Женщины и революция: феминистки как авангард партии большевиков. Женщины и революция: от Красной графини до Фанни Каплан

Не все эти женщины поддерживали Октябрьскую революцию в том виде, в котором она произошла, не все дожили до неё. Но благодаря этим политически активным и неравнодушным женщинам революция стала возможна.

Российская революционерка, советская государственная партийная, общественная и культурная деятельница. С 1890 занималась пропагандой, была секретарем газеты "Искра", участвовала в подготовке Октябрьской революции. После революции занялась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации. С 1917 года являлась членом Государственной комиссии по просвещению.

Александра Михайловна Коллонтай (19 марта 1872 - 9 марта 1952)

Русская революционерка, государственная деятельница и дипломат. Чрезвычайный и полномочный посол СССР, первая женщина-министр в истории. К участию в социалистическом движении Александра Коллонтай пришла в 1890-х годах благодаря знакомству с Е. Д. Стасовой. Во время расстрела демонстрации 9 января 1905 года была на петербургских улицах. Во время Первой русской революции в 1905 Коллонтай инициировала создание «Общества взаимопомощи работницам». Будучи наиболее заметной женщиной в советском руководстве, Коллонтай была инициатором создания и заведующей (с 1920) женотделом ЦК РКП(б), целью которого была борьба за уравнение в правах женщин и мужчин, борьба с неграмотностью среди женского населения, информирование о новых условиях труда и организации семьи.

Теоретик марксизма, философ, экономист и публицист. Одна из наиболее влиятельных деятельниц немецкой и европейской революционной левой социал-демократии. В 1897 году защитила диссертацию, получив степень доктора государственного права. Роза проявила себя как талантливый журналист и оратор. на общалась с Плехановым, Бебелем, Лениным, Жоресом, вела с ними полемику. На Штутгартском конгрессе Второго интернационала (1907) Люксембург совместно с Лениным внесла поправки в резолюцию Августа Бебеля по вопросу об отношении к империалистической войне и милитаризму. В поправках, в частности, указывалось на необходимость использования, в случае возникновения войны, порождаемого ею кризиса в целях свержения господства буржуазии.

Немецкая политик, деятельница немецкого и международного коммунистического движения, одна из основательниц Коммунистической партии Германии, активистка борьбы за права женщин. Клара Цеткин сыграла важную роль в основании Второго интернационала и подготовила для его Учредительного конгресса речь о роли женщин в революционной борьбе. Считается, что она является автором идеи Международного женского дня - 8 марта.

Деятельница российского революционного движения. В 1904 году вступила в РСДРП. За активное участие в революции 1905-1907 годов власти отправили её в ссылку на север России в Мезень, откуда Арманд в 1908 году бежала сначала в Петербург, а затем с помощью эсеров по подложному паспорту выехала в Швейцарию. Переводила работы Ленина, издания ЦК партии. В 1912 году написала брошюру «О женском вопросе», в которой выступала за свободу от брака. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, занялась агитацией среди французских рабочих, призывая их отказаться от работы в пользу стран Антанты.

Деятельница российского и международного социалистического движения, народница, террористка, писательница.

5 февраля 1878 года Засулич пришла на приём к Трепову (вынесшему нарушающий закон приговор) и выстрелила в него из револьвера, тяжело ранив. Была немедленно арестована, но суд присяжных 12 апреля 1878 года полностью оправдал Засулич. На следующий день после освобождения приговор был опротестован, и полиция издала приказ о поимке Засулич, но она успела скрыться на конспиративной квартире и вскоре, чтобы избежать повторного ареста, была переправлена к своим друзьям в Швейцарию.

Российская революционерка, террористка, член Исполнительного комитета «Народной воли», позднее эсерка. В сентябре 1884 года по «Процессу 14-ти» Фигнер приговорена Петербургским военно-окружным судом к смертной казни. После 9 дней ожидания исполнения приговора казнь была заменена бессрочной каторгой. В тюрьме начала писать стихи. Пыталась установить связь с политическими заключёнными в крепости, организовывать коллективные протесты против тяжёлых условий содержания. Февральскую революцию 1917 года Вера Фигнер встретила в качестве председателя Комитета помощи освобождённым каторжанам и ссыльным.

Российская политическая деятельница, террористка, одна из руководителей партии левых эсеров. 12 марта 1906 года приговорена за убийство советника тамбовского губернатора к смертной казни через повешение. 28 марта ей сообщили о замене смертной казни бессрочной каторгой, которую она отбывала на Нерчинской каторге. Одна из первых женщин, заявивших об изнасиловании в заключении. Большую часть жизни провела в тюрьмах.

Деятельница русского революционного движения, одна из создательниц и лидеров партии эсеров, а также её Боевой организации. Известна как «бабушка русской революции». Занималась организационной работой и распространением революционных идей среди крестьянства. Была сторонницей политического и аграрного террора, считая их одними из наиболее эффективных методов борьбы.

Мария Марковна Школьник (1885 - 1955)

Эсерка, участница революционного террора в Российской империи в начале ХХ века. Член Боевой организации партии социалистов-революционеров.

Эсерка, деятельница революционного движения России. В 1905 году застрелила генерал-адъютанта В. В. Сахарова, усмирявшего аграрные беспорядки в Саратовской губернии, приговорена к смертной казни, которую заменили на пожизненную каторгу.

Мария Григорьевна Никифорова (1885 - 1919)

Предводительница анархистов на территории Украины, соратница Нестора Махно. Примкнула к анархическому движению в 16 лет. Известна под именем Маруся. В годы Гражданской войны становится одним из самых заметных и уважаемых командиров анархистских отрядов на юге России. В декабре 1917 года Чёрная гвардия Маруси помогала устанавливать советскую власть в Харькове, Екатеринославле (Днепропетровск) и Александровске (Запорожье). Благодаря поддержке лидера большевиков в этом районе Антонова-Овсеенко, Маруся получила поддержку в организации «Вольная боевая дружина». Эта часть активно воевала с белой гвардией, немецкими оккупационными войсками и украинскими националистами при установлении советской власти в Елисаветграде (Кировоград).

Российская революционерка, активная участница Гражданской войны в 1918-1919 годах, единственная известная женщина - командир бронепоезда.

Народница, одна из руководителей «Народной воли», непосредственно руководившая убийством Александра II.
"Мы затеяли большое дело. Быть может, двум поколениям придется лечь на нём, но сделать его надо " - Софья Перовская.

Российская революционерка, агент Исполнительного комитета «Народной воли». Одна из первомартовцев.

Русская революционерка-народница, член Исполнительного комитета партии «Народная воля».

Участница российского революционного движения. До 1917 года, находясь на каторге, Каплан познакомилась с известной деятельницей революционного движения Марией Спиридоновой, под влиянием которой её взгляды изменились от анархистских к эсеровским. 30 августа 1918 года совершила покушение на Ленина.

Русская революционерка, народница, член партии «Народная воля». В феврале 1875 года участвовала в съезде народников в Москве, где был принят устав «Всероссийской социально-революционной организации».

Российская революционерка, представительница партии эсеров, организатор убийства командующего оккупационными войсками на Украине генерал-фельдмаршала Германа фон Эйхгорна в 1918 году. После революции 1917 года она совместно с Марией Спиридоновой приняла участие в создании Читинского комитета ПСР. Также участвовала расколе партии эсеров на левое и правое крыло, примкнув к первому. Стала единственной женщиной на II Всероссийском съезде Советов.

Русская революционерка, народница. Продала имение в с. Беломестном Новооскольского уезда, а деньги использовала на улучшение материальных условий и организацию побегов политзаключенных.

Надежда Дмитриевна Субботина (1855 - после 1930)

Русская революционерка, народница. В 1874 привлечена к дознанию по делу о пропаганде в империи (процесс 193-х) за «подозрительный образ жизни, распространение среди воспитанниц Орловской женской гимназии идей о необходимости пойти в народ и за привоз из-за границы запрещённых книг».

Русская революционерка, народница. Предана 30 ноября 1876 году суду Особого Присутствия Правительствующего Сената по обвинению в составлении противозаконного сообщества, имевшего целью ниспровержение и изменение порядка государственного управления, и в участии в нём (процесс 50-ти). Признана виновной и приговорена к ссылке.

Евгения Дмитриевна Субботина (1853 - после 1930)

Русская революционерка, народница. В 1875 привлечена по двум дознаниям: по делу о пропаганде в империи (процесс 193-х) и по делу о противоправительственной пропаганде (процесс 50-ти). По Высочайшему повелению 19 февраля 1876 года по первому делу освобождена от наказания за недостатком улик, а по второму - предана 30 ноября 1876 года суду Особого Присутствия Правительствующего Сената по обвинению в составлении противозаконного сообщества и в участии в нём (процесс 50-ти), признана виновной и приговорена к ссылке.

Лидия Павловна Езерская (1866 - 1915)

Эсерка, участница революционного движения в Российской империи в начале ХХ века.

Ревекка Моисеевна Фиалка-Рачинская (1888 - 1975)

эсерка, участница революционного движения в Российской империи в начале ХХ века. В 1904 году Фиалка вступила в подпольную организации партии социалистов-революционеров, по поручению которой вела агитационную работу. В начале 1905 года по поручению партии отправилась в Одессу, чтобы оказать помощь в изготовлении снарядов. Несколько раз она ездила за динамитом в Кишинев, и привозила его на конспиративную квартиру в Одессе, куда кроме этого доставили также запрещенную литературу и шрифты из раскрытой тайной типографии. Летом 1905 года Фиалку и ее товарища Александра Лаппе арестовали на конспиративной квартире в Одессе. Приговорена к 20 годам каторги, однако как несовершеннолетней дали 13. Находясь в ссылке, Фиалка содействовала товарищам в подготовке побегов, была членом нелегальной кассы взаимопомощи.

Российская политическая деятельница, террористка, член партии социалистов-революционеров. В 1901 году вступила в партию социалистов-революционеров. Участвовала в Революции 1905-1907 годов. Состояла в членах Летучего боевого отряда Северной области.

Эсерка, участница революционного движения в Российской империи. В 1906 году по постановлению Боевой организации эсеров осуществила покушение на главного командира черноморского флота адмирала Чухнина. Адмирал был ранен в плечо и в живот, но остался жив. По его приказу террористка была расстреляна матросским патрулем без суда и следствия.

Русская революционерка, советский деятельница международного коммунистического, женского, антивоенного и антифашистского движения. В 1934 году участвовала в создании Всемирного антивоенного и антифашистского женского комитета.

Русская революционерка, народница. Вела противоправительственную пропаганду среди крестьян. Оказывала помощь членам Всероссийской социально-революционной организации после ареста его руководителей.

Мария Аркадьевна Беневская (1882 - 1942)

Эсерка-террористка, участница революционного движения в Российской империи в начале ХХ века. В 1905 году Мария Беневская вступила в Боевую организацию партии социалистов-революционеров. Рекомендацию для вступления дал Борис Савинков, к тому времени уже один из руководителей организации. Она вела жизнь профессионального революционера, работала в качестве техника (изготавливала бомбы) и пользовалась партийной кличкой «Генриетта».

Революционерка, участница гражданской войны в России, журналистка, поэтесса, писательница. После Октябрьской революции некоторое время занималась работой, связанной с сохранением памятников искусства, была секретарём Луначарского. В 1918 вступила в РКП(б). В 1918-1919 годах была комиссаром Морского Генерального штаба, политработником Волжской флотилии. В 1921 году была в Афганистане в составе советской дипломатической миссии. Последнее крупное произведение Рейснер - исторические этюды-портреты, посвященные декабристам («Портреты декабристов», 1925).

Считается, что во время революции 1917 года русские женщины стояли в стороне. В это время в России не было явного феминистского движения, да и на передовой машины перемен они не стояли. Действительно, женщины не зажгли искру Октябрьской Революции, но были ее движущей силой. Материал о вкладе русских женщин в революцию появился на американской портале Jacobin, который, как указано в описании, является "ведущим голосом американских левых":

В 1917 году, в Международный Женский День работницы текстильной промышленности вышли на забастовку в Выборгском районе Петрограда. Оставив станки, сотни женщин пошли от фабрики к фабрике, призывая других присоединиться к ним, а также вступая в столкновения с полицией и солдатами.

Женщины, не получавшие нужной квалификации, работавшие по 12-14 часов в антисанитарных условиях за маленькую зарплату, требовали солидарности. Прежде всего, действий со стороны рабочих мужчин, которые были заняты на хорошо оборудованных фабриках и считались наиболее сознательной и ответственной частью населения, обладавшей большим влиянием в обществе. Женщина бросали палки, камни и снежки в окна фабрик, силой пробивались на их территорию и требовали прекратить войну и вернуть их мужей домой с фронта.

Согласно многим современникам и историкам, прежде, чем на сцену вышли многочисленные батальоны рабочих мужчин, и во главе с управляемыми мужчинами же политическими партиями заслонили собой женщин в той борьбе, именно этот женский бунт за кусок хлеба непреднамеренно начал бурю, уничтожившую царизм. Бунт без какой-либо теоретической подготовки, которым руководило чувство, в котором исключительно экономические требования достигались «примитивными», но проверенными временем методами протеста.

С самого начала февральских забастовок лозунги, направленные против войны, были прочно вшиты в ткань протестных движений. Отвага женщин, их непреклонность и методы борьбы, которые они избирали, говорили о том, что они ясно видели, в чем состоял корень их проблем. Они понимали необходимость единения рабочего класса и важность привлечения и присоединения солдат, защищающих царистское государство, к бунту.

Позже Троцкий писал: Женщины сыграли огромную роль в налаживании отношений между рабочими и солдатами. Они с большим безрассудством, чем мужчины, взбирались на кордоны, хватались за винтовки, взывали, практически отдавали команду солдатам: «Опустите штыки - присоединяйтесь к нам!» Солдаты взбудоражены, им стыдно, они обмениваются тревожными взглядами, начинают колебаться. Кто-то решается первым, и штыки с виноватым видом поднимают над головами приближающейся толпы.


К концу 23 февраля, женщины смогли убедить солдат, охранявших трамвайные парки, и перевернутые вагоны превратились в баррикады. Причиной того, что солдаты поддержали женщин, был не нависший груз войны над армией, и даже не «заразительная» спонтанность протестов. Мужчины в бараках и женщины с фабрик, приехавшие в город из одних районов вели беседы и формировали отношения, стирая границы между рабочими и солдатами, что и позволило женщинам получить вооруженную поддержку.
Рабочие женщины твердо занимали свою позицию на передовой Февральской революции, которая закончилась уничтожением царизма. Они не только зажгли первую искру, но стали ее движущей силой, которая повела ее вперед, вопреки изначальным опасениям рабочих мужчин и многих революционеров.

Февральскую революцию называют спонтанной и в каком-то смысле это так: она не была спланирована и совершена революционерами. Однако, спонтанность это не то же самое, что отсутствие политической сознательности. Протесты рабочих женщин, штурмовавших фабрики Петрограда в то время, как и работники, и домохозяева были вынуждены стоять в очередях, чтобы прокормить родных, помогли избавиться от разделения между «экономически обусловленной» проблемой отсутствия хлеба и политически обусловленной проблеме завершения войны. Тяжелое материальное положение в итоге помогло направить недовольство голодом и бедностью в правильное русло. Причиной всего этого была война и политики, которые ее вели. Такие требования нельзя было удовлетворить без масштабных политических изменений в стране.

После февраля в течение 1917 года женщины во многих отношениях перестали принимать участие в развитии революционного движения. Исключением являются несколько выдающихся революционерок, такие как Александра Коллонтай, Надежда Крупская и Инесса Арманд, чья личная жизнь в качестве жен и любовниц обсуждается намного чаще, чем их вклад в теоретизацию революции и революционную деятельность.


Россия до 1917 года представляла собой преимущественно агрикультурное общество. Абсолютная власть царя поддерживалась и укреплялась церковью, что отражалось институте семьи. Религия главенствовала в вопросах свадьбы и развода, женщины на законном основании ставились в подчинение, считались собственностью, а не людьми. В известных русских пословицах встречалось такое отношение к женщинам: «Мне показалось, увидел двух человек, а это всего лишь мужчина со своей женой».

В 1896 году работницы текстильных фабрик приняли участие в забастовках и протестах против воинской обязанности перед Русско-Японской войной. А в революции 1905 года женщины сыграли значительную роль, когда работницы текстильных, табачных и кондитерских фабрик вместе с домработницами и прачками предприняли попытку образовать собственный союз в рамках общего бунта.

Последствия начавшейся Первой Мировой Войны сыграли ключевую роль в увеличении значимости женщин в политической и экономической жизни. Война разрушала семьи, что подводило конец жизням многих женщин. Миллионы мужчин были призваны на фронт, убиты или ранены, это вынуждало женщин самих обрабатывать земли, вести хозяйство и становиться частью городской рабочей силы. В 1914 году женщины составляли 26,6% рабочей силы, но уже к 1917 году это число достигло почти половины (43,3%). Даже в сферах, требовавших квалификации, количество женщин увеличилось. В 1914 году в металлургической промышленности женщины составляли лишь 3% рабочих, в 1917 - 18%.


При двоевластии, сложившемся в результате Февральской революции, протесты рабочих женщин не исчезли, но стали использоваться как часть процесса, в результате которого рабочий класс перешел на сторону Советов, а внутри социалистического движения к сентябрю оказал поддержку большевикам вместо умеренных социалистов - меньшевиков и эсеров.

Ожидания рабочих женщин и мужчин, надеявшихся на улучшение условий жизни после падения царизма, не оправдались, так как и правительство и Советское руководство не желали прекращать войну. К маю антивоенные митинги привели к распаду первого Временного Правительства и меньшевики совместно с эсерами создали политическую коалицию с либералами, которая по-прежнему выступала за участие в войне. Разочарование рабочих стало причиной продолжившихся забастовок, вновь возглавляемых женщинами.

Историки Джейн МакДермид и Анна Хиллиер описывали это так: С поддержкой других активисток из профсоюза, Гончарская заходила в одну за другой прачечные и убеждала работниц присоединиться к забастовке. Они заливали печи холодной водой. В одной из прачечных владелец напал на Гончарскую с гвоздодером, но ее спасли другие работницы, схватив его сзади.

После Февральской революции феминистки вновь начали выступать за всеобщее право голоса, и когда в июле они его добились, это стало значительным шагом вперед. Однако для большинства женщин право голоса мало что меняло в их жизнях. Нищета, долгие рабочие дни и борьба за сохранение целостности семьи никуда не пропали.

В 1908 Коллонтай писала: Какими бы радикальными ни были требования феминисток, нельзя забывать о том, что, исходя из их классовой принадлежности, они не могут бороться за то фундаментальное изменение в современной экономической и социальной структуре общества, без которого освобождение женщин невозможно достичь.

Для большинства крестьянок и женщин из рабочего класса вопрос угнетения и достижения равенства был далеко не абстрактным, а напрямую возникал из процесса борьбы за улучшение условий своих жизней и жизней своих мужей и детей, в которой они участвовали. Те из них, кто принял непосредственное участие в политике и стали более уверенными, зачастую вступив в партию большевиков, достигли этого в результате собственных коллективных усилий, направленных против войны и политиков. Усилий, которые фокусировались на неприятие голода, продолжения войны и борьбы за право владения землей.


Роберт Сёрвис утверждает: Программа Большевиков оказалась наиболее близкой к крестьянским и рабочим массам, а также к солдатам, когда во второй половине октября социальная напряженность и экономический упадок достигли пика. Но этого могло оказаться и недостаточно для Октябрьской революции.
Все это женам рабочих, крестьян и солдат приходилось переживать наравне с ними. Без поддержки неквалифицированного рабочего народа Петрограда, большинством из которого являлись женщины, Октябрьский переворот не преуспел бы.

Революция 1917 года была начата женщинами, они оказали огромное влияние на ее ход и в течение года устаревшие понятия о женщинах, как о существах низшего порядка, были вытеснены из общественного сознания.

Но Октябрьская революция, все же, не освободила женщин. Катастрофические лишения гражданской войны и искажения, которым подверглось Советское правительство, сделали это невозможным. Женщины практически не обладали позициями во власти, их редко избирали в государственные учреждения, а сексистские стереотипы не могли просто исчезнуть в бедственных условиях, последовавших за октябрем.
Во время революции, женщины не смогли в равной степени с мужчинами принять участие и сделать свой вклад в ход политического процесса на высочайших уровнях, но, будучи угнетенными, им удалось вопреки всем ожиданиям задать курс революционного движения.


Как писали МакДермид и Хиллиер: Действительно, разделение труда между мужчинами и женщинами осталось прежним, но, вместо того, чтобы утверждать, что женщинам не удалось бросить вызов доминированию мужчин, мы можем оценить искусность их маневра в отведенной им традиционной сфере, и какое значение он имел для революции.

Женщины были непосредственными участниками революции 1917 года, вместе с мужчинами творя историю. Они не были пассивными наблюдателями или аполитичными пустышками, и их участие сыграло важнейшую роль в борьбе с угнетением. Взгляд на революцию глазами женщины дает нам более глубокое понимание того, что остается наиболее переломным и важным историческим моментом для женщин.

Исполнительница покушения на Ленина.

Родилась на Украине в религиозной еврейской семье, которую оставила, увлекшись идеями анархизма. Работала белошвейкой, влюбилась в налетчика Виктора Гарского, вместе с ним готовила покушение на киевского генерал-губернатора. Бомба взорвалась раньше времени, повредив ей зрение. После ареста на допросах молчала. Ей было 16 лет, поэтому казнь заменили Акатуйской каторгой. Там эсерка Мария Спиридонова подарила ей свою шаль. Фанни освободилась только через 9 лет, почти ослепнув. Ей сделали операцию в харьковской глазной клинике. На вокзале она столкнулась с Виктором, договорилась о свидании и продала шаль, чтоб купить душистое мыло. Но после страстной ночи Виктор сказал, что не любит ее. Год спустя она (по своей инициативе или по поручению эсеров) ранила выступавшего на заводе Ленина. 28-летнюю террористку расстреляли, тело облили бензином и сожгли в бочке.

Ее черты: верность, непреклонность, фатализм, терпение, упорство.

Инесса Арманд (1874–1920)

Революционерка, феминистка, мать пятерых детей.

Родилась во Франции в семье оперного тенора, после его смерти переехала в Москву к тете: та учила музыке детей фабриканта Арманда, за сына которого Инесса позже и вышла замуж. Но, родив четверых детей, заинтересовалась социализмом, влюбилась в младшего брата мужа, Владимира (разделявшего ее интересы), и пятого ребенка родила от него. С мужем не развелась, он продолжал поддерживать ее, в том числе вызволяя из ссылок, куда ее не раз отправляли. Владимир умер от туберкулеза. Знакомство Инессы с Лениным в 1910 году в Париже переросло в роман. Расставшись, они остались друзьями и в Россию вернулись втроем с Крупской в 1917 году в «пломбированном вагоне». У Арманд был диплом экономиста, она боролась за равную оплату труда женщин и свободу от быта. Очень уставала, поехала лечиться в Кисловодск, на обратном пути заразилась холерой и умерла в 46 лет.

Ее черты: нежность, любопытство, бескорыстие, ум, преданность.

Александра Коллонтай (1872–1952)

Первая в мире женщина-министр, посол, пропагандистка свободной любви.

Дочь полковника генштаба, владела семью языками. Вышла замуж против воли родителей, родила ребенка, развелась, уехала за границу, где познакомилась с Лениным. До 1917 года налаживала связи с социал-демократами, была любовницей двух видных революционеров, бросила обоих: один был женат, другой слишком хотел жениться на ней. Продвигала теорию «стакана воды»: секс прост, как утоление жажды; осуждала «буржуазную» ревность, но бросила второго мужа (моложе нее на 17 лет), узнав об измене. В 1917–1918 годах занимала пост наркома. С 1922 года представляла СССР в странах Скандинавии. Там завела роман с французским коммунистом младше нее на 21 год, но порвала с ним по требованию правительства. После инсульта в 1945 году завершила карьеру. Умерла в 79 лет.

Ее черты: решительность, влюбчивость, наблюдательность, свободолюбие, дерзость.

Надежда Крупская (1869–1939)

Верная жена «вождя мирового пролетариата».

Дочь поручика и гувернантки, не имела высшего образования. Преподавала в вечерней школе для рабочих. Подруга представила ей молодого марксиста Владимира Ульянова, которому сама отказала. Оба были отправлены в ссылку в Шушенское, где и поженились. Крупская не умела готовить, хозяйство вела ее мать. В эмиграции Надежда редактировала статьи мужа, вела переписку, преподавала в партшколе. Не отличаясь красотой, не обиделась, получив от мужа конспиративные прозвища «Рыба», «Минога». Сама предложила Ленину и Арманд свободу, но муж остался с ней. Перенесла операцию по поводу Базедовой болезни. Крупская, одна из авторов советской системы образования, выступала против гонений на детей «врагов народа». Заново научила говорить перенесшего инсульт Ильича. Умерла в 70 лет от перитонита.

Ее черты: самоотверженность, преданность, скромность, высокая работоспособность, заботливость.

Определите, какие чувства вызывают у вас эти женщины:

Преимущественно восхищение, желание быть в чем-то похожей на них или общий душевный подъем.

Преимущественно тревогу, страх, раздражение, возмущение, жалость или плохо поддающийся описанию эмоциональный дискомфорт.

Фанни Каплан

+ Вас привлекают непреклонность, готовность отстаивать идеалы и противостоять мощным внешним силам. Вы чувствуете, что не способны на подобное, или считаете, что именно так нужно проявлять себя, если потребуют обстоятельства. Возможно, однажды вы не смогли двигаться в желаемом направлении, не получив поддержки извне, и выбрали подстроиться под ожидания окружения, а не cделать по-своему. Отступили из страха остаться в одиночестве. Или же вы считаете себя опытным борцом по призванию.

Героиня – ваша противоположность: вы не проявите непреклонность, если высок риск неудачи, не совершите радикальных поступков даже ради желанных целей. Или вы считаете, что за ее действиями стоят внушаемость, максимализм, инфантилизм. Возможно, для вас важны те ценности, которыми Фанни пренебрегала (семья, религиозная традиция...), и вы недоумеваете: как можно принести их в жертву, ввязываясь в опасные авантюры.
Или вы гордитесь гибкостью своих взглядов, умением «выжать лучшее» из обстоятельств и смиренно принять результат.

Инесса Арманд

+ Имея все возможности прожить счастливую и спокойную семейную жизнь, она занялась «большой политикой». Ее тесное сближение с Лениным может вызывать различные реакции, несмотря на теплые слова жены вождя в статье памяти Арманд («В доме светлело, когда Инесса приходила»). Вас восхищает ее готовность включиться в жизнь и быть неравнодушной даже на исходе собственных сил. Вы склонны видеть в ее истории проявление силы духа, независимо от того, какие именно добродетели героини вас трогают больше всего.

Приоритеты или личные качества героини не находят у вас положительного отклика. Возможно, вы относитесь к событиям своей жизни с меньшей горячностью или даже цените в себе железное самообладание, позволяющее трезво анализировать обстоятельства и регулировать свой пыл. Быть может, в мотивах решений и поступков героини, какими они вам представляются, вы находите те, которые не соответствуют вашей личной этике или непонятны вам. Но помните, что внимание к «непонятным» порывам чужой души – это возможность открыть нечто еще не освоенное в себе.

Александра Коллонтай

+ Вам кажется, что эта историческая личность совсем на вас не похожа или, наоборот, обладает теми чертами, которые вам в себе нравятся, но у нее выражены более ярко. Может быть, ваш талант, который ждет подпитки, – быстрая адаптация к новым условиям, готовность действовать, выражать и воплощать намерения и взгляды. Вам свойственно экспрессивное и честное проявление себя в общении, принятие и тонкое знание своих эмоционально-чувственных состояний. Хотя возможно, вы считаете, что обладаете не свойственными героине качествами, интенсивность которых вам хотелось бы в своем характере уменьшить. Например, испытываете досаду, когда застенчивость не позволяет отстоять замыслы перед лицом повседневных обстоятельств или под чьим-то напором. Или сдержанность чувств заставила отступить при попытке познакомиться с интересным вам человеком.

Прославленная революционерка является носительницей тех качеств, которые вы в себе не поддерживаете. Вы сознательно и планомерно воспитываете свою личность, следуя тем ценностям, которые исключают проявление ее черт характера. Возможно,
вы стараетесь не доводить чувства до накала, выбираете более привычные и спокойные условия, предпочтя их ситуациям, которые обрекут вас на «лишние» приключения и непривычный для вас опыт. Может быть, вы знакомы с содержанием взглядов героини (например, на вопросы любви и сексуальности), и тогда не только суждения о ее личности, но и идеи Коллонтай могут подогревать ваши реакции, указывая на то, что эти темы в настоящее время очень значимы для вас.

Надежда Крупская

+ Продуктивность, преданность, приверженность делу, насыщенная событиями и свершениями жизнь, страсть к тому, чем занимаешься, полная самоотдача, а также (или) стремление вкладываться в семейные ценности могут вызывать восторг. Современники не считали Надежду Крупскую красавицей, но ценили ее ум, педагогический талант и трудоспособность. Можно уважать и ее «женскую мудрость», позволившую ей распознать мужчину с большим потенциалом, которому она смогла стать верной незаменимой спутницей. Что бы ни пленило вас в ее образе, используйте свое восхищение как подсказку – какие ваши сокрытые таланты ищут воплощения.

Что-то в характере Крупской действует на вас как на быка красная тряпка. Возможно, выбор покорного служения партнеру или делу вызывает у вас большой внутренний протест. Самоотверженность идет вразрез с сегодняшними трендами, диктующими умение балансировать между общественным и личным, обязательствами и удовольствиями. Реализация навыков «здорового эгоизма» вряд ли занимала великую жену, посвятившую себя чему-то вне себя – супругу, интересам страны. Ее жизненный стиль может легко ассоциироваться с потерей свободы во имя взятых на себя обязательств и выбранных приоритетов. Особо острые эмоции возникают, если ваша семейная история склоняла вас к тем или иным формам жертвенности и почитания, терпению, притом что вы так и не смогли эти взгляды искренне присвоить, перенять.

Революционный держите шаг!

Определив, в чем ваше сходство и различие с выбранной героиней, вы можете продвинуться в саморазвитии еще дальше. Психолог Мария Долгополова предлагает для этого два шага.

Шаг 1. Назовите качества, которыми вы восхищаетесь. Вспомните даже незначительные случаи, когда вы их проявили. Развивайте свой потенциал: создавайте условия, в которых вам потребуется проявить эти качества, постепенно увеличивая уровень сложности. Не ругайте себя, если не получилось сразу, может, ваши навыки еще недостаточно сильны.

Шаг 2. Придумайте совет, который помог бы героине достичь важных целей или прожить более благополучную и счастливую жизнь. А теперь сделайте из него противоположную рекомендацию и обратите ее к себе. Например, совет «проводить больше времени с близкими» означает, что вам полезно осваивать уединение
и самостоятельность.

Думаю, имена Клары Цеткин и Розы Люксембург нынешней молодежи известны лишь по названиям улиц в районе столичных "хрущевок". Те, кто успел поучиться в советской школе и институте, знают их как пламенных революционерок. Именно Кларе Цеткин приписывают авторство одного из любимейших праздников — Международного женского дня 8 Марта. Правда, тогда у него был несколько другой посыл: бороться против несправедливости и за равные права угнетенных женщин. Я была уверена, что эти женщины, яростно боровшиеся за равноправие полов, были оголтелыми феминистками и мужененавистницами. Однако личная жизнь этих и других женщин-революционерок начала прошлого века была не менее бурной, чем их политическая деятельность.

Obozrevatel.com

Дикая Клара

Клара Цеткин (урождённая Эйсснер)- немецкий политик, деятельница немецкого и международного коммунистического движения, одна из основателей Коммунистической партии Германии, активистка борьбы за права женщин - родилась 5 июля 1857 года в саксонском городе Видерау в семье немца-учителя приходской сельской школы. Образование получала в частном педагогическом учебном заведении в Лейпциге, где сблизилась с социал-демократами, в числе которых был и её будущий муж Осип Цеткин, политический эмигрант из Одессы. Родители были в шоке от революционных увлечений дочери и даже хотели посадить ее под домашний арест, но Клару было не удержать.

Девушка безумно влюбилась в некрасивого, но харизматичного революционера. Всего-то на четыре года старше, но уже столько успел повидать, восхищалась она и слушала, открыв рот, красочные разглагольствования о всеобщем равенстве и братстве. Однако Осип не хотел принимать любовь молодой девушки, объясняя это верностью идеалам революции. Но "дикая" Клара (именно так окрестили ее друзья за горячность) с присущим юности пылом упорно добивалась своего.

Они стали жить вместе во Франции, куда Осипа выслали из Германии, а Клара, вынужденная также покинуть родину после введения Отто фон Бисмарком "Исключительного закона против социалистов", выполняла партийные задания в Австрии и Швейцарии. Осип перебивался случайными заработками, но трудности Клару не пугали. С разницей в два года она родила двоих сыновей — Максима и Костю. В это же время она сменила девичью фамилию на Цеткин. Жили бедно, Осип публиковался за гроши в левых газетах, а Клара давала уроки и стирала бельё у богатых. Ей было всего 32, когда Осип умер от туберкулеза.

В мужьях Клары - Осипе ЦЕТКИНЕ (на фото в круге) и Георге Фридрихе ЦУНДЕЛЕ - улавливается внешнее сходство (obozrevatel.com)

После смерти мужа Клара с детьми вернулась в Германию. Поселилась в Штутгарте, где получила должность ответственного секретаря газеты немецких работниц "Равенство". Там она познакомилась с 18-летним художником Георгом Фридрихом Цунделем, вдвое моложе нее. Изголодавшаяся по любви 36-летняя женщина воспылала страстью к юноше.

Возможно, Георг рассчитывал лишь на необременительные отношения, но Клара смогла удержать его. Они поженились, и их брак был вполне счастливым, но после 20 лет совместной жизни Георг попросил развод: он влюбился в юную Паулу Бош — дочь основателя известной теперь на весь мир компании по производству бытовой техники. Художник мечтал жениться на возлюбленной, но жена не отпускала его. Хотя и понимала, что в свои 58 уже не представляет интереса для 40-летнего мужчины.

Клара Цеткин с лучшей подругой и соратницей Розой Люксембург (bundesarchiv.de)

Накануне, в 1907 году, она получила удар от лучшей подруги: 22-летний сын Константин стал любовником 36-летней Розы Люксембург. Клара не могла простить это подруге, некоторое время они были в ссоре. Но когда Георг бросил Клару, а сын Константин в это же время бросил Розу, общее горе их опять сблизило. Имя подруги было последнее, что она произнесла перед смертью в 1933 году в Архангельском близ Москвы.

Цеткин была кремирована, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Бедная Роза

Пятый, младший ребенок в семье зажиточных польских евреев, Розалия Люксембург была самой невзрачной. Непропорциональная фигура, маленький рост, да еще и хромота из-за врожденного вывиха бедра. Она была любимицей всей семьи, но все равно выросла с кучей комплексов. Возможно, это и заставило ее уйти в политику. Там в ней видели не женщину, а умного и надежного товарища.

В 1890 году 19-летняя Роза знакомится с эмигрантом из Литвы Лео Йогихесом (подпольная кличка Ян Тышка). Он был очень красив и пользовался успехом у женщин. Не удивительно, что юная девушка без памяти в него влюбилась, она готова была забыть о социал-демократии и революции, стать верной и покладистой женой. Но Лео, благосклонно принявший ухаживания очередной поклонницы, сразу осадил Розу: он сторонник свободных отношений, а брак — это пережиток буржуазного прошлого. Только через 16 лет она нашла в себе силы порвать с Йогихесом.

Потерпев фиаско на любовном фронте, Роза с головой ушла в работу. Активная деятельность не раз приводила к тому, что она оказывалась за решеткой. Известно, что на одном из процессов ее защищал юрист Пауль Леви, которого Люксембург соблазнила, адвокат был моложе ее на 12 лет.

Последней любовью Розы стал сын лучшей подруги и соратницы Клары Цеткин Костя. 14-летняя разница в возрасте поначалу их не смущала. 22-летнего Костю вдохновили пламенные речи Розы, а ей казалось, что в свои 36 она, наконец, обрела женское счастье. После пяти лет бурного романа Костя решил порвать отношения. Роза, со свойственным ей напором, пыталась удержать возлюбленного. Давила на него, подключила и Клару, которая встала на сторону подруги, однако Костя все равно ушел к другой. А Роза, окончательно разочаровавшись в мужчинах, полностью посвятила остаток жизни политике.

Жертвенная Надя

Рядом с человеком, который разделил в начале 20 века мир на две части, было два женских имени: Надежда и Инесса. Первая была женой, вторая - возлюбленной.

bashvest.ru; leftinmsu.narod.ru

Надежде Крупской было 25 лет, когда она познакомилась с Владимиром Ульяновым. По меркам того времени - уже старая дева. Оба красотой не блистали. Ильича за раннюю лысину товарищи прозвали Стариком, а грузную, с тяжелыми чертами лица и выпуклыми рыбьими глазами Надю (вследствие базедовой болезни) — Рыбой. Сам Ленин обращался к будущей супруге более ласково — Минога.

Будучи сосланной за революционную деятельность на три года в Уфу, Надежда написала прошение об отправке ее в Шушенское, где находился Владимир. Мотивируя просьбу, она назвалась невестой ссыльного Ульянова. На письменную просьбу Ульянова выйти за нее замуж (иначе им бы не разрешили видеться), Надежда ответила: "Ну что ж, замуж - так замуж". В Шушенское она привезла свою мать и... зеленую керосиновую лампу, свадебный подарок будущему мужу. К моменту брака ей исполнилось 29 лет.

Родня Ульянова приняла новоявленную невестку в штыки. Не о такой жене для любимого сына мечтала деспотичная Мария Александровна. Надя в ее представлении была скучной старой девой. Старшая сестра Владимира Анна в своих язвительных письмах особо подчеркивала "выразительность селедочных глаз" невестки. Все это огорчало и обижало молодую жену. Но постепенно ее преданность и любовь к мужу сгладили шероховатости в отношениях с родными.

Трудно сказать, любили ли они друг друга. Скорее, это был брак по расчету, они великолепно подходили друг другу: она была счастлива служить делу революции, которую олицетворял ее муж, а он приобрел надежного и преданного революционной идее товарища.

Однако в 1909 году их размеренный брак "дал трещину" - в Париже, куда супруги эмигрировали, Ленин влюбился в Инессу Арманд, дочь французского певца Теодора Стеффена и актрисы Натали Вильд. Инесса сразу понравилась Владимиру Ильичу и Надежде Константиновне. Как писала Крупская, "в доме светлело, когда Инесса приходила". Постепенно Инесса становится тенью четы Ульяновых - секретарем, переводчиком, домоправительницей, другом.

Инесса была неординарной женщиной. Может быть, и не красавица в строгом смысле слова: у нее были правильные черты лица, густые пепельные волосы, стройная фигура и лучистые зеленые глаза, но лицо немного портил длинный нос, похожий на птичий клюв. Однако непреодолимое обаяние, исходивший от нее свет, энергичность, доброжелательность и жизнерадостность покоряли всех.

Бездетному браку Ленина и Крупской было уже 11 лет. Инессе был 31 год, она пережила двоих мужей и имела пятерых детей. Крупская и Арманд были абсолютной противоположностью друг другу. Трудно было найти более разных по характеру, внешности и темпераменту женщин. Надежда Константиновна — уравновешенная и покладистая, Инесса, наоборот, — очень эмоциональна и порывиста. Крупская была согласна с мужем во всем, Инесса же вступала в дискуссии с Лениным по многим вопросам, в которых демонстрировала свои более радикальные взгляды, проповедуя принципы свободной любви.

Крупская ненавидела готовить и вести домашнее хозяйство, и вместо шумных компаний предпочитала уединение. Из-за болезни она не могла иметь детей и очень страдала по этому поводу, а темпераментная Инесса имела пятерых детей от двух скоротечных браков, пару любовников, прекрасно вела домашнее хозяйство и при этом оставалась душой любого общества. Остается догадываться, что с Крупской Ленину было уютно, но стало безнадежно скучно. С Инессой же он неожиданно для себя открыл новый мир, полный страсти и наслаждения.

Для Надежды эмиграция в Париже стала самым тяжелым периодом, она была умной женщиной и все прекрасно видела и все понимала. В частности, то, что Владимир Ильич уделяет Инессе гораздо больше времени, чем ей в первые годы брака. Он часами мог беседовать с Инессой, слушать, как она музицирует или читает вслух, или просто, сбежав ото всех, бродить по польским лугам, взявшись за руки.

Крупская терпела, даже удалялась куда-то на момент их свиданий. И это в эмигрантской среде было общеизвестно, как и то, что она даже помогала найти квартиру любовникам, когда они поженятся. Одному Богу известно, что было внутри у этой жертвенной и терпеливой женщины. Сама она говорила, что главное для нее - "чтобы Ильичу лучше было". И все же в какой-то момент Крупская не выдержала, предложила мужу развестись. После долгих терзаний Владимир Ильич сделал выбор: он остается с женой, а смыслом жизни для него отныне становится работа. Надо полагать, что Ленин не смог не оценить то, что Надя полностью посвятила себя его жизни, его делу.

Встречи с Арманд стали редкими. Правда, Владимир Ильич писал довольно часто записки Арманд, справлялся о здоровье ее и ее детей, посылал продукты, покупал ей калоши, отправлял на Арбат своего личного врача для лечения заболевшей Инессы (у Арманд был туберкулез). В феврале 1920 по рекомендации Ленина она отправилась вместе с заболевшим туберкулезом сыном в санаторий на юг, чтобы поправить здоровье. Там Инесса заразилась холерой и умерла.

Ленин был глубоко потрясен смертью любимой женщины. По воспоминаниям современников, его невозможно было узнать на похоронах: он шел с закрытыми глазами и казалось вот-вот упадет. Многие считают, что смерть Инессы Арманд ускорила смерть и самого Ленина. Урна с прахом Арманд была захоронена в Москве в Кремлевской стене в ноябре 1920. Заботу о ее детях взяла на себя Надежда Крупская.

Когда умер Ленин, Крупская попросила захоронить останки ее супруга совместно с прахом Инессы Арманд. Это было посмертным признанием их любви, но Сталин предложение отверг, превратив тело Ленина в мумию…

Международный женский день отмечается во всех республиках бывшего СССР. Почти везде это выходной. В этом году где-то даже не один, а целых четыре. 8 марта – день солидарности за равную оплату труда по сравнению с мужчинами. Так это было. А как стало – в репортаже телеканала «МИР 24».

23 февраля 1917-го Петроград. Почти 130 тысяч человек вышли на улицы столицы. Толпа собралась и возле Казанского собора. Первыми это сделали простые домохозяйки и работницы ткацких фабрик. Они испугались голода – требовали «Хлеба!» и «Накормить детей защитников Родины». Так начинался «бабий бунт».

«Они шли на кордон смелее, чем мужчины, хватались за винтовки, просили, почти приказывали: «Бросайте ружья и присоединяйтесь к нам», – писал в своих мемуарах Лев Троцкий.

Прошло всего несколько дней. Женщины Петрограда по-прежнему бастовали. Но лозунги были уже и политическими: «Долой царя!», «Да здравствует равноправие!», «Место женщины в Учредительном собрании».

Очень смело. Ведь во всем мире еще долго выборы считались мужским делом. Например, в Швейцарии до 1971-го, во Франции до 1944-го, в Испании до 1931-го, в Британии до 1928-го. В США дискриминацию по половому признаку во всех штатах отменили только в 1920-м. В России уже в 1917-м, спустя всего 8 месяцев после Февральской революции, как писали тогда газеты, «женщинам выпало великое счастье, какого не знали женщины других стран, принимать участие в Учредительном собрании». Они могли и голосовать, и даже быть избранными.

«Они боролись не за привилегии, по сравнению с мужчинами. А именно за равенство. Их воспринимали в партиях – и в эсеровской, и в большевистской – как боевых товарищей. Отсюда и пошло обращение «товарищ», которое не имеет половой разницы. Товарищ – это и мужчина, и женщина. Это было прорывно, новаторски для того времени», – поясняет заместитель главного редактора журнала «Историк» Арсений Замостьянов.

Товарищ Александра Коллонтай – лицо большевистской России. Первая женщина-министр в мировой истории. Еще в 1913 году Коллонтай обнародовала принципы «новой женщины». Несколько пунктов: победа над эмоциями, интересы не сводятся к дому, семье и любви, отказ от ревности, при этом «женщина не должна скрывать своей сексуальности».

Сохранилось ее пальто прекрасного качества, заказанное за границей (есть бирка шведского дома моды), и шляпка с вуалью. Революционерка знала оружие, перед которым не могли устоять мужчины. Отношения для нее – это так же просто, как выпить стакан воды. Один муж, второй, любовники. Из-за нее стрелялись, ее боготворили и ненавидели. В 1922-м Коллонтай написала рассказ о недалеком будущем: семья уничтожена, новая ячейка общества – коммуна.

«Расселяются по возрастам. Дети – в «Дворцах ребенка», юноши и девочки-подростки – в веселых домиках, окруженных садами, взрослые – в общежитиях, устроенных на разные вкусы, старики – в «Доме отдыхновения», – писала в Коллонтай своем рассказе «Скоро (через 48 лет)».

На фоне революции и гражданской войны у Коллонтай случился очередной бурный роман – с Павлом Дыбенко. «Лидер матросов» – жуть с ружьем. Тот самый Дыбенко, который прославился организацией расправы над офицерами и адмиралами Балтфлота. Яростный буревестник революции был младше генеральской дочки Коллонтай на 17 лет. Но кому это тогда мешало? Они поженились, но брак не был церковным. Такое в советской России впервые, так легко и быстро. Так же легко и быстро можно развестись.

«В какой-то момент ее теория и взгляды на свободную любовь столкнулись с практикой, с реальной жизнью. Дыбенко ее разлюбил, увлекся другой женщиной. Тогда Коллонтай не смогла почувствовать себя новой женщиной, свободной от ревности и уз с мужчиной, которого она любит. Она ревновала, плакала, не могла найти себе места», – рассказывает кандидат исторических наук Александр Смирнов.

Ида Рубинштейн актриса и танцовщица на сцене раздевалась донага. Разве что бусы оставались. Так . Тогда это была настоящая революция, прорыв, шок. За право ошеломлять публику Иде пришлось побороться. Родственники, которые таких увлечений совсем не одобряли, отправили ее в лечебницу. Но через год она вышла «на свободу», чтобы снова танцевать. Танцевать без одежды.

Излишнюю свободу, ту же теорию стакана воды, по свидетельствам современников, не одобрил Владимир Ильич. Мол, «жажда требует удовлетворения, но разве нормальный человек будет пить из лужи»? Впрочем, сам он все-таки попал в любовный треугольник. Еще до Октября 2017-ого, в эмиграции, в Париже.

«По-видимому, был кратковременный роман, уж не наше дело платонический или нет, с обаятельной, влюбленной в него революционеркой Инессой Арманд. Роман этот завершился тройственной договоренностью, что Владимир Ильич остается с Надеждой Константиновной, а Инесса Арманд остается другом и для него, и для нее», – отмечает заместитель главного редактора журнала «Историк» Арсений Замостьянов.

Крупская о сопернице знала, предлагала даже развестись, но Ленин уговорил ее оставить все как есть. Так и вышла жизнь на троих: вместе вернулись в Россию. В Москве квартиры располагались рядом в Кремле. Одна Ленина и законной жены, другая – Арманд. Но расставаться с Надеждой Константиновной вождь народов и не думал. Многое в ней его подкупало.

Первый раз «Капитал» Крупская прочитала еще в женской гимназии. Потом вступила в студенческий марксистский кружок в Петербурге. В то же время начала вести агитацию среди рабочих – ходила на заводы, преподавала в школе для взрослых и на уроках географии рассказывала текстильщикам о классовой борьбе. В результате усердной подпольной работы в 1896 году ее арестовали. Тогда она еще даже не была замужем за Лениным.

Цементировали марксистские идеи. Она была его секретарем. Вместе создавали «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Вместе были в эмиграции, вместе вернулись в российскую столицу в апреле 1917-го.

Улица Широкая, дом 48, квартира 24. Это первый адрес в Петрограде, где остановились Ленин и Крупская. Помогла старшая сестра Владимира Ильича, приютила. Там они редактировали газету «Правда», собирали часто товарищей по партии. Быт ушел на второй план. Готовить Крупская не любила. Так что на столе была самая простая еда – каша и чай.

Крупская из дворянской семьи, как и многие феминистки 19 века, в котором и нужно искать причины Великого переворота. Женщины устали от заведенного порядка: гимназия, муж, дети, вот и все. Хотелось другой жизни. Пособием стал роман Чернышевского «Что делать?», а идеологом – «бабушка русской революции» Екатерина Брешко-Брешковская.

«Она вышла замуж, родила сына Николая, а потом она поняла, что ей нужно большее. Она ушла из семьи, оставила мужа, оставила ребенка на попечении родственников. И стала странствующей пропагандисткой», – говорит кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН Алла Морозова.

Треть жизни Брешко-Брешковская провела на каторге. Но после освобождения «хождения в народ» не прекратила. Арест ей был совсем не страшен.

Через карцер пришлось пройти не одной революционерке. Тюрьма Трубецкого бастиона специально была построена для политических заключенных в начале 1870-х годов. Условия там были порой невыносимыми. Полная изоляция, вместо матраса – войлок, подушка набита соломой. Нельзя курить, никаких свиданий и переписки, даже читать нельзя, разрешали только Библию. Некоторые сходили там с ума.

«Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством... Но мы (…) требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые», – писал Владимир Ленин в статье «Удержат ли большевики государственную власть?»

Революция сделала женщин в России свободными. Они одними из первых в мире получили право голоса, бесплатные ясли и детские сады. Первыми освоили мужские профессии – стали трактористами и комиссарами. Но можно ли поставить знак равенства между свободой и счастьем? А кто его знает...