Музей изящных искусств брюгге. Брюгге: удивительное искусство XV века

Оба музея стоят того, чтобы остаться там надолго. В эту поездку я выбрала Брюгге, чтобы гулять там поздно вечером, а еще - чтобы никуда не спешить и бродить по залам этих двух музеев, потому что это встреча с любимым XV веком. И гармоничная живопись раннего Северного Возрождения. Зачитывалась книгой Татьяны Седовой "Художественные музеи Бельгии", её и буду цитировать, потому что это неспешное путешествие по самым удивительным картинам, после которого нельзя не обращать внимание на детали и аллегории.

Кратко:
1. Музей Ганса Мемлинга в бывшем госпитале святого Иоанна
(Sint-Janshospitaal Brugge)
Адрес: Memling in Sint-Jan, Mariastraat 38, Brugge
2. Музей изящных искусств Брюгге или музей Гронинге
(Groeningemuseum Brugge)
Адрес: Dijver 12, Brugge
Открыты: вторник-воскресенье с 9.30 до 17.00
Билет: €8

МУЗЕЙ ГАНСА МЕМЛИНГА

Ганс Мемлинг "Поклонение волхвов"

Небольшой трехстворчатый алтарь "Поклонение волхвов" был подарен госпиталю святого Иоанна в 1479 году и с той поры никогда не покидал его стен: фигуру дарителя можно видеть в центральной сцене слева, в амбразуре окна. В композиции чувствуются отголоски некоторых приемов и решений Рогира (ван дер Вейдена, учителя Мемлинга - прим.). Однако Мемлинг предлагает совершенно иное образное содержание. Ему чужды драматизм чувств и графическая экспрессия его учителя. Лирическая настроенность, умиротворенность, доброе, ласковое приятие мира становятся основным эмоциональным лейтмотивом. Мемлинг ищет нежной поэтической гармонии во всем, что его окружает.

Ганс Мемлинг "Обручение святой Екатерины"

Другой алтарь, принадлежащий госпиталю, "Обручение святой Екатерины", гораздо большего формата, высотой в 176 см, был закончен в 1479 году, о чем свидетельствует старинная надпись на раме, и находился первоначально в капелле госпиталя.
На внешних створках находятся портреты донаторов со своими святыми покровителями. Главная створка открытого алтаря - "Обручение святой Екатерины" - представляет собой широко распространенную в ту эпоху в Италии и на Севере композицию, известную под названием sacre conversazione, святое собеседование. В центре на троне сидит Мария, держа на коленях младенца Христа. По сторонам трона стоят Иоанн Креститель (слева) и Иоанн Евангелист (справа) - святые патроны госпиталя. Маленькие ангелы в иссиня-черных одеждах держат над Богоматерью золотую узорную корону. Слева около трона сидит святая Екатерина, у ног которой видны атрибуты её казни - меч и колесо. Младенец надевает на палец святой кольцо, совершая тем самым таинство мистического обручения. Справа святая Варвара читает книгу. За её спиной - башня, напоминающая о её заточении. Один из ангелов у трона играет на органе, другой держит перед Богоматерью раскрытую книгу. Необычайно празднично нарядны и ярки узоры ковра, балдахина, парчовых одежд святой Екатерины и ангела. Нарядность костюмов соседствует с простотой одеяний, нежная улыбка - с серьезностью и печалью, душевная наивность - с мудростью: картина кажется построенной на тончайших нюансах.
Лица всех присутствующих сосредоточенны. Каждый погружен в размышление. Эта эмоциональная настроенность объединяет всех и рождает особую атмосферу близости, родственности человеческих душ. Тонкая стройная фигурка святой Екатерины пленительно грациозна в парчовом роскошном платье, накинутом поверх другого, пламенно-красного цвета, изнутри отороченного белой тканью. Длинные рукава закрывают руки до пальцев. Один из них она отогнула, чтобы легче было младенцу надеть кольцо, - трогательная и неожиданная деталь в торжественной сцене.
Слева за фигурой Иоанна Крестителя даны сцены из его жизни, которые составляют содержание левой створки. Справа за фигурой Иоанна Евангелиста, между колоннами, видна фигура в черном по традиции признаваемая всеми за автопортрет Ганса Мемлинга. В глубине за ним изображены эпизоды из легенды об Иоанне Евангелисте, продолженные на правой створке алтаря.

Ганс Мемлинг "Богоматерь с младенцем и донатор Мартин Ниувенхове"

"Богоматерь с младенцем и донатор Мартин Ниувенхове", хранимый в госпитале святого Иоанна, - единственный дошедший до нас нерасчлененным диптих XV века, чрезвычайно распространенный в ту эпоху тип религиозной композиции. К сожалению, было время, когда створки безжалостно расторгались и оказывались в разных коллекциях, тогда как для понимания идейного замысла художника необходимо их совместное рассмотрение, ибо обе створки представляют собой всегда нерасторжимое единство.
Диптих был создан мастером в 1487 году по заказу Мартина Ниувенхове, который родился в Брюгге в 1463 году и стал в 1497 году бургомистром. Судя по его быстрой карьере, он был явно человеком незаурядным и принадлежал, несомненно, к богатому бюргерскому роду. На раме диптиха написано, что заказчику тогда было двадцать три года.
На левой створке представлена Мария с младенцем, на правой - Мартин Ниувенхове. На первый взгляд кажется, что они находятся в разных интерьерах, но, приглядевшись, вы замечаете их фигуры, отраженные в зеркале (за правым плечом Марии - прим.) и понимаете, что они находятся в одной комнате. Таким образом, Мемлинг стремится объединить обе створки в нерасторжимое целое, создать ощущение единой среды и развить представление о пространстве навстречу зрителю.
Богоматерь сидит на низком табурете за столом, покрытом ковром, поддерживая правой рукой сына, а левой - протягивая ему красное спелое яблоко. Справа от нее раскрыта на пюпитре книга, но мы обнаруживаем эти предметы только отраженными в зеркале.
Мария облачена в голубое платье, рукава которого оторочены беличьим мехом. Целомудренный строгий образ идеален, величав и женствен. Он подчиняет себе интерьер, все окружение, господствует над видимым через окна ландшафтом.
Мартин ван Ниувенхове стоит на коленях, молитвенно сложив руки. Перед ним на подставке лежит раскрытый часослов с золотым обрезом и застежками. Мы видим Мартина Ниувенхове в расцвете сил и душевных способностей, преображенным и очарованным от приобщения к миру высокого совершенства. Не случайно Мемлинг рисует не просто отдельную фигуру его святого покровителя, а целую сцену на витраже, где святой Мартин совершает благородное деяние, отрезая кусок плаща, дабы нищий смог прикрыть свое убогое тело (за левым плечом персонажа - прим.). Тем самым художник создает атмосферу особого идеального мира, возвышающегося над обыденным, и включает в него реального человека, своего современника. Если цвет одежд Марии ровен, кажется как бы застывшим и своей чистотой и определенностью выполняет духовно-эстетическую функцию, постановка фигуры строго фронтальна, композиция предельно устойчива, то в правой створке срез по диагонали интерьера, колеблющиеся страницы раскрытого часослова, переливающиеся тона одежды Мартина (коричнево-сиреневые, голубовато-бежевые) вносят движение подлинной жизни.

МУЗЕЙ ГРОНИНГЕ

Ян ван Эйк "Богоматерь каноника ван дер Пале"

До сих пор "Богоматерь каноника ван дер Пале" остается самым достойным украшением музея. Картина была заказана художнику каноником церкви святого Донациана Георгом ван дер Пале и была начата в 1434 году, как об этом свидетельствует надпись на раме. Рама картины, возможно, была выполнена самим художником, по углам ее украшают родовые гербы старого каноника и его матери. Известно, что ван Эйк вставлял доску в ранее заготовленную раму, укреплял их, грунтовал их вместе и расписывал. Из надписи видно, что работа была закончена в 1436 году и помещена в одной из двух капелл хора церкви святого Донациана, основанных каноником ван дер Пале. Хотя церковь не сохранилась до наших дней.
Строго отмечая середину картины, на двуступенчатом возвышении стоит трон под балдахином из зеленой ткани, расшитой цветами. С подножья трона спускается роскошный восточный ковер, край которого упирается в нижнюю раму картины. Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой. Этой же иллюзии ван Эйк достигает, окутывая её фигуру большим плащом, который падает на ступени и расстилается, как бы увеличиваясь на глазах. Его звучный красный цвет придает необыкновенный пафос образу Богоматери, не нарушая вместе с тем его скромной простоты. Трон украшен скульптурными группами "Убийство Каином Авеля" и "Борьба Самсона со львом", а также статуэтками Адама и Евы в маленьких нишах. Богоматерь с младенцем представляет собой центр и смысл всей композиции. Младенец держит правой рукой попугая, а левой протягивает букет цветов, который Богоматерь изящно берет своими гибкими тонкими пальцами. Мать и ребенок благожелательно смотрят на старого каноника, опустившегося на колени. Его святой покровитель Георгий из Каппадокии, приподымая правой рукой шлем, указывает на каноника святому Донациану, патрону церкви, который, в свою очередь, смотрит на них. Таким образом осуществляется внутренняя связь персонажей композиции. Подражание Мемлинга в картине "Обручение святой Екатерины" композиции ван Эйка бросается в глаза с первого взгляда, хотя подражание это имеет достаточно внешний характер.
Образ Богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами. Чистое округлое лицо с высоким лбом и мягким маленьким подбородком обрамлено волнистыми прядями золотистых волос. Голову украшает скромная диадема. Святой Георгий одет с головы до ног в рыцарские доспехи редкой красоты и изящества, созданные скорее руками ювелира, нежели оружейных дел мастера. На шлеме заметно отражение Богоматери, а на щите за его спиной - мужской фигуры, в которой видят самого художника. Святой Донациан облачен в роскошную епископскую ризу из синего бархата, тканного по золотой парчовой основе. Его митра украшена драгоценными камнями так же, как и крест в левой руке. В правой он держит свой атрибут - колесо с зажженными свечами, свет которых заставляет сверкать камни и золото. Его суровое лицо бесстрастно.
Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки. Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к святому Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли. Старость избороздила его лицо морщинами, складками, о чем ван Эйк свидетельствует с объективной точностью, кажущейся беспощадной. Но сильный дух сурового каноника торжествует, что невольно вызывает чувство почтительного уважения к человеку с таким огромным жизненным опытом, обладающему столь сильным интеллектом и упорством воли.

Ганс Мемлинг "Триптих Мореля"

Большой алтарный складень Мемлинга обычно называют "Триптих Мореля", по имени заказчика Виллема Мореля, бывшего в то время бургомистром Брюгге. Центральная часть представляет трех святых: святого Христофора, согласно легенде, перенесшего младенца Христа через реку, святого Маврикия с посохом и святого Жиля с ланью. На левой створке преклонил колена Виллем Морель, сопровождаемый своим святым покровителем Вильгельмом де Малеваль и пятью сыновьями. На правой створке перед скамьей с молитвенником стоит на коленях его жена с одиннадцатью дочерьми и святой Варварой. На внешних створках алтаря изображены Иоанн Креститель с агнцем и святой Георгий, убивающий дракона.

Иероним Босх "Страшный суд"

Долгое время учеными оспаривалась подлинность триптиха Иеронима Босха "Страшный суд", принадлежащего музею. Некоторые полагали, что он создан в его мастерской. После реставрации 1959 года главный хранитель музея Анри Паувелс пришел к обоснованному выводу, что работа выполнена самим Босхом. Центральная часть алтаря посвящена изображению Христа в ореоле и в окружении ангелов и апостолов, появляющегося на небе, чтобы судить людей. На земле же кишит всяческая нечисть, причудливые фантастические формы, означающие грехи, пороки и заблуждения людей. Слева изображены рай, куда на корабле приплывают души праведных, на заднем плане в виде декоративной башни представлен источник жизни. Справа - ворота ада, за которыми пылает огнем сама преисподняя. Фантастические образы Босха не порождены больным воображением или страхом. В его картинах всегда наличествуют сильный элемент интеллектуального начала, страстная язвительная ирония и содержатся намеки и аллегории, которые были понятны его современникам, но далеко еще не все расшифрованы в наше время.

Рогир ван дер Вейден "Святой Лука, рисующий Мадонну" (копия)

Удивительная встреча в музее Гронинге, сначала даже не поверила своим глазам, потому что привыкла видеть эту картину в Эрмитаже - копия работы Рогира ван дер Вейдена "Святой Лука, рисующий Мадонну".
По преданию, евангелист Лука не мог изобразить Деву Марию по памяти. Тогда Богоматерь явилась ему, и дело пошло на лад. Так была написана первая икона, а апостол Лука стал первым иконописцем и покровителем художников. Картина, раскрывающая этот сюжет, была написана Рогиром ван дер Вейденом в XV веке как алтарный образ для часовни живописцев. Судя по количеству повторений и копий, она снискала огромную популярность у современников.
Этот шедевр Северного Возрождения - одна из самых загадочных картин Эрмитажа. "Святой Лука, рисующий Мадонну" создавался учеником Яна ван Эйка - Рогиром ван дер Вейденом. В XIX веке картина оказалась в Санкт-Петербурге в виде двух разрозненных частей. Сначала в 1850 году был приобретен Святой Лука, прибывший в город на Неве в составе коллекции голландского короля Вильяма Второго. Спустя 34 года из Франции приехала Богоматерь с младенцем, пребывавшая долгое время в одном из испанских монастырей.
Большая удача, что обе части полотна оказались в Эрмитаже. Ведь они могли очутиться в разных собраниях и в разных странах. Почему и когда произошло это варварское разделение неизвестно. Вероятнее всего, продать каждую часть по отдельности было значительно проще.
Кроме Брюгге копии картины есть в Мюнхене и Бостоне. Ван дер Вейден многократно копировал свой шедевр.

Бельгия является чрезвычайно интересной страной для туриста, который ищет не только новых впечатлений, но и знаний. Бельгия богата на достопримечательности, живописные пейзажи и целые улицы, застроенные уникальными архитектурными сооружениями.

Одним из таких сооружения является музей Грунинге, который представляет интерес не только снаружи, но и внутри. Из числа самых интересных художественных музеев в Бельгии музей Грунинге по праву может считаться лучшим, ведь в нем собраны уникальные произведения. Сам музей располагается в южной части Большой площади, на улице Dijver в .

История музея

Музей Грунинге получил свое необычное название по тому району, в котором он располагается. Часть города, которая имеет одноименное название Грунинге, впервые была упомянута в тринадцатом веке. Такое название район получил благодаря своим живописным видам, а точнее благодаря тому, что здесь росло множество деревьев и разной зелени.

Сам музей был выстроен здесь всего за год в период 1929-1930 годов. Еще тогда музей Грунинге занимал территорию, которая принадлежала древнему аббатству. Изначально, здание музея возводилось только с целью собрания нескольких разрозненных художественных произведений, которые планировалось централизовать в одну коллекцию, чтобы получилась городская галерея с соответствующими условиями хранения.

Первыми жителями данного музея стали известные и ценнейшие работы фламандских мастеров, которые творили в жанре примитивизма. Коллекция постепенно собиралась и сейчас в музее Грунинге хранятся очень ценные экземпляры.

Централизованное собирание коллекции в музее началось еще в восемнадцатом веке. Примерно в 1898 году коллекцию пришлось разделить на две неравные части.

Город Брюгге (Бельгия) является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО и вполне справедливо относится к самым красивым и живописным городам Европы. В этом городе сложно выделить отдельные достопримечательности, потому что его весь можно назвать одной сплошной достопримечательностью. Каждый день, намереваясь осмотреть самые интересные в Брюгге достопримечательности, сюда приезжают около 10 000 туристов из Бельгии и из других стран – это очень большая цифра, если учесть, что местное население составляет всего 45 000 человек.

Что в Брюгге можно посмотреть за один день

Поскольку самые важные исторические и культурные достопримечательности Брюгге расположены близко друг к другу, то при нехватке времени для их осмотра можно выделить всего один день. Будет гораздо удобнее, если заблаговременно составить оптимальный маршрут передвижения – в этом может помочь карта Брюгге с достопримечательностями на русском языке.

Кстати, за 17-20 € (сумма зависит от того, предоставляет ли отель скидку – её нужно просить при заселении), можно купить музейную карту Брюгге. Эта карта действительна на протяжении трёх дней, и она работает в большинстве достопримечательностей Брюгге, о которых дальше будет идти речь.

Уже порядка семисот лет площадь Grote Markt в Брюгге – это центр города и его главная площадь. По сей день здесь стоят и привлекают покупателей рыночные павильоны, благодаря которым она и получила своё название «Рыночная площадь». Расположенные вокруг площади красивые исторические здания и просто разноцветные домики, многочисленные сувенирные магазины, рестораны, кафе – всё это привлекает туристов, приезжающих сюда не только со всей Бельгии, но и со всего мира.


Весь год, день и ночь, на площади проходит своя собственная, яркая и интересная, жизнь. Здесь можно заказать портрет у бродячего художника, послушать игру уличных музыкантов, посмотреть выступление танцевальных групп из разных стран планеты.

Перед Рождеством на Grote Markt обустраивают большой открытый каток – его бесплатно могут посещать все желающие, нужно только взять с собой коньки.

Именно отсюда, со знаменитой далеко за пределами Бельгии Рыночной площади, начинается большинство экскурсий, в ходе которых гиды предлагают осмотреть самые знаменитые достопримечательности Брюгге за один день.

Башня Белфорт (Belfry) с колокольней


Первое, что привлекает внимание туристов, оказавшихся на Grote Markt – это башня Белфорт, считающаяся историческим и архитектурным символом города Брюгге.

Это строение, достигающее в высоту 83 метра, имеет интересное архитектурное решение: его нижний уровень в сечении представляет собой квадрат, а верхний – многоугольник.


Внутри башни расположена узкая винтовая лестница из 366 ступеней, поднимающаяся к небольшой смотровой площадке и к галерее с колоколом. Чтобы посетить смотровую площадку, потребуется немало времени: во-первых, подъём и спуск по узкой лестнице не может быть быстрым; во-вторых, турникеты работают по принципу: «один посетитель вышел – один заходит».


Но зато те туристы, которые всё же поднимутся на смотровую площадку башни, могут посмотреть на Брюгге и его окрестности с высоты птичьего полёта. Открывающийся вид буквально захватывает дух, правда, день для этого нужно выбрать подходящий – без туч, солнечный!

Кстати, подъём лучше всего подгадать так, чтобы оказаться наверху к без 15 минут любого часа дня – тогда можно будет не только услышать колокольный звон, но и увидеть, как работает музыкальный механизм, и как по колоколам стучат молоточки. Колоколов в колокольне Белфорта 47. Мэри – самый большой и старый, он отлит в далёком XVII веке.

Посетить башню Белфорт и посмотреть с её высоты на Брюгге можно в любой день с 9:30 до 17:00, заплатив за вход 10 €.

Ратуша (Stadhuis)


Burg Square

От башни Белфорт идёт узенькая улочка, пройдя по которой можно выйти на вторую городскую площадь – Burg Square. По своей красоте и посещаемости туристами она ничуть не уступает Рыночной, и здесь есть что посмотреть в Брюгге за один день.

На площади Burg Square особенно нарядно выглядит здание Ратуши, в которой расположен городской Совет Брюгге. Это здание, построенное в XV веке, – достойный образец фламандской готики: светлые фасады, ажурные окна, небольшие башенки на крыше, роскошный декор и орнамент. Ратуша выглядит настолько впечатляюще, что смогла бы украсить собой не только небольшой городок, но и столицу Бельгии.


В 1895-1895 годах, во время реставрации, Малый и Большой залы муниципалитета объединили в Готический зал – там сейчас проходят заседания городского совета, регистрируют браки. Ратуша открыта для посещения туристами.

В этом здании также расположен городской музей Брюгге.

Базилика Святой Крови Христовой (Basilica of the Holy Blood)


Площадь Бург

На площади Бург располагается религиозное сооружение, известное не только в Брюгге, но и во всей Бельгии – это церковь Святой Крови Христовой. Такое название церковь получила благодаря тому, что в ней хранится важная для христиан реликвия: фрагмент ткани, которой Иосиф Аримафейский вытирал кровь с тела Иисуса.


Достаточно интересным является архитектурное оформление строения: нижняя часовня имеет строгий и тяжеловесный романский стиль, а верхняя выполнена в воздушном готическом стиле.

Перед посещением этой святыни желательно заранее найти информацию о том, где и что расположено внутри здания. В таком случае будет гораздо легче сориентироваться и получится посмотреть много интересных деталей.

Каждый день, ровно в 11:30, священники выносят фрагмент ткани с кровью Иисуса, помещённый в красивую стеклянную капсулу. Любой человек может подойти и прикоснуться к ней, помолиться или просто посмотреть.


Вход в базилику свободный, но фотографировать внутри запрещено.

Время для посещения: воскресенье и суббота с 10:00 до 12:00, а также с 14:00 до 17:00.

Музей пивоварения De Halve Maan Brewery


Есть такие уникальные музеи и достопримечательности Брюгге, посетить которые будет не только интересно, но и вкусно! Например, действующая пивоварня De Halve Maan. Много веков, ещё с 1564 года, она неизменно располагается в историческом центре города на площади Walplein, 26. Внутри есть несколько залов-ресторанов, закрытый дворик со столиками, а также здание пивного музея с обустроенной на крыше смотровой площадкой.

Экскурсия продолжается 45 минут, она проходит на английском, французском или голландском языке. Входной билет стоит около 10 €, причём в эту стоимость включена дегустация пива – кстати, пиво в Бельгии своеобразное, но очень вкусное.


Экскурсии в De Halve Maan проходят по такому графику:

  • в апреле – октябре с понедельника по пятницу и в воскресенье каждый час с 11:00 до 16:00, в субботу с 11:00 до 17:00;
  • в ноябре – марте с понедельника по пятницу в 11:00 и в 15:00, в субботу и воскресенье каждый час с 11:00 до 16:00;
  • музей не работает в следующие дни: 24 и 25 декабря, а также 1 января.

В Брюгге (Бельгия) достопримечательности, имеющие отношение к пивоварению – не единичный случай. В центре города, по адресу Kartuizerinnenstraat 6, есть ещё одна действующая пивоварня – Bourgogne des Flandres.


Здесь допускают к просмотру процесса приготовления пива, проводят интересную интерактивную экскурсию. Есть аудиогиды на разных языках, в частности, на русском.


На выходе есть хороший бар, в котором после окончания экскурсии взрослым посетителям предлагают бокал пива (стоимость включена в стоимость билета).

В конце экскурсии каждый желающий может получить оригинальный сувенир, напоминающий о Бельгии и её вкусном пиве. Для этого необходимо сканировать свой билет и сфотографироваться. После того, как в кассе будет сделана оплата в сумме 10 €, фото распечатают в виде этикетки и наклеят на бутылку «Бургунь» 0.75. Сувенир из Бельгии прекрасный!

Билет для взрослого обойдётся в 10 €, для ребёнка – 7 €.

Для посещений туристами пивоваренная компания открыта каждый день недели, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00.

Озеро Миннеотер (Minnewater Lake)


Озеро Миннеотер – это удивительно симпатичное и невероятно романтичное место в парке Minnewaterpark. Всех, кто приходит сюда прогуляться, сразу встречают белоснежные лебеди – здесь живёт целая стая из 40 птиц. Лебедей жители Брюгге считают символом своего города, с этими представителями пернатых связано множество местных легенд и преданий.

Посещать парк и озеро лучше всего ранним утром, когда ещё нет большого наплыва туристов. В это время здесь можно сделать на память о Брюгге и достопримечательности фото с описанием – фотоснимки получаются очень живописные, словно открытки.

Бегинаж (Beguinage)


Неподалёку от центральной части города (от Рыночной площади можно доехать на карете, а можно и прогуляться пешком) есть тихое уютное место – Бегинаж, благородный дом-пристанище бегинок.

Чтобы попасть на территорию Бегинажа, нужно пройти по небольшому мосту. За ним – маленькая часовня с северной стороны и большая с южной, а между часовнями тянутся тихие улицы с небольшими белыми домиками, украшенными красными крышами. Есть здесь и скромный парк с огромными старыми деревьями. Весь комплекс окружают каналы, в водах которых постоянно плавают лебеди и утки.


В настоящее время все постройки Бегинажа отданы в распоряжение женского монастыря Ордена св. Бенедикта.

Территория закрывается для туристов в 18:30.

Что ещё можно посмотреть в Брюгге за один день, если позволяет время

Конечно, приехав в Брюгге, хочется посмотреть как можно больше достопримечательностей этого старинного города. И если за один день удалось посмотреть всё, рекомендованное выше, и при этом ещё осталось время, в Брюгге всегда найдётся куда пойти и что посмотреть.

Итак, что посмотреть в Брюгге ещё, если позволяет время? Хотя, возможно, есть смысл остаться здесь ещё на день или два?

Узнайте ЦЕНЫ или забронируйте любое жилье с помощью данной формы

Музей Грёнинге (Groeningemuseum)

На Dijver 12, поблизости от известного в Брюгге моста Bonifacius Bridge, находится основанный в 1930 году музей Грёнинге. Туристам, для которых «живопись» – это не просто слово, обязательно нужно там побывать и посмотреть представленные коллекции. В музее много образцов Фламандской живописи, датированной XIV веком, а особенно XV-XVII веками. Также есть работы бельгийского изобразительного искусства, датированные XVIII-XX веками.

Работает музей Грёнинге каждый день недели, кроме понедельника, с 9:30 до 17:00. Билет стоит 8 €.

Церковь Богоматери (Onze-Lieve-Vrouwekerk)

Есть в городе Брюгге достопримечательности, которые делают его известным не только в Бельгии, но и во всём мире. Речь идёт о церкви Богоматери, расположенной на Mariastraat.

В архитектуре этого здания гармонично смешались черты готического и романского стилей. Особую внушительность постройке придаёт колокольня, буквально упирающаяся в небеса своей верхушкой – это и неудивительно при высоте 122 метра.


Но знаменитой церковь Богоматери делает находящаяся на её территории скульптура Микеланджело «Дева Мария с младенцем». Это единственная статуя Микеланджело, вывезенная за пределы Италии ещё при жизни Мастера. Скульптура расположена довольно далеко, к тому же закрыта стеклом, и смотреть на неё удобнее всего сбоку.

Вход в церковь Богоматери в Брюгге бесплатный. Тем не менее, чтобы подойти к алтарю, полюбоваться красивым внутренним убранством, а также посмотреть знаменитое творение Микеланджело, всем туристам старше 11 лет нужно купить билет за 4 €.


Зайти внутрь церкви Богоматери и посмотреть статую Девы Марии можно с 9:30 до 17:00.

Госпиталь Святого Иоанна (Sint-Janshospitaal)

Госпиталь Святого Иоанна расположен неподалёку от собора Богоматери, на Mariastraat, 38. Этот госпиталь считается самым старым во всей Европе: его открыли в ХII веке, а работал он до середины ХХ века. Сейчас здесь находится музей, причём обустроено несколько тематических залов.

На первом этаже представлена экспозиция, рассказывающая о врачевании ХVII века. Здесь можно посмотреть на первую карету скорой помощи, побывать в помещении старинной аптеки с развешанными на стенах портретами её владельцев. Есть в музее коллекция принадлежностей для аптеки и лечебницы того времени, причём большая часть этих медицинских инструментов вселяет современному человеку настоящий ужас. Тем не менее, данная часть музея относится к местам, представляющим большой интерес для тех, кто интересуется эпохой Средневековья.


На этом же этаже размещены шесть самых знаковых работ известного художника Бельгии Яна Мемлинга, жившего в Брюгге.

На втором этаже периодически проходит выставка под названием «Ведьмы Брейгеля», рассказывающая о том, как в западно-европейском искусстве со временем изменялся образ ведьмы. Здесь же при желании можно сделать оригинальные 3-d фотоснимки в костюмах ведьмы, причём костюмы есть и детских размеров – вот уж будет что посмотреть в Брюгге с детьми!


Музей в бывшем госпитале Святого Иоанна открыт для посетителей со вторника по воскресенье, с 9:30 до 17:00.

Сравните цены на проживание с помощью данной формы


Гуляя по Брюгге, осматривая его всевозможные достопримечательности, не нужно забывать, что здесь есть красивые уютные парки. В Koningin Astridpark будет здорово отдохнуть на удобных лавочках, полюбоваться старыми высокими деревьями, понаблюдать за вездесущими утками и лебедями, посмотреть на пруд со скульптурой. А ещё – вспомнить известный всем фильм «Залечь на дно в Брюгге», некоторые сцены которого снимались в этом городском парке.

Ветряные мельницы

Есть на восточной окраине Брюгге, в Kruisvest, чудесное место, где можно почти в сельской идиллии отдохнуть от пейзажей средневекового города. Речка, отсутствие машин и толпы людей, пейзаж с мельницами, природная возвышенность, с которой можно издали полюбоваться тем же Брюгге. Из стоящих тут четырёх мельниц – две действующие, а одну можно посмотреть изнутри.

И не нужно пугаться, что к мельницам далеко добираться! Идти из центра города нужно в северо-восточном направлении, а дорога займёт всего 15-20 минут. По пути из Брюгге достопримечательности будут встречаться буквально на каждом шагу: старинные здания, церквушки. Нужно просто быть внимательным, не упускать ни одной детали и читать таблички на старых постройках. А ещё по пути к мельницам есть несколько пивных баров, не указанных на туристических картах города – их посещают только местные жители.

В Брюгге находится целый ряд замечательных музеев, где представлены лучшие образцы фламандской живописи.

Группа музеев Bruggemuseum объединяет 12 музеев, расположенных в выдающихся зданиях города и рассказывающих его историю.

Bruggemuseum:

  • Archeologiemuseum (археологический музей)
  • Belfort (башня Белфорт)
  • Brugse Vrije
  • Gentpoort (ворота Гент)
  • Gezellemuseum
  • Gruuthusemuseum
  • Koeleweimolen
  • Sound Factory - Lantaarntoren
  • Onze-Lieve-Vrouwekerk
  • Sint-Janshuismolen
  • Stadhuis
  • Volkskundemuseum

Archeologiemuseum

Археологический музей, с доисторических времен до средних веков.
Адрес: Mariastraat 36a | B-8000 Bruges
Время работы: вт - вск 9:30 - 12:30 и 13:30 - 17:00.
Закрыто: понедельник, 1 января, 25 декабря, во вторую половину дня в праздник Вознесения.
Вход: взрослый € 2 | льготный и дети 6-25 y. € 1 | дети до 5 лет включительно - бесплатно.

Башня Белфорта возвышается на высоту 83 метра. 366 ступенек - и вы можете воочию увидеть впечатляющий механизм часов и колокольню с 47 колоколами. С вершины башни открывается панорамный вид на весь город.

  • Адрес: Markt 7 | 8000 Bruges
  • Время работы: ежедневно 9:30 - 17:00.
  • Закрыто: 1 января, 25 декабря, во вторую половину дня в праздник Вознесения.
  • Вход: взрослый € 8 | льготный € 6 | 6-25 лет € 4 | 0-5 лет - бесплатно.

Brugse Vrije

Бывшее здание городского суда Брюгге ныне вмещает городской архив, в котором в письменном виде содержится история города Брюгге. Вы можете посмотреть старый Суд в зале Ренессанс. Здесь, в бывшем зале суда, расположен монументальный камин 16-го века. Это так называемый камин Карла Великого, сделанный из дерева, мрамора и алебастра, созданный Лацелотом Блондеел.

Адрес: Burg 11a | 8000 Bruges
Время работы: ежедневно 9:30 - 12:30 и 13:30 - 17:00
Закрыто: 1 января, Вознесение (после обеда), 25 декабря.
Вход: взрослые € 2 | льготный и посетители 6-25 лет € 1 | 0-5лет - бесплатно.

Gentpoort

Это одни из четырех сохранившихся ворот в средневековый Брюгге. Помимо функции дверей, Gentpoort служил также оборонительным сооружением, что становится очевидно при взгляде на эту монументальную и массивную постройку.
Адрес: Gentpoortstraat | B-8000 Bruges
Время работы: чтв - вск 9:30 - 12:30 и 13:30 - 17:00.
Зкрыто: пн - ср, 1 января, день Вознесения (после обеда) и 25 декабря.
Вход: взрослые € 2 | льготный и 6 - 25 лет € 1 | 0-5 лет - бесплатно.

Gezellemuseum

Дом, где родился Гвидо Гецелле (1830 - 1899). Узнайте больше о жизни и творчестве этого известного фламандского поэта.
Адрес: Rolweg 64 | 8000 Brugge
Время работы: вт - вск 9:30 - 12:30 и 13:30 - 17:00.
Закрыто: пн, 1 января, Вознесение (после обеда), 25 декабря.

Gruuthusemuseum

Посетители этого великолепного дворца лордов Gruuthuse могут почувствовать себя королями! Большая коллекция исторических объектов дает посетителям представление о жизни богатой семьи в Брюгге в период 15 - 19 вв. В главном зале можно полюбоваться великолепными гобеленами, впечатляющим камином и богато украшенными деревянными балками, свидетельствующими о богатства лордов Gruuthuse.
Адрес: Dijver 17 | B-8000 Bruges

Закрыто: по понедельникам, 1 января, в Воскресение после обеда, 25 декабря.
Вход: взрослые € 6 | льготный € 5 | 6-25лет € 1 | 0-5 лет - бесплатно.

Koeleweimolen

Две мельницы - Koeleweimolen и Sint-Janshuismolen - являются достоянием города. Обе до сих пор в работе. Мельница Koeleweimolen была сделана в 1765 году, в 1996 году ее перенесли к Dampoort.
Адрес: Kruisvest 43 | B-8000 Bruges
Время работы: 01/07 – 31/08: вт - вск: 9:30 - 12:30 и 13:30 - 17:00.
Закрыто: по понедельникам.
Вход: взрослые € 2 | льготный и посетители 6-25 лет € 1 | 0-5 лет - бесплатно.

Lantaarntoren

В башне Lantern находится «Фабрика Звука» - Lantaarntoren, современный музей музыки. Здесь вы можете сами попробовать создать произвездение искусства из музыки.
Адрес: ‘t Zand 34 | B-8000 Bruges
Время работы: вт - вск 9:30 - 17:00.

Вход: взрослый € 6 | льготный € 5 | 6-25 лет € 1 | 0-5 лет - бесплатно.

Onze-Lieve-Vrouwekerk

Никак нельзя пропустить эту церковь. Ее башня, высотой 122 метра, является самой высокой точкой в городе. Внутри же вы найдете настоящие сокровища от мира искусства: картины и резьба по дереву, гробница Марии Бургундской и Карла Смелого 16-го века, а также расписные гробницы 13 - 14 вв. Но главной достопримечательностью церкви является известная на весь мир скульптура Микеланджело «Мадонна с младенцем» - единственная скульптура, вывезенная при жизни скульптора в Бельгию.
Адрес: Mariastraat | B-8000 Bruges
Время работы: пн - вск 9:30 - 17:00, вск 13:30 - 17:00.
Закрыто: по понедельникам, 1 января, Вознесение (после обеда) и 25 декабря.
Вход: взрослые € 4 | льготный € 3 | 6-25 лет € 1 | 0-5 лет - бесплатно.

Sint-Janshuismolen

Вторая из сохранившихся старинных мельниц, являющаяся достопримечательностью города. Мельнциа была сделана в 1770 году и до сих пор находится в рабочемс остоянии на прежнем месте.
Адрес: Kruisvest | B-8000 Bruges
Время работы: 01/05 – 31/08: вт - вск 9:30 - 12:30 и 13:30 - 17:00.
Закрыто: по понедельникам.
Вход: взрослые € 2 | льготный и 6-25 лет € 1 | 0-5 лет - бесплатно.

Stadhuis

Ратуша Брюгге была построена в 1376 году, что делает ее одной из самых старых ратушей в регионе. Город управлялся из этого места почти 700 лет. Готический зал является шедевром уже сам по себе, с его великолепными фресками 19-го века и красочным сводчатым потолком. Нарисованные фигуры изображают славное прошлое Брюгге. Тема «граждане и правительство» проливает свет на вечную борьбу за власть между городским правительством, суверенами и горожанами Брюгге.
Адрес: Burg 12 | B-8000 Bruges

Закрыто: по понедельникам, 1 января, Вознесение (после обеда) и 25 декабря.
Вход: взрослые € 2 | льготный и посетители 6-25 лет € 1 | 0-5 лет - бесплатно.

Volkskundemuseum

Volkskundemuseum находится в здании богадельни 17-го века. Здесь вы можете увидеть классные комнаты, мастерские сапожника, мельника и бондаря, портновскую, аптеку, гостиницу, фламандскую жилую комнату, спальню и традиционные ткани. Каждый номер содержит огромное количество предметов старины и подлинного декора. На верхнем этаже Вы можете посетить раздел, посвященный бальгийскому кружеву. Каждый первый и третий четверг месяца здесь можно отведать традиционные сладости!
Адрес: Balstraat 43 | B-8000 Bruges
Время работы: вт - вск 9:30 - 17:00.
Закрыто: по понедельникам, 1 января, Вознесение (после обеда) и 25 декабря.
Вход: взрослые € 2 | льготный и посетители 6-25 лет € 1 | 0-5 лет - бесплатно.
Museum Pass

Groeningemuseum

В музее собрана великолепная коллекция живописи за период 6 веков из южной Голландии.
Адрес: Dijver 12, Brugge

Закрыто: по понедельникам, 1 января, Вознесение (после обеда) и 25 декабря.
Вход: взрослые 8 € | пенсионеры > 65 лет, группы и студенты 6 € | дети 0 - 11 лет - 0 - бесплатно. C Brugge City Card - бесплатно.
Комбинированный билет: Historium и Groeningmuseum - 15 евро (www.historium.be)
Museum Pass - (все музеи Брюгге, 3 дня подряд) - € 20 - взрослые и 15 € - дети 12 - 25 лет. На год - 30 €.

Arentshuis

В красивом здании 18-го века собрана богатая коллекция полотен и рисунков из Steinmetzkabinet. Верхний этаж посвящен работам британского художника, рожденного в Брюгге, Франка Брангвина (1867 - 1956).
Адрес: Dijver 16, Brugge
Время работы: ежедневно 9:30 - 17:00.
Закрыто: по понедельникам, 1 января, Вознесение (после обеда) и 25 декабря.
Вход: взрослые 4 € | пенсионеры > 65 лет, группы и студенты 3 € | дети 0-11 лет - бесплатно. C Brugge City Card - бесплатно.
Museum Pass - (все музеи Брюгге, 3 дня подряд) - € 20 - взрослые и 15 € - дети 12 - 25 лет. На год - 30 €.

Sint-Janshospitaal

Sint-Janshospitaal когда-то был крупнейшим госпиталем, пристанищем для бедных и нуждающихся. После монахов и нянь, работавших в госпитале, осталось множество историй, предметов и художественных работ. В этом 800-летнем здании теперь выставлены мебель, картины и скульптуры. Аптекарская, с ее садом лечебных трав и библиотекой, дает представление о медицине тех времен. Музей известен на весь мир работой одного из самых знаменитых фламандских примитивистов, Ганса Мемлинга.
Адрес: Mariastraat 38
Время работы: ежедневно 9:30 - 17:00, аптека 11:45 - 14:00.
Закрыто: по понедельникам, 1 января, Вознесение (после обеда) и 25 декабря.
Вход: взрослые 8 € | пенсионеры >
Museum Pass - (все музеи Брюгге, 3 дня подряд) - € 20 - взрослые и 15 € - дети 12 - 25 лет. На год - 30 €.

O.L.V.-ter-Potterie

Госпиталь Onze-Lieve-Vrouw-ter-Potterie существовал уже в 13-м веке. Поклонение чудотоврной иконе Марии придало церкви статутс поломнического места, что объясняет сложный декор церкви.
Коллекция музея церкви включает предметы из госпиталя и ряд художественных работы. Внимания также заслуживает впечатляющая коллекция столового серебра.
Адрес: Potterierei 79, Brugge
Время работы: ежедневно 9:30 - 12:30 и 13:30 - 17:00.
Закрыто: по понедельникам, 1 января, Вознесение (после обеда) и 25 декабря.
Museum Pass - (все музеи Брюгге, 3 дня подряд) - € 20 - взрослые и 15 € - дети 12 - 25 лет. На год - 30 €.

Музей шоколада Choco-Story

Посетители музея могут узнать историю какао-бобов и шоколада. От времен майя и испанских конкистадоров до шоколадных фабрик в нынешнее время. Шоколад делается вручную и дегустируется в процессе.
Адрес: Wijnzakstraat 2, Brugge
Время работы: ежедневно 10:00 - 17:00.
Закрыто: 1 января, 9 января - 20 января, 25, 25 и 31 декабря.
Вход: взрослые 7 € | пенсионеры > 65 лет, группы и студенты 6 € | дети 6 - 11 лет - 4 €, дети 0-5 лет - бесплатно. C Brugge City Card - бесплатно.

Комбинированный билет с Frietmuseum или Lumina Domestica:
взрослые 11 € | пенсионеры > 65 лет, группы и студенты 9 € | дети 6 - 11 лет - 6 €, дети 0-5 лет - бесплатно.
www.choco-story.be

Dalí Xpo-Gallery

Насладитесь фантастической коллекцией графических работ, скульптур и рисунков известного художника Сальвадора Дали. Коллекция находится внутри Белфорта. Все работы - только оригинальные, работы Дали. В музее представлены удивительные работы в стиле Дали с зеркалами и золотом.
Адрес: Markt 7, Brugge
Время работы: ежедневно 10:00 - 18:00.
Закрыто: 1 января, 25 декабря.
Вход: взрослые 10 € | пенсионеры > 65 лет, группы и студенты 8 € | дети 0-12 лет - бесплатно. C Brugge City Card - бесплатно.
www.dali-interart.be

Diamant Museum

Музей бриллиантов с демонстрацией процесса полировки алмазов. В музее представлена история Брюгге как старейшего алмазного центра в Европе. До сих пор бриллианты остаются одной из нлавный статей экспорта из Брюгге.
Адрес: Katelijnestraat 43, Brugge
Время работы: ежедневно 10:00 - 17:30. Демонстрация полировки бриллиантов начинается в 12:15 и в 15:15 - ежедневно.
Закрыто: 1 января, 2 - 13 января, 24 и 25 декабря.
Вход: взрослые 7 € | пенсионеры > 65 лет и группы 6 € |, дети и студенты 5 € | семейный билет - 18 €. C Brugge City Card - бесплатно.
Музей + показ полировки алмазов:
взрослые 10 € | пенсионеры > 65 лет и группы 9 € |, дети и студенты 8 € | семейный билет - 18 € + 3 € с каждого. C Brugge City Card - бесплатно.
www.diamondmuseum.be

Groeningemuseum Brugge

Музей изящных искусств Брюгге, известный чаще под названием Музей Гронинге, одна из тех редких общественных художественных коллекций в Бельгии, чья история восходит к началу XVIII столетия. Он образовался в недрах Академии художеств , где и оставался до конца XIX века. В 1716 году Иос ван де Керкхове, Ян Херрегоут, Марк Дювенде и Иос Арсхоот, любители искусства и художники, основали независимую Академию - «Свободное братство рисунка и живописи». Практически они преследовали цель освободить профессию художника из-под ярма Корпорации художников и шорников, в которой каждый художник обязан был состоять, чтобы иметь возможность работать в городе Брюгге.

С благословения городского магистрата эта Академия поместилась в 1720 году в части здания Поортерслоге, где размещались также другие общества. Ныне в этом строении на улице Академии находится Государственный архив. В статуте Академии, одобренном магистратом, можно было прочесть следующие весьма интересные положения: «Все художники и рисовальщики, так же как и иностранные, живущие в этом городе, продавая свои произведения в нем, обязаны сделать дар этому братству в виде произведения их собственной работы, которое постоянно будет украшать помещение этого братства» Это правило не осталось написанным только лишь на бумаге. В конце XVIII века Академия обладала уже большим числом подаренных художниками картин. Она просуществовала с некоторым перерывом до 1755 года, когда при пожаре погибло почти все ее имущество. Однако Академия пользовалась расположением художников, и дары возобновились. В основном коллекция состояла из работ современников. После захвата Бельгии французами началась конфискация художественных ценностей в церквях и монастырях. В 1794 году замечательные памятники искусства, среди которых находились , Яна ван Эйка, Ганса Мемлинга, «Суд Камбиза» Герарда Давида, были отправлены в Париж. Эти шедевры возвратились в Брюгге морем на корабле 3 января 1816 года. Их прибытие стало настоящим праздником в городе. Под звон всех колоколов Брюгге и огромном стечении народа их доставили в ратушу. «Мадонна» Микеланджело была водружена на прежнее место , а «Богоматерь каноника ван дер Пале» ван Эйка и «Триптих Мореля» Мемлинга были переданы Академии. Еще в 1808 году Академия получила ценнейший дар.

Старейшина Корпорации художников и шорников Питер ван Леде, в течение многих лет спасая от притязаний французов драгоценную собственность, купленную им у Корпорации, передал Академии портрет Маргареты ван Эйк работы Яна ван Эйка. В 1828 году сюда же поступили произведения, до той поры хранившиеся в ратуше: Гуго ван дер Гуса, две картины «Суд Камбиза» Герарда Давида и «Страшный суд» Яна Провоста. Произведения были объединены в стенах Академии не только для того, чтобы помочь формированию талантов молодых художников, обучавшихся в Академии, но и с целью основать музей в современном смысле слова, чьи коллекции были бы доступны обозрению широкой публики. В течение всего века музей Академии пополнялся произведениями искусства, подаренными отдельными лицами или купленными городскими властями. Самым большим вкладом была коллекция Шарля ван Леде, содержавшая сорок пять работ, полученных музеем Академии в 1875 году. Сама же свободная Академия к этому времени прекратила свое существование. Так как помещения Поортерслоге пришли в упадок, то Музей был переведен в 1885 году в школу Богарде на улице св. Екатерины. Все, чем обладала Академия, стало достоянием города: архивы, учебные материалы, мебель и произведения искусства. По инвентарю этого времени в музее находилось сто девяносто три картины. В 1898 году в Брюгге был создан Музей современного искусства, расположившийся в бывшем коллеже иезуитов на улице Красильщиков. Часть дара ван Леде была там выставлена.

В начале XX века музей Академии переживает период расцвета. В 1902 году в нем открылась большая выставка «фламандских примитивов» (как тогда называли художников XV столетия) , которая сыграла огромную роль в пробуждении интереса не только к искусству той эпохи, но к обоим музеям. Начиная с этого года необычайно возросли их приобретения при помощи государства и провинции. Основанное в 1903 году «Общество друзей музея» проявило значительную активность за десять лет своего существования, обогатив музей сорока картинами как старых, так и современных художников, в числе которых триптих . Настало время думать о строительстве нового здания музея, так как ни одно старинное сооружение Брюгге не в состоянии было вместить накопившиеся коллекции и выполнять музейные функции. В 1907 году был найден земельный участок по улице Гронинге для постройки будущего Музея, но дело затянулось до первой мировой войны, положившей конец предпринятым усилиям. Проект музея был разработан архитектором Жозефом Вирином только к концу 20-х годов, так как в Брюгге решили открыть музей к столетию провозглашения независимости Бельгии, то есть к 1930 году.
Первый камень был заложен 9 мая 1929 года. Открытие музея состоялось 6 июня 1930 года. По названию улицы, где он находится, его обычно называют Музей Гронинге. В нем объединились коллекции бывшей свободной Академии и Музея современного искусства с улицы Красильщиков. При сооружении здания были предусмотрены необходимые меры для нормальной его эксплуатации как музейного хранилища. Рассеянный свет падает сверху таким образом, чтобы не возникали блики, мешающие смотреть картины. В 1956 году было создано устройство для кондиционирования воздуха и поддержания постоянной температуры и влажности, необходимых для нормального хранения произведений живописи.

Коллекции Музея Гронинге беспрерывно продолжают расти. Государство купило для музея диптих Мемлинга «Благовещение» из прежней коллекции Рендерса. В свою очередь, Брюгге приобрел на аукционе 1956 года в Париже «Портрет Пауля де Нигро» работы А. Изенбранта, нидерландского мастера начала XVI века. Необходимо также упомянуть о ценной коллекции барона Хоутгара, подаренной городу, содержащей изделия из фаянса, старинные рукописи и картины, которую музей получил в 1954 году от городских властей. Из Археологического общества, находившегося в Музее Грютхусе и прекратившего свое существование в 1955 году, городские власти передали Музею Гронинге много интересных работ, в числе которых «Семейный портрет» Николаса Маса, ученика Рембрандта. В 1958 году возродилось вновь «Общество друзей музея», которое приобрело четыре створки алтаря - главную работу Мастера легенды о св. Урсуле (XV век) , принадлежавшую монастырю черных сестер в Брюгге. Кроме живописи Музей Гронинге обладает большими графическими коллекциями, среди которых необходимо выделить собрание рисунков, акварелей и гравюр замечательного английского художника XX века Фрэнка Бренгвина. В настоящее время Музей Гронинге владеет коллекциями из тысячи памятников искусства, многие из которых были созданы мастерами Брюгге.
Наиболее ценной частью музея следует признать знаменитую коллекцию «фламандских примитивов». Она располагается в пяти небольших залах в строго хронологическом порядке. Сотрудники музея предприняли много усилий, чтобы сделать эту часть музейной экспозиции наиболее красивой. Четыре зала обиты стального цвета бархатом.