Информация о леонардо да винчи. Некролог леонардо да винчи

Личность этого гения будоражит умы человечества вот уже не одно столетие. И сегодня люди продолжают гадать, кем был Леонардо да Винчи. Известный своими живописными работами и новейшими разработками в области инженерии, он опередил время, в котором жил. Более 500 лет прошло с момента смерти великого творца, но его имя всегда вызывает живой интерес и в наши дни. Ученые, изучающие биографию и деятельность изобретателя, заявляют, что охватить масштаб титана эпохи Возрождения невозможно. Став легендой при жизни, да Винчи остается недостижимым идеалом в нашем мире.

Биография гения

Для начала познакомимся с гениальным мастером, оставившим после себя множество загадок. Чтобы понять натуру героя всех времен, познакомимся с она будет описана в данной статье.

Этот уникальный человек родился в 1452 году. До сих пор неизвестно, кем была его мать, а отец, признавший сына, четыре года не забирал его к себе.

У мальчика было хорошее образование, хотя, как упоминал сам Леонардо, бессистемное. Он с детства удивлял всех своим талантом, и известна роспись деревянного щита, на котором подросток изобразил грозную Медузу Горгону, поразившую окружающих своей реалистичностью. Сейчас копия этого произведения, выполненная Караваджо, хранится в музее во Франции. Отец, заметивший прекрасные данные сына, решает, что их необходимо развивать, и отдает ребенка на обучение во Флоренцию своему другу, известному художнику Верроккьо. С этого момента начинается новый этап в жизни Леонардо да Винчи, творчество которого оставило заметный след в искусстве и науке. Надо сказать, что талант юноши был оценен по достоинству, и после того, как учитель увидел изображение ангела, выполненное учеником, он больше не брал в руки кисть.

Новый период в жизни

Правда, не все замечали искусные творения юного мастера, сильно расстроенного из-за того, что его не пригласили работать в Ватикан, как других художников. Так заканчивается флорентийский период и начинается новый.

Испытывающий досаду да Винчи переезжает в Милан - промышленный город, где жили не творческие люди, а ремесленники, крепко стоящие на ногах. Молодой человек находит хозяйственника Л. Сфорца и просит его покровительства, упоминая в первую очередь свои инженерные задумки, а не художественные заслуги. Лодовико не отказывает приятному юноше, работы которого в это время доказывали, что он гениальный конструктор.

В миланский период появляются удивляющие всех новизной проекты летательных аппаратов, станков, шлюзов, каналов, мельниц, правда, за их осуществление никто не брался. И даже просвещенные умы, искренне восхищавшиеся несомненным талантом живописца, не понимали его изобретений, которые выглядели для того времени абсурдными.

Гений, оказавший влияние на культуру

В конце XV века мастер возвращается во Флоренцию, где и появляется одно из самых загадочных произведений, вызывающее споры ученых, - «Джоконда». Главный шедевр, вот уже несколько столетий не оставляющий равнодушным зрителей и искусствоведов, оказал большое влияние на мировую художественную культуру. Сам да Винчи не расставался со своим творением, а сохранностью оного в вечности мы обязаны королю который выкупил картину у стареющего и теряющего здоровье мастера.

В 1519 году сердце гениального итальянца, изобретения которого обогнали свое время, останавливается (случилось это во Франции), а все работы и рукописи переходят к одному из его учеников.

Человек или нет?

Наследие величайшего творца тщательно изучается со всех сторон, а исторически значимая фигура с огромным размахом деятельности еще долго будет считаться недостижимым идеалом.

При жизни одинокого изобретателя ни одна из его задумок не была реализована, а вот если бы, как считают ученые, хоть одна идея гения была воплощена в жизнь, то научно-технический прогресс начался намного раньше. Так кем был Леонардо да Винчи? Имеющего магический дар предвидения титана Ренессанса называли чародеем и не очень любили за его уникальную разносторонность. Загадочный мастер, тративший немало времени на странные изобретения, пугал обывателей, считавших его колдуном, заключившим сделку с самим дьяволом.

Он делал невероятные вещи, за что его подозревали в служении черной магии. Считалось, что обычный человек не может быть настолько одаренным, а Леонардо ломал все привычные стереотипы и к тому же был невероятно силен физически. Не проявляющий внешне никаких эмоций, он вел дневник, где обращался к себе на ты, и тем, кто читает записи, кажется, что в гении жили две личности, одна из которых руководила итальянцем.

Провидец

Тайны Леонардо да Винчи так и остались загадками, ведь никто не знает, как гений смог изобрести газовую смесь, при помощи которой человек мог погрузиться на глубину, ведь для этого ему понадобились бы знания биохимии, а такой науки в те времена не существовало.

Да Винчи предвидел будущее и преуспел в этом. Его «Пророчества», сделанные в конце XV века, повествуют о событиях, которые происходят в наши дни. Именно он рассказал о том, что на землю сбросят оставляющие воронки авиабомбы, люди будут прыгать с парашютом и разговаривать по телефону, а на рисунке, который называется «Конец света», явно прослеживаются очертания атомного гриба.

Сверхъестественные способности

Последователи эзотерических наук считают его посланником Шамбалы, обладающим развитыми оккультными способностями. Флорентинец настолько тщательно контролировал свои чувства, что всегда имел ровное настроение. Его современники неоднократно задавались вопросом о том, кем был Леонардо да Винчи, ведь он не производил впечатления обычного человека. У одинокого гения не было друзей и семьи, а общение с родственниками прекратилось. Нет и никаких свидетельств любовных историй, которые могли пролить свет на характер творца. Для него не существовало такого понятия, как ночь, ведь он спал по 15 минут каждые четыре часа, сокращая до минимума ежедневный сон.

Загадки автопортрета

Леонардо да Винчи (фото его картин это подтверждает) на своих шедеврах оставлял не подпись, а еле видный знак - взмывающую вверх птичку, символизировавшую просвещенное человечество. Даже автопортрет да Винчи вызывает множество споров. Зрители наблюдают пожилого человека, облик которого меняется в зависимости от ракурса, это видно даже на фотографиях, сделанных с разных углов, и видеосъемке в движении. А вот искусствоведы убеждены, что это набросок головы апостола из «Тайной вечери».

Тайны картин Леонардо да Винчи

Мастер изобрел особую технику написания картин, при которой изображенные предметы выглядят не четко, а размыто, без видимых границ. Принцип сфумато (рассеивания) позволяет зрителю пробудить фантазию и заметить, как полотно оживает. Сам мастер окуривал свое помещение дымом и рекомендовал молодым дарованиям именно таким образом упражняться в живописи.

Знаменитая «Мона Лиза», она же «Джоконда», Леонардо да Винчи написана именно в такой технике, и главная особенность картины заключается в живой улыбке женщины, когда многим кажется, что таинственная незнакомка поднимает уголки губ, отчего меняется выражение ее лица.

Ученые, которых интересует этот вопрос, провели компьютерное исследование и выяснили, что улыбка Моны Лизы выражает счастье, чувство отвращения, страх и злость одновременно. Другие исследователи убеждены: отсутствие бровей вызывает такой эффект. Есть еще одна версия, согласно которой улыбка носит ускользающий характер из-за того, что находится в низкочастотном диапазоне света.

Личность изображенной дамы на полотне также волнует умы ученых. Многие не склонны считать, что художнику позировала Франческо Джокондо, жена торговца шелком из Флоренции. Среди оригинальных версий выделяются несколько: согласно одной, да Винчи нарисовал себя в женской одежде, другая гласит, что это портрет пробывшего с мастером 26 лет ученика.

Зашифрованные тайные знаки

Хранящаяся в Милане фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи даже спустя 500 лет вызывает огромный интерес исследователей, старающихся расшифровать тайные знаки гения. На картине, хранящей множество посланий потомкам, прекрасно запечатлен язык жестов, который изучается искусствоведами. Нанесенное на стену монастыря изображение передает тот самый момент, когда Иисус рассказывает о том, что один из сидящих апостолов его предаст.

Удивительно, но для образа Христа и Иуды позировал один и тот же человек, только в разное время своей жизни. Одухотворенный, поющий в хоре юноша так поразил художника, что он сразу понял: воплощение добра найдено. Через несколько лет да Винчи обнаружил в канаве пьяницу, с которого и написан образ Иуды. Как выяснилось позже, это был один и тот же человек, и этот факт доказывает, что добро и зло по жизни идут всегда рядом.

Большой палец правой руки Христа касается скатерти, в то время как другие приподняты - жест сожаления и печали, который стали использовать в своем творчестве остальные художники. Иуда, сжимающий правой рукой кошель, левой опрокидывает солонку - знак беды в христианстве. А привставшего Петра переполняет гнев, и не зря он сжимает в руке нож, которым хочет покарать будущего предателя.

Интересна гипотеза исследователей, рассуждающих на тему, что да Винчи изобразил себя среди апостолов: как кажется многим, им является Фаддей, сидящий спиной к Христу. Учитывая атеистические воззрения художника, эта версия кажется правдоподобной.

Нельзя не упомянуть, что во время Второй мировой войны в здание церкви попал снаряд, который разрушил все, кроме стены с фреской.

«Мадонна» Леонардо да Винчи

Самое трогательное произведение итальянца отражает силу его таланта, и образ одухотворенной женщины и заботливой матери - один из любимых у мастера. Картина, носящая полное название «Мадонна Литта», сейчас находится в Эрмитаже, и любой желающий может насладиться талантом гениального живописца.

Главная особенность произведения, написанного не маслом, а темперой, - яркие насыщенные цвета, вызывающие светлые чувства. А фон, погруженный во мрак, нужен для того, чтобы лик Богоматери явно проступал навстречу зрителю.

Мать, кормящая дитя, воплощает идеал женской красоты, и вечный шедевр трогает нас уже пять столетий, что говорит о невероятном мастерстве автора.

Закрытую композицию размыкает взгляд младенца Христа, и это еще одна зашифрованная символика. Бог, который смотрит на людей, обещает им всегда быть рядом с ними. Известно, что творец часто выкупал на рынке птиц и выпускал их в небо, поэтому не случайно он изобразил ребенка, сжимающего одной рукой щегла. Живописец подтверждал, что это не просто получение материнского молока, а духовное кормление, а душа птицы копирует душу человека.

Рисунок - научный труд

Не менее знаменит рисунок в котором мастер подчеркнул природную идеальность и математическую пропорциональность. Произведение является не просто художественным творением, но и целым научным трудом.

Прибывший из других миров?

Личность неординарного провидца, опередившего время, сегодня так же мистически притягательна, как и несколько веков назад. Однако мы до сих пор не можем сказать, кем был Леонардо да Винчи на самом деле. Изумляющий многогранностью своего дарования, этот итальянец оказал огромное влияние на развитие нашей цивилизации, поэтому вечные споры о том, человек ли он, или прибывший из будущего и поделившийся с нами важными секретами, продолжатся еще не одно столетие.

Относится прежде всего Леонардо да Винчи (1452-1519). Он был не только гениальным живописцем, скульптором и архитектором, но и великим ученым, инженером и изобретателем. По масштабу, многогранности и сложности личности с ним не может сравниться никто.

Судьба относилась к Леонардо не слишком благосклонно. Будучи внебрачным сыном нотариуса и простой крестьянки, он с большими трудностями добивался достойного места в жизни. Можно сказать, что он так и остался во многом не понятым и не признанным своим временем. Во Флоренции, на родине его первых успехов, Медичи относились к нему достаточно настороженно, ценя в нем главным образом музыканта, который изготавливал необычные инструменты.

Власти Милана, в свою очередь, воспринимали его весьма сдержанно, видя в нем инженера, искусного устроителя праздников. В Риме папа Лев X также держал его на отдалении, поручая ему осушение болот. В последние годы жизни по приглашению французского короля Леонардо уехал во Францию, где и скончался.

Леонардо да Винчи действительно, оставаясь гением Возрождения, принадлежал не только своему времени, но и прошлому, и будущему. Он во многом не принял господствовавший в Италии платоновский гуманизм, упрекая Платона за абстрактную теоретичность. Разумеется, искусство Леонардо было высшим воплощением идеалов гуманизма. Однако как ученому ему гораздо ближе был аристотелевский эмпиризм, и вместе с ним он переносился в XIII в., в позднее Средневековье, когда властителем дум был Аристотель.

Именно тогда рождался дух научного эксперимента, в утверждение и развитие которого решающий вклад внес Леонардо. Вместе с тем — опять же как ученый и мыслитель — он на целые столетия опередил свое время. Леонардо разрабатывал систему мышления, которая получит распространение после эпохи Ренессанса, в Новое время. Многие его идеи и технические проекты — замыслы самолета, вертолета, танка, парашюта и т.д. — будут воплощены только в XIX-XX вв.

Опираясь на те факты, что Леонардо был внебрачным сыном, что он создал немного произведений, что он творил медленно и долго, что многие его произведения остались незавершенными, что среди его учеников не оказалось высокоталантливых и т.д., Фрейд истолковывает его творчество через призму эдипова комплекса.

Однако эти факты можно объяснить иначе. Дело в том, что и в искусстве Леонардо вел себя как экспериментатор. Творчество выступало для него как бесконечный поиск и решение все новых проблем. Этим он существенно отличался от Микеланджело, который в цельной глыбе мрамора уже видел будущую готовую статую, для создания которой требовалось просто убрать, отсечь все лишнее и ненужное. Леонардо же находился в беспрерывном творческом поиске. Он постоянно и во всем экспериментировал — будь то светотень, знаменитая дымка на его полотнах, цветовая гамма или просто состав красок. Об этом свидетельствуют его многочисленные эскизы, наброски и рисунки, в которых он как бы испытывает различные позы человека, выражения лица и т.д. Иногда эксперимент приводил к неудаче. В частности, неудачным оказался состав красок для «Тайной вечери».

В каждом произведении Леонардо решал какую-нибудь сложную проблему. Когда это решение находилось, ему уже не интересно было доводить полотно до завершения. В этом смысле ученый- экспериментатор в нем брал верх над художником. Здесь он опять же опередил развитие живописи на целые столетия. Только во второй половине XIX в. французский импрессионизм встал на путь подобного эксперимента, который привел искусство к модернизму и авангарду.

Леонардо избегал всего неподвижного и застывшего. Он любил движение, действие, жизнь. Его притягивал меняющийся, скользящий, разлагающий формы свет. Он как завороженный следил за поведением воды, ветра и света. Своим ученикам он советовал рисовать пейзаж с водой и ветром, на восходе и закате солнца. Он смотрел на мир глазами Гераклита, через его знаменитую формулу: «Все течет, все меняется».

В своих произведениях он стремился выразить переходное, меняющееся состояние. Именно такой предстает загадочная и странная полуулыбка его знаменитой «Джоконды». Благодаря этому все выражение лица становится неуловимым и меняющимся, странным и загадочным.

В творчестве Леонардо да Винчи уже вполне отчетливо обозначились две важные тенденции . которые будут определять последующее развитие западной культуры. Одна из них идет от литературы и искусства, от гуманитарного знания. Она покоится на языке, на знании античной культуры, на интуиции, вдохновении и воображении. Вторая идет от научного познания природы. Она покоится на восприятии и наблюдении, на математике. Для нее характерны объективность, строгость и точность, дисциплина ума и познания, анализ и эксперимент, опытная проверка знаний.

У Леонардо обе эти тенденции пока еще мирно уживаются. Между ними не только нет конфликта и противостояния, но. напротив, имеется счастливый союз. Леонардо подчеркивает, что «опыт является общей матерью искусства и науки». Художник в нем неотделим от ученого и науки. Искусство у него занимает место философии и науки. Мышление и рисунок он рассматривает как два способа познания действительности , позволяющих анализировать и понимать ее. Исходя из открытых таким образом элементов, он осуществляет новый синтез, выступающий одновременно творческим процессом, который в одном случае приводит к произведению искусства, а в другом — к научному открытию. Леонардо подчеркивает, что искусство и наука по своей природе тождественны. У них общий метод и общие цели. В их основе лежит один и тот же творческий процесс. Однако уже в следующем — XVII — веке пути искусства и науки разойдутся. Равновесие между ними нарушится в пользу науки.

Леонардо да Винчи творил в разных видах и жанрах искусства, однако наибольшую славу ему принесла живопись.

Одной из самых ранних живописных работ Леонардо является «Мадонна с цветком», или «Мадонна Бенуа». Уже здесь художник выступает как подлинный новатор. Он преодолевает рамки традиционного сюжета и придает изображению более широкий, общечеловеческий смысл, каковым являются материнская радость и любовь. В этом произведении отчетливо проявились многие особенности искусства художника: четкая композиция фигур и объемность форм, стремление к лаконичности и обобщению, психологическая выразительность.

Продолжением начатой темы стало полотно «Мадонна Литта», где ярко проявилась еще одна особенность творчества художника — игра на контрастах. Завершением темы явилась картина «Мадонна в гроте», которая говорит о полной творческой зрелости мастера. Это полотно отмечено идеальным композиционным решением, благодаря которому изображенные фигуры Мадонны, Христа и ангелов сливаются с пейзажем в единое целое, наделенное спокойным равновесием и гармонией.

Одной из вершин творчества Леонардо является фреска «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта-Мария делла Грацие. Эта работа поражает не только обшей композицией, но и точностью. Леонардо не просто передает психологическое состояние апостолов, но делает это в момент, когда оно достигает критической точки, переходит в психологический взрыв и конфликт. Этот взрыв вызван словами Христа: «Один из вас предаст меня».

В этом произведении Леонардо в полной мере использовал прием конкретного сопоставления фигур, благодаря которому каждый персонаж предстает как неповторимая индивидуальность и личность. Спокойный взгляд Христа еще более подчеркивает возбужденное состояние остальных персонажей. Прекрасное лицо Иоанна контрастирует с искаженным испугом, хищным профилем Иуды и т.д. При создании данного полотна художник использовал линейную и воздушную перспективу.

Второй вершиной творчества Леонардо стал знаменитый портрет Моны Лизы, или «Джоконда». Это произведение положило начало жанру психологического портрета в европейском искусстве. При его создании великий мастер с блеском использовал весь арсенал средств художественной выразительности: резкие контрасты и мягкие полутона, застывшая неподвижность и всеобщая текучесть и изменчивость. тончайшие психологические нюансы и переходы. Весь гений Леонардо заключен в удивительно живом взгляде Моны Лизы, ее таинственной и загадочной улыбке, мистической дымке, покрывающей пейзаж. Это произведение относится к числу редчайших шедевров искусства.

Будучи во Франции, Леонардо отходит от художественной практики. Он занимается разбором и систематизацией своих записей по искусству, задумывает написать книгу о живописи. Но и этот труд он не успел завершить. Тем не менее оставленные им записи имеют огромное теоретическое и практическое значение. В них он раскрывает основы нового, реалистического искусства. Леонардо осмысливает и обобщает свой творческий опыт, размышляет об огромной важности для живописи анатомии и знаний о пропорциях человеческого тела. Он подчеркивает значение не только линейной, но и воздушной перспективы. Леонардо впервые высказывает мысль об относительности понятия прекрасного.

Винчи (Vinci) — небольшой городок в северной части итальянской провинции Тоскана, возможно, не стал бы достопримечательностью, если бы 15 апреля 1452 года в его окрестностях не родился ребенок, впоследствии ставший известным как Леонардо да Винчи.

Леонардо покинул родной город в возрасте около 14 лет и больше в него не возвращался. Однако именно этот город более, чем другие города Италии, пропитан духом гения Леонардо.

Городок Винчи совсем крошечный.

На улицах встречаются очень живописные и уютные уголки с остатками средневековых атрибутов.

Старинные дома утопают в зелени.

Местами есть и более современные улицы (жители мегаполисов улыбнутся).

На небольшой площади Свободы (Piazza della Libertà) можно увидеть скульптуру коня, созданную по эскизам Леонардо да Винчи для незавершенного проекта конной статуи кондотьера Франческо Сфорца.

В выходной день центральная улица Винчи превращается в рынок, на котором продают все, что угодно.

В центре городка Винчи, в небольшом старинном замке графов Гуиди (Castello dei Conti Guidi) открыт великолепный музей, где выставлены макеты изобретений Леонардо да Винчи, созданные по эскизам гения, и демонстрируются видеофильмы, иллюстрирующие их в работе.

Фотографировать в музее не разрешено, мы запрет не нарушали, хотя таких «правильных» посетителей было немного.

Это фото я сделала у входа в музей. Здесь тоже установлен один из макетов. В замке также находится библиотека Леонардо, хранящая более 7000 всевозможных изданий, связанных с именем Леонардо да Винчи.

Сам замок выглядит как типичная средневековая крепость. В нем можно подняться на башню.

По местным поверьям те, кто поднимается на башню замка Гуиди, смогут познать тайну бытия. Поднялись, ждем познания…

Виды с башни замка, конечно, великолепные — оливковые рощи, виноградники, кипарисы. Тоскана прекрасна!

Рядом с замком Гуиди расположена церковь Святого креста (Santa Croce), построенная в 13 веке.

Церковь трехнефная, в ней расположены 2 часовни — в честь Святого Причастия и Святого Андрея. В базилике сохранилась старинная купель, возможно та самая, в которой здесь крестили Леонардо да Винчи.

Около замка выставлена деревянная скульптура Марио Чероли, изображающая Витрувианского человека Леонардо (Uomo Vitruviano).

Около скульптуры постоянно кто-то фотографируется, порой забираясь внутрь и уподобляясь деревянному человеку.

Позже, уезжая из Винчи, обнаружили, что в стене, окружающей замок, расположены частные дома. Интересное наблюдение — ни на одном из домов в Винчи мы не увидели объявления о том, что недвижимость продается…

В 3 километрах от городка расположен дом (точнее, его реконструкция), где родился Леонардо да Винчи. К дому ведет аллея из оливковых деревьев.

Вообще, точное место рождения Леонардо неизвестно. Но, вероятнее всего, это был подобный загородный дом. В доме можно увидеть ту самую запись о рождении внука, оставленную нотариусом Антонио да Винчи: «Родился у меня внук от моего сына Пьеро, 15 апреля 1452 года, в субботу, в третьем часу ночи. Назван был Леонардо…” Ночное время тогда отсчитывали от заката, то есть родился Леонардо примерно в 22.30.

Малыш был рожден незаконнорожденным, плод любви молодого нотариуса Пьеро да Винчи и красавицы-крестьянки Катарины. Этой связи не суждено было перерасти в брак, вскоре нотариус женился на богатой девушке, а крестьянка вышла замуж за местного гончара. Однако, рожденного от этой любви ребенка семья да Винчи признала, полное имя гения звучит как Леонардо ди сер Пьеро да Винчи.

Не люблю подобные «вымышленные» объекты. Но именно этот дом интересен тем, что дает возможность увидеть и почувствовать окружающую природу, энергетику этих мест.

Дом расположен на холме, откуда открываются прекрасные виды на Тоскану и городок Винчи.

Будущий гений появился на свет в чудесных местах…

Личность и творчество Леонардо да Винчи всегда вызывали повышенный интерес. Слишком неординарной фигурой был Леонардо для своего времени. Печатаются книги и статьи, на экраны выходят художественные и документальные фильмы. Искусствоведы обращаются к учёным и мистикам, в попытках найти разгадку тайны гения великого мастера. Существует даже отдельное направление в науке, исследующее наследие живописца. В честь Леонардо да Винчи открываются музеи, по миру беспрестанно проходят тематические выставки, бьющие все рекорды посещаемости, а «Мона Лиза» целыми днями взирает на толпы туристов из-за бронированного стекла. Реальные исторические факты и легенды, научные достижения и художественный вымысел тесно переплелись вокруг имени одного гения.

Судьба великого мастера

Будущий великий художник и учёный родился 14 апреля 1452 года от внебрачной связи зажиточного нотариуса сэра Пьеро с то ли крестьянкой, то ли хозяйкой таверны из городка Винчи. Мальчика назвали Леонардо. Катерина, так звали мать художника, занималась воспитанием сына первые пять лет его жизни, после чего отец забрал мальчика в свой дом.

Хотя Пьеро был официально женат, у него не было других детей, кроме Леонардо. Поэтому появление ребёнка в доме встретили тепло и радушно. Единственное, чего художник так и остался лишен, находясь на полном обеспечении у отца, – это права на наследство. Ранние годы Леонардо проходили безмятежно, в окружении живописной горной природы Тосканы. Восхищение и любовь к родному краю он пронесет через всю жизнь, увековечив его красоту в своих пейзажах.

Тишина и покой провинциальной жизни закончились с переездом семьи во Флоренцию. Жизнь заиграла, забурлили всеми красками настоящего мегаполиса того времени. Управляли городом представители рода Медичи, известные своей щедростью меценаты, которые создали на своей вотчине идеальные условия для развития искусств.

В период их правления, Флоренция стала колыбелью культурной и научной революции, известной как Возрождение. Оказавшись здесь, юный Леонардо попал в самый центр событий, когда город приближался к апогею своего расцвета и славы, пику величия, неотъемлемой частью которого стал молодой художник.

Но величие было впереди, а пока, будущему гению было просто необходимо получить образование. Будучи незаконнорожденным сыном, он не мог продолжать дело своего отца, как и стать, например, адвокатом или врачом. Что, в общем-то, ни как не повредило судьбе Леонардо.

С самых ранних лет юноша демонстрировал незаурядные художественные способности. Пьеро не мог не учитывать этого, когда принимал решение касательно судьбы своего единственного сына. Вскоре отец отдал восемнадцатилетнего Леонардо на обучение в очень успешную и передовую мастерскую живописи. Наставником художника стал известный живописец Андреа дель Вероккио.

Талантливый и широко мыслящий скульптор и художник, Вероккио не проповедовал средневековые эстетические взгляды, а старался идти в ногу со временем. Его живо интересовали образцы античного искусства, которое он считал непревзойденным, в своей работе он стремился возродить традиции Рима и Греции. Тем не менее, признавая и уважая прогресс, Вероккио широко использовал технические и научные достижения своего времени, благодаря которым живопись все больше приближалась к реализму.

Плоские, схематичные изображения времен Средневековья отходили, уступая место стремлению целиком и полностью подражать природе во всем. А для этого надо было владеть приемами линейной и воздушной перспективы, понимать законы света и тени, что означало необходимость владеть математикой, геометрией, черчением, химией, физикой и оптикой. Леонардо обучался у Вероккио азам всех точных наук, параллельно овладевая техникой рисования, моделирования и скульптуры, приобретал навыки работы с гипсом, кожей и металлом. Его талант раскрывался так быстро и явно, что вскоре молодое дарование далеко ушло от своего учителя по мастерству и качеству владения живописью.

Уже в двадцать лет, в 1472 году, Леонардо стал членом почетной флорентийской Гильдии художников. И даже отсутствие собственной мастерской, которой он обзавелся лишь спустя несколько лет, не помешало ему начать свой собственный путь самостоятельного мастера. Несмотря на явные инженерные способности и недюжинный талант к точным наукам, общество видело в художнике лишь ремесленника, не обладающего пока большим престижем. До идеалов свободы и творчества было ещё далеко.

Судьба художника XV века целиком и полностью зависела от влиятельных покровителей. Так и Леонардо на протяжении всей жизни приходилось искать место службы у сильных мира сего, а выполнение отдельных светских и церковных заказов строилось по принципу простого торгового соглашения.

Первые десять лет жизни художника прошли в творческих исканиях и работой над немногочисленными заказами. Пока, однажды до Леонардо не дошел слух, что герцогу Сфорца, правителю Милана, требуется придворный скульптор. Молодой человек тут же решил попробовать свои силы.

Дело в том, что Милан в то время являлся одним из крупнейших центров оружейного производства, а Леонардо с головой был погружен в своё последнее увлечение – разработку чертежей оригинальных и хитроумных машин и механизмов. Поэтому, возможность переезда в столицу инженерного дела, очень его вдохновляла. Художник написал рекомендательное письмо герцогу Сфорца, в котором осмелился предложить себя в качестве не только скульптора, художника и архитектора, но и как инженера, утверждая, что может соорудить корабли, бронированные машины, катапульты, пушки и прочую военную технику. Герцог был впечатлен самоуверенным письмом Леонардо, но удовлетворил его лишь отчасти: он лад художнику должность скульптора. Первым заданием нового придворного скульптора было изготовление бронзовой статуи лошади, предназначенной для украшения фамильного склепа Сфорца. Забавно то, что в силу самых разных обстоятельств, за те семнадцать лет, которые Леонардо провел при миланском дворе, лошадь так и не была отлита. Зато интерес молодого таланта к военному делу, механике и технике в оружейных мастерских только вырос. Почти все изобретения Леонардо относятся к этому периоду.

За свою жизнь, гениальный да Винчи создал многочисленные чертёжи ткацкого, печатного и прокатных станков, металлургических печей и деревообрабатывающей машины. Он первый додумался до идеи вертолетного винта, шарикоподшипников, поворотного подъемного крана, механизма для забивания свай, гидравлической турбины, прибора для измерения скорости ветра, пожарной телескопической лестницы, разводного ключа, редуктора. Леонардо разрабатывал модели всевозможных военных машин – танка, катапульты, подводной лодки. В его эскизах имеются прообразы прожектора водолазного колокола, экскаватора, велосипеда, ласт. А также, самых известных его конструкций, основанных на кропотливом изучении техники полета птиц и структуры птичьего крыла – летательного аппарата, очень напоминающего дельтаплан, и парашюта.

К сожалению, Леонардо не довелось увидеть воплощение подавляющей части своих идей при жизни. Время для них ещё не пришло, отсутствовало необходимое сырье и материалы, создание которых также предвидел гений XV века. Всю жизнь Леонардо да Винчи приходилось мириться с тем, что его грандиозные замыслы слишком сильно опережают эпоху. Лишь в конце XIX века многие из них получат свою реализацию. И, конечно, мастер не подозревал, что и в XX, и в XXI веке миллионы туристов будут любоваться этими изобретениями в специальных музеях, посвященных его творчеству.

В 1499 году Леонардо покинул Милан. Причиной стал захват города французскими войсками во главе с Людовиком XII, лишившийся власти герцог Сфорца бежал за границу. Для художника начался не лучший период в его жизни. В течение четырех лет он постоянно переезжал с места на место, нигде подолгу не задерживаясь. Пока, в 1503 году ему, пятидесятилетнему, вновь пришлось вернуться во Флоренцию – город, где он когда-то работал простым подмастерьем, а теперь, будучи на пике мастерства и славы, работал над созданием своей гениальной «Моны Лизы».

Правда, в Милан да Винчи все же вернулся, спустя несколько лет работы во Флоренции. Теперь, он был там придворным живописцем Людовика XII, контролирующего в то время весь итальянский север. Периодически, художник возвращался во Флоренцию, выполняя тот или иной заказ. Мытарства Леонардо закончились в 1513 году, когда он переехал в Рим к новому покровителю Джулиано Медичи, брату Папы Льва X. Следующие три года да Винчи занимался преимущественно наукой, заказами на инженерные разработки и техническими экспериментами.

Будучи уже в весьма преклонном возрасте, Леонардо да Винчи снова переехал, на этот раз во Францию, по приглашению Франциска I, сменившего на престоле Людовика XII. Остаток жизни гениального мастера прошел в королевской резиденции, замке Лмбуаз, в окружении высочайшего почета со стороны монарха. Сам художник, не смотря на онемение правой руки и постоянно ухудшающегося состояния здоровья, продолжал делать зарисовки и заниматься учениками, которые заменили ему семью, так и не созданную мастером при жизни.

Дар наблюдателя и ученого

С самого раннего детства Леонардо обладал редким талантом наблюдателя. С раннего детского возраста и до конца своей жизни художник, очарованный явлениями природы, мог часами всматриваться в пламя свечи, следить за поведением живых существ, изучать движение воды, циклы роста растений и полет птиц. Живой интерес к окружающему миру дал мастеру множество бесценных знаний и ключи от многих тайн природы. «Природа так совершенно все устроила, что повсюду ты находишь, то, что может дать тебе новые знания» – говорил мастер.

За свою жизнь Леонардо совершал переходы через высочайшие альпийские перевалы, чтобы исследовать природу атмосферных явлений, путешествовал по горным озерам и рекам, чтобы изучить свойства воды. Всю свою жизнь Леонардо носил с собой записную книжку, в которую заносил все, что привлекало его внимание. Особое значение он придавал оптике, считая, что глаз живописца является непосредственным инструментом научного познания.

Отказываясь идти по проторенной современниками дороге, Леонардо искал собственные ответы на волновавшие его вопросы гармонии и соразмерности всего сущего (окружающего мира и самого человека). Художник понял, что если он хочет запечатлеть в своих произведениях самого человека и окружающий мир, не исказив их сути, он должен изучить природу того и другого так глубоко, как это возможно. Начав с наблюдения за видимыми явлениями и формами, он постепенно углублялся в процессы и механизмы, управляющими ими.

Математические знания помогли живописцу понять, что любой предмет или объект является целым, которое неизбежно состоит из множества частей, соразмерность и правильное расположение которых и рождает то, что называется гармонией. Невероятным открытием живописца явилось то, что понятия «природы», «красоты» и «гармонии» неразрывно связаны с конкретным законом, следуя которому образуются абсолютно все формы в природе, начиная от самых дальних звезд на небосклоне, и заканчивая цветочными лепестками. Леонардо понял, что этот закон можно выразить языком цифр, и, используя его, создавать красивые и гармоничные произведения в живописи, скульптуре, архитектуре и любой другой области.

По сути, Леонардо удалось открыть тот принцип, по которому сам Творец Бытия создавал этот мир. Свое открытие художник назвал «Золотая, или Божественная Пропорция». Этот закон уже был известен философам и творцам античного мира, в Греции и Египте, где он широко применялся в самых разных видах искусства. Живописец шел по пути практика, и все свои знания предпочитал обретать на собственном опыте взаимодействия с природой и миром.

Леонардо не скупился делиться с миром своими открытиями и достижениями. Ещё при жизни он работал вместе с математиком Лукой Почоли над созданием книги «Божественная пропорция», а уже после смерти мастера свет увидел трактат «Золотое сечение», полностью основанный на его открытиях. Обе книги написаны об искусстве на языке математики, геометрии и физики. Помимо этих наук художник в разное время серьёзно увлекался изучением химии, астрономии, ботаники, геологии, геодезии, оптики и анатомии. И все для того, чтобы, в итоге, решать задачи, которые он поставил себе в искусстве. Именно посредством живописи, которую Леонардо считал наиболее интеллектуальным видом творчества, он стремился выразить гармонию и красоту окружающего пространства.

Жизнь на холсте

Глядя на творческое наследие великого живописца, можно явственно увидеть, как глубина проникновения Леонардо в основы основ научных знаний о мире наполняла его картины жизнью, делая их все более правдивыми. Создается впечатление, что с людьми, изображенными мастером, можно легко завести беседу, предметы, нарисованные им, повертеть в руках, а в пейзаж войти и затеряться. В образах Леонардо, загадочных и удивительно реалистичных одновременно, очевидна глубина и одухотворенность.

Чтобы понять, что Леонардо считал настоящим, живым творением, можно провести аналогию с фотографией. Фотография, по сути, является лишь зеркальной копией, документальным свидетельством жизни, отражением сотворенного мира, не способным достичь его совершенства. С этой точки зрения фотограф является современным воплощением того, о ком Леонардо сказал: «Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь лишь практикой и суждением глаза, подобен обычному зеркалу, которое подражает всем противопоставленным ему предметам, ничего не зная о них». Настоящий художник же, по мнению мастера, изучая природу и воссоздавая её на полотне, должен превосходить её, «сам придумывая бесчисленные формы трав и животных, деревьев и пейзажей».

Следующей ступенью мастерства и уникальным даром человека, по мнению Леонардо является фантазия. «Там, где природа уже закончила производить свои виды, сам человек начинает из природных вещей творить с помощью этой же природы бесчисленные виды новых вещей». Развитие воображение – первое и самое основное, что должен делать художник, по мнению да Винчи, именно об этом он пишет на страницах своих рукописей. В устах Леонардо это звучит как Истина с большой буквы, потому, что сам он многократно доказал это всей своей жизнью и творческим наследием, включающим так много гениальных догадок и изобретений.

Неуемное стремление к познанию Леонардо коснулось практически всех областей человеческой деятельности. За свою жизнь мастер смог проявить себя как музыкант, поэт и литератор, инженер и механик, скульптор, архитектор и урбанист, биолог, физик и химик, знаток анатомии и медицины, геолог и картограф. Гений да Винчи нашёл своё применение даже в создании кулинарных рецептов, разработке одежды, составлении игр для дворцовых развлечений и проектировании садов.

Леонардо мог похвастаться не только необычайно разносторонними знаниями и широким спектром умений, но и почти идеальной внешностью. По словам современников, он был высоким, красивым человеком, прекрасно сложенным и наделенным большой физической силой. Леонардо отлично пел, был блестящим и остроумным рассказчиком, танцевал и играл на лире, обладал изысканными манерами, был обходителен и просто очаровывал людей одним своим присутствием.

Возможно, именно эта его незаурядность практически во всех сферах жизни и вызывала такое опасливое отношение к нему консервативного большинства, с опаской воспринимающего новаторские идеи. За гениальность и нестандартное мышление его не раз клеймили как еретика и даже обвиняли в служении дьяволу. Видимо таков удел всех гениев, приходящих в наш мир, чтобы ломать устои и вести человечество вперед.

Словом и делом отрицая опыт прошлых поколений, великий живописец говорил, что «картина у живописца мало будет совершенна, если он берет картины других в качестве вдохновителя». Это касалось и всех остальных областей знаний. Леонардо уделял огромное внимание опыту как главному источнику представлений о человеке и мире. «Мудрость есть дочь опыта», говорил художник, её нельзя приобрести, всего лишь изучая книги, ведь те, кто их пишет, всего лишь посредники между людьми и природой.

Каждый человек это дитя природы и венец творения. Ему открыты бесчисленные возможности познания мира, неразрывно связанного с каждой клеточкой его тела. Посредством изучения мира Леонардо познавал себя. Вопрос, мучающий многих историков искусства, заключается в том, что же больше интересовало да Винчи – живопись или познание? Кем в итоге он был – художником, учёным или философом? Ответ, по сути прост, как истинный творец, Леонардо да Винчи гармонично сочетал все эти понятия в себе одном. Ведь можно обучиться рисованию, уметь владеть кистью и красками, но это не сделает вас художником, ибо настоящее творчество это особое состояние чувств и отношение к миру. Наш мир ответит взаимностью, станет музой, откроет свои тайны и позволит проникнуть в самую суть вещей и явлений лишь действительно любящему его. По тому, как жил Леонардо, по всему, что он делал, очевидно, что он был страстно влюбленным человеком.

Изображения Мадонны

Произведение «Благовещение» (1472-1475, Лувр, Париж) написано молодым живописцем в самом начале его творческого пути. Картина с изображением Благовещения предназначалась для одного из монастырей не далеко от Флоренции. Она породила много споров среди исследователей творчества великого Леонардо. Сомнения относятся в частности к тому, что произведение является полностью самостоятельной работой художника. Надо сказать, подобные споры вокруг авторства не редкость для многих произведений Леонардо.

Выполненная на деревянной панели внушительных размеров – 98 х 217 см, работа показывает тот момент, когда спустившийся с небес архангел Гавриил, сообщает Марии, что она родит сына, которого назовет Иисус. Традиционно считается, что Мария в это время как раз читает тот самый отрывок пророчеств Исайи, где упоминается о будущем свершении. Сцена не случайно изображена на фоне весеннего сада – цветы в руке архангела и под его ногами и символизируют чистоту Девы Марии. И сам по себе сад, окруженный низкой стеной, традиционно отсылает нас к безгрешному образу Богоматери, отгороженной своей непорочностью от внешнего мира.

Интересный факт связан с крыльями Гавриила. На картине явно различимо, что они были дорисованы позже – неизвестный художник удлинил их в весьма грубой живописной манере. Изначальные же крылья, которые изобразил Леонардо, остались различимы – они намного короче и, вероятно, были срисованы художником с крыльев настоящей птицы.

В этом произведении, если присмотреться внимательнее, можно найти несколько ошибок, сделанных ещё неопытным Леонардо в построении перспективы. Самой очевидной из которых является правая рука Марии, зрительно расположенная ближе к зрителю, чем вся её фигура. В драпировках одежды пока нет мягкости, они выглядят слишком тяжелыми и застывшими, как будто сделанными из камня. Здесь надо учесть, что именно так учил Леонардо его наставник Вероккио. Эта угловатость и резкость свойственна практически всем работам художников того времени. Зато в дальнейшем, на пути к обретению собственного живописного реализма, Леонардо будет развиваться сам и поведет за собой всех остальных художников.

В картине «Мадонна Литта» (около 1480 года, Эрмитаж, Санкт-Петербург) Леонардо удалось создать невероятно выразительный женский образ с помощью практически единственного жеста. На полотне мы видим полную задумчивости, нежную и умиротворенную мать, любующуюся на своё дитя, сосредоточив в этом взгляде всю полноту чувств. Без такого особенного наклона головы, столь свойственного многим произведениям мастера, который он часами изучал создавая десятки подготовительных рисунков, многое от впечатления безграничной материнской любви пропало бы. Лишь тени в уголках губ Марии как бы намекают на возможность улыбки, но сколько нежности придает это всему лицу. По размеру произведение совсем небольшое, всего 42 х 33 см, наиболее вероятно, что оно было предназначено для домашнего поклонения. Действительно, в Италии XV века живописные изображения Мадонны с Младенцем пользовались довольно большой популярностью, их часто заказывали художникам зажиточные горожане. Предположительно, «Мадонна Литта» изначально была написана мастером для правителей Милана. Затем, сменив нескольких владельцев, она перешла в частную семейную коллекцию. Современное название произведения происходит от имени графа Литта, владевшего фамильной картинной галереей в Милане. В 1865 году именно он продал её Эрмитажу совместно с несколькими другими картинами.

В правой руке младенца Иисуса почти сокрыт незаметный с первого взгляда птенец, служащий в христианской традиции символом Сына Божьего и Его детства. Вокруг полотна ходят споры, вызванные слишком четкими контурами рисунка и некоторой неестественностью позы ребёнка, что заставляет многих исследователей предположить, что активное участие в создании картины принимал один из учеников Леонардо.

Первым живописным произведением, в котором виден раскрывшийся талант мастера, стало полотно «Мадонна в гроте» (около 1483 года, Лувр, Париж). Композиция была заказана для алтаря капеллы в миланском храме Св. Франциска и предполагалась как центральная часть триптиха. Заказ был разделен между тремя мастерами. Один из них создавал боковые панели с изображением ангелов для алтарного образа, другой – резное обрамление готового произведения из дерева.

Церковники заключили очень подробный контракт с Леонардо. В нём были оговорены мельчайшие детали картины вплоть до стиля и техники исполнения всех элементов и даже цвета одежд, от которых художник ни на шаг не должен был отклоняться. Так, на свет появилось произведение, рассказывающее о встрече младенца Иисуса и Иоанна Крестителя. Действие происходит в глубине грота, в котором мать и сын укрываются от преследователей, посланных царем Иродом, увидевшем в Сыне Божьем прямую угрозу своей власти. Креститель устремляется к Иисусу, сложив ладони в молитве, тот, в свою очередь, жестом руки благословляет его. Молчаливым свидетелем таинства является ангел Уриэль, смотрящий в сторону зрителя. Отныне он будет призван оберегать Иоанна. Все четыре фигуры так искусно расположены на картине, что, кажется, образуют единое целое. Всю композицию хочется назвать «музыкальной» так много нежности, гармонии и плавности в её персонажах, объединенных между собой жестами и взглядами.

Эта работа далась художнику очень непросто. Временные рамки были строго оговорены в контракте, но, как нередко случалось с живописцем, он не сумел уложиться в них, что повлекло за собой судебные разбирательства. После долгих тяжб, Леонардо пришлось написать ещё одну версию этой композиции, хранящуюся сейчас в Национальной Галерее Лондона, нам она известна как «Мадонна в скалах».

Знаменитая фреска миланского монастыря

В стенах миланского монастыря Санта Мария делла Грацие, точнее в его трапезной, хранится один из величайших шедевров живописи и главное национальное достояние Италии. Легендарная фреска «Тайная вечеря» (1495-1498) занимает пространство 4,6 х 8,8 м, и описывает драматический момент, когда, окруженный учениками Христос изрекает печальное пророчество «Один из вас предаст меня».

Живописец, которого всегда привлекало изучение человеческих страстей, хотел запечатлеть в образах апостолов простых людей, а не исторических персонажей. Каждый из них по-своему откликается на происходящее событие. Леонардо поставил своей задачей с максимальной реалистичностью передать психологическую атмосферу вечера, донести до нас различные характеры его участников, с точностью психолога обнажая их душевный мир и противоречивые переживания. В разнообразии лиц героев картины и их жестов есть место практически всем эмоциям от удивления до яростного гнева, от растерянности до печали, от простого неверия до глубокого потрясения. Будущий предатель Иуда, которого традиционно все художники до этого отделяли от общей группы, в этом произведении сидит вместе с остальными, явно выделяясь мрачным выражением лица и тенью, словно окутавшей всю его фигуру. Учитывая открытый им принцип золотого сечения, Леонардо с математической точностью выверил расположение каждого из учеников. Все двенадцать апостолов разделены на четыре практически симметрические группы, выделяющие фигуру Христа в центре. Прочие детали картины призваны не отвлекать внимание от персонажей. Так, стол намеренно сделан чрезмерно маленьким, а само помещение, в котором происходит трапеза, строгим и простым.

Работая над «Тайной вечерей» Леонардо провел эксперимент с красками. Но, к сожалению, придуманный им состав грунта и краски, для которого он сочетал масло и темперу, оказался совершенно нестойким. Следствием этого стало то, что спустя всего двадцать лет после написания, произведение начало стремительно и необратимо портиться. Конюшня, которую устроила армия Наполеона в помещении, где была расположена фреска, усугубила уже существовавшую проблему. Как следствие, практически с начала своей истории и до нынешних дней над этим монументальным полотном проводятся реставрационные работы, только благодаря которым его все-таки удается сохранить.

Зав Сю свою долгую жизнь, Леонардо да Винчи создал не более двадцати живописных полотен, часть из которых осталась незавершенной. Подобная удивительная для того времени не плодовитость настораживала заказчиков, ну а та не спешность с которой мастер имел обыкновение работать над своими картинами, и вовсе стала притчей во языцех. Остались воспоминания монаха монастыря Санта Мария делле Грацие, наблюдавшего за работой живописца над знаменитой фреской «Тайная Вечеря». Вот как он описывал рабочий день Леонардо: художник ранним утром забирался на леса, воздвигнутые вокруг картины, и мог не расставаться с кистью до глубокой ночи, совершенно забывая о еде и отдыхе. Но в другой раз, он часами, дни напролет, пристально рассматривать своё творение, не нанося ни единого мазка. К сожалению, не смотря на все старания мастера, из-за неудачного эксперимента и материалами, фреска из миланского монастыря стала одним из самых сильных разочарований художника.

Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи и «Витрувианский человек»

1. Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 в селении Анкиано — пригород городка Винчи, который находится в окрестностях Флоренции, Италия. В доме, где он родился, теперь располагается музей.

2. Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи». Его полное имя - Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».

Дом, в котором жил Леонардо в детстве

3. Родителями Леонардо были 25-летний нотариус Пьеро и крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание.

4. В юношестве Леонардо принимался за изучение многих предметов, но, приступив, затем бросал их. Но несмотря на различные увлечения, он никогда не бросал рисования и лепки.

5. Приняв во внимание любовь сына к рисованию, отец Леонардо отобрал несколько его рисунков и отнес их своему другу — живописцу Андреа Верроккьо, чтобы тот смог сказать, достигнет ли Леонардо высот на этом поприще. Верроккьо был настолько поражён огромными задатками, которые он увидел в рисунках юного Леонардо, что тут же договорился устроить Леонардо в свою мастерскую. Здесь он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом и гипсом.

«Крещение Христа»

6. Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это было время, когда в художественных мастерских практиковалось написание картин учителем вместе с помощниками-учениками. Маленький ангел, держащий одежды (слева), который был написан Леонардо, продемонстрировал превосходство ученика над учителем. Согласно великому собранию «Жизнеописание прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов», поражённый Верроккьо после этого забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.

7. Леонардо да Винчи тщательно скрывал свою личную жизнь, поэтому достоверных сведений о его романах с женщинами нет.

8. За свою жизнь Леонардо добился блестящих результатов во всех областях своей деятельности, часто намного опережая своё время. Например, в течение своей жизни Леонардо да Винчи сделал тысячи заметок и рисунков, посвящённых анатомии. По мнению профессора клинической анатомии Питера Абрамса, научная работа да Винчи обогнала своё время на 300 лет и во многом превосходила знаменитую «Анатомию Грея».

9. Известнейшая картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» написана на дереве (тополь), и имеет размеры всего 77 × 53 сантиметров.

Одно из изобретений — арбалет

10. Считается, что Леонардо да Винчи был вегетарианцем. Одно из свидетельств приводится в письме исследователя Андреа Корсали, адресованное правителю Флоренции Джулиано Медичи: «Между Гоа и Розигудом есть земля прозванная Гамбайя, где река Инд впадает в море. Она населена народом Гуддзарати, отличными торговцами. Часть их одевается по-апостольски, а часть как в Турции. Они не питаются ничем, что содержит кровь, и не позволяют себе вредить никому живому, как наш Леонардо Да Винчи. Живут они рисом, молоком и другой неживой пищей».

11. В числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. На протяжении 13 лет на его плечах лежала организация придворных пиров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» - тонко нарезанное тушёное мясо, с уложенными сверху овощами, - пользовалось большой популярностью на придворных пирах.

12. При жизни Леонардо многие его изобретения оставались неизвестными широкой публике. Свои чертежи изобретатель шифровал и они были опубликованы лишь в 19 веке. Источником наших знаний об изобретениях Леонардо да Винчи служит Атлантический кодекс — манускрипт Леонардо да Винчи, составленный Помпео Леони.

«Спаситель мира»

13. В ноябре 2017 года картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» стала самым дорогим произведением искусства в истории. Она была продана на аукционе «Кристис» за рекордные 400 миллионов долларов.

14. Леонардо да Винчи старался избегать людей и проводить время в одиночестве. Тем не менее, находясь в обществе, он держался открыто и мог завести беседу на любую тему.

15. Конструкции велосипеда, танка, дельтаплана, пулемёта, вертолёта, подводной лодки, парашюта — это лишь малая часть того, что изобрёл или грамотно доработал от своих предшественников Леонардо да Винчи. Но единственным его изобретением, получившим признание при его жизни, стал колесцовый замок для пистолета.

16. Леонардо обожал животных всех без исключения. Приходя на рынок, он покупал птиц с единственной целью: выпустить их на волю — на радость себе и на досаду торговцам.

17. Леонардо да Винчи в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Однако большинство его трудов было написано левой рукой справа налево, т.е. в зеркальном положении.

18. Реализм в живописи перешел на качественно новую ступень благодаря труду Леонардо да Винчи. На своих полотнах он стремился к смягчению очертаний и фигур, так как он первым осознал, что в воздухе рассеян свет, поэтому глаз человека не видит четких границ и цветовых контрастов. У других художников той эпохи линии на картинах обычно четко очерчивали предмет, поэтому часто изображение имело вид раскрашенного рисунка.

19. Самая масштабная реставрация знаменитой работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» заняла 21 год (1978 — 1999). Саму фреску мастер создавал 3 года: с 1495 по 1498 годы.

20. Последние годы жизни Леонардо да Винчи жил под покровительством французского короля Франциска I в его замке Кло-Люсе. За два года до смерти у мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Последний год жизни Леонардо провёл в постели. 23 апреля 1519 года он оставил завещание, а 2 мая, в 67 лет, скончался в окружении учеников и своих шедевров в замке Кло-Люсе во Франции.