Московский государственный университет печати. Стилистическая окраска слов Что значит определить стилистическую окраску

Стилистическая норма регулирует отбор определенных слов, форм слов, предложений в зависимости от ситуации и отношения говорящего (пишущего) к тому, о чем говорится или пишется и для кого он говорит или пишет.

В свое время известный лингвист Г. О. Винокур писал, что «задача стилистики... состоит в том, чтобы научить членов данной социальной среды активно-целесообразному обращению с языковым каноном... в зависимости от конкретной социальной и бытовой обстановки и цели, которая предполагается...».

Стилистическая норма связана с выразительными явлениями в системе языка, которые принято называть экспрессивными. Экспрессия в широком смысле – это выразительно-изобразительные качества речи, отличающие ее от обычной (или стилистически нейтральной) речи и придающие ей образность и стилистическую окрашенность. Экспрессивность – это те смысловые признаки слова, части слова, грамматической формы или предложения, которые позволяют использовать их как средство выражения не только предметного содержания (например, стол – предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, изменить – сделать другим, противный – очень неприятный), но и отношения говорящего или пишущего к тому, о чем говорится, или к ситуации. Например, употребляя слова коммуналка или электричка, мы подразумеваем непринужденность общения и неофициального собеседника, а написав слова жительство, вышеизложенный, огласить, податель – ситуацию сугубо официальную, связанную с административно-канцелярской сферой нашей жизни; в книжной, литературной речи употребляются формы инспекторы, инструкторы, а в непринужденно-разговорной – инспектора, инструктора; употребление слова мерзавец обозначает не только то, что имеется в виду человек подлый, непорядочный, нечестный, но и то, что говорящий оценивает этого человека резко отрицательно. Можно привести и другие примеры: дылда, шествовать, лапушка, книжонка, учители, наисложнейший; Нет чтобы подождать! Где ему это сделать!

Экспрессивность отличается от эмоциональности и оценочности, поскольку выразительность – понятие более широкое, чем эмоциональность. Ведь выразительность может быть связана не только с чувствами, но и с явным осознанием сферы употребления слова: например, слова вотум, землепользование, меморандум, подданство – экспрессивны, так как четко осознаются как связанные со сферой сугубо официального общения; экспрессивны в своем роде (если употребляются вне специальной сферы) и слова нейтрон, флексия (окончание слова), гидрид, иридий, реостат, кишечнополостной, поскольку ярко выражена их связь только со специальной речью. Оценка же может быть экспрессивной, как, например, в слове мерзавец, но не обязательно связана с экспрессией: хорошо, плохо, интересный, добрый – слова оценочные, но отнюдь не экспрессивные.

Экспрессивные, ненейтральные компоненты значения языковой единицы могут быть названы ее стилистическим значением (стилистической окраской). Стилистически окрашенными единицами языка называют те слова, формы слов, предложения, способность которых вызывать вне контекста особое впечатление обусловлена тем, что они заключают в себе не только предметную (сведения об означаемом предмете), и/или грамматическую информацию, но и некоторые дополнительные сведения, например окраску фамильярности (передряга, показуха), неодобрения (трепотня, разгильдяй), одобрения (симпатяга).

Существуют две основных разновидности стилистической окраски. Первая – функциональная, которая называется также функционально-стилистической, или социально-функциональной. Вторая – эмоционально-оценочная.

К функционально-стилистически окрашенной лексике относятся прежде всего слова, наиболее или исключительно употребительные в той или иной сфере. Традиция употребления, прикрепленность к определенной ситуации и цели общения приводят к появлению у этих слов функционально-стилистической окраски. С точки зрения функционально-стилистической могут быть выделены такие виды стилистической окраски, как книжная и разговорная, которые выделяются на фоне нейтральных, стилистически не окрашенных единиц. Книжные слова связаны прежде всего со сферой интеллектуального общения (инакомыслие, имманентный, нигилизм, нивелировать). Значительную часть их составляют заимствованные слова (сарказм, феномен, экстремальный, доминанта, скепсис), а также слова церковнославянского происхождения (благоговейный, благодеяние, воздать, вознести, властолюбец, низвергать, священнослужитель). При этом помимо собственно книжных иногда выделяются слова, во-первых, официально-деловые (исходящий, вышеизложенный, юрисдикция), во-вторых, специальные (научные, технические – возбудитель, пункция, альтруизм, формация (общественно-экономическая), аккомодация, а в-третьих, публицистически окрашенные (эксцесс, плебисцит). К разговорным относятся слова, употребляемые людьми, владеющими литературным языком, в непринужденной обстановке, в сфере неофициального общения (финтить, фискалить, досужий, умник, душонка, валерьянка, угомонить, грипповать, выдумщик, допотопный, коммуналка, физиономия, приболеть, мультик).

К эмоционально-оценочным относятся слова, в значении которых можно выделить компонент, связанный с выражением какого-либо чувства, отношения к слушающему (читающему), оценки предмета речи, ситуации общения. С этой точки зрения выделяются такие разновидности стилистической окраски, как ласкательная (бабуля, лапочка), одобрительная (симпатяга, башковитый) и неодобрительная (хаханьки, гоготать, дыра – в значении «глухое место»), пренебрежительная (финтифлюшка, фигляр, фрукт – о человеке), презрительная (хапуга, хамье), ироническая (доморощенный), бранная (болван, сволочь, грымза). Чаще всего эмоционально-оценочной окраской обладают слова разговорные, хотя это необязательно: слова интриган и гонор – нейтральные с точки зрения функционально-стилистической, но имеющие неодобрительную окраску.

Стилистически окрашенными могут быть не только слова и фразеологизмы (ноль без палочки – разг., почить в бозе – книжн.), но и словообразовательные элементы, морфологические формы, синтаксические конструкции. Развитый литературный язык включает в себя целую систему соотнесенных друг с другом средств выражения со сходным значением, но различной стилистической окраской, т. е. стилистических синонимов. Например, синонимичны окончания множественного числа – более разговорное -а(я) и нейтрально-книжное -ы(и) в словах вороха ворохи, свитера свитеры, штемпеля штемпели, штабеля штабели. Но наиболее ярко стилистическая синонимия отражается в лексике. Так, часто существует не одно, а два слова, обозначающих одно или почти одно и то же понятие, например: локализовать ограничить, превентивный предупредительный, индифферентный равнодушный, утилитарный практический, инцидент случай, разболтанный расхлябанный, воспевать прославлять. Стилистические синонимы могут несколько отличаться по значению, поскольку в языке, как правило, нет абсолютных синонимов, но главное их различие – в стилистической окраске.

В качестве примера рассмотрим два ряда стилистических синонимов. 1. Ходить блуждать слоняться. Основное слово в этом синонимическом ряду – ходить, обозначающее в данном случае движение, совершающееся в разных направлениях. Блуждать – ходить без определенной цели и направления, бродить, скитаться. Слоняться – ходить, бродить взад и вперед, обычно без дела. В словах блуждать и слоняться уточняется характер «передвижения с помощью ног» в разных направлениях. Однако главное различие сопоставляемых слов заключается все же в их экспрессивной окраске: ходить – нейтральное, общеупотребительное, блуждать – несколько архаизированное, книжное, слоняться – слово разговорной речи, сниженной экспрессии, с оттенком неодобрительности, пренебрежения. 2. Идти шествовать переться. Идти – основное слово для выражения значения «передвигаться, делая шаги». Шествовать – «идти важно, с достоинством, не спеша», используется главным образом в книжной речи, ему присуща экспрессия торжественности, оно может выступать в шутливо-иронических контекстах. Переться – «идти, двигаться», употребительно в разговорной речи, имеет ярко выраженный просторечный и неодобрительный характер (разговорными являются также глаголы шагать, топать).

Стилистические синонимы могут и вообще не иметь смысловых различий, они могут отличаться только стилистическим значением: так, синонимический ряд лицо лик физиономия рожа морда обозначает одно и то же, но по-разному.

Стилистическая окраска словообразовательных средств и грамматических форм (если она есть) указывается в грамматиках. Например, в «Русской грамматике» мы читаем, что приставка со - употребительна в специальной терминологии и газетно-публицистической речи, а следовательно, в книжных типах текстов (сомножитель, соавтор, сограждане), приставка экстра - -в газетно-публицистической речи (экстракласс, экстраматч), приставка недо - -в разговорной речи (недоумок, недолеток, недопесок). В главе, посвященной имени существительному, специально подчеркивается, что в родительном падеже «формы на и более свойственны разговорной речи», а во множественном числе существительных мужского рода «сферой употребления форм на -а, -я в тех случаях, когда эти формы выступают как вариантные, является разговорная и профессиональная речь» (бункера ’ , трактора", клапана").

Стилистическая окраска слов зафиксирована в стилистических пометах словарей, в которых перед толкованием лексического значения слова в скобках дается его стилистическое значение, например: конфиденциальный (книжн.), конфигурация (спец.), конфузливый (разг.) У слова может быть две пометы, характеризующие его с точки зрения как функциональной, так и эмоционально-оценочной, например, бездарь (разг., пренебр.), драндулет (разг., шутл.), выпивон (разг., шутл. или ирон.). В разных словарях существуют различные системы стилистических помет, но всегда есть функционально-стилистические пометы «книжное» и «разговорное» (обычно также «специальное» и «официальное») и эмоционально-оценочные пометы «неодобрительное», «ласкательное», «шутливое», «ироническое» и «бранное». Пометой «просторечное» в словарях обычно обозначаются слова сниженные, выходящие за пределы собственно литературного языка: забулдыга, брехня, орать. Иногда словари определяют как просторечные слова, относящиеся к устной разговорной речи: валандатъся, подвыпить, трудяга, губошлеп.

Стилистическая окраска слова может меняться со временем. Так, многие слова, которые оценивались как книжные в 30–40-х годах, сейчас воспринимаются как нейтральные и в словарях стилистических помет не имеют (безвластье, безрассудство, героизм, единомышленник, интуиция).

Различная стилистическая окраска языковых единиц позволяет наилучшим образом выразить содержание речи, показать, как собеседники оценивают ситуацию и цель общения, как относятся друг к другу. Само употребление в речи слов, грамматических форм и синтаксических конструкций определенной окраски может демонстрировать то, что собеседник выбрал определенную социальную роль. Вот пример переключения собеседников из одной социальной роли в другую, которая вызывает изменение стилистической окраски речи:

В помещении стол и за ним Вадим Иванович Карасев, наш руководитель: двадцать восемь лет, образование высшее, женат, дочери пять лет. Перед ним я, Трушин: двадцать семь лет, образование высшее, женат, сыну три года. Между нами стол с лежащим на нем паркером Карасева, два телефона и разница в служебном положении.

– Вы почему раньше ушли с работы, Трушин?

– Серьезно?

– Не придуряйся, старик, сейчас у нас проверка.

– Что же не предупредили, змеи?

– Итак, я Вас слушаю. Какова причина Вашего ухода?

– Ах, вспомнил! Я к врачу ходил!

– И что же? Он Вам дал справку?

– Справку?..

– Старик, не пудри мозги, если справки нет, придумай что-нибудь!

– Старик, переезжаем мы, дел до черта. Не до справок!

– Так что же, Трушин? Я хотел бы знать причину Вашего несвоевременного ухода, и, если она не является уважительной, я буду вынужден наложить на Вас взыскание.

– Конечно, Вадим Иванович, я понимаю... Причина существует. Я был в суде. Моя жена подала на развод.

– Ты что, правда развелся?

– Избави бог, это я для отмазки.

– Старик, без повестки не выгорит!

Не нервничай, Вадик, у меня брат развелся вчера, у нас с ним даже инициалы сходятся!

Когда два приятеля выступают в роли начальника и подчиненного, характеристика каждого из них и их речь – официальны. Как только характер общения меняется, меняется и стилистическая окраска речи обоих, и мы видим разговорную и жаргонную лексику и экспрессивный синтаксис.

Стилистическая окраска

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "стилистическая окраска" в других словарях:

    стилистическая окраска - ед. В лексической стилистике: экспрессивные свойства языковой единицы, накладывающиеся на ее основное, или предметно логическое, значение. *парус (нейтральная окраска) ветрило (возвышенная окраска); ударить (нейтральная окраска) шибануть… …

    функционально-стилистическая окраска - См. статью стилистическая окраска … Учебный словарь стилистических терминов

    Функционально-стилистическая окраска - – см. Стилистические ресурсы лексики, или лексическая стилистика …

    ОКРАСКА, окраски, мн. нет, жен. 1. Действие по гл. красить и окрасить окрашивать. Окраска дома и надворных построек. 2. Цвет, оттенок цвета чего нибудь. Птица с пестрой окраской. 3. перен. Особый тон, выразительный оттенок чего нибудь (книжн.).… … Толковый словарь Ушакова

    Стилистическая коннотация - (окраска, стилистическое значение) обычно определяется как дополнительные по отношению к предметно логическому и грамматическому значению языковой единицы ее экспрессивно эмоционально оценочные и функциональные свойства. В более широком смысле… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    ОКРАСКА, и, жен. 1. см. красить и окрашивать. 2. Цвет 1 или сочетание цветов1 на чём н. Защитная о. у животных. Ткани яркой окраски. 3. перен. Смысловой, выразительный оттенок чего н. Придать рассказу юмористическую окраску. Стилистическая о.… … Толковый словарь Ожегова

    Дополнительные стилистические оттенки, которые накладываются на основное, предметно логическое значение слова и выполняют эмоционально экспрессивную или оценочную функцию, придавая высказыванию характер торжественности, фамильярности,… … Словарь лингвистических терминов

    окраска стилистическая - Экспрессивное или функциональное свойство языковой единицы, обусловленное или свойствами самой единицы (прощелыга – экспрессивная окраска), или контекстом употребления (исходящий, дебет – функциональная окраска) … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    И; ж. 1. к Окрасить окрашивать (1 зн.). О. зданий. О. волос. Брать меха в окраску. Бабочка с коричневато жёлтой окраской крыльев. Нежная о. листвы. 2. Цвет, оттенок чего л. Осенняя о. листвы. Облака нежно голубой окраски. / О характерном цвете… … Энциклопедический словарь

    окраска - и; ж. см. тж. окрасочный 1) к окрасить 1) окрашивать Окра/ска зданий. Окра/ска волос. Брать меха в окраску … Словарь многих выражений

Книги

  • Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник , А. К. Бирих, В. М. Мокиенко, Л. И. Степанова. Словарь - первая в отечественной лексикографии попытка дать максимально полную информацию об истории и этимологии русских фразеологизмов. Раскрывая исходный образ каждого устойчивого…
  • Стилистика и литературное редактирование. Учебное пособие для бакалавров , Вайрах Юлия Викторовна. В учебном пособии рассмотрены категории стилистики, стилистическая система русского языка, стилеопределяющие факторы, стилистическое значение и окраска (коннотация), экспрессивность речи,…

указывает на преимущественную сферу употребления слова (функциональный стиль).

Важнейшее противопоставление: книжная и разговорная лексика.

Книжная лексика. Экстралингвистические характеристики.

Книжная лексика обслуживает интеллектуальную сферу общения (за пределами бытовой темы).

Книжной лексикой пользуются люди образованные, для которых свойственно логическое построение предложений.

Лингвистические характеристики. Книжная лексика иноязычна (из западных языков + старослав).

Слова официально-деловые (меморандум)

Канцелярская лексика (уведомлять)

Публицистическая лексика (реакция, прогрессивный, бойня, горячая точка)

Поэтическая (традиционно-поэтическая) лексика (пламень)

Имеют соответствующие стилистические пометы в словарях.

Разговорная лексика характерна для разговорной речи (стиля)

Характерные приметы: непринужденность общения

спонтанность

бытовая семантика (тема)

Велик пласт лексики, которые имеет стилистически нейтральные эквиваленты (коммуналка, подзаработать). Данные слова являются следствием закона экономии и соответствуют развернутым номинации.

Разговорная лексика содержит в себе отрицательно-экспрессивную окраску:

работать – выкладываться – ишачить (нельзя употреблять в похожем контексте)

Разговорная лексика обозначает реалии бытовой жизни (нет нейтральных эквивалентов)

ерошить волосы

подзатыльник

Просторечная лексика

Термин просторечие двузначен

1. Просторечие – одна из форм сущ-ных русского народного языка, которая находится за правилами литературного языка.

2. Литературное просторечие – языковые элементы (прежде всего лексика), кот-е отличаются грубой экспрессивной оценкой и проникают в литературный язык как литературное экспрессивное средство (втрескаться, выкаблучиваться)

Словари, кот. вышли в начале 20 века, перестали давать помету «прост» для определения резкой окраски). Литературный просторечный – разговорный сниженный.

Собственно стилистическая окраска отражает повышение или понижение речи от нейтрально стиля или имеющая нейтральный эквивалент, если речь идет о слове.

высокая ↔ фамильярная (языковая небрежность)

сниженная (резкая эмоциональная оценка – индюк)

вульгарная (корова, свинья)

Стилистическая окраска – подвижный элемент. Наиболее устойчивая функциональная окраска.

Эмоционально-экспрессивная – очень подвижная (в языке слово нейтрально, а в контексте приобретает окраску)

Разные типы стилистической окраски взаимодействуют друг с другом.

дурак (экспрессивная – бранное, разговорное, вульгарное) – дурачина (экспрессивная – укоризненная, разговорная, фамильярная)

В.В Виноградов дал развернутый список помет.

Стилистическая окраска слова тесно связана с понятием лингвистической прагматики. Лингвистическая прагматика – это наука о функционировании, т.е употреблении языковых знаков. Языковая прагматика – это и выражение отношения говорящего к действительности, предмету общения.

К межстилевой, стилистической нейтральной лексике относятся слова, которые обычно не имеют ориентированной функционально-стилевой закрепленности. Такая лексика составляет основу словарного запаса языка. Вне контекстуального употребления считается стилистически нейтральной, или немаркированной.

Понятие «форма существования языка». Основные формы существования языка. Лексика социально ограниченной сферы употребления.

Слова, объединённые сферой распространения:

Общеупотребительная лексика.

Слова, использование которых свободно, не ограничено. Такая лексика составляет основу современного русского языка.

Лексика ограниченного употребления.

С точки зрения социально-диалектной сферы распространения выделяются:

· Диалектизмы – слова, присущие тем или иным территориальным говорам.

· Профессиональнаяе и терминологическая лексика.

· Жаргонно -арготическая лексика.

Диалектная лексика.

Диалекты – в основном говоры крестьянского населения, являющиеся средством устного общения. Могут иметь фонетические, морфологические, синтаксические и лексические особенности.

Фонетические диалектизмы.

Пшоно́ вместо пшено , пи́сня , ми́сто вместо песня , место , бегат вместо бегает , крыле́цко вместо крылечко – в северорусских говорах; нясу́ , ряка́ вместо несу , река , Хвёдор вместо Фёдор – в южнорусских говорах.

2. Словообразовательные.

Гуска вместо гусыня в южных говорах, сбочь вместо сбоку в донском говоре.

Морфологические.

Совпадение дательного и творительного падежей во мн.ч. в северных говорах: ходил с сестрам . В южных: у мене вместо у меня , нясёть вместо несёт .

4. Лексические:

· Собственно лексические – слова, которые совпадают с общелитературными по значению, но отличаются своим звуковым комплексом. (Синонимы).

Они называют те же понятия, что и тождественные им слова литературного языка. Баско́й (сев.-уральское) – красивый , голи́цы , шу́бенки (сев.), ва́чиги (сев.-ур.) – варежки , ве́кша (сев.) – белка , зуба́рь (сев.-ур.) – спорщик , лито́вка (сев.-ур.) – коса (‘с/х орудие’), ба́лка (южн.) – овраг , гай (южн.) – лес , стёжка (южн.) – дорожка , го́лбец (сев.-ур.) – подполье .

· Лексико -семантические – слова, совпадающие в написании и произношении с литературными, но отличающиеся от них своим значением. (Омонимы).

Виски́ (курское, воронежское) – ‘волосы на всей голове’, бо́дрый (южн., рязанское) – ‘нарядный, красиво убранный’, козю́ля (южн., калужск., орл., курск.) – ‘змея’.

· Этнографические – названия местных предметов быта.

Понёва (ряз.) – род юбки, шушпан (ряз.) – верхняя женская одежда из белой домотканой шерстяной материи. Как правило, не имеют синонимов в литературном языке и могут быть объяснены только описательно.

Диалектизмы могут проникать в литературный язык через разговорную речь, просторечие, художественную литературу, газетную речь.

Функции диалектной лексики:

· номинативная . Называет местные предметы быта, обычаи...

· коммуникативная . Устное общение на той или иной территории, в письменных формах языка – помогаетболее доступно для местных читателей назвать тот или иной предмет, явление.

· В художественной литературе используются для изображения местной специфики, характеристики персонажей.

В толковых словарях даются пометы диалектное и областное . Одни лингвисты (Розенталь, Шмелёв) считают их синонимами, другие разграничивают: диалектный связывается с чёткой территориальной закреплённостью, а областной соотносится с более широким распространением слова.

Под влиянием лит. языка может происходить семантическая дифференциация диалектизмов. Так, волгогр. курчо́нок под влияние литературного цыплёнок стало означать только большого, оперившегося цыплёнка.

Специальная лексика:

1. Профессионально-терминологическая.

Терминологическая лексика – слова или словосочетания, используемые для логически точного определения специальных понятий. Основная функция термина – дефинитивная (функция определения).

Терминология – одна из самых подвижных частей лексики. Во-первых, резко увеличивается число терминов, доступных только специалистам, во-вторых, терминология проникает в общелитературный язык. Термины – искусственное лексико-семантическое образование. В пределах данной терминологической системы они не обусловлены синтаксически и конструктивно, значение прямое, номинативное. В идеале термины должны быть однозначны. Но содержание понятия может принадлежать сразу нескольким категориям, имеющим не родо-видовые связи: давление (процесс и величина). Многозначность, синонимия и антонимия терминов – недостатки систем.

На терминологические системы распространяются общие лексико-семантические закономерности функционирования и развития языка. Обычно термины обладают регулярностью словообразования.

Способы создания новых терминов:

· собственно лексический . Образование исконных слов и словосочетаний (башмачник – ж/д, зарядка – физ.), заимствований (алгоритм , кибернетика , лазер ), смешение тех и других (дочерние атомы , жидкостный амортизатор , падение редуцированных =)).

· лексико -словообразовательный . Создание терминов с использованием существующих словообразовательных моделей: сложение полных основ (семядоля , нефтепровод ), сложение усечённых основ (космоплавание , профком ), использование иноязычных элементов (биофизика , фитопланктон ), аббревиация (ЛЭП – линия электропередачи, ЭВМ ), соединение частично расчленённых наименований и разных словообразовательных элементов (гидропескоструйная перфорация ). Термины, образованные путём сложения, могут быть неделимыми единицами (кривошип ) или единицами неполной лексикализации (атом -донор , альфа -частица ).

· аффиксация . Заземление , редуцирование , фторировать , шлемофонный .

· лексико -семантический . Полное переосмысление существующего слова (элементарный в сочетании элементарная частица ) или перенос названия с учётом ассоциаций (дырка – дефектный электрон, лапка – часть швейной машины).

· заимствование . Агглютинация , гуманность , литература , демократия .

2. Собственно профессиональная.

Слова и выражения, не являющиеся научно определёнными наименованиями профессиональных понятий.

Могут включаться в специальные словари, характеризуются образностью. Звёздочка , игла , ёж , пластинка – виды снежинок (метеорол.)

Профессионально -жаргонные слова – узкопрофессиональные слова, употребляющиеся в разговорной речи. Ёлочки и лапки – кавычки (полигр.), лабух – плохой музыкант.

Способы создания:

· лексико -словообразовательный . Карсун , гнездарь , обножие (в учебнике не написано, что это).

· лексико -семантический . Вытравить – выпустить постепенно якорную цепь или трос (морск.)

Широкого распространения обычно не получают, но может происходить терминологизация. В то же время термины могут осваиваться лит. языком (детерминологизация): катализатор ‘стимулятор’, контакт ‘связь, взаимодействие’. Этому способствуют устная речь, публицистика.

Какие же виды (типы) функционально-стилевой окраски суще­ствуют в современном русском литературном языке?

Это, с одной стороны, книжная, а с другой стороны, - разговорная функционально-стилевая окраска. Оппозиция книжное/(нейтральное)/разговорное - это основная антиномия в сфере функционально-стилевых различий языковых единиц.

Приведем примеры лексем, обладающих книжной функционально-стилевой окраской.

Примечание. Здесь мы рассматриваем лишь лексику, но следует помнить, что функционально-стилевая окраска характеризует не только слова, но и единицы других языковых ярусов, о чем - ниже, § 6.

Имена существительные: аргумент, балласт, величие, вероучение, возмездие, динамика, инстанция, криминалистика, мечтания, пастырь, привилегии.

Имена прилагательные: аполитичный, блистательный, беспрепятственный, всепобедный, лучезарный, одиозный, пассивный, ретроспективный, стационарный, утилитарный.

Глаголы: воскликнуть, воспрепятствовать, возрадоваться, гневаться, молиться, начертать, постулировать, препровождаться, претендовать, стабилизироваться, унифицировать, утилизировать.

Наречия: абсолютно, безотлагательно, весьма, всенепременно, всуе, крайне, отменно, покорнейше, степенно, существенно, тактично.

Местоимения: некто, некий, кто-либо.

Числительные: семнадцать двадцать пятых, три в четвертой степени.

Союзы: ибо, дабы, коль скоро, поскольку, невзирая на, как... так и,нежели.

Предлоги и предложные сочетания: вследствие, благодаря, воп­реки, в части, по линии, на предмет. Частицы: лишь.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что слова с книжной функционально-стилевой окраской имеются среди всех частей речи, кроме междометий. Книжная окраска - показатель того, что для носителей русского литературного языка лексическое (а у служебных частей речи - грамматическое) значение этих слов осложнено коннотацией, состоящей в осознании книжного источника их происхождения. Следствием такого осознания является и представление об их функционально-стилевой принадлежности: все они из системы книжных стилей, а следовательно, неуместны в повседневно - бытовой, сниженной речи.

Книжной функционально-стилевой окраске противостоит раз­говорная функционально-стилевая окраска; такая окраска свойственна, например, следующим словам.

Имена существительные: бедняга, бедолага, бездельник, билетёрша, газировка, дворняга, дружище, жадина, манка, похлёбка, толстуха, читалка.

Имена прилагательные: глазастый, кудрявый, малюсенький, носатый, никчёмный, толстоватый, трухлявый, чернявый.

Глаголы: ахнуть, бездельничать, брякнуть, додуматься, жадничать, кидать, напуститься, наловчиться, шлепнуться, пролезть (в Думу).



Наречия: внакидку, вприпрыжку, как-нибудь, навалом, прямиком, складно, тяжеловато.

Местоимения: кое-кто, кое-что.

Числительные: семеро, пятеро.

Союзы: да (в значении и), а то, кабы, зато.

Предлоги: про (кого/что), по-над, из-под.

Частицы: же, как раз, а.

Междометия; ах! батюшки! ой! фу!

Кроме книжной и разговорной, выделяется нулевая (нейтральная) функционально-стилевая окраска. Ее имеют такие языковые единицы, которые употребляются в любом стиле и нигде при этом не ощущаются как чужеродные, иностилевые. Они уместны в любых текстах, являются своего рода стилистическими нулями. Это боль­шой массив языковых средств, которые, будучи межстилевыми, со­ставляют тот центр (ядро) литературного языка, который, входя во все стили, объединяет их, делает их подсистемами литературного языка, а не самостоятельными языками. Их наличие позволяет го­ворить о том, что функциональные стили представляют собой лишь относительно замкнутые системы.

Приведем примеры слов с нулевой функционально-стилевой ок­раской, также распределив их по частям речи:

Имена существительные: вода, дом, жизнь, зима, стол, солнце,человек, работа.

Имена прилагательные: большой, городской, зимний, знаменитый, способный, степной, кожаный, плохой, хороший.

Глаголы: быть, делать, думать, жить, знать, лечить, начинать, принимать, работать, стоять, стоить.

Наречия: быстро, впереди, очень, легко, налево, здесь.

Числительные: три, семь, сто.

Союзы: и, но, а, если, когда, потому что.

Предлоги: с, около, в, на, над.

Частицы: только.



Эти слова мы назвали стилистическими нулями. Но известно, что нуль тоже значим: он воспринимается всегда как противопоставле­ние плюсу и минусу. Значит, для того, чтобы охарактеризовать типы функционально-стилевой окраски, можно построить шкалу из трех делений: + (плюс)/0 (ноль)/- (минус), тогда получим соответствую­щее соотношение типов функционально-стилевой окраски: «высо­кая», «книжная»/«нулевая», «нейтральная»/«разговорная», «сниженная».

Книжная функционально-стилевая окраска может быть далее дифференцирована (если речь идет о стилистической окраске еди­ниц лексического уровня).

1) Можно выделить книжную окраску функционально однозначно не ориентированную, т. е. свидетельствующую о том, что данная язы­ковая единица является межстилевой для всех книжных стилей, но чужеродной в разговорно-обиходном стиле; этот вид книжной ок­раски назовем общекнижной. Так, например, глагол-связка являться обладает общекнижной функционально-стилевой окраской: он уме­стен во всех книжных стилях и никогда при этом не ощущается как чужеродный, например: Фонема является минимальной звуковой смыслоразличительной единицей языка (научный стиль); Наличие сильной оппозиции является показателем стабильной демократической систе­мы (газетно-публицистический стиль); Денежной единицей Российс­кой Федерации является рубль (официально-деловой стиль) и т. д. Од­нако считать это слово стилистическим нулем, т. е. стилистически ней­тральным, нельзя, так как оно воспринимается как неуместное, чу­жеродное, как «цитата» в разговорно-обиходном стиле; ср.: Соседс­кий Вася является приятелем моего сынишки.

Примечание. Уточним, что эту общекнижную окраску имеет слово являться не само по себе, а как связка в составном именном сказуемом, т. е. стилистически окрашенной будет синтаксическая конструк­ция с этим глаголом, так как в роли самостоятельного глагола являться - явиться оказывается нейтральным; ср.-. Явился к нам однажды один незнакомый офицер.

Примером слов с общекнижной функционально-стилевой ок­раской могут служить слова стабильный, сущность, взаимовлияние, воздействие, способствовать, значительно и т. п.

Выделяется также пласт слов, которые воспринимаются прежде всего как высокие, торжественные, т. е. экспрессивно окрашенные (об эмоционально-экспрессивной окраске более подробно см. ниже). Областью их применения являются не все книжные стили, а два из них: газетно-публицистический и церковно-религиозный, а кроме того, естественно, язык художественной литературы. Их сти­листическую окраску следует определить как книжную, высокую (т. е. дать двойное определение): горнило, дерзновенный, дерзание, за­вет, недруг, година и т. п. Поэтому такая окраска не может считаться только функционально-стилевой, данная коннотация неразрывно связана здесь с эмоционально-экспрессивной.

2) Кроме названных видов функционально однозначно не ори­ентированной стилистической окраски, можно выделить такие виды стилистической окраски, которые являются функционально однознач­но ориентированными, т. е. такими, которые свидетельствуют о прикрепленности языковой единицы лишь к одному определенному функциональному стилю из числа книжных; например: парадигма, гипотенуза (к научному), настоящий (в значении "этот"), нижепод­писавшиеся, противоправный (к официально-деловому), иноки и ино­кини, молитвенный, покаяние, богоугодный , монашествующие (к церковно-религиозному), эскалация, либерализация, клика, боевики, бан­дформирования (к газетно-публицистическому).

Разговорная функционально-стилевая окраска также может быть далее дифференцирована: можно выделить окраску разговорную и разговорно-просторечную.

Разговорной функционально-стилевой окраской характеризуют­ся следующие пласты лексики: а) во-первых, это слова, являющиеся или синонимами, или смысловыми эквивалентами (часто приблизи­тельными) стилистически нейтральных или официальных обозначе­ний каких-либо реалий; например: галерка (верхние ярусы в театре), генеральша (жена генерала), двоечник (неуспевающий ученик в шко­ле), базар (рынок), заграница (зарубежные страны), материя (ткань); получка (зарплата), простыть (простудиться), захворать (заболеть); б) во-вторых, слова, которые можно назвать бытовизмами. Они яв­ляются наименованиями таких понятий и реалий, которые связаны с бытом, со сферой повседневно-бытового общения; не имея нейт­ральных синонимов, бытовизмы служат единственным обозначени­ем соответствующих денотатов, однако и стилистическими нулями в полном смысле этого слова назвать их нельзя, так как преимуществен­ная сфера их употребления - это именно сфера повседневно-быто­вого общения, отчего ощущается их при креплен ность к разговорно-обиходноу функциональному стилю; например: щи, ползунки, пелен­ки, пижама, кастрюля и т. п.; в) в-третьих, стилистической окраской Разговорности обладают и такие слова, в значении которых есть экс­прессивно-оценочные элементы; например: баламут, брюзга, голиматья, пролаза, мешанина, болтать, потатчик, завраться, верещать, втридорога, залежалый и т. п.

Кроме разговорной, выделяем еще более сниженную - разговорно-просторечную функционально-стилевую окраску. Просторечие изуче­но мало, и провести четкую границу между разговорным и простореч­ным не всегда представляется возможным. По наблюдениям ученых, просторечие и разговорная речь в их современном виде возникли в конце XVIII - начале XIX вв. Просторечие - двойственная категория, как и разговорная речь. С одной стороны, просторечие - это языко­вые средства, употребляемые всеми образованными людьми для гру­боватого, сниженного изображения предмета речи-мысли, своего рода современный «низкий стиль». Это такие, например, слова и выраже­ния, как канючить, над нами не каплет, карга, каюк, на карачках, ста­рый хрыч и т. п. В словарях они характеризуются как просторечные, и по существу их статус тот же, что и у слов с пометой «разговорное»: они могут быть употреблены и употребляются в подходящей ситуации (в неофициальной обстановке, при неофициальных отношениях между общающимися) любым образованным человеком, владеющим лите­ратурной нормой, независимо от его социальной принадлежности и культурного уровня: «Кто, например, может воздержаться от употреб­ления слова хорохориться "держаться заносчиво", "задаваться", "храб­риться не к месту, по-пустому", когда в нем возникает нужда? Ср. в «Ис­кателях» Д, Гранина: «Ее спокойно-рассеянный тон обрадовал Андрея. А может быть, она просто хорохорится, а у самой все дрожит внутри?»... Вывести изсостава литературного языка функционирующее в нем про­сторечие означало бы лишить литературный язык средств сниженной речи, обычно несущих высокую эмоционально-оценочную нагрузку. Нормативность и нейтральность - категории не тождественные. Сти­листически окрашенные элементы литературного общеупотребитель­ного языка так же нормативны, как и его нейтральная основа» (Филин1979:20-25). Для таких стилистически сниженных, разговорно-просторечных элементов предлагается название - литературное просторечие. За пределами литературного языка остается внелитературное просторечие - языковые элементы, употребляющиеся лицами, не вполне овладевшими литературными нормами (людьми малограмот­ными) или просто не владеющими ими (неграмотными). К внелитературному просторечию относятся языковые явления всех уровней, которые образованный человек не может употребить в своей речи (разве что нарочито, в шутку, передразнивая речь малограмотных людей). К.И. Чуковский замечал по этому поводу: «Ни под каким видом, до конца своих дней я не мог бы ни написать, ни сказать в разговоре: пальта, пальту или пальтом» (Чуковский 1962:20). К внелитературному просторечию относятся такие, например, достаточно распространен­ные слова, формы и варианты ударения, как (*): крайний (в очереди), броюсь, ихний, местов, хочут,ложи, ехай, выбора, свекла, жалюзи, хода­тайство, арбуз, магазин, троллебус, портфель, документы, звонит, за­весьте (вместо взвесьте), демократизьм, языковые особенности, туба-ретка идр. Правильно: последний, бреюсь, их, мест, хотят, клади, поез­жай, выборы, свёкла, жалюзи, ходатайство, арбуз, магазин, троллейбус, портфель, документы, звонит, взвесьте, демократизм (с твердым з), язы­ковые особенности, табуретка.

Виды (или типы) функционально-стилевой окраски можно представить в виде следующей таблицы.

Примечания. 1. В словарях нет единой пометы «научное» для соответствующей стилистической окраски, так как в большинстве случаев эти коннотации отмечаются более дифференцированно, с помощью целого ряда других стилистических помет, как то: спец. (специальное), терм, (терминологическое), техн. (техническое), мед. (медицинское), геогр. (географическое) и др. Однако нет ника­ких противопоказаний для характеристики их функциональной принадлежности с помощью определения «научное». 2. Как было сказано выше (см. гл. 1, § 3), особняком стоит поэтическая стилистическая окраска, характеризующая, как правило, архаическую лексику, т. е. не входящую в лексическую систему современного языка, поэтому в таблице мы ее не помещаем.

Некоторые слова современного русского литературного языка имеют синонимы со словами различных типов функционально-стилевой окраски; например: глаза (нейтральное)/очи (поэтическое)/зенки (просторечное);работать (нейтральное)/трудиться (газетно-публицистическое)/вкалывать (разговорно-просторечное)/ишачить (просторечное);/рот (нейтральное)/ротовое отверстие (специальное, научное)/уста (поэтическое). Однако такое соотношение встречается довольно редко: подобные межстилевые ряды, как отмечает Т.Г. Винокур, выстраиваются не без препятствий, они прерывисты. (Винокур1975:6). Примером, подтверждающим это положение, может служить глагол бодрствовать, обладающий общекнижной функционально-стилевой окраской и не имеющий ни нейтрального, ни сниженного синонимов, а также разговорное существительное живодер, лишенное нейтрального и высокого синонимов. Чаще наблюдается такое соотношение: стилистически окрашенное слово имеет нейтральный синоним, а нейтральное слово может иметь стилистически окрашенный синоним, а может и не иметь его. У целого нейтрального слоя лексики - имен, называющих конкретные предметы (в частности, к ним относятся упоминавшиеся выше бытовизмы), синонимы с высокой и сниженной стилистической окраской бывают редко, например: борщ, пироги, пижама, тапочки, диван и т. п.

Понятие стилистической окраски, ее типы. Выразительные возможности стилистически окрашенной лексики.

Есть слова, не несущие дополнительной информации.

Есть слова, которые помимо предметного содержания имеют дополнительную информацию Οʜᴎ обладают стилистической окраской.

Стилистическая окраска - ϶ᴛᴏ дополнительное по отношению к прямому содержание экспрессивного или функционального характера, которые ограничивают возможности и сферу употребления слова.

Синонимы – коннотация или стилистическая маркированность. Неудачно употребленное оценочное слово может привести к серьезным последствиям (журналистский материал).

Существует 2 типа тональности: функционально-стилистичекая (несет информацию о привычной для слова сфере употребления) и экспрессивно-стилистическая тональность (это способность слова сообщать отношение к сообщаемому и несет информацию о закрепленности слова за оценочным контекстом)

Эти оттенки являются основанием для стилистической квалификации лексики.

Экспрессивно-стилистическая окраска.

Экспрессия - ϶ᴛᴏ выразительность.

Экспрессии - ϶ᴛᴏ способность говорящего выражать свое отношение к сообщаемому, выражая его эмоциональное состояние, позволяет охарактеризовать говорящего как представителя определœенной социальной среды.

Существенные признаки:

Через стилистическую окраску воспринимается смысл слова.

Иногда экспрессивная окраска имеет формальное выражение – суффикс. Иногда выражается в самом лексическом значении слова. Чаще всœего выражается традицией закрепления слова за оценочным контекстом.

Классификация Щербы:

Высокая лексика создает определœенный приподнятый тон. Сюда же поэтическая лексика.

Сниженная (фамильярная, выражающая непочтительное отношение к предмету речи)

Нейтральная

Современная классификация

1.передают эмоциональное отношение (субъективная оценка)

2юинтеллектуально-оценочная лексика.

1. Можно выделить 2 типа тональности – положительную (высокая лексика, слова с пометой риторическое, поэтическое, одобрительное, шутливое) и отрицательную (сниженная лексика, слова с пометой неодобрительное, пренебрежительное, бранное)

2. Лексика, которая дает явлениям интеллектуальную оценку, которая выражает отношение, закрепившееся в обществе.

Функционально-стилистическая окраска.

1. книжная лексика

2. разговорная лексика.

1.Это слова, которые употребляются в книжно-письменных стилях языка. Есть общекнижные (аббревиатура) и слова, употребляемые в одном из функциональных стилях.

2.В устной форме. Объединяет разные группы слов – экспрессивно-окрашенная лексика, смысловые эквиваленты нейтральных или официальных обозначений (в театре верхний уровень – галерка), предметно-бытовая сфера.

Отличает широкая предметная соотнесеность. Это семантическая определœенность.

Филин предложил различить литературные просторечия нелитературные. Литературные используют образованные люди, для определœенных целœей.

Стилистическая окраска представлена в основном в лексике и фразеологии.

На других уровнях:

Словообразование отношение нейтрального и высокого

Важно – важнецки

Произношение

Компас – компас

Варианты падежных окончаний

В отпуске - в отпуску

В синтаксисе

Где тетрадка, тут лежала?

Бессоюзная подчинительная связь.

Исторически стилистическая окраска меняется. Происходит нейтрализация книжных слов.

Используются для стилизации, создания колорита͵ часто означает принадлежность к определœенной социальной среде.

Архаизмы, историзмы Могут быть источником комизма.

Заимствования + Варваризмы (перенесенные на русскую почву слова, употребление которых носит индивидуальный характер) и Экзотизмы (заимствованные слова, которые характеризуют специфические национальные особенности жизни разных народов и употребляются при описании нерусской действительности.) Макароническая речь – смешение русского и иностранного языка.

Неологизмы - это новые слова, ещё не вошедшие полностью в активный словарь. Οʜᴎ сохраняют оттенок свежести. К примеру, в советскую эпоху неологизмами были НЭП, комсомолец, пятилетка.+Окказионализмы

В художественной и публицистической речи является характериологичсеким средством (определяет принадлежность к социальной сфере)

Диалектизмы

Просторечные слова

Жаргон – разновидность разговорной речи, используемая определœенным кругов носителœей языка, объединœенных общими интересами, социальным положением. К жаргонизмам примыкает арго – засекреченный, искусственный язык уголовников, известный лишь посвящённым. +сленг

Профессионализмы

Понятие стилистической окраски, ее типы. Выразительные возможности стилистически окрашенной лексики. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие стилистической окраски, ее типы. Выразительные возможности стилистически окрашенной лексики." 2017, 2018.