За кадром. «Операция Ы и другие приключения Шурика

Садись, дочка. - Ничего, ничего, спасибо, сидите. - Гражданин, уступите место, встаньте! - Если я встану, ты у меня ляжешь. Гражданин, эти места специально для детей и инвалидов. - А она что, дети или инвалиды? - Она готовится стать матерью. - А я готовлюсь стать отцом! - Да что Вы ерунду порете! - Вот как раз и инвалид. - А, инвалид. - Что теперь скажете? - Закон есть закон! - Пожалуйста, садитесь. Ах ты зрячий! Сейчас будешь слепой. - Вы это подтверждаете? - Подтверждаем! Подтверждаем. Так... Значит потерпевший... - На стройке работаете? - Подрабатываю. - Что значит "подрабатываю"? - Учусь в политехническом. Студент! На 15 суток! Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы, кто хочет сегодня поработать? На сегодня наряды: песчаный карьер - 2 человека. - Карьер песчаный - 2 человека. - Огласите весь список, пожалуйста. - Песчаный карьер - 2 человека. Уборка улиц - 3 человека. Мясокомбинат... ...на сегодня нарядов не прислал. Есть наряд на строительство жилого дома, цементный завод... А на ликероводочный нет? Прошу. Осторожно. Прежде всего, я хочу познакомить Вас с нашим замечательным коллективом, в который вы временно вливаетесь. - На сколько вливается товарищ? - На полную, 15! - Ага! Полторы декады. - С обедом не опаздывайте! Я уверен, что эти полторы декады пройдут у нас с вами в атмосфере дружбы и полного взаимопонимания. - Ага. Пробка. Подарок из Африки. Да! Прошу сюда. Силой воображения представьте себе какой жилмассив будет здесь создан. Только в нем одном будет установлено 7 40 газовых плит, то есть в 7 40 раз больше, чем было во всем городе до 1913 года. Прошу Вас! Романтика. А если взять поэтажно весь объем работ, выполненный нашим СМУ за 1 квартал и поставить эти этажи один на другой, то получим здание, будет в 2 раза выше, чем всемирно известная Эйфелева башня, или втрое выше, чем знаменитая Нотр Дам де Пари. Что означает - Собор Парижской Богоматери. - Какой, какой матери? Парижской. Богоматери. Прошу. Наше СМУ построило такое количество жилой площади, которое равно одному такому городу, как Чита, 10-ти таким, как Хвалынск или 32-м Крыжополям. Дух захватывает при одной мысли, что... ...чем в Америке. Таким образом, и Вы сможете внести свою посильную лепту в трудовые свершения нашего строительно-монтажного управления. - Какое-какое управление? - Монтажное управление. - Я готов! Шурик! - Да, Пал Степаныч? - Ну, Саня, вот тебе напарник. Наконец-то, Пал Степаныч, спасибо! - Ну, теперь поработаем. - Сработаемся. Ну, я вижу, Вы сработаетесь. Встань, Шурик. Желаю Вам успехов в труде и большого счастья в личной жизни. Благодарю за внимание. Послушай, у вас несчастные случаи на стройке были? - Нет, пока еще ни одного не было. - Будут...пошли... ...господи помилуй! ...господи помилуй! - Что там? - Тсс! Слушайте, где Вы пропадаете? Я Вас по всему корпусу ищу. Работа же стоит. Работа стоит, а срок идет. Ты не забывай, у тебя учет в рублях, а у меня - в сутках. - Ну, Шурик, как напарник? - Перевоспитывается. - Отлично. А почему шепотом? - Спит. - Спит?! В то время, как наши космические корабли бороздят просторы вселенной... ...и недаром все континенты рукоплещут труженикам нашего большого балета... ...учит народная мудрость - терпение и труд все перетрут - раз! Кончил дело - гуляй смело - два! Работа не волк - в лес не... Нет, это не надо... До лампочки! - А компот? - Компот! - Руки... - А? - Мыли? - А... Да, да, да. Так... На песчаный карьер! - Ну-с, приступим... - Приятного аппетита. Что-что? Я говорю: кто не работает - тот ест. Учись студент! Пойми, студент, сейчас к людям надо помягче, а на вопросы смотреть ширше... Вот ты думаешь, это мне дали 15 суток? Это нам дали 15 суток. А для чего? Чтобы ты вел среди меня разъяснительную работу... А я рос над собой. Ладно, давай бухти мне, как космические корабли бороздят... Большой театр... А я посплю. Правильно... И мух отгоняй. - Ты что?! -

Сегодня мы поговорим о самом красивом комедии советских времен – «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Фильм был лидером кинопроката в СССР в 1965 году и имел большой успех, а режиссером был Советский российский кинорежиссёр Леонид Гайдай.

Л еонид Гайдай

Советский российский кинорежиссёр, актёр, сценарист. Народный артист СССР (1989). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1970).

Дата и место рождения – 30 января 1923 год, Свободный, Амурская губерния, Дальневосточная область, РСФСР, СССР

В том же 1923 году семья перебралась в Читу, затем - в Иркутск, где проживала в железнодорожном посёлке Глазково.

Учился в Иркутской железнодорожной школе № 42, которую окончил 18 июня 1941 года, а 23 июня 1941 года пошёл записываться добровольцем в армию, но его не взяли из-за возраста. Устроился рабочим сцены в Иркутский драматический театр, где в это время остался в эвакуации Московский театр сатиры. Смотрел все спектакли, ездил на гастроли.

Участвовал в войне. Был призван осенью 1941 года и первоначально проходил службу в Монголии, затем был направлен на Калининский фронт, в разведку. 14 декабря 1942 года в боях за деревню Енкино забросал гранатами огневую точку противника и уничтожил трёх немцев, участвовал в захвате пленных, за что награждён медалью «За боевые заслуги» (приказ № 69 от 20.12.1942 по 1263 стрелковому полку 381-й стрелковой дивизии). Получил тяжёлое ранение, подорвавшись на противопехотной мине, после которого был признан непригодным к дальнейшему несению военной службы и направлен в госпиталь.

С июня 1943 по январь 1944 года проходил лечение эвакогоспитале № 1386 в Иванове, располагавшемся в зданиях нынешних школ № 49 и 31 (местечко Соснево).

В 1947 году окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре (ныне - Иркутский академический драматический театр имени Н. П. Охлопкова), где работал осветителем, актёром.

В 1949-1955 годах учился на режиссёрском факультете ВГИКа в Москве.

С 1955 года - режиссёр киностудии «Мосфильм».

В 1956 году вышел первый фильм режиссёра - «Долгий путь», поставленный по мотивам рассказов В. Г. Короленко совместно с В. Невзоровым.

В 1958 году на экраны выходит сатирическая картина «Жених с того света», едва не стоившая режиссёру карьеры. После редактирования и удаления всех неугодных начальству сцен от фильма осталось чуть больше половины. Несмотря на благосклонность к нему директора «Мосфильма» И. А. Пырьева, Л. Гайдай был практически отстранен от режиссёрской работы.

Лишь в 1960 году, после выпуска идеологически «правильного» фильма «Трижды воскресший» (о котором режиссёр сам позже никогда не упоминал) его «простили».

Дальше были короткометражные фильмы 1961 года - «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Эти работы приносят известность режиссёру, а также легендарной тройке Трус - Балбес - Бывалый. На следующий год Л. Гайдай экранизирует три новеллы О. Генри, в рамках своего фильма «Деловые люди».

Сделав перерыв в три года, режиссёр выпускает подряд три фильма, которые становятся всенародно любимыми. Кинокомедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», состоящая из трёх киноновелл, занимает первое место в прокате 1965 года, также как и следующие два фильма - «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966 года) и «Бриллиантовая рука» (1968 года).

О перация «Ы» и другие приключения Шурика

Советский комедийный художественный фильм, снятый в 1965 году режиссёром Леонидом Гайдаем.

Фильм был лидером кинопроката в СССР в 1965 году и имел большой успех: его посмотрели 69,6 миллионов зрителей. В этом же году на фестивале короткометражных фильмов в Кракове новелле «Наваждение» был присуждён главный приз - «Серебряный дракон Вавеля».

Фильм состоит из трех новелл, объединенных фигурой главного героя Шурика, попадающего в самые невероятные ситуации. В «Напарнике» Шурик сражается с хулиганом Верзилой; в «Наваждении» весьма оригинальным способом готовится к экзамену; в «Операции «Ы» предотвращает «ограбление века», на которое идет знаменитая тройка - Балбес, Трус и Бывалый.

Приключения студента Шурика получили продолжение в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».

А все начинается…

В начале 1964 года Гайдай знакомится с двумя сценаристами: Морисом Слободским и Яковом Костюковским. Они предлагают режиссёру сценарий «Несерьезные истории» включющий в себя две киноновеллы про студента очкарика Владика Арькова. В первой новелле он перевоспитывает некоего Мрачного типа, который с прохладцей относится к своей работе, не вежлив с дамами и т. п. Во второй новелле Владик устраивается репетитором и готовит к поступлению в институт единственного сына любвеобильных родителей - оболтуса Илюшу, мечтавшего уехать из своей мещанской семьи куда-нибудь подальше. Гайдай присоединяется к созданию сценария.

10 марта 1964 года во 2-м творческом объединении киностудии «Мосфильм» была принята заявка на сценарий «Несерьезные истории» и с его авторами заключили договор. 25 марта был одобрен литературный сценарий и дано «добро» на запуск его в режиссерскую разработку. Правда литературный сценарий уже сильно отличался от первоначальной заявки: имя студента осталось прежним - Владик Арьков, однако сюжет новелл изменился и приобрел ту основу, которая хорошо знакома нам по фильму.

С 1 июня начались кинопробы актеров на главные и эпизодические роли. Самыми сложными оказались поиски главного героя - студента Владика. В одной только Москве Гайдай пересмотрел более сотни кандидатов, среди которых были актеры, которые вскоре стали знаменитыми: Виталий Соломин, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Всеволод Абдулов, Геннадий Корольков, Иван Бортник, Валерий Носик, Александр Збруев, Евгений Петросян, Андрей Миронов (с последним велись только переговоры).

В итоге худсовет студии остановился на кандидатуре Валерия Носика, хотя сам Гайдай сомневался.

Случайно увидев фотографию молодого актёра Александра Демьяненко, Гайдай отправился 11 июля в Ленинград на личные переговоры.

В фильме Валерий Носик всё же снялся - он сыграл эпизодическую роль студента на экзамене.

Л ида

Селезнева пришла на пробы без всякой надежды на успех, перед этим хорошо проведя время на пляже. Едва она вошла в павильон, Гайдай предложил ей пройти весьма рискованный тест: раздеться перед камерой. Актриса заколебалась. Тогда Гайдай произнес роковую фразу: «Вы мне, конечно, нравитесь, но мне кажется, что фигура у вас не очень-то…» Тут в Селезневой взыграло самолюбие, и она скинула платье, оставшись в одном купальнике.

И тут же была утверждена на роль скромной советской студентки.

Первый съемочный день фильма «Операция «Ы» датирован 27 июля. В тот день на территории «Мосфильма» снимали эпизод «во дворе милиции» с участием массовки (она изображала тунеядцев-алкоголиков) и двух актеров: Смирнова (Верзила) и Владимира Басова (милиционер).

30 июля группа перебазировалась на одну из строительных площадок в Свиблово, чтобы начать съемку эпизодов «на стройке». Весь август и сентябрь группа работала в нервном режиме. Подводили киношников то погода, то техника, то плохая пленка. В итоге, 3 октября Гайдай вместе с оператором и художником вылетели в Баку, чтобы выбрать места для натурных съемок, так как в Москве погода испортилась окончательно и бесповоротно. Однако и в столице Азербайджана погода оказалась не лучше. Тогда выбор пал на Одессу.

Съемки в Одессе начались 21 октября. Но и там группу продолжал преследовать злой рок: назначенная на этот день съемка была отменена из-за внезапной болезни Демьяненко: простой длился до 25 октября. А когда съемки возобновились, то внезапно испортилась погода и объект «у дома Лиды» (Пролетарский бульвар, 22) пришлось снимать в несколько заходов.

12 декабря группа переезжает в Ленинград, где должна была сниматься третья новелла. Однако погода не порадовала. 14 декабря к месту предстоящей съемки 10 самосвалов привезли снег, но он весь растаял. Было принято решение заменить снег подручными материалами - ватой, нафталином. Когда все было готово, чтобы «снег» не разнесло ветром, снимать начали… с конца.

С эпизода, когда старушка «божий одуванчик» прибегает на склад и застает там четырех спящих мужиков: Шурика, Труса, Балбеса и Бывалого и мышку, которую принес дрессировщик Князев. Кстати, мышку больше всего ругали на худсовете и хотели вырезать ее из картины, но режиссер отстоял серую артистку.

12 января состоялось заседание худсовета 2-го объединения, на котором был просмотрен отснятый материал. Именно на этом заседании Иван Пырьев предложил поменять название фильма «Смешные истории» на «Операцию «Ы» и другие приключения Шурика».

Т акже интересно знать…

В сцене борьбы героев Демьяненко и Никулина, когда последний толкает ногой рельсовую тележку, она возвращается назад, ударившись об автомобильную покрышку. Однако, в следующем кадре мы видим, что за тележкой, подъезжающей к Шурику, нет никакой покрышки.

В новелле «Операция «Ы»» в сценке на рынке видно, что когда Балбес (Юрий Никулин) высыпает деньги из копилки за пазуху курточки, эти деньги потом высыпаются из-под курточки и падают вниз.

В момент, когда Юрий Никулин разбивает бутылки на базе, он кладет себе в куртку бутылку, взятую из ящика, в правый карман. Но в сцене сражения Шурика с Балбесом на шпагах, Шурик делает выпад и пронзает бутылку, которая появляется в левом кармане.

Главный автомобиль в ринке - «инвалидка» С-3А производства Серпуховского механического завода.

Интересно, что даже сам режиссер фильма не ожидал такого успеха: в первый год «Операцию» посмотрели более 69 миллионов зрителей.

Картину «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» снимали в четырех городах: Москве, Ленинграде, Ялте и Одессе.

Гайдай и сам сыграл в фильме маленькую роль - алкоголика, который произносит фразу: «Огласите весь список, пожалуйста!»

Отправляясь на «дело» преступники Трус, Балбес и Бывалый поставили на своем автомобиле номер Д 1-01. Такие номера были только на дипломатических машинах.

Источники – Википедия, КиноПоиск, Авивас.ру,

Леонид Гайдай – Операция «ы» и другие приключения Шурика – все самое интересное о режиссере и его фильмах обновлено: Март 12, 2018 автором: сайт

На территории бывшего Советского Союза нет, пожалуй, такого
человека, который хотя бы раз не смотрел эти фильмы. Вот взял перечитать сборник сценариев "Операция "Ы", "Кавказская пленница" и
"Бриллиантовая рука".

Некоторые, в том числе и драматурги, считают, что сценарий -
это всего лишь литературный черновик будущей киноленты,
своеобразный эскиз, где присутствуют описание действий и диалоги.

Перевести эту страницу

Translate.Ru PROMT©
Интересно ли будет широкому читателю общаться с такой, казалось
бы, непривычной формой? Ответ на этот вопрос дает Эльдар Рязанов.
"Настоящий сценарий - это тот, который написан хорошим живым
языком, который красочно фиксирует не только поступки героев, но и
рассказывает об их мыслях и чувствах, - убежден он. - Кроме
удовольствия для читателя, авторские ремарки, рассуждения,
отступления всегда помогут постановщику глубже проникнуть в
авторский замысел, обогатить собственную трактовку, более
талантливо интерпретировать литературное произведение".
Сценарии "Операции "Ы", "Кавказской пленницы" и
"Бриллиантовой руки", по мнению Рязанова, отвечают самым высоким
требованиям, предъявляемым к литературе. Они написаны легко, им *
присущи афористичность и емкость диалога, они искрятся юмором.
Юмор в условиях советского "зазеркалья", в которых писались
эти сценарии, был настолько причудливо переплетен с
действительностью, что порой трудно было отличить одно от другого.
Это подтверждают воспоминания Якова Костюковского из беседы с
корреспондентом "Московских новостей" Мариной Подзоровой (интервью
также включено в сборник). Но если перипетии съемок сегодня могут *
вызвать только улыбки, в то время авторам фильмов было не до
смеха.
"...В сценарии у управдома Мордюковой была такая реплика: "Я
не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает
синагогу", - вспоминает драматург. - Когда эпизод был уже готов,
последовал сигнал, а точнее, донос бдительных людей. Реакция была
ужасной. Большой начальник заявил: "Вы поставили еврейский вопрос
и никак его не решили". Переснимать не позволили, чтобы не
транжирить народные деньги. Велели переозвучить, а наши замечания
о том, что не совпадает артикуляция, пресекли: это ваши проблемы.
Замену "синагоге" большой начальник придумал сам. Управдом
Мордюкова в итоге произнесла: "Я не удивлюсь, если завтра
выяснится, что ваш муж тайно посещает любовницу!"
(Кстати, сценарии публикуются без каких бы то ни было
изменений - ни "цензурных", ни действительно творческих,
возникавших в ходе создания фильмов. К примеру, в текст вернулась
та самая изначальная "синагога", папановский "Лёлик" именуется
"Механиком", а мироновский "Геша" - "Графом".)
Или еще эпизод. Знаменитая фраза из "Кавказской пленницы" о
том, что в соседнем районе жених украл члена партии, первоначально
по сценарию принадлежала Фрунзику Мкртчяну. Но реплику запретили,
сказав, что он произносит ее с подтекстом. Тогда на помощь пришел
Юрий Никулин. Его все настолько любили, что часто позволяли то,
чего не разрешали другим. Он "взял" на себя эту фразу - и она
действительно прошла.
По воспоминаниям Якова Костюковского, "разборки" с
начальством действовали на Гайдая убийственно: после них некоторое
время он был практически неработоспособен. "Они привели к тому,
что Леня совершил, на мой взгляд, большую ошибку - решил заняться
экранизациями, надеясь, что в этом жанре проблем будет меньше, чем
при съемке оригинальных сценариев, - рассказывает драматург. -
Увы, с экранизациями он хлебнул ничуть не меньше".
Что же касается зрителя, то он лишился многих удивительных
комедий, которые Гайдай мог бы снять. И тогда с экрана в зал, а
затем и в повседневную жизнь ушли бы новые десятки "крылатых"
фраз, которыми так насыщены и "Операция "Ы", и "Кавказская
пленница", и "Бриллиантовая рука". В книге опубликовано немногим
более сорока фраз (плюс знаменитые тосты из "Кавказской
пленницы"). "Надо, Федя, надо!", "А ты не путай свою шерсть с
государственной!", "Наши люди в булочную на такси не ездят" и,
конечно же, "Жить - хорошо. А хорошо жить - еще лучше", ставшая
заголовком сборника. А сколько не вошло! Никулинская "Спирт?" или
его же "Шашлык. Три порции. Выбросила в пропасть", вицинские "Да
здравствует советский суд - самый гуманный суд в мире!" или "А где
бабуля?", моргуновские "Чего шумишь, я инвалид!" или "Носком левой
ноги вы давите один окурок...", папановские "На это я пойтить не
могу" или "Смотри не перепутай, Кутузоу!"...
Сегодня в отечественном кино - время "Кавказских пленников"
(речь, конечно же, о хорошем кино). Талантливых, умных, озорных,
эксцентрических комедий - нет. Новая книга в чем-то восполняет
этот пробел. И заставляет еще раз задуматься над тем, что жить
хорошо только тогда, когда хорошая жизнь становится нормой.

«Операция «Ы»…» или «Кондуктор, нажми на тормоза»

Как снимали легендарную комедию и из-за чего стопорились съемки?

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» - первая комедия Леонида Гайдая с Александром Демьяненко в образе эксцентричного Шурика.


Серьезный подход к несерьезным историям

Сценарную заявку на будущую картину «Несерьезные истории» 2-е творческое объединение киностудии «Мосфильм» приняло в марте 1964 года, а уже в августе 1965 состоялась всесоюзная премьера.

В фильме три новеллы объединены одним героем - чудаковатым Шуриком, который влипает в переделки, но выходит победителем. А поначалу новелл было две. Роднил их центральный персонаж, но и он был другим: студента звали не Шуриком, а Владиком. В одной из новелл он перевоспитывал ворчуна и лентяя, который не любил работу, но был учтивым с дамами. А в другой части Владик Арьков в качестве репетитора готовил к вступительным экзаменам в вуз современного Митрофанушку, который не хотел ни учиться, ни жениться, а просто мечтал избавиться от родительской опеки.



В фильме же всё, как помним, выглядит иначе. В части «Напарник» подрабатывающий на стройке студент-очкарик находит на свою голову горе-помощника - получившего «15 суток» здоровяка-«пофигиста» Верзилу. В новелле «Наваждение» Шурик занятно знакомится с девушкой, с которой вслепую готовился к экзамену. А в последнем фрагменте («Операция «Ы») герой случайно оказывается на месте преступления, упреждая договорное ограбление с участием Бывалого, Труса и Балбеса. Эти трое, как и оператор фильма Константин Бровин, были задействованы и в предыдущих короткометражках Леонида Гайдая: «Пес Барбос и необычный кросс», «Деловые люди» и «Самогонщики». А вот того, кто будет олицетворять Шурика, предстояло еще найти.

«За наше случайное знакомство!»

Переговоры велись с Андреем Мироновым, но до кинопроб дело не дошло. А представьте, каким бы оказался наш любимый герой в исполнении Олега Видова или Александра Збруева, Виталия Соломина или Евгения Жарикова. Кроме них, на роль Владика (Шурика) пробовались Валерий Носик и Александр Леньков, Геннадий Корольков и Владимир Коренев, Алексей Эйбоженко и Иван Бортник, Сергей Никоненко и Всеволод Абдулов.

Почему-то никто из претендентов режиссера не устроил. И когда кто-то из коллег обмолвился, что есть подходящий актер в Ленинграде, он лично поехал знакомиться с этим рекомендованным артистом. Так в июле 1964 года жизнь Александра Демьяненко изменилась раз и навсегда, благодаря судьбоносной встрече с Леонидом Гайдаем. «Приклеившийся» к актеру образ Шурика не даст ему потом сыграть те роли, о которых он мечтал, но в его творческой биографии останутся работы, по которым артиста будут помнить еще долго. Потому что комедии Гайдая - вне времени, их любят зрители всех поколений. Да и сам актер определил, что комедия обречена на успех, как только прочел сценарий: таких фильмов до «Операции «Ы» у нас не делали.

Демьяненко уже был утвержден на главную роль, а до начала съемок оставалось меньше недели, как вдруг худсовет решил удостовериться в правильности выбора. Повторную пробу устроили для Валерия Носика. Сравнив того и другого актера, роль отдали Демьяненко, а Носику предложили эпизод со сдачей экзамена студентом-картежником в новелле «Наваждение».

Но не только за исполнителем роли Шурика Гайдай ездил в город на Неве. Оттуда же был приглашен в картину и другой ленинградский актер - Алексей Смирнов. Верзилу на кинопробах изображали многие кандидаты, среди них был и Михаил Пуговкин. После того как Пуговкина раскритиковал Иван Пырьев (лицом, мол, не вышел), артисту дали роль прораба, а в образе Верзилы решили снимать здоровяка Смирнова.

Порекомендовали режиссеру и композитора-дебютанта Александра Зацепина, недавно переехавшего в Москву и зарабатывавшего на жизнь игрой на аккордеоне в ресторанах. «Постой, паровоз!» написал 38-летний музыкант с сибирскими корнями, для которого знакомство с Гайдаем стало пропуском в большое искусство.

Быстро только кошки родятся

В эпоху планов и трудовых обязательств кинематографистам точно так же закрывали наряды, как и станочникам на заводе. В архивах студии сохранились отчеты о съемочных днях, по которым можно судить о темпах работы и загруженности актеров. По иронии судьбы, производительность съемочной группы в эпизодах с лентяем Верзилой была не большей, чем у героя Алексея Смирнова.

Начало съемок - 27 июля. Первая сцена - построение «алкоголиков, тунеядцев, хулиганов» в милицейском дворе (возле 9-й лаборатории «Мосфильма»). Участвуют массовка, Владимир Басов (милиционер) и Алексей Смирнов (Верзила).

Следующая съемка - через 10 дней. 7 августа снова в кадре - Смирнов, но теперь - с Пуговкиным. Прораб показывает стройку влившемуся на 15 суток товарищу. «У вас несчастные случаи на стройке были?.. Будут!», - этот текст Верзила произносил на реальной стройке в Свиблово.

Через три дня - снова стройка. 10 августа Верзила должен был гоняться за Шуриком. Вместо Демьяненко бегал дублер. За целый день - три кадра: Верзила высовывается из-за кучи, крупный план Смирнова, Верзила бежит к трактору. Из-за неисправного движка в 16.30 съемка остановилась. Через день во столько же закончат съемку из-за дождя. 12 августа успеют снять только эпизод с бросанием Верзилой мешка с подъемника.

А днем раньше осилили эпизод с мытьем Верзилы под душем, когда Шурик умыкает его одежду. Демьяненко на площадке снова нет - вещи крадет дублер (в кадре - его рука). В набедренной повязке Верзила выскакивал из душа лишь 28 августа, но погоняться за Шуриком ему не удалось - сломалась камера. После обеда привезли другую, но выполнить план съемочного дня всё равно не успели - стемнело.


Обед отбывающему трудовую повинность Верзиле привезли 13 августа. Несчастливое число не сулило ничего хорошего. И только Смирнов доел свой шашлык, отдыхать вместе с ним в полуденный зной улеглась и съемочная группа. Из-за царапины на пленке нужно было чинить или менять камеру. Через три часа приехали два механика вместе с начальником операторского цеха Файманом. Общими усилиями дефект устранили, но продолжить съемку опять помешал дождь. План по метражу в тот день снова не выполнили.

Дальше снимали три эпизода из новеллы «Наваждение». За Лидой и ее подружкой Ирой Шурик бегал по городу три дня. 26 августа девушки ходили по Комсомольскому шоссе и Фрунзенской набережной, а Шурик стоял у киоска. На остановке трамвая возле ВДНХ все трое стояли 25 августа, садились в трамвай 27 августа, а ехали и выходили из трамвая еще через несколько дней. Запечатлеть сцену в трамвае сразу не удалось из-за сложностей съемки в движении. План по метражу опять «завалили».

Не всё было гладко и на зимних съемках. Третью новеллу - с Вициным, Моргуновым и Никулиным - снимали в Ленинграде, куда съемочная группа, как подгадала, прибыла 13 декабря. Невезуха началась с погоды. Привезенный к месту съемки десятью самосвалами снег растаял, три дня шел дождь, и актерам пришлось ждать, пока реквизиторы подготовят декорации не только базы, но и «заснеженной» улицы. В кадре под ногами у героев скрипел не снег на морозе, а пенопласт. Завезли также много ваты, а реквизит и одежду актеров щедро обсыпали нафталином.

Кстати, «летние» по сюжету съемки эпизодов сдачи экзамена героями Валерия Носика (студент-картежник) и Виктора Павлова (Дуб с перевязанным ухом) снимали 11 января, но уже не в Ленинграде, а в столице, в аудитории Московского экономического института.

Террариум единомышленников

А на следующий день отснятый материал анализировал худсовет. После просмотра двух первых новелл хорошие отзывы получили режиссерская и операторская работа, понравилась коллегам игра Демьяненко, Смирнова и Пуговкина. Но самый большой начальник - худрук 2-го творческого объединения и «жесткий» режиссер Иван Пырьев снова придрался к Пуговкину, порекомендовав сократить время его пребывания в кадре. «Излишне подробным» показался ему и образ милиционера. Пырьев не одобрял выбора на эту роль Басова - не тот, дескать, типаж. Подхватил мысль художественного руководителя объединения и главный редактор. «Басов не хорош, - присоединился к критике Борис Кремнев, - эпизод с милицией лучше переснять». При этом придирчивый Пырьев вдруг похвалил вторую новеллу, которую, мол, недооценивал. Худрук признал былой скепсис в отношении «Наваждения» ошибочным, а позже вообще назвал эту часть «наибольшей удачей комедии», «свежей интонацией», «новой гранью режиссерского таланта» и «шагом вперед в творчестве Гайдая». Закрыл он заседание худсовета предложением заменить название фильма «Несерьезные истории». С вариантом начальника никто спорить не осмелился: комедию назвали «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

Спустя месяц обсудили третью новеллу. 25 февраля от Пырьева досталось Вицину: его игра худруку показалась фальшивой. Укорив артиста в повторении образа из «Пса Барбоса», Пырьев посоветовал искать «новые краски» и поставил в пример Никулина, который «всегда разный». Но с особым нажимом «мосфильмовский» начальник набросился на Моргунова, которого назвал «не смешным, а неприятным». На вынесении окончательного вердикта картине 23 апреля Пырьев без обиняков заявил: «Нужно прекратить снимать Моргунова и Пуговкина! Надоели. Не интересны».

После советов сократить длинноты в первой и третьей частях фильма Гайдай исключил некоторые эпизоды и представил перезаписанный вариант на суд дирекции «Мосфильма». Генеральный просмотр был назначен, как поделано, на 13 мая. Сценарная редколлегия предписала сократить кадры погони в первой новелле (длинно), убрать эпизоды с Верзилой-«папуасом» (нарочито) и вырезать сцены экзаменов (выпадают из общей стилистики).

К счастью для зрителя, рекомендации режиссер проигнорировал, за что поплатился статусом картины: комедии, пережившей свое время, присвоили лишь вторую категорию. На решение комиссии не повлияла даже победа картины на Краковском кинофестивале (награды удостоилась вторая новелла «Наваждение»).

К первой категории в том же 1965 году были отнесены фильмы, которых не только никто не помнит сейчас, но мало кто смотрел и тогда: «Кого мы больше любим» (за 7 месяцев - 2,4 млн.), «Строится мост» (за полгода - 2,6 млн.), «Домик в дюнах» (за год - 3,4 млн).

Комедию же Леонида Гайдая «Операция «Ы»…» в год выхода на экран (с середины августа, за 4,5 месяца) посмотрело 69,6 млн. зрителей. Это была верхняя строчка рейтинга в списке премьер 1965 года и абсолютный рекорд для фильмов «несерьезного» жанра.

Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья! ;)

Вячеслав Капрельянц, 2015

В августе 1965 года на экраны страны вышел фильм «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» режиссера Леонида Гайдая.

А всё начиналось так.

В начале 1964 года Гайдай знакомится с двумя сценаристами: Морисом Слободским и Яковом Костюковским. Они предлагают режиссёру сценарий «Несерьезные истории» включющий в себя две киноновеллы про студента очкарика Владика Арькова. В первой новелле он перевоспитывает некоего Мрачного типа, который с прохладцей относится к своей работе, не вежлив с дамами и т. п. Во второй новелле Владик устраивается репетитором и готовит к поступлению в институт единственного сына любвеобильных родителей — оболтуса Илюшу, мечтавшего уехать из своей мещанской семьи куда-нибудь подальше. Гайдай присоединяется к созданию сценария.



10 марта 1964 года во 2-м творческом объединении киностудии «Мосфильм» была принята заявка на сценарий «Несерьезные истории» и с его авторами заключили договор.

25 марта был одобрен литературный сценарий и дано «добро» на запуск его в режиссерскую разработку. Правда литературный сценарий уже сильно отличался от первоначальной заявки: имя студента осталось прежним — Владик Арьков, однако сюжет новелл изменился и приобрел ту основу, которая хорошо знакома нам по фильму. В первой новелле — «Напарник» Владик перевоспитывает тунеядца-«пятнадцатисуточника» на стройке, во второй — «Весеннее наваждение» — влюбляется в девушку Лиду.

Сюжет новеллы про любовь студента к однокурснице в период экзаменационной сессии, Гайдай «подсмотрел» в польском журнале «Шпильки».

Но двух новелл явно недоставало для полнометражного фильма и сценаристам было дано задание придумать третью, причем в ней необходимо было свести нового героя — Владика, со старыми — троицей Балбес—Трус—Бывалый, которая так полюбилась зрителям и с которой Гайдай не собирался расставаться. После месяца напряженной работы на свет явилась новелла «Операция «Ы»: на этот раз Владику, единственному «сквозному» герою всех трех новелл, предстояло разоблачить расхитителей социалистической собственности.

С 1 июня начались кинопробы актеров на главные и эпизодические роли.

Самыми сложными оказались поиски главного героя — студента Владика. Гайдай пересмотрел более сотни кандидатов, среди которых были актеры, которые вскоре стали знаменитыми: Виталий Соломин, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Всеволод Абдулов, Иван Бортник, Валерий Носик, Александр Збруев, Евгений Петросян и даже Андрей Миронов, правда с последним велись только переговоры .



В итоге худсовет студии остановился на кандидатуре Валерия Носика, хотя сам Гайдай сомневался.


Не совсем устраивал его и Михаил Пуговкин, которого худсовет рекомендовал на роль Верзилы в первую новеллу. Помог, как всегда, случай.

Еще во время работы над сценарием Гайдай пришел к убеждению, что главного героя он будет списывать... с себя. Вот почему даже внешне Владик Арьков был выписан в сценарии как копия Гайдая: длинный юноша в очках.

Как заметит много позже жена режиссера Нина Гребешкова: «Владик — это сам Леонид Иович. Все его поступки, жесты. Конечно, актер преломил их через себя. Но образ шел от Лени. Он действительно был таким — нескладный, наивный и очень порядочный».

И тут кто-то в съемочной группе произнес фамилию молодого актера Александра Демьяненко. Взглянув на его фотографию, Гайдай мгновенно обнаружил внешнее сходство с собой. В итоге 11 июля Гайдай отправляется в Ленинград на личные переговоры с Демьяненко. Оба остались довольны друг другом.

Актер потом вспоминал: «Я как прочел сценарий «Операции „Ы“, понял, что фильм обречен на успех. Ничего подобного в нашем кино тогда не было».



Из Питера Гайдай привез еще одного ленинградского актера, которого хорошо знал по совместной работе в «Деловых людях» — Алексея Смирнова. Его он хотел попробовать на роль Верзилы вместо Пуговкина.


Последнего забраковал художественный руководитель 2-го творческого объединения Иван Пырьев, который, посмотрев пробы, заявил: «Для этой роли такая бандитская физиономия, как у Пуговкина, не годится!» В итоге Пуговкину достанется роль прораба, на которую изначально пробовался Владимир Высоцкий.



Тогда же Гайдай найдет и актрису на главную роль во второй новелле — Наталью Селезневу.



Селезнева пришла на пробы без всякой надежды на успех, перед этим хорошо проведя время на пляже.

Едва она вошла в павильон, Гайдай предложил ей пройти весьма рискованный тест: раздеться перед камерой. Актриса заколебалась. Тогда Гайдай произнес роковую фразу: «Вы мне, конечно, нравитесь, но мне кажется, что фигура у вас не очень-то...» Тут у Селезневой взыграло самолюбие, и она скинула платье, оставшись в одном купальнике. И тут же была утверждена на роль скромной советской студентки.



Худсовет 2-го объединения просмотрел эти пробы и поставил точку — утвердил актеров на главные роли: Шурик — Демьяненко, Верзила — Смирнов, прораб — Пуговкин, Лида — Селезнева.


А бедолага Валерий Носик сыграет эпизодическую роль студента-картежника, сдающего экзамены в новелле «Наваждение».

К началу съёмок Владик неожиданно (по цензурным соображениям) становится Шуриком — Владика забраковала политическая цензура с аргументом, что Владик это Владлен, а Владлен это Владимир Ленин.

Нельзя комического героя называть именем вождя мирового пролетариата Первый съемочный день фильма «Операция «Ы» датирован 27 июля. В тот день на территории «Мосфильма» снимали эпизод «во дворе милиции» с участием массовки (она изображала тунеядцев-алкоголиков) и двух актеров: Смирнова (Верзила) и Владимира Басова (милиционер).


В этот эпизод Гайдай вставил случай из собственной биографии — это касается сцены, во время которой арестованных на пятнадцать суток распределяют на трудовые работы. Правда, в его жизни это было связано с войной. В иркутский театр, где он работал во время войны, приехал военком. Всех мужчин построили, и он спросил: «Кто хочет на фронт?» Все сделали шаг вперед. Тогда военком сказал: «Для начала будем брать тех, кто знает немецкий язык». Шаг вперед сделал только один человек — сам Леонид Иович. Гайдай и сам сыграл здесь маленькую роль — во многих изданиях пишут,что это роль алкоголика, который произносит фразу: «Огласите весь список, пожалуйста!». Но на самом деле это непрофессиональный актер Олег Скворцов, а Гайдай сыграл другого, менее заметного задержанного



Леонид Иович Гайдай в роли задержанного в фильме «Операция „ы“» (справа)

30 июля группа перебазировалась на одну из строительных площадок в Свиблово, чтобы начать съемку эпизодов «на стройке». Весь август и сентябрь группа работала в нервном режиме. Подводили киношников то погода, то техника, то плохая пленка. В итоге 3 октября Гайдай вместе с оператором и художником вылетели в Баку, чтобы выбрать места для натурных съемок, так как в Москве погода испортилась окончательно и бесповоротно. Однако и в столице Азербайджана погода оказалась не лучше. Тогда выбор пал на Одессу. Съемки в Одессе начались 21 октября. Но и там группу продолжал преследовать злой рок: назначенная на этот день съемка была отменена из-за внезапной болезни Демьяненко: простой длился до 25 октября. А когда съемки возобновились, то внезапно испортилась погода и объект «у дома Лиды» (Пролетарский бульвар, 22) пришлось снимать в несколько заходов.


В Одессе продолжили снимать и первую новеллу. В районе Новые Черемушки (в Одессе тоже есть такой) снимали, в частности, эпизод, где Шурик угодил в битум. Но и здесь без происшествий не обошлось: из-за чьей-то неосторожности битум внезапно загорелся. Тушили пожар и строители, и киношники. Съемки в Одессе продолжались до 22 ноября.


Затем группа вернулась в Москву — на «Мосфильме» снимали «квартиру Лиды».


12 декабря группа переезжает в Ленинград, где должна была сниматься третья новелла. Однако и там погода не порадовала. 14 декабря к месту предстоящей съемки 10 самосвалов привезли снег, но он весь растаял еще до начала съемок. Было принято решение заменить снег подручными материалами — ватой, нафталином. Когда все было готово, то, чтобы «снег» не разнесло ветром, снимать начали... с конца. С эпизода, когда старушка «божий одуванчик» прибегает на склад и застает там четырех спящих мужиков: Шурика, Труса, Балбеса и Бывалого и мышку, которую принес дрессировщик Князев. Кстати, мышку больше всего ругали на худсовете и хотели вырезать её из картины, но режиссер отстоял серую артистку.


12 января состоялось заседание худсовета 2-го объединения, на котором был просмотрен отснятый материал.

Именно на этом заседании Иван Пырьев предложил поменять название фильма «Смешные истории» на «Операцию „Ы“ и другие приключения Шурика».

Тем временем съемки фильма продолжаются. 21 января в павильоне № 13 «Мосфильма» снимали «логово троицы»: это там Балбес поет песню «Постой, паровоз...», а Трус тренируется сначала на своих напарниках, а потом на фарфоровых кошках

Цензура блатную песню пропускать сначала не хотела, но Гайдай отстоял её убрав один куплет, который, по словам сценариста Якова Костюковского звучал приблизительно так:

Пусть гадом я буду
Я пилку достану
Решетку я ей перепилю
Пускай луна светит своим коварным светом
Но я из тюряги убегу

1 февраля в павильоне № 8 начали снимать эпизоды «ограбление склада».

Вспоминает Юрий Никулин: «Для эпизода „Бой на рапирах“ пригласили преподавателя фехтования, который учил нас драться на рапирах. После нескольких занятий мы дрались как заправские спортсмены. Показали бой Леониду Гайдаю. Он посмотрел со скучающим видом и сказал: — Деретесь вы хорошо, но все это скучно, а должно быть смешно. У нас же комедия».


Тогда-то Гайдай и придумал эпизод, как Шурик протыкает Балбеса шпагой, у того появляется кровь, которая потом оказывается вином из спрятанной за пазухой бутылки.


А помните, в третьей новелле, в эпизоде погони на складе, Балбес натыкается на скелет? Было снято восемь вариантов этой сцены. Во время одного из дублей Никулин решил похулиганить — взял и сунул палец между открытыми челюстями (что не было предусмотрено сценарием), а те вдруг, сомкнувшись, щелкнули. В фильм попала именно эта случайно снятая импровизация.


25 февраля состоялся худсовет, на котором обсуждалась третья новелла фильма. Приведу отрывок из выступления художественного руководителя 2-го творческого объединения «Мосфильма» Ивана Пырьева: «В комедии главное — четкость и тактичность в поведении. Но иногда этой тактичности исполнения и не хватает. Вот Моргунов. Он не смешон, а часто неприятен. То же самое случается и с Вициным. Его манера поведения была прекрасной в „Псе Барбосе“, здесь же многое кажется фальшивым. Нельзя все время работать на одной и той же краске... В этом отношении прекрасен Никулин. В каждой сцене он оригинален, но и всегда разный...»

На следующем худсовет, после просмотра всей картины Пырьев потребовал «кончать снимать Моргунова и Пуговкина. Они не интересны и надоели...». После чего другая инстанция — сценарно-редакционная коллегия — потребовала от Гайдая вырезать ряд эпизодов, в частности, когда «негр» Верзила гоняется за Шуриком и когда студенты сдают экзамены.

Но Гайдай оставил все как есть. Чуть позже ему это припомнили, когда присваивали категорию фильму. 2 июля комиссия по определению группы отнесла «Операцию «Ы» ко 2-й категории.


8 июля 1965 года генеральный директор «Мосфильма» В. Сурин и художественный руководитель 2го творческого объединения И. Пырьев пишут письмо председателю Государственного комитета СМ СССР по кинематографии А. Романову, в котором заявляют, что фильм Леонида Гайдая заслуживает самой высокой оценки. Цитата из письма: «В данном случае, как нам кажется, принцип объективности и беспристрастности был нарушен в первую очередь потому, что за пренебрежительной оценкой фильма «Операция „Ы“ кроется пренебрежительное отношение к комедии вообще и эксцентриаде в особенности. Ни многочисленные призывы печати, ни настойчивые пожелания зрителей, просящих, требующих новых и хороших кинокомедий, не могут опровергнуть все еще бытующего убеждения, что комическое в искусстве, комическое в кино есть жанр несерьезный и низкий...». Это письмо возымело-таки действие — фильму дали 1-ю категорию.


Фильм «Операция «Ы» вышел на экраны страны в середине августа 1965 года. Зрители встретили его восторженно. Свидетельством тому и рекордное за всю историю советского кинематографа (на тот момент) число зрителей, посмотревших картину, — 69 миллионов 600 тысяч.