Кирпотин разочарование и крушение родиона раскольникова читать. Теория родиона раскольникова и ее крушение


Ф. М. Достоевский – величайший гуманист девятнадцатого века. Словно пророк, он переживал тревожное чувство ожидания катастрофы. Он яснее видел, чем его современники, что ожидает мир, если люди не будут следовать в своих поступках и помыслах идее христианской любви к ближнему. Он яснее, чем «обычные люди», видел, к чему придёт мир, если каждый будет руководствоваться во всём чувством гордости и неуёмной жаждой справедливости.

«Преступление и наказание» - роман – предупреждение всем, кто попытается перестроить мир в соответствии со своими идеалами. Это произведение о России, переживающей эпоху социальных сдвигов и нравственных потрясений, о герое, «вместившем в грудь свою все страдания, боли и раны своего времени». Глубокий психолог, Достоевский исследует те изменения, которые происходят в душе убийцы, реалистически показывает, какие последствия ожидают человека, нарушившего не столько юридический закон, сколько нравственный – одну из христианских заповедей: «не убий».

Какое нравственное крушение может потерпеть человек, оправдывающий убийство высокими и благими целями возведения прекрасного здания будущего всего человечества? Какое горькое разочарование ожидает того, кто решил, что он, как сильный мира сего, может распоряжаться чужими судьбами на пути к светлому будущему? Именно эти нравственные и философские вопросы ставит писатель, создавая образ главного героя.

Главным героем романа является бывший студент Родион Романович Раскольников – неординарный человек, который хочет решить проблему несправедливого устройства мира. В самом начале романа мы узнаём, что у молодого человека зародилась идея покушения на старуху – процентщицу. Раскольников испытывает ненависть и отвращение к вредной и ничтожной, с его точки зрения, старушонке, наживающейся на чужом горе и нищете. Доведённый до отчаяния тяжёлым материальным положением, он становится пленником своих помыслов. Будущий юрист создаёт теорию о разделении людей на два разряда. «Обыкновенные» люди представляют собой лишь материал для зарождения себе подобных. «Необыкновенные» могут позволить своей совести переступить через кровь, через закон во имя нового, лучшего. Убийство ростовщицы – это проверка теории на практике. Молодой человек хочет узнать, к какому разряду людей относится он сам. Он стремится понять, кто он: «тварь дрожащая», «вошь» или «великий человек», который «право имеет» переступить через закон и «устранять препятствия» на пути достижения своих великих целей?

Весь месяц от убийства до признания проходит для нашего героя в непрерывном напряжении, в непрекращающейся ни на секунду борьбе с самим собой. Молодой человек не рассчитал своей «натуры», вступившей в противоречие с идеей о праве сильного поступать по своему усмотрению.

Совершив убийство, Раскольников отступил от Бога, а значит, предал себя Дьяволу, погубил свою душу, и в этом главное его крушение, хотя поначалу его терзают муки от сознания того, что он, «тварь дрожащая», не должен был кровавить топор. Наказания убийцы – это не каторжные работы, а невыносимые нравственные терзания, муки совести. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» - в отчаянии признаётся он Соне Мармеладовой. Долгое время, вплоть до каторги, да и на ней самой, Раскольников испытывает ощущение жизненного краха, но не разочарование от ложности своей теории. Он верит в истинность своей идеи «права сильного».

Именно Соня Мармеладова смогла научить героя милосердию, всепрощению, состраданию. Благодаря Соне, он преодолел свой первый грех – гордость. Нелегко даётся духовное воскресение Раскольникову. Душа шаг за шагом освобождается от власти бесчеловечной идеи, оправдывающей убийство, но гордый ум упорствует в верности помыслу.

Только на каторге после пророческого сна Раскольников становится свободен от дьявольского наваждения вершить суд над миром. Сон о трихинах – картина мира, погружённого в хаос, - поистине напоминает Апокалипсис. В людей вселяются микроскопические существа, наделённые умом и волей, и обитатели земли становятся «бесноватыми». Безумие людей заключается в том, что каждый уверен в своей правоте: «никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований». Утрачен критерий добра и зла: «не знали, кого обвинять, кого оправдывать». Бессмысленная злоба, жестокие убийства, нескончаемые войны, людоедство, пожары, голод – мир на грани катастрофы. Этот сон помог понять герою истину любви к ближнему и принять правду Сони, которая убеждена в том, что никто не имеет права решать, кому жить, а кому умирать. Духовное возрождение Раскольникова происходит вместе с осознанием любви к Соне, пожертвовавшей собой ради ближних.

Итак, крушение ложных жизненных установок героя и разочарование в своей теории о разделении людей на «имеющих право на насилие» и «тварей дрожащих» происходит под влиянием правды Сони, которая всегда в своих поступках руководствуется христианской любовью к ближнему.

Тема сочинения: «Теория Родиона Раскольникова и её крушение».
Тут дьявол с Богом борется,
а поле битвы – сердца людей
Ф.М. Достоевский
«Братья Карамазовы».

Роман Достоевского «Преступление и наказание» - одно из сложных творений, но не менее самое читаемое произведение мировой литературы.
Погружаясь в идейный мир этой книги, находишься в некотором напряжении, в какой – то неизвестности, невольно ощущаешь запутанность действий от быстрой смены сюжетных картин. Достоевский заставляет нас прочувствовать и пережить все эти события, выступая в роли психолога, чуткого знатока человеческой души. Силой своего таланта он создает довольно противоречивого героя, но, несомненно, плод его трудов – настоящая личность, сильный и гордый характер. Автор проводит его через страдания, тягостные размышления, душевные терзания, носителем которых может быть только глубокий ум, яркая личность, способная задуматься о проблемах человечества вообще и постараться их решить, хотя это может привести к самым непредсказуемым последствиям.
Так кто же Родион Раскольников на самом деле: сильная натура или потерянный человек, лишенный будущего?
Какие авторские мысли, идеи мы связываем с историей героя?
Знакомя с Раскольниковым, писатель сразу же погружает нас в мрачную пучину его проблем: уход из-за безденежья из университета, бедность семьи, его нищенское существование. Внешность Родиона, его убогая одежда, походившая более на жалкое истлевшее тряпье, побуждают нас проникнуться сочувствием. Так, даже незначительная деталь в его «наряде» раскрывает всю тягость его положения: «Шляпа эта была, вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах…»
Достоевский намеренно заостряет наше внимание, описывая «каморку» героя, вводя в душную атмосферу безысходности, нищеты: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид, со своими желтенькими пыльными и всюду отставшими от стен обоями до того низкая, что чуть – чуть высокому человеку становится в ней жутко...»
Довольно мрачные впечатления навевают эти строки. Совсем маленькая комнатка, больше похожая на шкаф или гроб, в котором нет свободного пространства, нет воздуха, а значит, нет и жизни. Человек не может здесь жить, так как задыхается от унизительного чувства собственного ничтожества.

Теперь, действительно, понимаешь состояние Раскольникова, для которого эта каморка – постоянное место обитания, ощущаешь гнетущую обстановку.
Эти стены наводят тоску на человека, давят, доводят до отчаяния.
Духота, безжизненность, отсутствие свежего воздуха, а значит, и чистоты нравственной и духовной, смысла настоящей, содержательной жизни, совершенного общества, лишенного безобразия и мерзости. Подобные мрачные мысли с особенной силой и навязчивостью рождаются у героя именно в этой комнате. Но автор верит в затаённую, внутреннюю силу героя, которой так необходим воздух, жизнь. Вот почему дверь всегда приоткрыта для проникновения слабых потоков света, наполнявших Раскольникова живительной силой. Символичны и желтые, отодранные обои, ведь этот цвет у Достоевского ассоциируется с людскими мучениями, грязью, может быть, даже отчаянием от ощущения безысходности, всё больше захватывающей в свою бездну.

Комната Родиона – это всего лишь маленький островок огромного города Петербурга, с его длинными и узенькими улочками, « вонючими дворами домов», « каменными стенами и холодностью Невы» Это бездушие, безразличие, мерзость являются естественными декорациями внутренней жизни города и его жителей. Яркий пример – случай с пьяной девочкой на бульваре. Раскольников наполнен ненавистью и презрением к людям, считающим себя светскими франтами. Он оставляет девочку одну, потому что полон отчаяния от бессилия, изменить это общество: «А пусть, это говорят, так и следует». Но все – таки, несмотря на внешнее безразличие, его душа наполнена чувствами, которые не позволяют спокойно переживать подобные события, а требуют помочь страданиям беззащитных детей, так как именно в них заложена вся чистота, доброта и надежда на светлое будущее.

Но не только жизнь Петербурга заставляет героя понять, что жить так невозможно, но еще и личные проблемы: обстановка в его семье укрепляют давно созревшие убеждения.
Письмо матери Родиона рождает чувство гнева от мысли о том, что нищета и безденежье не оставляют иного выхода, кроме как продать себя, предать свои убеждения для спасения родных.
Жертва Дуни не может оставить Раскольникова спокойным, равнодушным, потому что он понимает всю обратную сторону этого брака. Герой восстает против решения сестры, видя ту грань, когда человек уже не имеет право «переступить». Материальное богатство не должно стоять выше внутренних сокровищ человека.
Рассказ Мармеладова о дочери укрепляет веру Родиона в том, что случай с его сестрой - пример далеко не единственный., Чтобы накормить голодных детей, Соня забывает о себе, о своих внутренних ощущениях. Но она и не может распорядиться собственной жизнью. Раскольников совершает свое преступление, стремясь помочь таким, как Соня, избавляя тем самым от унижения людей, достойных и благородных. Но он считает, что пока будут люди, подобные Соне, - ничего не изменится. Мармеладовы будут пользоваться ими: «Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать и пользуются! Поплакали и привыкли».
Сон Родиона становится подсознательным толчком к убийству старухи – процентщицы, символизирующей собой, но его мнению, весь Петербург, грязь, зло. Во сне герой сталкивается с кровью, символом людей, обездоленных и беззащитных,
постоянно испытывающих на себе силу кнута и ненависти со стороны общества, лишенного каких – либо человеческих чувств и нравственности.
Разговор о трактире, подслушанный Раскольниковым, еще более наводит его на мысль о ничтожности, бессмысленности жизни старухи, укрепляя решение совершить убийство: «…Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь
... десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата… - и все это на её деньги» Несомненно, Родион услышал те слова, которые соответствовали его выводам, стали подтверждением верности замысла.
Но только ли благие намерения, бескорыстные цели, желание помочь руководили героем? Может быть. Это не стоит забывать и про его теорию, своеобразное разделение всего человечества на «тварей дрожащих» и «творцов истории», «сильных мира сего». Родион считал, что мир устроен на подчинении «тварей дрожащих» «наполеонам», которые для достижения своей цели готовы перешагнуть через страдания других, даже через человеческую жизнь.

Именно они, по его рассуждениям, смогут осуществить прогресс, изменить общество, искоренить старые порядки. Раскольников восхищался подобными людьми, но в тоже время мучился, не зная, к какому разряду отнести себя.
Поэтому истинной причиной убийства, я думаю, и стала попытка убедиться «… вошь ли я, как все, или человек? Смогу я переступить или не смогу: «Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…» Его благие намерения послужили лишь ширмой эгоистическому желанию, которое не остановила даже кровь людей. Раскольников хотел почувствовать себя «наполеоном», властелином над «тварями дрожащими», мечтал самоутвердиться.
К сожалению, коварный замысел сыграл с ним злую шутку.
Раскольникова с первого же шага постигает непредвиденное: он совершает поступок, который уже дает трещину его убеждением, положив начало краху.
Убийство Лизаветы противоречило замыслам, которые он так долго вынашивал. Эта женщина и была напоминанием обо всех страдающих и угнетенных, о тех, кому он пытался принести добро, спасти от зла, нищеты.
Но на самом деле топор освобождения превратился в топор палача, а он – в несправедливого владыку, который, осуществляя свой план, исполнял всего лишь прихоть, проверяя себя в деле. И это действительно так, потому что Раскольников не воспользовался добром, якобы так ему необходимым, а спрятал его под камень. Родион постоянно обращался к себе с вопросом, «… каким же образом ты до сих пор даже и не заглянул в кошелек… все муки, принял я на такое подлое, гадкое, низкое дело сознательно шел?» А ответ здесь может быть только один: им руководила мысль о самоутверждении, а все, что совершал, он делал для себя, а не ради помощи бедным и несчастным.
Герой хотел всего лишь узнать: «…вошь ли я, как все, или человек?»
Мне кажется, он понял это довольно скоро, почувствовал, кто он есть на самом деле.
Я долго колебалась, какую выбрать позицию по отношению к поступкам героя: осудить его, или наоборот, пожалеть, почувствовать тому, к кому судьба, отнеслась не благосклонно, наделяя подобным умом и мышлением? Происшествие на Николаевском мосту раскрывают истинные убеждения, противоречащие его теории. Удар кнутом, унизительная сцена с двугривенным помогают ему почувствовать, кто он есть на самом деле. Родион не может не признать того, что он простой петербургский нищий, за которого его все и принимают, но вместе с тем не желает с этим мириться. Он мнит из себя Наполеона, но заслуживает только жалости: «Прими, батюшка, ради Христа»
Как довело его до бешенства это понимание своей беспомощности и бесполезности, которую еще раз подтверждали золотые купола соборов и великолепные дворцы богатого города, служащие декорациями другой жизни, где царят грязь и разврат.
Он с яростью бросает двугривенный в воду, стараясь огородиться от этих мыслей, но они дают начало новым испытанием: «Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в минуту»
Бесконечные терзания, борьба с самим собой, разоблачение замыслов, пустых и неосуществимых, приводят Родиона к болезни, болезни не тела, а души. Мы видим, что в нем восстает истинный человек, личность: «Войду, стану на колена и все расскажу… »
. Его борьба с самим собой, душевные муки приводят к мысли о том, что он такая же «тварь дрожащая», как и все, не имеющая право господствовать над миром, править чужими жизнями.
Внутренние терзания, угрызения совести настолько велики, что герой отдаляет от себя всех близких и родных людей, пролагая пропасть. Считает, что, совершив преступление и переступив через жизнь человека, он утратил право находиться рядом с родными. «Да, замочился…я весь в крови!» - говорит он, чувствуя в себе палача. А это еще раз доказывает, что он не Наполеон: смерть пусть даже ничтожных людей приносит ему и окружающим только горе, разрушая его желание быть хладнокровным и безразличным. То, что, казалось, он делал во благо, оказалось губительным для семьи: страдание сестры, мучения матери стали слишком большой платой за убеждения, пустой догмат, обреченный за поражение, потому что наполнен лишь эгоистическими соображениями автора, не сумевшего предугадать все тяжелые последствия.

Раскольников все еще хватается за ниточку своей теории, пытается найти оправдание перед людьми и перед самим собой, но, сам того не желая, чувствует, что он виноват. Эта борьба не дает ему покоя. Сон о расправе над хозяйкой указывает ему на то, что все в этом мире наказуемо, ничего не проходит бесследно.
Его сознание подсказывает, что, суд, основанный на крушении человеческих заповедей, неизбежен. Он виноват, как обыкновенный преступник. Его утверждение права на преступление уничтожает все благие намерения, превращая в убийцу, который не должен безнаказанно жить дальше.
Все та же старушонка, являясь во сне, признает бессилие Раскольникова над этим миром, дает почувствовать бессмысленность этого убийства, тем самым подчеркивая, что Родион не тот, кому «все разрешается».
Но это слабый голос его сознания. Сам же он убежден, что «… задуманное им – «не преступление…»
Его гордость не дает ему признать поражение, причислить себя к обыкновенным людям. И это резко отличает его от Аркадия Ивановича Свидригайлова, но оба героя живут по принципу «все дозволено».
Но Раскольников в отличие от Аркадия Ивановича не желает признавать, что он преступник, наоборот, требует к себе уважение, мнит из себя настоящего героя и освободителя. Рассуждая о своей теории, герой намеренно смешивает такие понятия, как убийство и добродетель.
Аркадий Иванович удивляется, что Родион не считает себя преступником, являясь человеком, не признающим какие – либо моральные нормы, бесполезность своего поступка. Поражает его и то, что Родион не причисляет себя к обычным людям, не признает свою способность править миром, но самое главное в том, что Раскольников, считая Свидригайлов «тварью дрожащей», ставит его гораздо ниже себя, не задаваясь вопросом: чем же он лучше него?
По-моему, Аркадий Иванович, будучи подлецом, на самом деле превзошел Родиона, пытаясь наполнить свою жизнь благими деяниями: покровительство над бедными сиротами, помощь Дуне Он не раскаивается в своем пожертвовании столь большой суммы, напротив, этому даже рад, так как чувствует некоторое очищение своей души, тогда как Раскольников всегда спрашивает сам себя: «И чего я ввязался тут помогать?»
Доказательством ничтожности и бесполезности идей Родиона стали жизненные убеждения Сони Мармеладовой. Для Сони делать добро – это не стремление глобально перестроить весь мир в целом, а желание помочь. Пусть добро, которое она делает, обыденно и незаметно, но оно нужно людям. Чтобы принести немного пользы, подарить теплоту, она способна пожертвовать своими личными интересами, тогда как Родион, наоборот, для достижения своей цели жертвует лишь жизнями других: «…кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властями!» «Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезно гадкую, зловредную»,- говорит он ей, которой не суждено понять, как можно называть человека «вошью», как можно уничтожать, наказывать людей своим судом: «И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»
Единственное, в чем она не сомневается, на что уповает – это бесконечная вера в Бога, питающая ее, в надежду на избавление, на чудо, описанное в Евангелии. Это дает ей внутреннюю силу. Она продолжает жить. Раскольников же, читая Библию, истолковывает ее по – своему, сравнивая себя с Иисусом, считая, что сила – это он сам, он властелин над миром: «…а главное власть! Над всей дрожащей тварью и над всем муравейником»… Вот цель!
Подобные убеждения, возвышение себя над другими воздвигают между ним и народом, носителем христианской морали, стену непонимания
Но Раскольников – человек, способный не только ошибаться, он тот, в ком еще не угасли до конца светлые нравственные начала. Родион признается Соне в совершенном преступлении, думаю, не только для того, чтобы переложить всю тяжкую ношу на кого – то, но и для исцеления своей души. Ему нужен был человек, который смог его понять, простить, помочь признать свою неправоту. И он нашел её: «Огарок уже давно погасал…, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу…». Она заставила его признаться, хотя бы самому себе, осознать весь этот вздор, победив в нем гордость: «…я такая же точно вошь, как и все!»
Это доказывает, что Раскольников - сильная личность. Он не сумел жить с тяжелым грузом на душе, с нравственной болью. Да и его признание Порфирию - избавление от внутренних мучений, угрызений совести, которые не должны проявляться у «властелина», переступившего через тысячи жизней. А ведь он убил всего лишь жалкую старуху, смерть которой круто перевернула всю его жизнь: «Я себя убил, а не старушонку!» Итак, схватка с жизнью у Раскольникова закончилась и личными страданиями и переживаниями любящих его людей. И, как мне кажется, все это произошло из-за непонятного стремления к власти, гордости и эгоизма. Всеми этими чувствами был охвачен Родион, который, я думаю, должен был предугадать столь тяжелые последствия. Его теория – пустой догмат, не ищущий далее пламенных речей. История героя и его теория, действительно, помогают понять всю суть авторского замысла: всякое преступление не может дать развитие каким – то благим началам. Неважно, во имя чего оно совершается, так как насилие над человеком уже безнравственно. Люди по своей природе должны нести только добро, потому что изменить общество можно только духовным очищением в нём живущих.
Автор работы: Маслакова Дарья, ученица 9 класса.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Действие «Преступления и наказания» длится не многим более двух недель. Для Достоевского с его замахом, с его далекими горизонтами не было надобности приурочивать сюжет романа к хронологически точно определенной дате. Однако был реалистом и оставался реалистом всегда, поэтому он никогда не забывал о земных корнях создаваемых им трагедий. Образы, идеи и идеалы его романах растут из действительности, и всегда можно проследить, с какими тревогами времени они связаны, где легло семя возросшего дерева.

Действие «Преступления и наказания» происходит, когда волна шестидесятых годов уже опрокинулась и обессилела. В Достоевском, когда он создавал историю Раскольникова, еще не улеглись переживания кульминации десятилетия, но он смог уже отнестись к ним ретроспективно, подводя им свои итоги.

Земные корни, исторические сроки, социальная и психологическая точность необходимы были Достоевскому, потому что он писал не детективный, а историко-философский и социально-нравственный роман. Ему нужны были факты, а не символы, образы, а не идеи в лицах - он был не рассудочным мыслителем, излагавшим философемы в назидательно-беллетристической форме, а гениальным художником, умевшим сквозь факты и лица, сквозь обстоятельства и поступки чувствовать и передавать таящиеся за ним всеобщие законы и силы. «Преступление и наказание» никогда не перестанет быть художественно-индивидуализированным рассказом о Раскольникове, о его внутренней жизни, о его идеях и замыслах, о его преступлении, о его наказании, о его судьбе. Но в рассказе само собой складывается общее, из рассказа сам собой выступает смысл, который в конце концов один только и важен был Достоевскому, потому что он горел всеми горестями мира и с неистово спешащей тревогой искал средство для его исцеления.

Все, что несет беззащитному большинству существующий порядок, Достоевский сосредоточил в жизни и судьбе семьи Мармеладовых. Семья Мармеладовых - фокус, в котором преломлены все несчастья неправильно устроенного, эксплуататорского общества, и, как «сладок» этот мир, рисуется уже горькоиронической фамилией, подобранной Достоевским. Представления о социальных противоречиях и социальных бедствиях неправедного мира сего остались у Достоевского в новом романе неизменными; они характеризуются не эксплуатацией, а нищетой, самым ярким их символом по-прежнему являются женщины, вынужденные торговать любовью, и страдающие дети. Мир устроен так, что нищета в нем не только несчастье, но и вина, порок, безнравственность, в отличие от официального христианского отношения к нищете. «Милостивый государь, - начал он (Мармеладов) почти с торжественностию, - бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета - порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя. И отсюда питейное!» Пьянство - не причина бедности, а следствие, следствие безработицы, бездомности* «... а тут места лишился, и тоже не 349 по вине, а по изменению в штатах, и тогда прикоснулся!..» - объясняет Мармеладов Раскольникову. С поразительной точностью, с материалистической последовательностью показывает Достоевский, как Сонечка Мармеладова с ее чистотой и самоотверженностью становится проституткой. Образ девушки, продающей за тридцать рублей, за тридцать серебреников, свою невинность и красоту, постепенно заполняет страницы романа, символизируя неправду, жестокость, весь ужас мира сего. Гордая Дуня, сестра Раскольникова, вариант все той же Сони: для собственного спасения, даже от смерти, себя не продаст, а за брата, за мать продаст! «О, тут мы, при случае, и нравственное чувство наше придавим; свободу, спокойствие, даже совесть, все, все на толкучий рынок снесем. Пропадай жизнь! Только бы эти возлюбленные существа наши были счастливы?» Такова грозная диалектика этого товарного мира - высочайшая любовь через высочайшую самоотверженность превращает самое святое в человеке в предмет продажи и купли, в бесчестие, в бессовестность. Раскольников, для блага которого Дуня готова проституировать себя, с жестокой прямолинейностью бросает ей в лицо: «Ты не можешь уважать Лужина: я видел его и говорил с ним. Стало быть, продаешь себя за деньги и, стало быть, во всяком случае поступаешь низко...» Всем добрым, слабым, безответным - всем приуготовлена одна участь. Даже Лизавета Ивановна, покорная раба своей сестры Алены, и та по своеобразной логике, хорошо уловленной Достоевским, шествует по той же дороге: «Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная». Всех их, нравственно прекрасных и самоотверженных, ждет одна участь, и самое роковое: беспредельные жертвы не только готовят им самим болезни и раннюю гибель, жертвы не спасают тех, во имя которых приносятся. Раскольников преклоняется перед Соней, ценит внутреннюю чистоту и нравственный героизм ее, он негодует на Соню не за грехи ее, а за то, что она «понапрасну умертвила и предала себя. Еще бы это не ужас! Еще бы не ужас, что ты живешь в этой грязи, которую так ненавидишь, и в то же время знаешь сама (только стоит глаза раскрыть), что никому ты этим не помогаешь и никого ни от чего не спасешь!» - говорит он ей. Сонечка сопровождается в романе эпитетом «вечная». «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир cmouni» Эпитет «вечный», «вечная» имеет у Достоевского определенное и важное значение. Заимствован он у Бальзака (отец Горио - «вечный отец») и обозначает вечную верность, вечную пре350 Ф. М. Достоевский данность, вечную подчиненность в любви или дружбе, или в другом каком-либо чувстве к избранному другому лицу. Но в «Преступлении и наказании» термин приобретает универсальное историко-философское значение. Он обозначает порядок, на котором стоит ненавистный Раскольникову мир, обрекающий большинство на роль средства и жертвы, средства для злых и несправедливых, жертвы во имя счастья близких и любимых, и напрасную бессмыслицу жертвы при существующем «вечном» порядке вещей. По особенностям своего жизненного опыта и по характеру своего видения мира Достоевский воплощал новую действительность и новую мораль,
утверждаемую поднявшимся мещанством, конституирующейся буржуазией, в образы полуинтеллигентов и интеллигентов, обслуживающих новый класс, выражавших его сущность и не забывающих в первую очередь самих себя. Интеллигенты - соль земли - болели болями и страданиями человечества, были Гамлетами и Дон-Кихотами, они или гибли в борьбе за правду, или же жизнь постоянно ставила их перед разбитым корытом неосуществившихся или даже неосуществимых иллюзий. Интеллигенты-мещане, интеллигенты только по профессии, карьеристы и спекулянты, прокуроры, адвокаты, профессора-чиновники, издатели либеральных журналов и просто дельцы, твердо усвоившие древнюю поговорку, что деньги не пахнут, выживали, побеждали и преуспевали. Таков в романе Петр Петрович . Петр Петрович, пробившись из ничтожества, «привык любоваться собою, высоко ценил свой ум и способности и даже иногда, наедине, любовался своим лицом в зеркале. Но более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его». Мармеладовы и Лужин - это в «Преступлении и наказании» полюсы социальной дифференциации в пореформенной России»Огряяныйлшр не может быть ни показан, ни объяснен без Лужина, так же как и без семьи Мармеладовых. Торжество Лужиных придает роману особый колорит, быть может, еще более страшный, чем гибель Мармеладовых. Лужины - это гиены и шакалы, питающиеся кровью обезоруженных, беззащитных, трупами павших. Лужин - самый ненавистный Достоевскому образ в романе. Без Лужина картина мира после поражения в «Преступлении и наказании» была бы неполной, односторонней. Лужин понимал, что в пореформенной обстановке, в нарождающемся капиталистическом обществе адвокатура обещает й 351 жирные куски, и почетное положение рядом с первыми людьми потускневшей дворянской элиты: «... после долгих соображений и ожиданий, он решил наконец окончательно переменить карьеру и вступить в более обширный круг деятельности, а с тем вместе мало-помалу перейти и в более высшее общество, о котором он давно уже с сладострастием подумывал... Одним словом, он решил попробовать Петербурга». Лужину сорок пять лет, он человек деловой, занятой, служит в двух местах, чувствует себя достаточно обеспеченным, чтобы завести семью и дом. Лужин решил жениться на Дуне, потому что понимал: красивая, образованная, умеющая себя держать жена может очень помочь его карьере. Равенство он понимал по-своему. Он хотел стать равным с более сильными, с вышестоящими. Людей же, которых он обогнал на жизненном пути, он презирал. Мало того, он хотел над ними властвовать. Вдобавок он еще требовал благодарности от зависимых и «облагодетельствованных*. Отсюда и замысел, лелеемый им в браке с Дуней, замысел, который он почти что и не скрывал: Лужин «выразился, что уж и прежде, не зная Дуни, положил взять девушку честную, но без приданого, и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение; потому, как объяснил он, что муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля». Невесте он угрожает, что бросит ее, если она не будет слушаться, не порвет с Родей, ради которого-то она и решилась принять его руку. «Человек он умный, - говорит о Лужине Раскольников, - но чтоб умно поступать - одного ума мало». Ум у Лужина был коротенький, слишком определенный, ум практически-рационалистический, копеечно-расчетливый, лишенный интуиции и не считающийся с соображениями сердца, чурающийся незнаемого и всего того, что не складывается, как костяшки на счетах. Он подловат, не брезглив морально, сеет сплетни и выдумывает сплетни. Лужин не понимает ни бескорыстной честности, ни благородства. Разоблаченный и выгнанный Дуней, он полагает, что может еще все поправить деньгами. Ошибку свою он видел преимущественно в том, что не давал Дуне с матерью денег. «Я думал их в черном теле попридержать и довести их, чтоб они на меня как на провидение смотрели, а они вон!.. Тьфу!.. Нет, если бы я выдал им за все это время, например, тысячи полторы на приданое да на подарки... так было бы дело почище и... покрепче!» Ум Лужина весь ушел в собственность, в сколачивание ка352 Ф. М. Достоевский питалов, в делание карьеры. Выскочка, нувориш, и он по-своему ломал старую патриархальную цельность, и он себя причислял к «новым людям» и думал оправдать свою грязную практику современными теориями. Лужин называл себя человеком, разделяющим убеждения «новейших поколений наших». Его надежды на успех в самом деле были связаны с видоизменившимися вре
менами, и понятно почему: в старой Руси, с ее крепостническими правами, привилегиями, традициями, да и дворянскими нормами чести и облагороженного поведения, ему нечего было делать и не на что было рассчитывать. Лужин - человек того лагеря, к которому принадлежал франт, преследовавший на бульваре обманутую и обольщенную девушку. И даже хуже. Франт был обуян похотью, Лужин - страстью к наживе, он действовал по строгому расчету выгод и невыгод, по которому побить или сожрать человека ему ничего не стоило. Лужин оклеветал Соню и обвинил ее в краже, чтобы устроить свои дела, чтобы дискредитировать Раскольникова и вернуть себе «этих дам». В мелодраматической и в то же время трагической сцене рассерженный, возмущенный Лебезятников разоблачает подлость Лужина... Разумихин говорит Дуне: «Ну, пара ли он вам? О, боже мой!» Лужина нельзя недооценивать. Достоевский отвел ему большую роль в образно-семантической системе романа. Лужин - ключ к пониманию сущности действительности, складывавшейся после поражения революционно-демократического движения шестидесятых годов на почве начавшихся буржуазных реформ.

Итак, главный герой романа «Преступление и наказание» - Родион Раскольников, молодой человек, бедный, недоучившийся студент. Если отбросить в сторону мысли о нём, как о будущем убийце, то можно сравнить его с парусником, впервые вышедшем в открытое море.

«Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»
М.Ю.Лермонтов

Кто же в молодые годы не мечтает прожить интересную, незаурядную жизнь? Кто же не мечтает вписать своё имя в историю, подобно тому, как вписывали его великие личности? Одна из них особенно ярко мелькнёт в романе, а именно-Наполеон Бонапарт, которого Родион считал гением и «сверхчеловеком». Пример истории жизни Бонапарта, стал для студента прекрасным приложением к его теории. Теории разделения людей на «тварей дрожащих» и «творцов истории». И вот, юный мечтатель, парусник, стремящийся в большое плавание, желавший бури и не принимавший штиля, стал заложником собственных иллюзий и…совершил грех.

……………………………………………………………………………………………….
Совершил он его не ради денег, не чтобы помочь своей семье, как например Соня Мармеладова, а ради…идеи. Да, именно идея стала его курсом, смыслом его жизни. Но…применима ли она к жизни? Получается, что Родион дал некое разрешение на убийство, на «устранение препятствий перед великой целью» определённому типу людей. Действительно, что значит пара-тройка человеческих жизней во имя общего блага? Ведь люди, пожертвовавшие жизнями других людей, вошли в историю. И пусть памятники им стоят на костях их жертв, пусть их имена вписаны кровью убитых, но они же велики! А равняется ли величие этих людей цене жизней «простых смертных»? Неужели согласно теории Раскольникова они вправе решать, кому жить, а кому нет? Родион признаёт, что порою происходит путаница и «обыкновенные люди» могут возомнить себя «необыкновенными». Просто «обыкновенные люди» после «преодоления препятствий» будут испытывать душевные муки и страдания, а «великие» смогут легко переступить через это. Именно таким: гордым, холодным и уверенным хотел быть герой этого романа, но всё оказалось иначе. Вместо ожидаемых лавров – тяжёлая болезнь и разговоры в бреду. Кажется, молодой человек оказался далеко не Бонапартом, а обычной, заурядной личностью. Или его теория это лабиринт молодого ума? Клубок из несформированного мировоззрения, юношеского максимализма и горячности чувств? Да, я не смею отрицать существование людей, перевернувших историю или оставивших нам богатое культурное наследие, но «проверка кровью» не является определяющим фактором величия человека. В конце концов, за всё приходится платить. Но Раскольников осознает это намного позже. Ему предстоит выбрать правильный путь на развилке двух дорог, на первый взгляд похожих, но таких разных. Выбор пути Свидригайлова- пути в бездну или дорога Сони Мармеладовой, дорога к Богу и исцелению. Казалось бы, и Соня, и Аркадий, совершили грех, но какие разные у них пути! И прежде чем окончательно разочароваться в своей теории, осознать глубину свершённого преступления и вступить на светлый, праведный путь, Родиону предстоит мучительное и долгое наказание. Наказание за преступление против собственной души. А душа его, добрая и светлая, стремилась совсем к иному. Недаром, он так много сделал для семьи Мармеладовых, впрочем, не только для них…
……………………………………………………………………………………………………
А на самом деле, величие его было в незначительных на первый взгляд делах. Тех, к которым стремилась его душа, полная сострадания и любви. И именно светлое, духовное начало победило в Раскольникове. И его ожидает совершенно иная жизнь. Родион открывает Евангелие и вступает новый путь. Но это уже совсем другая история…