Кранахи в Пушкинском: что нужно знать перед просмотром. Выставка «Кранахи

Очередная грандиозная выставка в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. В Москву привезли картины и гравюры Кранахов, Старшего и Младшего. Привезли из Будапешта, Берлина, Мадрида, Праги, Петербурга, Нижнего Новгорода и германского города Гота. Прежде всего, это, конечно, работы Кранаха Старшего, о котором мы сказали бы, что он - больше, чем художник. Он даже городом Виттенберг управлял, помимо того, что направлял развитие немецкой живописи от Ренессанса к маньеризму, и она, эта живопись, шагнула из одной эпохи в другую. Он и его сын были востребованы всячески и занятие творчеством превратили в настоящее предприятие. Выставка в Музее имени Пушкина даёт чёткое представление о том, что же такого особенного было в этих Кранахах.

Идея одной из картин Лукаса Кранаха Старшего принадлежит Мартину Лютеру. Говоря современным языком, реформатор церкви ее спродюсировал. Тексты из Библии подтверждают замысел - только Хриcтос может спасти грешников от мук ада. Лютер считал, что всякое искусство совершенно бесполезно, если не говорит о величии церкви. Кранах был другом Лютера, спонсировал издание Библии на немецком языке, создавал идейное искусство.

«После Дюрера это самое важное имя немецкой истории, - отмечает директор музея "Замок Фриденштайн в Готе" Мартин Эбурл. - И не только потому, что он был выдающимся мастером, но и потому, что он - художник Реформации. Он работал с образами, с композицией, с красками, чтобы донести новые идеи. Это сопоставимо с тем, какое влияние сегодня имеет интернет».

«Бойся купидонова сладострастия, иначе тобой завладеет Венера», - предостерегает надпись на латыни. Знаменитая «Венера и амур» Лукаса Кранаха Старшего, прекрасная, совершенная. Но, изображая языческий образ, Лукас Кранах Старший остается верным христианином, борцом за реформацию церкви, активистом в пропаганде идей Лютера: искусство должно было служить делу.

Но это не мешало Лукасу Кранаху Старшему брать заказы и у лютеран, и у католиков. Он был эффективным менеджером: владел аптекой, создал преуспевающую мастерскую, не раз избирался бургомистром города. Его фирменный знак - знак качества. Он не означает, что именно этой картины касалась рука самого великого мастера. Табличка «Лукас Кранах Старший и мастерская» - обычное дело. Нужно немало усилий специалистов, чтобы установить точное авторство. Его сын - Лукас Кранах Младший - долгое время копировал работы отца, которые пользовались огромной популярностью, но потом создал свой узнаваемый стиль. Отец и сын - целая эпоха.

«Они определяют очень длинный, очень важный период в истории немецкого искусства и всего европейского. Это Северный Ренессанс и постепенный переход к стилю маньеризм. Хронологически деятельность отца и сына охватывает более полувека в пределах XVI столетия», - отмечает куратор выставки Вадим Садков.

Кранахи работали во многих жанрах, оставили разностороннее наследие. Основа экспозиции - полотна Кранахов из российских музеев и частных коллекций, а также «приглашенные» зарубежные шедевры. Участвуют музеи Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта. Произведения из иностранных коллекций в России впервые. Музей Готы - особый партнер выставки. Картины из этого собрания и фондов Пушкинского музея уже встречались.

«Из этого пространства в 1946 году к нам попали, как следы войны, сорок вещей, которые в музее хранятся, в том числе и вещи Кранаха, привезенные оттуда, из Готы. Шесть произведений Кранахов воссоединились с теми вещами, которые находятся у нас. Это особая история», - рассказывает директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.

Лукас Кранах Старший величайшим мастером стал в ХХ веке. Современность его открыла заново и переосмыслила. Его образы использовали многие художники эпохи модерна, особенно экспрессионисты. В названии выставки заложено движение от Ренессанса к маньеризму. Смену стиля теоретики искусства сопоставляют с изменением картины мира, сдвигом в сознании. А в маньеристской идее, что лучшие образцы уже созданы, многие видят параллели с постмодерном. Так что в XXI веке на полотнах, которым полтысячи лет, появляются новые слои - смысловые.

Лукас Кранах Старший (1472, Кронах, Верхняя Франкония - 1553, Веймар) вернулся в ГМИИ после выставочного вояжа.

Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. Грехопадение, фрагмент. 1527. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина / The Pushkin State Museum of Fine Arts, Moscow. Photo by

Кранах был другом и сторонником Лютера в борьбе за Реформацию. Для той эпохи библейский рассказ о грехопадении Адама и Евы был связан с острейшей религиозной проблемой моральной ответственности человека за свои поступки и грехи. Кранах представляет библейский рай в виде густого леса в Германии. Характерные для его искусства изящные, несколько манерные светлые фигуры красиво выделяются на фоне темной листвы.

3.

Лукас Кранах Старший. Плоды ревности (Серебряный век). 1530. Дерево (дуб), темпера, масло. 56,5 х 38,5 см. Инв. № Ж-603. Ранее – в собрании Д.И. Щукина в Москве, в середине XIX в. - в собрании Христиана Шухардта. ГМИИ им. А.С. Пушкина / Lucas Cranach the Elder. The Effects of Jealousy (The Silver Age). . Вариант: фотография картины , 14.10.2016

Знакомство Кранаха с гуманистической культурой своего времени открыло путь античным и мифологическим темам в его искусстве, а дружба с Лютером пробудила интерес к дидактике.

Сюжет картины «Плоды ревности», созданной между 1527 и 1535 годами, навеян, вероятно, сочинением древнегреческого поэта Гесиода (между 750 и 650 гг до н.э.) «Труды и Дни», популярным среди гуманистически образованных людей эпохи Возрождения: за счастливым «золотым» веком в истории человечества последовал век «серебряный», когда между людьми стали возникать распри и войны, люди серебряного века впадают в безумие, нападают друг на друга и быстро гибнут.

4.

Фрагмент. Лукас Кранах Старший. Плоды ревности (Серебряный век). 1530. ГМИИ. Photo by

Очевидно, сюжет был подсказан художнику его гуманистически образованными друзьями, связанными с Виттенбергским университетом, интересовавшимися морально-этическими проблеми «детства человечества», его первозданной безгрешности. Праведная жизнь и богоугодные дела, как полагали гуманисты, способны после смерти на земле возвратить душу человека в потерянный Прародителями Рай. Возможно, что сюжет также связан с бытовавшими в то время представлениями о легендарной «праистории» Германии, в частности - Саксонии и Тюрингии, описанными в сочинениях римских авторов и средневековых хрониках.

Античный сюжет в данном случае давал Кранаху повод выразить моральную сентенцию о вреде людских раздоров, а также обратиться к теме обнаженного тела.

5.

Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике). Лукас Кранах Старший. Около 1520. Дерево, масло. 58х46 см. Инв. № Ж-2630. В ГМИИ с 1930 г. из Эрмитажа. Ранее - с 1825 г. Эрмитаж. Картина значительно обрезана в правой части и, в меньшей степени, внизу. В ГМИИ с 1930 г. из Эрмитажа. Ранее - с 1825 года находилась в Эрмитаже. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Photo by . Вариант изображения на сайте музея . Эта работа есть на Google Art Project : zoom, 3038 x 4026 , но, кажется, на Google Art она темнее, чем в жизни.

Значительное место в творчестве Кранаха занял образ Богоматери. Написанная в двадцатые годы XVI века картина «Мадонна с младенцем» дошла поврежденной: утрачены нижняя и правая часть композиции, изображающие беседку, увитую виноградом.

В картине заключены общехристианские символы: виноградная лоза, кисть винограда, струя воды, гора, скалы.

Виноград – «мистическая гроздь» в руке Богоматери, к которой прикасается младенец, напоминает о человеческом воплощении Христа, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления Первородного греха. Виноградная лоза обозначает «истинную церковь Христову», которую персонифицирует собой Богоматерь. В левой части – типичный для региона Юго-Восточной Германии гористый ландшафт. Источник-водопад намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников. Отдельные элементы пейзажа также заключают в себе вполне конкретный символический контекст: гора - духовное возвышение над мирской суетой; скала слева на заднем плане - непоколебимую твердость и нерушимость истинной веры, опорой которой является Христос.

6.


Фрагмент. Лукас Кранах Старший. Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике). Около 1520. ГМИИ. Photo by

7.

Лукас Кранах Старший. Голгофа с предстоящими. 1515. Дерево (липа), темпера, масло. 50,5 х 34. Инв. № 1235. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Трофей из Готы. Photo by . Другой вариант: скан из каталога

8.

Лукас Кранах Старший. Портрет рыжеволосого мужчины с бакенбардами. 1526 / Lucas Cranach the Elder. Portrait of a Man with Whiskers. 1526. Photo by . Вид без рамы

Кранах был как автором картин на библейские темы, так и выдающимся портретистом. Имя человека, изображенного на этом портрете, до сих пор не установлено; ясно только, что моделью послужило высокопоставленное лицо. Художник умело использует великолепный костюм, чтобы создать декоративное художественное целое.

9.


Фрагмент: дракончик Кранахов. Лукас Кранах Старший. Портрет мужчины с бакенбардами. 1526. ГМИИ. Photo by

10.

Лукас Кранах Старший. Женский портрет. Около 1526. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина / Lucas Cranach the Elder. Portrait of a Woman. Photo by

Исполненная а те же годы, что и Портрет мужчины с бакенбардами» (1526), картина сильно отличается от наго по художественному решению. Если в мужском портрете яркие полосы костюма выделяются на темном фойе, то в женском выразительный сисуэт выступает на светлом фоне. Кранах передает не только характерную внешность, но и духовный строй моделей – спокойное достоинство мужчины, оттенок иронической отстраненности в улыбке женщины.

11.

Фрагмент. Лукас Кранах Старший. Женский портрет. Около 1526. ГМИИ. Photo by

Эти шесть картин Кранаха Старшего находятся в Главном зданим ГМИИ в зале №8 на первом этаже.

Жаль, что в постоянной экспозиции Пушкинского не нашлось места картине с сожжением книг:

12.


Лукас Кранах Старший (?). Сожжение запрещенных книг перед правителем (Сожжение книг Ария перед императором Константином?). Около 1530 года (?). Дерево, темпера, масло. 41 х 69 см. Инв. № 968. С 1946 года - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва. Трофей из Готы. В запасниках музея / Lucas Cranach the Elder (?). The Burning of Forbidden Books in Front ofa Prince (The Burning of Arians Books before Emperor Constantine ?). Скан из каталога.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

На выставке, которая открывается 4 марта, будут представлены 48 живописных и более 50 графических произведений Лукаса Кранаха Старшего и Лукаса Кранаха Младшего

ГМИИ им. А. С. Пушкина
4 марта - 15 мая 2016
Москва, ул. Волхонка, 12

В Пушкинском музее на следующей неделе, 4 марта, открывается выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом». На выставке зритель увидит 48 живописных и более 50 графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций.

Украшением экспозиции станут знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х; Музей изящных искусств, Будапешт), «Венера и Амур» (1509; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Плоды ревности. Серебряный век» (1530; ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва), «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531; Фонд замка Фриденштайн, Гота).

Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, а также Фонда замка Фриденштайн в Готе.

Лукас Кранах Старший (1472–1553) - реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. В первой трети XVI века творческие поиски Лукаса Кранаха Старшего ознаменовали окончательный переход от идеалов Ренессанса к маньеризму. Художник организовал процветавшую на протяжении более ста лет мастерскую, руководство которой со временем перешло к его сыну Лукасу Младшему, а затем - к внуку и правнуку. Он создал легко узнаваемый и запоминающийся мир ярких художественных образов. О Кранахах следует говорить как о фактических родоначальниках Саксонской школы живописи, процветавшей на протяжении всего XVI столетия.

Работа «Венера и Амур» (1509) была создана в тот период, когда Кранах Старший состоял придворным художником у курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого. Художник изобразил античную богиню красоты и любви в полный рост, полностью обнаженной. После 1530 года Кранах и его мастерская многократно обращались к этому сюжету. Насчитывается около 35 картин кисти Кранаха, его учеников, последователей и подражателей с изображением Венеры и Амура.

К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». На рубеже XIV и XV столетий и вплоть до середины XVI века в немецких землях широкую популярность приобрел, наряду с богородичным, культ четырех главных дев-заступниц: святых Екатерины Александрийской, Маргариты, Варвары и Доротеи. На картине Лукаса Кранаха Старшего мистическое обручение святой Екатерины происходит на фоне характерного южно-немецкого скалистого пейзажа и темного занавеса, который держат маленькие ангелы. В центре композиции - Младенец Христос, поддерживаемый Богоматерью: одной рукой Он надевает обручальное кольцо на палец святой Екатерины, другой касается символической виноградной грозди, которую держит Мадонна. Изображение дополнено образующими сложную композиционно-ритмическую группу фигурами присутствующих при этом сакральном действе святых дев в нарядных придворных платьях и с их атрибутами: драконом у Маргариты, корзиночкой с цветами у Доротеи и башней за спиной у Варвары.

Картина из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522–1523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке. Каждая деталь этой работы исполнена глубокого иносказательного смысла: виноград в руке Богоматери, к которой прикасается Младенец, напоминает о человеческом воплощении Христа, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления первородного греха; виноградная лоза означает «истинную Церковь Христову», которую персонифицирует Богоматерь; изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников. Отдельные элементы пейзажа также заключают в себе символический подтекст: гора - духовное возвышение над мирской суетой; скала - непоколебимая твердость и нерушимость истинной веры, опорой которой является Христос.

Лукас Кранах Младший (1515–1586) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь в первую очередь повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах - от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, Сибиллы фон Клеве, Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. Важные перемены произошли с началом следующего десятилетия, когда Лукас Кранах Младший начал постепенно отказываться от создания реплик отцовских картин. Он привнес в художественное решение своих работ немало новых деталей, по-иному расставил смысловые и стилистические акценты, что, несомненно, было не только следствием наступления его профессиональной зрелости, но и отражением определенных изменений в художественной моде при саксонском дворе. Одной из характерных черт творчества Лукаса Кранаха Младшего было пристрастие к созданию произведений сравнительно крупных размеров. В последующие три десятилетия, уже после кончины отца, в бытность художника полноправным хозяином и главой процветавшей мастерской, окончательно сложился его индивидуальный и хорошо узнаваемый живописный стиль. Наиболее последовательное воплощение он получил в сравнительно новом для того времени типе картин-эпитафий, заказчиками которых в основном были представители богатых патрицианских семей, исповедовавшие лютеранство.

Кранах-гравёр

Расцвет гравировального творчества Лукаса Кранаха Старшего приходится на первое десятилетие его работы при дворе Фридриха Мудрого, одного из наиболее образованных и могущественных курфюрстов Германии. В период с 1506 по 1516 год были созданы почти все основные работы мастера в станковой гравюре, характеризующие его как разностороннего художника, умевшего удивлять зрителя богатством тематических и стилистических решений.

Среди ксилографий 1506 года особый интерес представляет «Первый турнир» - большая, сложная, многофигурная композиция. В отличие от трех других гравюр, посвященных только турнирам, на этом листе, помимо самого состязания, изображено множество жанровых сцен. Вокруг огороженного центра, где происходило сражение рыцарей, художник разместил пеструю, шумную, многоликую толпу: всадники и пешие, женщины, старики и дети, музыканты и знать. На заднем плане - ложа курфюрста. Зеваки наблюдают из окон и дверей зданий, расположенных вокруг площади. Известны как черно-белые, так и раскрашенные акварелью отпечатки. Раскраска гравюр на дереве была традиционна в Германии со Средних веков, этим способом часто пользовался и Кранах Старший.

В 1509 году художник сделал первые пробы в цветной гравюре на дереве (кьяроскуро), а также обратился к новой для него технике резцовой гравюры. В начале 1520-х годов Кранах почти перестал работать в станковой гравюре.

В ГМИИ имени Пушкина до 15 мая идёт большая выставка работ немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего, его сына, ассистентов и последователей - 48 живописных полотен и больше 50 графических работ. По просьбе The Village журналист Даша Борисенко раскладывает творчество династии Кранахов на составляющие, которые помогут лучше понять выставку в Пушкинском музее.

Эксперимент

В 1505 году Лукаса Кранаха Старшего назначают придворным живописцем курфюрста Саксонского в Виттенберге, городе, где спустя 12 лет начнётся Реформация. Пока в Виттенбергском университете царит вольнодумство, Мартин Лютер твёрдо намерен покончить с мракобесием, охватившим Церковь, и перевести Библию на немецкий язык, чтобы священный текст снова могли понимать простые смертные. Будучи просвещённым и богатым бюргером, Кранах поддерживает Лютера не только морально - он финансирует издание переводной Библии и рисует иллюстрации к протестантским памфлетам.

Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. По долгу службы и в коммерческих целях Кранах пишет многочисленные заказные портреты и при этом не пытается приукрасить своих моделей, перенося на холст их нелепые бороды, кривые носы и асимметричные глаза. Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. Виттенбергский дух свободы позволяет ему откровенно изображать человеческое тело и касаться запретных тем. И весь его визуальный язык, который сегодня может показаться неискушённому взгляду сухим и средневековым, был для Германии XVI века настоящей пощёчиной общественному вкусу. Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо.

сверху слева: «Фридрих Мудрый, курфюрст Саксонский», 1536

сверху справа: «Мартин Лютер», 1529

Girl power

В искусстве Средних веков женщинам уделялось немного внимания - в основном художники изображали Деву Марию и святых. Кранах отводит женщинам центральную роль. В его творчестве можно найти отражение популярной в то время концепции Weibermacht, или «власти женщин». Конечно, «власть» здесь понимается не в современном феминистском ключе - имеется в виду сила женской сексуальности. Героини его полотен притягивают взгляды окружающих мужчин и открыто пользуются своей внешностью.


Взять, например, историю Лукреции: знатную римлянку обесчестил царский сын, и, не выдержав позора, она заколола себя кинжалом на глазах у мужа. «Лукреция» Кранаха, которую можно увидеть в Пушкинском, далека от образа скромной и верной жены: полностью обнажённая грудь, к которой она несколько игриво подносит кинжал, наводит на мысль о sexploitation-фильмах, где привлекательное женское тело и насилие неизменно идут рука об руку.

Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года - именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ. В то время как Италия уже давно открыла для себя прелести древнегреческой мифологии, на родине Кранаха написать языческую богиню было смелым жестом, возможным, пожалуй, только в передовом городе Виттенберге. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком, изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами - похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью? И что вообще значит «гнать сладострастие» - умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка? Искусствоведы продолжают спорить.

Именно по женским образам легко отличить Кранахов. Рыжеволосые кудрявые девушки с высоким лбом, покатыми плечами и уникальным разрезом глаз - совершенно инопланетные создания. И этот так называемый «кранаховский тип» приводил в трепетный восторг художников авангарда.

сверху слева: «Геракл у Омфалы», 1537 (работы нет на выставке)

сверху: «Лукреция», 1532

слева: «Женский портрет», 1526

снизу: «Венера и Амур», 1509

Эффект коллажа

Лукас Кранах живо интересовался итальянским искусством и тщательно пытался перенять опыт работы с перспективой и светотенью. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. В результате портреты, выходящие из его мастерской, нередко напоминают коллажи: тщательно прописанные бархатные манжеты и блестящие металлические детали реалистичны даже чересчур, в то время как в других элементах одежды и на всех лицах можно обнаружить только лёгкий намёк на объём. Тем не менее то, что можно посчитать недостатком техники, свидетельствует о колоссальной работе, которую Кранах и его подмастерья проделывали за целую национальную школу живописи. Именно это ставит Кранаха Старшего в один ряд с такими величинами, как Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн.

Не только техника, но и стиль Кранахов - своего рода коллаж. К примеру, на многофигурных полотнах можно заметить, что не меньше итальянской живописи отца династии увлекала нидерландская. Так, на картине «Христос и грешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха, и Северное Возрождение наконец встречает южное. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. Есть даже версия, что написал её Ганс Кранах, рано умерший сын Кранаха Старшего, после смерти которого тот почти отошёл от дел, предоставив мастерскую второму сыну и подмастерьям.

снизу: «Христос и грешница», 1532


Портреты-шаржи

Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов на портреты. В итоге художнику и его ассистентам приходилось по описанию рисовать лица тех, кого они ни разу не видели в глаза. Забавный результат можно увидеть на выставке - эти карманного формата портреты напоминают карикатуры в духе художников с Арбата: все черты лица до смешного утрированы. Впрочем, делалось это из самых благих побуждений - чтобы придать портрету хоть какое-то ощутимое сходство с объектом. По всей видимости, успокаивали заказчиков прилагавшимися к работам текстами с торжественным перечислением их добродетелей и заслуг.

Вообще, главная претензия к фигуре Кранаха Старшего - то, что он превратил искусство в конвейер, эксплуатируя ассистентов, штампуя заказные портреты и переписывая одни и те же сюжеты с заготовок, которые впоследствии обеспечили безбедную жизнь его сыну, внуку и правнуку - той самой «династии». Но, к счастью, экспозиция в ГМИИ составлена так, что вы этого не заметите.

Ужасы

Несмотря на дух Реформации, Средневековье в Германии не заканчивалось одним днём - идеи гуманизма и интерес к мирскому скорее переплелись со старой доброй традицией изображать всякую дьявольщину и пугать ею грешников, чем вытеснили её. В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа». По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. Но в первую очередь на себя обращают внимание бесы преисподней: так, у одного в животе морда с разверзшейся пастью, в которой расположен загадочный механизм, - такой образ мог бы послужить отличным материалом для постмодернистского детектива в стиле Дэна Брауна.

по часовой стрелке: портрет Сибиллы Клевской, 1525