Иван сусанин чем прославился. Иван сусанин краткая биография

Последние несколько лет деятели культуры, политики и журналисты пытаются найти историческую фигуру, которую можно было бы назвать - « ».

Среди претендентов немало достойных людей - императоры и политики, полководцы, писатели и поэты. Но нет единства в народе.

На каждый аргумент в пользу того или иного, находится другой, который явно не в его пользу. А ведь есть все же в истории примеры людей из народа, которые могли бы действительно быть олицетворением России.

Речь идет об Иване Сусанине. Его подвиг поистине геройский, однако, к сожалению, о народном герое мало что известно. Имя его знакомо многим, причем еще со школы.

На классном часе нам не раз рассказывали о храбром крестьянине, а на уроках музыки повествовали об опере «Иван Сусанин», написанной Михаилом Глинкой.

Иван Сусанин - простой крестьянин, жил в селе Деревеньки, что находилось в Костромском уезде. Что же предшествовало его подвигу?

После смерти , началось в России время великой смуты. Голод, нашествие поляков, самозванцы на русском престоле. Все шло к тому, что русский народ потеряет свою государственность. Но народ храбро отстаивал свою Землю.

Ополчению удалось выбить ляхов из Москвы, освободить русскую Землю от интервентов. Было это осенью 1612 года.

После тех событий, поляки все равно не оставляли надежд посадить своего человека на русский престол. Польские отряды еще долго бродили по русской земле. Стало понятно на всеобщем Земском Соборе, что новым царем станет боярин . Поляки это прознали и решили разыскать будущего царя.

Царь в это время находился в Домнине - вотчине матери. Поляки направились к селу. Местность та болотистая, а кругом ополченцы. Что делать? Поляки брали местных жителей и, угрожая расправой заставляли их указывать им дорогу.

Одним из «проводников» стал Иван Сусанин. Он долго вел поляков через леса и глухие тропы, в итоге отряд вышел к Исуповскому болоту. Провожатый погубил себя и поляков. Он положил свою жизнь, за Родину, за Царя и за Веру. Иван понимал, что если Михаила Романова убьют, наступит на Руси новая смута. Ценой своей жизни, он спас тысячи других жизней своих соотечественников.

Подвиг Сусанина действительно имел место быть в русской истории. Подтверждают это следующие факты. Михаил Федорович Романов в 1619 году вручил зятю Сусанина - Богдану Собинину Жалованную грамоту.

Потомство было освобождено от повинностей, а также награждено наделом земли. С этого момента они свободные крестьяне. Достоверно известно, что пожалования эти были в дальнейшем подтверждены в 1633 и 1644 годах.

В марте 1851 года в Костроме был открыт памятник Михаилу Романову и Ивану Сусанину. Создателем памятника является русский скульптор Василий Иванович Демут-Малиновский. К сожалению, после революции, монумент был низвергнут большевиками.

В 1913 году, было 300-летия Дома Романовых, в честь подвига Сусанина в Деревеньках была построена часовня, на её открытие присутствовал , вместе с .

Иван Сусанин - пример мужества, стойкости и геройства, простой мужик, отдавший свою жизнь во благо своих соотечественников.

Вот сдесь знают добиться успеха . Обязательно ознакомьтесь.

Имя Иван Сусанин стало нарицательным, хотя не многие достоверно знают, кто такой Сусанин и в чем заключался его подвиг. Как многие , Сусанин стал героем художественных и литературных произведений.

Кто такой Иван Сусанин

По одним историческим данным, Иван Сусанин был простым крестьянином, по другим - приказчиком Марфы Ивановны (матери Михаила Романова), по третьим - вотчинным старостой. Жил он в деревне Деревеньки Костромской губернии, принадлежавшей Романовым. О его жизни почти ничего не известно. В те времена крестьянам давали не фамилии, а прозвища, обычно по имени отца. Можно предположить, что Иван рос без отца, поэтому получил прозвище по имени матери - Сусанна.

Сведения о его семье также не сохранились. Вероятнее всего, к 1612 году жена уже умерла. Сусанин имел дочь Антониду, которая была замужем за местным крестьянином Богданом Собининым.

Подвиг Сусанина

Зимой 1612-1613 гг. произошло историческое событие, героем которого стал Иван Сусанин. В то время Михаил Федорович Романов был главным претендентом на российский престол, а польский король Сигизмунд планировал посадить на него своего сына Владислава. Предвидя лихое, Михаила спрятали от поляков в Ипатьевском монастыре.

В поисках Романова отряд поляков потребовал от старосты провести их к месту укрытия будущего царя. Но, будучи патриотом русской земли, Сусанин повел поляков в противоположную от монастыря сторону - к Исуповским болотам. Пытаясь выбраться из болот, поляки до смерти замучили своего поводыря и впоследствии погибли сами.

За свое спасение царь Михаил наградил потомков Сусанина охранной грамотой, которая освобождала их от всех податей.

Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г.

Стоящий на месте, где, по преданию,
находился дом Богдана Собинина.

Что известно нам достоверного о Сусанине? Крайне мало, почти ничего. Любопытно его прозвание, ведь “Сусанин” – это не фамилия в нашем понимании, которых в те времена у крестьян не было. Прозвание же давалось, как правило, по имени отца – вспомним, например, Кузьму Минина, прозываемого Мининым потому, что отца знаменитого нижегородца звали Миной; внук Сусанина Даниил, сын его зятя Богдана Собинина, опять-таки по отцу проходил в документах как “Данилко Богданов” и т.д. Прозвание Сусанин явно происходит от женского имени Сусанна (“белая лилия” по-дренееврейски; такое имя носила одна из жён-мироносиц). Вероятнее всего, Сусанной звали мать Ивана Сусанина, и прозвание по имени матери позволяет нам предположить, что Сусанин рос без отца, может быть, умершего, когда его сын был совсем маленьким. В литературе о Сусанине обычно сообщается его отчество – Осипович, но оно является вымышленным. В источниках XVII века ни о каком отчестве Сусанина не упоминается, и это естественно, так как официальных отчеств крестьянам тогда и не было положено: они являлись привилегией лишь бояр и дворян. Если бы отца Сусанина действительно звали Осипом (Иосифом), то тогда его прозвание было бы Осипов, а не Сусанин. а

Одним из важнейших является вопрос – кем был в домнинской вотчине Иван Сусанин? В документах XVII века об этом ничего не говорится. Историки XVIII–XIX веков обычно называли его крестьянином. Протоиерей А.Д. Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в Домнине предания, первым указал, что Сусанин был не простым крестьянином, а вотчинным старостой. Он писал: “Что Сусанин был старостою вотчинным, это я считаю достоверным потому, что слышал об этом от двоюродного деда моего, престарелого священника села Станков Михаила Федорова, воспитанного, вместе с родным моим дедом, у деда их, а моего прапрадеда, домнинского священника Матвея Стефанова, урожденца домнинского и умершего около 1760-го года, а сей был внук домнинского священника Фотия Евсевиева – самовидца упомянутого события. Сей в дарственной грамоте от великой старицы Марфы Иоанновны в 1631-м году записан дьячком при отце своём священнике Евсевии”.23 В другом месте он вновь повторяет: “Домнинские старые крестьяне тоже говорили, что Сусанин был старостою”.24

После А.Д. Домнинского некоторые авторы стали именовать Сусанина приказчиком Марфы Ивановны, и, видимо, это соответствует действительности. Как известно, в боярских вотчинах XVI–XVII веков было два основных должностных лица: староста и приказчик. Староста являлся выборным лицом местной общины (“мира”), приказчик же (или “посельский”) назначался владельцем вотчины. Н.П. Павлов-Сильванский писал: “Управление и хозяйство господского имения обыкновенно были в руках уполномоченного господином приказчика /посельского/… Посельский заведовал собственным хозяйством господина на боярской земле, в отношении же участков, занятых крестьянами как самостоятельными хозяевами, он был только сборщиком оброков и податей, а также судьёй и управителем. Вознаграждением ему служило пользование пожалованным участком земли в особенности особые пошлины, которые он собирал с крестьян в свою пользу”.25 Историк продолжает: “Господский приказчик (…посельский) не был полновластным управителем; его власть была ограничена выборным старостой и мирскою сходкою общины”.26

Судя по всему, Сусанин был не выборным старостой, а именно приказчиком (посельским), управляющим домнинской вотчиной и живущим в Домнине при боярском дворе. Этому выводу отнюдь не противоречит то, что А.Д. Домнинский называет Сусанина “вотчинным старостой”. Во-первых, ещё в старину термин “староста” имел и значение “управитель”.27 Во-вторых, ко временам А.Д. Домнинского этот термин несколько изменил своё значение, которое он имел в XVII веке, и из обозначения выборного лица, выполнявшего ряд важных мирских функций, стал – по крайней мере, в дворянских поместьях – также синонимом слов “приказчик”, “управитель”, “бурмистр”. б

О семье Сусанина нам также известно крайне мало. Поскольку ни в документах, ни в преданиях не упоминается о его жене, то, скорее всего, к 1612–1613 гг. она уже умерла. У Сусанина была дочь Антонида , бывшая замужем за местным крестьянином Богданом Собининым.



Деревня Деревеньки - родина Ивана Сусанина.

О её замужестве нам известно только на 1619 год, но, судя по тому, что Собинин умер к 1631 году, а его сыновья Даниил и Константин числились на этот год хозяевами двора, 29 можно уверенно предполагать, что Антонида к 1612–1613 гг. уже была замужем и что, скорее всего, к этому времени уже появились на свет внуки Сусанина, дети Богдана и Антониды – Даниил и Константин (по крайней мере, Даниил – явно бывший старшим).

О Богдане Собинине нам известно ещё меньше, чем о его знаменитом тесте. Мы знаем, что Собинин был местным крестьянином; прозвание его, скорее всего, происходит от старинного имени “Собина” в , как, видимо, звали его отца. Как говорилось выше, на 1612–1613 гг. он, вероятно, уже был женат на дочери Сусанина. В литературе обычно пишется, что Собинин был сирота или приёмыш Сусанина, стараясь тем самым объяснить тот факт, что, судя по всему, не Антонида пошла к нему в семью, а он пошёл во двор, принадлежавший, видимо, его тестю.

Согласно преданиям, родом Сусанин был из находившейся неподалёку от Домнина деревни Деревеньки г , но сам жил в Домнине, а в Деревеньках жили Богдан и Антонида.

Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г.


Село Спас-Хрипели. В центре - Спасо-Преображенский храм.

Деревня Деревеньки издавна относилась к церковному приходу погоста Спас-Хрипели д – он находился над речкой Шачей, тремя верстами ниже Домнина. Впервые в известных нам источниках погост упоминается в грамоте Марфы Ивановны от 1631 года, где сказано: “… сельцо Храпели, а в нём храм во имя Боголепное Преображение Господа нашего Исуса Христа, да другой храм тёплой с трапезою во имя Архистратига Михаила…”, 36 однако, безусловно, что это селение возникло задолго до начала XVII века (в одном документе 1629–1630 гг. про церковь Михаила-Архангела говорится, что она “ветха”).

По-видимому, именно погост в Спас-Хрипелях был главным религиозным центром для крестьян домнинской вотчины (Воскресенская церковь в Домнине, как мы помним, явно была усадебной), в том числе, конечно, и для Ивана Сусанина. Вероятнее всего, что именно здесь он был крещён, здесь венчался и крестил дочь Антониду; на приходском кладбище у стен Преображенского и Михайло-Архангельского храмов, конечно, похоронили его мать (которую, видимо, звали Сусанной) и неизвестную нам жену, мог быть похоронен тут и его отец. Здесь же, в погосте Спас-Хрипели над Шачей, судя по всему, был первоначально предан земле (об этом ниже) и сам Иван Сусанин.

Чем знаменит Иван Сусанин?Именно этому простому человеку было суждено стать русским национальным героем. В первую очередь, он известен тем, что спас самого Михаила Романова, уведя отряд польско-литовских захватчиков в противоположном направлении. Сусанин стал одной из самых значимых . Его образ активно использовался в театральных постановках, литературе, изобразительном искусстве. Именно этот человек, ценой своей жизни смог пустить историю в другое русло.

Точной информации о жизни и быте Сусанина нет до сих пор. Родился он в деревне Деревнищи (также упоминаются Деревеньки, поскольку историки еще не смогли дать достоверный ответ на этот вопрос). На момент основных событий ему было около 30-35 лет, однако по этому поводу все еще ведутся дискуссии, поскольку некоторые историки утверждают, что он находился в пожилом возрасте, так как в легенде есть упоминание о зяте, который был отправлен к Михаилу, чтобы его предупредить.

Сама легенда гласит, что зимой 1612 года большая часть территорий Московского Княжества была захвачена Речью Посполитой. Иван Сусанин был нанят как проводник до села Домнино. Полякам было известно о том, что именно там скрывался молодой Михаил Федорович Романов, и они решили отправить туда отряд. Сусанин согласился, однако повел оккупантов совсем в другую сторону, а именно, в село Исупово. При этом он успел послать в Домнино зятя, чтобы тот предупредил царя об угрозе.

Естественно, вскоре обман раскрыли, а Сусанина подвергли пыткам, но он так и не сдал настоящее местоположение царя, в итоге его казнили, разрубив тело на куски и бросив в лесу неподалеку от села.

Главным историческим подтверждением подвига стала царская грамота 1619 года, согласно которой его зятю, Богдану Собинину, даровалась половина деревни, при этом она была «обелена» от всех податей, что по тем временем являлось поистине огромной наградой. Подтверждают эту грамоту и следующие документы:

    • в 1633 и 1644 годах вдове Сабининой Антониде и её детям вручались жалованные грамоты;
    • в 1691 году потомками Сусанина была получена подтвердительная грамота, которая полностью доказывает сам факт совершения подвига, поскольку в ней приводятся слова грамоты 1619 года;
    • также были изданы льготные указы в 1723, 1724 и 1731 годах, соответственно, причем в них также приводились цитаты самой первой грамоты, что делает их исторически ценными;
    • подтвердительные грамоты от 1741 и 1767 годов относились к потомкам Сусанина, которые проживали в деревне Коробовой.

Однако последняя подтвердительная грамота, адресованная «Коробовским белопашцам», уже не содержала слов документа 1619 года. Интересно, что летописи и хроники XVII века практически не имели никакой полезной информации о Сусанине. Тем не менее, память о нем жила в преданиях, которые передавались из поколения в поколение, таким образом донеся до современной науки образ простого человека, ставшего народным героем.

Культ Сусанина

Началось все с визита Екатерины II в город Кострому в 1767 году. Тогда и было положено начало традиции по упоминанию Ивана Сусанина как человека, благодаря которому Михаил остался жив. Примерно в этом ракурсе был показан его подвиг в речи костромского архиерея Дамаскина, с которой он обратился к Екатерине. Также немалую роль сыграла статья С.Н. Глинки, выпущенная в 1812 году, она показала поступок Сусанина идеалом жертвы ради высшей цели, еще больше увеличив значимость этого человека, с точки зрения истории. Немного позже Сусанин стал постоянным персонажем исторических учебников.

Наибольшую популярность Сусанин получил, когда на престол взошел Николай I. Прославление его подвига стало вполне официальной политикой государства, благодаря чему свет увидело множество различных рассказов, живописных картин, опер и стихов, причем многие из этих произведений до сих пор считаются классикой. Это внесло немалый вклад в развитие культуры Российской Империи. Особенно сильно культ начали продвигать, когда началось восстание поляков в 1830-1831 годах. Отечеству срочно был нужен образ простого крестьянина, который отдал жизнь за государство, чтобы противостоять идеологии мятежников.

После 1917 года и последовавшей Октябрьской революции крестьянин был причислен к «слугам царя». Согласно плану пропаганды Ленина, был предусмотрен демонтаж всех монументов, которые «возводили в честь царей, а также их слуг». Из-за этого в 1918 году был демонтирован памятник герою-крестьянину в Костроме.

Довольно сильно травля была выражена в 1920-1930-х годах, в это время населению упорно доказывалось, что подвиг этого крестьянина - не более чем миф. Тем не менее, в конце 1930-х годов случилась своеобразная «реабилитация» Сусанина, причем вместе с ним было вновь оправдано множество других исторических личностей, таких как Александр Невский, Дмитрий Донской и даже . Причем уже с 1938 года образ Сусанина снова стал прославляться как герой, который самоотверженно отдал жизнь за родину.

Однако и здесь появились споры. За время существования СССР было создано две точки зрения на события, произошедшие возле Исупово. Первая из них, «либеральная», как принято её называть, признавала то, что Сусанин именно спас царя, согласно дореволюционной традиции. Вторая же, во многом из-за давления идеологии, отрицала этот исторический факт, считая, что Сусанин был героем-патриотом, все его действия не имели отношения к действующей власти и спасению Михаила. Так или иначе, после распада СССР осталась лишь «либеральная» точка зрения, которая и является официальной.

Заключение

На этом вопрос о том,чем знаменит Иван Сусанин, можно считать исчерпанным. Этот человек оставил богатое наследие для потомков. Его история использовалась для разных целей, и хотя восстановить её во всех деталях уже невозможно, большая часть тех событий уже довольно подробно изучена учеными. Остальное лишь дело времени, когда останки пропавшего крестьянина все-таки найдут покой.

Иван Сусанин — крестьянин Костромского уезда, известен в русской истории как спаситель жизни царя Михаила Федоровича от польских интервентов.

Более или менее определенных и достоверных сведений о жизни этого героя из народа почти не сохранилось. В результате исторических исследований известно, что Иван Сусанин был старостой села Домнина Костромского уезда родовой вотчины бояр Романовых, в котором некоторое время после избрания на престол жил молодой царь Михаил Федорович вместе со своею матерью, Марфой Ивановной.

Как только распространилась весть об избрании на царство вместо королевича Владислава представителя русского боярского рода, уезд наводнили польско-литовские отряды, которые искали нового царя, чтобы его убить. Один из таких отрядов в окрестностях Домнина хватал встречавшихся по пути поселян, при помощи пыток стараясь выведать точное местопребывание Михаила Федоровича. В числе схваченных был и Сусанин, который как староста Домнина и доверенный человек своего боярина один знал о точном местопребывании царя.

В дальнейшем история имеет две версии. Более известная из них гласит, что Сусанин, после пыток, взялся быть проводником отряда, но завел его в противоположную от Домнина сторону, послав перед уходом своего зятя Богдана Сабинина к Михаилу Федоровичу с советом укрыться в Ипатьевском монастыре. Только на следующий день Сусанин открыл полякам, заведенным в дремучие лесные чащи, свой обман, за который и был после пыток ими "изрублен в мелкие куски". Эта версия малодостоверна, так как все пытки и смерть Сусанина, в некоторых источниках описанные с различными деталями, никому не могли быть известны, тем более что по этой же версии погиб и весь польско литовский отряд, заблудившийся в лесных дебрях.

По другой, более достоверной версии, Сусанин просто отказался что либо сообщить, в то же время послав своего зятя с предупреждением и советом к Михаилу Федоровичу. Тогда крестьянина после пыток "замучили до смерти" не в глухом лесу, а в селе Исупове в присутствии многих поселян, для устрашения последних. Смерть Ивана Сусанина произошла в 1613 году.

Сохранилось известие, что по восшествии на престол Михаил Федорович велел перенести тело Сусанина из Домнина, где были погребены его останки, в Ипатьевский монастырь.

В 1619 году Богдан Сабинин за подвиг тестя был пожалован от Михаила Федоровича грамотой и получил половину деревни Деревнищи близ Домнина.

Историки насчитали по меньшей мере 70 героев, повторивших подвиг костромского крестьянина. Среди них замученный до смерти поляками Никита Галаган, который в ходе восстания Богдана Хмельницкого (1648-1654) завел польский отряд в устроенную казаками ловушку. После Октябрьской революции орденом Красного Знамени был награжден сибирский крестьянин Федор Гуляев, который завел в непроходимые болота белогвардейский отряд; при этом герой получил и новую фамилию — Гуляев Сусанин.

В 1942 году, во время Великой Отечественной войны, 83-летний колхозный сторож Матвей Кузьмин , предупредив через внука воинскую часть Советской армии, вывел гитлеровский лыжный батальон 1 й горнострелковой дивизии к засаде в деревне Малкино под пулеметный огонь советских войск. За этот подвиг Кузьмин был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.