Мотив веры в романе преступление и наказание. Христианские мотивы и образы в романе Ф

«Преступление и наказание»

Творчество Ф.М. Достоевского сосредоточено на человеке, точнее, на его мятущейся и страдающей душе. Всякий поступок человека, всякое его общественное движение, всякое желание или мысль, по мнению писателя, есть проявление колебаний и движений его духа. Но эта внутренняя истина, - не просветлённая человеческая сущность: «В мире Дьявол с Богом борется. А поле их битвы- сердца людей».

Человек - мятущееся, противоречивое, страдающее существо. Его логика- это логика бесконечной внутренней войны. Отсюда происходит парадоксальное и загадочное поведение героев романа. Однажды Достоевский признался, что его всю жизнь «мучил Бог». Бог мучит и его героев.

Достоевский с непревзойдённой силой раскрыл «тёмную» сторону в человеке, силы разрушения и эгоизма, его страшный аморализм, таящийся в глубине души, зло в человеке и зло в истории. И всё же человек, пусть самый ничтожный и незначительный, - абсолютная ценность для писателя.

Роман «Преступление и наказание» считается «идеологическим» романом. Достоевский отмечал, что его произведение- это «психологический отчёт одного преступления», преступления, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху- процентщицу. Однако речь идёт о необычном преступлении, это, если так можно выразиться, идеологическое преступление, а исполнитель его - преступник-мыслитель, убийца-философ. Оно явилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности, результатом долгих и упорных размышлений героя романа о своей судьбе, о судьбе «униженных» и «оскорбленных», о социальных и нравственных законах, по которым живёт человек. Раскольникову показалось, что этот бесчеловечный мир вечен и неизменен, что природу человеческую ничем нельзя исправить. И он пришёл к выводу, что люди делятся на два разряда: необыкновенные, которым дозволено всё, и обыкновенные, вынужденные подчиняться законам. Идея Раскольникова о «праве на кровь» оказалась несостоятельной, путь, избранный героем, ложный. Где же выход? Как выжить в этом и жестоком мире и не погубить свою душу? Соня Мармеладова, о которой Раскольников думает: «Ей три дороги: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или…или, наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце», сохраняет чистоту духа, помогает Родиону выбраться из пропасти, ощутить предчувствие новой жизни. Что дало ей силы? На комоде у Сони лежала какая-то книга (именно для Раскольникова какая-то, т.к. он каждый раз, проходя мимо, только замечал её). Это был Новый Завет в русском переводе. Характерно, что Достоевской подчёркивает: книга была старая, подержанная (значит её много читали). Интуитивно, загнав себя в тупик собственной теорией, Раскольников берёт книгу и просит Соню найти место, где рассказывается о воскресении Лазаря. Так впервые в поле нашего зрения попадает слово «воскресение» в применении к Раскольникову. Лазарь умер физически, а Родион погубил в себе христианскую душу.

Ф.М. Достоевский в христианстве, в Боге видел возможность решения многих социальных проблем: добро и зло, правда и справедливость, общественное лицемерие и гнёт власти, сопротивление ей «маленького» человека - вот основные мотивы, которые углублённо анализируются в романе «Преступление и наказание». В нём явственно дают о себе знать христианские концепции.

Писатель бесконечно верит в человека. Его вера покоится не на сентиментальном воспевании, она, наоборот, торжествует при погружении в самые тёмные движения человеческой души.

Раскольников, разложив в работе разума все предписания традиционной морали, вплотную встал перед «всё дозволено» и пошёл на преступление. Свобода оборачивается аморализмом. Он и на каторге долго не раскаивался. Поворот приходит позже, когда в нём расцветает любовь к Соне. По мнению Достоевского, преступление совсем не означает природной аморальности, а, наоборот, свидетельствует о том, что, отходя от добра, человек теряет нечто, без чего ему жить нельзя.

В «Преступлении и наказании» этическая тема встаёт в такой глубине, которая была нова только для одной русской литературы. Бунт человека против Бога, связанные с этим мучения его героев - это диалектика добра и зла. Она в прозе Достоевского составляет главную пружину его сюжетов. Как между полюсами магнита, судьбы героев находятся под постоянным напряжением, в постоянной борьбе тёмного и светлого начал, которая совершается в их душах.

Достоевский с необычайной скрупулезностью проникает в психологию своих героев, подробно разбирая каждый порыв, каждое устремление персонажей, раскрывая их внутренний мир: передавая нам их мысли, чувства, желания, ощущения.

Родион Раскольников - кандидат в Наполеоны - наталкивается на реалии жизни, в которой ничего не изменяется в его пользу. Он вынужден признать, что относится к категории простых людей, что его градация человечества не соответствует действительности. На фоне социальной несправедливости, ужасных картин жизни петербургских низов, с которыми Раскольников сталкивается повсеместно, у него начинается глубочайший душевный и мировоззренческий кризис. Родион не в состоянии спокойно пережить своё преступление. Муки совести, возникшие ещё до его совершения, оказываются, слишком сильны. Моральная боль переходит и в боль физическую. Раскольников находится на грани жизни и смерти во время белой горячки.

Безмерная гордость и эгоизм Раскольникова не позволяют ему долгое время усомниться в правильности своих взглядов, признаться в содеянном, принять помощь близких ему людей, раскрыться. Это усугубляет его кризис, приводит в тупик. Раскольников пытается найти оправдание своему поступку, ищет «преступивших», как и он сам. Но Соня, к которой он в этих целях апеллирует, не совершала преступления, а, наоборот, став проституткой, принесла себя в жертву ради близких ей людей. Раскольников начинает изолировать себя от окружающих, пытаясь скрыть свою вину и перебороть самостоятельно муки совести. Эта внутренняя борьба оказывается для него трагедией. Из душевного кризиса выход для него возможен лишь при полном осмыслении собственной ошибки и пересмотра своих жизненных позиций.

Раскольников имеет много черт, которые чисто по-человечески привлекают к нему внимание. Он честен, способен к сочувствию и сопереживанию. Последние свои деньги, мель и серебро с рубля он оставляет Мармеладовым. Правда, потом хочет вернуться и забрать их, но не решается. Он сильный, талантливый человек. Возможно, гений. Однако место его в мире таково, что «некуда идти». Тупик, где цветное содержание жизни выгорает, и остаются только оттенки серого. Раскольников имеет тайную формулу существования: «Ко всему подлец-человек привыкает!». Всё у него - внешность, мысли, поступки - предел антигармонии. Отсюда ад повседневной жизни. Когда Раскольников решается на злодейство, в нём пробуждается некий злодейский гений педантизма и расчётливости. Ради одного только: «Свобода и власть». Власть над «дрожащею тварью, над всем муравейником». Неподвижная идея, владеющая его душой, лежащая в основании его философии, дала трещину. Происходит крушение его мировоззрения.

Человек, по Достоевскому, открыт для добра и Бога. Этот путь прошёл сам писатель. Результатом его стали нравственные и религиозные переживания. Достоевский щедро делится ими, перенося многое из пережитого на образ Раскольникова.

Наказание Родиона состоит во внутреннем разочаровании. Он разгадывает себя. Сущность Раскольникова в том, что у него моральные проблемы исследуются.

Но в то же время он - герой. Им владеет неподвижная идея. Его мечты- мечты о счастье человечества. Он выбирает путь борьбы.

На протяжении всего романа Достоевский изображает теневой, перевёрнутый мир. Его время - это время зазеркалья. Его герой - антигерой. Его поступки - антипоступки. Раскольников гений, потому что умеет умереть для этого мира. Через болезнь и каторгу он проходит нравственное перерождение, изменяющее его христианские морали.

Раскольников видит, что достойные люди живут в нищете и бедствиях, а глупые и мерзавцы пользуются всеми благами жизни. Его это совсем не устраивает. И, холодно оценив ситуацию, Родион приходит к выводу, что ему позволено преступить моральные законы общества и совершить убийство, которое он оправдывает целью помочь обездоленным. Раскольников не учёл главного- склада собственного характера, и того, что убийство противно самой природе человека. Автор показывает нам состояние души героя в разные моменты времени. Мы видим, что вместе с изменением настроения героя, изменяются и его отношения к окружающим, сама атмосфера вокруг него. Более подробно мы узнаём его о чувствах через сны. Так, сон, увиденный им перед преступлением, раскрывает читателю истинное состояние Родиона. Герой сна, маленький мальчик, становится свидетелем избиения клячонки жестоким хозяином. Такое, казалось бы, обыкновенное уличное событие Достоевский превращает в из ряда вон выходящее. Он настолько сгущает и обостряет эмоции, что происшествие не может остаться незамеченным. Здесь показаны те противоречия, которые раздирают душу несчастного студента. Проснувшись и вспомнив о задуманном убийстве, Раскольников сам ужасается своим мыслям. Уже тогда он понимает, что не выдержит этого, что это гадко и отвратительно. Но, с другой стороны, ему хочется подняться над хозяевами бедной клячонки, сделаться сильнее их и восстановить справедливость.

Роман «Преступление и наказание» очень многогранен. Достоевский, помимо проблемы нравственного и безнравственного, освещает в нём проблему христианской морали в жизни каждого человека и всего народа. Время действий в романе было временем великих реформ (отмена крепостного права, земское и городское уложение). И поэтому людям в их бурно изменяющимся мире нужны были чёткие духовные ориентиры. Особенно это коснулось молодых, образованных людей, так как они не хотели жить по-старому и пытались найти свой путь в духовной жизни. Именно в этих кругах начинают распространяться идеи атеизма, нигилизма и т.д. Новые идеи входят в конфликт с христианскими постулатами, с заповедями, определяющими нравственное поведение человека; как раз этот конфликт описан Достоевским.

Весь роман пропитан христианской лексикой. Такие выражения, как «страшный грех», «креста на тебе нет» и т.д. очень часто используются героями и автором. Раскольников, человек далёкий от поклонения Богу, в обиходной речи упоминает имя Бога, говоря «Боже мой», «Бог его знает», «Бог подаст». Всё это говорит об очень сильном влиянии христианской культуры. Автор сопоставляет её со всеми героями, пытаясь раскрыть читателю нормы морали каждого.

П.П. Лужин считал себя приверженцем идей новых поколений. Главной его целью было достижение успеха и славы любой ценой. Поэтому он «возлюбил» одного себя, нарушая христианскую заповедь. Он был настолько эгоистичен, что мог переступать через людей без малейшего угрызения совести. Своими поступками он нарушает все христианские постулаты. Лужин становится самым отвратительным героем. Из этого можно сделать вывод, что и для Достоевского взгляд Лужина на жизнь и на христианство неприемлем.

Мармеладов - один из самых интересных персонажей в романе. Это был человек, у которого совершенно не было силы воли. Он не мог бросить пить, когда ему по великой случайности нашли работу, хотя именно работа, оплачиваемая служба могли бы вернуть ему уважение людей, а главное - изменить к лучшему положение его бедствующей семьи. Однако Мармеладов не винил себя за своё безволие, а, напротив, всячески старался оправдать своё пьянство, говоря, что пьёт ради страдания и слёз. Мармеладов не менялся и не пытался что-нибудь изменить, поскольку был уверен во всепрощении Бога. Жизнь Мармеладова была бесцельной и его смерть не случайна, а закономерна. Описав судьбу этого героя, Достоевский ещё раз доказал русскую пословицу: «На Бога надейся, а сам не оплошай».

Христианство для большинства людей того времени составляло правила, по которым жили все. Раскольников был воспитан именно в такой среде, о чём мы узнаём из письма матери и из сна Раскольникова, но когда он приезжает в Петербург, на него обрушивается целый поток новых идей. В Петербурге христианство уже не отвечает духовным потребностям Раскольникова, поскольку оно уравнивает всех перед Богом, а Раскольников был слишком самолюбив и не мог себя поставить на одну ступень со старухой-процентщицей. В это время в душе главного героя происходит раскол (не зря фамилия главного персонажа Раскольников), и он заболевает идеей Наполеона, вынашивает в себе убеждение, что он выше других, имеет право распоряжаться судьбами других людей.

После убийства Раскольников не раскаивается; ему нужен доктор, который мог бы вылечить его от этой навязчивой идеи, возвратить его к христианству. Этим доктором и становится Соня Мармеладова. Человек, обладающий необычайно цельным внутренним миром, она жила в гармонии с собой, потому что верила в Бога. Её вера была не пассивной, она каждый раз доказывала её своими поступками (согласилась пойти по «жёлтому билету», чтобы помочь семье, а не закончила жизнь самоубийством). Вера Сони позволила ей пережить все превратности жизни, все унижения и обиды.

Достоевский не доводит Раскольникова до полного раскаяния, а точнее сказать, мы, читатели, не становимся свидетелями такого раскаяния. Раскольников влюбляется в Соню, и великое чувство любви заставляет его попытаться принять взгляды Сони. И роман кончается на том месте, когда Раскольников начинает читать Евангелие.

В произведении намечена тема противостояния духа Петербурга остальной стране. В «пошлом» Петербурге Раскольников с его новыми идеями чувствует себя своим человеком, а в Сибири чуть-чуть не был убит как безбожник. Соня в Петербурге проститутка, а в Сибири очень почитаемая девушка. Из этого можно сделать вывод, что Петербург- это не только плот пошлости и греха, а Сибирь- место очищения; из этого следует, что вся страна продолжает хранить глубоко восприятие идеала христианства, стремится жить по его законам.

Достоевский не даёт однозначный совет, как нам жить. Но рисует замечательный портрет Сони, он говорит читателю о многом: говорит о том, на чьей стороне он сам, говорит о действенной силе добра, о той силе, которую даёт человеческой душе пропущенная через сердце вера в Бога.

Душа Раскольникова не чёрства, как у «право имеющих», она способна на человеческие порывы. Именно за это Бог награждает Раскольникова путём наказания, помогая ему вырваться из паутины искушений власти, куда героя уже почти затянуло.

Автор любит своего героя, он переживает вместе с ним, пытается поставить его на правильный путь, сочувствует ему, но отправляет на наказание, иначе без наказания он просто не выживет от этих терзаний. Раскольников переживает сильную душевную драму. К тому же он понимает, что его теория очень соответствует убеждениям тех людей, к которым он питает отвращение, - Лужина и Свидригайлова. И опять мы видим противоречивость: Раскольников хочет оградить униженных и обездоленных людей от таких, как Свидригайлов и Лужин, а получается, что его теория сближает его с ними. И поэтому Раскольников мучается всё сильнее и сильнее, понимая, что его теория заключает в себе какую-то неисправимую ошибку. Он уже никому - ни себе, ни Соне не может объяснить, почему и зачем убил, понимает, что человек - не вошь. Раскольников понимает, что, убив старуху, он теперь никогда не избавится от этих страшных мыслей, они будут его сопровождать и мучить на протяжении всей жизни. Он страдает и оттого, что любит окружающих людей, любит мать, сестру, друзей, но понимает, что недостоин быть любимым ими. Он сознаёт, что виноват перед ними, не может смотреть им в глаза. Герой находит родственную душу в Соне. Он понимает, что она тоже «переступила», и Раскольников хочет её понимания, её сострадания, потому что видит в ней чистоту души, хоть она и грешница. Он понимает, что она очень любит людей и готова бесконечно жертвовать для них. И после всего, что она знает о Раскольникове, она его не отвергает.

Автор специально вводит героя в разные положения, сводит с различными людьми, что даёт возможность глубже раскрыть его внутренние противоречия, борьбу, страдания, которые он не может преодолеть. Перед ним встают неразрешимые вопросы, его мучают неожиданные чувства, о которых он не подозревал. Раскольников принуждён сам донести на себя, потому что он не может пережить отчуждения от людей, он хочет опять вернуться к жизни.

Раскольников не вызывает у читателей отвращения, как обычный преступник. В нём мы видим человека, который очень чутко воспринимает чужую боль и несчастья. Он горд, необщителен, очень одинок, потому что был уверен в своей исключительности. Это одарённый и пытливый юноша, наделённый острым умом. И он вызывает больше сочувствие, чем отвращение.

Задумывая преступление, он не учёл, не знал, что будет так мучиться, что в нём всё- таки живут человеческие чувства, что он не сможет пережить общения с людьми, которые его любят, верят в него. В этом его главная ошибка. Он думал, что сумеет исправить общество к лучшему, но ошибся. И теория его рушится. Мы видим, что Раскольников наказан не столько за само преступление, сколько за его замысел и решение осуществить задуманное, за то, что он посчитал себя «имеющим право» на это преступление, нарушив христианскую мораль.

Главное в наказании - это не судебное дело, не каторга, а непосредственно нравственные, душевные муки, страдания, психологические травмы. Писатель открывает глубокую психологию человека, обнажает его чувства, исследуя трагические противоречия внутренней сущности- души и сердца человека.

И до и после романа Достоевский знал, понимал и доказывал, что в человеке борются не «хорошие» и «плохие» мотивы преступления, а мотивы за и против самого преступления. Он неустанно повторял: «Можно жалеть преступника, но нельзя же зло называть добром». Он всегда противился смертельно опасному переименованию вещей.

У Раскольникова, как ни парадоксально, - искреннейшее лицемерие. Он «врёт», но, прежде всего он «врёт» самому себе. Сначала он от самого себя скрывает неправоту своих целей в преступлении. В Раскольникове работает хитрейший механизм самообмана: как ему ту «мысль разрешить», что «задуманное им - «не преступление»»? Этому и служит «арифметика». Свидригайлов и здесь находит «общую точку» с Раскольниковым: «Всяк об себе сам промышляет и всех веселей тот и живёт, кто всех лучше себя сумеет надуть». Раскольников убеждает себя даже в том, что страдание и боль преступника - непременный признак его правоты и величия.

Отбросив мечты о переделке мира по законам «всеобщего счастья», Раскольников признаёт «правоту» другого, противоположного закона: «…Я узнал, Соня, что если ждать, пока все станут умными, то слишком уж долго будет… Потом я ещё узнал, что никогда этого не будет, что не переменятся люди, и не переделать их никому, и труда не стоит тратить! Да, это так! Это их закон». Сначала - надежда на близость «всеобщего счастья». Потом - «долго ждать». Затем - «никогда этого не будет, и труда не стоит тратить». И, наконец, - именно по «их закону» он хочет (и не может) теперь жить. Таковы этапы отступничества.

В одном из разговоров с Соней, Раскольников приравнивает её преступление к своему, пытаясь оправдать себя. Но чувствует он, что это не «всё равно». Она «переступила» для других, он - для себя. Соня, в сущности, свой подвиг считает «преступлением». Раскольников своё преступление хотел бы выдать как «подвиг», но не может.

Родион молод. Ему бы любить да готовиться к вступлению в жизнь. Ему бы учиться, а не учить. Но всё в этом мире извращено, и вот почти вся его энергия переключается на волю к власти, к власти любой ценой, почти вся она сублимируется в «проклятую мечту». «Одного существования всегда было мало ему, - читаем в эпилоге, - он всегда хотел большего. Может быть, по одной только силе своих желаний он и счёл себя тогда человеком, которому более разрешено, чем другому». Но сила этих, чистых самих по себе желаний сталкивается с чуждым миром и - загрязняется.

Раскольников выговаривает самое главное условие, при котором преступник может не считать себя преступником: никого не любить, ни от кого - ни в чём и никогда - не зависеть, обрезать все родственные, личные, интимные связи. Обрезать так, чтобы ни одно человеческое чувство не подавало бы никакой вести о себе изнутри. Так, чтобы человек был абсолютно слеп и глух ко всякой человеческой вести извне. Чтобы заколочены были все входы и выходы ко всему человеческому. Чтоб уничтожилась совесть. Тогда и «не было бы всего этого». Слепо-глухо-немой без всяких «романтических бредней», «морали», «Шиллеров»- вот сильная личность, вот «гений», которому «всё позволено». Всё - так уже всё…Эти рассуждения Раскольникова противоречат самой природе человека. Герой нарушил христианскую мораль не только физически, но и морально. А Соня «продала» лишь своё тело, но осталась чиста душой.

Мудрёная жизнь Раскольникова - это мёртвая жизнь, это- беспрерывное самоубийство и убийство. Но путь от усложнённешней лжи к «самому простому», от мёртвой жизни к жизни живой оказывается слишком долгим и оплачивается слишком дорого. И опять - таки: Достоевский не был бы Достоевским, Раскольников - Раскольниковым, а жизнь- жизнью, если бы вся история эта завершилась лишь минутой воскрешения. Раскаяние наступило. Но искупление, «великий будущий подвиг», - далеко впереди.

Финал романа стоил Достоевскому не меньших трудов, чем художественное решение проблемы христианских мотивов. В сущности, это был, конечно, один и тот же труд, поскольку «исход» Раскольникова и зависел, прежде всего, от этих мотивов.

Несчётное число раз Достоевский убеждал себя:

«Бог есть идея человечества, собирательной массы, всех».

«Единый суд - моя совесть, то есть судящий во мне Бог».

«Всякая нравственность выходит из религии, ибо религия есть только форма нравственности».

«Религия не одна только форма, она всё».

«Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного».

В «видении Христа» выразилась вся идея православия в романе. После этого видения он и раскаялся в своих поступках. Раскольников отпал от Бога - поэтому совершил преступление; а через «видение Христа» он вернулся к Богу - поэтому и раскаялся.

Согласно общей художественно- философской, художественно- психологической концепции Достоевского, из человека цельного, непосредственного, то есть общинного, родового, человек становится разорванным и частичным. Однако внутренняя, врождённая потребность в цельности живёт в нём неистребимо, как живёт и естественно-социальная потребность его в «слитии» с родом. Разорванность есть болезнь, социальная болезнь, - общая причина преступлений. А преступление - не что иное как покушение не жизнь, на судьбу рода, - потому что оно и противоестественно. Если высший идеал для Достоевского- это «слитие» каждого человека с другими людьми, с родом, то совесть и есть не отсроченный идеал, земная реализация его. Убить совесть и значит убить идеал, и наоборот. Потому-то не может быть преступления «по совести», преступления «во имя идеала», а есть преступление только против совести, против идеала.

Смотрите также по произведению "Преступление и наказание"

  • Своеобразие гуманизма Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
  • Изображение губительного воздействия ложной идеи на сознание человека (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Изображение внутреннего мира человека в произведении XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Анализ романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М.
  • Система «двойников» Раскольникова как художественное выражение критики индивидуалистического бунта (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Другие материалы по творчеству Достоевскоий Ф.М.

  • Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным (Анализ эпизода из главы 10 части четвертой романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Сцена чтения пушкинского стихотворении (Анализ эпизода из главы 7 части второй романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»

Человек в романах Достоевского чувствует свое единство с целым миром, чувствует свою ответственность перед миром. Отсюда глобальность остро поставленных писателем проблем, общечеловеческий характер их. Отсюда и обращение писателя к вечным, библейским, темам и идеям.

В своей жизни Ф. М. Достоевский часто обращался к Евангелию. Он находил в нем ответы на жизненно важные, волнующие вопросы, заимствовал из евангельских притч отдельные образы, символы, мотивы, творчески перерабатывая их в своих произведениях. Библейские мотивы отчетливо прослеживаются и в романе Достоевского «Преступление и наказание».

Так, образ главного героя в романе воскрешает мотив Каина, первого убийцы на земле. Когда Каин совершил убийство, он стал вечным скитальцем и изгнанником в родной земле.

То же самое происходит и с Раскольниковым у Достоевского: совершив убийство, герой чувствует отчуждение от окружающего мира. Раскольникову не о чем говорить с людьми, «уже больше ни о чем, никогда и ни с кем, нельзя ему теперь говорить», он «как будто ножницами отрезал себя ото всех», родные как будто боятся его. Сознавшись в преступлении, он попадает на каторгу, но и там на него смотрят недоверчиво и неприязненно, его не любят и избегают, однажды даже хотели убить его как безбожника.

Однако Достоевский оставляет герою возможность нравственного возрождения, а следовательно, возможность преодоления той страшной, непроходимой пропасти, что лежит между ним и окружающим миром.

Другой библейский мотив в романе — это мотив Египта. В грезах Раскольникову представляется Египет, золотой песок, караван, верблюды. Встретив мещанина, назвавшего его убийцей, герой вновь вспоминает о Египте. «Стотысячную черточку просмотришь, — вот и улика в пирамиду египетскую!» — в испуге думает Родион. Рассуждая о двух типах людей, он замечает, что Наполеон забывает армию в Египте, Египет для этого полководца становится началом его карьеры. О Египте в романе вспоминает и Свидригайлов, заметив, что у Авдотьи Романовны натура великомученицы, готовой жить в Египетской Пустыне.

Мотив этот имеет в романе несколько значений. Прежде всего Египет напоминает нам о его правителе, фараоне, который был низвергнут Господом за гордыню и жестокосердие. Сознавая «гордое могущество» свое, фараон и египтяне сильно притесняли народ израильский, пришедший в Египет, не желая считаться с его верой. Десять казней египетских, посланные Богом на страну, не смогли остановить жестокость и гордыню фараона. И тогда Господь сокрушил «гордость Египта» мечом царя Вавилонского, истребив египетских фараонов, и народ, и скот; превратив землю Египетскую в безжизненную пустыню.

Библейское предание здесь напоминает о суде Божьем, о наказании за своеволие и жестокость. Египет, явившийся во сне Раскольникову, становится предостережением для героя. Писатель как будто все время напоминает герою, чем заканчивается «гордое могущество» властелинов, сильных мира сего.

Царь Египетский сравнивал свое величие с величием ливанского кедра, который «красовался высотою роста своего, длиною ветвей своих...». «Кедры в саду Божием не затемняли его; кипарисы не равнялись сучьям его, и каштаны не были величиною с ветви его, ни одно дерево в саду Божием не равнялось с ним красотою своею. Посему так сказал Господь Бог: за то, что ты высок стал ростом и вершину твою выставил среди толстых сучьев, и сердце его возгордилось величием его, — за то я отдал его в руки властителю народов; он поступил с ним как надобно... И срубили его чужеземцы... и на все долины упали ветви его; и сучья его сокрушились на всех лощинах земли...», — читаем в Библии1.

Предостережением становится и упоминание Свидригай-лова о Египетской пустыне, где долгие годы пребывала великомученица Мария Египетская, бывшая некогда великой грешницей. Здесь возникает тема раскаяния и смирения, но одновременно — и сожаления о прошлом.

Но вместе с тем Египет напоминает нам и о других событиях — он становится местом, где Божья Матерь с младенцем Иисусом укрывается от преследования царя Ирода (Новый Завет). И в этом аспекте Египет становится для Раскольникова попыткой пробуждения в его душе человечности, смирения, великодушия. Таким образом, мотив Египта в романе еще и подчеркивает двойственность натуры героя — его непомерную гордыню и едва ли меньшее природное великодушие.

С образом Раскольникова в романе связан евангельский мотив смерти и воскресения. После совершения им преступления Соня читает Родиону евангельскую притчу об умершем и вновь воскресшем Лазаре. О своей вере в воскресение Лазаря герой говорит Порфирию Петровичу.

Этот же мотив смерти и воскресения реализуется и в самом сюжете романа. Эту связь между Раскольниковым и библейским Лазарем отмечали многие исследователи романа (Ю. И. Селезнев, М. С. Альтман, Вл. Медведев). Попробуем проследить развитие евангельского мотива в сюжете романа.

Вспомним сюжет притчи. Недалеко от Иерусалима было селение Вифания, где жил Лазарь со своими сестрами, Марфой и Марией. Однажды он заболел, и его сестры, пребывая в великой скорби, пришли к Иисусу, чтобы сообщить о болезни брата. Однако Иисус ответил: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». Вскоре Лазарь умер, и его похоронили в пещере, завалив вход камнем. Но через четыре дня Иисус пришел к сестрам Лазаря и сказал, что брат их воскреснет: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет...». Иисус пошел к пещере и позвал Лазаря, и тот вышел, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами». С тех пор многие Иудеи, видевшие это чудо, уверовали в Христа.

Мотив Лазаря в романе звучит на протяжении всего повествования. После совершения убийства Раскольников становится духовным мертвецом, жизнь как будто уходит из него. Квартира Родиона похожа на гроб. Лицо его — мертвенно-бледное, как у мертвеца. Он не может общаться с людьми: окружающие, с их заботой, суетой, вызывают в нем злость и раздражение. Умерший Лазарь лежит в пещере, вход в которую завален камнем, — Раскольников же прячет под камнем награбленное в квартире Алены Ивановны. В воскресении Лазаря принимают живейшее участие его сестры — Марфа и Мария. Именно они приводят Христа к пещере Лазаря. У Достоевского Соня исподволь подводит Раскольникова к Христу. Раскольников возвращается к жизни, открыв в себе любовь к Соне. Это и есть у Достоевского воскресение героя. В романе мы не видим раскаяния Раскольникова, однако в финале он потенциально готов к этому.

Другие библейские мотивы в романе связаны с образом Сони Мармеладовой. С этой героиней в «Преступлении и наказании» связан библейский мотив прелюбодеяния, мотив страдания за людей и всепрощения, мотив Иуды.

Как Иисус Христос принял страдания за людей, точно так же и Соня принимает страдания за своих близких. Причем она сознает всю мерзость, греховность своего занятия и тяжело переживает собственное положение.

«— Ведь справедливее, — восклицает Раскольников, — тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!

— Ас ними-то что будет? — слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению. Раскольников странно смотрел на нее.

Он все прочел в одном ее взгляде. Стало быть, действительно у нее самой была уже эта мысль. Может быть, много раз и серьезно обдумывала она в отчаянии, как бы разом покончить, и до того серьезно, что теперь почти и не удивилась предложению его. Даже жестокости слов его не заметила... Но он понял вполне, до какой чудовищной боли истерзала ее, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном ее положении. Что же, что же бы могло, думал он, до сих пор останавливать решимость ее покончить разом? И тут он понял вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая полусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею чахоткой и со стуканием о стену головою».

Мы знаем, что Соню на этот путь подтолкнула Катерина Ивановна. Однако девушка не обвиняет свою мачеху, а, напротив, защищает, понимая всю безвыходность ситуации. «Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила».

Здесь ощущается едва уловимый мотив Иуды, продавшего Христа за тридцать серебренников. Характерно, что Мармеладову Соня тоже выносит последние тридцать копеек. Семья Мармеладовых в известной степени «предает» Соню. Именно так в начале романа ситуацию рассматривает Раскольников. Глава семьи, Семен Захарыч, беспомощен в жизни, словно малое дитя. Он не может побороть своей пагубной страсти к вину и воспринимает все происходящее фатально, как неизбежное зло, не пытаясь бороться с судьбой и противостоять обстоятельствам. Как заметил В. Я. Кирпотин, Мармеладов — пассивен, покорен жизни и судьбе. Однако мотив Иуды не звучит у Достоевского отчетливо: в несчастьях семьи Мармеладовых писатель обвиняет скорее саму жизнь, капиталистический Петербург, равнодушный к судьбе «маленького человека», нежели Мармеладова и Катерину Ивановну.

Мармеладов, имевший пагубную страсть к вину, вводит в роман мотив причащения. Тем самым писатель подчеркивает изначальную религиозность Семена Захаровича, наличие в душе его подлинной веры, того, чего так не хватает Раскольникову.

Другой библейский мотив в романе — мотив бесов и бесовства. Мотив этот задан уже в пейзажах романа, когда Достоевский описывает невыносимо жаркие петербургские дни. «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич, известка, опять вонь из лавочек и распивочных... Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась...»

Здесь возникает мотив полуденного беса, когда человек впадает в бешенство под влиянием палящего солнца, чересчур жаркого дня. В хвалебной песне Давида бес этот назван «заразой, опустошающей в полдень»: «Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень».

В романе Достоевского поведение Раскольникова часто напоминаем нам поведение бесноватого. Так, в какой-то момент герой как будто осознает, что на убийство его подталкивает бес. Не найдя возможности взять топор из хозяйкиной кухни, Раскольников решает, что его планы рухнули. Но совершенно неожиданно он находит топор в дворницкой и вновь укрепляется в своем решении. «„Не рассудок, так бес!" — подумал он, странно усмехаясь».

Раскольников напоминает бесноватого и после совершенного им убийства. «Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало им все более и более почти с каждой минутой: это было какое-то бесконечное, почти физическое, отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорное, злобное, ненавистное. Ему гадки были все встречные, — гадки были их лица, походка, движения. Просто наплевал бы на кого-нибудь, укусил бы, кажется, если бы кто-нибудь с ним заговорил...»

Характерны и чувства героя при его разговоре с Замето-вым, когда они оба ищут в газетах информацию об убийстве Алены Ивановны. Понимая, что его подозревают, Раскольников, однако, не испытывает страха и продолжает «дразнить» Заметнова. «И в один миг припомнилось ему до чрезвычайной ясности ощущения одно недавнее мгновение, когда он стоял за дверью с топором, запор прыгал, они за дверью ругались и ломились, а ему вдруг захотелось закричать им, ругаться с ними, высунуть им язык, дразнить их, смеяться, хохотать, хохотать, хохотать!»

Мотив смеха сопровождает Раскольникова на протяжении всего романа. Тот же смех присутствует и в снах героя (сон о Миколке и сон о старухе-процентщице). Б. С. Кондратьев замечает, что. смех во сне Раскольникова — это «атрибут незримого присутствия сатаны». Думается, такое же значение имеет и смех, окружающий героя наяву, и смех, звучащий в нем самом.

Мотив беса развивает в романе и Свидригайлов, который все время как будто искушает Родиона. Как замечает Ю. Карякин, Свидригайлов — «своего рода черт Раскольникова». Первое явление этого героя Раскольникову во многом сходно с явлением черта Ивану Карамазову. Свидригалов возникает словно из бреда, он кажется Родиону продолжением кошмарного сна об убийстве старухи.

Мотив бесов возникает в последнем сне Раскольникова, увиденном им уже на каторге. Родиону представляется, что «весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве». В тела людей вселялись особые духи, одаренные умом и волей, — трихины. И люди, заражаясь, становились бесноватыми и сумасшедшими, считая единственно верными, истинными, лишь свою правду, свои убеждения, свою веру и пренебрегая правдой, убеждениями и верой другого. Эти разногласия привели к войнам, голоду, пожарам. Люди оставили свои ремесла, земледелие, они «кололись и резались», «убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе». Язва росла и продвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли лишь несколько человек, чистых и избранных, предназначенных начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю. Однако этих людей никто и никогда не видел.

Последний сон Раскольникова перекликается с Евангелием от Матфея, где открыты пророчества Иисуса Христа о том, что «восстанет народ на народ и царство на царство», что будут войны, «глады, моры и землетрясения», что «во многих охладеет любовь», люди возненавидят друг друга, «друг друга будут предавать» — «претерпевший же до конца спасется».

Здесь же возникает и мотив казни Египетской. Одной из казней, насланной Господом на Египет для смирения гордыни фараона, стала моровая язва. Во сне Раскольникова моровая язва получает как бы конкретное воплощение в виде вселявшихся в тела и души людей трихинов. Трихины здесь — не что иное, как бесы, вошедшие в людей.

Этот мотив мы достаточно часто встречаем в библейских притчах. Так, в Евангелии от Луки читаем, как Господь исцеляет бесноватого в Капернауме. «Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: оставь; что тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Иисус запретил ему сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повернув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему».

В Евангелии от Матфея читаем об исцелении немого бесноватого в Израиле. Когда бес был изгнан из него, он стал говорить. Известна и притча о том, как бесы, выйдя из человека, вошли в стадо свиней, которое бросилось в озеро и потонуло. Бесноватый же исцелился и стал совершенно здоров.

У Достоевского бесовство становится не физической болезнью, но болезнью духа, гордыней, эгоизмом и индивидуализмом.

Таким образом, в романе «Преступление и наказание» мы встречаем синтез самых различных библейских мотивов. Это обращение писателя к вечным темам закономерно. Как замечает В. Кожинов, «герой Достоевского постоянно обращен ко всей необъятной жизни человечества в ее прошлом, настоящем и будущем, он постоянно и непосредственно соотносит себя с ней, все время меряет себя ею».

Христианские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

В творчестве Ф.М. Достоевского христианская проблематика получает свое главное развитие в романах «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы». В «Преступлении и наказании» затронуты многие проблемы, получившие затем развитие в «Братьях Карамазовых».

Главная мысль романа «Преступление и наказание» проста и ясна. Она есть воплощение шестой заповеди Божьей – «Не убий». Но Достоевский не просто декларирует эту заповедь. Он доказывает невозможность совершения преступления по совести на примере истории Родиона Раскольникова.

Целью убийства сам Раскольников в начале романа называет облагодетельствование тысяч несчастных петербургских бедняков. Однако истинная цель преступления формулируется главным героем позже, во время диалогов с Соней Мармеладовой. Эта цель – определение принадлежности Родиона к первому или второму разряду людей.

Итак, Раскольников после долгих сомнений (все-таки совесть в нем жива) убивает старуху. Но во время совершения убийства в квартиру неожиданно входит Лизавета, сестра процентщицы, забитое, беззащитное существо, одна из тех, чьим благом прикрывается Родион. Он убивает и ее.

После совершения убийства главный герой потрясен, но не раскаивается. Однако «натура», полностью заглушенная разумом во время подготовки и совершения убийства, снова начинает восставать. Символ этой внутренней борьбы в Раскольникове – физическое недомогание. Раскольников страдает от страха разоблачения, от ощущения «отрезанности» от людей, и, главное, он мучается от понимания того, что «убить-то он убил, но не переступил и на этой стороне остался».

Свою теорию Раскольников все еще считает верной, потому свои опасения и волнения по поводу совершенного преступления главный герой трактует как признак совершенной ошибки: он замахнулся не на свою роль в мировой истории – он не «сверхчеловек». Соня уговаривает Родиона сдаться в полицию, где он признается в убийстве. Но это преступление воспринимается Раскольниковым сейчас не как грех против Христа, а именно как нарушение принадлежности к «тварям дрожащим». Истинное раскаяние приходит только на каторге, после апокалипсического сна, в котором показываются последствия принятия всеми людьми теории «наполеонизма» как единственно правильной. В мире начинается хаос: каждый человек считает себя истиной в последней инстанции, и поэтому люди не могут договориться между собой.

Таким образом, в романе «Преступление и наказание» Достоевский опровергает бесчеловечную, антихристианскую теорию и тем самым доказывает, что историей движет не воля «сильных» людей, а духовное совершенство, что люди должны жить, следуя не «иллюзиям ума», а велению сердца.

10 класс. Итоговая работа по литературе. 1 вариант.

Часть 1

  1. Кто из героев романа И.А. Гончарова «Обломов» обладает «хрустальной, прозрачной душой»?

А) Захар Б) Штольц В) Ольга Ильинская Г) Обломов

  1. Какой тип героя изображал И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети»?

А) Лишний человек Б) Рефлектирующая личность В) Нигилист Г) Разумный эгоист

  1. Кому посвящено стихотворение Ф.И. Тютчева «Я встретил вас…»?

А) Елене Денисьевой Б) Амалии Крюденер В) Элеоноре Тютчевой Г) Анне Керн

  1. Кто из персонажей пьесы А.Н. Островского «Гроза» утверждал: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»?

А) Кабанов Б) Борис В) Кудряш Г) Варвара

  1. Из какого стихотворения Н.А. Некрасова взяты строки:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен.

А) «Элегия» Б) «Поэт и гражданин» В) «Муза» Г) «Блажен незлобивый поэт»

6) Какой наказ от отца получил герой сказки М. Е. Салтыкова–Щедрина «Премудрый пескарь»?

А) «Береги и копи копейку» Б) «Береги честь смолоду» В) «Гляди в оба» Г) «Угождай всем людям без изъятья»

7) Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» - это

А) История семьи Б) История умертвий В) История одного города Г) История без героя

8) Кому из героев романа Достоевского «Преступление и наказание» соответствует портрет: «У неё такое доброе лицо и глаза. Очень даже. Доказательство – многим нравится. Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на всё согласная. А улыбка у ней даже очень хорошая»?

А) Дуне Б) Алёне Ивановне В) Соне Г) Лизавете

9) Почему Л.Н. Толстой изображает Бородинское сражение через восприятие Пьера?

А) Показать в истинном и ярком свете происходящее Б) Это необходимо для развития характера Пьера В) Показать состояние человека в экстремальной ситуации Г) Это оригинальный сюжетный ход

10) Кто из перечисленных персонажей не является действующим лицом пьесы Чехова «Вишнёвый сад»?

А) Гаев Б) Фирс В) Старцев Г) Яша

Часть 2

  1. Напишите название теории середины XIX века, представители которой утверждали независимость художественного творчества от общества.
  2. Кого Н. А. Добролюбов назвал «лучом света в тёмном царстве»?
  3. Как называли родственники Порфирия Головлёва?
  4. Что символизирует образ Сони Мармеладовой?
  5. Какое художественное средство использовал А.А. Фет в приведённом отрывке:

Лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся…

Часть 3

  1. Кто из персонажей драмы А. Н. Островского «Гроза» не принадлежит к «тёмному царству»?

А) Борис Б) Кабаниха В) Феклуша Г) Дикой

  1. Что такое «обломовщина»?

А) Практицизм в отношении к жизни Б) Апатия и инертность В) Стяжательство и накопительство Г) Бессмысленное прожектёрство

  1. Какая деталь в портрете Базарова, героя романа Тургенева «Отцы и дети», выявляет род его деятельности?

А) Высокий рост Б) Крупные выпуклости просторного черепа В) Обнажённая красная рука Г) Улыбка, выражающая самоуверенность и ум

  1. Какая тема не исследуется в творчестве Ф.И. Тютчева?

А) Природа и человек Б) Назначение поэта и поэзии В) Любовь Г) Революционное преобразование действительности

  1. Кому из персонажей поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

«…судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь?»

А) Савелию Б) Грише Добросклонову В) Якиму Нагому Г) Ермиле Гирину

  1. Какое художественное средство использует Салтыков-Щедрин для характеристики персонажа сказки «Дикий помещик»: «видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой»?

А) Ирония Б) Метафора В) Гипербола Г) Эпитет

  1. Кем стали «племяннушки» Порфирия Головлёва, уехав из родного дома?

А) Сёстрами милосердия Б) Актрисами В) Учительницами Г) Монахинями

  1. Какой христианский образ является лейтмотивом романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

А) Образ блудницы Б) Образ воскресения Лазаря В) Образ Голгофы Г) Образ креста

  1. Что, по мнению Толстого, решило исход Бородинского сражения?

А) Продуманный план военных действий Б) Талант военачальников В) Дух армии Г) Численное превосходство войск

  1. К кому (или к чему) обращается Гаев со словами «Дорогой, многоуважаемый…»?

А) К саду Б) К Фирсу В) К Лопахину Г) К шкафу

Часть 2

  1. Кого из персонажей поэмы Н. А. Некрасова называли «губернаторшей»?
  2. Кто из русских писателей первым написал роман-эпопею?
  3. Кто из героев сказок Салтыкова-Щедрина «жил – дрожал и умирал – дрожал»?
  4. Напишите название эпизода, когда князь Андрей понимает, что «всё пустое, всё обман».
  5. Какой исторический деятель был кумиром Раскольникова?

Часть 3

Дайте развёрнутый ответ на вопрос.

1) Какие принципы Базарова не выдерживают спора с жизнью?

Ответы:

Часть 1.

Православие, принесенное на Русь еще в X веке, глубочайшим образом повлияло на менталитет русского народа, наложило неизгладимый отпечаток на русскую душу. И, кроме того, православие принесло с собой письменность, а следовательно и литературу. Христианское влияние так или иначе можно проследить на творчестве любого писателя. Глубочайшее внутреннее убеждение в христианских истинах и заповедях несет, в частности, такой титан русской литературы, как Достоевский. Его «Преступление и наказание» тому доказательство.

Отношение писателя к религиозному сознанию потрясает своей глубиной. Понятия греха и добродетели, гордыни и смирения, добра и зла - вот то, что интересует Достоевского. Грех и гордыню несет Раскольников, ключевой герой романа. Причем грех вбирает в себя не только прямые поступки, но и затаенные помыслы (Раскольников несет наказание еще до преступления). Пропустив через себя заведомо мощную теорию о «наполеонах» и «тварях дрожащих», герой убивает-таки старушку-процентщицу, но не столько ее, сколько себя. Пройдя по пути саморазрушения, Раскольников тем не менее с помощью Сони находит ключ к спасению через страдание, очищение и любовь. Как известно, все эти понятия - самые главные и важнейшие в христианском мировоззрении. Люди, лишенные покаяния и любви, не познают света, а увидят темный загробный мир, страшный по своей сути.

Так, Свидригайлов уже при жизни имеет четкое представление о загробном мире. Он предстает перед нами в виде «черной бани с пауками и мышами» - в христианском представлении это картина ада, для грешников, не знающих ни любви, ни покаяния. Также при упоминании о Свидригайлове постоянно возникает «черт». Свидригайлов обречен: даже , которое он вот-вот уже готов совершить, напрасно (сон о 5-летней девочке): его добро не принимается, слишком поздно. Страшная сатанинская сила, черт, преследует и Раскольникова, в конце романа он скажет: «Черт меня вел на преступление». Но если Свидригайлов кончает жизнь самоубийством (совершает самый страшный смертный грех), то Раскольников очищается. Мотив мо литвы в романе свойствен и Раскольникову (после сна о лошади молится, но его молитвы не услышаны, и он идет на преступление). Постоянно молятся Соня, дочь квартирной хозяйки (готовит себя в монастырь), дети Катерины Ивановны. Молитва, неотъемлемая часть христианина, становится частью и романа. Также присутствуют такие образы и символы, как крест и Евангелие. Соня дает Раскольникову Евангелие, принадлежавшее Лизавете, и, читая его, он возрождается к жизни. Крест Лизаветы Раскольников сначала от Сони не принимает, так как пока не готов, но затем берет, и опять же это связано с духовным очищением, возрождением от смерти к жизни.

Христианское в романе усиливается от многочисленных аналогий и ассоциаций с библейскими сюжетами. Присутствует реминисценция из Библии о Лазаре, притча, которую Соня читает Раскольникову на четвертый день после преступления. При этом Лазарь из этой притчи воскрес именно на четвертый день. То есть Раскольников эти четыре дня духовно мертв и, по сути, лежит в гробу («гроб» - каморка героя), а Соня пришла, чтобы спасти его. Из Ветхого Завета в романе присутствует притча о Каине, из Нового - притча о мытаре и фарисее, притча о блуднице («если кто не греховен, пусть первым бросит в нее камень»), притча о Марфе - женщине, всю жизнь нацеленной на суету и пропускающей самое главное (Марфа Петровна, жена Свидригайлова, всю жизнь суетится, лишенная основного начала).

Четко прослеживаются евангельские мотивы в именах. Ка-пернаумов - фамилия человека, у которого Соня снимала комнату, а Мария-блудница жила недалеко от города Капернаума. Имя «Лизавета» значит «почитающая Бога», юродивая. Имя Ильи Петровича вбирает в себя Илью (Илья-пророк, громовержец) и Петра (твердый как камень). Заметим, что именно он самым первым заподозрил Раскольникова". Катерина - «чистая, светлая». Цифры, являющиеся символичными в христианстве, символы и в «Преступлении и наказании». Это числа три, семь и одиннадцать. Соня выносит Мармеладову 30 копеек, первый раз она же приносит «с работы» 30 целковых; Марфа выкупает Свидригайлова также за 30, а он, как , предает ее, покушаясь на ее жизнь. Свидригайлов предлагает Дуне «до тридцати», Раскольников 3 раза звонит в колокольчик и столько же раз бьет старуху по голове. Происходит три встречи с Порфирием Петровичем. Число семь: в седьмом часу узнает, что не будет Лизаветы, совершает преступление «в седьмом часу». А ведь число 7 является символом союза Бога с человеком; совершая преступление, Раскольников хочет разорвать этот союз и поэтому терпит муки. В эпилоге: осталось 7 лет каторги, Свидригайлов прожил с Марфой 7 лет.

В романе присутствует тема добровольного мученичества ради покаяния, признания своих грехов. Именно поэтому Миколка хочет взять вину Раскольникова на себя. Но Раскольников, ведомый Соней, которая несет в себе христианскую правду и любовь, приходит (хотя через преграду сомнений) к народному раскаянию, ибо, по мысли Сони, только народное, открытое раскаяние при всех является настоящим. Воспроизводится главная мысль Достоевского в этом романе: человек должен жить, быть кротким, уметь прощать и сострадать, а все это возможно только с обретением истинной веры. Это чисто христианская точка отсчета, поэтому роман является трагикомическим, роман-проповедь.

В силу таланта и глубочайшего внутреннего убеждения Достоевского христианская мысль реализуется в полной мере, производит сильнейшее воздействие на читателя и, как следствие, доносит до каждого христианскую идею, идею спасения и любви.