Пастернак борис - июль.

Стихотворение «Июль», относящееся к пейзажной лирике , было написано Борисом Пастернаком в 1956 году во время летнего отдыха в Переделкино. Оно ярко отражает характерную для позднего этапа творчества поэта направленность поэзии на восприятие и осмысление мира природы и мира человека как одного неразрывного целого.

Тема стихотворения совпадает с его названием: Пастернак красочно и образно, очень любовно описывает месяц, знаменующий середину лета. Основная идея заключается в показе красоты июля, искреннем восхищении поэта легкостью и свежестью этого летнего месяца.

Композиционно состоящее из семи строф-четверостиший стихотворение имеет две части. Первая часть, включающая четыре катрена, по своей структуре и содержанию близка к такому роду фольклорного творчества, как загадка . Введение не называющих прямо объект существительных – привиденье, домовой, призрак, двойник – создает атмосферу таинственности, заставляющую гадать: кто же этот загадочный персонаж? Насыщенность глаголами действия при отсутствии прилагательных и местоимений подчеркивает динамичность образа этого пришельца: болтается, крадется, срывает, вбегает, взвивается.

Во второй части стихотворения поэт называет имя гостя – июль. Ведущим изобразительным и поэтическим средством в создании образа июля выступают развернутые олицетворения – именно они позволяют одухотворить летний месяц, создать его «очеловеченный» образ. Поэт называет июль и домовым, и баловником-невежей, и растрепой, и дачником-отпускником. «Очеловеченность» июля усиливается употреблением просторечных слов (одёжа, обтерши ) и нарочито разговорной лексики (таскающий, растрепа ).

У весельчака-июля человеческий характер: он «везде болтается некстати» , громко разговаривает, «мешается во все дела» . Разнообразие ипостасей «приезжего жильца» передает всю гамму впечатлений, которые вызывает проказник у поэта. Автор с удовольствием уступает пространство – «целый дом» - своему гостю, подвижному и непредсказуемому озорнику-июлю, с легкостью нарушающему общепринятые скучные правила.

Стихотворение отличают выразительные и яркие зрительные образы («вбегает в вихре сквозняка» , «взвивается до потолка» ), подкрепляемые слуховыми («все громко говорящий вслух» ) образами.

«Июль» написан классическим размером – четырехстопным ямбом , придающим мелодичность стихотворению. Поэт использовал для написания перекрестную рифмовку . Неточные рифмы (одёже - вхожий, невежа - приезжий, привиденье – тени ) соседствуют с необычными (растрепа - укропа, роздых – воздух, некстати – кровати ), создавая удивительно легкое и озорное настроение.

Среди изобразительных средств, создающих яркий и точный образ июля, главную роль играют олицетворения (домовой, дачник-отпускник ). Поэт также вводит в стихотворение точные эпитеты (июльский воздух луговой, недолгий роздых, целый дом, степной нечесаный растрепа ) и сравнение («и с занавеской, как с танцоршей» ).

Щедро награжденный «вечным детством», Пастернак мастерски «видит» и чувствует поэзию в привычных природных явлениях, виртуозно «оживляя» июль.

  • «Доктор Живаго», анализ романа Пастернака
  • «Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле...), анализ стихотворения Пастернака
  • «Гамлет», анализ стихотворения Пастернака
  • «Доктор Живаго», краткое содержание романа Пастернака

Борис Пастернак изначально придерживался футуристического направления. Но позднее он пересмотрел свои взгляды на творчество. Но в некоторых произведениях все же иногда просматриваются характерные черты футуризма. Поэт отверг эту концепцию, потому что перестал считать, что форма важнее содержания. В стихе "Июль" Пастернака Бориса Леонидовича присутствует идея одушевления неживых предметов, чтобы придать ему большую атмосферность и загадочность.

Композиция стихотворения

Данное произведение было написано в 1956 году в селе Переделкино. Одним из пунктов анализа стихотворения "Июль" Пастернака является определение его композиции. В первой части автор интригует читателя с помощью загадочных строк. В них говорится о различных таинственных явлениях, о призраках и домовых. Можно сделать вывод, что первая часть - это загадка.

Во второй поэт дает читателю разгадку. Оказывается, этим таинственным существом был на самом деле июль, который поселился в доме в виде сквозняка и грома. При этом он выступает в роли хозяина, в распоряжении которого оказалась целая дача. Июль - самый непредсказуемый летний месяц, поэтому в стихотворении он описывается как проказник, который любит попугать обитателей дома. Но, несмотря на все шалости, приносит с собой лето и запах травы.

В анализе стихотворения Пастернака "Июль" можно также отметить, что во второй части интрига разрушается, потому что читателю дается ответ. Тем не менее поэт старается все равно поддерживать ауру загадочности и невесомости благодаря правильно подобранным эпитетам. Все перечисленные стилистические средства создают удивительную летнюю атмосферу, позволяя читателю почувствовать себя таким же легким, как июль.

Размер и рифмовка

Другим пунктом анализа стихотворения Пастернака "Июль" является определение размера, в котором оно написано. Это а рифмовка - перекрестная. Сочетание неточных и нестандартных рифм позволяет придать стихотворению легкость, небрежность и создать озорное настроение. Именно таким изобразил летний месяц поэт.

Благодаря такой рифмовке стихотворение обретает необычную музыкальность. После прочтения строк возникает ощущение легкого ветерка, журчания воды, запаха травы. Все это придает строкам изящность и плавность, некую текучесть вместе с небольшим ускорением, которое появляется во второй части, показывая, что июль - это непоседа.

Стилистические средства выразительности

Следующим обязательным пунктом анализа стихотворения Пастернака "Июль" является разбор литературных приемов, с помощью которых автору удалось создать образ июля. Главную роль играют олицетворения, благодаря которым получилось сделать летний месяц не просто летним, а настоящим жильцом дома. А дальнейшее описание его действий только усиливает создавшееся впечатление.

Чтобы подчеркнуть и погрузить читателя в легкую атмосферу, Пастернак использует точные эпитеты и сравнения. Поэтому при прочтении возникает ощущение, что на улице тепло и пахнет травой, хотя может быть другое время года. Все это получилось благодаря удивительному мастерству поэта.

Образы в стихотворении

Немаловажным пунктом анализа стихотворения Пастернака "Июль" является образов. Конечно, главный герой - это сам летний месяц. Но здесь он выступает в роли "дачника-отпускника", который может распоряжаться домом по своему усмотрению. Он небрежный, легкомысленный, любит подшутить над другими. Также здесь присутствует образ автора, который, на самом деле, является владельцем дачи, в которой поселился июль. Но поэт вовсе не сердится на своего ветреного соседа. Наоборот, он даже рад ему, с легкой иронией и нежностью относится к новому жильцу. Читатель может понять, что поэт любит это время года.

В анализе стихотворения Пастернака "Июль" можно сказать, что оно переносит читателя в детство. В ту пору мальчишки и девчонки бегали по полю и ловили солнечные лучи, были свободными как ветер, и весь мир лежал у их ног. Возможно, поэтому так легко читать и с милой улыбкой наблюдать за шалостями летнего месяца.

Анализ стихотворения Б. Пастернака "Июль" позволяет читателям более вдумчиво отнестись к этому произведению, постараться определить, как поэту удалось создать удивительную атмосферность при прочтении.

Б. Пастернак

"Июль"

По дому бродит привиденье.

Весь день шаги над головой.

На чердаке мелькают тени

По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,

Мешается во все дела,

В халате крадется к кровати,

Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтерши,

Вбегает в вихри сквозняка

И с зановеской как с танцоршей,

Взвивается до потолка.

Кто этот баловник невежа

И этот призрак и двойник?

Да это наш жилец приезжий,

Наш летний дачник-отпускник.

На весь его недолгий роздых

Мы целый дом ему сдаем.

Июль с грозой, июльский воздух

Снял комнату у нас в наем.

Июль, таскающий в одежде

Пух одуванчиков, лопух.

Все громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа,

Пропахший липой и травой,

Ботвой и запахом укропа,

Июльский воздух луговой."

Невероятный, персонифицированный, анимированный, одаренный ароматом полевых цветов и огородных овощей, энигматичный ИЮЛЬ....Вот это ОБРАЗ!

Вообще-то можно было бы и ограничится одной фразой, но соблазн рассмотреть и проследить восприятие ИЮЛЯ Великим Борисом Пастернаком слишком велико!

Так что же здесь просходит...А ничего! Поэт предлагает свое восприятие ИЮЛЯ, которое интегрируятся исключительно на базе трансмодальной связязанности, т.е. чувственных и перцептивных идей - идей АНИМИРОВАННЬІХ действием, переданых как неотъемлимая часть характеристики ИЮЛЯ....А кто сказал, что речь идет об ИЮЛЕ. НЕТ! Более того схема построения персонифицированного ОБРАЗА напоминает с первых строф знаменитых "ДЖИНОВ" Виктора Гюго. "ДЖИНЬІ" Гюго относятся к школе романтизма:

" Plus exactement, la forme doit correspondre au contenu concret: elle doit exprimer. Et comme le contenu, dans chaque cas concret, est différent, il ne peut pas y avoir la forme fixe, donnée une fois pour toutes: à la limite,il y aurait autant de formes que de poèmes; l"invention formelle doit être illimitée. Nous illustrerons ce principe de l" esthétique de la poésie romantique par le poème Les Djinns(V. Hugot; les Orientales):

V . Hugo, LES DJINNS

La voix plus haute

Semble un grelot.

D"un nain qui saute

Il fuit, s"élance

Sur un pied danse

Au bord d"un flot

La rumeur approche;

L"écho la redit.

C"est comme la cloche

D"un couvent maudit,

Comme un bruit de foule

Qui tourne et qui roule

Et tantôt s"écrole

Et tantôt grandit.

Dieu! la voix sépulcrale

Des Djins!... ---Quel bruit il font!

(перевод на русский находится в комментарии, сразу после публикации)

Предложенное тут начало "ДЖИНОВ" В.Гюго и поэтическй текст Б.Пастернака"ИЮЛЬ" близки и по своей постепенно расширяющейся структуре строфы и пространства, и смены означающего.

Христо Тодоров объясняет, что для поэтов эпохи романтизма содержание стихотворения и его форма не должны подчиняться каким-либо строгим правилам. Почему я начала с В. Гюго, - В. Гюго являестя поэтом эталоном поэзии романтизма. И то что сближает эти два текста Б. Пастернака и В. Гюго, это прием "инсайдаут", т.е. расширения пространства аудитивно т.е. на слух или перцептивно и даже чувственно.Если Пастернак слышит шаги на чердаке, то постепенно со сменай означающих все редуцируется к единому означаемому, - "ИЮЛЬ"

У В. Гюго тесное маленькое пространстово с морским бризом, ночью и сном людей вдруг оглашается шумом! звоном! грохотом! - ДЖИНЬІ заполняют расширенное их присутствиуем пространство.

Однако начало сонета Б. Пастернака " перекликается" с началом еще одного произведения французского писателя ХVІІв - XVIII в.. Лесажем, с началом его знаменитого рамана "ХРОМОЙ БЕС". - Alain-René Lesage, Le Diable boiteux.

Здесь общим оказывается локативная идея: и у Пастернака, и у Лесажа действие= появление кого-то или чего-то связано с ЧЕРДАКОМ.

Лесаж: У Лесажа на базе вертикальной функциональности оформляется целая система ошибочного восприятия, так, например, в первой главе дон Клеофас оказывается на незнакомом чердаке и слышит странный шум:

первое заключение -> сон -> ошибка;

второе заключение-> кто-то прячется - > ошибка;

третье заключение -> бутылка с Дьяволом Асмодеем и с этого момента Рассказчиком становится Асмодей.

Однако перед нами поэтический текст Б. Пастернака, где "действие"на чердаке, воспринятое перцептивно, интерпретируется самим Поэтом.

"По дому броди ПРИВИДЕНЬЕ - первое означающее.

На ЧЕРДАКЕ мелькают ТЕНИ -

локативная идея "ЧЕРДАК" та же, что и у Лесажа! И Второе означающее.

Однако организируется целая "цепочка" ОЗНАЧАЮЩИХ, которые по своей идеогенетическая сущности абсолютно ТРАНСМОДАЛЬНЫЕ.

"По дому ходит домовой" -

Третье означающее!

Интересно обратить внимание на глаголы: бродит - мелькают - ходит,!

"бродит" - действие без цели; "мелькают" - действие хаотичное; "ходит" - действие вводит идею расширения пространства и трансфера действия с чердака на весь дом...- так имплицитно инсинуируется идея " ОБЛАДАНИЯ" - Т.е. ЧТО-ТО завладевает и домом, и вниманием, и сознанием ПОЭТА!

Это эгоистическое ЧТО-ТО.как бы " одевается" во все новые и новые положительные характеристики-движения, достигающие своего апогея в персонифицированных глаголах действия, свойственных только человеку, человеку молодому, полному сил и желания "повеселиться", переходящее в какой-то вихрь танца!... но речь не идет о ЧЕЛОВЕКЕ, а о ЧЕМ - ТО, чье поведение ПЕРСОНИФЦИРУЕТСЯ!

Однако в поэтическом тексте есть одна особенность: текст не разделяется на части, Т.е. на четверостишия, что позволяет Поэту создать иллюзию ОБЪЕМА! СКОРОСТИ! и даже ЦЕЛОСТНОСТИ "движения" -- быстрой смены означающих..Вот как построен текст с момента перемещения ЧЕГО-ТО в интерьер дома, начиная со второго четверостишия (оно начинается словами:"Везде...": здесь ОЗНАЧАЮЩИЕ представлены: глаголами, выражающими быстрое "движение":

"Болтается -- мешается -- крадется -- срывает".

В третьем четверостишии образуется быстрый подвижный кадр типа "кажется":

"Ног у порога НЕ ОБТЕРШИ// ВБЕГАЕТ в ВИХРИ СКВОЗНЯКА// ...ВЗВИВАЕТСЯ до потолка"

Красивый метафоризированный язык, достигает гиперболической формы исполненной субъективного, чувственного представления ИЮЛЯ - " жильца"! "дачника"! дома Поэта, несущего с собой аромат липы! запаха укропа! -"ИЮЛЬСКИЙ ВОЗДУХ ЛУГОВОЙ" ! Так эксплицируется само ОЗНАЧАЕМОЕ!

Г Е Н И А Л Ь Н О!

«Июль» Борис Пастернак

По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.

Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.

На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.

Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.

Анализ стихотворения Пастернака «Июль»

Несмотря на то, что с годами Борис Пастернак пересмотрел свое отношение к литературе и отказался от применения приемов футуризма в своем творчестве, в его произведениях позднего периода все же иногда проступают черты этого направления. Поэт отверг концепцию, согласно которой форма в поэзии играет гораздо более важную роль, чем содержание, но, тем не менее, остался верен идее одушевления неживых предметов и явлений, благодаря чему его стихи приобрели особую образность и метафоричность.

В подобном ключе выдержано произведение «Июль», написанное поэтом летом 1956 года во время отдыха на даче в Переделкино. С первых строк поэт интригует читателя, описывая явления из потустороннего мира и утверждая, что «по дому бродит домовой», который сует свой нос во все дела, «срывает скатерть со стола», «вбегает в вихре сквозняка» и танцует с оконной занавеской. Однако во второй части стихотворения поэт раскрывает карты и отмечает, что виновником всех проказ является июль – самый жаркие и непредсказуемый летний месяц .

Несмотря на то, что интриги больше нет, Пастернак продолжает отождествлять июль с живым существом, которые свойственны обычному человеку. Так, в восприятии автора июль – это «дачник-отпускник», которому сдается внаем целый дом, где он, а не поэт, является теперь полноправным хозяином. Поэтому гость ведет себя соответствующим образом, проказничает и пугает обитателей особняка непонятными звуками на чердаке, хлопаньем дверей и окон, вешает на одежду «пух одуванчиков, лопух» и при этом не считает нужным соблюдать хоть какие-то приличия. Июль поэт сравнивает со степным нечесаным растрепой, который может позволить себе самые глупые и непредсказуемые выходки. Но при этом наполняет дом запахом липы, укропа и луговых трав. Поэт отмечает, что незваный гость, вихрем ворвавшийся в его дом, очень скоро становится милым и желанным. Жаль только, что его визит недолог, и вскоре на смену июлю придет августовский зной – первый признак надвигающейся осени.

Пастернака совсем не смущает подобное соседство. Более того, поэт отзывается о своем постояльце с легкой иронией и нежностью, за которыми скрывается неподдельная любовь к этой поре года, наполненной радостью и безмятежным счастьем . Природа словно бы располагает к тому, чтобы на время отложить все важные дела и составить компанию шалуну-июню в его безобидных забавах.