Песен композитором актером и продюсером. Музыкальный продюсер

Процесс перехода экономики в рыночные условия затронул все сферы хозяйственной и культурной деятельности, и том числе и музыкальную индустрию. В этой области, как и в любой другой области культуры произошли коренные изменения. В первую очередь следует отметить выделение экономического блока отношений в сфере музыкальной индустрии. Так, экономика музыкального проекта, наряду с творчеством, все больше выдвигается как необходимая часть продюсерской деятельности в музыкальном бизнесе. Взаимодействие этих двух составляющих - экономики и творчества – обеспечивает одновременно конкурентоспособность и оригинальность музыкальных проектов, которые являются объектом пристального внимания публики.

Музыкальный продюсер (англ. music producer ) - лицо, ответственное за имидж, музыкальный стиль исполнителей и процесс звукозаписи. В его ведении обычно находятся контроль за качеством звучания, определение репертуара и общая идеология проекта (альбома, сингла 3 , радиопередачи и т. п.). Продюсер подбирает звукоинженеров 4 , монтажёров 5 , ассистентов. Как правило, у крупных лейблов 6 имеются свои студийные продюсеры, нередко музыканты сами приглашают интересных им посторонних продюсеров.

Продюсерская деятельность (продюсирование ) – это некий творческий процесс, реализация какого либо проекта от начала и до конца. 7

Профессия «продюсер» только сейчас начинает появляться в московских ВУЗах. А те, кто становился продюсерами до этого, были своего рода первопроходцами, они полагались только на собственную интуицию.

Деятельность в сфере шоу-бизнеса имеет свои отличительные особенности, технологию, «подводные камни», но вместе с тем подчиняется законам, характерным и для других видов общественной деятельности. Она включает в себя множество процессов. Среди них финансовые, кадровые, социальные и многие другие. Так, экономика музыкального проекта - одна из важнейших составляющих управления и предпринимательства в этой сфере.

Рассмотрим все компоненты шоу-бизнеса, объединенные управленческим рычагом, за который отвечает продюсер (рис. 1).

Рис. 1. Основные компоненты общественной деятельности продюсера.

Как видно из рисунка, музыкальная индустрия включает в себя такие элементы, как экономика, творчество, право и менеджмент. Как же соотносятся все эти компоненты в музыкальном бизнесе? Необходимость творческой и экономической составляющей очевидна без дополнительных пояснений. Организацию любого проекта обеспечивают управленческие отношения, опирающиеся на личностный фактор. К тому же организация любого музыкального проекта начинается с подбора артистов и других участников, ответственных за различные участки процесса. Вот здесь и необходим профессиональный менеджмент. А обеспечивают управленческие отношения на цивилизованном уровне правовые принципы, нашедшие свое отражение в законодательстве и договорном регулировании.

Музыкальное продюсирование или продюсирование музыкального проекта – это сложный многоуровневый процесс, который требует от продюсера как творческо-управленческой фигуры большой отдачи сил, времени и нервов.

Понятие продюсера как человека, ответственного за финансирование, производство и распространение продуктов культуры, в частности музыкального продукта, на практике возникло уже давно. Но получает свое признание у официальных структур постепенно.

Продюсерская деятельность тесно связана с другими сферами культуры - кино, театром, телевидением. Это происходит по той причине, что шоу-проект представляет собой синтез различных видов искусств. Он включает в себя музыкальный материал, режиссуру, работу клипмейкера, имиджмейкера и т. п. Но так или иначе основным объектом интереса продюсера является интеллектуальная собственность. В первую очередь, она имеет определенную ценность как объект культуры, а в бизнесе продюсера интересует и цена, за которую эта собственность приобретается.

Многогранность продюсерской деятельности в музыкальной индустрии связана с мощной раскруткой проекта, которая включает в себя не только традиционные приемы продвижения (например, концертная и гастрольная деятельности, информационная поддержка и т. д.), но и специфические – мерчендайзинг 8 , участие в престижных музыкальных фестивалях, создание промокампании 9 в Интернете. Несмотря на такую разностороннюю деятельность, продюсер делает ставку, как правило, на одно или несколько направлений. Таким образом, появляются проекты, фундаментом которых являются либо оригинальная идея, либо вокальные данные исполнителей, либо мастерство композитора.

Естественно, продюсер заинтересован охватить все стороны проекта, но основной акцент, основную направленность увидеть достаточно несложно.

Как было отмечено, музыкальный бизнес включает в себя организацию большого числа разно-уровневых событий, людей и процессов. Все они так или и иначе связаны с генерированием идеи, созданием проекта, продвижением на рынок, удержанием творческого и коммерческого потенциала на определенном уровне. Для финансовой стабильности своей деятельности продюсеру нужно учитывать ее творческую, экономическую, управленческую и правовую специфику. Особенно важно это стало в период становления договорных отношений на цивилизованный уровень.

Под понятиями продюсерская деятельность и продюсирование подразумевается деятельность, направленная на организацию и решение поставленных задач, направленных на реализацию проекта.

Различают множество ответвлений продюсерской деятельности, которые выступают как самостоятельные профессии в различных отраслях мира искусства и шоу-бизнеса. Студийный продюсер сотрудничает с киностудиями и не ведёт финансовые вопросы. Его задача только лишь художественная сторона проекта. Однако, на ряду с этим, он не несёт ни каких рисков. Независимый продюсер ищет спонсоров своего проекта, занимается вопросами распространения. Генеральный продюсер несёт полную ответственность за проект, определяет бюджет проекта, заключает контракты с исполнителями. Исполнительный продюсер по сути выполняет всю работу, курирует развитие проекта, творческие и организационные моменты. Линейный продюсер возглавляет блок, касаемый реализации проекта, следит за графиком съёмок. Саунд-продюсер занимается вопросами звукозаписи, качеством музыкального материала.

Таким образом под понятием продюсер подразумевается организатор разноуровневых творческих, управленческих, правовых и экономических событии, процессов и явлений.

Наверняка вам приходилось слышать о такой профессии как музыкальный продюсер. Об этих людях ходят настоящие легенды, о встрече с ними мечтают все начинающие бенды и музыканты-солисты, а за хорошего продюсера буквально устраивают борьбу.

Но кто это человек? Почему он настолько важен в музыке и почему всегда остается за кадром?

Мы попытались ответить на все эти вопросы и расскажем об одной из самых спорных современных профессий.

Как мы представляем продюсера

Ситуация: талантливый парень Артемка каждый вечер радует друзей и соседей крутыми песнями под гитару. Написал он их все сам. Звучат правда неплохо. И тут все друзья сходятся во мнении: «Тема, тебе срочно нужен продюсер»!

По устоявшемуся мнению большинства этот самый продюсер выглядит как некий солидный дяденька (реже - тетенька) с большим заплывшим углеводами прессом и еще бОльшим прессом вечнозеленых купюр.

Продюсер чувствует запах денег талант за версту и готов взяться за раскрутку юного (не всегда) дарования, получая за это свой хорошенький процент.

Стоит нашему талантливому Артему найти того самого продюсера, как через несколько дней он проснется знаменитым, а мечты о просторной квартире в центре столицы, дорогих машинах и эксклюзивной одежде станут ближе.

Эфиры на радио, клипы, раскрутка альбомов - всем этим займется этот, по истине универсальный человек. В реальности все совершенно иначе.

Кто такой продюсер на самом деле

Само по себе слово "producer" произошло от английского слова "product" - продукт. Нетрудно догадаться, что задача продюсера в производстве готового музыкального продукта, который будет продаваться.

После беглого знакомства с нашим героем Артемом, продюсер просит показать все музыкальные наработки, которые есть у талантливого паренька.

Будущей звезде лучше привыкать к хорошему звуку. Аудиофильский портативный плеер с полностью переосмысленным дизайном. Но красота в этой модели не только снаружи, но и внутри. У FiiO X7 II есть все козыри для того, чтобы играть музыку максимально естественно.

Представьте, в плеере установлен 4-ядерный процессор RK3188, 2 ГБ оперативной и 64 ГБ памяти, а также новый ЦАП Pro-уровня ESS Sabre 9028. Дополняет звуковой восторг возможность смены усилителей под настроение.

Продюсер требует абсолютно все: от недописанных текстов, корявых набросков не самых благозвучных аккордов до, казалось бы, готовых песен. Весь этот материал предстоит переработать и упорядочить так, чтобы получился либо полноценный альбом, либо, на худой конец, сносный сингл.

Задача продюсера - помочь начинающему музыканту сделать готовый музыкальный материал, чтобы затем его успешно продать. Именно он расставляет акценты в музыке и, по сути, создает имидж будущего исполнителя или коллектива.

Перед музыкальным продюсером стоит масса целей и задач. Только при условии, что он разбирается во всех тонкостях продюсирования, проект будет обречен на успех.

Какие обязанности у продюсера

В отличие от киноиндустрии, у музыкального продюсера одновременно десятки задач. На плечи исполнительного продюсера ложатся:

Контроль качества как целых альбомов, так и отдельных песен;
- контроль записи музыки, определение стиля, одобрение аранжировок;
- отбор сценариев для клипов;
- разработка имиджа и продумывание публичного образа;
- подбор технического персонала: от музыкантов до звукоинженеров и монтажеров;
- контроль финансов и финансового эффекта от производства треков и альбомов;
- ведение переговоров с радиостанциями и телевизионными студиями с целью продвижения продукта.

В жизни нашего героя Артема продюсер - и царь, и Бог. Именно с этим человеком начинающий музыкант или коллектив проводят максимально много времени.

Будучи исполнительным продюсером, тот самый «авторитетный дядечка» может выполнять и роль саундпродюссера. Именно этот человек помогает сделать из музыкальных обрывков и текстовых ошметков хорошую композицию, которую, как принято говорить «схавает пипл».

Саундпродюсер отделяет всю шелуху и готовит для будущего трека только лучший материал. Он же проводит оценку песни и выступает главным критиком потенциальной звезды.

Какие бывают продюсеры

На самом деле продюсер подразумевает целую вереницу специалистов из разных сфер. Помимо музыкального и исполнительного продюсера есть еще:

Театральный продюсер;
- Телевизионный продюсер;
- Продюсер компьютерных игр;
- Линейный продюсер – управляет работой персонала и занимается вопросами, которые не касаются творчества;
- Генеральный продюсер.

Особенность продюсирования в том, что один человек может выполнять обязанности сразу нескольких специальностей. В реалиях российского шоу-бизнеса зачастую именно так и происходит.

Сколько зарабатывает продюсер


Именно этот вопрос волнует практически любого музыканта. Гонорар продюсера напрямую зависит от ряда факторов:

Опыта и авторитетности в музыкальной индустрии - чем известнее продюсер, тем дороже будут стоить его услуги;
- успешности музыкального коллектива: количества концертов, позициях в чартах, продаж альбомов;
- его собственного умения «быть в тренде» – продюсер должен чувствовать, что сегодня слушает большинство и что, в прямом смысле слова, будет продаваться.

Продюсер, который зарабатывает хорошо, просто обязан слушать музыку в первозданном виде. Новая реинкарнация плеера FiiO X5 III - это выбор тех, кто понимает, что значит по-настоящему качественный звук. Впрочем, скорее это не плеер, а настоящий музыкальный компьютер с ОС Android на борту.

Производитель предусмотрел два слота под microSD карты, встроил Wi-Fi модуль и добавил сразу три аудиопорта: балансный, «миниджк» и коаксильный, комбинированный с линейным. В качестве ЦАП используются два независимых чипа AK4490.

Еще одна фишка модели - возможность использования в качестве USB-ЦАП. Ни один конкурент на такое не способен.

Назвать диапазон финансового вознаграждения продюсера практически невозможно. Молодой, но талантливый продюсер может за несколько месяцев поднять начинающего музыканта на пик популярности (будем реалистами: если дадут акулы шоу-бизнеса), взяв за это символическую сумму.

Где его найти

Артемка хочет стать известным и знаменитым, но как ему это сделать? Где искать продюсера? Вариантов тут сразу несколько.

Во-первых, последнее время таланты особенно популяризируются через шоу, вроде «Голос» и им подобные. Так вот, тот самый продюсер может ждать Артема в зале, либо входить в состав жюри. И если парень впечатлит продюсера, его ждет встречное предложение.

Во-вторых, по всей стране разбросаны продюсерские-центры, где руководство обещает сделать звезду практически из каждого мало-мальски талантливого певца или музыканта. Разумеется, не бесплатно, да и не всегда с результатом в 100%.

Наконец, если вы уверены в собственных силах, приготовьтесь к самостоятельному штурму интересующего вас продюсера, который уже несколько лет ведет один из ваших любимых коллективов. Подготовьте диск с записями и вперед на осаду крепости. Настырность – главное достоинство в шоу-бизнесе.

По дороге в продюсерский центр нужно морально зарядиться решительностью от Lossless-музыки. Рецепт «коктейля для штурма» прост: загружаете треки в плеер FiiO X3 III , подключаете наушники к балансному порту, классическому «джеку» или спариваете по Bluetooth, и наслаждаетесь неповторимым звучанием.

В FiiO X3 II используются сдвоенные чипы PCM5242, прекрасно показавшие себя в соотношении уровня сигнала/шума. Музыкальных искажений эта модель попросту не допускает.

О «неофициальных» способах выхода на продюсеров мы рассказывать не будем. В конце концов, продюсер – это такой же человек и у него есть свои слабости.

29 июля родился Игорь Крутой, ставший олицетворением понятия «музыкальный продюсер» в России. Под словом «продюсер» в нашей стране, как правило, понималось «спонсор-менеджер». Юрий Айзеншпис или Бари Алибасов - монстры и профессионалы своего дела, однако тех, кто может не только найти деньги и правильных артистов, но и сочинить для них нужные песни, - таких единицы. Все они - в обзоре ELLE.

Человек, в полной мере оправдывающий свою фамилию, прошел, как писали в советской прессе, тернистый путь к славе. Выпускник Николаевской консерватории, Крутой поработал в разных филармониях, пока не осел в Москве, где начал обрастать знакомствами в эстрадной среде и взялся за сочинение песен. Прорыв случился в 1987-м с песней, написанной для Александра Серова: мощный номер «Мадонна» гремел тогда из каждого утюга. Далее Крутой сделал очень верный ход, конвертировав успех не только в сочинение новых песен, но и в бизнес. В конце 80-х Игорь Яковлевич стал худруком фирмы АРС, а через десять лет ее и вовсе возглавил. Что такое АРС? Это активы в виде радиостанций, телеканала, организация масштабных концертных шоу и т.д.

Удивительно, но все это время Крутой продолжал писать песни, а российские артисты продолжали их с успехом исполнять. Список тех, кто работал с Игорем Яковлевичем, столь огромен, что приводить его нет смысла: ткните пальцем в любого исполнителя категории А и, будьте уверены, не прогадаете.

Карьера создателя «Любэ» и «Иванушек» начиналась, как положено одаренному профессионалу, желавшему заниматься эстрадой в Советском Союзе, с работы в ВИА. С приходом перестройки Матвиенко нырнул в зарождающийся шоу-бизнес, устроившись редактором на легендарную студию «Рекорд», первый в своем роде музыкальный конгломерат полного цикла, где и песни сочиняли, и артистов раскручивали, и устраивали супершоу.

Именно там Матвиенко придумал и запустил «Любэ», подтянув туда старого приятеля Николая Расторгуева. Задолго до нынешней моды на патриотизм группа «Любэ» взяла эту тему на вооружение, сделав феноменальную карьеру и превратившись в поистине народный коллектив.

В середине 90-х Матвиенко вывел на орбиту свой второй главный проект - «Иванушки International». Будучи по факту бойзбендом, «Иванушки» функционируют до сих пор, несмотря на то, что двум из трех ее участников сильно за сорок.

Кроме «Любэ» и «Иванушек» Игорь Игоревич крайне удачно отработал в качестве продюсера одного из сезонов телешоу «Фабрика звезд»: два коллектива из тех, что по итогам шоу были сколочены Матвиенко - «Корни» и «Фабрика» - имели огромный успех.

Самый поэтичный и глубокий из поп-композиторов особо не распылялся, занимаясь в основном двумя артистами, - родным братом Валерием и группой ВИА Гра . Постепенно список расширился - Ротару, Пугачёва, Орбакайте, Валерия, Ани Лорак, Вера Брежнева, Полина Гагарина, Лепс и кто только не. В итоге сегодня главными «клиентами» Константина остаются Валерий Меладзе, все те же красавицы из ВИА Гра и выпускница этого поп-секс-трио , она же - супруга композитора . А еще Константин удивительно точно работает с артистами, в чем смогли убедиться в 2009 году зрители «Фабрики звезд 7».

Рокер по натуре, западник в силу обстоятельств, улыбчивый Дробыш возник в поле зрения публики в начале нулевых, и словно тут и был. Косяками пошли песни для Кристины Орбакайте, Авраама Руссо, конечно же, Валерии, а затем - целого взвода выпускников очередной «Фабрики звезд», от Стаса Пьехи до Зары. Как и положено уважающему и дальновидному композитору, Дробыш обзавелся собственным продюсерским центром имени себя, занимался молодыми артистами, а потом катапультировался в кресло генпродюсера Национальной Музыкальной Корпорации. Энергии Виктору не занимать: сейчас он опекает участников «Евровидения», занимается телепроектами, и отстаивает авторские права.

ФОТО starface

Фадеев появился на поп-горизонте в конце 80-х, поразив публику фестиваля «Юрмала» совершенно «фирменным» своим выступлением. Затем работал в Москве, аранжируя песни для мейнстримных эстрадников типа Ларисы Долиной. А потом в жизни Фадеева появилась певица Светлана Гейман, которую Максим превратил в Линду. Под знаком Линды для многих прошли, собственно, девяностые. А поп-звук и общий поп-ландшафт нулевых серьезно определили артисты второй по счету «Фабрики звезд», которую продюсировал Фадеев. Юлия Савичева, Полина Гагарина , Иракли, Пьер Нарцисс - их, пускай однодневные, но хиты звучали тогда повсюду. Второй главный проект Максима в те годы - певица Глюкоза, которая впечатлила и «простую» публику, и снобов. Еще одна креатура Фадеева, трио «Серебро», также примирило и до сих пор примиряет народ и эстетов, выдавая убойные шлягеры, нарочитая вульгарность которых оттеняется иронией и (без этого у Фадеева никак) фантастически прилипчивыми мелодиями.

29 июля родился Игорь Крутой, ставший олицетворением понятия "музыкальный продюсер" в России. Под словом "продюсер" в нашей стране, как правило, понималось "спонсор-менеджер". Юрий Айзеншпис или Бари Алибасов - монстры и профессионалы своего дела, однако тех, кто может не только найти деньги и правильных артистов, но и сочинить для них нужные песни, - таких единицы. Все они - в обзоре ELLE.

Человек, в полной мере оправдывающий свою фамилию, прошел, как писали в советской прессе, тернистый путь к славе. Выпускник Николаевской консерватории, Крутой поработал в разных филармониях, пока не осел в Москве, где начал обрастать знакомствами в эстрадной среде и взялся за сочинение песен. Прорыв случился в 1987-м с песней, написанной для Александра Серова: мощный номер "Мадонна" гремел тогда из каждого утюга. Далее Крутой сделал очень верный ход, конвертировав успех не только в сочинение новых песен, но и в бизнес. В конце 80-х Игорь Яковлевич стал худруком фирмы АРС, а через десять лет ее и вовсе возглавил. Что такое АРС? Это активы в виде радиостанций, телеканала, организация масштабных концертных шоу и т.д.

Удивительно, но все это время Крутой продолжал писать песни, а российские артисты продолжали их с успехом исполнять. Список тех, кто работал с Игорем Яковлевичем, столь огромен, что приводить его нет смысла: ткните пальцем в любого исполнителя категории А и, будьте уверены, не прогадаете.

Карьера создателя "Любэ" и "Иванушек" начиналась, как положено одаренному профессионалу, желавшему заниматься эстрадой в Советском Союзе, с работы в ВИА. С приходом перестройки Матвиенко нырнул в зарождающийся шоу-бизнес, устроившись редактором на легендарную студию "Рекорд", первый в своем роде музыкальный конгломерат полного цикла, где и песни сочиняли, и артистов раскручивали, и устраивали супершоу.

Именно там Матвиенко придумал и запустил "Любэ", подтянув туда старого приятеля Николая Расторгуева. Задолго до нынешней моды на патриотизм группа "Любэ" взяла эту тему на вооружение, сделав феноменальную карьеру и превратившись в поистине народный коллектив.

В середине 90-х Матвиенко вывел на орбиту свой второй главный проект - "Иванушки International". Будучи по факту бойзбендом, "Иванушки" функционируют до сих пор, несмотря на то, что двум из трех ее участников сильно за сорок.

Кроме "Любэ" и "Иванушек" Игорь Игоревич крайне удачно отработал в качестве продюсера одного из сезонов телешоу "Фабрика звезд": два коллектива из тех, что по итогам шоу были сколочены Матвиенко - "Корни" и "Фабрика" - имели огромный успех.

Самый поэтичный и глубокий из поп-композиторов особо не распылялся, занимаясь в основном двумя артистами, - родным братом Валерием и группой ВИА Гра . Постепенно список расширился - Ротару, Пугачёва, Орбакайте, Валерия, Ани Лорак, Вера Брежнева, Полина Гагарина, Лепс и кто только не. В итоге сегодня главными "клиентами" Константина остаются Валерий Меладзе, все те же красавицы из ВИА Гра и выпускница этого поп-секс-трио , она же - супруга композитора . А еще Константин удивительно точно работает с артистами, в чем смогли убедиться в 2009 году зрители "Фабрики звезд 7".

Рокер по натуре, западник в силу обстоятельств, улыбчивый Дробыш возник в поле зрения публики в начале нулевых, и словно тут и был. Косяками пошли песни для Кристины Орбакайте, Авраама Руссо, конечно же, Валерии, а затем - целого взвода выпускников очередной "Фабрики звезд", от Стаса Пьехи до Зары. Как и положено уважающему и дальновидному композитору, Дробыш обзавелся собственным продюсерским центром имени себя, занимался молодыми артистами, а потом катапультировался в кресло генпродюсера Национальной Музыкальной Корпорации. Энергии Виктору не занимать: сейчас он опекает участников "Евровидения", занимается телепроектами, и отстаивает авторские права.

Фадеев появился на поп-горизонте в конце 80-х, поразив публику фестиваля "Юрмала" совершенно "фирменным" своим выступлением. Затем работал в Москве, аранжируя песни для мейнстримных эстрадников типа Ларисы Долиной. А потом в жизни Фадеева появилась певица Светлана Гейман, которую Максим превратил в Линду. Под знаком Линды для многих прошли, собственно, девяностые. А поп-звук и общий поп-ландшафт нулевых серьезно определили артисты второй по счету "Фабрики звезд", которую продюсировал Фадеев. Юлия Савичева, Полина Гагарина , Иракли, Пьер Нарцисс - их, пускай однодневные, но хиты звучали тогда повсюду. Второй главный проект Максима в те годы - певица Глюкоза, которая впечатлила и "простую" публику, и снобов. Еще одна креатура Фадеева, трио "Серебро", также примирило и до сих пор примиряет народ и эстетов, выдавая убойные шлягеры, нарочитая вульгарность которых оттеняется иронией и (без этого у Фадеева никак) фантастически прилипчивыми мелодиями.

Пожалуй, до сих пор самым известным и крутым продюсером в России является покойный Юрий Айзеншпис . Он получил образование инженера-экономиста, но быстро связал свою жизнь с музыкой. Однако в 1970 году он был арестован: в результате обыска в его квартире было конфисковано 15 585 рублей и 7675 долларов. Осужден по 88 статье (Нарушение правил о валютных операциях). Вышел он из тюрьмы в 1988 году, отбыв в заключении 18 лет. По возвращении из мест не столь отдаленных Айзеншпис снова занялся музыкой, в частности, организуя концерты молодых исполнителей. Он был директором группы "Кино" (с 1989 по 1990). Сотрудничал с группой "Моральный кодекс", Владом Сташевским, певицей Линдой, являлся продюсером Кати Лель, Никиты, Саши. Последним его "детищем" был Дима Билан, который стал поистине его лебединой песней. В 2005 году Айзеншпис умер от инфаркта.

ПО ТЕМЕ

Продюсер Иван Шаповалов получил известность, "раскрутив" группу "Тату" – девичий дуэт, который пропагандировал однополую любовь, искусно подогревая интерес недвусмысленными касаниями друг друга и поцелуями. Солистками были "черненькая" Юля Волкова и "рыженькая" Лена Катина. В 2000 году вышла первая песня "Я сошла с ума", которая буквально взорвала чарты России. Группа достигла международного признания. Их синглы, как англо-, так и русскоязычные возглавляли хит-парады в Австралии, Великобритании, Германии, США и других странах. Их дебютный англоязычный сингл All the Things She Said стал одним из самых успешных и возглавлял главные музыкальные чарты мира. "Тату" стали первой и единственной российской группой, получившей награду IFPI за число проданных альбомов. В 2003 году на конкурсе "Евровидение" группа заняла третье место. В 2004 году Шаповалов перестал сотрудничать с "Тату", занялся другими проектами, но они не получили большой известности. В 2012 году у продюсера обнаружили рак мозга, однако в ходе своевременного лечения Шаповалову удалось победить недуг.

Максим Фадеев с раннего детства увлекся музыкой – в пять лет поступил в музыкальную школу. Вообще, он сам мечтал выступать, однако в начале пути его творчество было никому не нужно, и он решил заняться продюсированием. В 1993 году он стал сотрудничать с певицей Линдой. За это время первый продюсерский проект Фадеева обрел грандиозную популярность, специалистов же восхищало невиданное до этого на отечественной поп-сцене качество музыкального продукта. Рекордное количество зрителей за всю историю российского шоу-бизнеса (400 тысяч) собрал совместный концерт Фадеева и Линды на "Певческом поле" в Киеве 1 сентября 1997 года. В 2002 году он стал продюсером шоу "Фабрика звезд", далее сотрудничает с певицей Глюк`Oza, которая интриговала, не показывая своего лица и делая лишь мультяшные клипы. В 2006 году Фадеев стал продюсером группы Serebro. Продюсер имеет дом на Бали, но часто бывает в России, где продолжает успешно работать и даже выступать, записывая собственные песни.

Мало кто знает, что именно Игорь Матвиенко открыл стране певца Женю Белоусова, чья жизнь прервалась буквально на пике славы. Главным и, пожалуй, самым успешным детищем продюсера является группа "Любэ", которая без малого уже 20 с лишним лет радует множество поклонников по всему миру. Так же Матвиенко продюсирует девичью группу "Фабрика" и мальчуковую – "Иванушки International". Именно он стал в 2002 году продюсером и руководителем музыкального проекта Первого канала "Фабрика звезд". В феврале 2014 года назначен музыкальным продюсером церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи. Для самой трогательной сцены церемония закрытия "Зеркальный мир" сделал аранжировку, объединившую композиции "Свой среди чужих, чужой среди своих" Эдуарда Артемьева и "До свидания, Москва" Александры Пахмутовой.

Продюсер Виктор Дробыш , так же как Фадеев и Матвиенко, сразу понял, что свяжет свою жизнь с музыкой. Именно он стал автором песни Бурановских бабушек Party for Everybody, которые заняли почетное второе место на "Евровидении-2012". Дробыш стал продюсером четвертого сезона шоу "Фабрика звезд", после чего занялся творческим продвижением выпускников: групп "Тутси", "К. Г. Б.", а также таких исполнителей, как Юлия Михальчик, Наталья Подольская и Стас Пьеха. Интересно, что кроме продюсирования, Дробыш популярен в качестве композитора, написавшего много музыки для песен, впоследствии ставших хитами.