Чем отличается институт от университета и академии. Что престижнее: университет, академия или институт

В системе образования выделяется несколько типов учреждений. Не все понимают разницу между ними. К примеру, планирующие пройти обучение по какой-либо профессии нередко интересуются, чем отличается вуз от университета. Попытаемся в этом разобраться.

Определение

Вуз – под этим названием скрывается сочетание «высшее учебное заведение».

Университет – одно из учреждений для получения высшего образования.

Сравнение

Таким образом, отличие вуза от университета заключается в том, что первое понятие является общим, обозначающим определенную категорию заведений, а второе подразумевает частный случай. Чтобы глубже раскрыть вопрос, рассмотрим подробней, что называют вузом.

Здесь имеется в виду любое заведение, ежегодно выпускающее специалистов с высшим образованием. Обучение происходит на государственной или частной основе. В любом случае вуз должен обладать официально подтвержденным правом давать знания по профессиям и вручать дипломы по завершении полного четырех-шестилетнего курса.

Собираясь поступать в такое учреждение, следует определиться с удобной формой обучения. Кто-то имеет возможность овладевать новым материалом, ежедневно посещая заведение. Для других подходящим вариантом является вечернее или заочное обучение. Кроме того, уже не редкостью становятся занятия, которые проводятся в более свободной, дистанционной форме.

Крупные вузы организуют свои филиалы в разных населенных пунктах. Это повышает доступность обучения. Обсуждаемые заведения имеют в своей структуре кафедры и факультеты, а также подготовительные отделения для абитуриентов. Как правило, в вузе есть обширная библиотека. Часто выпускается своя газета. Главным руководящим лицом высшей образовательной организации является ректор.

Университет – многопрофильный вуз, обладающий обширным перечнем учебных программ и проводящий исследовательскую деятельность. Ведущими здесь признаны объекты федерального уровня. Рассматривая, в чем разница между вузом и университетом, следует для сравнения назвать и другие виды учреждений, дающих высшее образование.

Так, чуть ниже рангом находится институт. Он обладает меньшими масштабами, чем университет. Кроме того, свое место в ряду рассматриваемых учебных организаций занимают академии. Каждая из них ориентирована на какое-то одно направление деятельности: экономику, искусство, сельское хозяйство или иное.

Российская система высшего образования включает в себя несколько тысяч учебных заведений, каждое из которых именуется университетом, институтом или академией. Каждое из данных названий имеет свои отличия, включающие в себя уровень профессорско-преподавательского состава, количество обучающихся аспирантов, структуру и другие особенности.

История разделения вузов на институты и университеты

Первые высшие учебные заведения Российской империи имели четкое разделение на классические и прикладные. Классические вузы назывались исключительно университетами (Московский, Санкт-Петербургский и Харьковский императорские университеты) и давали студентам знания в области литературы, языкознания, истории, математики и химии. В отличие от классических университетов, прикладные учебные заведения назывались институтами (Санкт-Петербургский и Новочеркасский политехнические институты) либо высшими училищами (Московское императорское высшее ). Студенты институтов изучали естественные и инженерные науки, медицину и право.

В Советском Союзе звания университетов были сохранены за несколькими крупнейшими вузами (МГУ им. Ломоносова, СПбГУ). Остальные существующие и вновь открываемые учебные заведения именовались институтами и давали прикладное высшее образование.

Профессорско-преподавательский состав

Для получения статуса университета не менее 60% его профессорско-преподавательского состава должны иметь ученую степень. Таким образом, студенты университетов имеют возможность получать знания от практикующих ученых, имеющих определенные достижения в области своей компетенции.

Отличия в структуре

Институт может являться как отдельным учебным заведением, так и входить в состав более крупного вуза в качестве структурной единицы, объединяя несколько факультетов, кафедры которых осуществляют подготовку студентов по одному направлению (Инженерно-экономический институт в составе Казанского Научно-исследовательского Технического Университета). Университеты могут не иметь в своем составе отдельных институтов и разделяться исключительно на факультеты.

Подготовка аспирантов

В университете на каждые 100 студентов дневной формы обучения должно приходиться не менее 4 аспирантов, в то время как достаточно готовить к защите кандидатской диссертации лишь двух человек из ста. Кроме того, темы диссертаций соискателей, обучающихся в университетах, предполагают проведение фундаментальных научных исследований, а диссертации, защищаемые в институтах, носят преимущественно прикладной характер.

Тенденции развития высших учебных заведений

Современное состояние высшей школы в России характеризуется переходом от большого числа небольших высших учебных заведений к образованию крупных образовательно-исследовательских центров, аккумулирующих вокруг себя научный потенциал отрасли или региона. За последнее десятилетие количество институтов в стране значительно сократилось, так как часть из них была упразднена, а часть вошла в состав более крупных вузов. Укрупнение по региональному принципу заключается в объединении нескольких вузов в Федеральные университеты (Южный, Дальневосточный), а отраслевой принцип предусматривает создание на основе ведущих технических вузов страны Национальных Исследовательских университетов.

Под институтом понимается учебное заведение, занимающееся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации специалистов в конкретной сфере трудовой деятельности. В данной структуре подготовка может осуществляться даже по одной конкретной профессии. Научно-исследовательская работа в институтах должна проводиться по одной или нескольким сферам. Причем на каждые 100 студентов может приходиться меньше пары аспирантов. Преподавательский состав данного учебного заведения может состоять на 25-55% из лиц, имеющих научные степени и ученые звания.

В условиях института строгие требования к защите аспирантов отсутствуют. Однако если после аспирантуры защитилось не менее 25% специалистов, заведение имеет право ходатайствовать о переименовании в университет. В случае же грубого несоответствия правилам, не исключен обратный переход.

Среднегодовое финансирование институтов варьируется от 1,5 до 5 млн. руб. В образовательный процесс института в обязательном порядке должны быть включены инновационные методы обучения, самообразования и исследований. В некоторых случаях данное учреждение может входить в структуру иного учебного заведения.

Особенности университета

Университет является образовательным учреждением, занимающимся подготовкой специалистов по разным направлениям, количество которых составляет не меньше 7 специальностей. В условиях учреждения может осуществляться подготовка, переподготовка, повышение уровня профессионализма специалистов высшей квалификации, научного и научно-преподавательского состава.

Согласно уставу, университеты должны заниматься фундаментальными и прикладными исследованиями в не менее 5 научных областях. На каждую сотню студентов здесь приходится не меньше 4 аспирантов. Преподавательский же состав обязан состоять, как минимум, на 60% из ученых степеней и званий.

После окончания аспирантуры в условиях университета, защитившихся специалистов должно быть не менее 25%. Финансирование данной структуры составляет около 10 млн. руб. в год.

В университете, помимо применения инновационных методов обучения, обязательно должен иметься доступ к электронно-библиотечным ресурсам. В состав данного учебного заведения может быть включен институт.

Таким образом, основные отличия между двумя учебными заведениями заключаются в том, что институт – цельная образовательная единица, в состав же университета может входить несколько институтов. В институте осуществляется подготовка специалистов по одному, иногда по нескольким направлениям, в университете – по разным. Научная университетская деятельность, в отличие от институтской, должна развиваться в различных направлениях.

Что круче и престижнее: университет, институт или академия? Ищите ответ в статье.

В настоящее время в сфере высшего российского образования выделяют три основных учебных заведения: институт, академия и университет. Есть ли отличия между ними? Что круче и престижнее? Эти вопросы волнуют будущих абитуриентов. Давайте разбираться в этой статье.

Чем отличается институт от университета, академии, ВУЗа: что лучше, выше, престижнее, круче?



Различия между институтом, академией и университетом малозначительная, но она все-таки существует. Многие ученики 11-х классов, которые собираются поступать в высшее учебное заведение не знают, в чем заключается эта разница. Требования к абитуриентам одинаковые, дипломы в конце обучения выдаются о высшем образовании, так в чем же разница? Что лучше, выше, престижнее и круче? Вот несколько аспектов сходства и отличий:

Важно: Все эти образовательные учреждения называются ВУЗами — высшие учебные заведения.

  • Самая первая ступень высшего образовательного процесса в России.
  • Он может быть в составе университета, а может быть отдельным образовательным учреждением.
  • Обычно большие университеты России состоят из нескольких институтов. В одном таком учреждении ведется подготовка молодых специалистов по одной профессии или отрасли.
  • В таком учреждении не производится разработка новых методик тех или иных программ. Это выполняется профессорами главного университета, к которому относится институт.

Академия

  • Чтобы повысить статус образовательного заведения до академии, ректорату учебного заведения необходимо предоставить данные на аттестацию об увеличении количества сотрудников, которые занимаются научной деятельностью. Если комиссия даст этому отчету хорошую оценку, тогда институт повышается на одну образовательную ступень и становится академией.
  • Требования к образовательным заведениям со статусом «Академия» по многим параметрам похожи на требования к институтам.
  • Отличие между академией и институтом заключается в том, что в академии научные исследования охватываются в более полноценном объеме. Не только студентами, но и преподавателями изучаются новые научные темы, пишутся диссертационные работы.
  • Специальностей в академии много, а сфера деятельности будущих специалистов определяется названием образовательного учреждения: академия сельского хозяйства, туризма, транспорта и так далее.
  • Высшая ступень образования — это университет. Студенты получают многопрофильное образование.
  • В университете одновременно могут учиться юристы и менеджеры, строители-управленцы и специалисты в туризме, архитекторы и религиоведы.
  • Факультеты, институты — все это может быть составной частью одного университета. Это самая высокая степень развития ВУЗа.
  • Учебное заведение имеет право иметь статус «Университета», если большая часть (60%) преподавателей обладает учеными степенями и званиями. При этом научная деятельность должна вестись в более чем пяти разных отраслях.

Хороших специалистов могут подготовить и институты, и академии, и университеты. Важно не название образовательного учреждения, а качество преподавания в нем. Ведь на будущей работе будут цениться именно знания и умения молодого специалиста, а не название ВУЗа, в котором он получил образование.

Что общего у университета и института: сравнение



Если с академией все понятно и будущая специальность и сфера деятельности прослеживается в названии, то что общего у университета и института. Вот сравнение и в чем заключается сходство:

  • Образовательная категория — высшие учебные заведения.
  • Ведение научной деятельности, но в университете оно носит фундаментальный характер.
  • Поступление абитуриентов может производиться по результатам ЕГЭ и дополнительным экзаменам в образовательном учреждении.
  • Студенты получают профильное образование.
  • Преподавательским составом ведется научная деятельность.
  • Высокая квалификация преподавателей.
  • Проводятся исследования по многим сферам.
  • Инновационные методы обучения студентов.
  • Хорошая материально-техническая база для обучения студентов.

Как видите, общего между институтом и университетом также много, как и различий. При выборе ВУЗа следует обращать внимание на рейтинг образовательного учреждения. Этот аспект говорит о том, что в учебном заведении хорошее качество преподавания и из его стен выходят настоящие специалисты — грамотные и востребованные.

Универ и университет: это одно и тоже?



Часто от студентов можно услышать название «Универ». Кажется, что это сокращенное название университета, которое употребляется в студенческих кругах. Но это не так, будущие специалисты могут называть «универом» любое высшее образовательное учреждение, в котором они проходят обучение. Ведь куда проще сказать не «Иду на занятия в академию», а «Иду в универ». Поэтому универ, университет, а также институт и академия — это одно и тоже.

Не выбирайте ВУЗ по названию, только потому что он называется университетом. Более разумно поступить в узкопрофильный институт с высоким рейтингом, например, на юриста, чем учиться по этой же специальности в техническом ВУЗе.

Видео: ТОП-10 Самых лучших ВУЗов России 2016 года

Ответ Полины в большей степени описывает реалии российской бюрократии, чем исторически сложившиеся правила присваивания названий научным организациям. Все просто.

Институт (лат. institutum - установление, обычай, учреждение) -- любая организация, занимающаяся любой деятельностью. Президент России это институт. Пресса это институт. Государственный Астрономический Институт им. Штернберга (научная организация) -- тоже институт. И даже Московский Авиационный Институт (учебная организация) -- самый настоящий институт. Почти все образовательные институты в России подчинены министерству образования и науки и напрямую им управляются.

Университет (лат. universitas - совокупность, общность) -- комплекс, объединяющий в себе философов, ученых различной специальности и их учеников. Университеты обычно независимы и самоуправляемы, часто закрытые для полиции и представителей власти. Часто университеты, не расположенные в больших городах, становятся "градообразующими предприятиями". В городе Heidelberg, в котором я сейчас живу, на 150 тысяч населения 30 тысяч студентов университета. Обычно именно университеты присваивают ученые степени доктора (в России до недавнего времени это делал специальный орган минобрнауки), тогда как институты могут быть базами для непосредственной работы ученых, например, аспирант университета одновременно является сотрудником института.

Поэтому студенты настоящих, исторически сложившихся университетов, часто не любят, когда их спрашивают, как дела в "институте". Университет это нечто большее, чем институт. Но забюрократизованность российского образования и его подотчетность министерству образования вместо независимости университетов лишают университеты статуса, который университеты обычно имеют в других странах. Например, академик Садовничий, чтобы подольше побыть ректором университета, продал независимость университета Путину -- теперь президент назначает ректора МГУ, а не ученый совет.

Академия (от греч. Ἀκαδήμεια) -- научное сообщество, клуб. Обычно связано с группой научных институтов, лучшие ученые из которых принимаются в академию и получают соответствующий статус академика от других академиков. Академии часто издают научные журналы и могут являться экспертным сообществом. Некоторые академии также ведут образовательную деятельность. При этом академию, в принципе, может основать каждый, но такие академики будут высмеяны (см. РАЕН). До недавнего времени Российская Академия Наук непосредственно управляла большинством научных организаций в России, но после реформы 2013 года потеряла такую возможность, а институты стали управляться чиновниками ФАНО.