Что такое спп с несколькими придаточными. БСП со значением сопоставления

Тип многочленного СПП

Схема

Пример

1. СПП с последовательным подчинением придаточных.

В нем главная часть является главной только для одной из придаточных, которая в свою очередь является главной для следующей придаточной часть и т.д.

Когда он вышел за ограду скита, чтобы поспеть в монастырь к началу обеда у игумена, у него вдруг больно сжалось сердце (Д.).

(когда ), (чтобы ), .

2. СПП с однородным соподчинением.

Придаточные относятся к одному и тому же слову главного или ко всему главному и принадлежат к одному структурно-семантическому типу. При этом подчинительный союз, начинающий вторую придаточную часть, может отсутствовать.

Наконец доложили, что самовар подан и батюшка ожидает в столовой (С.-Щ.).

[ ] , (что )и ()

3. СПП с неоднородным (параллельным) соподчинением.

Придаточные относятся:

1) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая – к одному из его слов;

2) к одному слову, но различаются по своим структурно-семантическим типам.

Припоминаю солнце, вдруг осветившее комнату, когда подняли шторы, и затрещавшую печку, которую кто-то затопил… (Д.).

[ , (когда ), ] , (которую ).

Таблица 16 15

Бессоюзные сложные предложения

Тип БСП

Пример

БСП со значением перечисления

По своим значениям они делятся на две группы:

1) со значением одновременности перечисляемых событий;

2) со значением их последовательности.

Офицеры торопливо пили чай и завтракали, солдаты пережевывали сухари… (Л. Т.).

Массивная дверь с бронзовыми львиными мордами немедленно распахнулась, выглянул швейцар в богатой ливрее с золотыми позументами (Б. А.)

БСП со значением сопоставления

В них сообщение, заключенное в первой части, сопоставляется с сообщением, заключенным во второй части (или противопоставляется ему).

На ольмюцком смотру он был величавее, здесь он был веселее и энергичнее (Л. Т.).

БСП со значением пояснения

В таких предложениях первая часть нередко включает в себя слова следующее, только одно или указательные словатаков, так.

Кабинет тоже изменился: покойные кожаные кресла исчезли, вместо них появилось три ряда простых стульев, а у стены стояли две школьных доски… (Б. А.).

БСП с условно-следственным и временным значением

Если сказуемые предикативных частей в таких предложениях выражаются формами сослагательного наклонения, то предложение имеет значение ирреальной обусловленности.

Если сказуемые предикативных частей выражаются формами изъявительного наклонения, то предложение имеет значение реальной возможности.

Особую подгруппу составляют предложения с обобщенным значением. Части этих предложений имеют обобщенно-личную форму или сказуемые – инфинитивы.

Вот тебе испить захочется – я водички подам… (С.-Щ.).

Поспешишь – людей насмешишь (посл.).

БСП со значением причины во второй части.

В первый миг охватило жгучее разочарование: в комнате никого не было (Б. А.).

БСП со значением следствия во второй части.

В начале 2 части могут употребляться частица так, наречияпоэтому, оттого.

Я меньше всех: оттого он меня и мучит.

БСП с изъяснительно-объектным значением Первая часть содержит в себе слово со значением восприятия речи, мысли, чувства или слова, указывающее на эти процессы, а вторая часть выражает объект этих процессов, раскрывает их содержание.

Одно я знаю наверное – творения рук и сердца делают человека всемогущим, всесильным и бессмертным (Вайнеры).

1Типы цельных словосочетаний даны по книге

2Типы предложений по характеру предикативных отношений даны по книге Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

3Функциональные типы предложений даны по книге Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

4Типы подлежащего даны по книге Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

5Типы сказуемого даны по книге Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

6Типы сказуемого даны по книге Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

7Типы сказуемого даны по книге Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

8Типы ДСПП даны по книге Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

9Типы второстепенных членов предложения даны по книге

10Типы глагольных ОСПП даны по книге Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

11Типы именных ОСПП даны по книге Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

12Типы сложносочиненных предложений даны по книге

13Типы СПП нерасчлененной структуры даны по книге Русская грамматика. М., 1980, т. 2

14Типы СПП расчлененной структуры даны по книге Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация – В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. – М., 1987.

15Типы бессоюзных сложных предложений даны по книге Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация – В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. – М., 1987.

В данной главе:

§1. Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными

В СПП может быть более одного придаточного предложения. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется. Возможны три вида:

1) последовательное подчинение,
2) параллельное подчинение,
3) однородное подчинение.


Последовательное подчинение

При последовательном подчинении образуется цепочка предложений: главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному - второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.

Я боюсь, что Анна опоздает на экзамен, который должен начаться рано утром.

Схема: [ … ], (союз что …), (союзное слово который …).

При последовательном подчинении придаточное, относящееся к главному, называют придаточным первой степени, а следующее придаточное - придаточным второй степени и т.д.

Параллельное подчинение

Если к одному главному предложению относятся придаточные разных типов, то образуется параллельное подчинение. При этом виде подчинения оба придаточных относятся к одному главному. Важно, что эти придаточные разных типов и они отвечают на разные вопросы.

Когда вошла учительница, ребята встали, чтобы поприветствовать её.

Схема: (союзное слово когда …), [ … ], (союз чтобы …).

Однородное подчинение

Если придаточные предложения являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом, то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос.

Я неожиданно почувствовала, как напряжение спало и как легко стало у меня на душе.

Схема: [ … ], (союз как …) и (союз как …).

Придаточные изъяснительные предложения аналогичны однородным членам предложения, между собой они связаны союзом и . Оба придаточных относятся к члену предложения в главном. Запятая между ними не ставится.

Важно, что при однородном подчинении союзы или союзные слова могут опускаться, что характерно для предложений с несколькими придаточными.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, что в СПП может быть более одного придаточного предложения?

  2. Как называется подчинение, когда главному предложению подчиняется первое придаточное, первому - второе и т.д.?

    • последовательное подчинение
    • однородное подчинение
    • параллельное подчинение
  3. Как называется подчинение, когда к одному главному предложению относятся придаточные разных типов?

    • последовательное подчинение
    • однородное подчинение
    • параллельное подчинение
  4. Как называется подчинение, когда придаточные являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом?

    • последовательное подчинение
    • однородное подчинение
    • параллельное подчинение
  5. Когда окончился спектакль, дети захлопали, чтобы артисты почувствовали их благодарность.?

    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение
  6. Каким является подчинение в предложении: Я думаю, что в следующей серии герой спасёт девушку, в которую он влюблён.?

    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение
  7. Каким является подчинение в предложении: Я услышал, как хлопнула дверь и как заговорили люди в прихожей.?

    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение
  8. Каким является подчинение в предложении: Я думаю, что брат будет рад моему подарку и что я сделала очень удачный выбор.?

    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение

Основные виды СПП с несколькими придаточными
9 класс
Цели урока:
1) определение значений, способов и последовательности
присоединения нескольких
придаточных предложений к главному;
2) развитие навыков составления схем СПП с несколькими
придаточными; развитие навыков пунктуационной зоркости в
указанных видах предложений;
3) развитие творческих способностей учащихся, ораторского
мастерства.
Наглядность урока: интерактивная доска, презентация
Ход урока.
І. Оргмомент (слайд 2)
Добрый день, ребята, садитесь, пожалуйста. Запишите в
тетрадях число, классная работа. Сегодня 14 февраля. Во многих
странах мира в этот день отмечается День святого Валентина или
День всех влюбленных. И на Руси был свой праздник влюбленных,
вот только отмечался он не зимой, а в начале лета. Он был связан с
легендарной историей любви Петра и Февронии. В какое бы время
года его не отмечали, хорошо, что есть такой прекрасный праздник
Любви. Ведь, говорят, что любовь ­это счастье.
ФИЛЬМ (СЛАЙД 3)
­Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами на уроке будем
говорить?
1

(Сегодня мы поговорим о счастье)
­­Вы бы смогли узнать в толпе счастливого человека? А как?
(По улыбке). Правильно. Поэтому эпиграфом к нашему уроку и
будут слова голландского философа Бенедикта Спинозы: «Если вы
хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое
хорошее настроение».
Давайте и мы с вами друг другу улыбнёмся и подарим
прекрасное настроение.
ІІ. Проверка усвоенного материала.
1. Беседа:
­ Что такое счастье? (слайд 5)
­Ребята, найдите в словарях ответ на данный вопрос. Я
предлагаю вам толкование данного слова из Википедии.
аа
Сч стье - душевное состояние человека, при котором он
испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего
бытия, полноту и осмысленность жизни, а также осуществление
своего назначения. (Википедия)


докажите (СПП с придаточным определительным.)
А вот афоризм. Счастье – это бабочка, которую никак не
поймаешь. Но когда перестаешь за ней гоняться, она вдруг
сама садится тебе на плечо.
Задание: с позиции изучения СПП определите, какое это
предложение, назовите вид придаточного, обоснованно
докажите
1. (СПП с придаточным определительным.)
2. СПП с придаточного времени)
2

2. Составление кластера «Что же такое счастье?» (на
листах) (слайд 7)
o Что для вас значит понятие счастье?

СЧАСТЬЕ
3. Творческая работа (Слайд 8).
Микроцель: составить СПП с разными видами придаточных на
тему: «Счастье». Указать вид придаточного.
­А какое вам нужно составить СПП, вы узнаете, если
возьмёте в руки валентинки.
Что такое счастье?
Определительное Человека, который..., можно назвать
1
счастливым.
2 Изъяснительное Мое счастье в том, чтобы...
3 Условия
Причины
Если вы..., то тогда, вы ­ счастливы.
Для меня это было настоящим счастьем,
4
5 Времени
потому что...
Человек счастлив, когда он...
3

6 Цели
7 Места
Для того чтобы быть счастливым всегда, ...
Человек может быть счастлив только там, где...
2. Проверка выполненной творческой работы: обучающиеся
читают свои предложения, называя виды придаточных (слайд9).
ІІІ. Погружение в тему урока.
3. Работа с эпиграфом (слайд 10).
­Вернёмся к нашему эпиграфу.
Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей
сначала свое хорошее настроение.
Б. Спиноза
4.Синтаксическая пятиминутка.
­Спишите это предложение
Микроцель:
1) подчеркните
(эпиграф);
грамматическую основу предложения
2) расставьте знаки препинания;

3) выделите схематически главное и придаточное
предложения.
3) определите количество придаточных;
4) указажите виды придаточных предложени;
­В чём различие от предыдущих предложений, структуру которых
мы изучали ранее?(не одно придаточное, а несколько).
4

­Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?
(СПП с
несколькими придаточными.)
Запишите тему урока.
Какую цель для себя вы поставите на этом уроке?
­Выяснить
особенности сложноподчинённых предложений с
несколькими придаточными.
А задачи?

1) узнать о типах СПП с несколькими придаточными;

2) научиться определять значения СПП с несколькими

3) строить такие предложения; составлять схемы СПП
4) развитие навыков пунктуационной зоркости в
5) развитие творческих способностей учащихся
предложениями;
предложениями;
с несколькими придаточными;
с несколькими придаточными;
указанных видах предложений;
указанных видах предложений;
А для чего нам необходимо изучать данные виды предложений?
(зад. 13 на ОГЭ)
Итак, сегодня на уроке мы начинаем работу над СПП с
несколькими придаточными.
5. Актуализация темы, работа с учебником (чтение
теоретической части) (слайд 11 – 17).
­В с.п. предложении с несколькими придаточными возможны разные
виды подчинительной связи. А какие? Это вы узнаете, выполнив
небольшое исследование. Когда вы заходили на урок, вам
предложено было выбрать карточку по цвету. Итак, пересядьте,
согласно цвету карточек.
Ваша задача. Выберите куратора группы.
5

6. Рефлексия.
V. Подведение итогов.
Давайте вспомним, какие виды предложений мы исследовали?
Рефлексия Микроцель: закончить предложения (на рефлективных
листах.).
Подумайте, что сегодня у вас получилось, а над чем ещё нужно
поработать, запишите свои выводы на рефлективных листах.
Оцените свою работу на уроке
Сегодня я
узнал об
СПП…
Об СПП с
несколькими
придаточными
в дальнейшем
хочу узнать…
Интересной
была мысль
Было
легко….
Было
трудно…
о…
Сочинение 15.3 «Что такое
VI. Домашнее задание: Сочинение 15.3 «Что такое
счастье? » (по тексту варианта 2 сайт
Захарьиной), дополнительно зад.13 сайт
«Незнайка».
«Незнайка».
Резерв. Выход на
тему
следующег
о урока
Сопоставим 2 предложения.
[Бывает], (что, (если не повезло
с утра), не везёт весь день).
[ …. ], (что, (если …), …).
[Бывает], (что (если не повезло
с утра), то не везёт весь день).
[ …. ], (что (если …), то …).
­ Почему на стыке союзов в
первом предложении стоит
запятая, а во втором нет?
Фронтальна
я работа
7

Тема следующего урока
«Пунктуация в СПП с
несколькими придаточными».

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов: 1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению; 2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе - к первому придаточному и т. д.

I . Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными.

1. Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с" помощью интонации). Например:

1) [Но грустно думать ], (что напрасно была нам молодость дана ), (что изменяли ей всечасно), (что обманула нас она )... (А. Пушкин) - [глагол], (союз что), (союз что), (союз что )...

2) [Дерсу сказал ], (что это не тучи, а туман ) и (что завтра будет день солнечный и даже жаркий ) (В. Арсеньев). [глаг.], (что) и (что).

Связь однородных придаточных с главным предложением называется однородным соподчинением.

Следует иметь в виду, что при однородном соподчинении придаточных возможен пропуск союза или союзного во втором (третьем) придаточном, например:

(Где бодрый серп гулял ) и (падал колос ), [теперь уж пусто всё ] (Ф. Тютчев). (где) и ("), ["].

2. Неоднородные придаточные имеют разное значение, отвечают на разные вопросы или зависят от разных слов в предложении. Например:

(Если бы мне иметь сто жизней), [они не насытили бы всей жажды познания], (которая сжигает меня) (В. Брюсов) - (союз если), [ сущ.], (с.слово которая).

Связь неоднородных придаточных с главным предложением называется параллельным подчинением.

II . Ко второму виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д. Например:

[Она пришла в ужас "], (когда узнала ), (что письмо нёс отец ) (Ф. Достоевский) - , (с. когда глаг.), (с. что).

Такая связь называется последовательным подчинением.

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п. (о знаках препинания на стыке союзов см. раздел «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с двумя и несколькими придаточными»). Например:

[Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки ) (М. Булгаков).

[ук.сл. так + нареч.], (что, (когда),").

В сложноподчинённых предложениях с тремя и более придаточными могут быть и более сложные комбинации придаточных, например:

(Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с простым, но честным и полезным трудом), [тот может считать свою молодость бесследно потерянною], (как бы весело она ни прошла ) и (сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила ).

(кто), [местоим.], (как ни), (сколько ни). (Сложноподчинённое предложение с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением).

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

Схема разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы.

4. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т. д.).

5.Определить тип подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное).

Образец разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1) [Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни пятна), и поймёшь ], (почему летний тёплый воздух недвижим), (почему природа настороже ) (А. Чехов).

[сущ., (сел. на котором), глаг.], (сел. почему), (сел. почему).
определит. изъяснит. изъяснит.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением: 1-е придаточное - придаточное определительное (придаточное зависит от существительного небо, отвечает на вопрос какое?, на котором); 2-е и 3-е придаточные - придаточные изъяснительные (зависят от глагола поймёшь, отвечают на вопрос что?, присоединяются союзным словом почему).

2) [Всякий человек знает ], (что ему нужно делать не то, (что разъединяет его с людьми), а то), (что соединяет его с ними) (Л. Толстой).

[глаг.], (союз что мест., (с.ел.что), мест.), (с.ел.что).

изъяснит. мест.-определ. мест.-определ.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с последовательным и параллельным подчинением: 1-е придаточное - придаточное изъяснительное (зависит от глагола знает, отвечает на вопрос что?, присоединяется союзом что), 2-е и 3-е придаточные - придаточные местоименно-определительные (каждое из них зависит от местоимения то, отвечает на вопрос какое (то)?, присоединяется союзным словом что).

.1. Бессоюзное сложное предложения

Бессоюзное сложное предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана ]: [замена счастию она] (А. Пушкин).

Смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определённые и чёткие. Например, союз так что выражает следствие, потому что - причину, если - условие, однако - противопоставление и т. д.

В смысловые отношения между простыми предложениями выражены менее отчётливо, чем в союзном. По смысловым отношениям, а часто и по интонации одни ближе к сложносочинённым, другие - к сложноподчинённым. Однако часто одно и то же бессоюзное сложное предложение по смыслу можно сблизить и со сложносочинённым, и со сложноподчинённым предложением. Ср., например: Зажглись прожектора - вокруг стало светло; Зажглись прожектора, и вокруг стало светло; Когда зажглись прожектора, вокруг стало светло.

Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания (см. раздел «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении »).

В бессоюзных сложных предложениях возможны следующие виды смысловых отношений между простыми предложениями (частями):

I . Перечислительные (перечисляются какие-то факты, события, явления):

[Я_ не видел вас целую неделю], [я не слышал вас долго] (А. Чехов) - , .

Такие бессоюзные сложные предложения сближаются со сложносочинёнными предложениями с соединительным союзом и.

Как и синонимичные им сложносочинённые предложения, бессоюзные сложные предложения могут выражать значение 1) одновременности перечисляемых событий и 2) их последовательности.

1) \ Bemep выл жалобно и тихо], [во тьме ржали кони ], [из табора плыла нежная и страстная песня- думка] (М. Горький) -, ,.

зашевелились ], [вспорхнула полусонная птичка ] (В. Гаршин) - ,.

Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями могут состоять из двух предложений, а могут включать три и более простых предложений.

II . Причинные (второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом):

несчастлив ]: [каждый день гости ] (А. Чехов). Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины.

III . Пояснительные (второе предложение поясняет первое):

1) [Предметы теряли свою форму]: [всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу] (И. Гончаров) -

2) [Как все московские, ваш батюшка таков ]: [желал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов) -

Такие бессоюзные предложения синонимичны предложениям с пояснительным союзом а именно.

IV . Пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.):

1) [Настя во время рассказа вспомнила ]: [у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки] (М. Пришвин) - :.

2) [Опомнилась, глядит Татьяна ]: [медведя нет ]... (А. Пушкин) - :.

Такие бессоюзные предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с изъяснительными придаточными (вспомнила, что...; глядит (и видит, что)...).

V . Сопоставительно-противительные отношения (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему):

1) [Все счастливые семьи похож и друг на друга], [каждая несчастливая семья несчастлив а по-своему] (Л. Толстой) - ,.

2) [Чин следовал ему] - [он службу вдруг оставил ] (А. Грибоедов) - - .

Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложносочинённым предложениям с противительными союзами а, но.

VI . Условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором):

1) [Любишь кататься ] - [люби и саночки возить ] (пословица) - - .

2) [Увидишься с Горьким] - [поговори с ним] (А. Чехов) --.

Такие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными условия или времени.

VII . Следствия (второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом):

[Мелкий дождик сеет с утра] - [выйти невозможно ] (И. Тургенев) - ^ТТ


Сравните предложения. Как вы глядит схема каждого?

О чем?

ук.сл.

  • Дети рассказали , что они нарвали цветов , которые любит мама.
  • Дети рассказали , что они ходили на луг и что там они нарвали цветов.
  • Когда все сели за стол , (тогда) дети рассказали , что они ходили на луг.

Каких?

ук.сл.

О чем?

ук.сл.

О чем?

Когда?

О чем?

ук.сл.


В ТДО!

многочленные

(2 и более придаточные части)

Виды связи

соподчинение

последовательное

подчинение

однородное

неоднородное

Придаточные части одного вида и относятся к одному слову / ко всей главной части.

Придаточные части разного вида ИЛИ относятся к разным словам в главной части.

+ смешанного типа (комбинированного)


Знаки препинания в предложении с несколькими придаточными

  • […] , (подч.с) __ СОЧИН.СОЮЗ__ (подч. с.)

(т.е. как при однородных членах )

Пример: Она мечтала вслух о том, как она будет жить в городе и какая это будет интересная жизнь .

  • […] , (подч.с. , (подч.с …) , …)
  • […] , (подч.с. __ (подч.с …) , ТО …)

Домашнее задание

  • Упр. 167.

ОГЭ. Задание 13.

  • Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с последовательным подчинением
  • (1)Никто, как мать, не умеет так глубоко скрывать свои страдания и муки. (2)И никто, как дети, не умеет так хладнокровно не замечать того, что происходит с матерью. (3)Она не жалуется, значит, ей хорошо.(4)Я никогда не видел слёз своей матери. (5)Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль. (6)Я не знал, что это было милосердием, которое она оказывала мне.

Ответ:23


ОГЭ. Задание 13.

  • Среди предложений 23−27 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
  • (23)Толик разглядел, как в дыму, окутавшем окрестности, к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных в касках и подъехала ещё одна машина. (24)Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их. (25)Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. (26)Он уже горел вовсю, словно факел. (27)Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

Ответ:6


ОГЭ. Задание 13.

  • Среди предложений 21–26 найдите сложное предложение придаточных. Напишите номер этого предложения.
  • (21)Миха подробно рассказал, как утром, по дороге в школу, вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки, собиравшейся его загрызть. (22)Но отнсти его домой, однако, он не мог, потому что тётя, у которой он жил с прошлого понедельника, ещё неизвестно как бы к этому отнеслась. (23)Они вышли из школы втроём. (24)Мальчишки брели и болтали, болтали и брели, а потом остановились возле Яузы, замолчали. (25)Почувствовали одновременно - как хорошо: доверие, дружество, равноправие. (26)И мысли нет, кто главней, напротив, все друг другу в равной степени интересны.

Ответ:22


ОГЭ. Задание 13.

  • Среди предложений 36-40 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
  • (36)Когда работаешь на «скорой помощи», готов ко всему, но такого оборота дела он не ожидал. (37)Когда мальчик и шофёр подошли к машине, там уже начал собираться народ. (38)Машина «скорой помощи», стоящая поперёк мостовой, успела привлечь зевак. (39)Они толпились у машины, спрашивая друг друга, что случилось, в чём дело, кого задавили. (40)Но никто не лежал на мостовой, а к машине быстро шли шофёр в фуражке с кожаным козырьком и долговязый мальчик с коньками под мышкой.

Ответ: 39


ОГЭ. Задание 13.

  • Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
  • (1)Я сидел перед живым Иваном Буниным, следя за его рукой, которая медленно перелистывала страницы моей общей тетрадки...(2)Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своём инструменте. (3)В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду. (4)А о чём писать? (5)0 чём угодно. (6)Если у вас в данное время нет никакой темы, идеи, то пишите просто обо всём, что увидите. (7)Бежит собака с высунутым языком, - сказал он, посмотрев в окно, - опишите собаку. (8)Одно, два четверостишия. (9)Но точно, достоверно, чтобы собака была именно эта, а не какая-нибудь другая.

Ответ: 6


ОГЭ. Задание 13.

  • Среди предложений 2-8 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
  • (2)Он ехал в маршрутном такси, и, когда девушка в розовой куртке вышла на проспекте Победы, он, пересаживаясь на её место, увидел мобильный телефон на сиденье. (3)Конечно, можно было крикнуть, остановить эту растяпу, но почему это вдруг он должен о ней заботиться, нет уж, пусть таких жизнь учит. (4)Лесневский, увидев чужой мобильник, не задохнулся от радости, как какой-нибудь стяжатель, который в жизни стремится урвать кусок потолще и послаще. (5)Он равнодушно повертел телефон в руках: монохромный дисплей, дешёвенькая модель. (6)Покупать такую ерунду он, конечно, не стал бы, но, с другой стороны, как не воспользоваться тем, что досталось даром. (7)Лесневский сказал себе, что, если девушка спохватится и нагонит маршрутку, он вернёт ей утраченную вещь, даже получится, что он сберёг для неё телефон, а если не спохватится... (8)Что ж, не выбрасывать же его просто так.