Названия элементов в воздушной гимнастике. Один день из жизни воздушных гимнастов

Утро цирковой семьи начинается так же, как и у всех - нужно отвести ребенка в садик. Элеоноре два с половиной года. По выходным родители берут девочку с собой в цирк, а будни она проводит в детском саду. Элеоноре пока еще рано забираться под купол, но, по словам родителей, она уже норовит это сделать. Выполняет движения, подсмотренные у родителей, гордо выкрикивая при этом "я гимнастка!".


С дедом она уже сальто делает и по канату ходит, - рассказывает Алия, первые тренировки которой начались примерно в таком же возрасте.


Алия Канахина , сколько себя помнит, всегда была в цирке. С "опилками в ботинках", как говорят про детей цирковой династии, она научилась ходить, выполнять свои первые номера. Позже встретила здесь любовь своей жизни - Андрея.


Часто артисты называют цирк своим домом. Они проводят здесь все свое время. Цирк - это и дом, и работа, и хобби.


В малом зале, который используется как для тренировок, так и для представлений, артисты отрабатывают новые номера и трюки. Всегда есть над чем поработать, предела совершенству просто не существует.


Нагрузки при тренировке намного выше, чем при выступлениях. Воздушные гимнасты обычно тренируются в чешках. Но, учитывая особенности подготавливаемого номера, Алия тренируется сегодня в танцевальных туфлях.


"Номера, исполняемые в советские времена и теперь, сильно отличаются. Сегодня больше внимания уделяют сценарию, постановке. В номере должно быть начало и конец. Это и есть драматургия", - говорит Курмангали Досбатыров - отец Алии, воздушный гимнаст, заслуженный деятель СССР и Казахстана. С него и начинается история династии Досбатыровых.

Номера, исполняемые в советские времена и теперь сильно отличаются. Сегодня больше внимания уделяют сценарию, постановке.


После службы в армии, в 1974 году, глава будущей цирковой династии Досбатыровых, прошел республиканский конкурс Казахского цирка и 17 лет гастролировал по всему СССР с номером "Земля чудес".


На гастролях в Ставрополе гимнаст поселился в гостинице, где проживала молодая танцовщица народного ансамбля "Колос". Это знакомство перевернуло жизнь 17-летней Елены и 27-летнего Курмангали. Они поженились и родили троих детей - Даулета, Алию и Мадину.

Первым, на арену в возрасте двух лет вышел Даулет - старший брат Алии. Позже в той же клоунской репризе "Садись на ИЛ, садись на ТУ и прилетай в Алма-Ату!", в огромном яблоке из папье-маше выпрыгивала уже двухлетняя Алия в паре с Муратом Мутургановым.


Сегодня Курмангали Досбатыров преподает акробатику в академии им. Жургенова, а также руководит воздушными гимнастами в цирке.


Вместе с Андреем и Алией сегодня на тренировочной арене занимается одна из учениц Курмангали - Марина Стародубова . Когда Марине было 5 лет, ее впечатлил номер Алии и Даулета, и девочка захотела стать воздушной гимнасткой.

По словам Курмангали, Марина научилась делать все трюки за один год. Теперь она их только совершенствует. Несмотря на свои 9 лет, девочка выступает вместе с опытными взрослыми артистами.


Андрей Канахин попал в алматинский цирк только после поступления в эстрадно-цирковое училище. До этого момента, в родном Шымкенте, Андрей работал в цирке-шапито, но, по словам самого Андрея, это был уровень самодеятельности.


Я никогда не был связан ни с гимнастикой, ни с акробатикой. Пока учился в школе, занимался самодеятельностью, выступал как клоун Кузя. Выступал при любой возможности, - рассказывает Андрей.


Пришел момент, когда я подумал "а дальше что?". Решил поступить в эстрадно-цирковое училище. На конкурс приехали уже подготовленные ребята - были жонглеры, акробаты. Я подумал, что ловить тут точно нечего, ведь растяжки нет, сальто делать не умею. Я взял займы у кого-то свисток и показал миниатюру. Рассмешил жюри, поступил на грант, - вспоминает Андрей.


Артисты цирка получают знания во всех областях циркового искусства. Так, например, второе любимое занятие у Алии - жонглирование, а Андрей, поступив на специализацию "клоунада", переквалифицировался в воздушного гимнаста.


Андрей совмещал обучение и гастроли. Выступал сначала с труппой, потом в дуэте с Русланом Файзулиным. Объездил всю Европу. Насытившись "кочевой" жизнью, Андрей понял, что пора создать семью. Ему хотелось, чтобы в этой жизни у него появилось что-то свое, постоянное.


Мы знакомы 15 лет. Все артисты цирка знают друг друга. То он на гастроли уезжал на полгода, то я. Мы особо не общались, - говорит Алия.


Аля наверняка обо мне даже не думала, а я всегда наблюдал за ней со стороны. Как коршун, парил над своей добычей, - смеется Андрей.


Как это часто бывает, все изменилось благодаря случаю. Приближалось окончание школы, Алие необходимо было сдавать государственные экзамены. Даулет получил травму на арене, и семья Алии надолго осталась в Казахстане. Вернувшись с очередных гастролей, Андрей решил действовать, и у него получилось. Алия и Андрей встречались 6 лет, в браке уже 4 года. Сегодня Алия для Андрея - незаменимая партнерша на арене цирка, любящая жена и заботливая мама их дочери.


Сейчас пара готовится к цирковому фестивалю в Испании. Номер придумали сами, но в разработке принимала участие вся семья.


Номер совмещает в себе два жанра - акробатику на мачте (любимый жанр Андрея), и воздушную гимнастику на ремнях. По словам Андрея, этот симбиоз стилей - новшество, которое они привнесли в номер.


Сегодня удивить зрителя очень сложно, поэтому приходится придумывать что-то новое в трюках, в номерах. Папа, имея огромный багаж знаний, помогает нам, - говорит Алия.


Номер называется "Ты и я". Под трогательную французскую песню гимнасты рассказывают историю о том, как девушка мечтает о молодом человеке. В конце номера героиня остается одна. Музыка подбиралась особенно тщательно, у пары ушли месяцы на выбор песни.


Идея для номера приходит не спонтанно. Это многочасовые раздумья, бессонные ночи, нелегкое время терзаний и сомнений. Сначала берется набор трюков, потом продумывается сюжет, только затем накладывается музыка.

У нас нет любимых номеров. Каждый номер, как маленький, любимый ребенок, - говорит Андрей.


Один из номеров пары

На вопрос, тяжело ли совмещать семейную и цирковую жизнь, Алия отвечает: "С одной стороны, очень удобно, когда партнеры еще и женатая пара. Есть общая цель и мечта. Я не знаю, как бы я смогла объяснить своему мужу, не артисту цирка, что я на полгода уезжаю в Испанию. С другой стороны, некоторые ссоры переносятся с арены домой. Это - минус".


Под конец тренировки гимнасты очень устали. Не было сил даже на то, чтобы поднять бутылку воды, а ведь еще нужно было убрать весь свой инвентарь.

За дочерью пара едет тоже вместе. Андрей и Алия не расстаются никогда. Даже во сне может прийти идея для номера, и ее нужно будет обсудить утром.

Фотогалерея

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

В полете каждый человек сможет ощущать себя свободно и легко. Воздушная гимнастика помогает убрать какие-либо границы и парить в воздухе. Так называемые невидимые крылья дают возможность летать без усилий и чувствовать счастье и добро.

Воздушная гимнастика

В основном такая разновидность спорта используется в цирковых номерах. Помимо полотен, популярной является и воздушная гимнастика на кольце. Для такого варианта требуется больше дополнительной подготовки и профессионализма. Совмещение полотен и кольца выглядит довольно интересно. Но ведь это только для зрителя, а сам гимнаст вкладывает слишком много усилий в это дело.

Как вы уже поняли, к данному жанру относятся номера, где присутствуют снаряды и аппараты, подвешенные на определенной высоте. Есть варианты с раскачивающимися движениями, а также с поднимающимися и опускающимися трюки на полотнах выглядят достаточно интересно как для взрослых, так и для детей.

Данный вид спорта требует определенной точности и концентрации. Тут обязательно нужно хорошо владеть собственным телом и не допускать никаких ошибок. Гимнасты очень рискуют, так как могут получить действительно большую травму с последующими осложнениями, а в некоторых случаях возможен летальный исход. Поэтому без нужного уровня подготовки не стоит пытаться выполнить трюки, предназначенные для более опытных спортсменов.

Сама воздушная гимнастика улучшает навыки и способности человека среднего уровня и удивляет простых людей. На вид это просто что-то нереальное и не выполнимое, как говорят многие зрители. Жанр на данный момент является самым зрелищным и завораживающим. Ловкость и смелость - главные черты спортсменов, которые в самую первую очередь и должны удивить обычных людей.

Воздушные полотна

Конечно же, как и любой другой спорт, воздушная гимнастика с полотнами имеет собственный стандартный снаряд. Полотна создаются из достаточно плотного материала, а их длина составляет около 9 метров. В большинстве случаев длина определяется по высоте нужного помещения. Они имеют особенную систему крепления, которая позволяет довольно хорошо держаться на потолке во время исполнения каких-либо рывков, сильных раскачиваний и так далее. Плотность ткани хорошо удерживает вес гимнастов и, соответственно, подбирается отдельно для каждого. Акробатические и гимнастические элементы выполняются спортсменами профессионально на своем уровне.

Сами полотна могут состоять как из обычного материала, так и из тянущегося. Не тянущийся используется для трюков начинающих гимнастов, а вот второй вариант создан уже для более опытных. Выбор полотен очень важен для гимнастов. Тут должны быть определенные критерии:

  1. Приятность к телу, ткань не должна вызывать раздражения или аллергических реакций.
  2. Скольжение должно быть в меру. Слишком скользкие материалы усложнят выполнение трюков.

Подготовка

Определенная подготовка нужна в совершенно любом виде спорта. Конечно же, в этом нуждается и воздушная гимнастика на полотнах. Фото начинающих гимнастов и профессиональных имеют определенные отличия в сложности и выполнении трюков. В этом деле начальная подготовка имеет особое значение и без нее никак не обойтись.

Для начала следует уделить внимание выбору студии или школы, в которой гимнаст будет заниматься. Преподаватели - это цирковые артисты, профессиональные гимнасты и так далее. Каждый тренер самостоятельно обязан найти подход к каждому будущему гимнасту, учитывая все его особенности, способности и самое главное - желание заниматься.

Высота потолков в помещении учебных заведений должна быть более 3-х метров. Только лишь такая высота может гарантировать безопасные тренировки для взрослых и детей. Также обязательно должны присутствовать специализированные маты в каждом из помещений. А для того чтобы профессионально оттачивать мастерство, на стенах необходимы зеркала.

Положительные стороны

Спортсмены, для которых частью жизни стала именно воздушная гимнастика, фото имеют необыкновенные. Это могут быть как кадры с обычных тренировок, так и с выступлений. Каждому человеку понравятся запечатленные моменты каких-либо трюков, а особенно когда делает их профессиональный фотограф.

Определение воздушной гимнастики ассоциируется в первую очередь с изяществом, искусством, грацией, утонченностью и гибкостью. Благодаря трюкам и упражнениям каждый гимнаст усиленно работает над собственными мышцами, укрепляя их и образуя рельеф. Спинные мышцы растягиваются с течением времени, а вместе с этим приходит и отличная растяжка всего тела.

Привлечение людей

Воздушная гимнастика притягивает к себе зрителей чаще всего именно в цирке. Тут показываются шикарные полеты над куполом, которые вызывают восторг у зрителей. А многогранность самого жанра воздушной гимнастики удивляет людей.

Еще с середины 19-го века посетители цирковых представлений обратили внимание на подобные трюки, а в наше время все больше людей мечтают повторить все увиденное самостоятельно. Полотна сейчас наиболее востребованы, поэтому множество обычных гимнастов желают испытать собственные силы в воздухе.

на полотнах

Существует также воздушная и она пользуется не меньшей популярностью. Эти занятия дарят детям незабываемые впечатления, они заставляют поверить в чудеса и бесконечность собственных возможностей.

Конечно же, в эти занятия, как и во взрослую программу, обязательно входит разминка перед началом выполнения трюков. Групповые занятия позволят не только получить поддержку остальных, обрести новые знакомства, но и изучить дополнительные трюки, где задействованы несколько человек. Уверенность в себе прибавляется с каждым новым занятием, а страх и стеснительность отступают все дальше.

Комфортные и безопасные тренировочные залы присутствуют практически в каждом гимнастическом центре, но все же выбирать нужно тщательно. Критерии точно такие же, как и для взрослых. И тогда не только ребенок, но и родители получат немало положительных эмоций.

Если вам наскучил обычный тренажерный зал со штангами и гантелями, вы можете добавить к нему занятия воздушной гимнастикой. Конечно, с первого раза сложное и зрелищное выступление, как в цирке, у вас вряд ли получатся, но подтянуть фигуру и преодолеть страх высоты вполне возможно.


Воздушные гимнасты используют петли и полотна из ткани, металлические обручи, трапеции и многое другое, чтобы буквально летать под куполом цирка. На все это очень интересно смотреть, но кажется, что такое совершенно невозможно выполнить самому. Отчасти это правда. Человек, который с детства не занимался ничем, кроме школьной физкультуры (да и то на ней в основном заставляли убирать территорию), вряд ли научится сгибаться в бублик и без страха отпускать руки, чтобы совершить трехметровый прыжок с трапеции. Но научиться красиво двигаться, уверенно чувствовать себя, даже оторвавшись от земли, и, конечно же, накачать мышцы в помощью цирковых снарядов вполне возможно. Кроме того, эти занятия приносят огромное удовольствие. Хотя крыльев у нас нет, ощущение полета - одно из самых приятных. Кто же в детстве не качался на качелях или тарзанке? Конечно, отпускать руки было страшно, но это была смесь страха и настоящего восторга.

Что вы получите от занятий?

Воздушная гимнастика требует хорошей физической подготовки, причем важна не только сила, но и растяжка. Лучше приходить на занятия, если вы уже и так занимаетесь фитнесом - тогда вы не разочаруетесь на первом же уроке, обнаружив, что у вас не получается выполнить ни один элемент. Но дальше от тренажерного зала можно спокойно отказываться: для поддержания хорошей формы воздушной гимнастики более чем достаточно. Особенно эффективно она укрепляет мышцы рук, плеч, пресса и спины. Этому способствуют статичные упражнения, при которых требуется балансировать в определенной позе.

Заниматься не стоит, если у вас:

  • проблемы с сердцем
  • бронхиальная астма
  • повышенное внутричерепное давление
  • серьезные травмы в прошлом

· ожирение (индекс массы тела от 30 и выше)Тренировки на полотнах и кольце — способ избавиться от ненужных страхов, научиться перебарывать себя и развивать силу воли. Особенно способствуют этому обрывы, выполняемые на воздушных полотнах. Первый опыт свободного падения никогда не обходится без крика и паники. Но при правильной технике выполнения обрывы и прочие трюки не представляют опасности, и, испытав щекочущий нервы опыт один раз, вы захотите повторять его снова и снова.

Собираемся на тренировку

Воздушные гимнасты надевают на выступления обтягивающие комбинезоны не только для того, чтобы красиво выглядеть на сцене. Нужно, чтобы кожа была максимально закрыта одеждой, тогда она не «обожжется» от быстрого скольжения по ткани полотна. Лишние детали одежды могут намотаться вокруг полотен или кольца и в самый неподходящий момент помешают сделать трюк. Впрочем, для первых занятий заводить специальный комбинезон не обязательно, вполне подойдут лосины и футболка с длинными рукавами. При этом заниматься на полотнах и петлях лучше босиком: пальцы ног, как и пальцы рук, серьезно помогают при попытке удержаться на этих снарядах. А вот для воздушного кольца, напротив, носки пригодятся. Этот снаряд, в отличие от полотен и петель, жесткий, а зажимать его приходится всеми сгибами тела, в том числе голеностопом. По этой же причине для тренировок на кольце стоит выбирать максимально плотную одежду, в противном случае синяки неизбежны.

Первое время руки будут быстро уставать, и на них могут появиться мозоли. Чтобы этого не происходило, можно использовать кожаные или лаковые перчатки без пальцев. Если руки сильно потеют, можно использовать магнезию (она продается в спортивных магазинах в разделе товаров для скалолазания).

Серьги, цепочки и кольца перед занятием нужно снять. Все жесткие предметы на теле могут поранить вас или поцарапать снаряд. Волосы стоит собрать в хвост, косу или пучок, причем не пользуясь металлической или пластмассовой заколкой.

Как научиться?

Лучше всего, если вас будет тренировать выпускник циркового училища с дипломом по специальности «воздушная гимнастика». Это застрахует вас от ошибок в начале обучения. К тому же, если ваша физическая подготовка и ловкость пока не на высоте, внимание и страховка персонального тренера будут для вас особенно полезны.

Тем не менее, если вы не готовы тратить массу денег и не ставите перед собой серьезных целей, а просто хотите попробовать что-то новое, вы можете заняться воздушной гимнастикой в одной из танцевальных школ. Фитнес-клубы только начинают открывать для себя это направление, но число мест, где можно освоить упражнения на воздушных полотнах, петлях и кольце, неуклонно растет.

Воздушные полотна

Две длинных и широких полоски ткани, одним концом прикрепленные к потолку. Во время выступлений на воздушных полотнах не используется страховка: она слишком мешает выполнению трюков. Артист может положиться только на собственную силу и ловкость. Основные упражнения на воздушных полотнах - это подъемы, обмотки и обрывы.

Подъемы используются, чтобы забраться с помощью воздушного полотна наверх.

Обмотки позволяют принять в воздухе статичную позу, например, сесть на шпагат. Как следует из названия, полотно при этом наматывается на руки, ноги или туловище.

Обрывы - это сложные и красивые трюки. Гимнаст наматывает на себя ткань полотен, а затем отпускает руки, и, к ужасу зрителей, некоторое время падает. Благодаря тому, что ткань была свернута специальным хитрым способом, в какой-то момент она перестает разматываться и останавливает падение. Чтобы выполнять обрывы, нужно долго учиться, к тому же с непривычки это по-настоящему страшно. Но зрелищность этих элементов стоит того, чтобы перебороть себя!

Воздушное кольцо

Металлический обруч, подвешенный к потолку. Может вращаться и качаться. К обручу иногда добавляют перекладину или петлю, чтобы дополнительно держаться рукой. Для каждого циркового артиста делают свое кольцо, но при обучении применяются кольца стандартного диаметра.

Воздушные ремни

Этот снаряд похож одновременно на полотна и кольцо. Издавна номера на воздушных ремнях показывали китайские артисты. А в современном цирке пионерами упражнений на воздушных ремнях стали советские гимнасты, близнецы Юрий и Валерий Пантелеенко.

Антигравити-йога

Если лезть под потолок вы точно не собираетесь, но все-таки хотите попробовать оторваться от земли, сходите на антигравити-йогу. Ее еще называют воздушной йогой или йогой в гамаках. На этих занятиях используются полотна ткани, закрепленные за оба конца. Получается своеобразный гамак, в котором можно и нужно лежать и выполнять различные асаны, притом нередко вниз головой. Создатель метода - Кристофер Кальвин, и гамак для антигравити-йоги назван в его честь.

Уникальность антигравити-йоги в том, что во время асан снимается нагрузка на спину. Это улучшает кровообращение и полезно для позвоночника. К тому же эта разновидность йоги не требует особой физической подготовки. Правда, к настоящей воздушной гимнастике такой фитнес практически не имеет отношения.

Воздушная гимнастика на полотнах - изящное цирковое искусство исполнения акробатических номеров на двух подвешенных полотнах, постепенно перекочевавшее в спортклубы. Научиться парить под потолком сейчас может не только артист цирка, но и любой желающий.

История воздушных полотен

Считается, что трюки, подобные современным элементам гимнастики на полотнах, впервые стали выполнять акробаты в Средневековом Китае. Но вместо тканевых полотен они использовали кожаные ремни. В Европе полотна стали популярны не так давно - всего около 100 лет назад. Почему же сегодня так распространены воздушные полотна? Цирк дю Солей (всемирно известное цирковое шоу) внёс свою лепту в популяризацию воздушной гимнастики. Каждые несколько лет дю Солей выпускает новое шоу удивительной красоты. И обычно в каждом из них задействованы исполнители трюков на полотнах.

Секрет популярности

Полотна становятся всё более популярной альтернативой занятиям другими видами спорта и танцами. Такая гимнастика задействует не только ваше тело. Для того чтобы совладать с тканью, узлами и обмотками на высоте 10 метров от пола, вы должны обладать также трезвым умом, чистым сознанием и хорошей координацией. Если в номере что-то идёт не так, воздушный акробат должен суметь быстро отреагировать и моментально принять решение, как действовать дальше.

Занятия на воздушных полотнах комплексные, то есть позволяющие хорошо проработать все мышцы тела. Регулярные тренировки обеспечивают общий тонус тела и придают фигуре заметную подтянутость. Работая с полотнами, вы обязательно похудеете - организм будет сам стремиться к тому, чтобы сбросить весовой балласт, который мешает точнее группироваться и легче взбираться наверх по полотнам. Однако это подействует, только если заниматься постоянно и без перерывов.

Особое влияние эти занятия оказывают на мышцы рук. Воздушные гимнасты должны быть сильными, чтобы суметь удерживаться на полотнах. Бонусом к достижениям при регулярных тренировках является также укрепление вестибулярного аппарата (от привыкания к раскачке на полотнах перестаёт укачивать в транспорте) и потеря страха высоты - к ней попросту привыкаешь.

Что нужно для занятий

Первым делом вам понадобится найти школу, ведь воздушные полотна - это не тот снаряд, который можно запросто держать дома. Для работы с полотнами нужны высокие потолки - от 4 метров. Даже если вы захотите повесить полотна у себя в обычной квартире, то просто не сможете выполнять многие сложные элементы с падением - не хватит высоты.

Для тренировки на полотнах важна техника безопасности. Сами полотна должны быть качественно выполнены и закреплены. Обязательно нужны спортивные маты для подстраховки. Лучше, если в школе будут зеркала - так вы сможете отточить точность выполнения элементов.

Также при поиске школы обратите внимание на квалификацию тренеров, изучите их биографию, посмотрите выступления, чтобы выбрать себе наиболее умелого и подходящего по духу. Важно, чтобы тренеры не гнались за количеством людей на тренировке - если в группе больше 6-7 человек, то уделить всем внимание будет весьма сложно.

Форма одежды для занятий на полотнах - обычно майка и леггинсы. Также это может быть цельнокроеный комбинезон. Вспомните о пол-дэнсе. При всей схожести элементов, есть существенное отличие. Если при занятиях на пилоне одежда должна быть минимальной, чтобы не мешать сцеплению с пилоном, то здесь всё наоборот - форма максимально закрывает кожу, потому что иногда полотна могут "обжечь", резко размотавшись.

Элементы гимнастики с полотнами

Динамические элементы - это скольжения, перевороты, кувырки, обрывы. Эти техники требуют большего мастерства и сноровки в работе с полотнами, чем статические. Например, обрыв - это искусство, обмотавшись полотном, раскрутиться так, чтобы замереть висящим на определённой высоте.

Йога в гамаках

Отдельной вариацией занятий воздушной гимнастикой на полотнах является йога в гамаках или, как её ещё называют, антигравитационная йога. Можно назвать её более мягким видом занятий с полотнами, ведь если последние подразумевают выполнение акробатических трюков с максимальной зрелищностью, то йога призвана исключительно оздоровить ваш организм с помощью определённых упражнений - асан. Использование гамака создаёт дополнительную опору и помогает сделать многие из асан мягче и безопаснее, что и отличает данный вид йоги от других. Часто занятия йогой на полотнах выбирают для восстановления после долгой болезни.

Особые ощущения возникают при выполнении медитаций в гамаке. Ведь если закрыть глаза, сидя в покачивающемся гамаке, то появляется ощущение невесомости, которое можно сравнить с дрейфованием на волнах. Такая практика приносит чувство гармонии и успокоения.

Полёт в небеса свободной птицы

Не зная страха высоты ей не нужны границы,

Она под куполом парит

Летая без усилья,

Как будто бог ей подарил невидимые крылья.

К воздушной гимнастике относятся цирковые номера, выполняемые на снарядах или аппаратах, подвешенных в воздухе, с помощью тросов или других инных крепёжных приспособлений. Номера воздушной гимнастики исполняются, как на снарядах, закреплённых на месте(статика), так и на снарядах раскачивающихся, движущихся по кругу, а также поднимающихся и опускающихся вверх, вниз.


Специфика жанра основана на демонстрации необычных навыков владения своим телом, превышающих способности среднего человека, и выходящие за рамки обыденного. Рискованный трюк - это король циркового искусства, поэтому воздушные гимнасты, рискуя порой не только получить травму, но даже своей жизнью, стараются исполнять эффектные и порой самые отчаянные трюки, чтобы показать безграничные возможности человеческого тела и духа. Не зря, этот жанр считается самым зрелищным и завораживающим в цирковом шоу. Воздушные гимнасты демонстрируют силу, ловкость и смелость, недоступные обычному зрителю. Ещё одна причина популярности воздушных номеров основана на стремлении зрителей "пощекотать себе нервы", ощутить опасность, подстерегающую гимнаста. Недаром существует устойчивое словосочетание "смертельный номер", которое ассоциируется с работой без страховки, и является предметом гордости любого воздушного гимнаста. Это элитарное и эксклюзивное искусство, которое покоряет сердца и заставляет зрителей, восхищённо рукоплескать каждому красивому трюку, исполняемому в воздухе. Особенно привлекательна в этом смысле воздушная гимнастика в исполнении грациозных девушек. Прелестные создания обладают не только красотой и пластикой, но и показывают порой сложные, силовые элементы в воздухе.

Выступление воздушных гимнастов связано с большой и кропотливой подготовительной работой, которая порой не видна и незнакома простому обывателю. Каждодневные репетиции, сорванные мозоли, синяки и травмы, делают этот труд по истине героическим. К сожалению, экономический кризис не миновал и цирковое искусство, и поэтому для постоянного поддержания себя в форме, артисту необходимо ежедневно тренироваться и тем самым зачастую самостоятельно оплачивать дорогостоящую аренду сценической площадки, делать за свой счёт костюмы и оригинальный воздушный реквизит. Но, не смотря на это, они продолжают творить и совершенствовать своё искусство.

Обыденность и однообразие шоу-программ, и исполнителей всё чаще заставляют организаторов различных развлекательных мероприятий обращаться к оригинальному и восхитительному жанру воздушной гимнастики. Гимнаст не может отработать под фонограмму (за исключением музыкальной) потому, что это настоящее живое искусство, не требующее подтверждений, оно творится здесь и сейчас, на ваших глазах. Использование современных тенденций в искусстве помогает создавать из многих воздушных номеров мини-спектакли, со своим неповторимым образом и постановкой. Народ требует "хлеба и зрелищ", всё это вы получите в полной мере, используя воздушные номера в своих шоу-программах.

Каждый из нас хоть раз был в цирке и наблюдал за легкостью и изяществом воздушных гимнастов, шоу, в котором грация и пластика борются с опасностью этого сложнейшего номера. При появлении воздушных гимнастов зал замирает и в течение всего номера наслаждается захватывающими трюками, крутками и обрывами. Увидев это великолепное шоу люди, не забывают его никогда. К воздушной гимнастике относятся номера, выполняемые на снарядах или аппаратах, подвешенных в воздухе, с помощью тросов или других иных крепёжных приспособлений. Номера воздушной гимнастики исполняются, как на снарядах, закреплённых на месте (статика), так и на снарядах раскачивающихся, движущихся по кругу, а также поднимающихся и опускающихся вверх, вниз. Специфика жанра основана на демонстрации необычных навыков владения своим телом, превышающих способности среднего человека, и выходящие за рамки обыденного. Рискованный трюк - это король циркового искусства, поэтому воздушные гимнасты, рискуя порой не только получить травму, но даже своей жизнью, стараются исполнять эффектные и порой самые отчаянные трюки, чтобы показать безграничные возможности человеческого тела и духа. Не зря, этот жанр считается самым зрелищным и завораживающим в цирковом шоу.

Ещё одна причина популярности воздушных номеров основана на стремлении зрителей «пощекотать себе нервы», ощутить опасность, подстерегающую гимнаста. Недаром существует устойчивое выражение «смертельный номер», которое ассоциируется с работой без страховки, и является предметом гордости любого воздушного гимнаста.

Откуда же берет свои истоки воздушная гимнастика, так пышно распустившаяся под куполом цирка к концу прошлого столетия?

В поисках первоисточника мы, несомненно, должны обратиться к ярмарочному полю, прародителю многих современных малых жанров. Здесь, в середине XV столетия, в качестве одного из основных аттракционов, мы встречаем целый выводок воздушных канатоходцев, которых в известном смысле можно считать прародителями современных воздушных номеров.

Воздушные канатоходцы показывали свое мастерство на городских и ярмарочных площадях, работая на канате, протянутом на большой высоте между домами, городскими башнями или берегами местной реки. Выступления их складывались из довольно примитивного характера сольных эквилибристических трюков, мимирования небольших драматических сцен, танцев на канате. Сегодня мы имеем возможность наблюдать воздушных гимнастов на кольцах, трапециях, полотнах, ремнях, петлях и многом другом. Эта, казалось бы, узкая специальность оказалась, сильнее, и еще вчерашние любители, а сегодня уже цирковые мастера, выбились теперь на передовую линию, и нередко занимают красную строку афиш.