История одной картины. Смерть Марата

Картина Давида «Смерть Марата» изображает событие, глубоко потрясшее общественное мнение во Франции в 1793 голу. Тринадцатого июля революционер Жан Поль Марат был убит в собственном доме Шарлоттой Корде, молодой аристократкой, сторонницей жирондистов. Сославшись на необходимость передать Марату секретную информацию, женщина настояла, чтобы он принял ее лично. Допущенная в комнату, где Марат имел обыкновение ежедневно принимать ванну, она нанесла ему смертельный удар ножом, в то время когда он писал, сидя в воде. Женщину немедленно арестовали и через три дня гильотинировали.

В картине жертва выступает как великий исторический пример. Передавая суть события, художник отказался от красноречия и энергического стиля своих ранних работ на исторический сюжет и увековечил память о своем друге Жане Поле Марате, с которым он встречался лишь за день до злодеяния, в образе агонизирующего Христа, взятом из религиозной иконографии. Полотно является гражданским посланием и одновременно данью уважения политику и другу.

Картина была заказана Жаку Луи Давиду сразу после смерти Марата. Она подписана: «Марату — Давид, год Второй». Это произведение было закончено в октябре 1793 года, или во Втором году, в месяце Вендемьера по революционному календарю, вошедшему в силу в 1791 году.

Марат изображен бездыханным, в ванне, принимая которую, он лечил донимавшую его кожную болезнь. Хорошо видна глубокая рана. Откинутая правая рука еще держит перо, а левая сжимает «коварное письмо», переданное ему убийцей: «Мари Анна Шарлотта Корде гражданину Марату. Я очень несчастна, и этого достаточно, чтобы обеспечить мне Ваше расположение».

В картине, поражающей непреклонным веризмом повествования, очевиден скрытый намек на религиозную иконографию: погибший уподобляется снятому с креста Христу. Это эмблематичная фигура, в которой человек ассоциируется со своей судьбой, своим недугом и ужасной смертью, настигшей его в наивысший момент существования: интеллектуального труда на службе у революции. Здесь явно сказывается желание создать светскую икону. Смертельная рана в груди, ванна, перо, чернильница и деревянный ящик трактованы художником как эмблемы идентификации и мученичества жертвы.

Давид выполнил с картины две копии, следы которых сразу же затерялись. Они были инвентаризированы после его смерти на квартире художника Антуана Жана Гро, одного из лучших учеников Давида, бывшего также официальным реквизитором произведений искусства, предназначенных для собрания Наполеона. В 1835 году внук художника Жюль Давид выкупил оригинал картины у тети, баронессы Менье. В 1885 году в руки торговца картинами Поля Дюран-Рюэля попала ее копия, и в 1889 году он возбудил нашумевший процесс против вдовы Жюля Давида, утверждая, что как раз ему принадлежит полотно с оригинальной композицией. В 1893 году картина вдовы Жюля Давида вошла в собрание Музея в Брюсселе, в то время как другая была приобретена Национальным музеем Версаля.

Будучи в Тулузе, забежала в музей, где обнаружилась "Смерть Марата" Рока. Подумав, решила сделать небольшой пост. Тема-то была популярная, кто этого трибуна только не рисовал! Ну, конечно, самая известная картина - давидовская.

Смерть Марата. 1793. Давид. Королевский музей изящных искусств. Брюссель.

Ну, об авторских копиях и вариантах я сейчас говорить не буду. Их столько понаделали, что сейчас каждый приличный музей изящных искусств в Европе имеет свою "Смерть Марата" à la David. Кому интересно - милости просим в хвост поста. Там я все найденные варианты выложила.

Шарлотта Корде, подающая письмо Марату 13 июля 1793 года. 1793. Неизвестный художник французской школы. Лувр.


Смерть Марата 13 июля 1793 года. 1794. Hauer. Ламбине.

Убийство Марата. Конец XVIII века. Л. Брион де Ла Тур. Ламбине.

Убийство Марата Шарлоттой Корде. 1793. Неизвестный художник фр. школы. Лувр.

Граверы не отставали от художников. Далеко не каждый гражданин мог позволить себе купить картину. Но эстампы стоили дешево, не удивительно, что они были очень популярны.

Смерть Марата. Нац. Библиотека Франции.

Смерть патриота Жана Поля Марата, члена Национального Конвента. Нац. Библиотека Франции.

Убийство Марата. XVIII в. Неизвестный художник. Карнавале.

Интересно, что по композиции следующий рисунок очень похож на этот. И поза Шарлотты, и собака, и человек с пикой, и карта на заднем плане. И при этом явно не копия. Оба художника рисовали по рассказам очевидцев?

Убийство Марата. Гравюра Берто по оригиналу Свебаш-Девонтена. Нац. Библиотека Франции.

Убийство Марата. Гравюра Оке. Нац. Библиотека Франции.

Убийство Марата. Неизв. художник. Эстамп. Нац. Библиотека Франции.

У художников, конечно, была разная степень мастерства и информированности. Большинство из них ни Марата, ни Корде в глаза не видели, так что особого портретного сходства ожидать не приходится. Композиция тоже варьировалась. Но хоть ванна на картине была и то слава богу. И авторы были вполне вменяемые люди. А сейчас показываю гравюру, которая прямо свидетельствует что с забористой травой и в XVIII веке все было в порядке.

Робеспьер, входящий в квартиру Марата. Гравюра неизвестного художника. Карнавале.

Извините, немного обрезаны края, целиком в сканер не влезает.

Дальше - тоже занятная вещица. Раньше я показывала картины и гравюры французские. И художники более-менее были в курсе дела. Но иностранцы тоже не сидели сложа руки. И то, что они с Маратом знакомы не были еще полбеды. Написано под картиной Марат - значит Марат. А что не похож ни полраза, то так художник увидел. Имеет полное право! Хуже было то, что зарубежные мастера никак не могли поверить в то, что джентльмен мог принимать даму, сидя в ванной. Это же на comme il faut! Похоже, особенно этим страдали авторы, работающие в Англии.

Смерть Марата. 1794. Гравюра Скьявонетти по рисунку Пеллегрини. Гравюра вышла в Англии. Нац. Библиотека Франции.

Вторая Жанна д`Арк или Убийство Марата Шарлоттой Корде из Кана в субботу 14 июля 1793 года. Гравюра Cruikshanka`а.

Интересно, что тут не только композиция не верна, но и дата: 14 июля вместо 13.

Немцы прикололись по-своему. Романтизм, сентиментализм, готические романы, страшные сказки... Трогательный скелет в правом углу видите?

Шарлотта Корде, убивающая якобинца Марата. Немецкий эстамп. Нац. Библиотека Франции.

Тема продолжала оставаться популярной и в XIX столетии.

Убийство Марата. Гравюра из книги Дюлора "Исторические эскизы основных событий Революции" (1823 г. издания)

Правда, лично мне кажется, что это еще гравюра XVIII века. Но следующие - точно XIX.

Гравюра из серии "55 сцен Революции, империи и Реставрации". XIX в. А.-Ф.-Э. Филиппо. Мальмезон.

Интересно, что "Революция" и "Реставрация" написаны с большой буквы, тогда как "империя" - с маленькой.

Шарлотта Корде. 1860. П. Ж. А. Бодри. Музей изящных искусств в Нанте.

Смерть Марата. 1865. Гр. Я.-А. Дюрель-Марка из книги Тьера.

Убийство Марата. 1880. Ж. Ж. Weerts. Музей искусства и промышленности Андре Дилижана в Рубе.

Смерть Марата. 1888. Ж. Рок. Музей августинов в Тулузе.

Даже за океаном, в Мексике, нарисовали Марата.

Смерть Марата. 1875. С. Ребуль.

На фотографии - мемориальная доска, посвященная мэтру классицизма живописцу Жаку-Луи Давиду, на неоклассическом особняке, расположенном за театром Моннэ. И хотя эта доска висит на балконе второго этажа, все же на ней можно прочесть:
Французский художник
Луи Давид

Непосвященый прохожий может подумать, что Давид только умер в этом доме. Но нет, он прожил в нем около 10 лет, и в нем же находилась его мастерская. Видимо авторы надписи выделили именно смерть Давида, как основное.
Действительно, изображение смертного часа занимало значительное место в творчестве художника. Не случайно, одна из самых известных его картин -- "Смерть Марата". Кроме того, в Брюсселе он был в изгнании, как депутат Конвента, проголосовавший за смерть короля Людовика XVI. Из-за голоса отданного за смерть короля его не позволили и похоронить в Париже, и Давид и после смерти остался в Брюсселе.



Смерть Сократа (1787), New York, Metropolitan Museum of Art.
Сюжет этой картины, заказанной Давиду в 1786 году, был в моде с тех пор, как его порекомендовал художникам Дидро. В 1762 тема Смерть Сократа была предложена для Римского конкурса. Да и на салоне 1787 года, где Давид выставлял эту картину, была еще одна Смерть Сократа, другого художника. И Давид победил в этом негласном соревновании.
Картина находится в собрании музея Метрополитен (Нью-Йорк) и во французской википедии входит в список самых известных произведений художника.

Потом Давид активно участвовал в революционных событиях, был избран в Конвент, где голосовал за смерть короля. Один из членов Конвента, Мишель Лепелетье, так же голосовавший за казнь Людовика XVI, был за это убит. И Давид с картины, изображающей Лепелетье на смертном одре, начал серию картин о мучениках революции.


Лепелетье де Сен-Фаржо на смертном одре, гравюра А.Девожа с картины Луи Лавида.

Эта картина и Смерть Марата выставлялись в Конвенте, после чего вернулись к художнику, который взял их с собой в изгнание. После смерти Давида его сын забрал ее в Париж, где она была выкуплена дочерью Лепелетье, Сюзанной и уничтожена. Сюзанна не разделяла революционных взглядов отца и стремилась истребить все напоминания о нем, как о мученике революции. Это ей почти удалось, но осталась гравюра ученика Давида.


Ну смерть Марата, 1793 года все знают. Написана была практически сразу после его убийства. Привезена была художником в изгнание и подарена Брюсселю.
Третьей картиной из цикла о мучениках должна была стать Смерть юного Бара, но она осталось незаконченой:


Смерть юного Бара.1793. Жак Луи Давид

Тринадцатилетний барабанщик Жозеф Бара был убит в битве с вандейскими повстанцами. Робеспьер произнес в Конвенте пламенную речь об этом герое революции и Давиду было поручено изобразить его смерть уже обросшую легендами. Но картина Давида не была закончена, и другие художники справились с этой задачей лучше.
Если нагота Марата, понятна, он в ванне, обнаженное тело Лепелетье задрапировано на античный лад, то почему Давид нарисовал юного барабанщика совершенно голым не слишком ясно и даже некоторым подозрительно. Поэтому картина висит в музее Авиньона (где я на нее наткнулась и сфотографировала), а не в Париже, как например вот эта:


Jean-Joseph Weerts (1847-1927) - Musée d"Orsay, Paris

Что касается смерти самого Давида, то в ней самым сюжетообразующим, надо отдать должное создателям доски, действительно оказалось место и время. Место в широком смысле - в Брюсселе, и время - Реставрация монархии во Франции. Поэтому похоронить Давида в семейном склепе на кладбище Пер-Лашез, как хотел его сын, не разрешили. Парижу досталось только сердце художника, которое его сын привез, никого не спрашивая. А у Давида и в Брюсселе были ученики и почитатели, которые собрали средства на памятник и вечную концессию.

И на этом казалось, можно было бы поставить точку. Но нет.
В 1971 году (через 146 лет после смерти Давида) в Бельгии (которая образовалась уже после смерти художника) был принят закон об отмене бессрочных (вечных) захоронений и был введен максимальный срок - 50 лет, то есть могила Давида тут же стала просроченной. Нашелся меценат, который оплатил следующие 50 лет, но он сам умер раньше и владение могилой перешло к одной организации. Но и это не все.
В 1989 году Фредди Тилеманс (которого многие из вас помнят, как мэра Брюсселя), бывший тогда ешевеном по Искусству, так впечатлился падением Берлинской стены, что предложил вернуть Франции прах Давида. Мол, к 200-летию Французской революции и раз во всей Европе восторжествовали идеи этой революции, то было бы символично наконец похоронить Давида на кладбище Пер-Лашез. И пока в Париже прикидывали как провести эту церемонию, в Брюсселе разгорелась нешуточная полемика. Первой воспротивилась организация, которая после смерти мецената занималась могилой художника (могила, к тому же, была вскрыта мэром, чтобы посмотреть, а если что возвращать). Коллеги из муниципалитета, тоже высказались против:"То что эта позорная стена, наконец, разрушена, еще не означает, что нас должны лишить НАШЕГО достояния!". К тому моменту, как стало окончательно ясно, что все, кроме Фредди Тилеманса и мэра, против, французы решили организационные вопросы и прислали за прахом Давида гроб. Полемика перешла на другой уровень и вспыхнула с новой силой. Пока граждане следили за ней по публикациям (Останется ли гроб Давида пустым? Вы за или против передачи праха Давида?... требует вернуть сердце Давида в Брюссель. Вам Давида с фритами или без?- это все заголовки статей из архива Le Soir), вопрос был решен (по слухам на самом высоком уровне) : Франции был передан прах другого изгнанника, с условием больше к вопросу о прахе Давида не возвращаться. Могила Давида была классифицирована, как памятник охраняемый государством.

Сохранено

Смерть Марата (1793), Королевский музей изобразительных искусств, Брюссель

Едва разнеслась весть об убийстве революционного идеолога Марата, Давид бросился на улицу Кордельеров, где жил Марат, чтобы запечатлеть черты погибшего. На следующий день к художнику обратились с просьбой не только написать памятный портрет знаменитого журналиста, но и организовать церемонию его похорон. И Давид принял оба предложения. Будучи в то время пылким революционером, Давид видел в Марате современного героя-мученика и постарался подчеркнуть это как на портрете, так и в оформлении прощальной церемонии. На похоронах тело Марата было обернуто в белые простыни, как оборачивали тела погибших римских воинов. Хотя художник сохранил портретное сходство, в целом идеализированный Давидом образ можно считать собирательным, олицетворяющим преданность идее и жертвенность.
Особенностью этого шедевра является то, что Давид избавил изображенный на полотне образ от второстепенных мелочей, поэтому каждая сохраненная здесь деталь имеет большое значение. Все предметы - деревянный ящик, письма и письменные принадлежности - хорошо видны и требуют внимательного рассмотрения.
Марату заменял конторку убогий деревянный ящик, грубо сколоченный из старых досок, он как нельзя лучше говорит о спартанском образе жизни героя. А лежащая под его запястьем стопа чистой бумаги свидетельствует о том, что он не успел довести до конца начатое дело.
Сцена освещена ярким, почти театральным светом, дающим резкие тени, отчего верхний, лежащий на ящике лист бумаги кажется выступающим за рамки картины. На этом листе Марат написал свои последние строки, и мы можем прочитать их: "Вы должны отдать этот ассигнат матери пятерых детей, чей отец погиб в борьбе за свободу". Сам ассигнат - чек на получение денежной суммы - лежит сверху незаконченной записки.
Безупречная по композиции, картина написана легкими прозрачными мазками, совершенно не похожими на заглаженную фактуру исторических полотен Давида.
Всю мощь этого полотна можно оценить, просто стоя перед ним, хотя эта смелая простая композиция производит большое впечатление даже в репродукции. Давид создал здесь на редкость убедительный образ, своей работой художник стремился уверить зрителя в том, что тот действительно видит перед собой не только героя, но истинного мученика Великой французской революции.
Давид начал работать над своей картиной, по сути, через несколько часов после смерти Марата - она потрясла его. При тусклом освещении свечи, склонившись над трупом, художник набрасывал характерные черты революционера - широкоскулое лицо с полузакрытыми глазами и перекошенным от боли ртом.
Картину он закончил уже через три месяца и торжественно вручил ее Конвенту со словами: "Народ снова призвал своего верного друга... Давид, схвати свои кисти, отомсти за нашего Марата... Я услышал голос народа, я выполнил его волю".
На полотне художник изображает героя, абсолютно следуя реальным обстоятельствам убийства. Марат сидит в ванне так же, как за два дня до смерти, когда Давид навещал его. Поэтому, глядя на картину, создается ощущение, что убийство только что совершилось, и художник, став его свидетелем, спешит призвать в свидетели и зрителей. Он отказывается от каких бы то ни было аллегорических атрибутов и не стремится скрыть убожество окружающей обстановки, скорее наоборот, подчеркивает скромный быт больного человека, которого смерть застигла в такой неожиданный момент.
Удар нанесла молодая роялистка Шарлотта Корде. В руке Марат держит ее письмо, запятнанное кровью. Тело Марата резко выделяется на темном фоне. Тюрбан, которым Марат прикрывал голову из-за хронического заболевания кожи, придает ему сходство с античным героем. Рука Марата безжизненно упала на пол, привлекая взгляд зрителя к перу - главному оружию революционного журналиста. На деревянном ящике, стоящем рядом с ванной, напоминающей надгробие, художник вывел: "Марату - Давид".
"Смерть Марата" названа вершиной творчества Давида. Никогда больше художник не создавал ничего равного этому полотну.

Жан Луи Давид. Смерть Марата

"Слава Франции", художник Жан Луи Давид, одним из первых обратился к изучению природы и античности, ввел в живопись строгость рисунка и античную чистоту стиля. Сам он говорил, что хочет, чтобы вставший из гроба афинянин не мог отличить его картины от древних греческих произведений. Приняв простоту за основу композиции своих произведений, он добился в своей живописи чистого воспроизведения греческих форм во всей их первозданной истине и классическом совершенстве.

Жан Луи Давид был вождем классицизма во Франции, писал одновременно и чрезвычайно суровые, строгие по композиции картины (прославленных античных борцов за свободу), и блестящие реалистические портреты. Его вдохновенное полотно "Смерть Марата" является примером полного слияния идеала с жизнью, идеалом чистоты классического стиля и страстного революционного энтузиазма.

Имя Жана Луи Давида неразрывно связано с событиями французской буржуазной революции 1789-1794 годов. Он получил от Конвента звание "живописец революции", был назначен революционным правительством в комиссию по народному просвещению, впоследствии стал членом комиссии по делам искусств.

Среди вождей революции, тесно связанных с народом и отстаивавших его интересы, наибольшей славой и известностью пользовался неистовый публицист, редактор и издатель газеты "Друг народа" Жан Поль Марат. Это он во всеуслышание заявил: "Не будет свободы, не будет безопасности, не будет мира, не будет покоя для французов, не будет надежды на освобождение для других народов, пока не будет срублена голова тирана". И это он изо дня в день повторял в своей знаменитой газете.

Реакция и буржуазия, вошедшие в сговор с контрреволюционерами, не знали более ненавистного имени, тем более что Марата нельзя было ни устрашить, ни подкупить. Неудивительно, что именно против него ополчились все черные силы контрреволюции.

Марат был тяжело болен, но даже больной он продолжал выпускать газету. Добрый и отзывчивый к простым людям, он охотно принимал у себя дома тех, кто обращался к нему за помощью. Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата.

13 июля 1792 года незваная гостья была настойчива, и когда ее не пустили к Марату (он чувствовал себя в этот день особенно плохо), она вернулась во второй раз - уже к вечеру. Привратнице она сказала, что ей необходимо повидать Марата, так как она пришла по важному и срочному делу.

Но привратница все равно не хотела ее пускать, а незнакомка настаивала. Шум спорящих женских голосов услышал Марат, который был в ванной комнате. Он нередко целые часы проводил в ванне, даже работал в ней, потому что вода несколько смягчала его боль. За полчаса до прихода гостьи Марат получил письмо следующего содержания: "Я из Кона. Ваша любовь к родине должна внушить Вам желание узнать о замышляемых там заговорах. Я жду Вашего совета".

Марат приказал впустить посетительницу. Так к нему вошла Шарлотта Корде.

А через несколько минут раздался крик: "Ко мне, дорогая!". Когда жена Симона бросилась к нему, ее чуть не сбила с ног стремительно бросившаяся к входной двери убийца. Убежать ей не удалось, но Марат был уже мертв: Шарлотта Корде вонзила нож: в его беззащитное тело.

На следующий день в Конвенте гражданин Гиро, глава делегации от народа, заявил: "Наш взор еще ищет его среди Вас, депутаты. А он уже мертв и покоится на смертном одре. - И, обращаясь к Давиду, воскликнул: - Где твои кисти, Давид? Ты запечатлел для будущих поколений облик Лепелетье, погибшего, чтобы его родина была свободна. Ты должен написать еще одну картину. Ты знаешь какую, Давид!".

"Я готов", - ответил художник.

Давид хорошо знал Марата, дружил с ним, восхищался его полемическими статьями. Когда в апреле 1793 года жирондисты хотели арестовать Марата в зале Конвента, Давид бросился на его защиту. Накануне смерти Марат принял Давида и еще нескольких членов Конвента в той самой ванной комнате, в которой впоследствии был убит...

Когда тема глубоко волновала Давида, он работал напряженно и быстро. Так было и на этот раз: уже через два часа после смерти, склонившись над трупом Марата, художник рисует голову, обернутую мокрым полотенцем, из-под которого выбиваются пряди волос, и приоткрытые губы, с которых слетело последнее дыхание.

Рисунок этот был выполнен пером, причем выпуклость форм и теней на нем получилась благодаря перекрещивающимся линиям, как на гравюре (эта техника у Давида больше никогда не повторялась). Страшное волнующее сходство полуоткрытого рта, искаженного гримасой, едва смягчено закрытыми глазами.

Картина поглощала теперь все время Давида, свободное от дел. Он действительно работал над ней и ночью, при свечах, а засыпая, видел ее во сне. Было страшно хоть на миг прервать работу. Художник боялся, что память не выдержит колоссального напряжения, что начнет стираться жившая в его сознании картина последних дней жизни Марата. Но, напротив, воспоминания делались все острее, а временами становилось нестерпимо от почти физически ощущаемой боли.

Замечательная картина была создана всего за три месяца, потому что все способствовало созданию подлинного произведения искусства - и личная дружба, и драматическая сила события, и художественное мастерство живописца.

Но как изобразить страшную минуту смерти Марата? Давид понимал, что только сдержанностью, только простотой изображения сумеет он добиться своей цели. Надо было, чтобы картина вызывала не страх перед смертью, а гнев против убийц. А еще ему хотелось любовно передать величественный облик гражданина, смерть которого оплакивала вся Франция.

В прежних картинах Жан Луи Давида было еще много условностей, которые мешали видеть главное. Теперь следовало забыть все внешнее и показное, найти линии и краски, единственно достойные происшедшей трагедии. Надо было отлить гнев и горе в такие формы, которые и много веков спустя сохранят величие дел Марата и печаль, принесенную его смертью.

Жан Луи Давид изобразил Марата в следующий после убийства момент, в скудной освещенной ванной комнате, с повязанной полотенцем головой.

В картине нет ничего надуманного, ничего искусственного, художник устранил все лишнее, оставив лишь минимальное количество предметов, но зато каждый из них выразительно служит поставленной цели. Суровая в своей простоте композиция, чеканные скульптурные формы, подчеркнутый контраст света и тени, строгий колорит и темное пространство фона, на котором выделяется бессильно поникшее тело Марата, - все это делает картину похожей на надгробный памятник. Короткая надпись: "Марату - Давид" - еще больше усиливает это впечатление.

Сам Давид считал портрет низшим жанром живописи, но в этом портрете он обратился к проблеме вождя и героя, и потому из-под его кисти вышло историческое полотно. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Обрубок, на котором пишет Марат, наводит на мысль о его нетребовательности в личной жизни и скудости средств, для которых, если они появлялись, он находил другое употребление. На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: "Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину".

В руке Марата зажато то самое письмо с текстом: "13 июля 1793 года: "Анна-Мария-Шарлотта Корде. Достаточно того, что я была несчастна, чтобы рассчитывать на Вашу благожелательность".

На полу валяется окровавленный нож, которым только что был нанесен смертельный удар.

Итальянский искусствовед Л. Вентури отмечал, например: "В картине все заострено до крайности: "желтый цвет скамеечки, зеленый - одеяла, белый - простынь и бумаги, трупный оттенок кожи. Все здесь безжалостно точно, вплоть до глубокого черного фона, который действует на зрителя просто устрашающе...

Картина скорее передает не боль о потерянном друге, а смятение перед кровавым зрелищем. Оно бьет по нервам, но не задевает души".

Да, Давид действительно был документально точен, поэтому на его картине все изображено, как было: и ванна, и смертельно раненный Марат, и листок в его руке, и деревянный чурбан, и чернильница, и бумаги. Но написанное гениальной кистью, все было согрето таким теплым и добрым чувством, что это полотно никого не могло оставить равнодушным. Поэтому знатоки искусства, тонкие ценители, да и скептики, которых было немало в Конвенте, просто не нашли что сказать. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Депутаты молча смотрели на холст, который неожиданно оказался простым и холодным, но они были восхищены: никто еще не видел такого Марата - мертвого и одновременно живого. Не случайно французский поэт Шарль Бодлер писал впоследствии: "Перед нами драма во всем ее ужасе. Благодаря необычайной силе передачи, превратившей это произведение в шедевр Давида, в одно из чудес современного искусства, в нем нет ничего тривиального, низменного. В этой картине есть одновременно и что-то нежное, и что-то хватающее за душу. В холодном воздухе этой комнаты, на этих холодных стенах, вокруг этой холодной и зловещей ванны чувствуется веяние души".

Картина Давида настолько полно выражала всеобщие чувства, что Конвент вынес особое постановление о воспроизведении этого произведения в гравюре, отчего оно стало еще более известным. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: "...они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законодателями". Но после термидорианского переворота картины были убраны, и сейчас "Смерть Марата" находится в Брюссельском музее.

"Сто великих картин" Н. A. Иoнина, издательство "Вече", 2002 г.

Жак-Луи́ Дави́д (30 августа 1748, Париж — 29 декабря 1825, Брюссель) — французский живописец и педагог, крупный представитель французского неоклассицизма в живописи.