Нация индусов. Народы населяющие индию

Предполагают, что в Индии живет не менее 200 народов; их общее число нельзя точно определить. Основная масса населения представлена 20 крупнейшими народами, насчитывающими десятки миллионов человек каждый. Они составляют свыше 80 % населения страны. Наряду с ними проживает до 150 более мелких племен и народов разного происхождения и разного уровня развития; их численность колеблется от нескольких тысяч до 3-4 млн. человек.

Большую часть народов Индии составляют индоевропейцы: панджабцы, раджастханцы, маратхи, бенгальцы и другие, занимающие северную, западную и отчасти восточную области страны. Дравидские народы населяют южные Индию (тамилы, телугу, каннара, малаяльцы). Малые этнические группы встречаются в горах, лесах и полупустынях. Несмотря на столь дробный и пестрый состав населения, все граждане Индии образуют единую нацию, согласно официальной точке зрения, выраженной в конституции, а бенгальцы, телугу, маратхи и другие являются лишь проявлениями культурного разнообразия единой индийской нации.

Исключительно многообразен и антропологический облик индийцев. Здесь встречаются представители всех трех больших рас земного шара - экваториальной, еворопеоидной и монголоидной. Экваториальная раса представлена негритосами, низкорослыми аборигенами Андаманских островов (мужчины -148 см ростом, женщины -138) с почти черной кожей, и темнокожими веддоидами, племенами южно-индийских гор (ченчу, кадары и др). Именно негроавстралоиды считаются древнейшими обитателями субконтинента. Черты европеоидной расы яснее всего выражены на северо-западе и севере: обитатели этих районов (кашмирцы, панджабцы и др.) характеризуются сравнительно светлой кожей, высоким ростом, наличием бороды и усов (индо-афганский тип). Монголоидная раса, в ее смягченном южно-монголоидном варианте - встречается в основном у горных народов северо-востока Индии (нага, кхаси и др.), с их прямыми волосами, плоским лицом, наличием эпикантуса. На территории Индии, в результате многовекового смешения разных рас образовалось несколько территориальных типов - североиндийский, дравидийский и др., а также многочисленные контактные и переходные антропологические типы и группы.

Девушки.
Индия. Индийцы. Начало ХХ в.

Женщины из купеческой семьи.
Индия. Тамилы. Первая четверть ХХ в.

Девушки.
Индия. Сингалы. Первая четверть ХХв.

Дети с бамбуковыми ведрами (непальцы)

Тамильская женщина, девушка и ребенок

Мерварт А.М.
Мерварт Л.А.
Крестьянки из окрестностей Коломбо
Шри-Ланка (Цейлон), первая четверть XX в., сингалы, тамилы
Мерварт А.М.
Мерварт Л.А.
Группа мужчин в повседневной одежде (непальцы)
Индия, Дарджлинг, начало XX века
Три вождя (ратемахатмая) кендийской области в праздничных костюмах
Шри-Ланка (Цейлон), первая четверть XX в.
Мерварт А.М.
Мерварт Л.А.
Благополучная домохозяйка из простой, но совсем небедной городской семьи обдумывает покупку.
Индия, Снатенков В.
Служащий офиса-сикх
Индия, Снатенков В.
Молодая замужняя женщина в гуджаратском костюме.
Индия, Снатенков В.
Индийский военный-сикх
Индия, Снатенков В.
Успешная самостоятельная женщина-служащая (секретарша-клерк или медсестра).
Индия, Снатенков В.

Около 8% населения Индии относятся к племенным группам. Под племенами обычно подразумеваются компактные этнические группы проживающие в джунглях или сельской местности, ведущие примитивный (по меркам современной цивилизации) образ жизни. Считается, что эти племена являются потомками самых древних и коренных обитателей Индии и по этой причине их называют «адиваси», то есть «изначальные жители». Наибольшее количество «адиваси» проживает в штате Орисса, а также Раджастан, Махараштра, Джаркханд, Мадхья-прадеш, Андхра-прадеш, Чаттисгарх, Гуджарат, Бихар и Западная Бенгалия.

Большая часть индийских племен придерживаются древних верований с элементами магии (иногда черной), поклонения племенным богам и духам, почитания шаманов и вождей и осуществлением жертвоприношений (животных).Во многом уклад жизни племенных групп не менялся на протяжении тысячелетий, что представляет безусловный интерес для этнологов.

Племена Ориссы

В Ориссе живет более 60 различных племенных сообществ - потомков исконных обитателей этих мест ещё доарийской эпохи. Многие из них до сих пор живет в лесах и горах далеких районов штата и пребывают в отдалении от цивилизации. Раягада - это племенная область Ориссы, по количеству племен занимающая 3-е место в Индии. Каждое племя имеет обособленный язык, социальную структуру и религиозные ритуалы. У местных племенных групп высоко развиты артистические способности, что наглядно отображается в нательных рисунках, всевозможных украшениях, орнаментах и настенных картинках. Музыка и танец у здешних народов являются неотъемлемой частью различных церемоний и сезонных фестивалей. Саоры,живущие в окрестностях Таптапани, занимаются сельским хозяйством; их глиняные жилища красиво разукрашены, имеют резные двери и перегородки. Дальше к югу живут Койа, их женщины по обычаю должны выходить замуж за довольно молодых мужчин. Доминируют в Ориссе Кондхи, у которых бытовали человеческие жертвоприношения до 19 в. В настоящее время человеческое жертвоприношение заменено на жертвоприношение животных, предлагая кровь великой богине, представленной в виде бруска дерева или в виде камня, чтобы обеспечить изобилие почвы. Члены племени по сей день используют древние виды оружия, такие как стрелы, для защиты себя и жилища от дикий животных. Кондхи славятся знанием лекарственных растений и изготовлением красивых металических украшений. Племя Бондас (голые люди) тибетского - бирманского происхождения, составляют приблизительно 6000 членов. Представители этого племени живут на отдаленных холмах и держатся изолированно. Женщины Бонда носят мноочисленные ожерелья из бусин, медных и серебряных пластин, бреют головы и украшаются листьями кокосовых пальм. Встретить представителей этого племени можно на местном еженедельном рынке по четвергам.

Племена Гуджарата, округ Кач

Кач населяют полукачевые общины, занимающиеся разведением верблюдов и овец. Скотоводческие общины Катча составляют джаты, бхарвады, содхи и рабари. Мужчины тут пасут стада, а женщины, дети и старики занимаются домашним хозяйством и ремеслами. Ремесла не только служат средством существования жителей Каяа. Здесь каждая община гордится своим отличительным творчеством, удивительной вышивкой тканей, художественной мебелью, одеждой, обувью и посудой. Кожаные изделия с яркими тесемками и вышивкой изготавляют мужчины народа Мегвал. Лоскутные покрывала и верблюжьи седла делают женщины Бхарвады. Серебрянные изделия создают Содха. Богато расписанные керамические блюда, используемые на празднествах, изготавляются мужчинами из общества Кумбхар. Роган, уникальная техника затейливого лакового рельефа на ткани, характерен для селения Нируна. Поселки представителей народа Рабари легко узнать по характерным круглым жилищам бхунга из глины и тростника с конической крышей. Эти круглые жилища строят из белой глины, покрывают рельефным орнаментом и украшают массой крошечных зеркал, которые обеспечивают освещение. Маленькие окна в массивных стенах украшены медными апликациями. Толстые стены, крошечные окна и тростниковые крыши обеспечивают отличную теплоизоляцию в суровых условиях пустыни, а круглая конфигурация способствует циркуляции воздуха внутри. Рабари славятся своим мастерством, их яркие краскидополняют суровую красоту здешних мест. Жители продают свои изделия в лавках Ахмедабада, Мумбаи и Дели. Женщины рабари одеваются в черное и дополняют одежду серебрянными украшениями. Они также носят татуировки в виде павлинов и верблюдов. Мужчины рабари всегда носят лишь белые, с красивой вышивкой на спине складчатые куртки. Такое одеяние дополняют красные и белые платки и массивные тюрбаны. Девушки рабари носят лучшие фамильные украшения и начинают шить, как только оказываются в состоянии держать иголку.

Племена Андаманских и Никобарских островов

Среди населения Андаманских островов встречаются преимущественно люди-негрито, которые по мнению ученых являются самыми древними жителями планеты. Негрито - обобщенное обозначение австралийских и азиатских пигмеев, средний рост которых часто менее 150 см. Считается, что эти люди обладают уникальной врожденной способностью к биолокации, т.е способностью на значительном расстоянии определять нахождение того или иного животного подобно радару. На Никобарских островах живут представители пигмеев, которые, возможно, являются прямыми потомками первых колонизаторов Азии, прибывших из Африки. Эти люди познакомились с цивилизацией относительно недавно. Многие из них до сих пор не носят никакой одежды, одевают только в набедренные повязки.

Племена Северо-Востока

На Северо-Востоке Индии живут разнообразные народы, ведущие племенной образ жизни. Лишь в штате Аруначал Прадеш таких народов 26, а в Нагаленде 16. Десятки других населяют штаты Ассам, Манипур, Мизорам, Мехгалаю и Трипуру. Зачастую они бывают географически изолированы в пределах одного региона высокими горными хребтами, реками и ущельями, поэтому сохраняют выраженную культурную и языковую обособленность. Народ Ади из Аруначал Прадеша славится умениями в постройке отличных тростниковых мостов через реки. Манипурские Тханкулы - известные ткачи, производящие характерные красные и белдые ткани с шелковистым отливом. Народ Ванчи не использует одежды, лишь украшения из бисера и серебра. Племя Черау из Мизорама любит музыку и танцы. В их танце женщины танцуют между быстро передвигаемых бамбуковых шестов. Коньяки из Нагаленда танцуют танец воинов в красочных нарядах с перьями калао, клыками кабана и разукрашенных тростниковых шапочках. Представители народа Апатани занимаются выращиванием риса и рыболовством. Тут носят пучок волос на лбу, скрепляя его медной заколкой. Мужчины и женщины имеют татуировки на лице, а у женщин в нос с двух сторон вставлены огромные черные бамбуковые кольца. Представителей племени Ниши легко узнать по характерным черно-белым перьям птицы калао, которые они втыкают в соломенные шляпы, пучку волос на люу, сумкам из медвежьей шкуры.

Западный Раджастан

Представители кочевого народа бхопа в Западном Раджастане сохраняют традицию устного творчества в виде песен. Длинный раскрашенный свиток - нечто вроде комикса - пестрит картинками с изображением драматических событий из жизни марварского героя, храброго воина Пабуджи. Мужчина бхопа развертывает этот свиток и начинает песенное повествование-балладу на фоне соответствующих рисунков, которые подсвечиваются, а его жена в это время оживляет рассказ выразительными танцами.

Племена Чатисгарха, округ Бастар

Округ Бастар в штате Чатисгарх населен преимущественно племенными народами и малыми общинами ремесленников. Жизнь среди природы насыщает их исскуство красотой, динамизмом и живостью. Рисунки зверей, птиц и растений украшают многие бытовые и ритуальные предметы из глины, дерева, металла и хлопковой пряжи. Железные светильники с лиственными орнаментами и изображениями птиц и зверей, необычные бронзовые статуэтки божеств-хранителей, медные гребешки с резными изображениями божеств - предмет специализации бастарских кузнецов. Гончары создают интересные ритуальные фигурки из глины: мифических животных, лошадей, слонов. Материалом служит красная и черная глина с речных берегов, которая славится своей пластичностью. Деревянные трости, игрушки и предметы культа вырезаются из корней и стволов пород с мягкой древесиной. Трости производят волшебный свист, призванный отпугивать зверей и злых духов в лесу.

Племена Карнатаки, округ Кодага

Кодавы, населяющие округ Кодагу, представляют собой этническую группу с собственным языком курги. Кодавы гордятся воинскими традициями, и в вооруженных силахстраны немало генералов из числа местных уроженцев. Мужчины здесь носят традиционные купайя - длинные черные халаты, завязанные на поясе красно-золшотичтым кушаком, а женщины надевают сари с плиссировкой сзади в виде курги. Интересны свадьбы кодавов, где новобрачных благословляют не священнослужители, а старшие родственники.

Племена Ассама, округ Шиллонг

Племя Кхаса занимает господствующее положение в районе Шиллонга. Считается, что его предки были из Юго-Восточной Азии. Сейчас большинство кхаса исповедуют христианство, следствие деятельности миссионеров в 19 в. Тем не менее сохраняются многие исконные обычаи, главенствует матриархальная социальная структура. Земельная собственность может наследоваться только по женской линии, а младшая дочь в семье занимает особое положение как хранительница очага и традиционных ритуалов.

Широкое хозяйственное строительство, развертывающееся в районе гор Нилгири, заметно изменяет жизнь всех горных народов.

Многие их представители нанимаются на работы по прокладке дорог и расчистке лесов, другие уходят работать на плантации, или на городские предприятия, или втягиваются в торгово-посредническую деятельность, а некоторые, окончившие местные школы, даже учатся в высших учебных заведениях и, закончив их, занимаются интеллектуальным трудом, живя преимущественно в городах южной Индии.

Но все же основная масса указанных народов до самых недавних пор придерживалась, и в значительной мере продолжает придерживаться традиционных норм жизни и старых обычаев и установлений.

Судя по тамильским историческим хроникам, курумба некогда были независимы, участвовали в войнах древнего царства Паллавов с другими царствами. В XIII-XIV вв. их земля была присоединена к государству Виджаянагар, и в XVI в. они уже были известны не как воины, а как овцеводы, которых индусы причисляли к «низкой» шудр.

Антропологический тип тода

Тода живут в маленьких деревнях, насчитывающих две-шесть хижин. Деревни обычно окружены невысокой стеной, сложенной из необтесанных камней. Хижины тода состоят из аркообразной крыши, доходящей до земли, и двух стен - передней и задней.

В передней стене, несколько задвинутой под крышу, проделывается небольшая дверь, отодвигаемая вбок по стене, а по сторонам двери устраиваются две завалинки. Окон нет. Помещение хижины разделено на две части, мужскую и женскую.

Одежда мужчин и женщин тода однотипна и напоминает длинные тоги или плащи, конец которых перебрасывается через одно плечо, а складки свободно драпируют тело.

Бадага живут в больших общих домах

Бадага живут в больших общих домах, разделенных на отдельные помещения для разных семей. В домах есть еще помещения для доения и хранения молока, куда не должны входить женщины, а также те мужчины, которые по тем или иным причинам считаются «оскверненными».

Скот помещается в каменных загонах у домов, а продукты и хозяйственный инвентарь хранятся в бамбуковых складах. Имеются также специальные хижины, где женщины проводят время своей «нечистоты», т. е. дни месячных и послеродовой период.

В некоторых деревнях есть общие доильни, напоминающие храмы племени тода. У бадага доение тоже считается обязанностью и почетным правом мужчин, и доступ к нему получает мальчик только после прохождения обряда посвящения в восьмилетнем возрасте, причем первое доение сопровождается рядом особых церемоний.

Кадары живут в горах Кочина

Кадары (около 2 тыс. человек) живут в горах Кочина и мадрасского округа Коимбатур. Они отличаются от окружающего населения очень темной кожей, вьющимися волосами и невысоким ростом (мужчины до 158 см, женщины - до 150 см).

Кадары живут главным образом в глубине лесов и занимаются сбором меда, воска, кардамона и других лесных продуктов, а также охотятся и ловят рыбу.

Некоторые кадары занимаются подсечно-огневым земледелием и разводят в небольших количествах домашний скот. Их нанимают также для охоты на слонов и для разных работ в лесах. Раньше их труд, оплачивали натурой, теперь же за выполнение работ по контрактам они получают деньги.

Кадары живут в деревнях, состоящих из 15-20 хижин, сделанных из бамбука и пальмовых листьев и крытых травой. Эти хижины обычно строят женщины.

До недавних пор кадары носили только набедренные повязки, теперь носят такую же одежду, как и жители равнин - короткие сари, рубахи и дхоти.

Кадарами управляет вождь, называемый мупан. Пост мупана по традиции наследует сын его сестры, тогда как все другие члены племени придерживаются уже патрилинейного наследования.

Браки с дочерью сестры или брата запрещены, но кузенные браки разрешены. Обычно родители выбирают невесту и договариваются о браке. Свадебный обряд состоит в угощении родственников в доме жениха и невесты.

За невестой обычно дается приданое, в которое теперь, кроме лесных продуктов, стали входить и деньги. Встречи мужа с женой должны по обычаю происходить в лесу вне жилого помещения.

Кота поклоняются духам-покровителям

У них существует также трудно объяснимый запрет на пользование спичками, и они, по обычаю, или могут брать огонь из домов «высших» или добывать его трением. Они исполняют для тода много разных работ и относятся к ним с особым уважением.

Все племя делится на экзогамные группы, называемые пери, что значит «улица». Кота живут в нескольких деревнях по 30-60 домов каждая.

У кота существует патрилинейная система наследования. Имеется ряд ограничений для женщин . Их обычай строго запрещает мужчинам какое бы то ни было общение с женщиной в дни ежегодного храмового праздника (когда мужчины не должны не только говорить со своими женами, но и сами готовят себе пищу) и в период посева, когда они тоже могут разговаривать с женщинами только через мальчиков-посредников.

Правительство штата Андхра принимает сейчас ряд энергичных мер по улучшению условий их жизни и по вовлечению их в хозяйственную деятельность народа телугу.

Культ предков

Полигамия у народности багада разрешена, но встречается нечасто, только в зажиточных семьях. Вдовы имеют право вторично выходить замуж. Распространен обычай левирата. Разводы разрешены без особых ограничений.

У бадага широко распространен лингаизм. Распространен также культ предков. Храмами лингаитов являются квадратные побеленные дома, с росписью по стенам и украшениями на крышах. В этих храмах живут обычно и жрецы.

Все бадага сжигают покойников, за исключением «высшей» группы удайа, которая хоронит их в сидячем положении. После сжигания останки зарывают около деревни, и сверху ставят дольмены с изображением луны и солнца.

Скотоводство у них развито значительно слабее, чем у тода, и в литературе встречаются указания на то, что им запрещено доить коров, так как по какой-то давней традиции считается, что они оскверняют этих животных, и что им разрешено пить только то молоко, которое им дают люди более «высокого» племени (например, тода).

Кадары почитают разных духов

Разводы очень легки, и браки вдов разрешены без ограничений. Во время месячных женщины проводят несколько дней в строго изолированной временной хижине, которую потом сжигают. Роды тоже протекают в отдельном помещении.

Кадары почитают разных духов; развит культ предков. Храмов они не имеют и приносят жертвы объектам своего почитания на особых камнях под деревьями (обычай, широко распространенный у всех народов Индии). Функции жреца выполняет глава деревни или старший мужчина в семье (в случаях семейного торжества).

Кроме описанных выше народов, в горных районах на границе Мадраса и Кералы живут и другие этнические группы. К ним относятся каниккар, ирула, шолага, малапантарам, эрнадан и др. Эрнадан являются наименее развитыми из них. Они не имеют постоянных жилищ, а устраивают временные ветровые заслоны или навесы из веток.

Они кочуют по горам, изредка спускаясь в долины. Основным их занятием является собирательство. Часть собранных продуктов они обменивают в долинах на одежду и другие нужные им товары. Эрнадан считаются мастерами изготовления особенно крепких веревок для слонов, и продажа этих веревок составляет в настоящее время важную статью их дохода.

Ченчу поклоняются богиням неба, земли, а также солнцу

Цеячу хоронят покойников, на могилы кладут камни и несколько дней справляют поминки по усопшему. За последнее время они стали иногда сжигать мертвых, заимствовав, по-видимому, этот обычай у индусов-телугу, с которыми они приходят во все более тесное соприкосновение.

В районах расселения ченчу сейчас есть школы, и некоторые из ченчу смогли получить образование и стать учителями в этих школах.

Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки - нажмите CTRL+D

Отправить

Класснуть

Линкануть

Вотсапнуть

Запинить

На эту-же тему:

Индия – страна в Южной Азии. Она занимает второе после Китая место по численности населения, на данный момент здесь проживает 1 290 583 264 человека.

Народы, населяющие Индию – многонациональны. Ученые выделяют здесь 5-6 этнических групп. Основная масса это индоевропейская (северная и центральная Индия) и дравидская (южная Индия) группы. В стране много различных религий, основной считается индуизм, также присутствуют ислам, христианство, сикхизм, буддизм.Наиболее распространенные народы Индии: хиндустанцы, телугу, бенгальцы, джат, гуджаратцы, каннара, панджабцы. Хиндустанцы проживают на севере страны, их около 244 млн. Выращивают пшеницу, просяные культуры, рис, тростник. Язык – хинди. Телугу располагаются в южной Индии, насчитывают около 74,5 млн. представителей. Главный вид деятельности – земледелие, занимаются гончарным, ткацким, ювелирным ремеслом. Бенгальцы – народ многочисленный не только в Индии, по и во всем мире. Так же как почти все народы Индии имеют ведущий вид деятельности - земледелие, скотарство развито мало. Исповедуют ислам и индуизм.

Джат – народность, проживающая в северной части страны. Считаются одними с самых обеспеченных этносов Индии. Религии – индуизм, сикхизм. Гуджаратцы – около 40 млн. человек, помимо привычных для этих территорий видов занятости, большую часть времени уделяют профессиональному развитию литературы и музыки. Имеют специфические свадебные обряды. Каннара – основная часть проживает в штате Карнатака, развиты такие отрасли: сельское хозяйство, фармацевтика, строительство. Панджабцы – приблизительная численность – около 120 млн. человек. Могут гордиться достижениями в области науки и техники, квалификацией работников.

Народы Индии разнообразны, на первый взгляд очень походы между собой, но на самом деле, каждый имеет свои особенности, уникален по своей истории, традициям, верованиям.

Индия имеет не только огромную численность, но и потрясающее разнообразие народов. Всегда в этой стране было огромное население, что отмечает еще Геродот, но откуда оно взялось там?

Проблема названия народа

Иллюстрация к Махабхарате

В России индусов называют неправильно.
Индус- это приверженец индуизма, а не представитель какого-то народа.
Но это вынужденная мера, так как народов в Индии не одна тысяча, весьма различающихся между собой, поэтому этноним возник сам собой, тем более он созвучен названию страны.
Хотя он и некорректен, как если бы всех евреев именовали иудеями.

Сегодня, самая многочисленная группа населения Индии - хиндустанцы, также крайне разнообразная и многочисленная, но по крайней мере, имеющая явные общие корни.
Почти 300 миллионов человек относятся к этой группе, причем в нее можно включить и цыган, происхождение которых неясно, но они действительно близки хинудстанцам.

Дравиды - древние индийцы

Женщины-дравиды

Первым народом, который населял Индию были дравиды.
Их своеобразная цивилизация Хараппа и Мохенджо-Даро была ровесницей Шумеру и Древнему Египту.
Когда-то они населяли всю Индию, но затем были вытеснены на юг страны, после арийского нашествия, которое уничтожило их цивилизацию.
Дравиды настолько непохожи на прочих, что их объединяют в отдельную расу - смесь европеиодов и австралоидов!
Сейчас дравидов и их потомков в Индии более 200 миллионов человек, у них есть своя литература и даже кинематограф на родном языке, который лишь немногим уступает Болливуду.
Прародина дравидов- отдельная проблема, людей их расы находили в Египте, и в Эламе и даже под Воронежем!
Но судя по их собственным легендам и обнаруженным стоянкам древних людей, они вышли откуда-то с юга Индии, легенды же говорят о затонувшей земле бога Шивы, где-то на юге, которая и была их родиной.


Антропология дравидов

Дравиды - низкорослые, довольно плотные люди, с очень темной, почти черной, кожей, темными большими глазами и черными курчавыми волосами.
У них низкое и широкое лицо, широкая челюсть и широкий рот с опущенными уголками губ, часто прямой, но очень широкий нос.

Арийское нашествие


Индоарии в Средней Азии

Конец дравидийской цивилизации положили выходцы из евразийской степи, которых называют арийцами или индоевропейцами .
Родственники всех европейских народов, в том числе славян, они в бронзовом веке придумали колесо, приручили лошадь, научились делать бронзовое оружие и обрушили все эти новшества на головы менее развитых народов.
Одна часть, как кельты или греки ушла на запад Европы, другие, как скифы или славяне, остались на местах, а на юго-восток двинулись будущие индийцы и персы.
Еще единым народом они пересекли Среднюю Азию (а по другой версии через Кавказ) и вторглись в нынешний Иран.

Здесь произошел религиозный раскол.
По каким-то причинам, боги Ирана стали демонами в Индии, а индийские божества-дэви стали демонами у персов. Большее неизвестно, но что-то произошло внутри племени.
Вероятно по этим причинам, несколькими волнами, арии уходят в Индию.

Там они уничтожают местную цивилизацию дравидов, занимают ключевые роли в экономике и политике, устанавливают жесткие законы.

Чтобы предотвратить смешение с местным населением, которое они откровенно презирают, вводится кастовая система.
В зависимости от рождения и белизны кожи, человек получал определенный статус.

Женщина из Северной Индии высокой касты

Брахманы - правители и священники, были высшей кастой, их цветом был белый и попадали туда только не смешанные потомки арийцев.
Кшатрии - воины, с красным цветом в качестве символа, могли иметь более смешанное происхождение, но все равно преимущественно арийское.
Шудры - торговцы и ремесленники, были низшим сословием, преимущественно из местного население, темнокожим с черным цветом касты.

Конечно же, за тысячи лет, смешения происходили постоянно, сейчас едва ли найдется индиец имеющий только арийских предков.
Но кастовая система сохраняется и по сей день!
Каст насчитывается более тысячи, но в целом их можно разделить на три указанные части, которые полностью определяют статус, а также касту неприкасаемых, в которую попадают наиболее "первобытные" народности Индостана.
Высшие классы Индии зачастую значительно более светлокожие, чем низшие, а отношение к блондинам в Индии до сих пор, как к чему-то священному!

Индо-средиземноморская раса

Индосредиземноморцы в Пакистане

Помимо ариев и дравидов, в Индии жили и регулярно прибывали представители индо-средиземноморской расы.
Это местное население юга Европы, Элама и Аравии, группы которого оказывались в Индии и оставались в ней.
Все они довольно схожи между собой:
невысокие, очень тонкого астенического сложения, с удлиненным лицом, темной кожей и черными волосами, очень длинными руками относительно тела.

В качестве торговцев, рабов, пленников и вольных переселенцев они оказывались в Индии и теперь составляют не менее трети ее населения, а с учетом смешения с коренными - не менее половины.

Таким образом, многолюдная и исключительно разнообразная Индия, состоит из трех элементов: коренных дравидов, пришлых с востока индо-средиземноморцев и с далекого севера индоариев.