Аутоагрессия: как проявляется и лечится такое психическое расстройство. Аутоагрессия

Саморазрушение личности – это идеи, эмоции и поведенческие паттерны разрушающего характера направленные на себя. Саморазрушительный паттерн может реализоваться в различных форматах, включая физическое самоповреждение, квалифицируемое как попытки самоубийства, химических зависимостей, расстройствах пищевого спектра; некоторых случаях выбора экстремального спорта, рискованном половом поведении, выборе работы повышенной опасности; поведении, провоцирующим опасность, активном самообвинении и самоунижении.

В психологии, говоря о саморазрушении, используют термин «аутоагрессия» (аутодеструкция) – ауто- и агрессия означают поворот против себя, в английском – «turning against the self». В классификации психологической зашиты относится к вторичным защитам, когда происходит перенаправление отрицательного аффекта с внешнего объекта на себя, вследствие нежелательности проявления вовне.

При анализе соотношения шкал видов по валидным методикам, саморазрушение не коррелирует с другими шкалами, что выделяет феномен среди прочих особенностей агрессии в личностной психологии. Среди личностных типажей оно наиболее свойственно депрессивным и мазохистическим личностям согласно классификации Мак-Вильямс.

Стремление к саморазрушению выделяют в различные классификации:

– по области влияния – телесное, психическое, социальное;

– по характеристикам структуры – идеаторная (идея, мысли);

– аффективное (эмоциональные переживания), поведенческие;

– непосредственные, опосредованные, трансгрессивные (переходящее), расширенные;

– осознанные, неосознанные;

– по динамике – острые, хронические (вялотекущие);

– транзиторные, рецидив, персистирующие (упорные, постоянные), трансформирующиеся, стабильные, прогрессирующие, регрессирующие и прочее.

Разнообразие классификаций объясняется неоднозначностью и расширенностью проявления феномена.

Причины саморазрушения личности

Популярно мнение, что в нормальном психическом состоянии человеку несвойственна склонность к саморазрушению, поскольку она противоречит одному из базовых . Реализации служат чувства боль и , но единой концепции самосохранения в научном сообществе нет. И. Павлов считал, что все рефлексы несут функцию самосохранения. И. Мечников в рамках теории ортобиоза, предполагал, что инстинкт самосохранения с возрастом сменяется инстинктом смерти. К. Лоренц, этолог, исследовавший феномен агрессии так же скептически высказывался о самосохранении как обособленном биологическом концепте.

Несколько иной взгляд был у Фрейда, который считал, что человек достаточно высокоорганизованное существо, чтобы основа его поведения базировалась на одинаковом с прочими животными фундаменте. Он развил теорию Сабины Шпильрейн о стремлении живого организма к возвращению (восстановлению) первичного (неорганического, неживого) состояния – влечению к смерти. Оно определяет склонность к агрессии и саморазрушению, тогда как влечением к жизни определяется самосохранением.

Креативное (либидо) и деструктивное (мортидо) – фундаментальные побуждения, есть основополагающими психического мира. Энергии мортидо называлась деструдо, величиной и активностью которой аналитиками пояснялись практически все деструктивные в поведении человека, а также внешнее агрессивное поведение. Согласно более современной последовательнице Фрейда М. Кляйн, опасность для организма, провоцируемая инстинктом смерти обуславливает чувство тревоги, подкрепляя его объяснение снизить нервное напряжение саморазрушением. Идея была хорошо воспринята русскими психоаналитиками начала века, достаточно положительно воспринимались написавшими предисловие к русскому изданию «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейда, А. Р. Лурией и Л. С. Выготским.

Теоретические модели акцентирующиеся на внешнюю обусловленность возникновения саморазрушения выделяют следующие необходимые компоненты: фрустрированная личность, отрицающая интроекты и подавляющая направленную агрессию, психотравмирующая ситуация и разрушение ожиданий, увеличивающие напряжение. Российский психолог А. Реан в исследовании агрессии подростков предложил понятие «аутоагрессивный личности». В структуре саморазрушающего паттерна личности выделяются субблоки:

– характерологический – саморазрушение положительно коррелирует с , демонстративностью, невротичностью, ;

– самооценочный – саморазрушение снижает и наоборот; интерактивный – связь саморазрушения с неспособностью к и межличностным взаимодействиям;

– социально-перцептивный – саморазрушение тем выше, чем положительнее воспринимаются другие относительно себя.

Как остановить программу саморазрушения человека?

Склонность к саморазрушению является довольно часто встречающимся паттерном поведения у личностей требующих психологической помощи. Поскольку подобное поведение имеет склонность к прогрессированию, а при наличии паттернов, связанных с телесным саморазрушением или включающим мысли об суицидальных или потенциально самоубийственных поступках, несет непосредственный риск для жизни. То, чем раньше человек обратится за помощью, тем больше шансов на восстановление баланса у него будет. Окружению так же следует помнить, что игнорирование саморазрушающего поведения у близкого человека или избегание специализированной помощи, уделяя внимание лишь самолечению, может, в ближайшей или отдалённой перспективе, стоить ему жизни. Распространённый стереотип, гласящий, что «настоящие самоубийцы не заявляют о намерении», берет корни именно в сокрытии или игнорировании эпизодического или систематического саморазрушающего поведения. Исследования суицидологов показывают, что при детальном анализе лишь в 10% завершенных самоубийств в поведении, словах, записях самоубийцы не было найдено ранних указаний на суицидальное намерение и стремление к саморазрушению.

На данном этапе наиболее популярными в терапии саморазрушения являются когнитивно-поведенческая терапия (КБТ) и рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ или рациональная терапия). Более глубокую, но подчас и более длительную, проработку обеспечивают психодинамические направления, включая психоанализ.

Как спасти себя от саморазрушения? От саморазрушения к личности приходится преодолеть сложный и, подчас, длительный этап. Хотя чаще всего на себя обращает внимание непосредственное телесные самоповреждения, любые формы могут быть фатальными, так как усугубление или банальная роковая случайность могут наступить в любой момент. Чтобы помочь человеку пройти путь от саморазрушения к саморазвитию психологи разрабатывают различные алгоритмы, позволяющие системно подходить к проблеме.

Саморазрушение – путь к свободе

После публикации, а позже экранизации, культового романа Чака Палланика «Бойцовский клуб» стала популярна цитата «Самосовершенствование – онанизм. Саморазрушение – вот что действительно важно» и концепция саморазвития через разрушение. И хотя в некоторых практиках некоторые элементы подобного поведения действительно используются, не стоит игнорировать, что деструктивное поведение происходит под контролем опытных гуру, включает глубокий философский концепт, да и сам автор наделил подобной философией героя с расстройством личности. В преобладающих случаях подобное поведение может отсрочено привести к фатальным последствиям, и требует терапевтического вмешательства.

Довольно популярной в терапии саморазрушающего поведения является модель ABC разработанная когнитивным терапевтом А. Эллисом.

«А» (англ. activating events) – активаторы, события и ситуации, актуализирующие паттерн поведения,

«В» (англ. beliefs) – верования, убеждения, установки, интерпретация события,

«С» (англ. consequences) – следствия, итог, реализованный паттерн, в данном случае, саморазрушающий.

В варианте поверхностного препятствования С нужно скорректировать непосредственно А. На более эффективном уровне осознать иррациональные В приводящие к С, и заменить на рациональные. В целом, речь о развитии гибкости. «А», «В» и «С» связаны и не могут существовать изолировано.

Арт-терапия включает в себя проективные методики выявления и изменения причины возникновения паттерна. Успешна интегративная терапия арт-методик и психодинамической проработки. Проработка - механизм, инструмент в психоаналитической терапии. Проработка актуализируется аналитиком и заключается в осознании анализантом вытесненной ведущей к саморазрушению и дальнейшей реконструкции выявленной цепочки последовательности психических процессов.

Проработка актуализируется на сеансе и продолжается после него на сознательном и бессознательном уровнях, как постепенная перестройка внутрипсихических звеньев. Здесь отличие от идеи отыгрывания симптома (), и от идеи (мгновенного озарения и решения через осознание). Допускается быстрое исчезновение паттерна саморазрушения, но остается тенденция к возврату саморазрушающего поведения, в модифицированном или прежнем виде, потому «понять проблему=решить» не эффективна в перспективе. Именно эта проблема технически и решается при помощи проработки. Для наиболее эффективной терапии следует обратиться к специалисту.

Основные симптомы:

  • Выдергивание волос
  • Замкнутость
  • Изменения в характере
  • Назойливые мысли о суициде
  • Наличие на теле свежих ран
  • Отстраненность от окружения
  • Привычка носить закрытую одежду
  • Пристрастие к алкоголю
  • Резкость при ответе на расспросы
  • Склонность к нанесению самоповреждений
  • Увлечение наркотическими веществами

Аутоагрессия – психиатрическое расстройство, которое характеризуется тем, что человек сам себе намеренно наносит физический вред: режет или царапает руки, бьет себя, раздирает кожу, выдирает волосы и так далее. Попытки самоубийства, то есть суицида, также следует отнести к аутоагрессии.

Чаще всего встречается аутоагрессия у подростков. Такого рода расстройство в этом возрасте чаще всего обусловлено стрессами, нервными переживаниями и тому подобными факторами.

В основном больной не осознает, что делает. Во время приступа все действия он совершает автоматически, не осознавая того, какие последствия это может иметь.

Клиническая картина будет проявляться в резком изменении настроения, агрессивности не только по отношению к себе, но и к окружающим. При этом сознание человека остается ясным, и такие приступы он старается скрыть от других людей. Именно поэтому диагностировать заболевание своевременно довольно сложно.

Диагностика осуществляется посредством физикального осмотра, проведения психиатрических тестов, в некоторых случаях лабораторных и инструментальных методов исследования.

Лечение будет подбираться только в индивидуальном порядке. Если аутоагрессия протекает в тяжелой форме, то понадобится госпитализация. В целом терапия должна проводиться только комплексно: прием медикаментов сочетается с курсом психотерапии, а в некоторых случаях дополнительно назначают физиотерапевтические процедуры.

В данном случае делать долгосрочные прогнозы довольно сложно, так как исход терапии будет зависеть от многих факторов, основополагающими из которых является тяжесть течения патологического процесса, своевременность начала лечения, возраст и личный анамнез больного. Но чем раньше будет начата терапия, тем лучше.

Этиология

Аутоагрессия у взрослых может быть обусловлена следующими этиологическими факторами:

  • повышенная психоэмоциональная чувствительность;
  • чувствительная психика;
  • высокая способность к сопереживанию;
  • склонность к эмпатии;
  • физическое или психологическое насилие в личном анамнезе;
  • пережитые стрессы;
  • постоянное нервное напряжение.

В группе риска находятся люди, которые:

  • имеют склонность к и ;
  • склонны к одиночеству, плохо идут на контакт с другими людьми;
  • имеют заниженный уровень самооценки.

Аутоагрессия у ребенка может иметь следующие причины:

  • родительские запреты – некоторые дети таким образом манипулируют родителями, добиваясь выполнения своих желаний;
  • недостаток внимания – если ребенок не получает от родителей достаточного количества внимания, агрессия используется как инструмент привлечения внимания;
  • унижения со стороны сверстников или взрослых – не имея возможности выразить злость и обиду на ком-либо другом, ребенок начинает вымещать негативные эмоции на себе;
  • конфликты – конфликтные ситуации в коллективе или дома также довольно часто приводят к тому, что ребенок начинает саморазрушение;
  • сильный , пережитый ранее.

Не исключается и то, что приступы такого характера могут быть следствием особенностей индивидуального характера.

Классификация

В психологии различают следующие виды аутоагрессии:

  • психический – в таком случае человек морально на себя воздействует (угрожает себе, оскорбляет, унижает);
  • физический – специально наносит себе физический вред, в особенно редких случаях человек просит других, чтобы его избили, повредили ему отдельные части тела и так далее;
  • духовный – в таком случае происходит духовное саморазрушение, но не следует полагать, что эта форма заболевания менее опасна, чем другие, так как довольно часто возникает осложнение в виде психиатрических заболеваний;
  • социальный – проявляется в желании стать социальным изгоем, отшельником – человек начинает себя вести аморально, удовольствие он получает только тогда, когда окружающие начинают на него реагировать негативно.

Любая форма аутоагрессии является опасной не только для самого пациента, но и для окружающих.

Симптоматика

Необходимо отметить, что приступ аутоагрессии может возникать у человека как осознанно, так и бессознательно, поэтому далеко не всегда человек может объяснить причину такого своего поведения.

На то, что у человека имеют место такие приступы, могут указывать следующие факторы:

  • наличие на руках, ногах и других доступных частях тела шрамов, свежих ран (чаще всего это полосы, следы от ногтей или зубов);
  • появляется привычка носить одежду с длинным рукавом, балахоны, даже если это не по сезону;
  • отстраненность от близких, знакомых;
  • человек часто говорит о том, что случайно травмировался;
  • раздражительность, резкие перепады настроения;
  • человек начинает употреблять алкоголь, наркотические вещества;
  • становится замкнутым, резко отвечает на расспросы;
  • в психотипе появляются черты, которые ранее ему были несвойственны.

Во время проявления аутогрессии человек осознанно или нет может наносить себе режущие раны как руками, так и посредством предметов, которые есть под рукой. В некоторых случаях он вырывает на себе волосы, бьет себя руками или подручными средствами, раздирает лицо. Другими словами, всячески наносит себе физический или моральный вред.

Диагностика

Специфических диагностических мероприятий пока не разработано. В данном случае постановка диагноза основывается на личном анамнезе, выяснении текущей клинической картины, а также проведении некоторых психиатрических тестов, характер которых будет определяться врачом в индивидуальном порядке, в зависимости от того, какая именно симптоматика имеет место на момент обследования.

Лечение

Лечение будет включать в себя медикаментозную терапию, психологические тренинги, индивидуальные занятия с психотерапевтом.

Что касается фармакологической части терапевтических мероприятий, то она может основываться на следующих препаратах:

  • антидепрессанты;
  • транквилизаторы;
  • стабилизаторы настроения;
  • нейролептики;
  • седативные.

При таком психиатрическом расстройстве самому больному важно понимать, что у него есть проблема и от нее надо избавиться. Обязательным аспектом терапии в данном случае будет психотерапия как лично, так и на тренингах. В случае с детьми потребуется семейная психотерапия.

Вылечить такое заболевание вполне возможно, но начинать терапию необходимо своевременно. В противном случае на фоне такого расстройства могут развиваться заболевания психиатрического характера более тяжелой формы.

К сожалению, специфической профилактики такого заболевания не существует. При первых же замеченных симптомах нужно обращаться к специалисту, а не игнорировать проблему.

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?

Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания

Заболевания со схожими симптомами:

Психические расстройства, характеризующиеся преимущественно снижением настроения, двигательной заторможенностью и сбоями мышления, являются серьёзным и опасным заболеванием, которое носит название депрессия. Многие люди считают, что депрессия не является заболеванием и к тому же не несёт особой опасности, в чём они глубоко заблуждаются. Депрессия - это довольно опасный вид заболевания, обуславливающийся пассивностью и подавленностью человека.

Мы попросили Елену Лаврову, психолога и старшего научного сотрудника ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», рассказать, что такое аутоагрессия и почему так важно уметь правильно выражать свой гнев.

То, что мы в повседневной жизни называем саморазрушением, психологи и психиатры называют аутоагрессией. Стоит отметить, что само это понятие очень многозначно. Если говорить об общем определении, то под аутоагрессией понимается причинение субъектом вреда самому себе в физической, психологической или социальной сфере. Под это описание подходит как членовредительство (нанесение себе увечий, например неглубоких порезов на ногах или руках), так и социально одобряемые формы аутоагрессии, например трудоголизм и увлечение экстремальными видами спорта. С точки зрения психоанализа, неосознанное саморанение - поведение, при котором человек всегда на что-то натыкается и весь в синяках - тоже является примером аутоагрессивного поведения. Но здесь важно понимать причину такого поведения и различать поведенческий и психологический уровни, например, не всегда трудоголизм свидетельствует об аутоагрессии. Ведь если человек занимается каким-то важным проектом и сроки поджимают, то вполне естественно, что он засиживается допоздна и работает в выходные.

Чаще всего в основе аутоагрессии скрыты такие чувства, как гнев и нелюбовь к себе. По сути, аутоагрессия - это совпадение субъекта и объекта выражения гнева. Таким образом, ненависть к себе является триггером самодеструктивного поведения. Это может проявляться как в злоупотреблении алкоголем, так и в нарушении пищевого поведения и насильственном лишении себя сна. Совсем необязательно, что человек в такие моменты думает: «я плохой, и я должен себя наказать» - нет, это происходит на неосознаваемом уровне. Чаще всего с проблемами аутоагрессивных поступков к психологам обращаются родители подростков. Например, юноши могут специально провоцировать драки или увлекаться экстремальными видами досуга. У детей дошкольного возраста тоже можно заметить поведенческие симптомы аутоагрессии, но на психологическом уровне они не всегда будут продиктованы ненавистью к себе. Известны примеры, когда ребёнок ударяется специально, потому что знает - когда мне больно, меня жалеет мама.

В недовольстве собой нет ничего ужасного, напротив, оно абсолютно естественно - ведь если мы сделали что-то неправильно, мы можем себя поругать, можем чувствовать себя виноватым. Проблемы начинаются в тот момент, когда аутоагрессия становится привычным способом реагирования на весь спектр фрустрирующих ситуаций - ситуаций, в которых субъект не может достичь желаемой цели. Если это происходит, самое время бить тревогу.

Фото:tamlynamberryan.files.wordpress.co

Где заканчивается норма и начинается патология

Важно всегда отдавать себе отчёт в том, что норма сама по себе - вещь в принципе относительная и договорная. Например, сейчас идёт активная дискуссия о включении синдрома избыточных тренировок в Международную классификацию болезней, но, согласитесь, на сегодняшний день человек, который много тренируется, вызывает скорее одобрение общества, нежели порицание. Его хвалят за силу воли, ему говорят, какой он молодец. И только сам человек (или его близкие) в какой-то момент понимает, что спорт перекрыл все остальные сферы жизни - вы перестали встречаться с друзьями из-за нежелания пропускать тренировки или начали осуждать людей, которые не ходят в зал. Таким образом, чем больше ситуаций вовлекает тот или иной стиль поведения и чем больше помех он создаёт субъекту и окружающим, тем более ненормальным такое поведение становится. Но, с другой стороны, мы же не можем обвинить профессионального спортсмена в злоупотреблении физическими нагрузками, так как это его работа, и она требует, чтобы он всегда был в идеальной форме. Или, например, бывают ситуации, когда человек усердно занимается спортом, потому что это единственная сфера, в которой он может всё контролировать - в других сферах жизни происходит что-то неладное, а здесь у него всё получается. Такое поведение также не является проявлением аутоагрессии.

В психоанализе аутоагрессия считается защитным механизмом психики - когда человек по каким-то причинам не может направить агрессивный импульс на внешний объект, из-за которого он возник, он перенаправляет его на себя. Для подобного «поворота против себя» есть три основные причины:

  • Объект личностно значим: страх потерять чью-то любовь останавливает от выражения гнева.
  • Подобное выражение гнева порицается обществом: чаще всего это характерно для подростков - я не могу выразить агрессию, так как все про это узнают и меня будут осуждать.
  • Объект недоступен: субъект испытывает гнев по отношению к человеку, которого нет рядом - например, отец ушёл из семьи, и ребёнок переживает из-за этого, но не может направить свой гнев на отца, так как его нет.

Часто самодеструктивному поведению предшествует серьёзная травма в прошлом, например, согласно данным статистики, дети и подростки, перенёсшие сексуальное или физическое насилие, склонны к проявлению аутоагрессии. Отчасти это связано с тем, что насилие изменяет физический ответ на болевое восприятие и провоцирует различные смещения в психике. Если со мной это произошло, значит, я плохой, значит, я этого заслуживаю. Но насилие - это не единственная причина перенаправления гнева внутрь. Высказывания вроде «лучше бы тебя вообще не было» или «вот Саша из первого подъезда такой-растакой, а ты ни то ни сё» также порождают у ребёнка ненависть к себе, а родительский призыв «Ты поступил неправильно - придумай сам себе наказание» в принципе является прямой инструкцией к проявлению аутоагрессии. При этом родителям кажется, что они гуманны и дают ребёнку право выбора. Очень опасное право выбора.

По мнению Евгения Ильина, доктора психологических наук, профессора и специалиста в области общей и дифференциальной психофизиологии, для женщин больше характерна аутоагрессия, а для мужчин - гетероагрессия (агрессия, направленная вовне). Во многом это связано с тем, что девочки ещё в детстве получают запрет на выражение гнева и агрессии. Согласно проведённым тестам аутоагрессия положительно коррелирует с женственностью у женщин и отрицательно - с маскулинностью у мужчин. Мужчины более склонны к проявлениям гетероагрессии.

Если говорить про связь аутоагрессивного поведения с особенностями нервной системы, то у меланхоликов, как у людей чувствительных, в том числе, к чувствам окружающих, аутоагрессия будет проявляться чаще, чем у холериков, которые, наоборот, склонны выносить всё вовне. Естественно, подростки чаще подвержены самодеструктивному поведению - подростковый период в принципе сам по себе конфликтный этап в жизни человека. Это возраст, когда мы восстаём против родителей и в результате отделяемся от них. Излишняя авторитарность родителей на этом этапе - прямой путь к аутоагрессии.

Почему так важно выражать свой гнев

В самой аутоагрессии, как и во многих других симптомах, изначально заложена положительная функция. Например, ребёнок не хочет портить отношения с родителями, поэтому подсознательно направляет весь гнев на себя. А Карл Меннингер, известный американский психиатр, считал, что, например, саморанение - это концентрация убийственного импульса на одной части тела, чтобы избежать суицида. Порезана только рука, а весь человек при этом жив. Но, так или иначе, при выраженном самодеструктивном поведении нужно обращаться к специалисту. В зависимости от того, насколько далеко зашёл человек в проявлениях аутоагрессии, он далеко не всегда может самостоятельно отследить своё состояние и остановиться.

Правильно и проще всего пытаться выражать свой гнев вербально - признать тот факт, что вы злитесь на себя, и найти способы выплеснуть эту злобу. Согласно психоаналитическим концепциям, самым продуктивным механизмом считается сублимация - агрессивную энергию нужно перенаправлять в творчество. Можно попробовать нарисовать свой гнев на бумаге, а потом её разорвать. При этом битьё посуды и боксёрских груш не работает - Кэрол Таврис, социальный психолог, которая специализировалась на изучении гнева, проанализировав множество научных исследований, посвящённых этой проблеме, сделала вывод, что свободный выброс гнева не освобождает человека, а, наоборот, повышает злость и формирует вредную привычку.

Важно научиться воспринимать свой гнев - осознавать его, «вытаскивать» и направлять на него внутренний луч сознания. Я сейчас очень злюсь, и мне нужно посидеть одному и подышать. Найдите то, что работает именно для вас - танцы, песни, крики. Но, повторюсь, если дело дошло до саморанения, тут нужно скорее идти к психиатру (часто аутоагрессия сопровождает другие психические заболевания, такие как обсессивно-компульсивное расстройство и шизофрению). Плюс если есть какая-то серьёзная причина для самодеструктивного поведения, например «закопанная» в глубины подсознания не проработанная травма, человек вряд ли сможет самостоятельно её «вытащить» и безопасно с ней поработать.

В зависимости от степени заболевания могут быть как медикаментозные, так и немедикаментозные пути лечения. В рамках стратегической психотерапии при работе с аутоагрессией часто используется техника навязанного симптома.

Аутоагрессия и гетероагрессия - не взаимоисключающие явления, которые противопоставлены друг другу. Гнев, вне зависимости от того, куда он направлен, имеет право на то, чтобы быть выраженным. Но вопрос в другом - насколько адекватен или неадекватен ситуации выбранный способ его выражения. Когда человек в порыве гнева избивает другого человека, громит всё вокруг - это неадекватное выражение гетероагрессии. Таким образом, не гетероагрессия противопоставляется аутоагрессии, а различные способы реагирования на поведенческом уровне. На психологическом уровне недовольству собой, гневу, направленному на себя (или на других), противопоставляется принятие и любовь. Нет плохих эмоций и чувств - гнев ребёнка имеет такое же право на существование, как и гнев взрослого. И подавление этого гнева запросто может привести к замыканию в себе или выплеску агрессии на более слабых людей.

А утоагрессия - разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия направляются человеком на самого себя. Аутоагрессия может проявляться в нанесении себе физических повреждений, в особо тяжелых случаях - в . А одним из самых распространенных видов аутоагрессии как формы агрессивного поведения школьников и молодых людей является нанесение себе порезов - чаще всего на запястьях.

Специалист по работе с Ван дер Колк (Van der Kolk Bessel A.) из Массачусетского центра психического здоровья провел исследование среди пациентов, которые наносили себе порезы. Оказалось, что детство большинства из них прошло в нездоровой : их родители пренебрегали своими обязанностями или даже применяли по отношению к детям физическое или сексуальное насилие, что по статистике становится распространенной причиной агрессивного поведения школьников. Также часто такие пациенты упоминали о ситуациях систематической травли со стороны учителей и одноклассников в период их обучения в школе.

По мнению американского психотерапевта Марши Линехан, аутоагрессивные люди имеют низкую самооценку и склонны обес ценивать себя и свои чувства. Такое поведение является следствием игнорирования или высмеивания потребности ребенка делиться своими переживаниями.

В целом можно сказать, что аутоагрессия, как форма проявления и молодых людей свойственна эмоционально неуравновешенным людям - например, страдающим невротическими или депрессивными расстройствами.

Агрессивное поведение школьников: как проявляется аутоагрессия

К сожалению, в переходном возрасте проблема эмоционального неблагополучия становится актуальной для многих подростков. В этот период их психическая организация крайне нестабильна и может характеризоваться повышенной тревожностью, раздражительностью, снижением настроения и трудностями контроля над эмоциями.

Надо сказать, агрессивное поведение школьников, в частности, аутоагрессия, имеет открытый характер. Школьники, которые совершили некое аутоагрессивное действие, как правило, осознают (не скрывая этого), что они вовсе не планировали умирать. Они просто хотели вызвать чей-то интерес или даже кого-то наказать. Часто они просто используют такой способ с целью заглушить эмоциональные переживания посредством физической боли.

«Я хочу порезать себе вены, но не хочу умереть... Я хочу лишь, чтобы все поняли, что со мной нельзя так поступать! Скажите, как порезать вены, чтобы все-таки остаться в живых?!»

«Это случилось, когда мне было 15 лет... Я порезал руки из-за несчастной любви. Сейчас все уже прошло, но немного жутко об этом вспоминать. Больше я такого не сделаю».

«Я один раз порезала вены из-за конфликта с родителями. Они так ругались, что у меня просто закончились силы их слушать! Теперь у меня на руках уродливые шрамы и даже летом мне приходится ходить с длинными рукавами. Но я не уверена, что не сделаю это снова...»

Некоторые подростки бравируют своими порезами, но большинство из них не спешат признаваться в подобном поведении, опасаясь непонимания и отвержения со стороны сверстников и взрослых. Они так и остаются один на один со своими проблемами, рискуя попасть в замкнутый круг «стресс-ауто агрессия». Зачастую это один из признаков агрессивного поведения школьников.

В конце концов, у таких подростков может возникнуть стойкая привычка остро и саморазрушительно реагировать на любые жизненные неприятности.

«В какой-то момент я испугалась - потому что поняла, что не могу остановиться. Как только у меня случалось плохое настроение (а оно у меня случалось часто), меня начинали преследовать неотступные мысли о том, что надо порезать вены или еще как-то причинить себе вред. От этих мыслей было очень трудно избавиться».

«Я резал руки много раз. Лезвием, ножами, даже бутылочным стеклом. Это случалось каждый раз, когда я всерьез выходил из себя. Я не знал, куда мне девать свой гнев. Я не мог причинить зло окружающим, поэтому причинял его себе. Наверное, со стороны это выглядело ужасно».

Как помочь при аутоагрессии в соответствии с критериями работы с агрессивным поведением школьников

«Я молодой педагог. Однажды на уроке семиклассник, узнав о двойке за контрольную, начал вести себя неадекватно: громко ругать себя, бить кулаками, выдергивать волосы. Другие дети смеялись, а я сказала, что позову психиатра. Наверное, это было неправильно, но я растерялась. Директор сказала, что мальчик, по-видимому, психически болен, потому что здоровый человек не будет причинять себе боль. Я так и не поняла, как поступать в таких случаях…»

Надо сказать, госпитализация при аутоагрессии, как одной из форм проявления агрессивного поведения школьников, не является обязательным условием, за исключением ситуации серьезной депрессии с суицидальным риском. В этом случае можно посоветовать подростку пройти лечение в «кризисном» психотерапевтическом отделении (разумеется, с согласия его родителей или законных представителей). Сочетание назначенных врачом антидепрессантов и психотерапии (в том числе семейной) поможет ему восстановить контроль над своим состоянием.

Основная проблема людей, склонных к аутоагрессии, - низкая стрессоустойчивость и эмоциональная нестабильность. При агрессивном поведении школьников требуется не в осуждение и высмеивание, а понимание и помощь. Хорошо, если рядом с ним окажется друг - ровесник или взрослый, готовый помочь найти новые способы выхода из проблемных ситуаций.

«Меня очень поддержали мои друзья. Они не стали мне говорить, что я слабак, или как-то иначе стыдить меня. Наоборот, они сначала посочувствовали мне, но потом призвали найти в себе силы. Я стал думать о своей жизни, о том, каким я хочу быть. Теперь я стараюсь этого достичь. Надеюсь, что я не вернусь к старым привычкам».

«Сейчас мне шестнадцать лет, а первый раз я порезала руки лет в тринадцать. Я даже не могу сосчитать, сколько раз я это делала. Недавно я поругалась со своим парнем и в очередной раз порезалась канцелярским ножом! Меня привезли в больницу, чтобы наложить швы - и там я увидела женщину лет тридцати или даже сорока! Она сказала мне, что поругалась с любимым и порезала себе вены. Меня это удивило и напугало. Я подумала, что если сейчас не остановлюсь, то меня ждет такое же будущее. Мне это не понравилось. В общем, я хочу пересмотреть свое поведение».

«Раньше я могла повредить себя из-за каких-то неприятностей - могла бить в стену кулаком, разбивая руки, головой тоже о стену билась. Это происходило, когда я сильно злилась и не могла никак иначе выразить свой гнев, гнев и бессилие! Бывало, что я не могла перенести душевную боль и отчаяние, например, когда рассталась с парнем, он меня бросил. Тогда я прижгла руку сигаретой и маленькими ножницами нацарапала на руке его имя. Я тогда ходила к школьному психологу, она заметила забинтованную руку, и я рассказала ей, что произошло. Тогда я чуть не разочаровалась в психологах! Она сказала, что нельзя так поступать “из-за какой-то ерунды”. Мои переживания из-за несчастной любви она назвала ерундой. Было очень обидно. Потом родители отвели меня к другому психологу, потому что я все время плакала. Другой психолог смогла меня понять. Она не осуждала меня, а говорила: “Тебе было так обидно и больно из-за этого парня, что ты не смогла с этим справиться”, “Это очень грустно, когда прерываются отношения с любимым человеком”, “Как жаль, что ты выбрала такой жесткий по отношению к себе способ”, “Давай подумаем, как можно было этого избежать, как еще можно было отреагировать”, “Я вижу перед собой хорошую, славную девушку, которая способна на сильные чувства и которой трудно бывает с ними справляться”, “Я хочу, чтобы ты увидела, сколько в тебе есть хорошего и сильного, чтобы ты научилась справляться с собой в такие моменты!”, “Я хочу тебе помочь и предлагаю свои консультации. Давай будем учиться переживать трудные чувства, будем искать путь”. Это было совсем другое дело. А не так: “Из-за какой-то ерунды”!

Я ходила на консультации к психологу, а потом еще на специальные групповые занятия (тренинги), где мы играли, делали упражнения и обсуждали разные эмоции. Я увидела, что не одинока, многому научилась, стала спокойнее. Я действительно больше не наносила себе повреждений и стала относиться к себе намного лучше».

Надо сказать, что некоторые подростки умеют справляться с проблемой аутоагрессии как формы агрессивного поведения школьников, самостоятельно, в результате чего постоянные порезы или иные травмы прекращаются. Однако на фоне каких-либо эмоциональных переживаний подросток в некоторых случаях продолжает процесс саморазрушения. К примеру, он совершает рискованные поступки, употребляет психотропные вещества, а в крайних случаях - совершает попытки суицида. В таком случае педагогам и родителям важно понимать, что при общении с такими подростками нужно пользоваться рекомендациями, сформулированными в памятке, которая следует далее.

Памятка для педагогов и родителей при агрессивном поведении школьников: как общаться с аутоагрессивным подростком

  • Если вы знаете подростка, который склонен к аутоагрессивному поведению, постарайтесь тактично поговорить с ним о его привычке.
  • Попытайтесь донести до подростка, что вы искренне беспокоитесь о нем, однако не делайте попыток усомниться в его психической полноценности.
  • Не стыдите школьника и не ругайте за его поведение, как правило, это вызывает реакцию протеста.
  • Выскажите желание помочь, выслушайте и поймите проблемы этого школьника.
  • Поинтересуйтесь, имеет ли он представление о том, как решить эти проблемы, а затем поделитесь своими мыслями по поводу решения и предложите помощь.
  • Поясните, что агрессивное поведение школьников - саморазрушающее, однако его возможно победить, преодолев свою печаль или гнев.
  • Акцентируйте внимание школьника на его достоинствах и сильные качествах.
  • Посоветуйте подростку воспользоваться анонимной психологической помощью (иногда можно самостоятельно организовать такую встречу в безопасной для школьника обстановке).
  • В случае, когда подросток совершает некие аутоагрессивные действия непосредственно в вашем присутствии, трезво оцените риск этих действий для его здоровья и жизни.
  • Помните, что не нужно поддаваться на шантаж, поскольку зачастую с помощью аутоагрессивных действий школьник может пытаться получить какую-то выгоду для себя. Мягко ответьте ему отказом и призывайте к прекращению такого поведения.
  • В случае, если ситуация складывается опасно, постарайтесь спокойно, но твердо убедить подростка прекратить аутоагрессивные действия (или обратитесь за помощью).
  • В случае, если действия носят явно демонстративный и неопасный характер, спокойно игнорируйте подростка. Однако помните, что характер поведения может меняться и повлечь риск.
  • Также помните, что школьники часто эмоционально реагируют на различные ситуации и могут нуждаться в чутком поддерживающем отношении.

Понятие «аутоагрессия » подразумевает под собой нанесение себе физического ущерба в момент стрессовой ситуации. Распространенный тип этой психологической девиации – так называемый «селф харм », что в дословном переводе с английского означает «самоповреждение ».

Почему мы сами себе причиняем боль?

Если говорить более глобально, аутоагрессия напрямую связана с неконтролируемыми поступками, которые совершаются личностью в момент атаки, и наносят существенный урон ее физиологическому здоровью.

Это может быть неконтролируемый прием спиртного или наркотиков, суицидальные мысли, странные желания, касающиеся опасности и экстрима. Стремление нанести себе вред зачастую бывает абстрактным и подсознательным, но, независимо от этого, итог может быть печален.

Между тем аутоагрессия проявляется у каждого из нас. Испытывая негативные эмоции, мы позволяем себе «напиться », выкурить неконтролируемое количество сигарет, ударить кулаком по стене, травмировав руку. Куда печальнее данное явление выражается у легковозбудимых индивидуумов.

Встречали ли вы человека, который, после скандала в семье, стремится к лихачеству на автомобиле? Или личность, в мыслях которой при потрясении закрадываются явные желания свести счеты с жизнью? Классический пример аутоагрессии – Анна Каренина. И каждый из нас осведомлен о горестном итоге жизни литературной героини.

Причины аутоагрессии, как водится, кроются в тяжелом детстве. Немотивированные приступы агрессии по отношению к себе чаще встречаются у людей, которые пережили психологическое и физическое насилие со стороны близких, претерпевали постоянное давление со стороны матери («Ты не такой умный, образованный, развитый, как …»), подвергались осуждению и насмешкам со стороны сверстников. Все эти душевные раны не проходят для психики бесследно.

В сознательном возрасте они перерастают в реальную ненависть к себе, постоянные укоры в свою сторону, психологическую дисгармонию. Аутоагрессия распространена у подростков, более того, именно в пубертатном возрасте она проявляет себя наиболее ярко. Реже встречается у детей.

У взрослых часто проявляется на подсознательном уровне. Лечение приступов аутоагрессии начинается с детального анализа причин, спровоцировавших отклонение.

Корень зла

Аутоагрессия в современном психоанализе интерпретируется как гнев, направленный в ненужное русло. Каждый из нас бывает крайне зол. Многие вымещают внутреннее зло во вспышках, направленных на разрушение материального: битье посуды и стекла, разрыве простыней, наконец, поколачивании боксерской груши для любителей.

Вымещая гнев на «бесчувственном », вы освобождаете свой разум от негативных эмоций, не травмируя и не обижая ближнего. Приступы агрессии и аутоагрессии имеют принципиальную разницу.

Агрессия проявляется в следующих действиях:

  • Скандалы и конфликты по отношению к близким, друзьям, коллегам;
  • Разрушение материальных предметов;
  • Нанесение физического ущерба другим людям (насилие);
  • Провокации посторонних людей;
  • Буйство, зачастую немотивированное.

Аутоагрессия выражается в таких действиях:

  • Намеренный отказ от еды и пищи ();
  • Нанесение вреда себе и своему здоровью (порезы, синяки);
  • Целенаправленное желание попасть в аварию или катастрофу;
  • Суицидальные попытки;
  • Злоупотребление алкоголем, никотином и наркотиками «для снятия стресса»;
  • Жертвенное поведение (внушение близким и окружающим тем наподобие «я умру, а ты пожалеешь »);
  • Мелкие девиантные факторы (человек давит прыщи до крови, грызет ногти, срывает корочки с язв и ран).

Действия родителей, которые могут послужить развитию аутоагрессии

Как часто мы мечтаем о потомстве, планируя базовые нужды и расходы на его содержание. А ведь львиная доля будущих и настоящих родителей не задумывается над тем, насколько более важно воспитать из своего малыша достойного члена общества!

Представьте себе: даже самая маленькая ошибка может взрастить из вашего чада настоящего монстра, манипулятора, и даже «аутоагрессора ».

Аутоагрессия у маленького ребенка проявляется в мелочах, и еще не имеет губительных масштабов. Ваш кроха может царапать себя, намеренно стараться испачкаться, кусать руки, грызть ногти. Что вы сделали бы в последнем случае?

Конечно, наказали бы малыша, возможно, прибегнув к столь «ценным » бабушкиным советам, как смазывание рук перцовой настойкой. И этим еще больше усугубили бы положение. Давайте разберемся, чего категорически нельзя делать, чтобы не взрастить из любимого чада личность, страдающую аутоагрессией.

Вещи, которые гарантированно приведут к аутоагрессии:

  • Физические наказания (насилие, побои, указы стоять на крупе в углу и пр.);
  • Приказы «придумать себе самому наказание » («Ты получил плохую оценку, теперь придумай, в чем я могу тебя ограничить, чтобы ты задумался над своим поведением »);
  • Ментальное угнетение ребенка («Ты учишься хуже, чем твой одноклассник Саша, ты глупее, чем дочь моей знакомой, ты слишком толстый, чтобы съесть пирожное »);
  • Унижение и насмешки над чадом (даже «добрые »);
  • Игнорирование проблем малыша, связанных с социальной адаптацией и коммуникативными способностями;
  • Отсутствие проявления нежности и заботы с вашей стороны (особенно во время приступов);
  • Предоставление ребенка самому себе («Если ты сейчас же не пойдешь за мной, я уйду !», «Решай свои проблемы сам »);
  • Активная защита оппонента в уличных или школьных конфликтах («Ты сам спровоцировал ссору! Женя ни в чем не виноват !»).

Как распутать клубок аутоагрессии?

Аутоагрессия у детей и взрослых поддается коррекции в любом жизненном периоде, при условии, что человек (или его родитель) четко осознает проблему и искренне хочет ее разрешить. Если вы считаете нормой перебрать с алкоголем или порезать руку лезвием после ссоры с партнером – увы, мы ничем не сможем вам помочь.

Если же вы абсолютно уверены, что это – расстройство поведения, которое необходимо искоренить, мы с радостью дадим вам советы о том, как лучше сделать это.

В психоанализе для искоренения проблемы рекомендуют такой подход:

  • Как только вы почувствуете желание «развеять тоску » крепкими напитками или наркотиками, найдите полезную и достойную альтернативу: посмотрите хорошее кино, послушайте мелодичную музыку, купите себе ароматную пену для ванн и порелаксируйте в воде;
  • Если ваша аутоагрессия проявляется в причинении себе физического ущерба, займитесь спортивными тренировками: ваше тело и здоровье скажет вам «спасибо », а психика со временем станет стабильной;
  • Выражайте свой негатив в творчестве: рисуйте, пойте, танцуйте, пишите стихи или прозу!;
  • В момент атаки выплесните весь негатив на бумагу, а затем энергично разорвите ее;
  • Купите себе миниатюрную боксерскую грушу;
  • Зайдите в чат и пообщайтесь с незнакомыми людьми о жизни (без излития негатива и оскорблений);
  • Пожуйте что-нибудь острое, горькое или кислое;
  • Покричите в подушку или одеяло, побейте их;
  • Сожмите в руке что-нибудь упругое;
  • «Наведите шум »: побейте по кастрюле или клавишам пианино.

Если проблема наблюдается у вашего ребенка, помогите ему следующими способами:


  • Не допытывайте у малыша о том, что произошло. Действуйте по принципу обратной связи, говорите утвердительно «Тебе больно, обидно, ты гневаешься ». Рано или поздно, чадо даст вам положительный ответ, и уж тогда вы сможете детально разобраться в его психологической травме;
  • Ни в коем случае не говорите «Ничего не произошло, тебе не больно ». Ребенок может подумать, что авторитетный человек в вашем лице считает его проблему несущественной. А раз он воспринимает ее так тонко, значит он плохой, неугодный, странный;
  • Порисуйте с ребенком, но не совсем стандартные картины. Извозите ладони в гуаши и делайте руками «каляки-маляки » на листе ватмана;
  • Не стесняйтесь проявлять нежность, успокаивайте ребенка, чаще обнимайте и целуйте его;
  • В любом стороннем конфликте малыша ищите конструктивное решение, а не виноватых.

Мы искренне надеемся, что такое пагубное явление, как аутоагрессия, не коснется вас и вашей семьи. Но если это произошло, не пускайте все на самотек. Наступило время действовать и бороться с «плохими » недрами подсознания! Следуйте нашим советам, и вы обязательно приобретете душевную гармонию.