вдруг все: ревизор! ревизор! Ну кто первый выпустил, что он ревизор? Отвечайте!

Артемий Филиппович (расставляя руки) . Уж как это случилось, хоть убей, не могу объяснить. Точно туман какой-то ошеломил, черт попутал.

Аммос Федорович . Да кто выпустил - вот кто выпустил: эти молодцы! (Показывает на Добчинского и Бобчинского.)

Бобчинский . Ей-ей, не я! и не думал…

Добчинский . Я ничего, совсем ничего…

Артемий Филиппович . Конечно, вы.

Лука Лукич . Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит…» Нашли важную птицу!

Городничий . Натурально, вы! сплетники городские, лгуны проклятые!

Артемий Филиппович . Чтоб вас черт побрал с вашим ревизором и рассказами!

Городничий . Только рыскает по городу и смущаете всех, трещотки проклятые! Сплетни сеете, сороки короткохвостые!

Аммос Федорович . Пачкуны проклятые!

Лука Лукич . Колпаки!

Артемий Филиппович . Сморчки короткобрюхие!


Все обступают их.


Бобчинский . Ей-богу, это не я, это Петр Иванович.

Добчинский . Э, нет, Петр Иванович, вы ведь первые того…

Бобчинский . А вот и нет; первые то были вы.

Явление последнее

Те же и жандарм .


Жандарм . Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.


Произнесенные слова поражают как громом всех. Звук изумления единодушно взлетает из дамских уст; вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении.


Немая сцена

Городничий посередине в виде столба, с распростертыми руками и запрокинутой назад головою. По правую руку его жена и дочь с устремившимся к нему движеньем всего тела; за ними почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак, обращенный к зрителям; за ним Лука Лукич, потерявшийся самым невинным образом; за ним, у самого края сцены, три дамы, гостьи, прислонившиеся одна к другой с самым сатирическим выражением лица, относящимся прямо к семейству городничего. По левую сторону городничего: Земляника, наклонивший голову несколько набок, как будто к чему-то прислушивающийся; за ним судья с растопыренными руками, присевший почти до земли и сделавший движенье губами, как бы хотел посвистать или произнесть: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» За ним Коробкин, обратившийся ко зрителям с прищуренным глазом и едким намеком на городничего; за ним, у самого края сцены, Бобчинский и Добчинский с устремившимися движеньями рук друг к другу, разинутыми ртами и выпученными друг на друга глазами. Прочие гости остаются просто столбами. Почти полторы минуты окаменевшая группа сохраняет такое положение. Занавес опускается.

Писатель замечательно оттеняет то, что в качестве стража «обычных» норм правителей городничий весьма придирчив и требователен. Но, кроме наставлений корпорации, у Сквозник-Дмухановского предостаточно и своих собственных хлопот. Он слишком хорошо знает, сколько у него «прегрешений», чтобы даже при его опытности оставаться спокойным. Тревога, томившая городничего, перерастает в открытый страх, когда он узнает, что «ревизор» уже две недели как живет в городе.

Однако опытный делец, обманувший до того трех губернаторов, отнюдь не подавлен страхом, он надеется на свой «богатый» опыт, помогавший ему благополучно выходить из разных передряг. Беря на себя самую тяжелую обязанность - «обхождение» «ревизора», Сквозиик-Дмухановский уверен, что лучше его этого никто не сделает. «Бывали трудные случаи в жизни, сходили, еще даже и спасибо получал. Авось бог вынесет и теперь. (Обращаясь к Бобчинскому.) Вы говорите, он молодой человек?»

В ином облике, в новом качестве Гоголь рисует городничего во втором и третьем актах. Перед Хлестаковым появляется не наглый и циничный градоправитель, а человек, полный широкого расположения к окружающим, неустанно заботящийся об общественном благе. Городничий всячески стремится создать впечатление у приезжего из Петербурга, что «польза государственная» для него превыше всего; только о ней он и заботится, дни и ночи проводя неустанных трудах «справедливо изволили заметить: что можно сделать в глуши? Ведь вот хоть бы здесь: ночь не спишь, стараешься для отечества, не жалеешь ничего, а награда, неизвестно еще, когда будет». Живым и светлым воплощением бескорыстия, преданности общественному благу, отечеству хочет предстать городничий перед лицом «ревизора». Самый малый порок не запятнал ею «благородной» и «высокой» души.

Но городничий не только выставляет напоказ свою «добродетель» он все время намекает приезжему из столицы па то, что эту добродетель следовало бы оплатить, она-то ведь что-нибудь да стоит! Искушенный в житейских и административных делах, градоправитель хочет возможно дороже продать свою несуществующую добродетель. «Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах; по, верите ли, что, даже когда ложишься спать, всё думаешь: господи боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно... Наградит ли оно или пет, конечно, в его воле, по крайней мере я буду спокоен в сердце. Когда в городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало... то чего ж мне больше? ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но пред добродетелью всё прах п суета».

Распространяясь о добродетели, городничий пи па минуту не упускает из виду главного - обвести вокруг пальца «ревизора». Из-под маски благочпппя проглядывает сильный хищник.

В течение почти всего четвертого акта городничий не присутствует па сцепе, появляясь лишь в самом конце действия. Но именно он - одно из главных действующих лиц тех событий, которые развертываются в этом акте. Оставляя городничего за сценой, писатель дает выразительную характеристику его действий, характеристику, которая находится в резком противоречии с елейными излияниями Сквозник-Дмухаиовского относительно добродетелей.

Гоголь показывает тут городничего в восприятии и оценке тех людей, в отношении которых и проявляется его «искусство» градоправителя, в восприятии и оценке опекаемых, в полной мере испытавших «заботы» Сквозник-Дмухановского. В жалобах просителей, пришедших к Хлестакову, раскрываются произвол, грубое насилие, творимые градоправителем. Гоголь вывел на сцену представителей различных слоев населения города - купцов, унтер-офицершу, слесаршу. Все они испытывают суровый гнет Сквозник-Дмухановского.

В сцепе приема жалоб Хлестаковым воссоздается картина деятельности градоправителя. Помимо купцов, унтер-офицерши и слесарши, заявить свои жалобы приходит много других обиженных. «В окно высовываются руки с просьбами», гласит авторская ремарка. «Пошли, пошли! не время, завтра приходите!» кричит Осип. «Дверь отворяется, и выставляется какая-то фигура во фризовой шипели, с небритою бородою, раздутою губою и перевязанною щекою; за нею в перспективе показывается несколько других».

Свое блистательное завершение образ городничего получает в пятом акте комедии. И здесь используется принцип резких сдвигов, переключений, но основное тут не в сопоставлении мнимых добродетелей и реальной практики, а в раскрытии перехода от поражения героя к его «торжеству», которое выявляет самое «сокровенное» в облике городничего, а затем перехода от «торжества» к развенчанию героя.

Еще недавно чувствовавший себя на краю гибели, Сквозник-Дмухашовский, по его убеждению, не только выходит сухим из воды, по и становится родственником такого человека, какого «и на свете еще не было», который «может всё сделать, всё, всё, всё». Страх сменяется буйной радостью, ликованием, упоением победой. Городничий чувствует себя настоящим «триумфатором». Чем больше он ощущает себя прикосновенным к высшим кругам, тем наглее, циничнее ведет себя.

Увлеченный неожиданными перспективами, раскрывшимися перед ним, городничий мечтает «зашибить» большой чин, а со временем влезть и в генералы. Жажда «возвышения», с такой буйной стремительностью проявляющаяся у Сквозник-Дмухановского, связана с желанием видеть вокруг себя рабское поклонение, унижение окружающих людей. Ничто не может доставить городничему большего наслаждения, как воображаемая картина всеобщего раболепия, священного трепета перед его персоной. «Ведь почему хочется быть генералом? потому, что случится, поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: «Лошадей!» И там, на станциях никому не дадут, иге дожидается; все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там стой, городничий! (Заливается и помирает со смеху.) Вот что, канальство, заманчиво!»

«Породнившись» с «важной персоной», городничий чувствует себя существом особого рода. Соответственно этому самоощущению он меняет тон и характер своего поведения. В надменной важности и тупом самодовольстве Сквозник-Дмухановского с еще большей силой проявляется его грубый деспотизм, его презрение ко всем тем, кого он считает стоящими ниже себя.

Высоко вознеся городничего в его тщеславных замыслах, Гоголь заставляет своего героя очень остро ощутить крушение надежд. «Вот когда зарезал так зарезал! Убит, убит, совсем убит! Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего...» Последний монолог Сквозник-Дмухановского, представляя собой заключительный аккорд в обрисовке героя, дает одновременно обобщение идейного содержания комедии в целом. Городничий беспредельно потрясен тем, что от, который так ловко надувал всех, теперь оказался сам обманутым. «Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул!.. Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов...» Признание городничего в том, что он сумел обмануть не только губернаторов, но и людей более высокого калибра, прекрасно оттеняет «масштабность» фигуры провинциального градоправителя.

Гоголевский городничий, конечно, ничего не выдумал, говоря о своих отношениях с низами и верхами, о своем богатом опыте обмана и надувательства. Жизнь неопровержимо доказывала «всеобщность» того способа действий, который осуществлял Сквозник-Дмухановский. «Чему смеетесь? над собою смеетесь!» Слова эти метко характеризовали внутренний пафос «Ревизора», широкий, обобщающий смысл его образов. Выделив Сквозник-Дмухановского как наиболее крупную фигуру среди «хозяев» города, Гоголь развернул целую панораму ярких типов «правителей», в изображении которых он последовательно проводит социальный критерий.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Городничий как наиболее крупная фигура среди «хозяев» города . И в закладках появилось готовое сочинение.