Проблема отношения к обывателям. Проблема обывательства примеры (Аргументы ЕГЭ)

В данной подборке мы акцентировали внимание на тех аспектах проблемы пошлости, которые наиболее часто встречаются в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. К ним подобраны аргументы из литературы, раскрывающие суть вопроса. Все они доступны для скачивания в виде таблицы, ссылку увидите в конце статьи.

  1. Часто человек остаётся слеп по отношении к самому себе. Он может не осознавать своих пороков, оправдывая себя за счет сравнения с другими людьми. В романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» герой является настолько себялюбивым и пошлым по своей натуре, что буквально ломает окружающих его людей. Князь Валковский богат и имеет огромное влияние на окружающих. Он легко обманывает доверчивых знакомых, заставляет их считать, что он — друг и помощник. Например, князь притворяется, что рад помолвке своего сына с девушкой из не знатной семьи, и рад её отцу, который считает Валковского своим другом. Но всё это он делает только ради обогащения. Его мотивы низменны, а вкусы посредственны. Но он постоянно сравнивает себя с теми, кто находится ниже него на социальной лестнице, и это сравнение дает ему мнимое право возвышать себя. Он видит в нижестоящих людях мелких сошек, недостойных его благородного внимания. Но именно это мелкое самодовольство и делает его по-настоящему пошлым человеком.
  2. В произведении Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» , королева Червей является воплощением людских пороков. Она эгоистичная, жестокая, пошлая по своей натуре. За любое неповиновение героиня тут же кричит: «Отрубить голову». Вместо того, что бы управлять своим королевством, помогать подданным и решать трудные задачи, она предпочитает играть в крокет и мнить себя иконой стиля и образцом воспитанности. Героиня ничего не умеет, ничем не выделяется, но, тем не менее, ставит себя и свои мелкие прихоти выше судьбы страны. В этой узости взглядов проявляется пошлость человека.

Заразительность пошлости

  1. Пошлость – это всё поддельное, ненастоящее, что может показывать, придумывать посредственный человек, чтобы казаться не тем, кем он является на самом деле. Иногда такое поведение становится заразительным. Так, в рассказе А.П. Чехова «Ионыч» главный герой является интеллигентным человеком, врачом. Он переезжает в маленький город, где встречает семью Туркиных. Они хоть и представляются одной из знатнейших семей, но на самом деле являются мелочными и ограниченными людьми. Они пытаются создать образ весёлой, ненавязчивой атмосферы в доме: читают стихи, играют на пианино. Однако всё это напускное, показное. Отвергнув предложение героя выйти замуж, Екатерина Иванова срывает пелену с глаз героя и обрекает его на такую же «застойную», не меняющуюся жизнь. Спустя годы герой толстеет, начинает легко раздражаться, обзаводится двумя имениями и предпочитает проводить вечера в клубах. От прежнего молодого и целеустремлённого человека не остаётся и следа, жизнь и быт города, пошлых по своей натуре Туркиных, поглощает его и делает таким же.
  2. С первых страниц романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» нам представляют пошлого и безнравственного по своей натуре Анатоля Курагина. Он предпочитает проводить свою жизнь на балах, не стыдится ухаживать за множеством девушек и не стесняется того, что о нём говорят. Его образ жизни кажется весёлым и беззаботным, но он сам отвратителен по своей натуре. В первые дни в России главный герой произведения, Пьер Безухов поддаётся очарованию такой жизни. Он встречается с Анатолем, и они проводят несколько дней за алкоголем и развлечениями. Доходит это всё до того, что умный, воспитанный и интеллигентный Пьер участвует в авантюре. Они привязывают квартального к медведю. Из-за этого случая портится репутация главного героя, а сам он винит себя, осознавая собственное моральное падение.

Пошлость в мещанстве

  1. Проявление пошлости в мещанской среде точно показано в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» . Писатель постарался отобразить русскую действительность начала двадцатого века. Один из героев, Никанор Иванович Босой использует свою власть, чтобы постоянно требовать деньги от жителей. Он только и делает, что спрашивает: «А за квартиру Пушкин платить будет?», — а затем вымогает взятки. За эту низость души его наказывает Воланд. Но кто знает, возможно, в соседнем доме есть другой Никанор, который живет с тем же самым обывательским набором ценностей: нажить капитал любой ценой, обеспечить себя водочкой и закуской, найти такую же мелочную и ограниченную женщину, чтобы вместе коротать сытые и однообразные дни.
  2. В своей особой манере описывает пошлость мещанского сословия В.В. Маяковский в стихотворении «О дряни» . Он изображает в сатирическом ключе советских обывателей, которые проникают на все должности во всех учреждениях. Однако они стремятся занять высокие посты не для блага страны, а для своих корыстных целей. Для того чтобы попивать чай за самоваром на работе, получить прибавку в размере «24 тыщи» и купить жене платье с серпом и молотом, а то на балу нельзя появляться без великого символа. Поэт полагает, что в такой тине рутины и безынициативности увязает великое дело строительства социализма.
  3. Проявление пошлости в высокомерии

    1. Иногда пошлость видна через желание людей приукрасить свои успехи перед другими людьми, даже совсем незнакомыми. Ярко раскрывает эту проблему А. П. Чехов в рассказе «Орден» . Автор показывает жизнь обычного учителя. Персонаж Лев Пустяков имеет говорящую фамилию, заранее предупреждая читателя о его недалёкости и ничтожестве. Герой собирается на празднование нового года и просит своего друга одолжить орден, чтобы произвести впечатление на двух дочек купца Синичкина. В гостях он встречает своего коллегу – учителя французского, который так же украсил свою грудь фальшивым орденом. Герой не стыдится обмана, наоборот, ему становится легче на душе, когда он понимает, что врёт не один. Пустяков даже начинает сожалеть, что взял слишком низкий по рангу орден.
    2. Пошлые люди, по мнению Н.В. Гоголя, – это тщеславные эгоисты, стремящиеся показать окружающим свою значимость, которой на самом деле не существует. В комедии «Ревизор» мелкого чиновника Хлестакова по случайности принимают за ревизора. Молодой человек осознаёт ситуацию, в которой находится, и вместо того что бы сказать людям правду, начинает использовать своё положение ради выгоды. Он собирает взятки, живёт в роскошном доме и ухаживает за дочерью и женой городничего, и, несмотря на знакомство в несколько дней, просит руки его дочки. В данной ситуации он обнажает свои примитивные желания и потребности. Вся комичность ситуации состоит в том, что отец соглашается на брак по расчету, и рад этому. Пошлость проявляется не только в Хлестакове, ею заражён весь город, и главному герою лишь повезло оказаться в такой ситуации.
    3. В пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» отлично показан пример пошлого по своей натуре человека. Господин Карандышев постоянно стремится выставить себя в лучшем свете, возвыситься перед богатыми людьми своего города. Во время подготовки свадьбы с Ларисой Огудаловой читатель видит всю низость души героя. Он рассказывает всем, что самая прекрасная и умная девушка согласилась выйти за него, потому что он — достойнейший кандидат из всех возможных. Для празднования своей помолвки он в первую очередь зовёт богатых и влиятельных людей. И в то же время вешает на бутылки от дешёвого вина этикетки от дорогого. Его тяга к самоутверждению застилает даже любовь к Ларисе. Поэтому невеста окончательно разочаровывается в избраннике и убегает с Паратовым.
    4. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Проблема обывательства нередко поднималась зарубежными и русскими классиками литературы. По их мнению, обыватели – люди, стремящиеся поступать как все и в то же время желающие «принадлежать к избранному кругу». Именно такие герои изображены на страницах рассказа А. П. Чехова «Ионыч». Семья Туркиных – «самая образованная и талантливая семья», как считают жители города. Но читатели сразу замечают, что это - мнимые таланты: Иван Петрович говорит на необыкновенном языке; Вера Иосифовна в своих романах пишет то, чего нет и не может быть в действительности; их дочь «бьет» по клавишам, выдавая это за прекрасную игру на пианино. Такие люди опустошены нравственно, скучны, мелочны и ничтожны, ничего стоящего из себя они не представляют.

Зачастую обыватели зависят от общественного мнения. Таким образом они приспосабливаются, приобщаются к нормам общества. Для них нередко являются чуждыми, неприемлемыми образование и искусство.

Например, Фамусов из комедии Грибоедова «Горе от ума», совершенно отрицает то, что чтение книг, обучение наукам пригодится в жизни. Чинопочитательство - вот, чего придерживается Фамусов. По его мнению, умение обойтись с вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким образом выслужиться принесёт намного больше пользы, чем образование. Фамусовские принципы лишены какой-либо нравственности, они пошлы и корыстны. Очень жаль, что его ложное представление о нормальной и достойной жизни характерно для всего дворянства того времени.

Часто бывает так, что в погоне за деньгами люди теряют связь с миром. Со временем они лишь напоминают людей, превращаются в обывателей. Именно таким и был Господин из Сан-Франциско из одноименного произведения И. А. Бунина. За своим состоянием он не замечал настоящей жизни. Господин превращается в обывателя, не испытывая никаких обычных радостей. Его интересуют лишь дорогие блюда и собственный комфорт. В конце произведения Господин умирает, так и не испытав настоящих, простых радостей жизни.

Проблема обывательства часто затрагивается многими русскими и зарубежными писателями. Впору вспомнить произведение И. Гончарова «Обломов». Главный герой произведения, Обломов, предстаёт перед нами как раз в образе обывателя. Он совершенно ничем не интересуется, не читает книги, равнодушно относится к большинству вещей. Ему безразлично все, что вокруг него происходит, и даже любовь не помогла ему исправиться. Обломов – яркий представитель настоящего обывателя.

Порой люди не интересуются действительно важными вещами, а лишь создают впечатление значимости и заинтересованности. В романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» члены салона Анны Павловны являются примерами обывателей. Они интересуются политикой лишь для соблюдения приличия. Когда начинается война, члены салона демонстративно отказываются от французского языка. При этом люди не участвуют в войне, не переживают за Отечество, но говорят о патриотизме и Родине. Суждения обывателей зависят от общественного мнения. Главная их цель – соответствовать общественным нормам, быть такими, как все.

Люди часто интересуются удовлетворениями исключительно материальных потребностей, не обращая внимания на духовный мир. В стихотворении «Вам!» В.В.Маяковского поэт обращается к обывателям. Мужчина пишет о людях, которые «измазанной в котлете губой похотливо навевают Северянина!» Он отказывается «жить в угоду» человек, который живёт лишь низменными потребностями и желаниями. Люди, которые интересуются только материальными интересами, являются типичными обывателями.

Главный герой одноименного романа Гончарова "Обломов"-типичный представитель обывателей. Он ленив и избалован, ничем не интересуется, равнодушно смотрит на многие вещи, не читает книг, не хочет видеться со знакомыми. Обломов довольствуется небольшим достатком, который приносит его родовое имение. Оно и является предметом его заоблачных мечтаний. Илья Ильич проводит дни лёжа на диване, никакими делами заниматься не хочет и даже дружба и любовь не могут пробудить его к жизни. Таким образом мы видим, что это человек типичный обыватель не интересующийся искусством и жизнью в целом.

Истинного обывателя ничего не интересует, кроме личных вопросов, он привык жить в своем мире именно так со дня в день! Вспоминаю главного героя рассказа Антона Павловича Чехова «Крыжовник», Николая Ивановича Чимша-Гималайского, который в погоне за своей мечтой забыл о собственном развитии. Он полностью деградировал в плане духовной культуры. Главной целью в жизни этого персонажа, стало материальное благополучие, достигнув которой, он все же получил не то, о чем желал, а ведь он хотел маленькое поместье с прудом, где плавают уточки и хотел посадить много кустарников с крыжовником. Но его ничего не волнует, кроме этого «богатства», умалишенный человек безжалостно погубил свою жену, к сожалению, Николай Иванович не понимает того, что он уже в обществе стал безразличным и чёрствым человеком... Горький неспелый крыжовник, водоем с выброшенными отходами, ужасное и несуразное поместье - вот все, что нужно в жизни этому истинному обывателю.

Очень часто обыватели прячут за внешним лоском свою безнравственность и внутреннюю пустоту. Вспомним Элен Курагину из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Элен очень красива, но ее красота лишь внешняя. Она вышла замуж за Пьера, чтобы стать богатой, быть всегда в центре внимания, устраивая приемы, и оставаться внешне привлекательной, покупая дорогие наряды, что говорит о корыстности и отсутствии всякого духовного начала у этой женщины. Именно такие качества присущи истинному обывателю.

На страницах мировой художественной литературы проблема обывательства встречается довольно часто. Примером настоящего обывателя является герой романа Н. В. Гоголя "Мертвые души" - помещик Чичиков. Для того чтобы разбогатеть, Чичиков хитрым способом начал выкупать "мертвые души" крепостных крестьян, чтобы заложить их в опекунский совет. Чичикова не волновало то, что вырученные деньги от залоговых операций шли на содержание детей сирот. У Павла Ивановича даже не было мысли о том, что он наживается на бедных, голодных и осиротевших детях, его волновало только одно, как много ему удастся заработать денег. Таким образом, таких обывателей как Чичиков, не волнует ничего кроме большого количества денег и собственного материального благополучия.

Обывателем может быть не только скупой и алчный человек, но и личность, которая жаждет чрезмерной власти. Так, например, в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Родион Раскольников является как раз таким обывателем. Конечно, Раскольникову были нужны средства, чтобы рассчитаться за учебу и покончить с нищетой, но убийство старухи - процентщицы из-за денег не было главной целью Раскольникова. Родион посчитал себя властелином наравне с Наполеоном, даже придумал собственную теорию, которая и стала главной причиной преступления. Обывательские пороки Раскольника и чрезмерное стремление к оказанию власти над людьми привели к убийству человека. Родион считал, что имеет право избавить общество от таких людей как старуха – процентщица, но не подумал о том, что за любое преступление следует расплата. В данном примере обывательство стало наказанием для человека, потому что Раскольникову не удалось убежать от терзаний собственной совести.

Сочинение по тексту:

Кто такой обыватель? Вот вопрос, над которым задумывается В.В.Набоков.

Размышляя над этой проблемой, автор иронично повествует о людях, встречающихся «во всех классах и нациях», испытывающих постоянную потребность «приспособиться, приобщиться, пролезть», чтобы принадлежать к «избранному кругу». Они, с презрением отмечает писатель, желают брать от жизни все самое лучшее: останавливаться в дорогих отелях, путешествовать в первоклассных лайнерах, но вот репродукции Ван Гога и Уистлера, произведения Ф. М. Достоевского и других великих классиков чужды обывателям. Чужды потому, что человеческая пошлость с ее глупостью и неспособностью видеть и понимать прекрасное - это основные черты истинной обывательщины.

Определить позицию В.В.Набокова довольно просто: обыватели - это люди, главной целью в жизни которых является материальное благополучие. Они прячут за внешним лоском свою вульгарность, бездарность, бездуховность.

Вспоминаю главного героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», путешествовавшего на огромном роскошном пароходе «Аталантида» со своей семьей. Главной целью в жизни этого персонажа, человека пошлого, ограниченного, всегда было материальное благополучие, достигнув которое, он отправляется вслед за другими обывателями в морское плавание. Но его и там не волнуют красоты пейзажа, прекрасные полотна... Комфорт, вкусная еда, вина, самые лучшие и дорогие, - вот все, что нужно в путешествии этому истинному обывателю.

Очень красочно и ярко обличает подобных людей В.В.Маяковский в своем стихотворении «Нате!». Сытые, вульгарные, довольные собой, так презираемые лирическим героем, они смотрят на все «устрицей из раковин вещей», не желая понимать «бесценных слов» поэта. Вот они, истинные обыватели!

Таким образом, обыватель - это человек пошлый, ограниченный, стремящийся только к материальному благополучию.

Текст В. В. Набокова:

(1)Обыватель - явление всемирное. (2)Оно встречается во всех классах и нациях. (З)Английский герцог может быть столь же вульгарным, как американский пастор или французский бюрократ. (4)Рабочий или шахтёр нередко оказывается таким же откровенным буржуа, как банковский служащий иди голливудская звезда.

(5)Истинный обыватель весь соткан из заурядных, убогих мыслей; кроме них, у него ничего нет.

(6)Истинный обыватель, с его неизменной страстной потребностью приспособиться, приобщиться, пролезть, разрывается между стремлением поступать как все, он приобретает ту или иную вещь потому, что она есть у миллионов, эта потребность диктуется страстным желанием принадлежать к избранному кругу, ассоциации, клубу. (7) Соседство с главой компании или европейским аристократом может вскружить ему голову. (8)Богатство и титул приводят его в восторг.

(9)Истинный обыватель не отличает одного автора от другого: читает он мало и всегда с определенной целью, но может вступить в общество библиофилов и смаковать прелестные книги: винегрет из Симоны де Бовуар, Достоевского, Сомерсета Моема, «Доктора Живаго» и мастеров эпохи возраждения. (10)Его не очень интересует живопись, но престижа ради он охотно повесит в гостиной репродукцию Ван Гога, втайне предпочитая ему другого художника.

(11)В своей приверженности к утилитарным, материальным ценностям он легко превращается в жертву рекламного бизнеса. (12)А реклама всегда играет на обывательской гордости обладания вещью, будь то комплект нижнего белья или набор столового серебра. (13)Я имею в виду определённый тип рекламы. (14)Глубочайшал пошлость, источаемая рекламой, не в том, что она придаёт блеск полезной вещи, но в самом предположении, что человеческое счастье можно купить и что покупка эта в какой-то мере возвеличивает покупателя.

(15)Конечно, сотворённый в рекламе мир сам по себе безвреден: каждый знает, что сотворён он продавцом, которому всегда подыгрывает покупатель. (16)Самое забавное не в том, что здесь не осталось ничего духовного, кроме экстатическах улыбок людей, поглощающих божественные хлопья, не в том, что игра чувств ведётся по законам буржуазного общества. (17)Нет, самое забавное, что это - иллюзии и в это втайне не верит ни продавец, ни покупатель.

(18)У русских есть, вернее, было специальное название для самодовольною величественного обывателя - пошлость. (19)Это главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность. (20)Припечатывая что-то словом «пошлость», мы не просто выносим эстетическое суждение, но и творим нравственный суд. (21)Все подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым. (22)Я утверждаю, что простой, не тронутый цивилизацией человек редко бывает пошляком, поскольку пошлость предполагает внешнюю сторону, фасад, внешний лоск.

(23)В прежние времена Гоголь, Толстой, Чехов в своих поисках простоты и истины великолепно изобличали вульгарность, так же как показное глубокомыслие. (24)Но пошляки есть всюду: и в Америке, и в Европе. (25)И всё же в Европе их больше, несмотря на старания американской рекламы.

(По В. В. Набокову*)

* Владимир Владимирович Набоков (1899-1977 гг.) - русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед.

Кто такой обыватель? Как часто он встречается среди людей? Что должен делать человек, чтобы не стать им? Эти и другие вопросы затрагивает В.В. Набоков. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему обывательства.

Чтобы привлечь внимание читателей к этой проблеме, автор рассуждает о людях, которые имеют обывательские пороки. Эта проблема является актуальной на сегодняшний день, так как обыватели встречаются во всех социальных классах и нациях: «Обыватель - явление всемирное». Писатель вовлекает читателей в круг переживаний своих переживаний, рассуждая о таких людях: «Его не очень интересует живопись, но престижа ради он охотно повесит в гостиной репродукции Ван Гога, втайне предпочитая ему другого художника».

Позиция автора текста выражена ясно и однозначно. В.В. Набоков негативно относится к обывателям, описывая их «вульгарными», «пошлыми». Автор приводит весьма убедительные доводы в пользу того, что нужно задуматься над своим поведением, нет ли в нем черты обывательского характера.

С мнением автора трудно не согласиться. Вряд ли кто-то будет отрицать то, что обывательские черты характера - это одни из негативных признаков в людях. Они вызывают отвращение, жалость. Я считаю, что люди с таким качеством характера должны перебороть обывательские черты, «очиститься» от них.

Мое согласие с авторской позицией можно обосновать следующим литературным примером. Вспомним произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников, как и большинство молодых людей в то время, хотел повторить славу Наполеона, мнил себе способным на большее: преступить через человеческую жизнь. Но в конце произведения Раскольников после раскаяния смог заметить свои обывательские пороки и начать исправлять их.

В качестве аргумента приведу следующий литературный пример. В стихотворении В.Маяковского «Гимн судье» лирический герой протестует против обывательства. Отгородившись от жизни, ее требований и проблем, этот «ученый» становится обывателем, существом, равнодушное ко всему: временам года, любви, политике.

Я с интересом прочитала текст В.В.Набокова и надеюсь, что читатели задумаются над проблемой, поднятой автором, и поймут, что обывательские черты характера не должны «жить» в душе хорошего человека. А если они есть, то необходимо их исключить.

Что такое пошлость? Как может проявляться пошлость в нашей жизни? Именно эти вопросы возникают при чтении текста А. П. Чехова.

Раскрывая проблему пошлости, автор знакомит читателей со своими героями, изображает комическую ситуацию, высмеивая честолюбие «маленьких людей». В рассказе А. П. Чехова «Орден» учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков (говорящая фамилия свидетельствует о пустоте и пошлости героя) в новогоднее утро попросил у своего приятеля – поручика Леденцова – орден Станислава, чтобы произвести впечатление на купца Спичкина и его дочерей, он хотел угодить вкусам купца и покрасоваться перед Настей и Зиной.

В гостях Пустяков увидел своего товарища по службе, учителя французского языка Трамбляна. Чтобы не «осрамиться навеки», регистратор вынужден был прикрывать орден рукой. Но, к счастью. Пустяков увидел, что и Трамблян «сжульничал»: на груди у «француза» орден «целой Анны»! «Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить». На душе у Пустякова стало «легко, вольготно», совесть его не мучила, а только «помучивала мысль, что мог бы и «Владимира» нацепить, орден более высокого ранга. «В остальном же он был совершенно счастлив».

Нельзя не согласиться с мнением автора. Бесспорно, пошлостью обладает низкий в нравственном отношении человек, лишённый высоких духовных запросов, тяготеющий к ложным ценностям. Часто пошлость проявляется в честолюбии и мелком самолюбии, в тщеславии, в стремлении выглядеть в глазах окружающих значительнее, чем это есть на самом деле.

Пример пошлости можно найти в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Мелкий, незначительный петербургский чиновник Хлестаков принят в губернском городе за ревизора. Молодой человек «без царя в голове» превосходно разыгрывает роль «значительного лица», вдохновенно сочиняя историю с тридцатью пятью тысячами курьерами, которые мчались по улицам с одной лишь целью – упросить Ивана Александровича управлять департаментом, так как больше некому. Хлестаков не сразу догадывается, что его принимают не за того, наивно полагая, что в городе очень отзывчивые чиновники, которые дают ему взаймы, а не взятку. Пошлостью заражены и городничий, и его жена, которые мечтают о высокой должности в северной столице и роскошном петербургском доме.

Ещё один пример пошлости можно найти в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница». Юлий Капитонович Карандышев приписывает себе заслуги, которых у него нет, страстно стремится «повеличаться» перед богатыми людьми города. Согласие Ларисы Огудаловой выйти за него замуж он объясняет тем, что красивая и талантливая девушка выбрала самого достойного. Устраивая вечер в честь своей помолвки, Карандышев приглашает Кнурова и Вожеватова, самых богатых и знатных купцов города, приказывает на бутылки с дешёвым вином наклеить этикетки от дорогого вина. Его стремление выглядеть значительным кажется жалким и смешным.

Мы убедились в том, что пошлость может проявляться в непомерном честолюбии и тщеславии, когда человек стремится выглядеть в глазах других значительнее, чем он есть на самом деле.

Обновлено: 2018-01-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.