История печных изразцов на руси. Московские изразцы

печах могут рассказать нам о жизни и быте людей разных периодов. Ведь керамическая отделка пришла к нам из далёких времён и сохранилась на многих очагах благодаря своим уникальным свойствам. А изразцовые печи и камины в старинных постройках служили неотъемлемым элементом отопительной системы. Некоторые из них использовались по своему прямому назначению, некоторые же выступали декоративным элементом для маскировки отопительных труб, распределяющих тепло от центральной топки.

Но зачастую все они служили украшением интерьера, а в замках, дворцах и имениях знатных и зажиточных персон выступали признаком благосостояния. По этой причине для их отделки привлекались самые лучшие мастера, использовались самые дорогие материалы и новейшие тенденции росписи. Но есть некоторые Изразцовые печи , заслуживающие особого внимания, они могут рассказать нам немного больше, чем другие.

История в печных изразцах: фото росписи с исторической ценностью

Первая изразцовая печь, о которой хочется рассказать, находится в латвийском замке Яунмоку. Замок в неоготическом стиле был возведён в 1901 году в качестве охотничьей резиденции для мэра Риги Джорджа Армистеда. Строение представляет собой памятник архитектуры и на сегодняшний день является Музеем леса, поэтому все желающие могут познакомиться с изразцами печи не только на фото, но и увидеть воочию.

Изразцовая печь, изготовленная фабрикой «Целмс и Бэмс», находится на втором этаже замка. Она служит не только украшением интерьера, но и исторической памяткой. Кафельная отделка, приуроченная к 700-летию Риги, состоит из 130 керамических плиток с изображением около 50 различных видов старого города и его окрестностей. Картины улиц и площадей, архитектурных сооружений и латвийской природы напоминают старинные фотографии и очень хорошо передают не только исторические факты, но и дух того времени.

Фото: печь с изразцами , выполненная в честь 700-летия Риги

Фото: печные изразцы с изображением старой Риги, 1901 г.

Фото: изразцы на печи замка Яунмоку, Латвия

Ещё одна печь с историческим подтекстом росписи изразцов расположилась в чешском замке Орлик. Строительство замка и возникновение его необычного названия связано с легендой. История рассказывает о жестоком атамане, который возглавлял шайку разбойников, орудовавшую в лесах на юге Чехии. Однажды, вернувшись со своего промысла, атаман не обнаружил своего любимого сына. Долгие поиски не дали результатов, и убитый горем отец заснул неподалёку от скалы на берегу реки Влтавы. Утром атамана разбудил детский плач, который и привёл его к орлиному гнезду на вершине скалы. Вернув своего сына, атаман решил раз и навсегда распрощаться со своей разбойничьей жизнью и возвёл вместе со своей шайкой оборонную крепость. И именно эта крепость в XIV веке была реконструирована в прекрасный готический замок из камня.

В середине XIX века появилась изразцовая печь, запечатлевшая легенду в своей облицовке. Как и интерьер замка Орлик, печь выполнена в неоготическом стиле. Керамические изразцы напоминают сказочную книжку с яркими цветными картинками. А зелёные изразцы с рельефным орнаментом обрамляют её страницы словно красочный форзац. Текстовые фрагменты росписи поражают тонкостью работы мастеров-керамистов того времени.

Народная мудрость в картинках на изразцовых печах

В период XVII-XIX веков становятся популярными изразцы для печей и каминов с сюжетной росписью. Такие изображения передают нам особенности взаимоотношений и жизни людей того времени. Порой изразцы выступают настоящим учебным пособием, как в случае с печью во дворце Юсуповых, с которой мы познакомились ранее . А некоторые экземпляры даже несут в себе философские суждения и народную мудрость, увековеченную в керамике мастерами.

Изразцы с письменными заметками можно встретить на печах в Архиерейских палатах. Это целый комплекс зданий в Суздальском кремле, который предназначался для церковного верховенства. Сооружения возводились на протяжении XV-XVII веков. В конце XVII-начале XVIII века отдельные здания комплекса были объединены. В этот же период на втором этаже была построена Крестовая палата для торжественных событий и приёма гостей. Помещение представляет собой самый роскошный и великолепный зал.

Две изразцовые голландские печи барочного типа, отапливавшие Крестовую палату, появились в середине XVIII века. Их керамическая отделка схожа. Основные элементы украшает сюжетная роспись с небольшим текстовым сопровождением. Отличается лишь цвет пигмента росписи: синий и коричневый.

Фото: изразцовые печи Крестовой палаты, Суздаль

Фото: изразцы печные, середина XVIII в.

Схожие изразцы можно увидеть в Костромском Ипатьевском монастыре. Такая печь украшает Палаты бояр Романовых. Её появление датируется XIX веком и связано с перестройкой монастырских келий в царские палаты под руководством архитектора Фёдора Фёдоровича Рихтера. Текстовые фрагменты и сюжеты данной керамической отделки ближе к религиозным догматам, а некоторые и вовсе цитируют Священное писание. Связано это с тем, что выполнялась роспись церковными мастерами.

Фото: изразец печной, середина XIX века

Например, изразец для печи на фото гласит «Милость и истина сретостася», что означает «Милость и истина встретятся». Речь идёт о милости и справедливости Господа в день Суда. В верхней части плитки изображён мешок, символизирующий поступки и деяния человека на протяжении жизни. И для каждого человека стоит вопрос, перевесит ли чаша весов с мешком чашу, наполненную водой божественного милосердия.

Картинка на изразцовой печи на фото озаглавлена надписью «С тобою засыхаю». Всем известен библейский символизм, олицетворяющий вселенское зло в образе змея. Так и здесь мы видим, как зло губит всё живое на своём пути. Человек, окутанный злом, засыхает подобно деревцу, которое превратилось в безжизненную корягу в объятиях змея.

Удивительно, насколько необычной и многообразной может быть изразцовая отделка печей. Благодаря кропотливому труду мастеров в керамике могут застыть страницы истории, мифы и легенды, мудрость веков, культурные ценности, традиции и даже религиозные догматы. Керамическая облицовка очага может не только радовать глаз, но и быть наполненной содержанием и глубиной.

Рассмотренные творения не объединяет ни время или место их создания, ни происхождение или культура их создателей. Приравнять их можно только по одному выразительному признаку - вложенной частичке души мастеров. Эти печи являются лишним доказательством того, что керамика - это бессмертное искусство, способное говорить, передавать мысли и заставлять задуматься.

Изразец - слово исконно русское, произошедшее от древнего «образец» - так до конца XVII века называли керамические украшения для наружных стен храмов, дворцов и облицовки печей в парадных покоях. Само искусство архитектурной керамики имеет давнюю историю, корни его уходят во времена Древнего Египта, Ассирии и Вавилонии. Широкое распространение в архитектуре разных стран керамических плиток не могло обойти и Русь. Однако русские мастера по-своему использовали изразцы в украшении экстерьера и интерьера здания, что сделало этот вид искусства уникальным и неповторимым. Изразцовые декоры были неотъемлемой частью архитектурного решения зданий, изразцовые печи играли большую роль в украшении интерьеров храмов дворцов, княжеских и боярских теремов.

Истоки русского изразцового искусства следует искать в древнем Киеве Х-ХI веков, Рязани и Владимире XII века. В ходе археологических раскопок в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями.
Практически параллельно на Руси в XVII веке параллельно развивались несколько видов различного оформления изразцов. Это так называемые терракотовые, которые изготавливались из красных сортов глины, муравленые (изразцы, покрытые зеленой свинцовой глазурью) и цветные, покрытые различными видами цветной глазури, преимущественно бирюзового, желтого, зеленого и белого цветов.


В XVIII веке Петр I привез в Россию знаменитые «голландские» изразцы с росписью кобальтом по белой эмали, которые на долгие десятилетия стали законодателями изразцовой печной моды.

Немецкими изразцами был отделан великолепный камин в Архиерейском доме в Красноярске, в последствии разрушенный. Эти несколько фотографий – практически все, что осталось от этого камина, и во многом именно ими я воспользовался при создании своих первых изразцов.

Для производства печных изразцов использовались деревянные формы, румпу (ножку) изразца делали или вручную или с помощью гончарного круга.

Между прочим румпа - это один из самых больших и важных «секретов" изразца. Ведь именно благодаря наличию румпы изразец не просто приклеивается на поверхность печи или камина, а монтируется при помощи проволоки в ходе монтажа изделия, что, несомненно, повышает надежность крепления - это не плиточный клей, который может отвалиться. Посмотрите на голландки, находящиеся в Эрмитаже, или камины, украшающие дворец Меньшикова - некоторым из них уже несколько столетий!
Кроме того, румпа, полая внутри, становится замечательным источником долговременного тепла. Во время топки печи воздух, находящийся внутри румпы, нагревается, а затем равномерно в течение нескольких часов отдает тепло в помещение. Температура в этих пустотах достигает 100° С, что, однако, совершенно не влияет ни на кирпич, ни на изразец. Стабильная теплоотдача облицованных печей и каминов, которая значительно выше, чем у кирпичных, сохраняется в течение нескольких десятков (а то и сотен) лет.
Немалую роль играет также и экологичность изразцов. Изразцы за счет усадки не имеют микротрещин, и печные газы не выходят в помещение. Разработанный сотни лет назад способ монтажа также способствует этому.
Сегодня изразцы также изготавливаются вручную, но формовка идет уже не в деревянных, а в гипсовых формах. О том, как разрабатывается модель изразца, и затем производятся сами изразцы – в следующем мастер-классе.
При подготовке данного мастер-класса использованы материалы книги С.А. Маслих "Русское изразцовое искусство XV-XIX веков"

История развития изразцового искусства в России многогранна и увлекательна. На протяжение многих веков изразцы использовались в оформлении внешнего и внутреннего убранства зданий. Каждый сохранившийся до настоящего времени изразец – уникальная частичка нашей истории.

Сегодня мы хотим продолжить тему, начатую в статье . На этот раз речь пойдет об истории изразцов в России. Ведь эти маленькие керамические произведения искусства долгие годы украшают русские камины и печи.

Европейцы украшали при помощи изразцов интерьеры помещений. А вот в России, где климат значительно суровее, изразцы стали использовать в качестве материала, способного долгое время удерживать тепло печей и каминов. По всей России работало множество небольших гончарных мастерских, где безымянные народные самородки-мастера создавали свои шедевры.

Сюжеты изразцов просты и понятны, среди них: животный и растительный мир, сценки из окружающей жизни и преданий. Впервые изразцовое искусство появилось в X-XI веках на территории Древнего Киева, Владимира и Старой Рязани. Именно в этих областях археологи находили русские керамические изделия, покрытые многоцветными слоями прозрачных глазурей. Самые первые изразцы изготавливались из красной глины и имели выразительный рельефный рисунок.

Русские изразцы во все времена невероятно ценились во всей Европе. И сегодня там можно встретить прекрасные образцы изразцового искусства России, которые используются в оформлении культовых зданий и их интерьеров.

Само слово “изразец” произошло от русского словосочетания “образить здание”. Не удивительно, что в прошлые века изразцы активно применяли для украшения внешних и внутренних покоев зданий, а также печей и каминов. Ярким примером этому может служить московский дворец в Кусково. В его отопительной системе были использованы традиционные на Руси изразцовые печи, покрытые красивой росписью. Изразцы прекрасно сочетаются с дорогими мраморными каминами дворца.

Ярославль был одним из центров изразцового искусства. В семнадцатом веке слава о его мастерах гремела на всю Европу. Город в те времена имел пятьдесят храмов и семь монастырей. Вдоль высокого берега реки устремлялись к небу своими маковками величественные церкви. Все они словно соревновались в красоте своего убранства. Роскошные узоры из изразцов ярким разноцветьем покрывали стены храмов, барабаны куполов, налички окон. Особенно красивы храмы Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи и Николая Мокрого. Сегодня храмы Ярославля входят в список всемирного наследия Юнеско.

Петр I внес большой вклад в развитие изразцового искусства на Руси. Вернувшись из Европы, он стал активно поддерживать талантливых гончаров. В этот период печи начали обкладывать изразцами с гладкой поверхностью, покрытыми нежным бело синим рисунком. Таким образом, древние многоцветные изразцы постепенно вытеснялись дельфтской керамикой. В 1709 году под руководством двух пленных шведов в Ново-Иерусалимском монастыре было организовано производство расписных изразцов, имеющих гладкую поверхность. Кроме того Петр I отправлял в Голландию талантливых русских мастеров для обучения кафельному ремеслу.

В этот период активно развивались московская и питерская гончарные школы. Москвичи в середине XVIII века стали уходить от монохромной росписи, отдавая предпочтение сюжетным изразцам с многоцветной росписью. Такие изразцы имели прямоугольную форму, а для их росписи использовались пять цветов глазури: синяя, зеленая, коричневая, желтая и белая.

Великий князь Меньшиков также был почитателем изразцового искусства. Он открыл в Стрельне первый завод по изготовлению изразцов. Дворцы графа поражали своими прекрасными каминами и панно, в сюжетной линии которых просматривались библейские сцены, портреты, растительные мотивы, пейзажи. Интересно, что изразцами в покоях Меньшикова иногда были покрыты не только печи и камины, но и стены и даже потолки.

После революции изразцовое искусство практически исчезло. В моду вошли простые пролетарские сюжеты без особых художественных изысков. И лишь в последние годы снова стало возрождаться русское изразцовое гончарство. Сегодня многие россияне, покупая и строя загородные дома в виде срубов, используют в их оформлении камины и печи, покрытые изразцами современных мастеров.

Интерьер – многогранное слово, которое у каждого человека вызывает собственные ассоциации – кто – то видит себя в комнате с классическим дизайном, для кого – то исторические мотивы являются главными в стиле, а некоторые представляют, как разместят в гостиной печь, которая будет украшена старинными изразцами.

Красота изразцов удачно дополняет и современный интерьер. Современный камин, который имеется в большинстве загородных домов, по желанию хозяина можно без труда превратить в роскошный источник тепла, для этого достаточно произвести кладку изразцами.

Изразцы: что это?

Изразцы – изделия из керамики, которые отличаются от привычной плитки тем, что являются произведением искусства, так как в процессе производства используется техника ручной росписи, что делает их товаром уникальным и вызывающим неподдельный интерес у ценителей старины.

Рисунки на изразцах не повторяются, яркость красок позволяет сохранить глазурь. Эти элементы изготовляются из глины определенного сорта, проходят традиционный для керамики обжиг в печи, но от прочих их отличает необычная форма – короб. Она позволяет отделочному материалу эффективнее сберегать тепло. Изразец плотно прилегает в кладке, не оставляет зазоров, что делает ее прочной, долговечной и уникальной. Благодаря этому материалу можно вернуть к жизни старые печи, которые имеют непрезентабельный облик.

Разнообразие старинного отделочного материала

Изразцовые печи насчитывают многовековую историю, потому не удивительно, что стилей и направлений в оформлении имеется достаточно много. Самым необычным и самобытным является русский – в его основе лежат яркие цветовые сочетания и необычные, замысловатые орнаменты.

Голландский стиль основан на монохромной росписи, подчеркнуто строгой, но предающей помещению уют. Использовался в домах зажиточных граждан. Фламандский стиль схож с голландским, но основные цвета росписи – синий и коричневый.

На старинных изразцах часто изображались стилизованные растения и цветы, сказочные персонажи или животные, мифические сюжеты, поэтому подобрать для себя вариант сможет каждый человек.

Процесс обжига сложен и его нельзя провести своими руками, не имея специальных устройств. Заготовки заполняются шамотной глиной, затем в течении двух недель просушиваются и только потому отправляются в электрическую печь, где проходит обжиг при очень высоких температурах. Первая партия называется титульная, по ней определяется качество всех остальных элементов. Затем наступает очередь нанесения глазури и повторного обжига, после которого наносится соответствующий рисунок и проводится еще один обжиг.

Облицовка печи: особенности

Современная или старинная печь имеется в доме – все они являются частью искусства, которое передается из поколения в поколение. Для того чтобы сохранить ее в хорошем состоянии, необходимо произвести облицовку, которая должна быть выполнена по определенным правилам, дающим гарантию долговечности.

Облицовка уже сложенных и функционирующих печей, а также современных каминов изразцами является делом, требующим особого мастерства и знаний. Специалистов, которые могут произвести все работы с учетом норм и требований, уважают и ценят, поскольку они не только украшают печь, но и улучшают ее функционал. Облицованная изразцами, она повышает свою теплоотдачу в несколько раз.

Главная и самая важная особенность процесса кладки, которая существует, состоит в том, что вначале устанавливают непосредственно керамические изделия — изразцы и только потом к ним монтируется кирпичный корпус самой печи. Керамика для облицовки может быть плоской, карнизной и даже угловой.

Общим для всех керамических элементов, использующихся в облицовки печей и каминов, является то, что все они имеют форму короба, покрытие глазурью (однотонной или цветной) и специальную систему крепления, называемую румпой. Если печь или камин в интерьере только планируется, то отказываться от облицовки не следует, так как она позволит максимально гармонично встроить их в обстановку помещения, а также сохранит прочность конструкции. Важно помнить, что отличительной чертой этих элементов отделки является экономия времени – их можно красть сразу же, то есть отделка печи изразцами выполняется одновременно с ее кладкой. Однако работа очень трудоемка, поэтому производя ее своими руками, следует максимально подготовиться или доверять ее профессионалам, которые знают все нюансы и тонкости этого строительного искусства.

Подготовка материалов к работе

Особенность подготовки материалов напрямую связана с тем, что изразцы являются по своей сути товаром штучным, эксклюзивным. Именно поэтому первым этапом подготовительных работ является сортировка, которая включает в себя тип и размер, а также цвет и рисунок, если планируется орнаментная кладка. Особого внимания заслуживает сортировка бракованных изделий – все изразцы, которые будут использованы в процессе облицовки должны быть качественными, брак глазури или наличие трещин недопустимы, так как эффект от их применения будет утрачен. Произвести все эти действия своими руками не сложно.

Выполняя кладку своими руками, следует помнить правило – темные цвета укладываются вниз, светлые ряды вверх, поэтому можно разложить имеющиеся керамические изделия по оттенкам заранее, чтобы сэкономить время. Малозаметный «брак» допускается к укладке в боковых зонах.

Следующий этап подготовки – «подгонка» по размеру и шлифование бортиков. Для удобства рекомендуется сделать эталон, согласно которому обрабатывать и все остальные элементы.

Непосредственно перед укладкой материал замачивают в воде – это позволит улучшить сцепление керамики с глиняным раствором.

Процесс облицовки

Непосредственно процесс облицовки своими руками начинается с аккуратного выкладывания первого ряда керамических элементов. Этот этап одинаков как для печей, так и для каминов. После того как печь украшена первым рядом, к нему крепится печной корпус из кирпичей. Рекомендации по укладке: в начале производится укладка без использования глиняного раствора, фиксируется положение элементов, затем нужно разобрать ряд и, начиная с углов, произвести работу с использованием раствора. Далее следует действовать по следующей не сложной схеме, воспроизвести которую не сложно и своими руками:

  • 1 ряд – кладка из кирпичей
  • 2 ряд – изразцы
  • 3 ряд – румпа
  • 4 ряд – штырь
  • 5 ряд – скоба
  • 6 ряд – проволока
  • 7 ряд – петли для крепежа.

Румпу необходимо заполнить глиняным раствором на ½ объема и, как можно плотнее вдавить в него мелкие камушки – лучше использовать речную гальку. Сверху наносят слой кладочного раствора, который должен доходить до бортов. Далее необходимо прижать к изделию кирпич. В тот момент, когда кирпичной кладки становится по высоте равна уровню изразцового ряда, отделочный материал требуется стянуть проволокой.

Совет: лучше всего пропускать проволоку сквозь загибы крепежных элементов, которые затем следует осадить, а концы проволоки аккуратно вывести в кирпичную кладку .

Вертикальные ряды румп рекомендуется скрепить для лучшей крепости печи стальными скобами, важно проследить за тем, чтобы они защелкнулись. Толщина шва между двумя горизонтальными рядами, которая допускается при осуществлении кладки, должна составлять не менее 3 мм, так как декоративная часть будет оседать вместе с кирпичной основой. Для того чтобы печь или камин смотрелись привлекательно, необходимо строго соблюдать эти рекомендации.

Завершив отделку и создание кирпичной кладки, требуется все образовавшиеся в процессе швы тщательно зачистить, используя шило, а потом промыть от остатков раствора поверхность и хорошо просушивают ее.

Следующий этап совершенствования печей или каминов – нанесение на швы гипсового теста. Оно должно подсохнуть несколько минут, а лишнее количество просто убирается сухой тряпкой. Окончательный этап отделки печей и каминов своими руками – высыхание, которое продолжается 14-21 день в зависимости от микроклимата в помещении. Внимание – все это время растапливать печь или камин запрещено .

Заключение

Сегодня можно сохранить древнее искусство украшения печей, обратившись к мастеру или выполнив все необходимые действия своими руками. Среди основных декоративных стилей можно выбрать наиболее подходящий к имеющемуся интерьеру. Если хочется чего – то необычного, то роспись может иметь восточные мотивы или иметь в своей основе мифологический сюжет.

Лицевая сторона объемного керамического украшения для печи имеет рисунок, который дополнительно покрыт глазурью, выполняющей не только декоративную, но и защитную функции. Необычная форма открытого короба позволяет увеличить крепость изделия, а вместе с ним и надежность всей кладки. Долговечность конструкции обеспечивает, имеющаяся между слоями воздушная подушка, которая препятствует образованию грибка или плесени. Делать подобную кладку своими руками не сложно, но если опыта не достаточно, тогда лучше всего обратиться к профессионалу.

В том случае если для камина хочется создать эксклюзивный вариант украшения, тогда требуется обращение к мастеру, который по предоставленным эскизам сможет провести работу по созданию изразцов.


В коллекции музея представлены изразцы, выполненные в таких известных центрах изразцового производства как Москва, Калуга и Великий Устюг. Ведущая роль в этом списке принадлежала Москве. Московские изразцы стали образцом практически для всех региональных производств. Подпав под влияние «московского стиля», мастера Великого Устюга, Ярославля, Калуги, Костромы и Углича создавали орнаменты и изразцовые композиции, придерживаясь цветовой гаммы и технологических приемов столичных мастеров. В таких условиях довольно сложно выделить региональный компонент. Для атрибуции места производства изразцов, исследователи используют комплексный подход: анализ состава и цвета глины, толщины и формы изготовления румпы, оценивают качество рельефа и эмали. Существенную помощь в этом случае может оказать и информация об источнике поступления.

Москва. Изразцы московского производства в коллекции Вологодского музея – самая многочисленная группа. Многообразие орнаментов и цветовых сочетаний говорит о массовости и значительном ассортименте такой продукции.


Обнаружен при реставрационном
снятии грунта на территории Вологодского музея
(бывшего Архиерейского двора) в 1986 г.
15,5 х 10,2 х 13,8 см
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 29206/1

Изразец поясной профилированный рельефный расписной.
Обнаружен при реставрационном снятии грунта на территории
Вологодского музея (бывшего Архиерейского двора) в 1986 г.
Реставрация 1989 г.
Москва, I четверть XVIII века.
16,7 х 10,4 х 6 см
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
ВОКМ 29206/3

В первой четверти XVIII века появляются гладкие живописные изразцы бело-синей цветовой гаммы. Это было связано, прежде всего, с личностью Петра I, с его интересами и политической установкой. Активное строительство Петербурга потребовало наладить в нем и изразечное производство. Московские мастера были отправлены на обучение в Голландию и они же, по возвращении, наладили производство бело-синих кафелей на Ново-Невских кирпичных заводах. В Москве новая мода тоже привилась и существовала наряду с привычными полихромными изразцами.

Бело-синие изразцовые эмали отсылают нас к традициям дельфтской керамики и свидетельствуют о значительном западноевропейском влиянии на русское искусство XVIII века. В сюжетной росписи изразца того времени появляется изображение нехарактерных для России пейзажей, зданий, парусных судов. Источниками таких изображений служили сборники, пользовавшиеся популярностью в Западной Европе, переведенные и изданные в России. Одним из таких источников становятся «Символы и эмблемата», изданные по указу Петра I в 1705 году в Амстердаме. Составленный Яном Тесингом и Ильей Копиевским свод изображений включал в себя 840 гравированных рисунков и эмблем с поясняющими надписями на девяти языках.

Четкость рисунка и качество росписи на изразцах достигалось за счет применения новой технологии росписи по сырой эмали, разработанной в XVIII веке на заводе Гребенщикова в Москве. Новшество состояло в том, что роспись наносилась на слегка подсохшую белую эмаль, которой покрывали изразец после первого обжига. Краски впитывались эмалью и затем, во время второго обжига, сплавлялись с ней. Эта работа требовала большого живописного мастерства, так как рисунок наносился по невысохшей эмали, и внесение исправлений было невозможно.

Еще одним источником изображений на изразцах следует считать переведенную с французского языка и вышедшую в 1763 году книгу «Иконологический лексикон» Лакомба де Презеля О. Этот эмблематический сборник содержал толкование изображений мифологических и символических персонажей, уточняя и дополняя сюжеты, известные по книге «Символы и эмблемата». «Иконологический лексикон» внес в изразцовый изобразительный ряд аллегории времени, мифологические персонажи, человеческие чувства и пороки, вопросы нравственности и воспитания.
Набор сюжетов на изразцах служил своего рода литературным источником для человека XVIII века. Он сообщал необходимый набор знаний в области эмблематики, с помощью которой внушались, объяснялись государственные, общественные идеи, принципы христианской морали. Иллюстративный ряд мог быть понятен только подготовленному зрителю, знакомому с толкованием символических и мифологических образов.

На изразце иллюстрируется ветхозаветное предание о ковчеге Господа – ларце, хранящем две скрижали с законом Божьим. Главная святыня Израиля была захвачена филистимлянами, отвезена ими в город Азот и помещена в храме бога Дагона. На следующий день жрецы, войдя в храм, увидели Дагона, лежащего лицом вниз на полу пред ковчегом Господа. В нижней части в картуше надпись: ƘЍОmЪSḿÌЍВαЗОmѢ В ХРАМϵ/ ПОСmαВЛϵННЫЙ СДαГОНОМЪ / ЍБЫСmьIДОЛЪ вНОѰÌ НÌЗВАЛϵНЫ (Киот святой в Азоте в храме поставленный с Дагоном и бысть идол в ночи низвален) Пышность и богатое убранство подчеркивают многочисленные арки и колонны. Слева на полу обломки статуи Дагона, напротив, в арке – силуэт человека с воздетыми вверх руками – так мастер изобразил изумленного жреца. Справа на ступеньках стоят два воина в шлемах с плюмажем и латах, один из них указывает на поверженного бога рукой.

Со второй половины XVIII века широкое распространение на изразцах получает «ковровый» орнамент. Рисунок на изразцах, соединяясь с соседними изразцами, образовывал непрерывную композицию и объединял изразцы в общий орнаментальный ряд.

К концу XVIII века орнаментальные изображения изразцов упрощаются. Этот этап стал переходным к производству более дешевых, а, следовательно, менее трудоемких печных наборов. Удешевление продукции привело к появлению огромного спроса: изразцовыми печами активно украшаются дома зажиточного городского и сельского населения.

Изразечники вновь возвращаются к бело-синей цветовой гамме, упрощаются формы печей: из них уходят сложные переходы и пояса колонок. В коллекции музея этот период представлен изразцами с несложным орнаментом с бело-синей эмалью.

Калуга. Изразцовое производство в Калуге было налажено еще в XVII веке, а своего расцвета достигло в XVIII веке. Наличие месторождений качественной глины стало одной из причин интенсивного развития изразцового производства. Изразцы калужского производства стали пользоваться спросом в Санкт-Петербурге и Москве и украсили палаты многих московских вельмож, в том числе и князя Голицына. На калужских заводах по эскизам Ф. Растрелли были изготовлены изразцы для печей Анненгофа (дворец Анны Иоанновны в Москве, называемый также Головинским дворцом; сгорел в 1771 году). Отличительной особенностью калужских изразцов является глина светлых оттенков.

Великий Устюг. Появление собственного производства в Великом Устюге исследователи датируют 30-40-ми годами XVIII века. Этому способствовали развитие города как крупного торгового центра, активное каменное строительство и развитое гончарное производство. Великоустюжские мастера выработали и в течение всего XVIII века широко применяли свой собственный стиль: рельефные растительные и орнаментальные мотивы, покрытые эмалями зеленого, желтого и белого цвета.

Продукция местных мастеров пользовалась спросом не только в Великом Устюге. Печи, облицованные великоустюжскими рельефными изразцами, встречаются во многих городах Русского Севера. В Вологде такая печь находилась в Спасо-Преображенской (Спаса на болоте) церкви. В 1930 году, после закрытия храма, печь была разобрана и поступила в музей, где в 1934 году была реконструирована в одном из залов экспозиции истории Вологодского музея.