Рецензия на спектакль "монологи вагины". Монологи вагины Монологи вагины читать онлайн

Монологи вагины - описание и краткое содержание, автор Энцлер Ив, читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки сайт

ИВ ЭНЦЛЕР знаменитый драматург. Мировую популярность ей принесли поставленные по ее пьесам спектакли «Монологи вагины» (награжден премией Obie Award), «Плавучая Ронта и склеенный человек» и «Отличное тело». Спектакль «Монологи вагины» породил целое движение - «День V» (www.vday.org), цель которого - защищать женщин во всем мире от насилия и оказывать поддержку тем, кто от него пострадал. Эта благотворительная организация в настоящий момент работает в 76 странах мира. Книга «Монологи вагины» - плод разговоров Ив Энцлер с самыми разными женщинами. Молодыми, пожилыми, зрелыми, семейными, разведенными, одинокими, гетеросексуальными, лесбиянками, бисексуалками, белыми, черными. Беседы, начинавшиеся с игровых вопросов вроде «Если вашу вагину одеть, что бы она носила?» или «Если бы ваша вагина могла говорить, что бы она сказала?», заканчивались пронзительными откровениями и удивительными открытиями, из которых и выросла эта легендарная книга.

Провокационность «Монологов», как ни парадоксально, помогает женщинам всего мира наладить уникальные отношения со своим удивительным органом, гордиться его возможностями, наслаждаться его красотами и никому не давать в обиду. Пьеса «Монологи вагины» впервые была представлена публике в 1996 г., в Нью-Йорке. Тогда Ив сама читала со сцены откровенные признания женщин, решившихся заговорить о своей вагине без брезгливости, смущения или неловкого хихиканья. Спектакль «Монологи вагины» уже несколько лет с успехом идет на российской сцене, в Центре им. Вс. Мейерхольда. Пьеса переведена на 30 языков и демонстрируется в 53 странах мира.

Сайт Российской постановки пьесы: http://www.vaginamonologues.ru/. Перевод с английского Анны Леденевой.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Николай Иванович Власов честно исполнял свой воинский долг перед родиной. Этого человека удостоили высоких наград, он был у командования на хорошем счету. К сожалению, в силу обстоятельств Власов попал в плен и был помещён в концентрационный лагерь.

Железнодорожное сообщение зародилось в Великобритании. Впрочем, в России развитие железнодорожного транспорта не сильно отставало от процессов, происходящих в Западной Европе. Первой российской железной дорогой стал построенный в 1788 году в Петрозаводске Чугунный колесопровод.

Всё, что связано с правителями Древнего Египта, окутано множеством тайн и загадок. И найденные в нх гробницах украшения не исключение. Они поражают не столько своей роскошью и красотой, сколько обилием таинственных знаков и символов.

Идея добиться военного превосходства над противником за счёт использования каких-нибудь технических новшеств, столь популярная сегодня, на самом деле отнюдь не нова. Так, Леонардо да Винчи предлагал герцогу Сфорца что-то вроде башни на колёсах с приводом мощностью в несколько человеческих сил, Вольтер своими «бронированными колесницами» пытался увлечь Екатерину II, а уж сколько бредовых идей предлагали изобретатели всех мастей Гитлеру и Сталину - и не сосчитать… А вот корейскому адмиралу Ли Сунсину с одной такой новинкой, можно сказать, повезло. Если он её и не сам придумал, то, вне всякого сомнения, с успехом применил. Речь идёт об уникальном для Средневековья оружии, называвшемся кобуксон, или корабль-черепаха.

Среди многочисленных образцов стрелкового оружия этот многоцелевой пистолет с магазином впереди скобы спускового крючка и длинным, хищно вытянутым вперёд стволом занимает особое место: его известность просто не знает границ!

На земном шаре немало удивительных мест, но Галапагосские острова, лежащие в Тихом океане в 1000 километрах к западу от южноамериканского государства Эквадор, быть может, самые таинственные и непостижимые!

В 1925 году вдова вождя мирового пролетариата Надежда Константиновна Крупская написала первую биографию Ленина. Впоследствии она её дополняла и переиздавала чуть ли не ежегодно. Нас заинтересовал один из документов «ленинианы», обнаруженный в архивах. В 1935 году Институт мозга при НКВД дал задание профессору В.О. Попову проинтервьюировать Крупскую с тем, чтобы на основе её рассказов сделать выводы об особенностях психики Владимира Ильича. И вот что поведала профессору Попову вдова вождя.

Жизненные пути неисповедимы и порой причудливы. Так, в истории существует немало примеров, когда высшее морское звание - адмирал - присваивалось за сухопутные операции. Германский адмирал Альбрехт фон Валленштейн получил это звание в 1626 году от императора Священной Римской империи за победы в битвах Тридцатилетней войны, которые велись вдали от морских берегов. Его соотечественник - начальник службы разведки и контрразведки Третьего рейха Вильгельм Канарис удостоен «морского» звания в 1940 году. В России это Александр Васильевич Колчак, получивший звание адмирала во время командования сухопутной Белой армией в 1919 году. Уильям Генри Смит известен меньше, но его карьера поражает: он стал адмиралом, находясь на суше много лет и являясь подданным владычицы морей - Великобритании.

Понимаю Ваше нетерпение и спешу разместить свои впечатления о спектакле!
Это моя первая рецензия, поэтому не будьте слишком строги, но будьте откровенны:-)

З.Ы. чувствую себя несколько рискованно, так как первая рецензия - и на такой неоднозначный спектакль!


РЕЦЕНЗИЯ НА СПЕКТАКЛЬ "МОНОЛОГИ ВАГИНЫ"

СКАНДАЛЬНОСТЬ ТЕМАТИКИ И ПЬЕСЫ.
Пьеса не показалась мне скандальной, эпотажной или шокирующей.
Действительно, актрисы говорят от лица своих вагин. Действительно, присутствует ненормативная лексика, но весьма элегантно, выдержанно и употребляется лишь пару раз в тех местах, где действительно без нее и не обойтись;-)
Почему я не шокирована – сказать сложно. То ли сработал эффект предварительной подготовки. То ли оттого, что форма изложения была для меня не нова, так как на психоаналитических семинарах приходилось многократно расшифровывать сны реальных и виртуальных пациентов о пещерах, засасывающих черных дырах и прочих вещах, символизирующих вагину, а также подолгу рассуждать на тему чем пенис отличается от фаллоса в трактовках то Фрейда, то Юнга, то Мелони Кляйн, то Ференци и т.п.

ЗРИТЕЛИ ИЛИ ПРИШЕДШИЕ ПРОСВЕТИТЬСЯ.
В большинстве своем люди молодые. Многие пришли парочками, и я не заметила тенденции к разобщению, даже наоборот, некоторые мужчины трогательно обнимали своих спутниц за плечи.
Были и ушедшие. Они ушли практически сразу, минут через 10-15 от начала. Их было очень мало, человек 7-8 на весь партер (более 100 человек). Большинство были зачарованы действием или с любопытством взирали на происходящее. После окончания – бурные аплодисменты и скандирование «браво!».

ОФОРМЛЕНИЕ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ, АКТЕРСКАЯ ИГРА.
Черный фон. Из декораций – только три ярко красных, освещенных прожекторами кресла. Три актрисы одеты в черную, местами пикантную одежду, соответствующую играемому ими образу.
Этот минимализм выдержан не спроста. В данном случае у режиссера нет выбора. В контракте на постановку строго зафиксированы ограничения в выборе декораций и костюмов.
Слева сидит актриса в одежде балерины, с черными пачками, что придает ей некоторую воздушность, чистоту и невинность. Это образ еще очень молодой женщины, не особенно опытной, еще познающей себя. Актриса – Екатерина Конисевич.
Справа создан образ а-ля Дитрих, в черном брючном костюме и элегантной шляпе мужского покроя. Она более опытная, несколько эмансипированная, иногда иронично-изощренная, но за этим частенько скрывается беззащитность и растерянность. Это Вера Воронкова.
Сидящая в центре актриса достаточно умело создает образы детей и старух. Они несколько комичны, простодушны и трогательны. Ее наряд – это широкий уютный халат, под которым скрывается короткая комбинация с кружевами. Это Анна Галинова, которая, как мне показалось, была наиболее органична.
По поводу актерского мастерства я промолчу. У меня, видимо, слишком высокие требования. Иногда мне казалось, что актрисам не хватает яркости, внутреннего драйва. Мне хотелось увидеть, как они сами кайфуют от того, что произносят, чтобы они смаковали каждое слово, каждый жест, делали это вкусно! Именно этого мне не хватило. Может быть, тематика иногда их коробила, не знаю… Когда вышли после спектакля, стали прикидывать, кто из наших актрис мог бы сыграть лучше…

ТЕКСТ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИЗЫСКИ, ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ.
Об этом мне судить сложно. Я не особо изощренна и требовательна к вербальным изложениям, поэтому буду краткой.
Текст мне показался достаточно корректным, наполненным образными выражениями, иногда весьма оригинальными, иногда несколько банальными, и, вопреки мнению некоторых журналистов, не анатомически скучным. Присутствует и чувство юмора, и ироничность, и чувственность. Уверена, что Вы не раз посмеетесь над ловкими фразеологическими приемчиками героинь.
Сейчас я думаю о том, что переводить англоязычный оригинал было отнюдь не просто. Нужно обладать творческой дерзостью, чтобы «подобрать нужные слова», а некоторые даже придумать.
Еще одна сложная задача – придать американскому произведению наше российское преломление, чтобы текст дошел до нутра русского человека. И Василий Арканов, переводчик, сумел это сделать достаточно хорошо. Однако пьеса была и останется сугубо американизированной – это проступает сквозь слова, выражения и создаваемые образы. Наша вагина говорила бы чуть иначе и иногда о другом! ;-)
Про художественную ценность, которой, по мнению нескольких журналистов – нет, писать вообще не буду, так как не совсем понимаю, куда ее пристроить в данном случае. Для меня спектакль попал в другую ценностную категорию.
P.S. В качестве переводчика пьесы выступал Василий Арканов - собственный корреспондент НТВ в США и по совместительству сын того самого Аркадия Арканова.

МОЕ ПОСЛЕВКУСИЕ.
Из театра я вышла явно в приподнятом настроении! Я искренно переживала за героинь, чему способствовали и поднятые темы и игра актрис. Сравнивала их опыт со своим, их представления о собственной сексуальности, со своими представлениями.
Пройдя путь, состоящий из 9 новелл и нескольких небольших диалогов и рассказиков, я почувствовала одновременно прилив внутреннего расслабления, радости и гордости за принадлежность к древнему роду Женщин, и подумала: «женщины обязательно должны побывать здесь и ради себя, и ради своих дочерей!».
Интересно было ощутить себя более органичной, цельной. Каждая моя клетка, каждый орган интегрировались, обрели единую энергию, единый смысл, единую сексуальность. Почему-то на ум пришел образ древней дикой женщины, свободной, открытой, которую в некоторых народностях зовут «бегущая с волками», которая живет где-то в глубине каждой из нас, но появляется не так часто, а жаль! :-)

КОНЦЕПЦИЯ, ПОДНЯТЫЕ ТЕМЫ И ПРОБЛЕМАТИКА.
Автор охватила практически все ключевые моменты формирования из практически бесполого ребенка сначала девочки, потом женщины.
Кто-то из героинь прошел эти ступени легко и радостно, с поддержкой родителей, любимого человека, кто-то спотыкался о равнодушие близких, кого-то отвергли, кого-то уничтожили навсегда.
Что за ключевые моменты?
Это первые детские фантазии о вагине, о сексе, о своих половых органах, сопровождаемые либо внимательным отношением родителей, либо запретами, иногда весьма жестокими, с элементами страшилок, запугивания.
Это первая менструация. Ожидание ее как чуда, которое превратит неуклюжую девочку в полноценную женщину. Или наоборот, неподготовленность и страх при ее появлении «что со мной? я умру?». Девичьи таинственные разговоры: «а у меня так… а у тебя?» Некоторым героиням в этот день устраивают настоящий праздник, некоторых бьют и заставляют надеть красную одежду: не дай бог, протечешь, и увидит кто!
Это первое сексуальное общение с до-жути-понравившимся-парнем! Страх, что «моя вагина ему не понравится». Травма, если это происходит. Последующее отвращение к себе, отказ от секса, отказ от себя.
Это случайная встреча с мужчиной или женщиной (без особой разницы), которые открывают для героинь чувственный мир секса, дарят им наслаждение, превращают их вагины в цветы, раковины, лепестки. И женщина вторит им, расцветает, начинает любить себя, любить свое тело. По сути, они дарят женщине САМУ СЕБЯ! :-)
И это насилие, которое совершается единожды или нет, но губит, разрушает, разлагает внутреннее Я. И женщина больше не хочет знать о том, что она женщина, она не хочет знать, что у нее есть вагина. Потому что чувствует себя грязной, оскверненной, не живой.

Героини – это собранные из разных женских голосов образы. Говорят они от лица своих вагин. Говорят о себе, о своих ожиданиях, о верованиях, о самопринятии, о любви к себе и своему телу, о боли и наслаждении. Это похоже на психодраму, где голосом женщины становится голос ее вагины.
В одной из статей я прочитала, как интерпретировала фразу «Вагина – это я» одна из журналисток. Она написала о том, что автор несколько ограниченно воспринимает женщину, что помимо половых органов есть и другие части, мозг в конце концов.
Весьма забавно, как это мнение перекликнулось с шутливой фразой, прозвучавшей в самой пьесе: «Где-то в глубине вагины есть мозг!»
Моя интерпретация несколько иная. Думаю, что автор хотела донести мысль о том, что каждая частичка нашего тела – это мы сами. Мое лицо – это я, мои руки – это я, мои волосы – это тоже я, мой живот – это опять же я! Вагина же является очень важной частью женского тела, важной частью женского образа. Принять и полюбить в себе женщину можно только приняв и полюбив свою вагину. Именно поэтому «Вагина – это я!».

ПЬЕСА. ПОСТРОЕНИЕ. ДЕЙСТВО
Пьеса состоит из 9 основных монологов, которые разбавлены мини-перекличками героинь, отвечающих на такие вопросы, как «если бы Ваша вагина говорила, что бы она сказала?» или «во что бы она оделась?», а также небольшими рассказами и фактами из жизни разных вагин.
Большая часть ответов на весьма оригинальные вопросы мне не понравилась, ответы были несколько скучноваты, банальны, предсказуемы. Просто список не особо ярких образов. Исключение – были забавные ответы от «умеющих разговаривать вагин».
Были интересные факты. Например, одна из актрис с гордостью объявила, что в клиторе находится 8000 нервных окончаний, и это вдвое больше, чем в пенисе. А потом произнесла: «ну кому нужна однозарядная винтовка, если у вас в распоряжении есть целый пулемет». Мужчины – не обижайтесь, факты есть факты! ;-)

1 монолог «Волосы» - о желании быть любимой, в том числе и вагиной, не отдельными частями, а целиком, полностью.
2 монолог «Потоп» - о том, как страшно быть отвергнуто, стать для желанного другого сексуально уродливой, отталкивающей.
3 монолог «Семинар «Моя вагина» - о страхе потерять свою сексуальность и уподобиться фригидным женщинам, о последующей счастливой «находке», о самопознании и самопринятии своего тела.
4 монолог «Счастливая» - о счастливой встрече с мужчиной, который умел видеть красоту в женщине, в ее вагине, он сумел передать свое восхищение женщине, заразить ее своей любовью.
5 монолог: «Вагина разгневанная» - о требованиях, которые вагина предъявляет к окружающему миру, о том, что ее ограничивают, заставляют скрывать свою сущность, свою сексуальность, не хотят принимать такой, какая она есть, и о том, чего же она хочет на самом деле.
6 монолог: «Изнасилование» - о том, что утраченного не вернуть, о боли, грязи, гное, о полном неприятии себя, о нежелании быть женщиной.
7 монолог: «Маленькая Кучи-Снучи, которая смогла» (само название за себя говорит!) – о чудесном превращении непутевой и болезненной Кучи-Снучи в райские гущи, в качестве феи здесь выступает не мужчина, а женщина.
8 монолог: «Женщина, которая обожала доставлять удовольствие вагинам» - о том, как выпускать наружу истинно звериную сексуальную энергию, о том, как можно из несчастной и бесчувственной женщины сделать чувственную и счастливую.
9 монолог: «Роды» - о том, что вагина, как сердце, - способна впускать и выпускать нас, о том, что все мы родом из вагин!

Героини рассказывают свою женскую историю, рассказывают о событиях, которые повлияли или изменили их восприятие своей сексуальности. Рассказывают о том, что было до событий и после. Эту трансформацию наблюдать увлекательно. Шаг за шагом женщина приближается либо к трагической развязке, либо, наоборот, становится раскрепощенной и счастливой.
Интересно слушать, как они размышляют о своих вагинах.
Трагические варианты: «у меня между ног нечто», «анатомическая пустота», «черная дыра, которая засасывает окружающие предметы», «мне жаль тех, кто туда спускается», «это подвал, в котором слякоть, плесень», «подвал, про который вспоминаешь, только если трубы потекли или порядок навести нужно», «как та часть дома, про которую не помнишь, но без которой нельзя», «это отдельная часть тела, некая абстракция», «зона невезения, боли, неприятностей и болезней», «это шоссе и я мчусь по нему подальше от этого местечка». Представляете, насколько нужно не принимать и не любить свое тело, чтобы так говорить!!!
Жуткий вариант изнасилованной боснийской женщины. Она говорит голосами двух актрис, потому что ее жизнь расколота на две части: «до» и «после». «Моя вагина – мое село», - произносит первая. «Там шелестела трава, и были цветы, там бурлил поток чистой воды и любимый смеялся, щекоча меня сухой травинкой». «У меня между ног нечто», – говорит вторая. «Я не хочу знать что, я не хочу знать где. Мне снится, что туда вшили дохлое животное, оно разлагается, смердит, его горло перерезано, из него сочится кровь, проступая пятнами сквозь все мои летние платья». «Моя вагина – родная сторона», - произносит первая – «только нет ее с тех пор, я живу в другом месте, только не знаю где».
И, конечно, чувственные или забавные, но всегда счастливые образы: «моя вагина – раковина, красивая розовая раковина», «он долго любовался мной, изучал меня, как Луну, и я почувствовала, как горю от гордости, начинаю вместе с ним любить свою вагину», «она как озеро чистой воды», «мама сказала, что это сахарница», «из запущенного уголка она превратилась в райские сады», «меня соблазнили стоны», «моя страсть – искать ключ к вагинам и выпускать наружу эту звериную песню стонов», «моя вагина хочет доверия, ласки, путешествий, секса, она хочет всего».

Как мне кажется, основная суть этой пьесы именно в трансформации к последним, счастливым образам. Если даже есть частичное неприятие себя, если отсутствует целостность, если нет глубинной любви к своему телу, то не нужно себя задавливать, умалчивать, стеснятся. Нужно изучать себя, действовать, ведь трансформация возможна!

ВОТ ТАКОЙ СПЕКТАКЛЬ!!! Спасибо, если дочитали до конца:-)

наташа федоренко

24 февраля в галерее Omelchenko состоится последний показ спектакля «Монологи вагины» в постановке Лидии Руссковой, а до 11 марта там же можно посетить выставку «Быть ею» Алёны Федоткиной, продолжающей размышления о женском опыте. Несмотря на своё провокативное название, «Монологи вагины» - история не такая уж новая для России. Разбираемся, откуда взялся знаменитый спектакль, почему его создательница не борется за авторские права и чем отличается последняя российская постановка от всех других.


«Монологи вагины», постановка Лидии Руссковой

Почему вагины заговорили

В 1996 году в Нью-Йорке впервые прошёл показ «Монологов вагины» по одноимённой пьесе драматурга Ив Энслер, в основу которой легли две сотни интервью с женщинами разного цвета кожи, достатка, ориентации. Энслер задавала вопросы, которые предлагали женщинам взглянуть на свою вагину как на живое существо, которое может испытывать гнев и удовольствие, страх и стыд, громко заявлять о себе и даже исчезать навсегда в результате психологической травмы.

Если бы ваша вагина могла выбрать себе одежду, что бы она надела? Если бы ваша вагина могла говорить, что бы она сказала? Чем пахнет вагина? Что напоминает ваша вагина? Когда вы познакомились со своей вагиной? Как вы называете свою вагину? Энслер предложила говорить о вагине не только как о части тела, но и объекте, через который женщина переживает уникальный опыт. Менструация, роды, возбуждение, радость открытия своей природы - с одной стороны; сексуальное насилие, стыд за собственное тело, стигматизация - с другой.

Для Энслер особенно важно само слово «вагина» - честное, прямолинейное и оттого табуированное. Героини пьесы называют эвфемизмы, которыми долго подменяли истинное имя своей вагины, чтобы не нарушить общепринятый консенсус: то, что у женщины между ног, - это стыдно и странно, тогда как пенисами можно изрисовать любой общественный туалет и мериться с приятелями в душевой спортзала.

Почему у пьесы был такой успех

Через два года Энслер вместе с фемактивистками объявила 14 Февраля (традиционный праздник гетеронормативной любви) «Днём V» - временем привлечения внимания к насилию в отношении женщин по всему миру. С 1998 года деньги от постановок «Монологов» стали идти на благотворительность, а актрисами становились большие знаменитости вроде Вупи Голдберг, Вайноны Райдер, Кейт Бланшетт и Мелани Гриффит.

Однако главной целью Энслер было распространить «Монологи» как можно шире, так что драматург разрешила ставить ее пьесу бесплатно активистам в феврале - с условием не отходить от оригинального текста. Спектакль появился в университетах, театрах стран, находящихся далеко за пределами США и Западной Европы, в центрах благотворительных организаций. «День V» сотрудничает и с компаниями в Афганистане, и с российским центром «Сёстры», охватывая широкий спектр женских проблем от варварской практики калечащих операций на гениталиях до отсутствия доступа к образованию и психологической помощи жертвам сексуального насилия.

Успех «Монологов», разумеется, связан с их простотой и откровенностью текстов. Постановка спектакля не требует сложных декораций или костюмов, зато истории бьют, что называется, в лоб. Пьеса Энслер - это не сложная постдраматическая конструкция, а очевидное высказывание. Именно поэтому «Монологи» работают и в больших театрах в центре Лондона, и в мужских тюрьмах .


«Монологи вагины»,
постановка Джулиано ди Капуа

А если нет вагины?

«Монологи вагины» - знаковое событие прежде всего 90-х годов, которое часто подозревают в трансляции устаревших взглядов. В 2015 году в колледже Маунт-Холиок, в котором учатся только женщины, отменили традиционную постановку, потому что спектакль показался студенткам недостаточно инклюзивным: «Гендер не может быть сведён только к биологическим или физиологическим особенностям. И многие из нас чувствуют себя некомфортно, участвуя в такой постановке».

Энслер поспешила отвергнуть обвинения в трансфобии, заявив, что ещё в 2004 году помогала активисткам-трансженщинам с созданием монолога «Они выбивали девочку из моего мальчика», который стал полноправной частью общего проекта. В своей колонке в Time Энслер сказала, что никогда не определяла женщину только как человека с вагиной.

Российские вагины

«Монологи вагины» привезли в Россию больше десяти лет назад: сначала показали на Чеховском театральном фестивале, потом долго ставили в Центре Мейерхольда под руководством Йоэла Лехтонена, а в Петербурге режиссурой «Монологов» занимается Джулиано ди Капуа - иногда он привозит свою версию в Москву.

В нулевых пьесу Энслер преподносили россиянам как скандальную эротическую постановку - отсюда и странные отзывы театральных критиков, сетующих, что монологи оказались «бабским трёпом», а также рассказывающих, как им было неприятно: «Как будто сходил в кабинет к гинекологу». В общем, уровень осознанности был заметно ниже, а изначально активистский спектакль часто превращался в коммерческий. Тем не менее в Москве и Санкт-Петербурге активисты стремятся работать с «Монологами» все чаще, в том числе и режиссёр Лидия Русскова, вырученные средства от спектакля которой перечислили в центр «Сёстры».

«Когда мы проводили кастинг - одним из главных вопросов для кандидаток был: почему вам близка эта пьеса? Для меня было важно, чтобы в спектакле играли женщины, заинтересованные в женской повестке. Второй момент - разнообразие: подобрать героинь разных внешних и возрастных типажей было важнее, чем взять профессиональных актрис», - говорит Русскова. Она признаётся, что стремилась сделать свою постановку максимально естественной и «не вычурной», чтобы зрители концентрировались не на словах, которые могли вызвать у кого-то удивление и возмущение, а именно на историях. «Сама пьеса и истории в ней настолько полноценны, что даже декорации не должны отвлекать от самих монологов», - считает Русскова.

Новое прочтение «Монологов» в активистской оптике явно отличается от ретроградного желания привлечь внимание к табуированному слову в России 2000-х. «Монологи вагины» вообще сложно назвать спектаклем в общепринятом смысле слова - это манифест, к которому смешно подходить с театроведческих категорий. А вот с этических нужно прежде всего.

Ив Энцлер

Монологи вагины

Посвящается Ариэлю,

который сводит с ума мою вагину

и взрывает мое сердце.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глория СТЕЙНЕМ


Я представитель поколения «там». То есть именно так, изредка и почти шепотом, женщины моей семьи называли все половые органы, наружные и внутренние.

Не то чтобы они не имели представления о таких терминах как «вагина», «половые губы» или «клитор». Наоборот, они ведь получили педагогическое образование и наверняка имели неограниченный доступ к информации.

Они не были закрепощенными, или, как бы сказали они сами, нетерпимыми. Одна из бабушек получала деньги от своей строгой протестантской церкви за то, что писала проповеди, из которых не верила ни одному слову. А потом она делала ставки на скачках и зарабатывала еще больше. Другая была педагогом, суфражисткой и даже начинающим политиком, чем были недовольны многие представители ее еврейского сообщества. Моя же мама, например, работала репортером в прогрессивной газете задолго до моего рождения. В дальнейшем она очень гордилась, что обе ее дочери росли более просвещенными по сравнению с тем, как воспитывали ее. Не помню, чтобы она говорила о женском теле как о чем-то грязном или постыдном, и я очень ей за это благодарна. Дальше вы увидите, что некоторые девочки росли в куда более сложных условиях.

Однако я никогда не слышала точных определений, тем более слов, произносимых с гордостью. К примеру, я ни разу не слышала слова «клитор». Прошли годы, прежде чем я узнала, что женщины обладают единственным в человеческом теле органом, который предназначен исключительно для удовольствия. А если бы такой уникальный орган был в мужском теле? Только представьте, как часто мы бы о нем слышали, и для каких поступков он бы служил оправданием! Поэтому когда я училась говорить, писать, заботиться о своем теле, я узнавала названия всех его важных частей, кроме одной неупомянутой области. Так я оказалась не готова к обидным словам и грязным шуткам в школе, а позже и к утверждению, что мужчины (любовники или врачи) знают о женском теле больше, чем мы сами.

Впервые ощущение самопознания и свободы, которое вы обнаружите на этих страницах, появилось у меня в Индии, где я жила в течение нескольких лет после окончания колледжа. В индуистских храмах и местах поклонения я видела лингам, абстрактный символ пениса. Там же я впервые увидела и йони, символ влагалища в форме двух- или трехвершинного овала, напоминающего цветок. Мне пояснили, что тысячи лет назад йони была более могущественна, чем мужской символ. Истоки поклонения уходят в тантризм, в основе которого лежит убеждение, что мужчина может достигнуть духовного совершенства только через сексуальное и эмоциональное единение с женщиной и ее высшей духовной энергией. Этот принцип был так глубоко и широко распространен, что даже монотеистические религии, которые появились позже и принижали роль женщины, сохранили его в своих устоях, хотя ведущие религиозные лидеры всегда его отрицали и до сих пор считают его ересью.

К примеру, христиане-гностики боготворили Софию как женское начало Святого Духа и считали Марию Магдалину мудрейшей из апостолов Христа. Тантрический буддизм до сих пор учит, что сущность Будды заключена в вульве. Мистики исламского суфизма верят что фана, или наслаждение, достигается только с помощью фраваши, женской сущности. Шехина в иудейском мистицизме - это разновидность Шакти, женского начала Бога. Даже некоторые ответвления католической церкви, прославляя Деву Марию, больше боготворят Мать, чем Сына. Во многих странах Азии и Африки, а также в других частях света, там, где боги до сих пор изображаются как в мужском, так и в женском обличии, алтарь представляет собой Жемчужину в чаше Лотоса или другие символы, олицетворяющие «лингам в йони». Индуистские богини Дурга и Кали являются воплощением сил йони, управляющих рождением и смертью, сотворением и разрушением.

По возвращении домой я поняла, что американские представления о женском теле слишком далеки от культа йони и восточного мировоззрения. Даже сексуальная революция 1960-х привнесла в эту сферу только одно: женщины стали сексуально доступней для мужчин. «Нет» 1950-х просто сменилось на постоянное, готовое на все «да». Это продолжалось вплоть до расцвета феминизма в 1970-х, когда появились разнообразные альтернативы, от традиционных религий до фрейдизма, от двойных стандартов сексуального поведения до единого для патриархальной, политической, религиозной среды контроля над женским телом как над средством воспроизводства.

Первые годы открытий связаны у меня с воспоминаниями о прогулках по Дому Женщин, который организовала Джуди Чикаго в Лос-Анджелесе. Каждой из женщин-художниц была предоставлена комната, и именно там мне впервые открылся символизм нашей культуры. К примеру, форма, которую мы воспринимаем как сердце, своей симметрией больше напоминает влагалище, чем ассиметричный орган, название которого эта форма носит. Возможно, это отголосок символа женского влагалища. Но олицетворяемая им сила была заменена романтикой времени, в котором господствовали мужчины. Сидя в одной из кофеен Нью-Йорка с Бетти Дотсон (вы встретитесь с ней на страницах этой книги), я пыталась вести себя как ни в чем не бывало, пока она шокировала невольных слушателей энергичным описанием мастурбации как способа освобождения. А когда я однажды заглянула в журнал «Ms.», то обнаружила среди прочих шутливых заголовков: «Сейчас 10 вечера. Ты знаешь, где твой клитор?» А когда феминистки стали носить значки и футболки с надписью «CUNT POWER!» («Власть Пизды!»), чтобы вернуть ценность слову «cunt», я смогла прочувствовать возрождение древней силы. В конце концов, индоевропейское слово «cunt» было образовано от обращений к богине Кали «Кунда» или «Кунти», которые имеют общий корень со словами «kin» (род) и «country» (страна).

Эти три десятилетия феминизма были также отмечены сильными волнениями, поскольку открылись новые факты насилия над женским телом: изнасилования, педофилия, унижение лесбиянок, физическая жестокость по отношению к женщинам, сексуальные домогательства, ограничение деторождения, международные преступления, связанные с женским обрезанием. Все эти неизвестные ранее действия были разоблачены, что помогло уберечь многих женщин. Мы обратили свою ярость в энергию созидания, чтобы подавить ответное насилие и залечить душевные травмы. Частью взрывной волны, творческим выплеском энергии, рожденной словами правды, и стали эта книга и спектакль по ней.

Когда я впервые смотрела пьесу, где Ив Энцлер произносила очень личные вещи, рассказанные ею также и во многих интервью и переведенные на язык театра, я думала: «А ведь я все это уже знаю. Мы живем среди этой правды последние тридцать лет». Так и есть. Женщины доверили ей свои самые интимные переживания, от секса до родов, от необъявленной войны против женщин до новой свободы в женской любви. На каждой странице - сила слов, ранее запретных, поэтому и мощь книги в том, что скрыто за словами. Один издатель заплатил Ив аванс за право на публикацию, но потом, тщательно все взвесив, решил оставить деньги автору, только бы она отнесла книгу вместе со всеми словами на «в» в какое-нибудь другое издательство.

Но ценность «Монологов вагины» гораздо глубже, нежели раскапывание прошлого, исполненного негативного опыта. Книга открывает индивидуальный для каждой путь в будущее, с любовью к своему телу. Думаю, что читатели, как мужчины, так и женщины, почерпнут из этих страниц ощущение свободы в восприятии не только себя и друг друга, но и альтернатив патриархальному дуализму «мужчина - женщина», «тело - разум», «секс - духовность», который берет начало в делении нашего тела на «части, о которых говорят» и «части, о которых молчат».

Если вам кажется, что книга со словом «вагина» в заголовке далека от философских и политических вопросов, приведу в пример еще одно мое запоздалое открытие. В 1970-х, проводя исследование в библиотеке Конгресса, я наткнулась на неприметную работу об архитектуре религиозных сооружений. В ней заявлялось, что традиционная архитектура древних мест поклонения копирует очертания женского тела. Причем факт этот подавался как общеизвестный. Например, вход сначала в притвор, а потом уже в храм - это большие и малые половые губы, центральный проход к алтарю - вагина, два изогнутых боковых нефа - яичники, и священное место в центре, алтарь, - это матка, в ней происходит чудо, и мужчина дает начало новой жизни.

Это сравнение было для меня новым и потрясло до глубины души. Конечно, думала я. В главной церемонии патриархальных религий мужчина вбирает в себя энергию йони, силу сотворения, символично порождая новую жизнь. Неудивительно, что главы мировых религий, мужчины, так часто говорят, что человек рождается во грехе: любой из нас рожден женщиной. И только подчиняясь правилам патриархата, мы можем переродиться, очиститься. Неудивительно, что священники обходят нас, разбрызгивая над нашими головами святую воду - подобие продолжающего род семени, дают нам новые имена и обещают перерождение в вечную жизнь. Неудивительно, что духовенство старается держать женщину подальше от алтаря, так же, как нас пытаются лишить возможности контролировать наши собственные силы деторождения. Все эти ритуалы, символичные или реальные, посвящены контролю над силой, заключенной в женском теле.