Бунин темные аллеи опыт и ошибки. Проблема раскаяния: аргументы из литературы

Что такое опыт и важно ли его наличие в жизни человека? Опыт - это все умения и навыки, усвоенные человеком. Безусловно, людям, испытавшим многое на своем пути, жить легче, ведь все вопросы можно решить, обратившись к накопленным знаниям. Английский поэт У. Шекспир говорил, что «опытность приобретается только деятельностью, а совершенствуется временем». Может ли деятельность человека ради получения опыта быть безошибочной? К сожалению, нет. В нашем мире за все нужно платить, в том числе, и за приобретение житейской мудрости. Как правило‚ плата за ошибки довольно велика. Поэтому на вопрос «Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?» я отвечаю «нет, не всегда».

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее «Война и мир» дает описание множества человеческих судеб, позволяя читателю отследить все этапы жизни героев. Одним из центральных персонажей является молодой князь Андрей Болконский. Он проходит грандиозный путь эволюции из горделивого молодого человека, мечтающего стать новым Наполеоном, в мужчину, нашедшего настоящий смысл бытия. В начале романа князь Андрей рад уехать от раздражающей его беременной жены, стать офицером и искать «свой Тулон» - сражение, которое прославит его. Но, получив ранение в битве под Аустерлицем, Болконский переосмысливает всю свою жизнь, смотрит на высокое бесконечное небо и думает, что «ничего нет, кроме тишины и успокоения». Андрей хочет вернуться к жене и ребенку, но не успевает. Жена умирает в день его приезда и всю оставшуюся жизнь он чувствует вину перед ней. Андрей приобретает жизненный опыт, становится мудрее, однако вернуть жену, мать своего сына, он не может.

В рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Темные Аллеи» старый военный Николай Алексеевич встречается с женщиной, с которой у него был роман тридцать лет назад. Николай Алексеевич не может сдержать слез, когда узнает, что все это время Надежда любила его и не простила за то, что тогда, много лет назад, он бессердечно ее бросил. По дороге домой Николай Алексеевич представляет, что было бы, если он не бросил молодую крестьянку, а сделал ее хозяйкой дома и матерью своих детей. Теперь военный знает, что любовь, которая подарила ему «истинно волшебные минуты» нельзя было упустить. Однако это знание досталось ему слишком дорого. Да и зачем оно ему, когда ничего уже нельзя исправить?

Таким образом, опыт, на самом деле, очень важен для человека, однако плата за него иногда бывает слишком высока, так как ошибки, из которых опыт извлекается, могут стоить личного счастья или даже жизни. Трагедия в том, что осознание подчас приходит к людям поздно, когда ничего уже не извлечь из жестокого жизненного урока, кроме тоски и самобичеваний. Тогда метод проб и ошибок уже теряет всякий смысл.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Требования к сочинению для ЕГЭ за последние годы менялись неоднократно, но одно оставалось неизменным - необходимость доказать правоту своих суждений. А для этого нужно правильно подобрать аргументы.

Проблема раскаяния будет интересовать нас в первую очередь. В этой статье мы представим несколько вариантов аргументов, подобранных из школьного списка литературы. Из него можно выбрать те, которые лучше всего подойдут для вашей работы.

Для чего нужны аргументы?

При написании сочинения для части С нужно высказать свое мнение относительно заданной тематики. Но ваш тезис нуждается в доказательствах. То есть необходимо не только высказать свою позицию, но и подтвердить ее.

Очень часто на экзаменах попадается проблема раскаяния, аргументы для нее подобрать довольно просто, если ученик хорошо знаком со школьной литературной программой. Однако не всем удается сразу вспомнить нужное произведение, поэтому лучше заранее подобрать несколько аргументов на самые распространенные темы.

Какие бывают аргументы

Для того чтобы полностью раскрыть проблему раскаяния, аргументы нужно подбирать, исходя из основных требований ЕГЭ по русскому языку. Согласно им, все доказательства делятся на три вида:

  • Личный опыт, то есть факты, взятые из своей жизни. Они не обязательно должны быть достоверными, т. к. никто не будет проверять, происходило ли это на самом деле.
  • Сведения, которые были получены учеником из школьной программы. Например, из уроков географии, истории и пр.
  • Литературные аргументы, которые и будут нас интересовать в первую очередь. Это читательский опыт, который экзаменуемый должен приобрести за время обучения.

Аргументы из литературы

Итак, нас интересует проблема раскаяния. Аргументы из литературы будут нужны обязательно, если вы хотите получить высокий балл за сочинение. При этом, подбирая аргументы, нужно приоритетное внимание уделить тем произведениям, которые входят в школьную программу или считаются классикой. Не стоит брать тексты малоизвестных авторов или популярную литературу (фэнтези, детективы и пр.), так как они могут быть незнакомы проверяющим. Поэтому нужно заранее освежить в памяти основные произведения, которые были изучены в школьные годы. Обычно в одном романе или повести можно найти примеры практически на все темы, встречающиеся в ЕГЭ. Оптимальным вариантом будет сразу выбрать несколько произведений, которые хорошо вам знакомы. Итак, давайте разберем классику, в которой поднимается проблема раскаяния.

«Капитанская дочка» (Пушкин)

В русской литературе очень часто встречается проблема раскаяния. Аргументы поэтому подобрать довольно просто. Начнем с самого известного нашего писателя А. С. Пушкина и его романа «Капитанская дочка».

В центре произведения находится любовь главного героя Петра Гринева. Это чувство широко и многообъемлюще, как жизнь. Нас в этом чувстве интересует то, что именно благодаря ему герой осознал то зло, которое причинил близким, осознал свои ошибки и смог раскаяться. Благодаря тому что Гринев пересмотрел свои взгляды на жизнь и отношение к окружающим, он смог изменить будущее для себя и своей возлюбленной.

Благодаря раскаянию, в Петре проявились самые лучшие его качества - щедрость, честность, бескорыстие, смелость и пр. Можно сказать, что оно изменило его и сделало другим человеком.

«Сотник» (Быков)

Теперь поговорим о произведении Быкова, в котором представлена совсем другая сторона проблемы раскаяния. Аргументы из литературы могут быть разными, и выбирать их нужно в зависимости от вашего утверждения, поэтому стоит запастись разнообразными примерами.

Так, тема раскаяния в «Сотнике» совсем не похожа на пушкинскую. В первую очередь потому, что отличаются и сами герои. Партизан Рыбак попадает в плен, чтобы выжить, ему нужно выдать немцам товарища. И он совершает этот поступок. Но проходят годы, и мысль о предательстве не покидает его. Раскаяние настигает его слишком поздно, это чувство уже не может ничего исправить. Более того, оно не дает Рыбаку спокойно жить.

В этом произведении раскаяние не стало для героя возможностью выйти из порочного круга и избавиться от страданий. Быков не счел Рыбака достойным прощения. С другой стороны, за подобные преступления человек должен отвечать всю свою жизнь, так как он предал не только своего друга, но и свою и близких.

«Темные аллеи» (Бунин)

Может предстать и в другом свете проблема раскаяния. Аргументы для сочинения на ЕГЭ должны быть разнообразными, поэтому возьмем для примера рассказ Бунина «Темные аллеи». В этом произведении герою так и не хватило сил признать свои ошибки и раскаяться, однако возмездие настигло его. Когда-то в молодости Николай соблазнил и бросил девушку, искренне его любившую. Прошло время, но она так и не смогла забыть первую любовь, поэтому отказывалась от ухаживаний других мужчин и предпочла уединение. Но и Николай не обрел счастья. Жизнь жестоко наказала его за проступок. Жена героя постоянно изменяет ему, а сын стал настоящим негодяем. Однако все это так и не приводит его к мыслям о покаянии. Здесь раскаяние предстает перед читателем как поступок, требующий невероятных духовных усилий и смелости, которые может найти в себе не каждый. Именно за нерешительность и безволие расплачивается Николай.

В качестве аргумента пример из «Темных аллей» подойдет только для тех, кто в своем тезисе обратился к проблеме расплаты и возмездия для тех, кто не раскаялся в своих злодеяниях. Только тогда упоминание этого произведения будет уместным.

«Борис Годунов» (Пушкин)

Теперь давайте поговорим о проблеме запоздалого раскаяния. Аргументы для этой темы будут немного отличаться, т. к. интересовать нас будет только один из аспектов раскаяния. Итак, отлично эта проблема раскрыта в трагедии Пушкина «Борис Годунов». Этот пример не только литературный, но и отчасти исторический, так как писатель обращается к описанию эпохальных событий, произошедших в нашей стране.

В «Борисе Годунове» очень ярко представлена проблема позднего раскаяния. Аргументы для письменной работы по этой теме обязательно нужно подбирать с учетом пушкинской трагедии. В центре произведения история Годунова, который взошел на царский престол. Однако за власть ему пришлось заплатить страшную цену - убить младенца, настоящего наследника, царевича Дмитрия. Прошло несколько лет, и вот настало время раскаяться. Герой уже не в состоянии исправить содеянного, он может лишь страдать и мучиться. Совесть не дает ему покоя, повсюду Годунову начинают мерещиться кровавые мальчики. Приближенные к царю понимают, что тот слабеет и сходит с ума. Бояре решают скинуть незаконного владыку и убивают его. Таким образом, Годунов погибает по той же причине, что и Дмитрий. Такова расплата героя за кровавое преступление, раскаяние за которое настигло его только по прошествии нескольких лет.

Проблема человеческого раскаяния. Аргументы из романа Достоевского «Преступление и наказание»

Тема раскаяния стала основой еще для одного великого произведения, снискавшего немалую популярность и любовь у читателей.

Главный герой совершает преступление, чтобы доказать свою бесчеловечную теорию о низших и высших людях. Раскольников совершает убийство и начинает мучиться, но всячески старается заглушить голос своей совести. Он не хочет признавать своей неправоты. Раскаяние становится переломным моментом в жизни и судьбе Раскольникова. Оно открывает ему дорогу к вере и истинным ценностям, заставляет пересмотреть свои взгляды и осознать, что поистине дорого в этом мире.

Достоевский на протяжении всего романа вел своего героя именно к раскаянию, признанию своей вины. Это чувство заставило проявиться самые лучшие черты характера Раскольникова и сделало его намного притягательнее. Хотя наказание за свое преступление герой все-таки понес, и оно оказалось очень суровым.

Проблема раскаяния: аргументы из жизни

Теперь поговорим о другом типе аргументов. Подобные примеры подобрать очень просто. Если даже в вашей жизни не случалось ничего подобного, это можно придумать. Однако такие аргументы оцениваются ниже, чем литературные. Так, за хороший книжный пример вы получите 2 балла, а за жизненный - только один.

Аргументы, основанные на личном опыте, опираются на наблюдения за своей жизнью, жизнью родителей, родственников, друзей и знакомых.

Необходимо помнить

Существует несколько общих требований для любых сочинений, включая и те, что раскрывают проблему вины и раскаяния. Аргументы должны обязательно подтверждать высказанный вами тезис и ни в коем случае не противоречить ему. Также необходимо учесть следующие моменты:

  • Проверяющие учитывают и оценивают только два первых аргумента, поэтому нет смысла приводить больше примеров. Лучше уделить внимание не количеству, а качеству.
  • Помните о том, что литературные аргументы оцениваются выше, поэтому постарайтесь включить хотя бы один подобный пример.
  • Не стоит забывать о примерах, взятых из фольклора или народных сказок. Подобные аргументы также учитываются, но оцениваются всего одним баллом.
  • Помните о том, что за все аргументы можно набрать 3 балла. Поэтому лучше всего следовать следующей схеме: один пример из фольклора или личного опыта, второй - из литературы.

Теперь несколько слов о том, как правильно написать литературный аргумент:

  • Обязательно указывайте фамилию и инициалы автора и полное название произведения.
  • Мало назвать писателя и название, нужно описать главных героев, их слова, поступки, мысли, но только те, которые связаны с темой сочинения и вашим тезисом.
  • Примерный объем текста на аргумент - одно-два предложения. Но эти цифры зависят в конечном счете от конкретной темы.
  • Начинайте приводить примеры только после того, как выскажете свою позицию.

Подводя итоги

Таким образом, широко представлена проблема раскаяния в литературе. Аргументы для ЕГЭ по русскому языку поэтому подобрать не составит труда. Главное, чтобы все ваши примеры подтверждали тезис и смотрелись лаконично и гармонично. Зачастую основной проблемой экзаменуемых становится не выбор произведения, а описание его. Выразить в нескольких предложениях мысль не всегда просто. Для того чтобы избежать подобной проблемы, нужно заранее потренироваться. Возьмите лист бумаги и постарайтесь лаконично и четко описать свои суждения, не выбиваясь из заявленных объемов.

Главное - не терять уверенность и как можно лучше подготовиться, тогда получить будет несложно.

Ольга Харитонова

Ольга Николаевна Харитонова (1960) - учитель МОУ «Гимназия № 3» г. Воронежа.

Аллеи любви и памяти

Опыт прочтения новеллы И.А. Бунина «Тёмные аллеи»

Шестьдесят лет назад, в декабре 1946 года, в Париже вышла в свет одна из самых знаменитых книг Ивана Бунина - сборник рассказов «Тёмные аллеи» (первое полное издание). Это произведение, ныне именуемое критиками “энциклопедией любви” , Бунин считал “самым лучшим и самым оригинальным” из всего им созданного, а также “самым совершенным по мастерству”.

В основе замысла художника, по его собственным словам, лежало желание поведать миру “о многом нежном и прекрасном”, о том “вечном, что бывает в чуму и во все семь казней египетских, о чём говорил Тот, ни с кем в мире не сравнимый…” Вместе с тем в письме к Тэффи (от 23 февраля 1944 года) Бунин подчёркивал, что содержание книги “вовсе не фривольное, а трагическое” и что “все рассказы этой книги только о любви, о её «тёмных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях”.

Название всей книге дал первый рассказ цикла. Вот что Бунин вспоминал об истории его создания:

“Перечитывал стихи Огарёва и остановился на известном стихотворении:

Была чудесная весна!
Они на берегу сидели,
Во цвете лет была она,
Его усы едва чернели...
Кругом шиповник алый цвёл,
Стояла тёмных лип аллея...

Почему-то представилось то, что начинается мой рассказ - осень, ненастье, большая дорога, тарантас, в нём старый военный... Остальное как-то само собой сложилось, выдумалось очень неожиданно, - как большинство моих рассказов” . (Об этом может рассказать во вступительном слове учитель.)

Строки стихотворения Н.Огарёва «Обыкновенная повесть» цитирует в финале новеллы главный герой. А открывает рассказ действительно довольно мрачная пейзажная зарисовка: “В холодное осеннее ненастье (здесь и далее выделено нами. - О.Х. ), на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими чёрными колеями , к длинной избе... подкатил закиданный грязью тарантас ... тройка простых лошадей с подвязанными от слякоти хвостами”.

Беседа с классом начинается с вопроса.

- Какова, по-вашему, роль контрастной соотнесённости весна–осень?

Вопрос не вызывает трудности у учащихся: параллель между картинами природы и бытием человека напрашивается сама собой.

Весна, счастье, первые порывы чувств - всё осталось в прошлом. Молодость отцвела, миновала “пора любви”, у каждого из героев за плечами немало прожитых безрадостных лет, неудавшаяся “личная жизнь”. Что и говорить, осень жизни... Добавим, что в бунинских рассказах неповторимые мгновения недолгого счастья, дарованного героям капризной судьбой, почти всегда изображаются сквозь призму воспоминаний. Поэтому сезон осень–зима несёт в себе в “свёрнутом” виде ретроспективу весна–лето .

Беседу продолжает следующий вопрос.

- Какова исходная сюжетная ситуация в новелле?

Пожилой военный, оказавшись на постоялом дворе, неожиданно узнаёт в хозяйке свою возлюбленную, с которой расстался тридцать лет назад. “История пошлая, обыкновенная”, как сам он замечает. Мировая литература знает множество вариантов подобного сюжета. Попытаемся разобраться, что же нового внёс Бунин в историю “соблазнённой и покинутой”.

В исследованиях, посвящённых творчеству Бунина, присутствует точка зрения, согласно которой художественный “мир Бунина - это мужской мир”, женщина там “присутствует... как счастье, как мука, как наваждение, как тайна - в душе и судьбе мужчины”, женщина же как “равноправный субъект переживания в мире Бунина отсутствует” .

Если придерживаться этой точки зрения (а подобные утверждения, на наш взгляд, вполне справедливы), то рассказ «Тёмные аллеи», пожалуй, является исключением в ряду других: здесь диалогически противостоят друг другу две жизненные позиции, два отношения к любви - не только героя, но и героини. Не случайно центральное место в новелле отведено собственно диалогу.

Задание классу.

- Проследите, как ведут себя персонажи произведения на протяжении этого трудного, но столь необходимого для обоих разговора. Какова роль авторских ремарок в изображении переживаний героев? О чём свидетельствует синтаксический строй речи каждого из них?

В поведении Николая Алексеевича всё изобличает сильное волнение. Обратимся к авторским “ремаркам”, “комментирующим” психологическое состояние героя: “быстро выпрямился, раскрыл глаза”; “сказал, садясь на лавку и в упор глядя на неё”; “усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице”; “сказал он торопливо”; “нахмурясь, опять зашагал”; “забормотал”; “поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся”; “сказал он, качая головой”; “сказал он, отворачиваясь и подходя к окну”; “ответил он, отходя от окна уже со строгим лицом”.

Как видим, герой за какие-нибудь четверть часа немало пережил и перечувствовал - об этом говорит изменение состояния: от смятенно-изумлённого “узнавания” до горького сожаления при виде душевного ожесточения собеседницы.

И всё же с образом возлюбленной у него связана исключительная восторженность: “Ах, как хороша ты была! Как горяча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза!” “Да, как прелестна была! Волшебно прекрасна!” Синтаксический строй речи - обилие восклицаний - как раз призван подчеркнуть восторженное преклонение героя перед той, что ему “отдала... свою красоту”, подарила незабываемые радости жизни.

Чувство вины и стыда в душе героя даёт о себе знать практически с первых мгновений встречи и всё более возрастает по ходу “выяснения отношений”, о чём тоже “сообщают” авторские “ремарки”: “раскрыл глаза и покраснел”, “покраснел до слёз”. А вскоре и в самом деле заплакал, отвернувшись к окну, пытаясь скрыть “слабость”, а потом, уже не стесняясь: “И, вынув платок и прижав его к глазам, скороговоркой прибавил: «Лишь бы меня Бог простил. А ты, видно, простила»”.

Но, как выяснилось, она его не простила. Не тронули сердце даже эти запоздалые слёзы. “Приговор”, вынесенный ею, окончателен и, выражаясь языком документов, “обжалованию не подлежит”: “Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла... простить мне вас нельзя”. Троекратно повторенная фраза о невозможности прощения служит в данном контексте своего рода “мерой”, исчисляющей, насколько пропитана горечью, истерзана обидой страдающая женская душа.

А вторские “ремарки”, сопровождающие реплики героини, на редкость скупы и немногочисленны: “сказала она”, “ответила она”, ещё раз “ответила она”. Стандартные и, как говорится, ничего не значащие слова. Или всё-таки значащие? Лишь у “истоков” разговора писатель заметил, что хозяйка горницы “пытливо смотрела... слегка прищурясь” и при прощании “подошла к двери и приостановилась”.

Почему автор не отметил душевные движения героини? Да, Надежда серьёзна и уравновешенна - читатель не может не почувствовать это. Но неужели “свидание” с “гостем из прошлого” нимало не всколыхнуло её души? Или она в такой степени владеет собой?

И всё же дело, думается, не только и не столько в этом. “Скудость” авторских ремарок призвана передать статичность внутреннего состояния героини в продолжение диалога, а также некую “застылость”, “окаменелость” её духовного облика в целом: “жизнь сердца” замерла после рокового расставания - и “пульс” не прослушивается даже спустя долгие годы.

Прочитаем на уроке ту часть диалога, где Николай выражает недоумение, узнав, что Надежда осталась одинокой.

“- Замужем, говоришь, не была?

Нет, не была.

Почему? При такой красоте, которую ты имела?

Не могла я этого сделать.

Отчего не могла? Что ты хочешь сказать? <...> Помнишь, как на тебя все заглядывались?”

“Сколько ни проходило времени, всё одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот...” - признаётся Надежда. Такая самозабвенная преданность кажется Николаю Алексеевичу почти неправдоподобной, даже в чём-то неестественной.

“- Ведь не могла же ты любить меня весь век!

Значит, могла”.

“- Что кому Бог даёт, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело”.

На первый взгляд такое самоотречение со стороны героини достойно восхищения. Однако стоит задуматься: любовь ли вела её по жизни? О былом увлечении она вспоминает почти с озлоблением. А какие слова находит для своего единственного мужчины после стольких лет разлуки? Только упрёки: “Поздно теперь укорять, а ведь, правда, очень бессердечно вы меня бросили...”

О братим внимание ещё на один момент.

Николай Алексеевич задаёт Надежде множество вопросов: “Почему не осталась при господах?”; “Как ты сюда попала?”; “А где жила потом?”; “Замужем, говоришь, не была? Почему?” Значит, небезразлична ему судьба некогда любимой женщины. А вот Надежда желания спросить о чём-либо своего бывшего возлюбленного не испытывает. И факт этот - красноречивое свидетельство сосредоточенности исключительно на собственных переживаниях.

- А в каком контексте упоминает героиня о “тёмных аллеях”?

“И всё стихи мне изволили читать про всякие «тёмные аллеи», - прибавила она с недоброй улыбкой”. Собственно поэтических строк Надежда, вероятно, не помнит. Да и хотела ли она их помнить? Всякие “тёмные аллеи”... Понятно, что свет высокой любви давно померк в душе женщины. Романтические строки про “тёмные аллеи” ныне связаны в сознании героини лишь с вероломством избранника, став “знаком” рухнувших надежд и жизненного тупика. “Чудесная весна” обернулась хмурой осенью. Распахнутые навстречу будущему горизонты (“Они на берегу сидели...”), замкнувшись, сузились до величины тесной горенки в придорожной избе. Аромат весеннего цветения заменил запах “разварившейся капусты, говядины и лаврового листа”. И внешне Надежда стала иной.

Интересный материал для наблюдений учащихся содержит портретная характеристика героини .

- Вспомним, какой видится “приезжему” (только что вошедшему в горницу Николаю Алексеевичу) хозяйка постоялого двора. Какие художественные средства использует писатель, изображая внешность Надежды? Какова роль эпитетов и сравнений в этом описании?

Приведём “набор” эпитетов, которыми художник наградил героиню: “темноволосая”, “чернобровая”, “ещё красивая не по возрасту женщина”, “полная, с большими грудями...” Так и хочется добавить: дородная - и процитировать Некрасова: “Есть женщины в русских селеньях...” Но не будем торопиться. Кстати сказать, определения из приведённого “списка” оригинальностью не отличаются: писатель явно был далёк от стремления создать возвышенный и неповторимый женский образ.

Читаем дальше: “...с треугольным, как у гусыни, животом под чёрной шерстяной юбкой”. Сравнение подобного свойства поэтическим не назовёшь. Продолжаем читать: “Приезжий мельком глянул на... ноги в красных поношенных татарских туфлях”. Не ноги, а прямо-таки... “гусиные лапки”.

Совершенно очевидно, что с помощью указанных деталей писатель добивается нарочитого снижения образа, подчёркнуто противопоставляя облик Надежды нынешней, хозяйки постоялой горницы, овеянному романтикой образу Прекрасной Дамы, увиденному влюблённым зрением пылкого юноши и сохранённому благодарной памятью пожилого военного. Поистине возвышает, окрыляет человека любовь, а её отсутствие “прибивает” к земле, если не сказать - низводит до животного состояния.

С уществование героини окутано “тьмой”, но не потому, что, так сказать, беспросветна жизнь без любимого (ведь даже неразделённая любовь, любовь “на расстоянии”, любовь, обречённая на вечную разлуку, способна озарить человеческое бытие немеркнущим светом), а потому, что обида в буквальном смысле слова “застит” белый свет. Правда, нельзя не отметить, что эта самая обида, нанесённая много лет назад, стала для Надежды неким “стартовым капиталом”, который во многом предопределил её “карьерный рост”: надо полагать, что именно самолюбие отвергнутой господской служанки (а героиня, безусловно, не может не понимать, что причина расставания с любимым кроется в социальном неравенстве) заставило её с удивительным упорством стремиться “вверх”, именно оно превратило её в самостоятельную деловую женщину, именно оно и ныне держит “на плаву” новоявленную “железную леди” (“Баба - ума палата. И всё, говорят, богатеет. Деньги в рост даёт <...> Но крута! Не отдал вовремя - пеняй на себя” - это отзыв возницы). Однако, констатируя материальное благополучие героини, писатель акцентирует внимание на её душевной опустошённости. Устами главного героя автор ставит под сомнение её личностную состоятельность. “Это ничего не значит”, - парирует Николай в ответ на рассказ кучера об успехах Надежды.

- Какое признание сделал Николай Алексеевич перед отъездом? Как расценила этот поступок Надежда? Каково значение этого эпизода в новелле?

Прощаясь, Николай Алексеевич сделал важное признание, обращённое не только к Надежде, но и к самому себе: “Думаю, что я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни”. Героиня почувствовала и оценила искренность и значимость признания: она “подошла и поцеловала у него руку”. В ответ “он поцеловал у неё”. Данный эпизод несёт огромную смысловую нагрузку: восстановлена нить, от века связующая тех двоих, что предназначены друг другу судьбой. Не столь важно, что им вновь предстоит расстаться - уже, наверное, навсегда, - они теперь навеки соединены нерасторжимой связью, которая сильнее всех прочих уз на земле. И хотя социальные предрассудки уже через минуту берут верх в душе героя (“Со стыдом вспоминал последние слова и то, что поцеловал у неё руку, и тотчас стыдился своего стыда”), любовь как событие экзистенциальное (и даже трансцендентное) состоялось. “Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?” “Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные!” Удаляясь от постоялого двора, герой вспоминает пресловутые строки про “тёмные аллеи”: “Кругом шиповник алый цвёл, стояли тёмных лип аллеи…”

Бессмертным гимном романтике жизни звучат они в устах героя. Шиповник - дикая роза - олицетворяет любовь , не стеснённую никакими условностями, не зависящую от законов социума, где зачастую правят бал расчёты и предрассудки, - любовь , значимость которой определяется исключительно ею самой. Но трагедия состоит в том, что ценность былой любви герой осознал слишком поздно (“Да, пеняй на себя”). С опозданием была сделана и “явка с повинной”. Тридцатилетние страдания одинокой женщины всё же остаются страданиями, не извиняющими предательства героя. Да и сам он достаточно наказан судьбой: “...никогда я не был счастлив в жизни”.

Как видим, нежданная встреча сыграла в жизни героя большую роль: она побудила его задуматься (кто знает, может, впервые за шестьдесят лет!) о счастье, об ответственности за свои поступки, заставила подвести некоторые жизненные итоги.

Завершают повествование рассуждения героя: “Но, Боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил её? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?” - “И, закрывая глаза, качал головой”.

- Как характеризует героя такой “поворот” мысли? Означает ли это “возвращение на круги своя”? Новое предательство - теперь уже предательство самого себя, всего лучшего в себе?

Нет, герой здесь просто выступает носителем авторской концепции любви.

О “философии любви” у Бунина на заключительном этапе урока рассказывают учащиеся, которым было заранее поручено подготовить соответствующие сообщения по материалам книг известных отечественных литературоведов.

В трактовке О.Н. Михайлова любовь в жизни бунинских героев выступает и как “страсть, захватывающая все помыслы, все духовные и физические потенции человека”, и как “некая сверхъестественная абсолютная сила”, поражающая “своей подчинённостью каким-то внутренним, неведомым человеку законам” . “Трагедийность” любви у Бунина, по Михайлову, вызвана, с одной стороны, “несовершенством мира в самых его основах”, с другой же стороны, любящим “необходимо расстаться”, чтобы “любовь не исчерпала себя, не выдохлась”, поэтому, “если этого не делают сами герои, в ход вмешивается судьба, рок, можно сказать, во спасение чувства убивающий кого-то из возлюбленных” . Исходя из этого, О.Н. Михайлов делает следующий вывод о бунинской концепции любви: “Любовь - прекрасный, но мимолётный гость на нашей Земле” ; “любовь прекрасна” и “любовь обречена” .

На “несовместимость любви с земными буднями” указывает Ю.В. Мальцев. “Катастрофичность любви” учёный связывает непосредственно с её особой сущностью: “В любви совершается выход из будней в подлинное существование, в то, чем должна была бы быть жизнь человека <...> Но состояние высшего счастья и напряжения не может длиться в условиях земных будней” . Именно поэтому, утверждает исследователь, “краткое счастье любви у Бунина сменяется катастрофой”, и, “следовательно, у любви не может быть счастливого житейского конца” .

Многие литературоведы говорят о бунинском понимании любви как вечного несбывшегося . Об этом пишет, например, Н.М. Кучеровский: “...Катастрофичен мир, катастрофично чувство и сознание человека, радость бытия мгновенна... И любовь в этом мире - лишь воображение радости и счастья земного бытия и едва ли не самый короткий путь познания их неосуществимости” 10 . “Осуществившись, эта мечта любви... перестаёт быть любовью: осуществление любви есть и её отрицание...” 11 . По мнению Н.Кучеровского, “любовь у Бунина трагична”, во-первых, “в силу напора катастрофических сил окружающей человека реальности”, а во-вторых, по причине “вневолевой и мистически глубинной сущности” любви, которая “вдруг сваливается на человека, превращая обыденную человеческую жизнь в «какое-то экстатичное житьё», где-то сопрягается со смертью - и всё идёт прахом” 12 .

После того как прозвучали сообщения учащихся, учитель подводит итоги сказанного, делает необходимые выводы.

Любовь в изображении Бунина возникает как необъяснимое и непреодолимое притяжение, внезапная “вспышка” чувств, сродни “солнечному удару”. Для любви не существует границ и преград - ни возрастных, ни социальных, ни каких-либо иных, но сохранить, продлить отношения во времени бывает немыслимо в силу разного рода причин, начиная от внешних обстоятельств и заканчивая внутренними, имманентными законами самой любви, обусловленными её природой. Жажда любви соединяет двоих - на миг, а течение жизни неизбежно разводит - иногда навеки. У этой сказки в принципе не может быть реального бытового продолжения, и хороша она именно своей недосказанностью. Любовь как таковая входит в жизнь персонажей бунинских произведений в качестве воспоминания о неповторимых мгновениях испытанного некогда блаженства, светлого и прекрасного “далёка”.

Тема любви, таким образом, непосредственно связана с темой памяти. Вообще говоря, категорию памяти Бунин причислял к тем основополагающим “величинам”, которые определяют духовную зрелость человека, являются “ядром” его нравственной системы, точкой отсчёта всех настоящих и будущих деяний. Любовь в произведениях Бунина, таким образом, выступает как одна из форм памяти, питающая человека живительными соками своей “ауры”, служащая “катализатором” процесса его духовного роста. Поэтому тот, кому есть что хранить в “запасниках” памяти, по-настоящему счастлив и духовно богат, невзирая на все трагические коллизии и сопряжённые с ними неизбежные потери.

С амо содержание символа “тёмные аллеи” тоже реализуется через мотив памяти. Мы уже говорили о том, как по-разному и в разном контексте вспоминают и упоминают герои о “тёмных аллеях”, какие ассоциации вызывают у каждого из них огарёвские строки. Аллеи памяти персонажей новеллы в этом смысле не имеют точек соприкосновения в настоящем. А слова Николая Алексеевича: “Всё проходит...”; “Как о воде протекшей будешь вспоминать...” - героиня воспринимает как “формулу забвения”, оправдывающую реальную чёрствость и предательскую безответственность. Спеша уличить гостя в эгоистичной “забывчивости”, Надежда “выставляет”, как ей кажется, неоспоримый женский “козырь” - пронесённое сквозь время на знаменах памяти постоянство: “Всё проходит, да не всё забывается”. На самом деле в словах Николая Алексеевича (цитата из Книги Иова) заключена подлинная мудрость: нельзя жить, нагнетая страсти и страдания, памятуя лишь о бедах и обидах, - эта дорога никогда не приведёт к Храму. Но, к сожалению, именно так прожила свою жизнь Надежда. Многозначительна в финале рассказа деталь, касающаяся главной героини: “Она... всё глядела в окно, как мы уезжали” (реплика возницы). На крыльцо проводить не вышла, горницу свою не покинула. Вот она - красота , запертая в тёмном тереме старых обид и ошибок. Отгородившись от мира, лишив себя реальных радостей настоящего дня, героиня оказалась “выключенной” из жизненного потока. “Тёмные аллеи”, применительно к героине бунинской новеллы, становятся символом бесполезного, бессмысленного блуждания в лабиринтах недоброй памяти о прошлом и в конечном счёте - отрешения от того, что должно составлять подлинную основу человеческого существования. Путь опасный и разрушительный для личности.

Герой же, напротив, в финале спешит окунуться в водоворот жизни, в нём не заметно большого уныния, хотя его судьба тоже довольно драматична. Символичен пейзаж в заключительной части новеллы: “Кучер гнал рысцой, всё меняя чёрные колеи, выбирая менее грязные ... (здесь и далее выделено нами. - О.Х. ) К закату проглянуло бледное солнце ”. Впереди героя ждёт просветление, ведь с ним навсегда “лучшие минуты”, которые до конца дней будут давать ощущение полноты и одухотворённости бытия, - и это залог приобщения к Вечному.

Тема любви в русской литературе освещается всесторонне. Не стала исключением и тема любви простой крестьянки и барина. И. А. Бунин не обошел ее стороной.

В своем произведении «Темные аллеи» он написал о любви простой крепостной крестьянки Наденьки и молодого барина, Николая Алексеевича. Надежда была влюблена в барина в юности и пронесла память об этой любви через всю , не смогла по этой причине обзавестись семьей и детьми. Барин же женился в свое время и вырастил сына, но ему это не принесло, как признает он сам при встрече. Неожиданно встретившись спустя много лет на постоялом дворе, который держит Надежда, Николай Алексеевич был поражен открытием, что все эти годы она любила только его, помнила о его проступке и не смогла простить. Постыдившись того, что сломал девушке жизнь, и понимая, с другой стороны, что самое чистое и сильное чувство в его жизни прошло стороной, он, тем не менее, осознает, что поступать иначе не стал бы, жениться в молодости на влюбленной Наденьке и сделать ее лицом своего особняка в Петербурге – сама мысль эта кажется барину абсурдной. Находя ситуацию обыденной и пошлой, он уезжает прочь с постоялого двора, как бы пытаясь сбежать от своих мыслей и угрызений совести.

Надежда же была очень взволнована неожиданной встречей, деликатно признавшись Николаю Алексеевичу, что все эти годы думала о нем и не могла полюбить другого. В нескольких репликах Надя смогла рассказать возлюбленному ее юности, что все свои чувства отдала именно ему, простить и забыть не смогла и до сих пор чувствует обиду за произошедшее, но также понимает, что поступать иначе он не стал бы.

В своем сочинении я хотела донести мысль, что, может быть, вот так, не заметив, походя, сломав жизнь другому, человек проходит мимо настоящих чувств, не сознавая того, что всякая любовь – великое счастье. Даже сегодня в силу социальных устоев, – слишком велики бывают различия – влюбленные люди не всегда могут соединиться, завести семью, но сама возможность испытать любовь уже есть великое счастье, поскольку заставляет человека испытывать всю гамму возможных чувств – от волнения и переживаний до восторженной эйфории.

Сочинение

Горчайший опыт Бунина отливается в слова, звучащие рефреном и итогом «Окаянных дней»: «Опозорен русский человек» – и – еще отчаяннее и глобальнее – «опротивел человек»: «Опротивел человек! Жизнь заставила так остро почувствовать, так остро и внимательно разглядеть его, его душу, его мерзкое тело. Что наши прежние глаза – как мало они видели, даже мои!»

«Святейшее из званий», звание..человек», «опозорено как никогда. Опозорен и русский человек».

«Прежние глаза», по признанию Бунина, как оказалось, видели мало, и теперь, в эпоху мировых катаклизмов XX века. потребовалось от писателя зрение иное, умноженное в зоркости и мудрости.

С 1920 г. для Бунина началась жизнь на «других берегах», во Франции, где он прожил до конца дней, в Париже и в Грассе. недалеко от Ниццы. В 20-е годы он продолжает писать рассказы, постепенно обретая в чем-то действительно новое художническое зрение. В это десятилетие он публикует сборники рассказов: «Роза Иерихона» (Берлин, 1924). «Митина любовь» (Париж, 1925). «Солнечный удар» (Париж, 1927), «Тень птицы» (Париж, 1931), «Божье древо» (Париж, 1931) и итоговый сборник стихотворений «Избранные стихи» (Париж, 1929). В 1927-1933 годах Бунин работал над романом «Жизнь Арсеньева» (первая часть опубликована в Париже, в 1930 г., первое полное издание – в Нью-Йорке, в 1952), который был удостоен в 1933 г. Нобелевской премии.

В эти годы во всем своем блеске проявляется бунинский талант несравненного стилиста, совершенствуются его художественные принципы: живописная рельефность детали, компактность повествования, конкретность и чувственность в раскрытии вечных, бытийных тем – любви, природы, смерти, в освещении проблемы преодоления времени; как высшая ценностно-эстетическая инстанция утверждается категория памяти.

Художественное сознание Бунина все отчетливее обнаруживает черты, отличающие его от реализма. Это уже не столько «отражающая», сколько преображающая функция памяти, которая избирает лишь то, что ее «достойно», по слову Бунина, стирает границы времени и пространства, отбрасывает как поверхностные причинно-следственные отношения, которые управляют сюжетом реалистического произведения.

Сам Бунин отказывался признать себя реалистом. В письме к Л. Ржевскому он писал: «Назвать меня реалистом значит не знать меня как художника. «Реалист» Бунин очень и очень многое приемлет в подлинной символической мировой литературе».

Черты общности бунинского творчества с русским символизмом, обозначившиеся еще в начале века, сказывались в поисках синтеза прозы и поэзии, в трагедийной концепции человеческом страсти, любви, в признании непостижимости бытия, в антиномичности стилевого мышления Бунина, в значимости «бесконечности» в его произведениях, в присутствии в них звездного, «космического» колорита. Потому можно по праву говорить о близости Бунина к «реалистическому символизму», как Ю. Мальцев.

Заглавный символ, который как эпиграф можно было бы предпослать творчеству Бунина 20-х годов, да и всей его эмигрантской поры, – это символ Розы Иерихона (неслучайно так назван первый зарубежный сборник его рассказов), образ дикого, сухого растеньица пустынь, способного, по преданию, пролежав годы, распуститься потом в воде и зацвести «розовым цветом», – «символ воскресения». Так воскрешает в себе прошлое – отшумевшую молодость, образы родной русской природы, России, «всей ее прелести» – сам Бунин. «В живую воду сердца, в чистую влагу любви, печали и нежности погружаю я корни и стебли моего прошлого – и вот опять, опять дивно прозябает мой заветный злак», – писал он в рассказе «Роза Иерихона».

В нашем отечественном литературоведении прочно утвердилось мнение, что одним из фундаментальных художественных принципов Бунина является изображение драматизма повседневной жизни, которое сближает его с реалистом Чеховым. Однако с этим трудно согласиться: Бунин и Чехов здесь скорее противоположны.

В самом деле. Бунин фокусом своих произведений делает как раз особые, редкие моменты человеческой жизни (вспышку любовного чувства. несчастье, катастрофу, смерть), когда в сознании героя происходит взрыв повседневности, «солнечный удар», слом привычного и у него рождается «второе» зрение, он открывает для себя всю красоту мира и свое «полное присутствие» в нем. осуществляя тем самым свое человеческое предназначение, свое не-алиби в бытии (выражение М. Бахтина).

Посмотрим, как это происходит в повести «Митина любовь» (1925). В основу повести положен трагический сюжет – любовь, ставшая причиной смерти: герой, обманутый в своих чувствах, в финале стреляется. Любовь и смерть – тема, необычайно привлекавшая поэтов и прозаиков русского «серебряного века», из литературного лона которого Бунин и вышел. С литературой той поры, особенно с символистской поэзией, автора «Митиной любви» сближает трагедийная трактовка любви, отличает же прежде всего большая, чем у многих символистов, художественная органичность в воплощении трагизма страсти.

«Что это значит вообще – любить?» – этот вопрос, заданный от лица юного героя, по сути и есть главная загадка рассказа. «Ответить на это было тем более невозможно, что ни в том. что слышал Митя о любви. ни в том. что читал о ней. не было ни одного точно определяющего ее слова. В книгах и в жизни все как-будто раз и навсегда условились говорить или только о какой-то почти бесплотной любви, или только о том. что называется страстью, чувственностью. Его же любовь была непохожа ни на то, ни на другое».

Любовь в изображении Бунина – это уникальное в своем роде состояние человека, когда в нем возникает ощущение целостности личности, согласие чувственного и духовного, тела и души, красоты и добра. Но, изведав полноты бытия в любви, человек предъявляет к жизни отныне повышенные требования и ожидания, на которые повседневность ответить не может, отсюда и большая вероятность настигающей героя катастрофы.

Любовь – это стихийная сила. роднящая человека не только с «вещественной», земной природой, с «плотью» мира. но и с его «душой»:

«Теперь же в мире была Катя, была душа, этот мир в себе воплотившая и надо всем над ним торжествующая...» Заметим, что образ «души, мир в себе воплотившей», слегка напоминает Душу мира в символистском, соловьевском контексте, но уже в ином – совершенно конкретном – художественном наполнении.

Преображающая магия любви в изображении Бунина равносильна той, которой обладает смерть. Это дано в повести сопоставлением воспоминания Мити о смерти отца, когда он впервые почувствовал «в мире смерть», и «все преобразилось как бы от близости конца мира, и жалка, горестна стала прелесть весны, ее вечной юности!», – и своего теперешнего состояния влюбленности, когда «мир опять был преображен, опять полон как будто чем-то посторонним, но только не враждебным, не ужасным, а напротив, – дивно сливающимся с радостью и молодостью весны».

Сюжет повести кажется совсем безыскусным. Это сюжет ожидания – ожидания письма, встречи, надежды на разрешение напряжения, на счастье, в конце концов изменившее герою. Психологическое состояние Мити, его все возрастающее душевное напряжение переданы в произведении через образы происходящего как бы не внутри него, а вне. Движение повести создается чередой картин, в которых все ярче и обольстительнее становится красота мира. Но дело в том. что это отнюдь не внешние только картины, но акты направленной на окружающий мир внутренней, душевной энергии героя. Настигнутый «солнечным ударом» любви, который срывает с вещей оболочку привычного, герой по-иному начинает воспринимать все вокруг, заново воссочдает. творит мир в его первозданной красоте, открывая в своем сознании истинные ценности.

«В это дивное время радостно и пристально наблюдал Митя за всеми весенними изменениями, происходящими вокруг него. Но Катя не только не отступала, не терялась среди них, а напротив, – участвовала в них во всех и всему придавала себя, свою красоту, расцветающую вместе с расцветом весны, с этим все роскошнее белеющим садом и все темнее синеющим небом».

«И все это – огромная и пышная вершина клена, светлозеленая гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черемух, солнце, синева неба и все то, что разрасталось в низах сада, в лощине, вдоль боковых аллей и дорожек и над фундаментом южной стены дома, – все поражало своей густотой, свежестью и новизной».

«И все это мешалось с цветущим садом и с Катей; томное цоканье соловьев вдали и вблизи, немолчное сладострастно-дремотное жужжание несметных пчел, медвяной теплый воздух и даже простое ощущение земли под спиною мучило, томило жаждой какого-то сверхчеловеческого счастья».

В этих картинах образы «подвенечной белизны яблонь», «томного цоканья соловьев», «свежести», «новизны» весеннего мира, которые открываются взору героя, несомненно навеяны переполняющими его радостными ожиданиями и ассоциациями.

Вершина этой череды картин, «несказанно прекрасного мира», с летним сиянием, солнечными красками и острыми запахами, всей чувственной прелестью, совпадает с моментом крайнего напряжения и «изнеможения» героя (письма нет, наконец оно приходит с известием, что Катя оставляет его навсегда). Как предчувствие неизбежной катастрофы в повествование вкрапливаются ноты некоего диссонанса, которые начинают звучать в повести все отчетливее по мере ее приближения к финалу. Рушится чувство единства, согласия героя со всем миром. Состояние Мити теперь подчиняется какой-то превратной зависимости: чем лучше, тем хуже («Счастье» мира теперь «подавляло» его. потому что «недоставало чего-то самого нужного», «...чем было лучше, тем мучительнее было ему»).

Мучительная антиномичность человеческих чувств находит свое выражение в образах-оксюморонах: «любовный ужас», смесь «ангельской чистоты и порочности», «бесстыдность чистейшей невинности» и т. п.Кульминацией драмы становится попытка героя освободиться от любовного «наваждения», попытка «замены» в надежде, что клин выбивается клином (эпизод с Аленкой). Но попытка обречена на неудачу: случайная плотская связь поражает разочарованием. Любовь торжествует свою незаместимость, свою уникальность. Катастрофа героя теперь уже неотвратима: мир в его глазах становится «противоестественным». «Всего же нестерпимее и ужаснее была чудовищная противоестественность человеческого соития...»

Нестерпимая и безнадежная боль юного героя, мотивируя трагический финал повести, подталкивает его к иному, окончательному «освобождению». Финальная картина написана автором с поразительной убедительностью воплотившегося парадокса – радостной смерти: «Она, эта боль, была так сильна, так нестерпима, что, не думая. что он делает, не сознавая, что из всего этого выйдет, страстно желая только одного – хоть на минуту избавиться от нее и не попасть опять в тот ужасный мир, где он провел весь день и где он только что был в самом ужасном и отвратном из всех земных снов. он нашарил и отодвинул ящик ночного столика, поймал холодный и тяжелый ком револьвера и, глубоко и радостно вздохнув, раскрыл рот и с силой, с наслаждением выстрелил»

Другие сочинения по этому произведению

«Незабываемое» в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи» «Темные аллеи» (история написания) Анализ рассказа И. А. Бунина «Часовня» (Из цикла «Темные аллеи»)