Кельтские поселения.

Адрес: Нижний Новгород , ул.Алексеевская, 29/25 Телефон: 419-37-68

Время работы: 10.00 — 01.00, птн 10.00 — 02.00 сб 12.00 – 02.00 вск 12.00 – 01.00 (Кухня с 12.00 до 00.00)

Одной строкой: Хобгоблин, Белхавен, Гримберген, Шоколад стаут доброжелательно, уютно

Про ирландский паб «Кельтский дом « я могу написать не много, был здесь всего несколько раз. Но и умолчать о таком уютном клубном заведении будет преступлением перед гостями Нижнего Новгорода, да и перед некоторыми жителями, любящими хорошее вкусное пиво . Этот арт паб, с моей точки зрения, похож на модные нынче «семейные» моно кафе и привлекает, в первую очередь, атмосферой. Ассортимент пива не очень широк, зато, что называется, эксклюзивен. Это заведение еще называют иногда «Шемроком», в виду того, что оно имеет отношение к бару «Shamrock», которое когда-то давным-давно было на Покровке (тут не далеко) «под кинотеатром» Орленок.

Актуальный набор пива и время работы (слегка плавает) смотрите в «ВКонтакте»: http://vk.com/celtic_pub.

UPD 2016 Паб «реинкарнировал» в «29/25». По большому счету, ничего не изменилось. Набор пива примерно тот же: бывают интересные сорта, которые редкие для НН. Чуть-чуть обновилась обстановка и, похоже, кухня. Но… в общем, может нам просто не повезло, все, то есть совсем все, было жутко переперчено. Пока не решаемся еще раз проверить, хотя бутылочку «харвестоуна» можно бы зайти, выпить.

Кельтский дом: Шемрок

В первых же строках ответим «за пиво» . Здесь мы познакомились с « » и «Double chocolate stout», за что премного благодарны. Крайний раз пили «Belhaven» и «Hobgoblin», а вообще, как я понял, в последнее время этот irish pub тяготеет к продукции английской пивоварни “Wychwood” (Вичвуд). Что можно сказать, пиво, однозначно, вкусное. Замечу, правда, что выпил кружку «Хобгоблина» в другом ирландском пабе Нижнего Новгорода « », а потом в «Кельтском доме» и они показались разными. Не могу точно сказать, где лучше — там ярче горечь, здесь мягче вкус. С учетом того, что перед этими пабами мы пили в « » «ихнее» сладковатое пиво, чуть больше предпочтений в тот вечер я бы отдал «хобгоблину» в harat’s, но на объективность не претендую.

Какие еще сорта появляkbcm в «домике»: Гинесс, Смисвикс, Мальц энд Хопфен…

Белхавен бэст мне почему-то не глянулся, мой выбор – более яркие вкусы. «Страшилу» пока нигде, кроме как в «кельтском доме», не встречал, но и здесь еще не заценил. Dark Age покупал в магазине пенных напитков «Белое и черное» и второй раз «встретил» его в этом паб-клубе. Так что, кому хочется редкого на нижегородских просторах пива, можете попробовать обнаружить таковое в ирландском пабе на Алексеевской. Причем, цена на этот импорт чуть-чуть ниже (290 рублей), чем в «харатс пабе» или, к примеру, в «юнион джеке».

Обстановка, повторюсь, здесь клубная , неформальная. Два небольших зала в полуподвале (или, по другому, в цоколе) вместят, наверное, до 50 человек. Стены украшены бирдекелями, шарфами, дартсом и прочей «артибутикой». В данном случае, проще посмотреть фото, которые мы сделали в пабе.

Еда вкуснее , чем в ирландском пабе на Варварке. (Невольно получается сравнивать именно с «harat’s pub»ом, так как оба называют себя ирландскими:) и пересекаются немного пивным меню. Гренки за 150, супы от 180. Для пивного бара не дорого. Есть «пивная» и «мясная» тарелки на компанию за 550 и 450 рубликов. Особо много здесь не кушали, все таки заходим сюда именно за пивом:), так что и рекомендовать, и отговаривать по поводу «поесть», не буду.

Я не любитель такого время препровождения, но нужно отметить, что в «Кельтском доме» периодически проводят ирландские «вечеринки» с танцами и живой музыкой. Подробнее можно прочитать в группе «вконтакте» vk.com/celtic_pub, что там намечается, если соберетесь посетить это место.

ИТОГ . Продолжим следить за тем, какое пиво появляется в «ирландском домике» и будем заходить, познакомиться с новыми, для нас, сортами. Ну и вариант, зайти после того, как посидели, покушали в каком-нибудь кафе на Большой Покровской, за вкусным пивом, так же не отменяется.

Где находится паб-клуб

Кельтский дом находится на пересечении улиц Алексеевская и Грузинская. Ближе всего находятся остановка маршрутки номер 4, когда она двигается к площади Минина или трамвайная на Большой Покровской. Не так уж далеко идти и от Варварской, с одноименной остановки.

На самом деле, недалеко от любой площади «центрального нижегородского треугольника»: Горького, Минина и Пожарского, Свободы. Маршруты, проходящие через Варварку или Алексеевскую:

  • Трамваи 1, 2, 21
  • Автобусы 1, 3, 38, 40, 58, 61
  • Троллейбусы 13, 17, 31, 9
  • Маршруткит34, т4, т41, т47, т51, т6, т60, т7, т71 (Каргин), т72, т85, т97, т98
  • Ок. 800 г. до н. э. — устоялся кельтский уклад жизни.
  • 390 г. до н. э. — кельты разрушают часть Рима.
  • Ок. 279 г. до н. э. — кельты (галлы) нападают на греческий храм в Дельфах и подвергают его разграблению.
  • Ок. 278 г. до н. э. — появление кельтов в Малой Азии.
  • 58-51 гг. до н. э. — римский военачальник Юлий Цезарь покоряет кельтские племена в Галлии (современной Франции).
  • 343 г. н. э. — завоевание Британии римлянами.

Расселение кельтов

Существовало много кельтских племен. Они имели схожий язык и уклад жизни. Он сложился примерно к 800 г. до н. э. в местечке Гальштате (современная Австрия). Мало-помалу кельты расселились на большей части Европы, основав свои поселения в покоренных ими землях. Одно племя осело даже на полуострове Малая Азия (территория современной Турции).

Завоевание кельтов римлянами

Праздники кельтов

В честь победы в битве воины устраивали большой праздник. Их развлекали поэты-музыканты (барды), которые декламировали поэмы о храбрых деяниях кельтских героев и играли на арфах. На праздниках присутствовал вождь (военачальник) кельтского племени. Присутствующие ели жареных на вертеле поросят и пили вино из фляг.

Единственной чертой вероучения друидов, известной античным авторам, была вера друидов в бессмертие души. Диодор отождествляет ее с пифагорейским учением:

«У них [кельтов] распространено мнение Пифагора, по которому души людей бессмертны и по истечении определенного количества лет снова возвращаются на землю, проникая в другие тела».

В начале I в. н. э. римский писатель Валерий Максим передавал рассказ о том, что кельты были настолько убеждены в бессмертии человеческих душ, что одалживали друг другу деньги, которые будут выплачены в Другом Мире.

«Я бы назвал их безумными, – писал Валерий Максим, –если бы эти одетые в штаны варвары не верили в то же самое, во что верил грек Пифагор».

1) Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне.

Страбон говорит о существовании бардов и филидов:

«У всех галльских племен, вообще говоря, существует три группы людей, которых особенно почитают: барды, предсказатели и друиды. Барды – певцы и поэты; предсказатели ведают священными обрядами и изучают природу; друиды же вдобавок к изучению природы занимаются также и этикой»(1).

Положение бардов было более скромным, но зато и более устойчивым. В Ирландии барды не обладали политическим влиянием, но зато христианизация Ирландии никоим образом не ухудшила их положение. Барды как были, так и остались поэтами, певцами, музыкантами.

Третья категория служителей культа – филиды (в Галлии такое же общественное положение занимали ваты). По некоторым версиям, филиды составляли отдельный орден, некогда отделившийся от ордена друидов. Само слово «филид» означает «ясновидец». Основной их функцией было прорицание и совершение жертвоприношений. Кроме того, филиды были законоведами и государственными мужами, поэтами и рассказчиками, а в качестве знатоков топографии и родословных Ирландии они занимали место ученых-историков при всех королевских и княжеских дворах. В Ирландии филидам принадлежала судебная власть. Под именем судей-брегонов они упоминаются в Ирландии вплоть до XVII в. Закон, по которому судили филиды, был традиционным и передавался без помощи письменности. Во главе филидов стоял единый начальник, называвшийся риг-филид. Один из риг-филидов, Дубтах, сыграл важную роль во введении христианства в Ирландии. В 438 г. на съезде влиятельных людей и священнослужителей Ирландии, где было решено уничтожить в народных обычаях все несовместимое с христианством, именно Дубтах рассказывал об ирландских законах. Филиды заключили союз с епископатом, что позволило им сохранить свое значение и после введения христианства(2).

Положение женщин

О положении ирландских женщин нам известно из сборников законов, согласно которым женщина наравне с мужчиной могла заключать договоры от своего имени, обращаться в суд, наследовать имущество.

2) Надежда Широкова. Мифы кельтских народов

Женщине, как и мужчине, полагался выкуп за нанесенное оскорбление и определялась «цена чести» - в зависимости от ее общественного положения. Женщины имели право не только выбирать себе мужа, но и разводиться по собственной инициативе, а после развода - возвращать свое имущество, которое в браке считалось общим для обоих супругов. По свидетельствам античных авторов, точно так же могли выходить замуж и разводиться галльские женщины. Одобряемых обществом причин для развода было много: например, если муж не мог исполнять супружеский долг или был слишком толстым и неуклюжим. Если же мужчина не мог иметь детей, то женщине позволялось общаться с другими мужчинами в целях продолжения рода, а потом возвращаться к супругу, который по закону считался отцом ребенка. Развод одобрялся и в случае, если мужчина был излишне болтлив и рассказывал о своей жене то, что другим знать не полагалось. Правда, и мужчины смело могли требовать развода, если жена изменяет, избавляется от нежеланного прибавления в семействе, ворует, если она не может выкормить ребенка молоком или плохо выполняет хозяйственные обязанности.

Ирландские законы признавали десять одобряемых разновидностей сожительства. Выходить замуж женщине разрешалось с 14 лет, и она могла выбирать любой вариант брака. Например, был так называемый «союз с приходящим мужчиной», что-то вроде того, что в наши дни условно называется гостевым браком, когда мужчина время от времени приходит к женщине с разрешения ее родственников, хотя согласие рода на общение женщины с мужчиной было не обязательным. Вполне законным считался брак, при котором женщина уходила к мужчине без разрешения родственников, и брак, при котором женщину тайно от родственников похищал возлюбленный (1).

Как сообщают источники, галльский мужчина мог иметь несколько жен, одна из которых была главной.

Противоестественным считалось изнасилование, за которое полагалось серьезное наказание, и союз двух умалишенных.

Хотя как считают историки, несмотря на равные права в теории, на практике ведущую роль в обществе играли мужчины: как это бывало в любом обществе во все времена - одно дело иметь права и другое - или воспользоваться. И тем не менее кельтские женщины мало в чем уступали мужчинам (2).

2)

У древних бриттов власть доставалась мужу царицы, и кто в данный момент являлся ее мужем, тот и считался царем. А кто будет мужем - решала она сама. Для древних бриттов, ирландцев, а возможно, и для остальных кельтов сама идея того, что королем можно стать, женившись на королеве, была вполне приемлемой, иногда дело доходило до гражданский войны за право быть супругом царицы. Но исторических примеров подобного рода немного.

Кельтские женщины были неустрашимыми воительницами.

Римский историк Аммиан Марселин писал: «Целая армия врагов не могла совладать с одним кельтом, если он призывал на помощь свою голубоглазую жену, обладающую огромной силой» (1).

Диодор Сицилийский в «Исторической библиотеке» отмечал, что у кельтов

«жены не только ростом одинаковы с мужчинами, но и подобны им духом».

В Ирландии только в VII веке, когда христианство уже прочно укоренилось, в сводах законов появился запрет для представительниц так называемого слабого пола участвовать в сражениях. Этот запрет нам известен благодаря «Закону Адомнана», где в довольно мрачных тонах описывается женщина-воительница недавнего прошлого (2):

«Вот работа, которую должна была исполнять лучшая женщина, - идти в битву, на поле битв, на собрания и в военный лагерь, на поединок и в ополчение ранить и убивать. На одном плече она несет сумку с едой, а на другом - свое дитя. Деревянное копье висело у нее за спиной. Тридцати футов длиной было оно, на одном конце его помещался железный крюк, которым она хватала за волосы другую женщину из войска противников. Ее муж стоял за ней и держал в руках палку, подгоняя жену в битву. Ибо в то время головы женщин и две их груди брали как трофеи».

Известны имена женщин-полководцев. Самая знаменитая из них - Боудикка, правительница бриттского племени икенов, обитавших на восточном побережье острова Британии, в 60–61 гг. н. э. возглавила антиримское восстание.

1)Кельты анфас и в профиль. Анна Романовна Муратова

2) http://www.bratishki.ru/v3/1/kelts/45kelt

Началась ее история с того, что она стала женой царя Пратсотага. После смерти мужа царица сама стала править икенами, и вот тут-то и начались большие неприятности. Покойный Пратсотаг перед смертью завещал свое царство римскому императору, полагая, что представители римской администрации будут на его стороне и поддержат двух его дочерей, которые, по замыслу царя, и должны были управлять его народом. Отметим тут же, что для бриттов, как и для других кельтов, сама мысль, что власть можно завещать дочерям, а не родственникам мужского пола, была вполне естественной и ни у кого из местных не вызывала вопросов. Римляне власти дочерей правителя не признали. Они немедленно конфисковали земли у местной знати и жестоко поглумились над вдовой и дочерьми царя. Девушек изнасиловали, а саму Боудикку высекли плетьми. Такого обращения женщины не стерпели, и Боудикка возглавила восстание против римлян. Вот как Тацит рассказывает о ее пламенных речах:

«Боудикка, поместив на колеснице впереди себя дочерей, когда приближалась к тому или иному племени, восклицала, что британцы привыкли воевать под предводительством женщин, но теперь, рожденная от столь прославленных предков, она мстит не за потерянные царство и богатства, но как простая женщина за отнятую свободу, за свое избитое плетьми тело, за поруганное целомудрие дочерей. Разнузданность римлян дошла до того, что они не оставляют неоскверненным ни одного женского тела и не щадят ни старости, ни девственности. Но боги покровительствуют справедливому мщению: истреблен легион, осмелившийся на битву; остальные римляне либо прячутся в лагерях, либо помышляют о бегстве. Они не выдержат даже топота и криков столь многих тысяч, не то что их натиска и ударов. И если британцы подумают, сколь могучи их вооруженные силы и за что они идут в бой, они убедятся, что в этом сражении нужно победить или пасть. Так решила для себя женщина; пусть же мужчины цепляются за жизнь, чтобы прозябать в рабстве» (Тацит, Анналы, 35).

Разумеется, после такого обращения мужчины хватались за оружие. По описаниям античных историков Боудикка производила сильное впечатление: высокий рост, громкий голос, устрашающий облик, густые ярко-рыжие волосы, достигавшие бедер, - чем не богиня войны?(2).

1) Геннадий Левицкий. В плену страстей: женщины в истории Древнего Рима.

(на http://www.istorya.ru/book/womenofrome/index.php )

2) http://www.bratishki.ru/v3/1/kelts/45kelt

Боудикка - королева иценов.

Британцы «под предводительством женщины царского рода Боудикки (ведь применительно к верховной власти над войском они не делают различия между полами) все как один поднялись против нас, – повествует Тацит. – Истребив рассеянных по заставам воинов и захватив приступом крепости, они ворвались в колонию, видя в ней оплот поработившего их владычества римлян, и, упиваясь яростью и своим торжеством, расправились с побежденными, не упустив ни одной из жестокостей, какие только в ходу у варваров».

Захватывая римские города, бритты мстили, зверски издеваясь над римскими женщинами, платя за унижение предводительницы, в потом совершали жертвоприношения богине Андрасте (1).

Светоний собрал всех, кого можно поставить в строй, и решился дать сражение Боудикке.

«В его распоряжении оказались четырнадцатый легион с вексиллариями двадцатого и подразделения вспомогательных войск из размещенных поблизости – всего около десяти тысяч вооруженных» (2).

1) http://www.bratishki.ru/v3/1/kelts/45kelt

2)Тацит "Анналы". Книга XIV.(на http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Tacit/10.php)

Очень небольшие силы, но у римлян не было иного выхода, кроме как победить. На этот раз им предстояло сражаться не за родину или за добычу, а за собственные жизни.

«Столь же стремительным был натиск воинов вспомогательных войск; ринулись на неприятеля и всадники с копьями наперевес, смявшие преграждавших им путь и оказывавших сопротивление. После этого остальные враги обратились в бегство, которому, однако, мешали расставленные повсюду и загромождавшие проходы телеги. Наши воины истребляли противника, не щадя и женщин; к грудам человеческих тел добавлялись и трупы пронзенных дротиками и копьями лошадей. Одержанная в тот день победа не уступает в блеске и славе знаменитым победам древности. Ведь было истреблено, как утверждают некоторые, немногим менее восьмидесяти тысяч британцев, тогда как мы потеряли около четырехсот убитыми и не намного более ранеными. Боудикка лишила себя жизни ядом»(1).

Воспитательство и побратимство

Типичной чертой кельтского общества было воспитательство. Оно также существовало в гэльской Шотландии до XVIII века как общепризнанный обычай. Сыновей из семей мелкой знати обычно посылали жить и воспитываться в дома более могущественных аристократов; здесь их учили основам военного дела и всему остальному, чем следовало владеть знатному человеку. Это давало господину дополнительную власть над клиентами – ведь под его контролем были их сыновья. В древнеирландской традиции связь между приемным сыном и приемным отцом была особенно близкой и искренней, а отношения между теми, кто воспитывался вместе, считались почти священными (2).

Об обычае воспитательства Цезарь говорит: «В остальных своих обычаях они отличаются от прочих народов главным образом тем, что позволяют своим детям подходить к себе при народе не раньше достижения ими совершеннолетия или воинского возраста и считают неприличным, чтобы сын в детском возрасте появлялся на публике при отце»(3).

Ребенок, отданный на воспитание, возвращался к своему отцу только после окончания обучения и, естественно, не мог в это время сопровождать его на публике. Девочек также посылали к приемным родителям, где они учились шить и вышивать.

1)Тацит "Анналы". Книга XIV.

3) Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне.

Мальчиков учили плавать, ездить верхом, пользоваться пращой и играть в такие игры, как фидхелл и брандуб. Плата приемным родителям могла быть разной в зависимости от ранга самого ребенка. В Ирландии мальчиков, очевидно, возвращали родителям в возрасте 17 лет, в то время как девочки отправлялись домой в 14 лет. Приемные дети были обязаны поддерживать своих приемных родителей в старости. Связь между детьми, воспитанными в одном доме, была очень близкой.

Хозяйственная деятельность

Экономической базой кельтского общества были земледелие и скотоводство.

Возделывались все виды зерновых - пшеница, ячмень, рожь и овес. Кроме того, культивировались свекла и репа, лен, конопля, затем лук, чеснок, некоторые виды овощей и растения, необходимые для получения красителей. С середины II в. до н.э. началось возделывание винограда и оливок(1).

Зерно хранилось в особых складских ямах, вырытых в земле по соседству с домом или прямо во дворе. Переработка зерна в муку начиная со II в. до н.э. производилась на вращающихся мельницах небольших размеров, состоящих из двух круглых жерновов.

Вспашка производилась плугом с железным треугольным лемехом, охватывавшим дерево ползуна двумя загнутыми полукруглыми лопастями. У серпов, также железных, сначала лезвие и черешок составляли одну дугу, но в дальнейшем черешок был отогнут под углом к лезвию.

Из зерновых возделывали главным образом ячмень, из которого варили кашу, пекли хлеб и приготовляли пиво. Аристократия использовала хлеб в небольших количествах.

Афиней упоминает о гастрономических предпочтениях кельтов:«Пища их – немного хлеба и много мяса, вареного и зажаренного на углях или рожнах… Те из них, что живут по рекам и по побережью внутреннего и внешнего моря, питаются печеной рыбой, приправляя ее солью, уксусом и тмином».

Земледелие в Галлии приносило значительные доходы и страна считалась богатой(2).

1)Ян Филипп Кельтская цивилизация и её наследие (на http://lib.rus.ec/b/181099/read ).

2)Энн Росс Кельты-язычники. Быт, религия, культура

Кельтское понятие собственности на землю во время экспансии означало коллективную оккупацию вновь занятой земли. Эта завоеванная земля делилась между племенами, а затем внутри племени(1).

Соотношение между собственностью на землю кельтов, с одной стороны, и коренного населения, с другой, нам не известно. Однако несомненно, судя по археологическим материалам, что коренное население продолжало вести хозяйство на своей прежней земле, хотя результаты его труда, по крайней мере частично, служили экономической базой господствующего слоя. Можно сделать заключение, что пришлые кельты на части земли вели хозяйство сами; об этом свидетельствуют и признаки перемещения населения внутри страны.

Границей между племенами (особенно в Галлии) были пустопорожние земли, понятие границы отождествлялось с понятием пустыря или леса. Такие пограничные области между племенами служили также местом общих собраний или торговых сделок

Французский ученый Г. Губерт предполагает, что на западе существовали два типа собственности: пахотная земля, принадлежащая семье, и пахотная земля, принадлежащая общине в целом. В Ирландии земля долго принадлежала племени, которое и разделяло ее между семьями. В Галлии незадолго до римского завоевания большая часть земли принадлежала знатным собственникам.

Некоторые поля были точно определены или огорожены, другие оставались открытыми; размеры их различны. В особенности в Британии и Ирландии был распространен обычай окружать земельные участки рвами или различными заборами. Систему разделения земли на отдельные поля и клинья часто называют кельтской, хотя она возникла гораздо раньше кельтов(2)

Важную роль играло скотоводство, которое в некоторых областях, например, в гористых районах Рейна или в Ирландии, имело первостепенное значение. Большую часть года стада паслись на лугах и пастбищах, летом перегонялись на более высокие места. Разводились главным образом свиньи, крупный рогатый скот, овцы и лошади.

1)Энн Росс Кельты-язычники. Быт, религия, культура

2)

Свиноводство базировалось на наличии дубовых зарослей. Однако и охота на диких вепрей, кабанов (наряду с охотой на оленей и других диких животных), была весьма распространена; зубы кабанов, обычно окованные и обработанные в виде подвесок, являлись гордостью и украшением знати и клались в могилу.

Сравнительно широко в Галлии было распространено овцеводство. Шерсть кельтских овец славилась даже в Риме. Выращивалось также много лошадей; согласно Тациту, галльская конница высоко ценилась еще в римскую эпоху. Галлия снабжала римские армии на Рейне как тягловыми, так и верховыми лошадьми(1).

В Ирландии скотоводство занимало главное место в хозяйстве. Господствовал крупный рогатый скот, как правило, составлявший 90-97 % в домашних стадах. Древнего ирландца связывали с его скотом особого рода узы. При отдаче скота в долг требовалось потом возвратить именно этих животных и никаких других, хотя бы равных им по качеству.

Стада принад­лежали «большим семьям» и включали в себя максимум несколько десятков животных. Только у вождя племени их могло быть до сотни. А на тысячи считали лишь при уплате ежегодной дани одного королевства другому.

Тип скотоводства можно охарактеризовать как переходное от полукочевого отгонного к осед­лому загонному или полустойловому, когда животные почти все время находятся под откры­тым небом при беспривязном их содержании.

Количество скота определяло и социальный статус человека, головы домашних животных выполняли некоторые функции денег. Первона­чальной формой дани вождю являлись тоже подношения либо скотом, либо продуктами скотоводства.

В древней ирландской литературе 14 отдельных повестей посвящены рейдам грабителей чужого скота и героям отстаивания собственного. В других сагах похищения скота тоже занимают почетное место. Из-за подобных событий часто возникали войны(2).

1)http://www.ref.by/refs/33/31748/1.html

2)В. Г. Безрогов Скотоводство в Древней Ирландии(на http://ocrtxt.narod.ru/ ).

Дома.

Большая часть кельтского населения жила в деревнях среди полей.

Дома строились из дерева и крылись соломой. Кельтские дома в плане были круглыми или прямоугольными. Круглые дома предпочитали в Западной Европе: они были обычными в Испании и Португалии. Круглые дома мы находим в Британии и Ирландии. В ирландских текстах упоминаются и прямоугольные постройки, однако можно думать, что речь идет о ритуальных строениях, в то время как обычный дом был круглым. Однако большой королевский зал, судя по всему, все-таки был прямоугольным(1).

Кельтский круглый дом .

Есть данные и о том, что ирландские дома были двухэтажными. На уровне верхнего этажа была какая-то комната или закрытый балкон, выдававшийся наружу. Его называли «солнечная комната», «светлица». В ней размещались женщины, и она, возможно, была расположена впереди, над общей жилой комнатой. Здесь женщины проводили время.

В Шотландии и Ирландии кельты строили жилые дома сухой кладкой, с двойными стенами, промежуток между которыми заполнялся мелкими камнями. В болотистых низменностях Ирландии они воздвигали большие избы и на искусственных островах, укрепленных деревом и камнем(2).

Страбон пишет о белгах: «Что же касается их домов – больших и куполообразных, – то они строят их из досок и плетней, набрасывая наверх массу тростника».

    Монгайт А.Л. Археология Западной Европы.

Внутренняя обстановка таких кельтских домов должна была быть чрезвычайно грубой. Мебель была редкостью. Античные авторы говорят о сундуках. В круглых домах очаг располагался в центре комнаты, а в центре камышовой крыши было отверстие, через которое выходил дым. Над огнем висел огромный котел, подвешенный к матице дома; в нем варили мясо. Вдоль всей стены такого дома шли своеобразные отсеки, вроде спальных отделений. Вероятно, если нужно было уединиться, то такое отделение можно было закрыть от остального зала ширмой, тканью, кожей или плетеным экраном. Галлы спали вместе в таких отсеках и зачастую на полу(1).

Вот что пишет Диодор Сицилийский:

«В обыкновении у них спать прямо на земле на звериных шкурах, перекатываясь вместе с возлюбленными, которые находятся и с той и с другой стороны(2)».

Знатные люди сидели каждый в своем отсеке: там они обедали в окружении своих слуг и избранных дружинников.

Афиней, цитируя Посидония описывает такую обстановку:

«Кельты… принимают пищу за деревянными столами, под которые подкладываются охапки сена, так чтобы они лишь немного возвышались над землей… Когда обедают большой компанией, усаживаются в круг, а в середину, как предводитель хора, садится самый влиятельный, превосходящий всех или военным умением, или знатностью, или богатством. Рядом усаживается гость, а затем по обе стороны, согласно своему достоинству, занимают места остальные. Позади них становятся телохранители с длинными щитами, а напротив, усевшись в круг по примеру господ, пируют копьеносцы».

Резиденция ирландского аристократа была достаточно мощной постройкой, которая включала в себя укрепленную ограду, парадную лужайку снаружи ограды; она, возможно, была и домашним пастбищем, и площадкой для военных игр и спортивной тренировки. Внутри ограды находилась собственно резиденция короля или аристократа и другие значительные постройки из дерева: жилища слуг, сараи и так далее.

    Энн Росс Кельты-язычники. Быт, религия, культура

2) Диодор Сицилийский. Историческая Библиотека. Книга 5.

Основа ирландских домов, как и в других частях кельтского мира, была деревянной, причем деревянные планки клались внахлест; применялось и плетение из ивовых прутьев. Крышу поддерживали столбы, которые зачастую были украшены сложной резьбой. Снаружи имелись большие ворота и домик привратника, который следил за посетителями.

Кельтские города и укрепления

Римляне называли галльские города оппидумами, а сами кельты дунумами. "0ппидум" означал первоначально укрепленное место, защищенное валом - стеной и рвом; обычно они были расположены на возвышенных или мало доступных местах. В научной литературе отдельных стран этим названием пользуются для обозначения укрепленных мест самого различного характера; иногда под ним подразумевают места, служащие убежищем (рефугиум) для населения всей области во время грозящей опасности, а иногда постоянно населенные, отожествляемые с понятием города(1).

В опподиумах - центрах местных округов и племен - обычно обосновывались правители, здесь находились капища и священнодействовали жрецы. Эти города были также центрами экономической жизни, где ремесленники и торговцы играли ведущую роль (хотя большую часть населения и составляли в них земледельцы, обрабатывающие прилегающие земли, однако по соображениям безопасности жившие в городе).

В "Записках о галльской войне" Цезарь отмечает важную роль "оппидумов", галльских городов, где его войска могли получить провиант, расположиться на зимние квартиры, а также укрыться при отступлении. В тоже время именно здесь местные племена оказывали наибольшее сопротивление и, следовательно, падение оппидума решало судьбу всего племени(2).

Цезарь покорил несколько сот галльских городов. Если даже эта цифра несколько и преувеличена, число городов в Галлии тем не менее было значительным.

Отдельные племена имели несколько оппидумов, у гельветов их было 12, из которых лишь некоторые были очень крупными. В Галлии существовали не менее 200 оппидумов.

2) http://www.inomir.ru/civilization/celts/53015.html

Среднеевропейские оппидумы отличаются более крупными размерами. Некоторые из них представляли собою важные укрепленные центры с мастерскими и собственными монетными дворами и основывались в местностях, где были ископаемые богатства, железная руда или графит. Другие оппидумы имели в первую очередь стратегическое значение(1).

Оппидум Тарадо. II-I вв. до н.э. Франция

Археологи раскапывают великолепные «города» площадью 100–200 га. Таков, например, Бибракт (Бибрактис), занимавший площадь в 135 га. В нем был квартал для состоятельных людей, один из жилых домов которого, например, насчитывал 1150 м2 и состоял из 30 комнат. В другом доме найдена отопительная система, находящаяся под полом. Другой квартал был гражданским и деловым центром, третий - священной частью города. Найдено там и огромное количество мастерских - литейщиков, кузнецов и др. Стены, окружавшие Бибракт, поднимавшиеся в высоту на 5 м, имели 5 км в окружности. С внешней стороны находился ров шириной 11 м и глубиной 6 м. Город был уничтожен римлянами в I в. до н.э (2).

Ж.М. Рагон описывает его так:

«Бибрактис, матерь наук, душа древних народов в Европе, город, равно знаменитый своим священным училищем друидов, своей цивилизацией, своими школами, где 40 000 студентов изучали философию, литературу, грамматику, юриспруденцию, медицину, оккультные науки и т.п.

1) Ян Филипп Кельтская цивилизация и её наследие.

2) http://www.manwb.ru/articles/history/old_civil/GenesisKelt_AnnKriv/

Соперник Фив, Афин и Рима, он обладал амфитеатром, окруженным колоссальными статуями, храмами Януса, Плутона, Юпитера, Кибелы, Анубиса и др., фонтаны, валы, построение которых относится к героическим векам...»