Королевские похороны в таиланде. Традиции похорон в Тайланде

По дороге с Самуи в Малайзию в приграничном городке Садао решили вписаться напоследок в буддийский монастырь. Настоятель монастыря принял нас как самых почетных гостей. Нам выделили не просто келью, а целый дом. В монастыре жило всего несколько монахов.

Пока мы помылись, постирались и разобрали вещи, уже начало смеркаться.

Давайте пойдем погуляем! - предложила Наталья, которая всего две недели путешествовала по Тайланду и еще сохранила жажду бурной деятельности.

Да, можно пойти обследовать территорию,- согласился я.

Стало уже совсем темно, когда три «белых обезьяны» вышли на прогулку. Через 300 метров до нас долетели звуки музыки, а затем показались огни.

Там какая-то туса!- воскликнули девушки. - Интересно, что это? Пойдем туда!

Подойдя поближе, мы увидели сцену, где за белым экраном играл живой оркестр, а на самом экране развернулся театр теней. Рядом под навесом стояли столики. Народу было довольно много. Такого я еще не видел, а ведь уже 6 месяцев в Таиланде путешествовал. Это явно какой-то праздник, все веселые, смеются.

Может, это деревенская дискотека? - предположила Наталья

Да, играют весело, только сама музыка немного странная,- заметила Ольга.




Ну и что, нормальная музыка, можно и потанцевать, - не унималась Наталья, и тут же изобразила несколько танцевальных движений.

Подождите, может здесь нельзя танцевать, - попытался я утихомирить девчонок, - вон местные все на нас смотрят.

Мы просто не могли остаться незамеченными, и двое молодых парней с радостными лицами и стульями спешили нам навстречу.

Hello! Садитесь, пожалуйста!

Нам вручили по стакану кока-колы.

У вас тут праздник? Дискотека? - попыталась расспросить Наталья

Уровень английского нашего тайского друга оставлял желать лучшего.

Праздник… музыка…

Да… да…

И танцы! Диско?!

Диско?.. Нет, нет диско!

Нет? Почему?

Таец лишь покачал головой, пожал плечами и развел руками, что означало: «Извините мой английский очень плох».

Ну ладно, нет дискотеки так хоть музыку послушаем,- успокоилась Наталья. - Тут наверное еще и кин-кау дают.

«Кин-кау» по-тайски означает есть (если переводить буквально, то «есть рис»). Услышав волшебное слово наш, тайский друг оживился:

Хотите кин-кау? - и указав на большие кастрюли у стены, предложил взять чего хочется.

Недолго думая, мы набрали разных блюд и присоединились к веселому пиру.

Что ж, поужинаем еще разок, обожаю тайскую кухню, - сказал я.

Да, здорово, что мы сюда зашли, интересно только, что же они все-таки празднуют? - ответила Наталья.

Может какой буддийский праздник сегодня,- предположил я, - жаль, что они по-английски почти не говорят, не распросишь толком.

Тут возле нашего столика опять возник таец, пригласивший нас.

Хотите пива?

Ничего себе у них туса! - удивился я. - Нет, спасибо, мы не пьем пиво. Чай, кофе - ОК.

А, вы ведь из России, тогда вот… водка.

Такого поворота мы никак не ожидали:

Да, нет, спасибо, мы лучше чай… А разве на территории монастыря можно пить?

Вообще нельзя, но сегодня можно, выпейте, сегодня нас… у моей семьи большой праздник,- ответил таец.

Сам он, судя по виду, уже несколько раз воспользовался упомянутой выше возможностью и это, как ни странно, заметно улучшило его английский.

Что же это у них за событие такое, что можно пить даже в буддийском монастыре, наверное, что-нибудь особенное, например, свадьба, - заметил я по-русски.

Сегодня очень большой праздник у моей бабушки, - снова вступил в контакт наш тайский друг. - У моей семьи большой праздник!

И что же празднует ваша бабушка? У нее день рождения?

Моя бабушка вчера умерла, и поэтому сегодня у нас большой праздник. Моя бабушка там за ширмой лежит. Пойдемте посмотрите!

С открытыми от удивления ртами мы последовали за внуком виновницы торжества. Ничего себе гробик! Красивый, я бы от такого сам не отказался!..

Это моя бабушка, - указал внук на фотографию. - А это - моя семья…

Сидевшие на диване родственники весело поприветствовали нас. Вот вам и дискотека…

А можно мы сфотографируемся на фоне гроба? - спросил я.

Да, конечно, нет проблем,- не раздумывая согласился таец.

А мы ведь сразу заметили, что музыка со странным оттенком. Весело тут провожают в последний путь, не как у нас, сразу и не разберешь, куда попал - на день рождения или на похороны. В Малайзии, в принципе, так же - что свадьба, что похороны - мало отличаются.

В общем сегодня я Вам расскажу про похороны в Таиланде. А точнее о том, как выглядят тайские могилки, крематории и прочее. Также Вы сможете прочитать и посмотреть фотографии самого ритуала похорон в Таиланде.

Закапывать в землю тело усопшего в Таиланде не принято. Поэтому его сначала сжигают в крематории.

Вот, например, одно из кладбищ на территории монастыря на Самуи.

Другой вид захоронения праха – в стене монастыря. Кстати, достаточно дорогое удовольствие)

Еще один способ захоронения.

А вот и тайский крематорий. Такой есть почти в каждом храме.

Как проходят похороны в Таиланде

Первый день.

Приезжаем в деревню домой к бабушке, километров 100 от Чианг Маи, местечко Пхрау (Phrao). Там уже собралась сотня человек родни и соседей, все заняты подготовкой к похоронам. Особой грусти я не заметил, наоборот, все веселы, работают с огоньком, шутят, веселятся. Нас с Э радостно встречают.

Заходим в дом. То, что в доме стоит гроб, я догадался позже. В углу комнаты – что-то типа стола, на котором стоят цветы и портрет бабушки. Перед ним на полу дымятся благовония. Мы с Э присели, зажгли свои палочки. Тут же идет разговор между родственниками – многие долго не виделись, съехались со всей страны, весело разговаривают.

Выходим во двор. Или даже во дворы. На столах еда и местный рисовый самогон. В процессе работы граждане подходят, выпивают и закусывают. Один уже хорошо закусил и уснул в одном из домиков. Над ним все подшучивают, приглашают за стол, выпиваем, болтаем. Кстати, пьют только мужчины.

В основном дворе мастерят домик из бамбука, стены из пенопласта, окна, дверь, ступеньки. Все это дело украшают пенопластовыми же раскрашенными арабесками, цветной фольгой, домик красят, вешают гирлянды, занавески, подсветку – новые люминесцентные светильники Toshiba.”

“Во двор привезли лафет. На нем начинают сооружать еще одну сложную конструкцию для установки гроба. Получилось нечто высотой в 3 полноценных этажа, арабески, колокольчики, все раскрашено, масса мелких деталей, подсветка, фонарики. Сверху растягиваем шатер. Вот ведь фестиваль какой-то!”

“Иду в другой двор. Там Э занята наполнением бамбуковых палок рисом. Рядом на деревянном помосте рубят мясо. Снимаю обувь, сажусь на помост, рублю. Мясом занимаются только мужчины. Весело болтаем, в процессе работы нам приносят выпивку и закуску, чтобы веселее работалось.

Из мяса в итоге надо получить почти фарш. Берем по куску мяса (говядина и свинина), режем кусочками, добавляем печень и кровь и начинаем рубить все это дело тесаками до состояния фарша. Занимаюсь этим около часа, понемногу набираемся с парнями.

Э зовет, пойдем, типа, с бабушкой прощаться. Парни благодарят меня за помощь, называют уже Сомчай. Я выдаю скороговоркой:

– Сомчай пен нонг Сомпонг, Сомпонг пен пи Сомчай, – все валяются.

Э предупреждает: “Тхирак, ты сильно не набирайся, основная пьянка будет вечером, побереги себя.”

В доме открыли стол, оказавшийся белым резным гробом. Все родственники прошли, попрощались, женщины утерли скупую женскую слезу, гроб закрыли. Мы берем гроб, выносим из дома и ставим на лафет. Там уже лежат любимая подушечка бабушки, ее сумочка и кое-какие личные вещи.

Во дворе выставляют концертную акустику киловатт на 10. Вот, думаю, еще и дискотека будет. Последние колонки затаскивают с помощью лестниц – да с таким звуком можно прокачать соседние деревни! Приехали музыканты, привезли инструменты и аппаратуру. Приготовления подходят к концу. Все расходятся по домам отдохнуть и переодеться к праз… э… мероприятию.
Вечером зажигается вся иллюминация на лафете, домике и деревьях. Прибыли четыре монаха, все садятся, слушаем сутты. Затем перемещаемся в дом. Там уже сутты в произвольном порядке для желающих. Получаю оберег на руку.

Второй день.

Весь день сутты, музыка, еда, выпивка, веселье. Разносят бутылочки из-под Red Bull’а, наполненные спец.водой, ею же “окропляют” присутствующих.

День третий.

Едем на окончательные похороны.

Сегодня с утра никто не пьет, все заняты суетой.

Берем домик на руки и несем к храму. В домике еда. Мне, как самому здоровому из присутствующих, все время достается почетная обязанность таскать самые тяжелые предметы. Все время слышу: “Фаранг… Фаранг…” – народ веселится. Все фотографируются со мной на фоне лафета, как с диковинкой – фарангов в этих местах, похоже, никогда не было. Потом стало понятно, что причина повышенного интереса все же другая.

После часа сутр в храме возвращаемся к усопшей, готовимся к перемещению лафета с конструкцией и гробом к месту кремации. К лафету привязывают 2 веревки метров по 50 каждая. Все присутствующие (уже более 100 человек) берутся за веревки. До места кремации около километра. По пути взрываются петарды, грохот стоит страшный, девы юные визжат, дети веселятся вовсю. Приехали.”

“Гроб с телом снимаем с лафета и несем на специальную бетонную плиту. Спец.рабочие открывают гроб, вынимают тело. Гроб уносят и отбивают у него ножки. Тело в обычной одежде кладут на плиту. Ответственный товарищ разбивает над головой усопшей 2 кокоса и поливает тело кокосовым соком. Далее, самые ближайшие родственники, в числе которых оказался и я, поливают тело водой из кружки поочереди – последнее омовение перед дорогой в вечность. Усопшую кладут обратно в гроб.

Мы относим гроб на постамент с дровами, сверху ставится вся здоровая конструкция с лафета, к которой прибивается трос и устанавливается пиротехника.

Последние речи, последние почести, молитвы. По тросу к конструкции запускается ракета, от нее зажигается пиротехника на конструкции, фейерверки, искры, огонь…”

“Как только огонь занялся, все садятся в машины и едут перекусить. Позже пепел развеет ветер. Праздник смерти (точнее похороны в Таиланде) подошел к концу.

А чего, собственно, грустить? Женщина прожила достойную жизнь, родила и воспитала кучу детей, достойно умерла, и возродится вновь в новом статусе, исходя из жизненных заслуг. В этом никто из присутствующих не сомневается.”

Прах кладется в урны и хранится в доме. Для этого отводится небольшая комната, куда не допускаются гости, только родственники. Умершим приносят подношения, зажигают благовония.

Тайцы свято верят в реинкарнацию, поэтому смерть близких не является таким горем, как для нас.

Покойника обмывают только близкие родственники, затем его перевозят в монастырь и 4 монаха круглые сутки читают молитвы. Семья умершего кормит этих монахов, а так же тех, кто приходит проститься с усопшим. А прийти могут все желающие, в том числе и те, кто в глаза не видел покойного при жизни, т. е. покушать)) Поэтому бедные семьи держат покойника 1, максимум 2 суток. Тогда как богатые до 7 суток. Затем тело кремируют, тут же в монастыре. Если хоронят кого-то из королевской семьи, то крематорий после этого уже не используется.

У кого есть деньги приносят прах в храмы и ставят пагоду. Кто победнее, то кладут в общие пагоды, наподобие братской могилы. На территории любого храма большое количество пагод. Они очень красивые: конусообразное сооружение, все в яркой мозаике. В основание закладывается прах.

А еще могут и женится на мертвой подруге)

В Таиланде возле каждого жилого дома или учреждения обязательно стоит небольшой домик для Богов.
В этой стране спокойно уживаются Буддизм и индуизм, исламизм.
Изначально Сиам исповедовал индуизм, поклонялся множеству богов. Когда пришел Будда он попросил у богов разрешить ему обретаться на 3 шага вокруг себя. Боги, конечно же, разрешили. Подумаешь 3 шага вокруг себя. НО!!! Они не знали каковы шаги Будды. Уже сделав 2 шага он прошел всю землю и небо. Боги взмолились: - А где же нам жить?! На что Будда ответил: - Живите рядом с людьми, пусть они вам построят дома и ухаживают за вами!))
Как и где установить домик - целая наука! Прежде чем въехать в дом, вызывается специально обученный человек, который находит место для домика. Важно, что бы тень от дома не падала на него и наоборот.

Тайцы свято верят в богов. Приносят еду, дары и благовония 3 раза в день!!!Считается, что если не поставить домик, то дела ладиться не будут, бизнес прогорит и все несчастья мира падут на твою голову. Есть специализированные магазины, торгующими домиками. Цены варьируются от 1−2 тыс. бат до 50−70 или даже 100 тыс. Домик похож на квадратный журнальный столик на высокой ножке и крышей на 4-х опорах, естественно, в восточном стиле))) Перед ним, чуть ниже, ставится еще один «журнальный столик», но уже без крыши. На него кладут подношения.
Причем эти домики зачастую краше выглядят, чем само жилище)))

Добро пожаловать на страницу компании TOP TAI!

Обеспечение полным комфортом всех приезжающих на отдых или проживание в Таиланд - наша основная миссия. Но кто сказал, что комфорт должен обходиться дорого и с участием посредников? В своей деятельности, мы стремимся развеять подобное предубеждение, предоставляя нашим клиентам только самые выгодные и интересные предложения. Также мы работаем напрямую с арендаторами, и не прибегаем к услугам посредников. Нашей главной деятельностью является аренда и продажа недвижимости острова Самуи. На протяжении более 3 лет мы уже смогли оправдать ожидания более 250 наших клиентов, и каждый из них обрел здесь и свой настоящий дом. Помимо поиска и предоставления вилл приезжающим на Самуи на короткий отдых или долгое проживание, мы также готовы предложить и любые другие виды услуг, что связаны с обеспечением комфорта и досуга на Самуи: * Аренда транспорта на Самуи: автомобиль, внедорожник, мотоцикл, аквабайк и любой другой вид транспорта * Денежные трансферы по острову и за его пределы * Организация развлекательных мероприятий: свадьбы, дни рождения, корпоративы и т.д. * Другие виды частных услуг: фотограф, тату-мастер, ветеринар. Собираясь посетить Самуи, вы можете быть абсолютно уверены что обретете надежного союзника и проводника в лице компании TOP TAI. Выберите одну из наших услуг заранее, либо договорится обо всем по приезду на Самуи. TOP TAI - организация идеального отдыха и райского проживания на Самуи! Сегодня очень популярным стал отдых на островах Таиланда. Эта субтропическая страна, расположенная на юго-востоке Азии, представляет настоящий рай для всех кто любит экзотическую природу, ласковое море и новые открытия! Остров Самуи в этом отношении представляют идеальное место для всех, кто желает сполна прочувствовать колорит далекой страны. Аренда домов и вил на Cамуи на непродолжительный срок станет прекрасным вариантом для тех, кто желал бы ощутить себя здесь "как дома". Аренда частного жилья на Самуи обойдется Вам дешевле, чем съем жилья в гостинице это очевидно. Еще одно явное преимущество аренды возможность создания приватной зоны для отдыха любимой компанией, всей семьей или для проведения медового месяца. На нашем сайте вы найдете полный список лучших домов и вилл сдаваемых на острове Самуи в аренду. Снять в аренду без посредников дом вот с чего начинается идеальный отдых в Тайланде! Добро пожаловать!

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Одна из урн с прахом короля была захоронена в усыпальнице королей династии Чакри в Большом королевском дворце

В Бангкоке прошел заключительный этап церемонии похорон короля Пхумипона Адульядета. В воскресенье урны с его прахом захоронили в усыпальнице королей династии Чакри в Большом королевском дворце, а также еще в двух королевских храмах.

Народ целый год прощался с любимым королем, который скончался в возрасте 88 лет в октябре прошлого года: за это время мимо его гроба прошло 12 миллионов человек.

В четверг, 26 октября, перед церемонией кремации сотни тысяч людей выстроились в большую очередь, чтобы проститься с королем, правившим страной более 70 лет.

Траур, который продолжался целый год, завершается в воскресенье в полночь по местному времени (в 20:00 по Москве). Это означает, что скорбевшие по смерти короля граждане Таиланда смогут сменить черные одежды на костюмы нейтральных тонов - синие и коричневые.

Похороны - заключительный этап прощания с покойным королем - продолжались пять дней: они начались в четверг с церемонии воздания почестей умершему королю в Большом королевском дворце.

В четверг тело Пхумипона Адульядета было кремировано в присутствии сына и наследника покойного короля - нового правителя Таиланда Маха Ватчиралонгкона, который сам зажег погребальный огонь. Именно он решал, какая часть праха его отца должна быть захоронена в усыпальнице Большого королевского дворца.

На подготовку похорон ушло много месяцев. Только золоченую колесницу высотой 11 метров кропотливо восстанавливали больше полугода. Ей 222 года, и используют ее лишь в 26-й раз.

Также за это время рядом со дворцом был построен большой крематорий. Место кремации украшено статуями мифологических животных - слонов, коров, львов.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В знак траура многие жители Таиланда оделись в черное

Согласно буддийской традиции, ритуалы кремации повторяют цикл мироздания, а погребальный костер символизирует священную гору.

Пхумипон Адульядет находился на троне в период модернизации Таиланда и считался гарантом стабильности в стране, не раз за время его правления пережившей военные перевороты.

Тревога о будущем

Джонатан Хэд, корреспондент Би-би-си, Бангкок

Во время своего 70-летнего правления король Пхумипон воспринимался как богоподобная фигура, как сдержанный, вдумчивый человек, чье тихое влияние помогло Таиланду избежать конфликтов, подобных тем, что разворачивались в соседних странах.

В последнее десятилетие его правления в Таиланде наметилась сильная поляризация между сторонниками двух соперничающих между собой политических групп (оппозиционная партия Пхыа Тхаи и Демократическая партия), одна из которых (Демократическая партия) придерживается идеологии правоцентризма и роялизма и поддерживала тесные контакты с королевским двором.

Военный переворот, произошедший три года назад, заморозил конфликт, а пришедшие к власти генералы взяли на себя задачу обеспечить процесс постепенной передачи королевских полномочий сыну монарха.

Похороны означают и завершение этого процесса передачи власти. И здесь возникает значительная тревога по поводу того, что произойдет, когда политическая жизнь в стране восстановится в полной мере при новом монархе - короле Ватчиралонгконе.

Когда кто-то умирает в Таиланде, труп принято сохранять в доме 7 дней до момента кремации. В течение шести дней монахи каждый вечер приезжают и совершают над усопшим молебны. Гроб обычно украшен гирляндами и фотографией покойного. Если семья покойника не из богатых, труп может быть приготовлен для сожжения немного раньше, между 3 и 7 днями. Дело в том, что формалин, используемый для бальзамации тела, не всем по карману.

Приглашенные на поминки облачены в темные одежды, но может быть уместна и белая рубашка. Все приветствуют друг друга. Приглашенные для сопровождения поминок официанты предлагают присутствующим воду или кока-колу. На протяжении шести первых дней каждый вечер около 19:00 в дом приезжают монахи. Обычно их четверо. Но зачастую из число варьирует в зависимости от социального статуса покойного. В течение 30 минут они произносят молитвы на языке Пали (Pali). После чего автомобиль доставляет их назад к храму. В седьмой день кремация может быть назначена в любое время в течение дня.

На поминках всех гостей угощают едой. Принято вести разговоры. Многие болтают даже во время чтения молитв. Вопреки всеобщему мнению атмосфера не уж так печальна, громкие слезы не приняты. Семья, родственники, соседи и даже неизвестные люди могут присоединится к поминальным молитвам. Иногда приглашают старого уважаемого монаха. Но тогда он только присутствует, не принимая участие в церемонии. Его присутствие указывает, что покойный принадлежал высокому рангу.

В седьмой день по традиции организуется похоронная процессия. Первыми в ней идут монахи, следом – мужчины и затем женщины. Мужчины несут гроб. Но в наше время гроб часто транспортируется в храм на автомобиле.

Затем процессия, включая гостей, прибывает в храм. Все дарят подарки и деньги семье умершего.

В противовес европейским странам похоронная церемония не считается печальным событием. Все разговаривают. Для буддистов смерть - только переход к следующей реинкарнации. Кремация призвана освободить дух покойного.

В некоторых семьях принято печатать небольшую поминальную книгу, которую раздают гостям во время церемонии. Эта книга содержит историю покойного человека, стихи, какие-нибудь личные письма. Этот обычай высоко оценен в Буддизме. Его цель состоит в том, чтобы передать мудрость и знания усопшего другим людям. В Бангкоке в храме Ват Бонивет (WAT BONIWET) существует даже небольшой музей поминальных книг. С некоторых пор на этом даже вырос грязный бизнес: некоторые люди идут в похороны, даже если не были знакомы в покойником, лишь затем, чтобы получить поминальную книгу и продать ее затем на специализированном рынке.

На пышных похоронах семья усопшего может пригласить традиционный тайский оркестр. Музыканты играют на ксилофоне или на всех инструментах национального гамелана.

В Таиланде остро строит проблема покойников, невостребованных родственниками. Если у человека не было родственников, некому заплатить за их кремацию. Кремация трупов - один главных аспектов Буддизма, ведь для верующих сожжение тела – это освобождение души, которая устремляется к небесам и пребывает там в ожидании следующего перевоплощения.

В Таиланде есть несколько благотворительных организаций, которые берут на себя заботу о невостребованных телах и хоронят их на частном кладбище. Каждый год затем трупы выкапывают в назначенный день, приглашаются монахи и организуется массовая церемония сожжения. В 1998 во время одной из таких церемоний были сожжены сразу 40000 останков. В связи с общим экономическим спадом благотворительные организации в настоящий момент не имеют достаточно средств для покупки земли и расширения временных кладбищ. Морги некоторых больниц переполнены и их руководство не знает, что делать с невостребованными телами. Ведутся даже разговоры о том, чтобы разрешить использование установок для сжигания мусора для решения этой проблемы!

Но вернемся к церемонии кремации. Во время нее все присутствующие несколько раз складывают руки в почтительном жесте – вай (WAI) – ладони сложены вместе перед собой на уровне шеи. Этот жест повторяется несколько раз и во время молитв монахов, напоминающих о непостоянстве жизни.

Для кремации трупов в храмах оборудован крематорий. Его можно опознать по высокому дымоходу.

Если у храма нет специально оборудованного крематория на территории, трупы жгут на открытом воздухе. Это действо зачастую может сопровождаться довольно ужасными сценами, когда гроб из-за огня взрывается и покойники вываливаются из него наподобие живых мертвецов. Именно поэтому раньше участие в подобных церемониях было запрещено беременным женщинам, чтобы вид подобных сцен не навредил будущему ребенку.

На похоронах влиятельных людей за процессом кремации может одновременно наблюдать до 1000 человек и более. Делать жест "вай" для почитания усопшего всегда принято с зажатой между ладонями ароматической палочкой. Для покойников всегда воскуривают одну палочку, а для подношения Будде – три.

Спустя 100 дней со дня смерти наступает момент еще одной заключительной поминальной церемонии. Эта буддистская церемония устраивается для воздаяния завершающих молитв. Она называется «Там Бан 100 Ван». Буддистским монахам в этот день подносят конверты с деньгами и "Санг Кхатан» (SANG KHATHAN). Это различные мелкие подарки, в качестве которых могут выступать туалетные принадлежности, в том числе стиральный порошок и мыло, а также лекарства, монашеская одежда, фруктовый сок, свечи, спички, зонтики, сандалии, зажигалки, молоко, ароматические палочки, зубная паста и щетка, туалетная бумага, вода и тому подобное. В этот день устраивается также церемония «Сат Нам» (SAT NAM), во время которой на пол льют святую воду. Это действие призвано благословить дух усопшего и придать ему сил в последнем пути. Считается, что это сокращает время ожидания душами их следующего перерождения в новом теле.