А. С

Тема: Согласны ли вы с тем, что ошибки - это ключевой компонент жизненного опыта?

Жизненный опыт - опыт, который человек приобретает в течение жизни, совершая ошибки, и на примере этих ошибок делает определённые выводы. И из чего вообще складывается жизненный опыт? Из совершённых поступков, сказанных слов, принятых решений, как верных, так и неверных. Человеку свойственно ошибаться в любых ситуациях, даже в самых простых. Допустив ошибку, человек сделает из неё вывод, получит жизненный урок, поймёт, как поступать в похожих ситуациях. А если не делать ошибок, то как тогда получить этот жизненный опыт? Думаю, в таком случае человек не приобретает его. Поэтому ошибки и являются ключевым компонентом жизненного опыта. Докажем это примерами из литературных произведений.

В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв прибывает на военную службу в Белогорскую крепость. Поначалу он, не зная там абсолютно никого, заводит дружбу со Швабриным. Швабрин на первый взгляд кажется Гринёву интересным, умным собеседником и порядочным человеком. Пётр Гринёв полностью ему доверяет. Но каким Швабрин является на самом деле, Пётр узнаёт только по ходу повести. Швабрин в итоге показывает себя как лживый и низко порядочный человек. Он это доказал своими поступками. Он оклеветал песенку Гринёва, написанную Маше Мироновой, после на дуэли наносит Петру удар «со спины», воспользовавшись удобным моментом. А в конце повести переходит на сторону соперника. Ошибка Петра заключается в том, что он доверился совершенно незнакомому человеку. Это доставило ему лишние трудности в Белогорской крепости. Но эта ошибка преподнесла ему жизненный урок. Пётр сделал для себя выводы, получил некий жизненный опыт.

В другом произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой также допускает ошибку, которая после преподаст ему жизненный урок. Итак, в главного героя этого романа Евгения Онегина влюбляется Татьяна Ларина. Она признаётся ему в своих чувствах, рассчитывая на дальнейшие отношения с Евгением, но получает отказ. Евгений принял это решение совершенно не обдумав его. Он опирается только на свои чувства, совершенно не думая о последствиях. Но вскоре Евгений понимает, что он любит Татьяну, хочет, чтобы она была с ним и пишет ей письмо. Но понял Евгений это слишком поздно. Татьяна уже была замужем и, может быть, у неё ещё остались чувства к Евгению, но она не собирается прощать его. Так, допустив ошибку однажды, Евгений остался без человека, который ему действительно нужен. Но эта ошибка также научила главного героя, придала ему жизненного опыта.

Я согласен с тем, что ошибки - это ключевой компонент жизненного опыта. На примере двух произведений А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин» можно сделать вывод, что именно на таких ошибках, рассмотренных в примерах, и накапливается жизненный опыт. Чтобы набраться жизненного опыта, нужно делать ошибки. И этих ошибок не избежать.

Петр Андреевич Гринёв – центральный персонаж повести «Капитанская дочка». Вся жизнь Гринёва – образец поведения молодого человека, рано задумавшегося о своем предназначении, чести, достоинстве, верности слову. Уроки жизни, которые получил сын Андрея Петровича, с точки зрения современного читателя, очень жестоки и тяжелы. На самом деле, юный Гринёв был подготовлен к тому, чтобы выдержать испытание на прочность, подтвердить право называться офицером, мужчиной.

С первых страниц повествования дана характеристика Петра Гринёва, как человека, воспитывающегося в обстановке строгости и повышенного внимания к репутации семьи. Это влияние отца. Петр был горячо любим матерью, как единственный выживший сын, и эта любовь на протяжении долгого времени оберегала его от всех бурь и невзгод. Наконец, на мальчика огромное влияние оказал Архип Савельич, бывший стремянный, знаток устного народного творчества, прекрасно разбирающийся в лошадях и собаках, умный, дальновидный и исключительно преданный семье человек. Он давал барчуку свободу, и тот рос, «гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками».

Таким образом, становление личности Петра Гринёва проходило под воздействием всех этих факторов в совокупности.

Для понимания образа героя необходимо тщательно исследовать все этапы его биографии.
Существует, как минимум, четыре поворотных момента, когда Петру необходимо было принять решение, сдать своеобразный экзамен. Первый ключевой эпизод – проигрыш партии в биллиард ротмистру Зурову. Вполне возможно, что гуляка Зуров простил бы неразумного дитятю, опасно заигравшегося. Уповая на это, добряк Савельич слезно молит молодого барина не возмещать ущерба. Но Гринёву-мужчине поблажки не нужны. Он совершает свой первый серьезный поступок: «Долг обязан быть уплачен!»

Второй ключевой момент – беседа со Швабриным, из уст которого прозвучали оскорбления в адрес целомудренной девушки. Оставить такой поступок без внимания – не по-мужски. Гринёв вступается за честь Маши, в результате получает тяжелое проникающее ранение плеча. Страницы, где приводится описание Гринёва, поправляющегося после тяжелой болезни, поистине трогательны.

Третий важный момент: вызволение невесты из заточения. Никто не собирался освобождать Белогорскую крепость, занятую бунтовщиками, но для Петра Гринёва заслонов нет. Он по-хорошему горяч и безрассуден.

Наконец, четвертый эпизод. Подследственного Гринёва грозят отправить на вечное поселение в Сибирь, если он не сумеет оправдаться. Помогал бунтовщикам? Шпионил в пользу Пугачева?

Для чего встречался с атаманом разбойников? Петр отказывается защищаться, так как не хочет порочить, «полоскать» имя невесты. Он согласен пойти на каторгу, но дочь капитана Миронова, сложившего голову за Отечество, останется чиста перед людьми. Пересудов он не потерпит.

Самоотречение во имя любви, во имя высшей справедливости ведет молодого дворянина дорогой правды и навсегда отводит от кривой дорожки бесчестия и забвения. Недаром образ Гринёва в повести Капитанская дочка считается одним из самых выразительных в русской художественной литературе. Он способен и в 21-м веке волновать читателей и будить в душах добрый отклик.

Образ Петра Гринёва занимает особое место в романе Пушкина. Это не только главное действующее лицо, но и «автор» записок, повествователь. В нём как бы совмещаются два образа: образ молодого офицера, раскрывающийся в истории по жизни, в поступках и образ старого помещика, офицера в отставке, уже умудрённого житейским опытом, теперь на досуге вспоминающего и рассказывающего историю своей молодости.

Именно поэтому образ Гринёва довольно сложный. В романе много событий и мало размышлений. Психология героя передаётся через поступки.

Петруша, как называет Пушкин своего героя в начале повести, проходит путь духовного созревания и к концу становится Петром Гриневым. Он испытывает на себе все тяготы пугачевского восстания, находит свою любовь и принимает благосклонность самой Екатерины II. Как же происходила эволюция образа главного героя?

В начале повести мы узнаем, что Гринев – сын помещика, получивший дворянское воспитание по обычаю того времени. Его отец, смотревший на военную службу как на долг дворянина, отправляет семнадцатилетнего юношу не в гвардию, а в армию, чтобы он «потянул лямку», стал дисциплинированным солдатом. Прощаясь с Петром, старик дал ему наставление: «Служи верно, кому присягнешь; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Второй этап формирования характера героя начинается с момента отъезда из родного дома. Самостоятельная жизнь Гринёва – это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, а также и обогащения его внутреннего мира. Но всё же до своего приезда в Белогородскую крепость главного героя можно смело называть Петрушей.

Итак, воспитание жизнью продолжается. Гринев в Белогородской крепости. Вместо грозных, неприступных бастионов – деревушка, окруженная бревенчатым забором, с избами, крытыми соломой. Вместо строгого сердитого начальника, которого воображал себе герой, - комендант, вышедший на учение в колпаке и китайском халате. Вместо храброго войска – инвалиды.

Жизнь в Белогородской крепости открывает перед юношей ранее незамеченную красоту простых, добрых людей и рождает общение с ними. Другого общества в крепости не было, Гринёв другого и не желал. Беседы с милыми простыми людьми, занятия литературой, любовные переживания – всё это доставляло ему истинное удовольствие. Над серьёзными общественными жизненными проблемами он не задумывался. Но кардинально меняет героя любовь к Маше, ради которой он даже сражается на шпагах со Швабриным. Не забудем, что перед этим Гринёв никогда ни с кем не ссорился и не затевал драк. А во время ссоры со Швабриным он не раздумывая вызывает оскорбившего его возлюбленную на дуэль. Это говорит о внутренней сильной воле героя, его способности защитить свою любовь, а не о горячности молодости.

Следующий этап в становление героя – его решительность в деле женитьбы на своей возлюбленной. И письмо к родителям - прямое тому подтверждение. Здесь Пётр выступает как уже вполне взрослый сформировавшийся человек, который может с помощью слов убедить окружающих в своей правоте. И даже отказ отца от благословения на брак не поколебал окончательно веру и убеждённость героя в своей любви.

Также следует отметить, что каждая встреча нашего героя с главой восставшего народа Пугачёвым является знаковой. Неслучайно Пушкин применяет в своём романе приём пророческого сна, который видит Гринёв по пути на постоялый двор, заснув в буран. В этом сне Пугачёв представляется отцом Гринёва.

Первая встреча героя с Пугачёвым показала главного героя как ещё очень молодого барчука, но уже с чётким осознанием того, что за добро платят добром. Дар Гринёва проводившему их мужику – заячий тулуп – позже спасёт его жизнь.

После второй встречи с Емельяном в Белогорской крепости, когда предводитель мятежников спас ему жизнь, Гринев становится более решительным и смелым. Происходит быстрое взросление героя.

Ради своей любви он просит генерала дать ему пятьдесят солдат и разрешение освободить захваченную крепость. Получив отказ, молодой человек не впадает в отчаяние, как раньше, а решительно отправляется в пугачевское логово. Петру хватило смелости вновь явиться перед предводителем восстания. Плененный, но не сломленный, Гринев безо лжи и лицемерия рассказывает Емельяну все, как есть, про Машу Миронову и Швабрина. Этот отчаянный поступок спас жизнь девушки.

Образ Гринёва дан в развитии. Черты его характера перед читателями раскрываются постепенно. Его поведение психологически мотивировано. Несмотря на ошибки героя романа, перед нами, читателями, вырастает образ честного, доброго, отважного человека. Он способен к большому чувству, верен в любви и, в конечном итоге, своему долгу. И в то же время Гринев легкомыслен по молодости, ограничен во взглядах и понимании истинного назначения тех событий, участником которых он стал.

Береги честь смолоду…

А. С. Пушкин

Одно из моих любимых произведений русской классической литературы – повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Написанию повести предшествовал многолетний труд автора, который изучал историю народного восстания под предводительством Емельяна Пугачева, слушал песни и рассказы его современников. Получилось прекрасное художественное произведение, главный герой которого Петр Андреевич Гринев.

В начале повести это недоросль, гоняющий голубей с дворовыми мальчишками, беззаботно живущий в семье помещика. Петрушенька был избалован, науками серьезно не занимался, но мечтал служить в Петербурге. Вопреки его желаниям отец отправляет юношу не в город на Неве, а в далекую Оренбургскую губернию. Отец, верой и правдой служивший Отечеству, хотел видеть своего сына настоящим мужчиной, а не прожигателем жизни. Перед отъездом Петр Гринев слышит от родителя напутствие «беречь честь смолоду».

Дальнейшие события, описанные А. С. Пушкиным, - серьезные жизненные испытания, формирующие личность героя. Благородство и благодарность он проявляет на постоялом дворе, щедро наградив провожатого за спасение в буранной степи. Честь и достоинство не позволяют Петру Андреевичу не рассчитаться за проигрыш с Зуриным. В Белогорской крепости, познакомившись с семьей капитана Миронова, Петр Андреевич стал желанным гостем в доме коменданта, проявив интеллигентность, уважение и корректность. Полюбив Машу Миронову, юноша идет на дуэль со Швариным, опорочившим имя любимой. В мирной отдаленной крепости мы видим, как меняется герой, как проявляет лучшие человеческие качества и завоевывает наше уважение.

Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева резко изменила жизнь всех участников событий и поставила молодого офицера перед нравственным выбором. Когда я читала эпизоды повести, описывающие поведение гарнизона после падения Белогорской крепости, искренне восхищалась мужеством Гринева и его решением не присягать на верность самозванцу. Он прекрасно знал, что его ждет виселица. Но не мог предать императрицу и намерен был до конца остаться верным своему воинскому долгу. Заячий тулуп, подаенный провожатому на постоялом дворе, спас жизнь молодого офицера. Пугачев не казнил его, потому что узнал.

И с этого момента начинаются особенные отношения Пугачева и Гринева. Я думаю, что нравственные качества героя: мужество, верность воинскому долгу, порядочность, честность – позволили завоевать уважение в глазах самого Емельяна Пугачева. Беглый казак и русский офицер, конечно, не могли стать друзьями, но добрые отношения между ними зародились. Пугачев по просьбе Петра Андреевича спасает Машу от Швабрина и отпускает на свободу. Герой благодарен ему за это, но присягать на верность отказывается. Уверена, честность, бескомпромиссность, искренность офицера и подкупили самозванца.

Пройдя все испытания, рискуя жизнью, Петр Гринев не замарал чести подобно Алексею Швабрину. За это я глубоко уважаю его. Он выполнил напутствие своего отца и стал настоящим русским офицером. В повести А. С. Пушкин показал нам, как формировалась личность молодого офицера, как закалялся его характер, менялись взгляды на жизнь. Гринев, совершая ошибки, приобретал бесценный опыт, который и позволил ему стать храбрым и мужественным, способным защитить и Родину, и свою любимую. Автор гордится своим героем и награждает его личным счастьем с Машей Мироновой. Интересным мне кажется тот факт, что повествование о событиях идет от лица состарившегося Петра Андреевича, оставляющего записки своим потомкам. В записках звучит мысль, высказанная десятки лет назад его отцом: «Береги честь смолоду!»

Считаю повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» одним из произведений, важных и необходимых для современной молодежи. Мы можем найти в ней ответы на многие жизненные вопросы. А самое главное – помнить, что честь надо беречь смолоду!

Как только я прочитала тематическое направление для итогового сочинения «Опыт и ошибки», в памяти всплыло стихотворение молодого А.С. Пушкина:

О, сколько нам открытий чудных
Дарует просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…

Как надо понимать строки великого поэта? По-моему, опыт – это очень хорошо. Но вот трудные, а возможно, непоправимые ошибки – очень плохо, даже чрезвычайно плохо. Нужен ли такой опыт? Родион Раскольников, главный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» убил «никчёмную старушонку», чтобы проверить себя. И не смог жить с опытом, вытекающим из преступления. Как избежать трагических, неисправимых ошибок для приобретения опыта?

Разум приходит вместе с учением. Не случайно семья и государство стремятся учить подрастающее поколение (дошкольное образование - в детском саду, среднее образование - в школе, высшее образование - в вузе). Мне интересно проследить за главным героем повести А. Пушкина «Капитанская дочка» Петрушей Гринёвым. Мог ли неуч, волокита и пьяница Бопре подарить Петруше «просвещенья дух»? Увы! Уже в первые дни вне родного дома молодой человек совершает серьёзный промах: проигрывает деньги. Что он знал, что видел, где мог получить опыт, нужное представление о жизни? Мы можем узнать целый мир из книг. В доме Гринёвых читали только календарь.

А вот с сердцем, то есть с воспитанием чувств, нравственности у Петра Гринёва всё в порядке. Мама научила его любить, а благородный отец - «беречь честь смолоду» Это и помогло Петру избежать трагических ошибок. Благодарность «вожатому» в виде заячьего тулупчика спасла ему жизнь. Самоотверженность при освобождении Маши Мироновой подарила ему любовь и счастье. Преданность присяге и правдивость покорили как сердце мятежника Пугачёва, так и разум императрицы.

Так что опыт – это клад для жизни. А найти этот клад можно только трудом: учиться и работать над собой. (294 слова)