Звездные войны - III, или Сказка о Дарт Лукасе - Рак прекословный. Звёздные Войны: отцы и деды

Давным-давно в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был Иванушка-дурачок. Крестьянствовал - на поле работал, а как вечор, так отужинает он и думы мечтательные разводит. Хотел Ванюшка ямщиком быть телеги чудесной, между звёзд летающей. И всё бы хорошо, да вот однажды в этом тридесятом государстве беда приключилась - похитил царевну из соседнего тридевятого царства ворог чёрный Кащей вместе со своими помощниками и ратями несметными - белыми да страшными. Заточил Кощеище поганый царевну в свой замок круглый, огромный, железный, в небесах далёких подвешенный. И решил Иванушка отыскать красавицу да избавить мир честной от Кащея и помощников его. И отправился Иванушка в дорогу дальнюю да опасную...

Сказка «звёздная» и сказитель её
Любимая сотнями миллионов мальчиков и девочек от трёх до 99 лет сказка о борьбе добра и зла, смыслом легко переводимая на язык любой страны. И на русский - тож. Иван, Иоганн, Ян, Джованни, Джон... - лишь имечко главного героя менялось в зависимости от державы, где сказывалась сия история. Но было у нашего героя имя интернациональное, для всех сразу - Люк, а фамилия Скайуокер (Небоходов - ежели по-русски). Кащей звался Дартом Вейдером, принцесса - Леей Органой, а тридесятое государство именовалось захолустной крестьянской планетой Татуин, затерянной на чёртовых галактических куличках великой космической Империи. И наши персонажи, и Татуин с другими остальными мирами инопланетными «проживали» в великой, всем ныне известной космической сказке, или, как её ещё называют, «космической опере» под общим названием «Звёздные войны», что выдумал великий космический сказочник - режиссёр Джордж Лукас. Из одной, самой первой истории «Звёздных войн», известной как «Эпизод IV: Новая надежда», что вышла на экраны 25 мая 1977 года и произвела фурор сюжетом и невиданными спецэффектами, она получила продолжение в 1980-м («Эпизод V: Империя наносит ответный удар»). Затем и 1983 году («Эпизод VI: Возвращения джедая»). С каждой частью Лукас всё больше удивлял новыми чудесами, хотя как режиссёр он самоустранился сразу после «Новой надежды» - стал продюсером, управляющим проектом - короче, художественным руководителем.


О пробуждении Силы

Ныне великий космический киносказочник Джордж Лукас, коему в этом году 71 год стукнул, планировал тряхнуть стариной и возрадовать сотни миллионов почитателей продолжением легендарной эпопеи «Звёздные войны». Но забыл звёздно-сказочник, что возжелал он в своё время богатства и продал права на продолжение истории своей космической купцам-продюсерам студии «Уолта Диснея». Отстранили они старца, наняли новых писарей-сценарников да кликнули режиссёра, мастака-мастера по делу космическому Джей Джей Абрамса, известного по «Звёздному пути» о двух частях (2009, 2013), и появилась картина с названием привычным и героями - и старыми достославными, и новыми - «Звёздные войны: Пробуждение Силы». Мировая премьера её состоится 14 декабря, в США - 18 декабря, а в «Удокане» (и всей России) - 17 декабря!

Начнём синескоп-звёздную трилогию!
Сегодня самое подходящее время запустить синескоп-трилогию, в которой я поведаю вам, мои «звёздно-войновые» соратники, прелюбопытную историю, как создавался один из самых легендарных фильмов мирового кинематографа - сказочно-космическая, «воинствующая» история «Звёздные войны. Эпизод IV: «Новая надежда» (и отчасти её последующие два продолжения).

О Лукасе славном и космолюбивом
Давным-давно, в 1974 году, в далёкой-далёкой от нашей советской страны, в заокеанской соединённо-штатской «галактике» бушевали... «Звёздные войны»... правда, на бумаге. Именно в эту годину добрый молодец славный, именуемый Джорджем Лукасом, 30 годов от роду, после двух кинолент своих удачных (фантастической «ТНХ-1138» и ностальгическо-комедийной о калифорнийских отроках 1942 года «Американские граффити») задумал сделать нечто, душу ему радующее: космическое, романтическое, приключенческо-драматическое и дивно фантастическое.

Весь 1974-й и часть следующего года Лукас писал 200-страничный фолиант, который озаглавил «Звёздные войны». Конструкция сценария стала такой громоздкой, что никто, помимо самого автора, не мог разобраться в ней до экранизации.

Тайна путаницы с «Эпизодами»
Всех будущих зрителей разных стран мира совершенно запутывала странная, если не сказать, дурацкая, последовательность фильмов эпопеи «Звёздных войн», заявленных в титрах. К примеру, фильм был первым, но титры «вещали», что это «Эпизод IV: Новая надежда». Возникали резонные вопросы: «А куда делись предыдущие «Эпизоды»?», «Фильм показывают «задом наперёд», без начала?», «Где увидеть первые три «Эпизода»?». Путаницу усугубляло то, что Лукас ничего особо не объяснял.

«Звёздно-войновый» факт (Неправильные герои правильного плаката). На самом первом и самом знаменитом постере фильма, нарисованном к его премьере в 1977 году братьями Хильдебрандтами под названием «Берегись! Идёт звёздная война!», изображённые главные герои: Люк Скайуокер и принцесса Лея лицом (а Люк и телом - этакий накаченный супермен) даже не походят на своих киноперсонажей… А если посмотреть внимательней на лицо принцессы, то черты лица имеют скорее «азиатско-внеземной» тип, нежели «европейско-инопланетный»… Почему? К этой загадке мы ещё вернёмся в следующем «эпизоде» нашей синескоп-были о космосказке Лукаса…

В 200 страниц сценария Джордж умудрился натолкать события сразу двух трилогий. Причём изложить события решил «с конца» - экранизировать сразу вторую половину сценария (Эпизод IV, V, VI), а первую («Эпизод I: Скрытая угроза», «Эпизод II: Атака клонов», Эпизод III: Месть ситхов») оставить «на потом» - для интриги. Лукас детально проработал сотни персонажей вселенной «Звёздных войн» - с именами, биографиями, тщательно прописанными характерами... Основной акцент режиссёр сделал на Эпизоде IV - эта часть сценария была самодостаточной по сюжету - имела начало, финал и в случае провала фильма не требовала продолжения.

Была ещё одна причина - в одном из своих интервью, уже после выхода фильма на экраны, Джордж объяснил: «Мне просто хотелось побыстрее снять фильм, в котором летала бы крепость-планета Звезда Смерти. А она появлялась только в четвёртой части. Поэтому я и начал с неё».


Лукас заимствует

Всё новое, как известно, - это хорошо забытое старое. Лукас, как типичное дитя Голливуда, недолго думая, решил воспользоваться этой международной истиной на все 100%. А потому множество элементов «Звёздных войн», дабы особо не ломать голову, хитроумный режиссёр сначала в сценарии, а затем и в работе над картиной, позаимствовал из более ранних кинофильмов других кинематографистов. Вот краткий перечень «займов» Лукаса:

- Персонажи Оби-Ван Кеноби и дроиды C-3PO и R2D2 весьма напоминают героев японского фильма, "Три негодяя в скрытой крепости" (реж. Акиро Куросава, 1958), где самурайский воин спасает принцессу при помощи двух мелких мошенников.

- Внешний вид «золотого» робота C3PO был с незначительными отличиями, практически полностью скопирован с робота из классического фильма немца Фрица Ланга «Метрополис» (1926).

- Внешний вид пылесосо-холодильноподобного R2D2 - «тюнингованная» версия советского развед-робота из фильма Е. Шерстобитова «Туманность Андромеды» (1969).

- Финальный бой между космическими кораблями повстанцев и имперскимим истребителями заимствован из британской картины о Второй мировой войне "Разрушители плотин" (реж. М. Андерсон, 1954), но ещё ближе он к аналогичной сцене в "Эскадрилья 663" (Великобритания -США, реж. У. Громан, 1964).

- Заключительная сцена чествования героев практически покадрово скопирована с документальной картины... гитлеровского режиссёра Ленни Рифеншталь «Триумф воли» (1934), повествующей о съезде нацистской партии!
И это ещё далеко не полный перечень «займов» Джорджа. Впрочем, мы ещё не раз обратимся к ним...

Работу над литературной версией и эскизами будущего фильма Лукас закончил во второй половине 1975 года. И вот тогда начались ожесточённые... сценарные войны.


Во второй части «звёздно-войновой» синескоп-трилогии читайте: Откуда джедаи пошли... Зелёный-презелёный контрабандист, девочка-джедайка и псы-пилоты. Планета из... Библии. Эти страшные звёздно-сценарные войны! Самолёты Второй мировой в космосе! Калмыки - раса инопланетная. Роботы - это должно звучать смачно! Котлетные звездолёты, обуваемые корабли, картофельные планеты и ещё много чего...

Жила-была маленькая девочка. Отец и мать у неё умерли, и была она такая бедная, что не было у неё даже каморки, где жить, и кроватки, где спать. Осталось у неё одно только платье и кусочек хлеба в руке. И оттого, что была она всем миром покинута, вышла она, полагаясь на волю господню, в поле. Встретился ей на дороге бедняк и говорит:
-Ах, дай мне чего-нибудь поесть, я так проголодался.
Она отдала ему последний кусочек хлеба и сказала: «На здоровье», – и пошла дальше.
Шёл по дороге ребёнок, он жалобно плакал и сказал:
-Холодно моей голове, подари мне что-нибудь, чем бы я мог её прикрыть.
Сняла она свою шапочку и отдала ему. Прошла она ещё немного, и повстречался ей опять ребёнок. Не было на нём ничего, и весь он дрожал от холода – она отдала ему своё платье. А потом попросил у неё другой ребёнок юбочку, и отдала она ему юбочку.
Наконец, пришла она в лес, а уже совсем стемнело. И явился ещё ребёнок, попросил у неё рубашечку. И добрая девочка подумала: «Ночь тёмная, меня никто не увидит, можно, пожалуй, отдать и рубашечку», – сняла она рубашку, отдала и её. И вот стоит она, и вдруг стали падать звёзды с неба, и были то не звёзды, а новёхонькие блестящие талеры, и хотя она отдала свою последнюю рубашку, но появилась на ней новая, да притом, из самого тонкого льна. И подобрала она в подол талеры, и хватило их ей на всю жизнь.

Видео: Звездные талеры

Каждое поколение растет на своих сказках. Сейчас они не популярны в том виде, в котором их знали наши родители. Но и в настоящее время есть свои герои и злодеи, которые сражаются на экране, есть и свои легенды, одна из которых – “Звездные войны”.

Каждое поколение растет на своих сказках, легендах и их героях. Сейчас они не популярны в том виде, в котором их знали наши родители, но это не значит, что их нет вообще, и нашим детям не на чем учиться. В настоящее время есть свои герои и злодеи, которые сражаются на экране, есть и свои легенды, одна из которых – “Звездные войны”.


“Звездные войны” – это не просто многосерийная история об извечном противостоянии. Прежде всего это история, которая может научить детей тому, что настоящая дружба пройдет любые испытания, а любое зло можно победить, если верить, и всегда всем держаться вместе.

В играх дети развиваются, учатся правильно реагировать в разных ситуациях. А игрушки, естественно, лучше всего помогают им в этом.

Игрушки из Звездных войн дают возможность ребенку окунуться в мир, который так ему понравился. Мир, который он видел до этого только в своих фантазиях и на экране. Ребенок не бросит собирать конструктор, если это не просто обычный самолетик, а крейсер «Звездный разрушитель» из выученной наизусть телесаги.

Так же, возможно, что у ребенка есть нереализованные способности к моделированию, но чтобы раскрыть их в таком возрасте, малыша надо заинтересовать и увлечь. Собирая первые, несложные модели из любимого им мира, он будет незаметно для себя развивать такие необходимые в жизни качества как внимание и аккуратность.

Фигурки Звездных Войн помогут ребенку лучше и подробней представить понравившийся ему мир. Рассматривая игрушки или играя с ними, он будет развивать фантазию.


Пожалуй, один из самых захватывающих и интересных моментов “Звездных войн” – это сражение на световых мечах.


Именно Световые мечи из Звездных Войн – это то, что сделало эту историю уникальной и красочной. Поэтому дети, смотря ее, всегда представляют себя в роли Люка Скайвокера или Оби-Вана Кеноби.

Ребенку интересно будет разыграть сценку из любимого фильма и сразиться со своими сверстниками против «темной стороны».

Меняются поколения и меняются сказки, но “Звездные войны” – это определенно та сказка, которая учит ребенка лучшему.

Поэтому подумайте, к какому миру лучше его приобщить. К тому, где кровь и насилие, а все игрушки изображают монстров, от которых самому не по себе? А может, все-таки к тому, который учит дружбе, борьбе за справедливость во имя Добра, а игрушки – это игрушки, а не создания из мира ужасов.

Восемь эпизодов, спин-офф, шесть самостоятельных мультсериалов, полнометражный мультфильм, три телефильма не лучшего качества, книги, две сотни видеоигр, море проданных сувениров, костюмов, моделей – таков истинный мир Вселенной Лукаса. Стать явлением культуры удаётся не всем кино-франшизам, тем более – стартовавшим на чистом энтузиазме. Сорокалетней истории борьбы Света и Тьмы на фоне инопланетных пейзажей и звёздного неба это удалось.

Звёздные Войны: сказка и быль

Причины, по которым «Звездные войны» вошли в сознание людей всех континентов, разошлись на цитаты и переросли своего создателя, стали темой серьёзных книг и исследований. Но чудеса рациональному объяснению не поддаются, а значит источник популярности саги останется вне нашего понимания.

Критики относят сагу к десятку разных жанров. Источников у «Звёздных Войн» действительно очень много: это и «спагетти-вестерны», и научная фантастика, и рыцарские истории. Это сказка о принцах и принцессах, только правят они не маленькими земными королевствами, а целыми планетами и галактиками. Вместо верных скакунов – звездолёты, вместо солдат – штурмовики. Им помогают маги – рыцари-джедаи, вооружённые не только знаниями, но и световыми мечами. Это новый жанр, наполнивший архетипы новым смыслом, придавший современность старым сказаниям и полный истинного духа приключений.

Пробуждая в каждом зрителе глубоко (или не очень глубоко) спрятанного внутреннего ребёнка или подростка, франшиза убеждает – сказки есть, чудеса возможны, и каждый может стать их частью: фермер, мусорщица, контрабандист или принцесса.

Звёздные войны: религиозный смысл

Создавая сценарий, Лукас наполнил сагу религиозными аллюзиями и смыслами. Исследователи находят отсылки к Библии, даосским трактатам и кодексу самурая «Бусидо». Классическое и знакомое всем фанатам «Да пребудет с вами Сила» — почти дословная цитата из Евангелия от Иоанна (14:16-17). По словам матери Энекена, он зачат без отца. Имя Скайуокера-младшего – Люк, то есть свет. Контрабандист Хан Соло, познав учение Силы и увидев чудеса, пошёл за Люком, как апостол – за Христом. Лэндо Калриссиан обнимает своего друга — Хана, но потом предаёт его, как Иуда.

Кроме библейских аналогий, есть и иные. Джон М. Портер, почитатель Лао-Цзы, написал исследование «Дао «Звездных войн».

Авторы доходчиво объяснили зрителям простые религиозные истины: что есть высшая сила, что мир неоднороден, что существуют хорошая и плохая, светлая и тёмная стороны, между которыми приходится выбирать. Чтобы не конкретизировать внимание на одной какой-то религии, Лукас ввёл универсальную и простую концепцию Силы, не обременённую деталями, понятную всем.

Сила пронизывает мир, сохраняет его в гармонии. Те, кто может её контролировать, становятся джедаями. В I эпизоде она описывается как следствие симбиоза человека с , особой микроскопической формой жизни. Чем больше их в человеке – тем больше в нём Силы.

Это физиологичное объяснение понравилось не всем: оно лишило Силу налёта волшебства с одной стороны и духовности – с другой. В последних эпизодах и мультсериалах сценаристы о мидихлорианах предпочитают не упоминать, вновь упирая на духовную и энергетическую мощь Силы, возвращая ей первоначальный смысл.

Звёздные войны: последние надежды

От Республики – к Империи, от Империи – к Первому ордену… Торговые войны, политические разногласия, сенат, погрязший в коррупции и бюрократии, экономические блокады и санкции – в «Звёздных Войнах» есть всё, о чём мы слышим в утреннем выпуске новостей. Последние эпизоды уже не так насыщены политическими подробностями. Если Владыка ситхов, сенатор Палпатин, для достижения целей пользовался абсолютно земными и человеческими способами захвата власти, за которыми мы наблюдали три первых эпизода, то Верховного лидера Сноука в VII эпизоде авторы сразу представляют всесильным властителем Первого ордена. Убрав детали, они проясняют картину.

Светлая сторона Силы, несущая мир, добро и гармонию, внезапно теряет свою привлекательность для тех, кто должен защищать мир и закон. Что же влечёт героев на Тёмной стороне? Разве мало было им богатства, уважения, власти? Нет. Всё это у них было. Им не хватало «тёмных страстей» — злобы, зависти, гнева, ревности. Им не хватало того, что есть в любом человеке, но неприемлемо для адепта Светлой стороны. Жажда обладания, всесилия, жажда страстей обращает героев на Тёмную сторону, но далеко не всем удаётся стать истинным адептом Зла.

В последних эпизодах становится ясно — Тёмная и Светлая сторона не являются взаимоисключающими, это две стороны жизни, две стороны человеческой натуры. Никого нельзя назвать безупречным героем или «злодеем без страха и упрёка»: и у тех, и у других есть возможность выбора. Злодей – это герой, поддавшийся искушению. А герой может оставаться на Светлой стороне потому, что судьба ещё не поставила перед ним тяжёлые нравственные дилеммы.

Звёздные Войны: отцы и деды

Предательство и моральный выбор обсуждаются в «Звёздных Войнах» куда чаще, чем полёты на звездолётах и боевые операции повстанцев. Дарт Вейдер в последний момент возвращается к Добру, не вынеся мучений сына. Его внук убивает отца, но не в силах убить мать. Клубок семейных связей в саге смотан очень прочно.

Переход Энакина Скайукера на Тёмную сторону связан с его личными, человеческими качествами. Он горд, заносчив, ревнив, он не может сдерживать мрачные стороны своей натуры и становится лёгкой жертвой хитрого политика – сенатора Палпатина. Люка не беспокоило то, что он – сын Дарта Вейдера; наоборот, он всеми силами старался пробудить в душе отца добро, верил в то, что Энакин вернётся на Светлую сторону.

Иное дело – Бен Соло, взявший имя Кайло Рен. Тёмный образ деда становится для юноши проклятием и наваждением. Он словно не понимает, что Энакин в последние минуты жизни вернулся к Светлой стороне. Стараясь подражать Дарту Вейдеру, он носит похожий костюм и маску, отрекается от семьи и боится только одного – что не достигнет его величия и силы. И всё-таки даже в недрах этой исковерканной злом души таится добро. Хватит ли его искры, чтобы внук повторил судьбу деда?

Звёздные Войны: итоги и перспективы

Фанаты, разочарованные трилогией-приквелом к «классическим» эпизодам (IV-VI), теперь просто радуются выходу очередных фильмов, дающих пищу для их фантазий, одобрения или возмущения. Но тема разочарований поднята и в самой франшизе.

Люк Скайукер, главный и безупречный герой, сам испытывает тяжёлое разочарование – Орден джедаев не смог разглядеть того, что творилось у него «под носом», допустив укрепление Владыки ситхов и переход Дарта Вейдера на сторону Зла. Сам Люк «упустил» ученика и родного племянника, допустив уничтожение Академии джедаев. Ошибаются все, даже всесильные джедаи, способные двигать камни и управлять чужой волей. Неспособность учиться на ошибках — элементарная человеческая слабость, свойственная даже им, и эта мысль – одна из основных в саге.

Световой меч, мидихлорианы в крови и плащ никого не сделают сверхчеловеком. Борьба со своими страстями, обидами, умение учиться на своих ошибках и прощать чужие – это битва длиною в жизнь, и никому её не избежать.