Мировой балетмейстер морис. Морис бежар - биография, фотографии

IMDb :

Биография

В 1987 переехал вместе со своей труппой в Лозанну, где она сменила название на Béjart Ballet Lausanne .

Работал в кино, в том числе - с Клодом Лелушем («Одни и другие », 1981). Дружил с модельером Джанни Версаче , который создал костюмы для многих его спектаклей.

Постановки

  • 1955 - «Симфония для одинокого человека » (Symphonie pour un homme seul ), Париж
  • 1956 - «Высокое напряжение» (High Voltage )
  • 1957 - «Соната для троих» (Sonate à trois ), Эссен
  • 1958 - «Орфей» («Orphée» ), Льеж
  • 1959 - «Весна священная », театр «Ла Монне », Брюссель
  • 1960 - «Такой сладкий гром» (Such Sweet Thunder )
  • 1961 - «Болеро », театр «Ла Монне», Брюссель
  • 1961 - «Четыре сына Эмона », Брюссель
  • 1964 - «Симфония № 9 », La Damnation de Faust , Брюссель
  • 1965 - «Вариации для двери и вздохов »
  • 1966 - «Ромео и Джульетта », Брюссель
  • 1967 - «Месса по настоящему времени », Авиньон
  • 1968 - «Бхакти » (Bhakti ), Авиньон
  • 1969 - «Номос-Альфа» (Nomos Alpha )
  • 1971 - «Песни странствующего подмастерья » (Songs of a Wayfarer )
  • 1972 - «Нижинский - клоун Божий» (Nijinski, clown de Dieu ), Брюссель
  • 1973 - «Голестан» (Golestan )
  • декабрь - «Что мне рассказывает любовь» на музыку 4, 5 и 6 частей Третьей симфонии Густава Малера, Опера Монте-Карло , Монако
  • 1975 - «Складка на складку» (Pli selon pli ), Брюссель
  • 1975 - «Наш Фауст» (Notre Faust ), Брюссель
  • 1976 - «Гелиогабал» (Heliogabale ), Иран
  • 1976 - «Айседора », Опера Монте-Карло, Монако
  • 1976 - «Мнимый Мольер» (Le Molière imaginaire ), театр Комеди Франсэз , Париж
  • 1977 - «Петрушка », Брюссель
  • 1979 - «Леда» (Leda ), Париж
  • 1980 - «Эрос-Танатос» (Eros Thanatos ), Афины
  • 1982 - «Вена, Вена, город моей мечты» (Wien, Wien, nur du allein ), Брюссель
  • 1983 - «Месса будущего» (Messe pour le temps futur ), Брюссель
  • 1987 - «Воспоминания о Ленинграде» (Souvenir de Léningrad ), Лозанна
  • 1988 - «Пиаф» (Piaf ), Токио
  • 1989 - «1789 год... и мы» (1789... et nous ), Париж
  • 1990 - «Кольцо вокруг кольца» (Ring um den Ring ), Немецкая опера , Берлин
  • 1990 - «Пирамида» (Pyramide ), Каир
  • 1991 - «Смерть в Вене» (Tod in Wien ), Вена
  • 1992 - «Ночь превращения» (La Nuit Transfiguret ), Лозанна
  • 1993 - Mr. С. (в честь Чарли Чаплина , с участием Анны-Эмилии Чаплин), театр Ла Фениче , Венеция
  • 1993 - «Эпизоды» (Les Episodes )
  • 1993 - «Сисси, императрица австрийская » (Sissi, L’Impératrice Autriche ), для Сильви Гиллем , музыка Иоганна Штрауса (Императорский вальс ), костюмы Джанни Версаче, Лозанна, к/т «Метрополь»
  • 1993 - «Волшебный мандарин » (Le Mandarin Mervelleau ), музыка Белы Бартока , Лозанна
  • 1995 - «Насчёт Шехеразады» À propos de Shéhérazade , Берлин
  • 1997 - «Дом священника... Балет для жизни » (Le Presbytère... Ballet for Life ), Париж
  • 1999 - «Шёлковый путь» (La Route de la soie ), Лозанна
  • 2000 - «Дитя-король» (Enfant-roi ), Версаль
  • 2001 - «Танго» (Tangos (фр.) ), Генуя
  • 2001 - «Манос» (Manos (фр.) ), Лозанна
  • 2002 - «Мать Тереза и дети мира» (Mère Teresa et les enfants du monde )
  • 2003 - «Чао, Федерико» (Ciao Federico ), в честь Федерико Феллини
  • 2005 - «Любовь - танец» (L’Amour - La Danse )
  • 2006 - «Заратустра» (Zarathoustra )
  • 2007 - «Вокруг света за 80 минут» (Le Tour du monde en 80 minutes)
  • 2007 - «Спасибо, Джанни, с любовью» (Grazie Gianni con amore ), памяти Джанни Версаче

Признание

  • 1986 - посвящён в рыцари императором Японии
  • 1994 - премия le Prix Allemand de la Danse
  • 2003 - приз «Бенуа танца » («За жизнь в искусстве»)
  • 2006 - Золотая медаль за заслуги в области искусств , Испания
  • Член Французской академии художеств
  • Почётный гражданин Лозанны

Фильмография

Морис Бежар выступал в кино в качестве режиссёра, балетмейстера и актёра:

Бежар в России

В 1987 году труппа «Bejart ballet Lausanne» гастролировала в Ленинграде и участвовала съёмках фильма «Grand pas в Белую ночь» .

В 1998 году труппа «Rudra Bejart ballet de Lausanne» побывала в Москве .

В 2003 году труппа Бежара была в Москве со спектаклем «Мать Тереза и Дети мира» на сцене зала «Россия » В 2006 году состоялись гастроли в Москве

В течение многих лет с Бежаром плодотворно сотрудничала великая балерина Майя Плисецкая .

«Когда-то я учился танцевать у русских: мадам Егоровой, мадам Волковой. Протанцевал весь классический балет, но как в жизни нет зримой черты между прошлым и будущим, так и в балете нет границы между классикой и современностью. Мне кажется, язык тела может высказать любую идею», - любил говорить сам Бежар.

Последователи Бежара

Морис Бежар запретил исполнение своих постановок без разрешения, его хореографический стиль знают только артисты, которые работали лично с ним. Но многие звёзды балета учили постановки по видео и исполняли номера в галаконцертах. Исполнение было на высшем уровне, но абсолютно «своё»; и Бежар говорил: «Это не имеет ничего общего с моей хореографией». (Ça rien à voir avec ma chorégraphie). Так, замечательное исполнение одной из лучших балерин современности Дианы Вишнёвой pas de deux из балета «Бхакти» (Bhakti), а также выступление мировой звезды Фаруха Рузиматова в Адажиэтто было встречено овациями публики, но стоило импресарио Сасаки-сан 10000 $ штрафа. В то же время постановки Бежара разрешены Сильви Гиллем и многим другим артистам, не искажающим стиль хореографа.

Одним из последователей Мориса Бежара стал Миша Ван Хук (Misha Van Hoecke), который работал в труппе «Балет XX века» около 25 лет.

Тексты о балете

  • Un Instant dans la vie d’autrui: mémoires. Paris: Flammarion, 1979.
  • Le ballet des mots. Paris: Les Belles Lettres; Archimbaud, 1994
  • Ainsi danse Zarathoustra: entretiens avec Michel Robert. Arles: Actes Sud, 2006.

Публикации на русском языке

  • Морис Бежар. Книга 1: Мгновения в жизни другого. Книга 2: В чьей жизни? / пер. с франц. Л. Зониной и М. Зониной. Послесловие В. Гаевского. - М: Союзтеатр, 1989. - (Мемуары). - 10,000 экз.

Напишите отзыв о статье "Бежар, Морис"

Литература

  • Christout M.F. Maurice Béjart. Textes de Maurice Béjart, points de vue critiques, témoignages, chronologie. Paris: Seghers, 1972
  • Gay-White P. Béjart and modernism: case studies in the archetype of dance. New Orleans: UP of the South, 2006

Примечания

Ссылки

  • . .

Отрывок, характеризующий Бежар, Морис

После завтрака Наполеон, в присутствии Боссе, продиктовал свой приказ по армии.
– Courte et energique! [Короткий и энергический!] – проговорил Наполеон, когда он прочел сам сразу без поправок написанную прокламацию. В приказе было:
«Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она необходима для нас; она доставит нам все нужное: удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так, как вы действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвою!»
– De la Moskowa! [Под Москвою!] – повторил Наполеон, и, пригласив к своей прогулке господина Боссе, любившего путешествовать, он вышел из палатки к оседланным лошадям.
– Votre Majeste a trop de bonte, [Вы слишком добры, ваше величество,] – сказал Боссе на приглашение сопутствовать императору: ему хотелось спать и он не умел и боялся ездить верхом.
Но Наполеон кивнул головой путешественнику, и Боссе должен был ехать. Когда Наполеон вышел из палатки, крики гвардейцев пред портретом его сына еще более усилились. Наполеон нахмурился.
– Снимите его, – сказал он, грациозно величественным жестом указывая на портрет. – Ему еще рано видеть поле сражения.
Боссе, закрыв глаза и склонив голову, глубоко вздохнул, этим жестом показывая, как он умел ценить и понимать слова императора.

Весь этот день 25 августа, как говорят его историки, Наполеон провел на коне, осматривая местность, обсуживая планы, представляемые ему его маршалами, и отдавая лично приказания своим генералам.
Первоначальная линия расположения русских войск по Ко лоче была переломлена, и часть этой линии, именно левый фланг русских, вследствие взятия Шевардинского редута 24 го числа, была отнесена назад. Эта часть линии была не укреплена, не защищена более рекою, и перед нею одною было более открытое и ровное место. Очевидно было для всякого военного и невоенного, что эту часть линии и должно было атаковать французам. Казалось, что для этого не нужно было много соображений, не нужно было такой заботливости и хлопотливости императора и его маршалов и вовсе не нужно той особенной высшей способности, называемой гениальностью, которую так любят приписывать Наполеону; но историки, впоследствии описывавшие это событие, и люди, тогда окружавшие Наполеона, и он сам думали иначе.
Наполеон ездил по полю, глубокомысленно вглядывался в местность, сам с собой одобрительно или недоверчиво качал головой и, не сообщая окружавшим его генералам того глубокомысленного хода, который руководил его решеньями, передавал им только окончательные выводы в форме приказаний. Выслушав предложение Даву, называемого герцогом Экмюльским, о том, чтобы обойти левый фланг русских, Наполеон сказал, что этого не нужно делать, не объясняя, почему это было не нужно. На предложение же генерала Компана (который должен был атаковать флеши), провести свою дивизию лесом, Наполеон изъявил свое согласие, несмотря на то, что так называемый герцог Эльхингенский, то есть Ней, позволил себе заметить, что движение по лесу опасно и может расстроить дивизию.
Осмотрев местность против Шевардинского редута, Наполеон подумал несколько времени молча и указал на места, на которых должны были быть устроены к завтрему две батареи для действия против русских укреплений, и места, где рядом с ними должна была выстроиться полевая артиллерия.
Отдав эти и другие приказания, он вернулся в свою ставку, и под его диктовку была написана диспозиция сражения.
Диспозиция эта, про которую с восторгом говорят французские историки и с глубоким уважением другие историки, была следующая:
«С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на равнине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским.
В это же время начальник артиллерии 1 го корпуса, генерал Пернетти, с 30 ю орудиями дивизии Компана и всеми гаубицами дивизии Дессе и Фриана, двинется вперед, откроет огонь и засыплет гранатами неприятельскую батарею, против которой будут действовать!
24 орудия гвардейской артиллерии,
30 орудий дивизии Компана
и 8 орудий дивизии Фриана и Дессе,
Всего – 62 орудия.
Начальник артиллерии 3 го корпуса, генерал Фуше, поставит все гаубицы 3 го и 8 го корпусов, всего 16, по флангам батареи, которая назначена обстреливать левое укрепление, что составит против него вообще 40 орудий.
Генерал Сорбье должен быть готов по первому приказанию вынестись со всеми гаубицами гвардейской артиллерии против одного либо другого укрепления.
В продолжение канонады князь Понятовский направится на деревню, в лес и обойдет неприятельскую позицию.
Генерал Компан двинется чрез лес, чтобы овладеть первым укреплением.
По вступлении таким образом в бой будут даны приказания соответственно действиям неприятеля.
Канонада на левом фланге начнется, как только будет услышана канонада правого крыла. Стрелки дивизии Морана и дивизии вице короля откроют сильный огонь, увидя начало атаки правого крыла.
Вице король овладеет деревней [Бородиным] и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Морана и Жерара, которые, под его предводительством, направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками армии.
Все это должно быть исполнено в порядке (le tout se fera avec ordre et methode), сохраняя по возможности войска в резерве.
В императорском лагере, близ Можайска, 6 го сентября, 1812 года».
Диспозиция эта, весьма неясно и спутанно написанная, – ежели позволить себе без религиозного ужаса к гениальности Наполеона относиться к распоряжениям его, – заключала в себе четыре пункта – четыре распоряжения. Ни одно из этих распоряжений не могло быть и не было исполнено.
В диспозиции сказано, первое: чтобы устроенные на выбранном Наполеоном месте батареи с имеющими выравняться с ними орудиями Пернетти и Фуше, всего сто два орудия, открыли огонь и засыпали русские флеши и редут снарядами. Это не могло быть сделано, так как с назначенных Наполеоном мест снаряды не долетали до русских работ, и эти сто два орудия стреляли по пустому до тех пор, пока ближайший начальник, противно приказанию Наполеона, не выдвинул их вперед.
Второе распоряжение состояло в том, чтобы Понятовский, направясь на деревню в лес, обошел левое крыло русских. Это не могло быть и не было сделано потому, что Понятовский, направясь на деревню в лес, встретил там загораживающего ему дорогу Тучкова и не мог обойти и не обошел русской позиции.
Третье распоряжение: Генерал Компан двинется в лес, чтоб овладеть первым укреплением. Дивизия Компана не овладела первым укреплением, а была отбита, потому что, выходя из леса, она должна была строиться под картечным огнем, чего не знал Наполеон.
Четвертое: Вице король овладеет деревнею (Бородиным) и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Марана и Фриана (о которых не сказано: куда и когда они будут двигаться), которые под его предводительством направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками.
Сколько можно понять – если не из бестолкового периода этого, то из тех попыток, которые деланы были вице королем исполнить данные ему приказания, – он должен был двинуться через Бородино слева на редут, дивизии же Морана и Фриана должны были двинуться одновременно с фронта.
Все это, так же как и другие пункты диспозиции, не было и не могло быть исполнено. Пройдя Бородино, вице король был отбит на Колоче и не мог пройти дальше; дивизии же Морана и Фриана не взяли редута, а были отбиты, и редут уже в конце сражения был захвачен кавалерией (вероятно, непредвиденное дело для Наполеона и неслыханное). Итак, ни одно из распоряжений диспозиции не было и не могло быть исполнено. Но в диспозиции сказано, что по вступлении таким образом в бой будут даны приказания, соответственные действиям неприятеля, и потому могло бы казаться, что во время сражения будут сделаны Наполеоном все нужные распоряжения; но этого не было и не могло быть потому, что во все время сражения Наполеон находился так далеко от него, что (как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть известен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено.

Многие историки говорят, что Бородинское сражение не выиграно французами потому, что у Наполеона был насморк, что ежели бы у него не было насморка, то распоряжения его до и во время сражения были бы еще гениальнее, и Россия бы погибла, et la face du monde eut ete changee. [и облик мира изменился бы.] Для историков, признающих то, что Россия образовалась по воле одного человека – Петра Великого, и Франция из республики сложилась в империю, и французские войска пошли в Россию по воле одного человека – Наполеона, такое рассуждение, что Россия осталась могущественна потому, что у Наполеона был большой насморк 26 го числа, такое рассуждение для таких историков неизбежно последовательно.

Морис Бежар - величайший хореограф современности, его называют "поэтом вольного, сильного, мужского танца, живым классиком, балетным гуру". Профессиональные танцоры говорят о том, что М. Бежар является самым жестоким хореографом ХХ века. Дело в том, что танцы, которые ставит М. Бежар, очень сложны в исполнении и требуют от танцора колоссальной отдачи и физических затрат. Его постановки отличаются современностью, хаотичностью, философичностью. Многие говорят о том, что М. Бежар создал собственную философию танца.

Профессиональный танцор несет людям танец, красоту, любовь к движениям, возможность подражать ему и быть лучше него, чтобы люди развивались и росли в духовном плане.

Морис Бежар (фр. Maurice Bejart, собственное имя - Морис-Жан Берже, фр. Maurice-Jean Berger, 1 января 1927, Марсель - 22 ноября 2007, Лозанна) - французский танцовщик и хореограф, театральный и оперный режиссёр, один из крупнейших хореографов второй половины ХХ века.


Сын Гастона Берже (1896-1960), философа, крупного администратора, министра образования (1953-1960), члена Академии моральных и политических наук (1955). Семилетним потерял мать. Под влиянием увиденной постановки Сержа Лифаря решил посвятить себя балету. Учился у Ролана Пёти. В 1951 поставил свой первый балет (в Стокгольме, в соавторстве с Биргит Куллберг). В 1954 основал компанию фр. Ballet de l’Etoile, в 1960 - фр. Ballet du XХe Siecle в Брюсселе. В 1987 переехал в Лозанну, где основал компанию фр. Bejart Ballet. Работал в кино, в том числе - с Клодом Лелушем (Одни и другие, 1981).


Премия Эразмус (1974), Императорская премия (1993). Член Французской академии художеств. Успех Бежара как постановщика во многом обусловлен тем, что он полностью прошел весь путь от танцовщика до мастера балета. В своих постановках он сочетал танец, пантомиму и пение. Первым из балетмейстеров Бежар использовал для хореографических постановок огромные пространства спортивных арен, где во время представления размещались оркестр и хор, а действие могло развиваться в любом месте арены, иногда даже в нескольких местах одновременно.

Созданная Бежаром труппа «Балет XX века» с оглушительным успехом объехала весь мир. Хореограф работал и российскими артистами балета - Васильевым, Максимовой, и, конечно, Майей Плисецкой. Специально для нее он поставил балет «Айседора» и несколько сольных номеров, среди них знаменитое «Видение розы».

В общей сложности Морис Бежар придумал и поставил более ста балетов. Одними из самых известных его работ были «Весна священная», «Петрушка» Стравинского, «Гала» на музыку Скарлатти.
Сам Морис Бежар о своем таланте говорил так:

« Талант - проклятье, и нести его на себе очень трудно. А мне пришлось создать свой стиль. Точнее, тело мое придумало для меня мой стиль».

В одной из швейцарских больниц скончался легендарный французский хореограф Морис Бежар. В январе этого года ему исполнилось 80 лет. Возраст солидный, но это не мешало ему работать. Хотя нарушение сердечной деятельности Бежара не позволяло ему трудиться столь интенсивно, как раньше. За последний месяц Бежар попадал в больницу дважды. На этот раз ему предстояло пройти очередной курс лечения. Но сердечный приступ оборвал жизнь хореографа.

Морис Бежар по праву считался «хореографом, определившим время». Обладатель великолепной интуиции и смелой фантазии, он знал, каким языком должен говорить балет ХХ века. Его первая труппа так и называлась – «Балет ХХ века».

«Работая в академических театрах, Бежар не боялся быть непонятым или непринятым – просто делал то, что считал нужным »

С нею Бежар, не принятый парижскими эстетами, уехал из Франции и нашел дом в Брюсселе. А последние 20 лет он руководил собственным «Балетом Бежара» в Лозанне.

Естественно, состав труппы несколько раз обновлялся. Однако класс танцовщиков не снижался: у Бежара всегда было уникальное чутье на таланты, он умел находить общий язык с молодым поколением. Каждому он давал возможность раскрыться, обязательно позволял солировать. В его спектаклях не было второстепенных ролей.

Бежар пришел к профессии хореографа как танцовщик. Изучая самые разные танцевальные школы, он формировал собственный стиль. Никогда не шел по проторенному пути, предпочитал рисковать, постоянно находился в поиске.

Ему неинтересно было заниматься классическим, традиционным балетом. На общеизвестную балетную музыку он накладывал необычные движения. Работая в академических театрах, Бежар не боялся быть непонятым или непринятым – просто делал то, что считал нужным. И – обретал славу.

«Весна священная» Стравинского, поставленная еще в конце 50-х начинающим тогда хореографом перевернула представление о балете во всем мире. Потом в разные годы были «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик», «Спящая красавица».

Если попытаться вспомнить, сколько всего спектаклей поставил Бежар, то получится не менее двухсот. От камерных до огромных, масштабных. Сейчас считается нормой соединять в танцевальных спектаклях движение и голос, а началось это именно с Бежара. Он признавался, что делать «обычные балеты» ему скучно. Вводил в спектакли пантомиму, пение, поэзию. Выводил танцовщиков из театральных залов на стадионы.

«Да, я бунтарь», – говорил он. Однако за счет пресловутого «бунтарства» Бежар не только изменял балетный язык времени, но и привлекал внимание широкой публики к острым социальным проблемам – таким, как загрязнение окружающей среды, СПИД или классовое неравенство.

Привязывая к рукам «умирающего лебедя» консервные банки, он словно бы говорил: посмотрите, вот так гибнет огромное количество живых существ! И любой подобный ход был для Бежара не просто желанием эпатировать, но возможностью заговорить о больном, трудном, страшном. И если сегодняшние хореографы не стесняются в выборе средств, то это потому, что Бежар уже проложил им дорогу, показав, как много выразительных возможностей дает балет.

В России Бежар неоднократно показывал свои спектакли. Впервые это произошло в конце 70-х. Именно тогда зрители увидели знаменитое на весь мир «Болеро» с участием гениального танцовщика Хорхе Донна. Хорхе Донн был не просто любимцем Бежара, он был своего рода музой, вдохновляя хореографа на сочинение новых спектаклей.

Кстати, именно ради него Бежар придумал новую конструкцию «Болеро»: как правило, в центре этого балета – танцовщица. У Бежара же был танцовщик. «Болеро» Бежара – пожалуй, самый яростный и сексуальный вариант из известных в мире.

Напоминающий первобытный ритуал поклонения божеству. К сожалению, Хорхе Донн рано ушел из жизни и никто не смог занять его место. Памяти танцовщика Бежар посвятил три балета, наиболее известный из которых – «Балет ради жизни» на музыку группы Queen. Бежар говорил, что вдохновением для него в данном случае послужила некая сходность судеб Хорхе Донна и Фредди Меркьюри.

Если говорить о балетных звездах, то нет, пожалуй, ни одной крупной фигуры в мире, не сотрудничавшей с Бежаром. Он по-новому раскрывал даже давно сложившуюся индивидуальность, ему нравилось придумывать балеты на столь ярких личностей.

Екатерина Максимова и Владимир Васильев, Михаил Барышников и Рудольф Нуреев – все успели с ним поработать.

Долгое содружество связывало Бежара с Майей Плисецкой. Ему принадлежит и нежное, печальное «Видение розы», и победительное «Аве Майя», созданное к юбилею балерины, но совершенно не напоминавшее праздничную обязаловку.

Нынешний год внес печальную тенденцию: один за другим уходят не просто знаковые творческие личности, но создатели и вдохновители важных для мирового культурного пространства коллективов. Таким является и «Балет Бежара» в Лозанне.

Который, без сомнения, сохранит имя своего «отца» и не остановит работу. Однако замены Морису Бежару нет и не может быть. Хочется верить, что молодые хореографы будут продолжать пользоваться его методологией, развивать балетный язык.

Но сможет ли кто-то стать столь же значительным, как был Бежар, неизвестно. Есть люди, с уходом которых возникает колоссальная пустота. Ибо они обозначали все самое важное в своей области. Вдохновляя на поиски и стремления.

Известный французский хореограф Морис Бежар (Maurice Béjart), настоящее имя Морис Берже (Maurice Berger) родился 1 января 1927 года в Марселе в семье философа Гастона Берже.

В возрасте 14 лет по совету врача начал заниматься балетом.

Профессиональное хореографическое образование получил в частных балетных студиях Парижа, где его педагогами были Любовь Егорова, Лео Стаатс, мадам Рузанн (Рузанна Саркисян), затем занимался с Верой Волковой в Лондоне.

В 1946 году Бежар получил Диплом бакалавра философии в Университете Экс-ан-Прованса.

В 1946 году как артист балета дебютировал в Виши (Франция). Выступал с небольшими балетными труппами - Ролана Пети, Жанин Шарра, Балетом Кулберг (Швеция).

В 1950 году он осуществил свою первую постановку для Королевского Шведского балета (Стокгольм) - балет "Жар-птица" Игоря Стравинского.

В 1953 году Морис Бежар совместно с Жаном Лораном организовал собственную труппу "Романтические балеты". В 1954 году она стала называться Балет "Звезды", под этим названием просуществовала до 1957 года.

В ранних опусах Бежара проявился его фирменный почерк - балетмейстер не использует традиционной балетной одежды, исповедует минимализм в сценографии, обращается к актуальным темам и современной музыке.

В 1950-х годах Бежар ставил балеты и одновременно выступал в них в главных ролях. Его труппа поставила такие балеты, как "Сон в летнюю ночь" на музыку Фредерика Шопена, "Укрощение строптивой" на музыку Доменико Скарлатти, "Красавица в боа" на музыку Джакомо Россини, "Путешествие к сердцу ребенка" и "Таинство" Пьера Анри, "Танит, или Сумерки богов", "Прометей" Ована.

Известность Бежару принесли постановки балетов "Симфония для одинокого человека" Пьера Анри и Пьера Шеффера (1955) и "Высокое напряжение" Мариуса Констана и Пьера Анри (1956).

В 1957-1960 годах Бежар работал со своей новой труппой "Балетный театр Парижа", для которой поставил балеты "Чужой" на музыку Эйтора Вила Лобоса, "Пульчинелла" Стравинского (оба - 1957), "Орфей" Анри (1958), "Темы и вариации" на джазовую музыку (1959) и др.

В 1959 году он создал один из самых знаменитых своих балетов, ставших классикой XX столетия, - "Весну священную". Спектакль был поставлен на сцене Королевского театра де Ла Монне (Брюссель), в нем участвовали артисты трех балетных компаний - самого Бежара, Милорада Мисковича и театра де Ла Монне.

После триумфального успеха этой постановки Бежару было предложено работать в театре де Ла Монне, в котором в 1960 году была создана всемирно известная труппа с интернациональным составом "Балет ХХ века". Она много гастролировала и была желанным гостем крупнейших театров и фестивалей мира.

Среди самых известных балетов, созданных Морисом Бежаром для "Балета ХХ века" - "Болеро" Мориса Равеля, в котором сольную партию танцует и женщина (1961), и мужчина (1977), и кордебалет. Также эта постановка может быть целиком мужской, или женской. В сольной партии Мелодии с особым успехом выступал известный танцовщик Хорхе Донн - звезда "Балета XX века". В 1977 году в Брюсселе в партии Мелодии дебютировала Майя Плисецкая, которая затем повторила это выступление в Москве на своем творческом вечере в Большом театре (1978), в программу которого вошел также созданный Бежаром специально для нее балет "Айседора" на сборную музыку (премьера состоялась в 1976 году в Монте-Карло).

В 1978 году "Балет ХХ века" с успехом гастролировал в Москве. Также в гастролях приняли участие ведущие артисты балетной труппы Большого театра Майя Плисецкая ("Айседора"), Екатерина Максимова ("Ромео и Юлия" на музыку Гектора Берлиоза, партнер Хорхе Донн), Владимир Васильев, который исполнил заглавную партию в балете "Петрушка", сочиненную Бежаром для него в 1977 году. В 1987 году такие же гастроли труппы прошли в Ленинграде (Санкт-Петербург) в сотрудничестве с Театром оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский) и Вильнюсе (Литва).

Для Плисецкой Бежар поставил также дуэт "Лебедь и Леда" на музыку Камиля Сен-Санса и японскую народную музыку (1978), балет "Куразука" Патрика Мимрана, Тоширо Майузуми и Юга Ле Барса (1995), хореографический номер "Аве, Майя!" на музыку Иоганна Себастьяна Баха - Шарля Гуно (2000). Екатерина Максимова и Владимир Васильев неоднократно танцевали дуэт из балета "Ромео и Юлия".

Для "Балета ХХ века" осуществил постановки: "Девятая симфония" на музыку Людвига ван Бетховена (1964), "Веберн - Опус V" (1966), "Бхакти" на индийскую народную музыку (1968), "Песни странствующего подмастерья" Густава Малера (1971), "Нижинский, клоун Божий" на музыку Петра Чайковского и Пьера Анри (1972), "Наш Фауст" на музыку Баха (1975), "Дионис" на музыку Рихарда Вагнера и Микиса Теодоракиса (1984), "Мальро, или Метаморфозы Богов" на музыку Бетховена и Ле Барса (1986), "Кабуки" на музыку Тосиро Маюдзуми (1986) и многие другие.

В 1987 году Бежар вместе с ведущими танцовщиками переехал в Лозанну (Швейцария), где в том же году организовал новую труппу — Лозаннский балет Бежара (Béjart Ballet Lausanne), для которой поставил балеты "Воспоминания о Ленинграде" на музыку Чайковского и группы The Residents (1987), "Много раз пытаясь уйти, я остался" на музыку Малера (1988), "Кольцо вокруг кольца" на музыку Вагнера и Купера (1990), "Мистер Ч." на музыку Чарли Чаплина (1992), "Метаморфозы" ("Мутация Х") на музыку Джеки Глисона, Джона Зорна, Ле Барса (1998), "Щелкунчик" на музыку Чайковского и Муте (1998), "Брель и Барбара" на музыку Баха и многие другие.

В 1970 году в Брюсселе он создал школу "Мудра", в 1977 году - ее филиал в Дакаре (Сенегал), в 1992 году - школу-ателье "Рудра" в Лозанне.

В 2002 году организовал для молодых танцовщиков школы "Рудра" труппу "Компания М.", для которой поставил балет "Мать Тереза и дети мира" с участием известной в прошлом балерины Марсии Хайде.

В 2003 году, через десять лет после смерти знаменитого итальянского режиссера Федерико Феллини, хореограф посвятил ему балет "Чао, Федерико". Последующими творениями великого маэстро и его труппы стали "Любовь и танец" (2005), "Заратустра", "Cпасибо, Джанни, с любовью", памяти прославленного кутюрье Джанни Версаче, "Вокруг света за 80 минут" (2007).

Работая над своей последней постановкой "Вокруг света за 80 минут ", Бежар использовал идею Жюля Верна о всемирном путешествии и дополнил ее маршрутом своих последних гастролей с труппой.

Бежар был удостоен различных наград. В 1986 году он был награжден японским орденом Восходящего солнца, в 1993 году получил Императорскую премию Японской артистической ассоциации. В 2003 году хореограф был удостоен степени командора французского ордена "За заслуги в области искусства и литературы".

В 1994 году был избран членом Академии изящных искусств Франции.

Бежару была присуждена международная премия "Балетный Бенуа" в почетной номинации "Жизнь в искусстве".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Французский хореограф, выдающийся мастер балета Морис Бежар (Bйjart, Maurice) родился 1 января 1927 года в Марселе в семье известного французского философа Гастона Берже (Бежар сценический псевдоним Мориса). Отец был родом из турецкого Курдистана … Энциклопедия ньюсмейкеров

- (фр. Maurice Ohana; 12 июня 1913, Касабланка, Марокко 13 ноября 1992, Париж) французский композитор и пианист испанского происхождения. Касабланка, мечеть Хассана II Содержание 1 Биография … Википедия

Бежар, Морис - БЕЖАР (Bejart) Морис (настоящая фамилия Берже) (родился в 1927), французский артист балета, хореограф, педагог. В 1953 совместно с Ж. Лораном основал в Париже труппу Балет Звезды (до 1957), где был танцовщиком, ставил балеты (Симфония для одного … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Бежар: Бежар, Арманда (1642(?) 1700) французская актриса, младшая сестра Мадлены и Жозефа Бежаров. Бежар, Жозеф (1616/1617 1658) французский актёр. Бежар, Мадлена (1618 1672) французская актриса, сестра Арманды и Жозефа Бежаров. Бежар, Морис… … Википедия

- (Bejart) Морис (настоящая фамилия Берже) (родился в 1927), французский артист балета, хореограф, педагог. В 1953 совместно с Ж. Лораном основал в Париже труппу Балет Звезды (до 1957), где был танцовщиком, ставил балеты (Симфония для одного… … Современная энциклопедия

- (наст. фам. Берже Berger) (р. 1927), французский артист балета, хореограф, педагог. Один из крупнейших деятелей хореографического искусства 20 в. В 1953 совместно с Ж. Лораном основал в Париже труппу Балет Звезды (существовала до 1957). В 1957 60 … Большой Энциклопедический словарь

- (Bejart), настоящая фамилия Берже (Berger) (р. 1927), французский артист балета, хореограф, педагог. Один из крупнейших деятелей хореографического искусства XX в. В 1953 совместно с Ж. Лораном основал в Париже труппу «Балет “Звезды”»… … Энциклопедический словарь

- (Bejart) Морис (наст. фам. Берже, Berger) (р. 1 I 1927, Марсель) франц. артист балета, балетмейстер, режиссёр, педагог и литератор. Учился у Л. Статса, Л. Егоровой, В. Волковой, выступал вместе с Р. Пти и Ж. Шарра (1948). В 1953 основал в … Музыкальная энциклопедия

Бежар М. - БЕЖÁР (Béjart) Морис (наст. фам. – Берже, Berger) (р. 1927), франц. артист балета, хореограф, педагог; один из крупнейших деятелей хореогр. иск ва 20 в. В 1953 совм. с Ж. Лораном основал в Париже труппу Балет Звезды (существовала до 1957), с … Биографический словарь

- (Bjart, Maurice) (р. 1927), французский хореограф, родился в Марселе. Основал труппу Балет ХХ века, которая работала в Брюсселе с 1960, и стал одним из самых популярных и влиятельных хореографов Европы. В числе наиболее известных его работ:… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • , Пастори Жан-Пьер. Морис Бежар (1927-2007) - один из самых значительных и наиболее известных в России хореографов ХХ века. Продолжая тему, начатую в книге "Ренессанс Русского балета", автор Жан-Пьер Пастори -…
  • Морис Бежар. Вселенная хореографа , Пастори Ж.П.. Морис Бежар (1927-2007) - один из самых значительных и наиболее известных в России хореографов ХХ века. Продолжая тему, начатую в книге "Ренессанс Русского балета", автор Жан-Пьер Пастори -…