Активность. В психологии активность рассматривается как одна из важнейших категорий, характеризующая деятельное состояние человека; всеобъемлющая характеристика жизни

В психологии активность рассматривается как одна из важнейших категорий, характеризующая деятельное состояние человека; всеобъемлющая характеристика жизни, детерминируемая врожденными, приобретенными в онтогенезе и в процессе социализации личности потребностями. Активность всегда направлена на устранение либо внутренних противоречий организма, либо противоречий между организмом и средой, между субъектом и окружающей средой, между личностью и социальной средой. Проявляется она внутри организма в виде физиологических, нейрофизиологических, психических процессов, а вне организма - в виде реакции, действий, поведенческих актов, поведения, деятельности, общения, познания, созерцания на индивидуально-субъектном, индивидуально-личностном уровнях. Устранение противоречий происходит либо с изменением субъектом самого себя, либо преобразованием окружающей среды.

Активность - деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире.
Активное существо не просто пребывает в движении, оно содержит в себе источник своего собственного движения, и этот источник воспроизводится в ходе самого движения. Речь при этом может идти о восстановлении энергии, структуры, свойств, процессов и функций живого существа, его места в мире, вообще говоря, - о воспроизведении любых измерений его жизни, если только они рассматриваются как существенные и неотъемлемые. Имея в виду это особое качество - способность к самодвижению, в ходе которого индивид воспроизводит себя, - говорят, что он выступает как субъект активности. В становлении и существовании человеческого индивида как субъекта представлены такие ее проявления, как активация, безусловно - и условно-рефлекторные акты, поисковая активность, Поисковое моделирование в поведении), произвольные акты, воля, акты свободного самоопределения и самополагания субъекта. В соотнесении с деятельностью, активность субъекта определяется как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как свойство ее собственного движения.
Активность характеризуется такими свойствами, как спонтанность, то есть обусловленностью производимых актов спецификой внутренних состояний индивида в момент действования, в отличие от реактивности как их обусловленности предшествующей ситуацией; произвольностью , то есть обусловленностью того, что совершается, актуальной целью субъекта, в отличие от полевого поведения, надситуативностью , то есть выходом за границы предустановленного, в отличие от приспособительности, как ограниченности действий рамками заданного; действенностью, то есть устойчивостью по отношению к реализуемой цели, в отличие от пассивности как тенденции непротивления обстоятельствам, с которыми надлежит встретиться в будущем. Феномен активности как единства спонтанности, произвольности, надситуативности и действенности не может быть осмыслен в рамках традиционной "причинно-следственной" схемы, а также согласно схеме "целевой причинности". По-видимому, необходимо выделить особый тип причинности, определяемой спецификой актуального состояния индивида в момент действования. Такая причинность может быть названа актуальной . В отличие от детерминации со стороны "прошлого" (обычные причинно-следственные отношения") или со стороны возможного "будущего" ("целевая" детерминация), в данном случае подчеркивается детерминирующее значение "момента". Корректная форма описания такого типа причинности содержится в работах И. Канта - в его представлениях о "взаимодействии" (или "общении") субстанций.

121 Активностьть

Основные характеристики активности

Общей характеристикой живых существ является их активность. Именно активность обеспечивает поддержание жизненно важных связей всех существ с окружающим миромм.

Источником активности живых организмов являются потребности, благодаря которым все живое действует определенным образом и в определенном направлении . Потребность - это состояние живого существа, отражает ее зависимость от условий существования и вызывает активность в отношении этих условий.

Активность человека существенно отличается от активности животных. Проявления активности в поведении животного обусловлены прежде естественной организацией (строение тела и органов, инстинкты), которая якобы определяет есть ряд предметов, которые могут стать объектами потребностей. Процесс удовлетворения потребностей животных обеспечивает наиболее полное приспособление их к среде. Например: врожденная программа поведения насекомых (пчел), птица ов (синица, ремез), млекопитающих (бобр, белка, медведь) предусматривает определенные строительные нужды, а также материал для их обеспечения: воск, природные материалы, определенные породы д.рев.

Источник активности человека - его потребности. Потребности человека формируются в обществе в процессе воспитания. Природные вещи являются не только предметами, удовлетворяющие биологическую потребность (например, в пище). По вспом мощью орудий труда человек может видоизменять предмет соответствии с собственными потребностями. Поэтому удовлетворение потребностей у человека - активный, целенаправленный процесс овладения определенной формой деятельности, определение а общественным развитиемтком.

ли понятие активность и деятельность тождественными, или они имеют качественные отличия?

Принципиальное отличие активности и деятельности заключается в том, что деятельность исходит из потребности в предмете, а активность - из потребности в деятельности. Активность не только качественно присуща самой деятельной ностиі

(например - труда), но и придает ей определенного"окраску"Активность определяет деятельность и является движущей силой, источником пробуждения у человека ее"потенциалов"uot;потенціалів".

Активность вроде предшествует деятельности во времени: до начала деятельности мы еще не можем что-то изменить, передумать, улучшить, ведь это можно сделать в процессе самой деятельности. До начала деятельности мы актив вно выбираем, что именно желательно, свободно планируем, думаем, с помощью каких способов и какими средствами чего-то добиться. Активность не только предшествует деятельности, но и"сопровождает"его в течение всего об этом су. Нельзя представить оптимальной деятельности, лишенной активностиої активності.

расчете свои силы, время, возможности для достижения той или иной цели, с помощью активности мы мобилизуем свои способности, преодолеваем инерцию"Личностно окрашена"деятельность осуществляется не только более конструктивно, но и в определенном направлении, с определенной ориентацией (на других, на себя и т.д.). Активность вроде"наполняет"деятельность, придает ей особую личностной значимости. Человек в такой ситуации делает все желающиетуації робить усе охоче.

Где искать источники, причины возникновения"настоящей", действующего активности, почему она снижается?нижується?

Ответить на этот вопрос можно только определив, как именно жизненные ценности, потребности человека соотносятся с общественными требованиями и нормами. А потребности человека и нормы часто заходят между собой в спорного ность. Если в процессе деятельности достигается предмет удовлетворения потребности, появляется чувство как личностного, так и социального"насыщения", то довольной,"насыщенной"предметом активности быть не м оже, потому что это уже не будет активность. Что же движет активностью, если не предмет? способна к контролю за своей активностью. Однако активность, сводится (со стороны субъекта) только к контролю, не может привести к выбору конструктивных способов деятельности за активность человек стремится создать такие условия своей деятельности, достичь таких уровня и качества ее осуществления, чтобы она соответствовала попыткой, намерениям, критериям. Именно такие условия преодоления трудностей, достижения высокого ров ния качества деятельности приносят человеку удовольствие (а не только результат деятельностиільки результат діяльності).

Получая удовольствие от характера деятельности, а не только от ее результата, личность благодаря активности не попадает в полную зависимость от социальных требований и установок, а приобретает новые способностей ей решать социально-психологические противоречия, утверждается в правильности своей позиции, убеждается в ее адекватности жизненно.

Итак основным свойством активности является принадлежность ее человеку, субъекту, вне которого она не может существовать соответствии субъекту активности присущи все характеристики субъекта деятельности (психические, моральные, социальные, профессиональные и т.п.), но только более личностно окрашенные.

Активность возникает как жизненный произведение личности, осознающей, что все необходимое от общества она получит благодаря своей деятельности (труда), которой она обменивается с другими людьми.

Активность порождается потребностью в деятельности, является на высшем сравнению с деятельностью уровне, ее характер определяется и опосредуется высшими жизненными потребностями. Но если деятельность еще не сформировалась, если не сложилась сама личность, ее высшие жизненные потребности, то активность может быть не в функции координатора, а в функции дезинтегратора жизни человека. В этом смысле она может не иметь своего предмета, не проявляется ярко в конкретном виде деятельностиі.

Если беспредметная деятельность является социально бесперспективной, то беспредметная активность - явление социально опасное, социально нежелательное бездействующих, не направлена??активность социально и личностно"при иречена", так как не имеет своей цели, своего предмета и не приносит удовольствиязадоволення.

Активность (как и деятельность) осуществляется на протяжении всей жизни человека, поэтому имеет продолжительный, однако неравномерный характер. Периоды повышения и снижения активности не всегда соответствуют"биологическом"возраста человека, его возможностям. Часто бывает так, что в старости человек еще активно работает, а молодой человек кажется старой из-за неспособности (нежелания) найти свое место в жизниісце в житті.

Активность может иметь и различную направленность - на конкретных достижениях (материальные блага, карьеру и т.п.) или на высокие духовные ценности.

Приобщение к активности таких психологических особенностей, как мотивы личности, ее направленность, способности, ценностные ориентации, определяет психологическую характеристику активности.

Из внутренних характеристик личности важную роль в ее росте играют мотивы . Однако мотив большей степени связан с деятельностью, рассматривается как побуждение к ней. Если в структуре человеческой деятельности личностном мотива отводится определенное место, то какое же соотношение мотива и активности? ь определенные ценностные места. Соотношение активности и мотивов может приобретать или гармоничного, или противоречивый характер. И если противоречия (борьба) мотивов на этапе формирования активности способствуют ее росту, то на этапе реализации активности такая борьба превращается в ее тормозовльмо.

Активная человек (в различных формах) пытается снять личностную неопределенность, незавершенность (при деятельности), и здесь ее чрезмерная саморегулирования становится своеобразным тормозом активности. Однако са аморегуляция человека не ограничивается контрольными функциями. В процессе саморегулирования личность считается не только на степень активности, но и на собственное состояние, возможности, всю совокупность мотивеів.

Активность личности может быть деформированной из-за потери ею роли субъекта деятельности. Только при наличии указанного качества, по способности личности выступить полноправным субъектом деятельности возм лива настоящая гармоничная активностьь.

Понятие активности в сфере научных знаний неоднозначно, и в должной мере не освещается ни в общенаучных, ни в философских, ни в специальных психологических энциклопедиях и словарях. Однако практически всегда активность выступает как универсальное свойство, присущее всему живому. Но в одних случаях она соотносится с поведением; в других сопоставляется с деятельностью; в третьих определяется по составляющим ее компонентам.

Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Такие, как активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля содержит следующее определение активности: «Активный - это деятельный, действующий, жизненный, живой, не косный».

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова активностью называется «активная, энергичная деятельность».

В «Кратком психологическом словаре» термин «активность » обозначается как «всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика, источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром, способность к самостоятельной силе реагирования... Она характеризуется в большой степенью обусловленностью производимых действий, спецификой внутреннего состояния субъекта».

В философии понятие активности рассматривается как универсальное, всеобщее свойство , выступающее в одних случаях мерой направленного действия»; в других - «возбужденным состоянием объекта, обусловливающим обратное воздействие на действие», а в-третьих - «способностью материальных объектов вступать во с другими объектами».

В социологии чаще всего используется понятие социальной активности. Социальная активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение. В психологическом плане существенным представляется характеристика активности как состояния - как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к . А также как отношения - как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов.

В психологии понятие «активность » применяется для обозначения грех неодинаковых явлений:
1) определенная, конкретная деятельность индивида;
2) состояние, противоположное пассивности (это не всегда актуальная деятельность, а порой только лишь готовность к деятельности, состояние, близкое к тому, что обозначается термином «уровень бодрствования»);
3) инициативность, или явление, противоположное реактивности (действие субъекта внутренне вовлеченно, а не бездумное реагирование).

Общим во всех, этих и других вариантах выступает указание на связь активности с энергией и мобилизованностью.

Научно обоснованный подход к осмыслению понятия активности подготовлен в отечественной психологии идеями Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Узнадзе, Н.А. Бернштейна, Н.С. Лейтеса, работами К.А. Абульхановой, А.Г. Асмолова, Л И. Брушлинского, А.В. Петровского, В.А. Петровского и других исследователей, раскрывших положения о культурно-историческом опосредовании психических процессов, о деятельности, соотношении «внешнего» и «внутреннего» и т.п.

Активность, по мнению Н.С. Лейтеса, выступает «как фактор, характеризующий психические процессы и свойства личности». При этом «под психической активностью - в самом общем виде - можно понимать меру взаимодействия субъекта с окружающей действительностью... как в форме внутренних процессов, так и... внешних проявлений».

Большое значение в науке придается «принципу активности ». Н.А. Бернштейн (1966), вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в провозглашении определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. В действиях человека существуют безусловные рефлексы, когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой . В случае полной зависимости от неё мы имеем место с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.

В психологии в рамках деятельностного подхода также наблюдается некоторое расхождение в трактовке активности. Психологическая теория деятельности рассматривает макроструктуру деятельности в виде сложного иерархического строения. В её состав включают несколько уровней, в числе которых называют: особые виды деятельности, действия, операции, психофизиологические функции. Особенные виды деятельности в этом случае выступают как совокупность действий, вызываемых одним мотивом. К ним обычно относят игровую, учебную и трудовую деятельность. Их же называют формами человека (Ю.Б. Гиппенрейтер 1997). , помимо указанных, к множеству «активно-деятельностных форм отношения человека к миру» причисляет также боевую и спортивную деятельность, общение, людьми, самодеятельность. Активность, в данном случае, соответствует особенной форме деятельности или особенной деятельности.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской (1991), посредством активности человек решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности. Мобилизуя активность в необходимых, а не в любых формах, в нужное, а не в любое удобное время, действуя по собственному побуждению, используя свои способности, ставя свои цели. Тем самым, оценивая активность как часть деятельности, как ее динамическую составляющую, реализуемую ситуативно, то есть в нужный момент времени.

В 70-е годы, в начале разработки проблемы активности в отечественной психологии, интерес исследователей к категории активности был обусловлен также неприятием некоторых тенденций в общественной жизни, формировался особый взгляд на человека, преодолевающего барьеры своей природной или социальной ограниченности существа.

от лат. activus - деятельный] - форма проявления активности, выражающаяся в волевых актах и личностном самоопределении и обусловленная представлением о себе самом как о «субъекте - причине» того, что происходит и должно происходить в окружающем мире. Более того, согласно концепции персонализации, «активность личности проявляется также в том, что своими поступками и деяниями личность “продолжает” себя в других людях, приобретая в них свою “отраженность”. В отличие от общественно значимых, однако стандартизированных актов поведения человека, активность личности характеризуется тем, что человек поднимается над стандартом, реализуя неординарные усилия для достижения общественно заданной цели и/или действуя надситуативно, то есть за пределами своих исходных побуждений и целей»1. Подобная надситуативная активность - не что иное, как готовность и способность человека не ограничиваться заданными конкретной ситуацией требованиями и ориентироваться на непрагматические цели, существенно превышающие по своему уровню конкретную актуальную задачу. Помимо того, что в рамках реализации надситуативной активности личность, как правило, относительно легко преодолевает различные психологические барьеры, она способна подняться до подлинно творческой деятельности, интеллектуального «прорыва», продемонстрировать склонность к действенному альтруизму, «бескорыстному» риску, добиться резкого качественного повышения эффективности своей деятельности. Одна из форм проявления надситуативной активности, выражающаяся в стремлении индивида или группы превысить официально предъявляемые обществом нормативные требования к тому или иному виду деятельности - сверхнормативная активность. Это один из важнейших показателей высокой эффективности группы, характеризующий деятельность общности высокого уровня социально-психологического развития. Сверхнормативная активность может проявляться, например, в превышении средней индивидуальной и групповой нормы выработки. В группах низкого уровня развития предъявления индивидуальной сверхнормативной активности, как правило, воспринимаются негативно и оцениваются как предательство групповых интересов, рассматриваются как демонстративное поведение, имеющее целью выделиться, самоутвердиться за счет других членов общности, завоевать признание вне группы в ущерб ее престижу. Экспериментально сверхнормативную активность можно зафиксировать лишь в тех видах деятельности, где имеются четко разработанные официальные нормативы ее выполнения.

В современной социальной психологии проблема личностной активности получила наиболее детальное освещение в рамках теории спонтанности. Под спонтанностью понимается адекватная реакция индивида на новую для него ситуацию и новая, креативная реакция на старую, привычную ситуацию (Дж. Морено, Г. Лейтц и др.). По сути дела, и в первом, и во втором случаях речь идет именно о способности индивида воспринимать себя как субъекта. При этом, по мнению Дж. Морено, «индивид с высокой степенью спонтанности будет извлекать максимум из ресурсов, находящихся в его распоряжении, - из интеллекта, памяти или навыков, и может оставить далеко позади обладателя лучшими ресурсами, но наименьшим образом их использующего. В творчески одаренного индивида проникает спонтанность и вызывает в нем реакцию. На свет было произведено намного больше Микеланджело, но лишь один из них стал автором великих картин, из всех рожденных Бетховенов лишь один написал великие симфонии и лишь один из многих смог стать тем самым Иисусом из Назарета. Всех их объединяют творческие идеи, мотивация, интеллект, навыки и образование, а разъединяет та самая спонтанность, которая в удачных случаях дает возможность ее носителю воспользоваться в полном объеме имеющимися у него ресурсами, в то время как неудачники остаются в проигрыше, будучи обладателями своих сокровищ: они испытывают недостаток в разогревающих процессах (согласно теории спонтанности каждый по-настоящему значимый деятельностный акт требует предварительного “разогрева” (по полной аналогии с обязательной разминкой спортсмена перед стартом - В. И., М. К.)»1.

Для тестирования индивидуального уровня спонтанности Дж. Морено была разработана достаточно сложная поэтапная экспериментальная процедура. С использованием психодраматических техник моделировался ряд экстремальных, постепенно усложняющихся ситуаций типа: «в Вашем доме возник пожар - огонь подбирается к комнате, где спят ваши дети - ваша жена охвачена «паникой - телефон не работает - замок входной двери заклинило и т. д.» Ассистенты Дж. Морено фиксировали реакцию испытуемых и время, затраченное ими на принятие решения после очередной «вводной». На первом этапе эксперимента, таким образом, было протестировано более 300 испытуемых. На основе анализа их результатов и сопоставления с отчетами о поведении людей в реальных ситуациях аналогичных моделируемым в ходе эксперимента были выведены критерии оценки реакций по трем параметрам: временному, пространственному и содержательному. При этом, с точки зрения Дж. Морено, «расчет времени для реакции на возникающую ситуацию оказался главным фактором уместности. Необходимо было установить амплитуду минимальной и максимальной допустимой продолжительности каждого отдельного процесса разогрева в акт и общую ситуацию. ... Субъект получал положительную оценку, если его действия находились в пределах временного диапазона; отрицательная оценка давалась при продолжительности конкретного действия ниже минимума или выше максимума. Если процесс разогрева в представлении об опасности для детей проходит слишком медленно, то возникающее действие - вынести их в безопасное место - может запоздать. С другой стороны, при поспешности процесса разогрева каждое действие невозможно выполнить полностью, и результатом будет хаотичная серия непоследовательных действий»1.

Не менее важной при оценке реакции применительно к моделируемым в эксперименте ситуациям исследователям виделась и способность испытуемых к четкой ориентации в пространстве. В силу этого, «на основе наблюдений реальных ситуаций была также создана пространственная схема положений индивидов и их движений относительно изменяющихся целей. На нее наносили план дома и окрестностей, позицию субъекта в начале теста, позиции любого другого субъекта, входящего в ситуацию, местоположение каждого объекта в тесте, а также наиболее короткие маршруты к целям, раковина на кухне, комната детей, соседи и т. д. Для каждого акта была установлена амплитуда допустимых обходных путей, начиная от наиболее короткого из них. Субъект получал положительную оценку при попадании его движений в допустимые пределы и отрицательную, если лишние движения вредили цели действия»2.

Наиболее интересными с точки зрения характеристик активности личности представляются содержательные параметры оценки реакций. Как отмечает Дж. Морено, «огромное разнообразие реакций требовало системы подсчета, определяющей наибольшее соответствие действий в данный момент, в пределах систем ценностей, доминирующих в нашей культуре. ... Наименее допустимым было бегство с целью спасения собственной жизни, соседствующее с другим, наименее допустимым, - спасение собственности; на высшем уровне оказался человек, спасающий чью-либо жизнь (в одном из вариантов эксперимента, согласно сценарию, в доме ночуют несколько гостей - В. И., М. К.), и близко к высшему - роль родителя (спасающего жизнь родного человека). В структуре допустимых ролей были классифицированы альтернативы соответствующих реакций для каждой роли. Несмотря на одну и ту же цель, управляющую действиями нескольких субъектов, - первым делом спасти детей - их действия различались в соответствии. Один выводил их из дома к соседям; другой переносил в следующую комнату, оставляя их в опасной зоне; третий пытался выпрыгнуть из окна с обоими детьми на руках, что было излишним риском»3.

На втором этапе исследования реакция испытуемого на каждую вводную экспериментатора оценивалась по трем указанным параметрам и если она не вписывалась в допустимый диапазон по любому из них, участие индивида в эксперименте на этом заканчивалось. Индивидуальная спонтанность оценивался через уровень ситуативной сложности с которым мог справиться испытуемый. Как пишет Дж. Морено, «при обращении к высшим уровням спонтанного соответствия большое значение имеет выносливость субъекта при принятии непредвиденных ситуаций и в адекватной реакции на них»4. По результатам эксперимента была выявлена «группа субъектов, не сумевшая пройти первую ситуацию, поскольку они выбегали наружу, спасаясь или призывая на помощь. Другая группа субъектов с большей или меньшей адекватностью прореагировавшая на первую ситуацию, добралась до второго случая, когда в доме появлялась мать субъекта или мать детей. Здесь их спонтанная находчивость истощалась; «они теряли головы», позволяя обезумевшей матери войти в комнату малышей, или слишком поздно спохватывались звонить пожарным.

Следующая группа субъектов без труда дошла до третьего уровня чрезвычайности; еще меньшее количество - до четвертого и совсем мало - до пятого уровня. По мере накопления уровней чрезвычайности выяснилось, что количество неожиданностей, преодолеваемых субъектом, было показателем диапазона его спонтанности. Незаметно подкрадывающееся начало спада и потери спонтанности характеризовалось неадекватным восприятием роли, плохим расчетом времени и пустой тратой движения»1.

Основываясь на результатах описанного эксперимента и собственном психотерапевтическом опыте, Дж. Морено пришел к двум важным выводам. Во-первых, спонтанность является универсальным и врожденным человеческим качеством, которым изначально обладает каждый ребенок. Однако эта способность проявлять личностную активность может быть серьезно депривирована в результате дисфункционального родительского воздействия, негативного личностного опыта, деструктивного социального научения и т. п. Во-вторых, спонтанность можно восстанавливать и развивать посредством специальных методов психотерапевтического и психокоррекционного развития. Конечной стратегической целью психодрама-терапии и является, по сути дела, полное воссоединение индивида со своей природной спонтанностью.

Также необходимо отметить, что спонтанная личностная активность в целом ряде случаев может стимулироваться и сугубо социально-психологическими методами. К ним следует в первую очередь отнести мероприятия, направленные на создание высокофункциональных групп типа команда - коллектив, демократический стиль лидерства, делегирование полномочий и предоставление членам сообщества свободы действий на пути движения к общей цели. Последнее особенно важно. Как отмечает Т. Амбайл, «внутренняя мотивация - а соответственно, и творческая активность - резко повышаются, когда люди получают право самостоятельно выбирать способы достижения цели, но не цель как таковую»2. Здесь же выделяются шесть наиболее значимых, с точки зрения стимулирования творческой активности личности в организационном контексте, факторов: постановка задачи, свобода действий, ресурсы, состав рабочей группы, поощрение непосредственных руководителей и организационная поддержка. Практика организационной психологии и психологии менеджмента отчетливо показывает, что без проявлений и целенаправленного использования надситуативной личностной активности попросту невозможны разработка и внедрение сколько-нибудь значимых инновационных проектов, принятие ответственных решений, поиск эффективных выходов из сложных ситуаций.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что активность личности, если она совершенно не соответствует социальным нормам и при этом полностью игнорирует интересы других людей, приобретает отчетливо выраженный деструктивный характер. По справедливому замечанию Г. Лейтц, «...сама по себе спонтанность еще не способствует творческому процессу. Без смысловых связей и связью с действительностью она нередко оказывает такое же деструктивное действие, что и спонтанный недеференцированный рост клеток раковой опухоли, который не подчиняется принципам формирования организма»1. Наиболее отчетливым примером разрушительных и социально опасных проявлений в этом плане является надситуативная активность психопатов и социопатов.

Практический социальный психолог в качестве одной из своих профессиональных задач должен видеть всяческую поддержку личностной активности особенно в ее надситуативных проявлениях, в то же время не упуская из вида тот факт, что нередко надситуативная активность может иметь и асоциальную, а порой и антисоциальную направленность, а последствия связанного с подобной активностью индивидиуально-специфического влияния могут пагубно влиять и на социально-психологический климат в сообществе в целом, и на развитие личности отдельных его членов.

Нормальное состояние человека, если только он не спит,- активное, деятельное состояние. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят - трудится, занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т. д. новом, он проявляет активность - внешнюю (движения, операции, мышечные усилия) или внутреннюю (психическая активность, которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда Он размышляет, читает, припоминает и т. д.). Однако различать внешнюю и внутреннюю активность можно лишь условно. Как Показали исследования, работа мысли даже тогда, когда человек внешне не проявляет активности, связана С речедвигательными микродвижениями (которые можно зарегистрировать). То, что мы называем «мышлением про себя», есть проговаривание «про себя», так как мышление взрослого нормального человека существует в речевой форме. Поэтому любая деятельность человека всегда связана с внешним движением, движением его мышц.
Деятельность - это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.
Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Деятельность создает материальные условия жизни человека, без которых он не может существовать,- пищу, одежду, жилище. В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, музыка, живопись. В процессе деятельности человек изменяет окружающую действительность, своим трудом преобразует окружающий мир: пустыни становятся цветущими садами, реки изменяют русло и направление, в тундре и тайге возникают города. Деятельность человека формирует и, изменяет его самого, его волю, характер, способности.
Деятельность человека принципиально отличается от поведения животных, даже если это поведение достаточно сложно. Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер - человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат. Во-вторых, деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда. В-третьих, деятельность человека носит общественный характер, она осуществляется, как правило, в коллективе и для коллектива. В процессе деятельности человек вступает в сложные отношения с другими людьми.
Поведение животных не носит ни сознательного, ни общественного (в полном смысле этого слова) характера. Даже высшие животные не планируют своего поведения, не употребляют орудий труда.
Деятельность определяется (детерминируется) общественно-историческими условиями. Человек не может отделить свою деятельность от окружающей его жизни, от требований общества, в котором он живет. И деятельность его приобретает различный характер в зависимости от требований общества. Рассмотрим, например, трудовую деятельность человека. Во все времена и эпохи человек занимался трудовой деятельностью, которая давала продукт, удовлетворяющий потребности общества или личные потребности человека. Но в условиях капиталистического общества трудящийся человек становится придатком машины, и его деятельность направляется капиталистом только на то, чтобы получить большую прибыль.
B нашей стране в связи с изменением общественных условий сама трудовая деятельность все больше и больше становится потребностью человека, в ней раскрываются лучшие стороны личности советских людей. Они познают счастье труда.
Изменился и характер такого вида деятельности, как учение. Дореволюционная школа учила молодое поколение тому, что необходимо было для закрепления господства класса угнетателей. А само учение носило характер зубрежки и муштры. Учение в советской школе носит совсем иной характер. Оно дает звания, необходимые человеку для выполнения своего общественного долга - труда на общую пользу. А само обучение носят развивающий характер, оно ориентировано на формирование у школьников активного, самостоятельного, творческого мышления.
Необходимые условия человеческой деятельности - психическое процессы. Они являются, с одной стороны, обязательной характеристикой всякой деятельности человека: играет ли ребенок, учится ли школьник, трудится ли человек - всегда все виды деятельности неразрывно связаны с вниманием, восприятием, памятью, мышлением, воображением, без которых не может осуществляться никакая деятельность человека. С другой стороны, все психические процессы протекают, формируются и регулируются в деятельности. Так осуществляется Взаимосвязь психических процессов и деятельности человека. Психика ребенка определяет его деятельность и формируется в его деятельности. В игровой деятельности дошкольника можно проследить формирование его восприятия, памяти, внимания, мышления. У школьника наибольшее значение приобретает учебная деятельность, и под влиянием этой деятельности качественно изменяются психические процессы учащегося - его внимание, познавательные процессы становятся все более преднамеренными, управляемыми и регулируемыми, расширяется их объем, совершенствуется их подвижность, гибкость и другие качества.