Сидоров га за семью печатями читать онлайн. За семью печатями

→ За семью печатями

Случилось так, что мы вышли из-под Воли Божьей, проявив собственную волю. Наша воля привела нас к заблуждениям. Покинув истинный нетленный дом, мы поселились в иллюзиях и миражах. Мы начали находиться во временном тленном прибежище – материальном энергетическом теле.

Но и этого нам было мало. Мы пошли дальше – мы подчинили свою жизнь Самости. Теперь она управляет нашими желаниями, мыслями, поступками, словами, чувствами, эмоциями. Она управляет нашей жизнью, а нам кажется, что она – это мы. Так из миражей и иллюзий мы перешли на уровень глупости и потерялись там. Мы вверили свою волю сатане через механизм подчинения самости.

Как двигаться обратно?

Обратно двигаться надо обратно.

А именно, для начала надо обрести свою волю, вывести ее из-под воли сатаны. Если мы этого не сделаем, то переход к следующему этапу будет лишь очередной глупостью – реализацией плана сатаны.

Снова обрести свою волю можно только путем внутреннего очищения и истончения самости. Это самый тягостный и длительный этап. Для этого нам необходимо противопоставить свою волю командам самости в ситуации, когда нашей волей фактически владеет самость.

Приспешники сатаны будут сеять в наших умах сомнения, они будут пытаться запутать наш ум. Они могут говорить, что поверить в бога легко, что для этого не надо очищаться от самости и гордыни, что бог сам это все сделает за вас, надо только поверить, что он это сделает, или попросить его.

Они могут говорить, что для того, чтобы принять бога, не нужен ни интеллект, ни трезвый рассудок, нужно просто наслаждаться богом, ведь весь мир – это бог, и вы сами – это бог, и ваш ноутбук – это бог.

Конечно, окончательно просветленные люди могут говорить еще и не такое. Однако между их словами и словами словоблуда – пропасть. Почему? Не только потому, что окончательно просветленные люди подразумевают другой смысл под этими словами, а прежде всего потому, что окончательно просветленные иначе воздействуют на окружающее их пространство – своим присутствием, звуком слов, дыханием, сердцебиением они несут в пространство Свет и Свободу. Они самозабвенно Любят каждого человека - в этом секрет силы их благотворного очищающего влияния. Они говорят эти слова, обращаясь к прямо нашему спящему Сердцу. Они пытаются разбудить его и не сомневаются в том, что это однажды произойдет. Безусловно, такое общение полезно для каждой заблудшей души.

А как воздействуют на окружающее пространство словоблуды? Что они несут в своих «проповедях» от ума? Обращаясь к нам из своего заблудшего ума к нашему заблудшему уму, они лишь больше запутывают нас в дебрях самсары.

Поэтому давайте думать всегда своей головой.

Словоблуды могут говорить, что выслеживание гордыни и самости – это насилие, а любое насилие не может вести к богу. И мы подумаем: «а вроде бы логично».

Но неужели, если словоблудов привязать к сосне в диком лесу, они не будут пытаться разорвать веревку? А ведь это будет насилием над веревкой! И еще это будет моральным насилием над теми, кто их привязал. Увы, настоящий словоблуд не будет следовать своим же лозунгам. Вместо этого он выдумает оправдание, которое будет еще более логично объяснять, почему он не должен следовать своим же призывам.

Эта ситуация с привязыванием в лесу ничем не отличается от освобождения от самости – есть и веревка, и тот, кто нас привязал, и даже то, что мы умираем без пищи – мы не потребляем внимание Бога, от этого наше сердце каменеет, мы умираем не телом, а душой.

Ну, а любить веревку – это очевидный клинический случай. Поэтому в Святоотеческой литературе (которую оставили нам первые поколения практикующих христиан, достигших отрешенности), как и в другой литературе, посвященной подлинной практике реализации человека в Боге, особый упор делается на строжайшую необходимость трезвого рассудка и ясности мышления практикующего любой стадии– от послушания (приобщения) до богосозерцания. Об этом же говорил нам и Бабаджи, призывая нас «думать своей головой». И этот текст не исключение.

Но если у вас будет слабое, неразвитое собственное мышление, то словоблуды могут даже Евангелие извратить и вывернуть наизнанку так логично, что вам будет казаться, что мы должны любить веревку, которой нас привязали к сосне. Поэтому прочтение Евангелия эффективно при наличии мозга у читателя. В противном случае, там можно найти много насилия:

Вытащить овцу из колодца в субботу – разве это не насилие над волей овцы?

Накормить несколькими рыбами море народу – разве это не насилие над рыбой?

Изгнание бесов в свиней – разве это не насилие над бесами и над свиньями одновременно?

Воскреснуть после субботы – разве это не насилие над психикой апостолов?

Не пустить родную мать с братьями на вечеринку – разве это не насилие над матерью?

А пустить родную мать на вечеринку? Вроде тоже насилие над матерью! То есть получается, что существование матери – уже насилие над ней. Получается, Евангелие полно насилия. Стоит только поискать хорошенько.

Любить ближнего? А если я не хочу! Стало быть, любить – это для меня насилие, а насилие не может вести к Богу. Значит, любовь не может вести к Богу. Логично? Вроде логично.

А призыв «бросьте в нее камень»? Это же призыв к насилию над камнем! Надо было сказатьтак: «Бросьте в нее «камень любви»! Все равно потом придется собирать все разбросанные камни! Так пусть это будет «камень любви»!»

Видите, в логичный бред можно превратить что угодно – особенно, когда у слушателя мало трезвого рассудка, а у рассказчика есть заинтересованность во лжи.

Вы скажете, что эти примеры абсурдны до очевидности. Конечно. Но дело в принципиальном отношении к словоблудию. Когда лично вас кто-то будет убеждать в подобных «логических» построениях, скажете ли вы словоблуду «довольно обмана»? Или вы раскроете рот в безмолвном восхищении? Вот в чем дело. Надо думать своей головой. Пусть результаты наших попыток думать головой будут гораздо скромнее того, что продуцируют словоблуды. Зато наш анализ будет соответствовать нашему текущему уровню чистоты ума и развитости мышления – это будет честнее.

Практика осознания не приемлет многословия и пустословия. В практике пристального наблюдения мы отдаем себе отчет - зачем, кому и как мы говорим каждое слово. И только тогда мы будем иметь иммунитет против вируса гордыни умничанья и многословия, когда сфера наших интересов будет узкой, а не широкой. Когда мы будем осознавать мимолетность жизни.

Тогда у нас не будет желания сливать ее на пустопорожнее словоблудие. Сфера наших интересов будет узкой – только достичь бы течения Духа, только бы не сгинуть в этом болоте умников и словоблудов. Где уж тут возьмется интерес к пустым теориям и «эрудированным» беседам о тайном и непонятном? Мы это будем отметать из нашего внимания как мусор, засоряющий сознание и ум. Мы будем слышать, как тикают наши часы, отмеряя обратный отсчет. И мы поймем, сколь велика разница между нами и теми, кто живет «вечно». Безусловно, эти часики сильно роднят между собой тех людей, которые слышат такие же часики. Ведь нет между нами разницы, если мы одинаково слышим тиканье этих обратных часов. Но между нами и теми, кто живет «вечно» - настоящая пропасть.

А сознательное введение в заблуждение других людей чревато тяжкими последствиями – это непреложный закон. Самсара поощряет такие действия до определенного этапа, словоблуды чувствуют драйв, но потом самсара поглощает такого человека – ведь через словоблудие он продает свою душу самсаре. Поэтому будьте внимательны, не увлекайтесь словами. Плохо, когда слов больше, чем подлинного понимания.

В очищающей практике размышления нужны только для выслеживания и анализа работы механизма самости, а не для построения бредовых концепций, чтобы восхищать ими публику (пусть даже собственную жену, мужа, друга или подругу).

После того, как самость больше не будет диктовать нам поступки, наша воля будет освобождена. Следующий этап –передать ее Богу.

Но где Его искать? - Его мы найдем в сердце. Как Он будет выглядеть? - Совсем не так, как мы ожидаем. Более того, для разных полов Он может проявляется разными гранями. Я говорю именно об ощущениях Сердца, об обнаружении там Бога – для разных полов Он может выступать в разных реализациях.

Однако в любом случае Его бессмысленно там искать, пока нами управляет самость. Поэтому так важно сначала добиться первичного очищения и освобождения от диктатуры самости. Переходить к этому этапу надо осторожно, в трезвом рассудке и твердой памяти, чтобы не превратить высокие слова в очередной фарс гордыни.

Как много раз я видел, что люди находили бога в сердце! Однако сами при этом и не покидали свой ум – пребывали в суете и страстях. Разве можно, находясь под печатью Антихриста, найти Бога? Метафорически можно сказать, что печать Антихриста – это и есть самость, которая запечатывает наш ум в своих оковах. Из такого ума сознание не имеет выхода к сердцу. Самость держит наше сознание в клетке на поле ума, а все, что за пределами этой клетки, мы называем подсознанием. На самом деле, подсознание – это та часть ума, которая для нас недосягаема из-за клетки самости. Из «подсознания» к нам приходят команды самости – эмоции, мысли, чувства, поступки, слова. А когда через завесу клетки все-таки пробиваются какие-то «предчувствия» или ощущения прямого восприятия (не отредактированного цензурой самости), то порой мы это называем «над сознанием» или даже «прямым видением». Однако если убрать клетку самости, то окажется, что и подсознание и «надсознание» - это всего лишь неосознанные части пространства ума, в котором размещалась клетка с нашим осознанием.

С помощью этой клетки Самость делает наше сознание суетным, поверхностным, зараженным всевозможными страстями – эмоциональными и интеллектуальными.

Вот так мы, люди, путаем сатану и бога – через живой, но зараженный ум и мертвое пустое сердце. Вся наша жизнь проходит в уме. За семью печатями сатаны. И нам порой кажется, что мы нашли там бога. Но нет бога в сатане (во всяком случае для нас, людей).

Насилие, которое мы допускаем по отношению к своей душе со стороны вживленного чуждого механизма – вот это грех.

Когда мы можем спасти душу, но мы только красуемся нашей эрудицией – вот это грех.

Когда мы словоблудим на тему, что мы уже достаточно помолились о своем спасении, поэтому если богу надо, то пусть сам нас и спасает – это грех. Да, как помолились? Из ума, опечатанного сатаной? Так кому мы молились при этом?

Ай, ай, ай…

Как отличить, обладаете ли вы сердечным осознанием или все еще в уме – читайте в заметке «Тишина». Если смысл каких-то слов вам покажется непонятным или неправильным, возможно, высокопарным или размытым, или покажется, что вам пытаются пустить «пыль в глаза» или «навести туману» на простой вопрос – значит, вы все еще в уме под контролем самости.

Однако в этих статьях нет цели убедить вас в этом (что у вас есть самость или гордыня). Убеждение не входит в задачи Академии Духовной Практики. Поэтому прочтение наших статей имеет смысл только в том случае, если для вас самих это актуально и имеет смысл.

Если же кто-то или что-то заставляет вас читать их насильно, «гипнотизируя» вас против вашей воли – знайте, что вы утратили ясность рассудка и практика вам строго противопоказана, вам следует посоветоваться с дипломированным врачом по поводу ваших ощущений.

Прошло не менее трёх лет, прежде чем мне удалось нанести на карту тот квадрат, где можно было смело искать Чердынцева. Старик оказался очень серьёзным. На телепатический вызов он не шёл. Дескать, тебя учили, с тобой работали. Вот и крутись, как знаешь! Внутренним взором я видел вытянутое озеро, зажатое между двумя поросшими лиственным лесом хребтами. Озеро немаленькое, слегка подёрнутое лёгким туманом. По берегу его виднелось несколько деревянных лодок, а на краю каменной осыпи стояла сгорбленная старая изба. На этом видение прерывалось. Сколько я не пытался увидеть нечто большее, все мои усилия были напрасны. Перед внутренним взором вставала одна и та же картина.

«Где это озеро? – терялся я в догадках. – Ясно, что в Восточной Сибири! Об этом красноречиво говорят и холмы, и лиственничный лес. Но таких озёр, на гигантской территории от Енисея до Охотского моря, должно быть, тысячи!»

Несколько раз я пытался выйти на загадочное озеро методом исключения. Работал с рамками и маятником. Но путь моему подсознанию преграждал какой-то запрет. Какая-то сила удерживала глубинное, внутреннее от контакта с моим сознанием.

«Что за чертовщина?! – думал я. – Железный непробиваемый блок! Несомненно, этот Чердынцев, или как его там, отлично знает, кто его ищет. Судя по тому, как я толкусь на одном месте, эзотерические возможности у него гигантские. Надо же, умудрился парализовать моё подсознание ещё до того, как я к нему обратился! Что же делать? – размышлял я над сложившейся ситуацией. – Ясно одно, что в таком сложном деле я смогу помочь себе только сам. И если не справлюсь, то на этом мой путь к знанию древних будет закончен».

От такой мысли меня бросало в жар. И я упорно искал выход. Наконец, мне пришла в голову идея снять код со своего инкарнационного глубинного с помощью стихии огня. Очищение я решил провести в дни весеннего равноденствия, в период, когда Солнце-Ярило набирает полную силу. Для этого я сложил во дворе дома довольно большой костёр. И, дождавшись, когда он прогорел, раскидал дышащие жаром угли по кругу. Потом войдя в изменённое состояние сознания, и обратившись к огню, как к партнёру и помощнику, я ступил голыми ногами в огненный круг. Пройдя по раскаленным углям несколько метров, я вышел на тротуар и взял в руки рамки. Но рамки и маятник мне не понадобились. Моему внутреннему взору открылась подробная карта Восточной Сибири, где красной огненной точкой светилось то место, которое я так долго искал.

«Ну, вот и всё! – поздравил я себя. – Дело сделано! Осталось туда добраться!»

Как я и предполагал, бывший куратор Курейки никуда с плато Путорана не исчезал. Он просто переехал на другое место. Поселившись у озера в пустынном труднодоступном месте, Чердынцев остался тем, кем он всегда был, – смотрителем севера, хранителем священных мест древних арктов. Только найти его стало намного сложнее.

– Теперь я знаю, где тебя искать! – обратился я мысленно к нему. – Так что, жди в гости.

– Ты примитивный балбес! – донеслось до меня из глубины бессознательного. – Придурок! Чтобы снять мою установку, додумался привлечь силу стихии!

– Ну и характер же у тебя! – покачал я головой. – Наверное, там, в горах ты скоро совсем озвереешь!

– Если до сих пор не озверел, значит, не озверею, – проскрипел тот же сварливый и неприятный голос. – Жду тебя в сентябре. И без хвостов. Разговор окончен.

– Почему в сентябре? – недоумевал я. – Там же у тебя, уважаемый, в августе холод собачий! Пока до озера доберусь, со здоровьем расстанусь! Там же двести километров сплошной тайги!

– Кретинам здоровье не надобно! – донеслось до меня еле слышным эхом.

«Ну и ну! – почесал я затылок. – Похоже этот Чердынцев, мужичонка серьёзный. А может, он спятил? С кем не бывает? Но делать нечего: «назвался груздем – полезай в кузов». Придётся готовиться в дорогу. Хотя бы для того, чтобы понять, что у него с головой, – успокаивал я себя. – Этот грубиян на Курейке четыре года общался со Сталиным. Уже потому Чердынцева надо непременно увидеть! Кто-кто, а он должен знать своего бывшего ученика. Мнение его имеет огромную важность. Если, конечно, он ещё в себе».

В середине августа я выехал в Красноярск. Ни чемоданов, ни большой поклажи у меня с собой не было. Весь мой скарб состоял из наполненного продуктами рюкзака, спального мешка, ножа, трёх десятков патронов и маленькой удобной «Сайги» четыреста десятого калибра. Чтобы не так бросаться в глаза, я сбрил бороду и надел тёмные старомодные очки. Добравшись до Красноярска на автобусе, я тут же поймал такси и через несколько минут оказался в Северном аэропорту. Когда-то из «Северного» я не раз летал в Байкит, Туру, Туру- ханск и Норильск. Здесь всё мне было знакомо. Поэтому, ни к кому не обращаясь, с видом человека бывалого, вразвалочку и не торопясь, я направился к кассам.

«Только бы меня никто здесь не узнал!» – думал я в тот момент. Бывшие попутчики, с которыми когда-то в этих стенах мне приходилось сутками дожидаться лётной погоды, сейчас были мне ни к чему. – Что я им скажу? Что продолжаю жить в Байкитском районе? Они, конечно, поймут, что это не так. Добрый десяток лет меня в «Северном» никто не видел. Сказать, что еду в гости к друзьям? Могут спросить, куда и напроситься в попутчики».

Мне не хотелось врать. И вообще, было такое желание, чтобы меня и не узнали, и не увидели. К моему удивлению в окружной центр билеты в кассе были.

– Вам один на Туру? – переспросила меня кассирша.

– Один, – кивнул я.

– Плохо, – вздохнула девушка. – Пассажиров совсем нет. Рейс могут отменить.

– Что ж, буду ждать, когда рейс всё-таки состоится, – улыбнулся я ей. – У меня нет выбора.

– В крайнем случае, у нас тут есть гостиница…

– Было время, мне приходилось жить в вашей гостинице неделями, – посмотрел я на кассиршу, забирая свой билет. – Так что не привыкать.

«Хуже всего, если рейс отменят! – заволновался я. – Торчать несколько дней в гостинице сейчас для меня самое последнее дело. Волей-неволей попадёшься кому-нибудь на глаза. А это плохо».

С тревожными мыслями я вышел на улицу и, зайдя в сквер, сел на лавочку. До объявления посадки оставалось целых шесть часов! Мне надо было как-то убить время. Наученный прошлым опытом эксплуатации воздушных северных дорог, я всегда клал в свой рюкзак пару нужных мне книг. С одной стороны, за чтением быстро летело время, с другой – была возможность спокойно, неторопливо и с удовольствием почитать. Но не успел я раскрыть книгу, как почувствовал в районе солнечного сплетения «ветер» тревоги. Отложив книгу, я огляделся. Вокруг того места, где я сидел, на расстоянии десяти метров не было ни души. Сунув книгу в рюкзак, я поднялся, но вдруг какая-то внутренняя сила меня резко развернула, и я оказался лицом к лицу с одетым в джинсы и камуфляжную куртку человеком. Лица неожиданного гостя я не разглядел, увидел только его глаза. Они излучали взгляд, полный ненависти и решимости. Доля секунды и обладатель злобных глаз оказался совсем рядом, а в руках его мелькнули две длинные спицы. Не встань и не повернись я вовремя, удара спицей в затылок мне бы не миновать. Теперь ситуация для нападающего несколько осложнилась. Я его видел и ждал нападения. Сделав несколько виртуозных, быстрых обманных движений, человек в камуфляжной куртке разразился серией практически невидимых ударов.

«Если попадёт, мне конец», – пронеслось где-то в сознании.

То, что передо мной был мастер воинского искусства, я понял по первым же его движениям. Уйти от такого шквала ударов было сложно. Особенную трудность представляло удержание противника на дистанции. Буквально улетев с линии атаки, я, наконец, сумел разглядеть лицо незнакомца. Передо мной был человек другой расы.

Ночью, уйдя в свою комнату на отдых, я как всегда долго не мог уснуть. Рассказ о том, из чего пекут хлеб, который употребляет население планеты, просто ошарашил меня! До меня, наконец, дошло, почему здесь, на хуторе, я почувствовал себя совсем иначе. Что бы я ни ел, никакой изжоги не было. Было такое ощущение, что я резко помолодел.

«Или, может быть, это мне только кажется? – размышлял я. – Нет, не кажется, просто я питался совершенно другой пищей. Это была чистая еда, без консервантов, красителей, вкусовых добавок и другой химии. И, конечно же, я употребляю настоящий, а не отравленный термофильными дрожжами хлеб. Если учесть, что рожь поморы сеют для себя сами, то их хлеб печется еще и из чистой муки».

Через некоторое время мои мысли переметнулись к так называемому тёмному жречеству.

«Технология на самом деле гениальная, – размышлял я.

– Используя генную инженерию, наги приняли облик людей и с помощью денег, знаний по управлению, древнего оккультного наследия пришли к власти над планетой. Что теперь ждёт человечество, одному богу известно! Как всё хитро. Они создали для себя из богоизбранных не только армию, но и отличное прикрытие. Чуть что, сразу евреи виноваты! Конечно, они, а кто же ещё? Эти недалёкие потомки Авраама и Иакова всегда на виду. Отличная ложная цель. Причем, управляется она тоже посредством генетики, да ещё и через специально созданный эгрегор. Тот же механизм, что и в термитнике. Как сделать так, чтобы эти люди поняли, кто ими управляет? Чтобы до них, наконец, дошло, кто стоит за их Яхве, пастухами-раввинами, кто создал на земле хасидов и хабад? И самое главное, зачем? Когда евреи, наконец, поймут, что никакие они не богоизбранные, а избранные в качестве расходного материала своими хозяевами, генетически изменёнными ящерами, жестокой инопланетной нелюдью? Что это она является их богом? Когда до них это дойдёт, то многое на земле изменится. Вся эта «жреческая армия» вместе с людьми порабощенной планеты начнёт действовать против своих хозяев. И тогда последним не поздоровится. Интересно, как отличить нормального земного человека от человекоподобного аннунака? Надо обязательно спросить об этом старейшину. Может, он подскажет».

С такими мыслями я заставил себя уснуть. И мне приснился удивительный сон. Как будто я вместе с Добраном Глебычем брожу по Луне и вижу гигантские многокилометровые стеклянные купола. Все они наполовину разрушены, как и то, что они когда-то накрывали. А закрывали они от солнечной радиации и метеоритных дождей самые настоящие города. Города людей, потому что под ногами из лунной пыли торчали черепа и кости. Я что-то спрашивал у старейшины, а он мне отвечал. Но что, я не запомнил. Наверное, что-то об увиденном. От такого жуткого сна я невольно проснулся.

«Что это? – думал я про себя. – Неужели так скоро включились мой эпифиз и правое полушарие головного мозга? Скорее, это был не сон, а погружение во что-то другое, в какой-то неведомый мне мир, где нет ни пространства, ни времени. В нём всё едино. И можно со скоростью мысли переместиться куда угодно!»

Но размышлял я недолго. Внезапно кто-то постучал в дверь, и на пороге появился Добран Глебыч.

– Опять не спишь и другим не даешь? – спросил он с порога.

– Да вот, проснулся… Видел жуткий сон.

– Что ты видел? – спросил помор, присаживаясь напротив моей кровати.

– Что мы с тобой бродим по Луне под гигантским разрушенным стеклянным куполом. А под ногами лежат человеческие кости… Черепа, много черепов…

– Черепа, говоришь?

– Кости и человеческие черепа.

На несколько секунд старейшина задумался, потом сказал:

– Активизировалась твоя шишковидная железа, только не пойму, почему так скоро? Теперь ты можешь смело путешествовать и во времени, и в пространстве. Магия «намерения» тебе известна.

– У меня вот какой вопрос, – сел я на кровать. – Есть какие-нибудь генетические критерии определения, рептилия это или человек?

– Конечно, есть, только «не про нашу честь». Никто этим заниматься не будет. Земная наука схвачена, альтернативной же у нас пока нет. Определить можно только по зрачкам. У этих тварей в темноте зрачки становятся, как у кошек, а при свете дня у некоторых они напоминают каплю, но не у всех. Так что пока они от нас скрыты. И надёжно. Но можно легко понять, с кем ты имеешь дело, через его психику. У этих тварей отсутствуют признаки души. Нет чувства любви, сострадания, они не понимают, что такое совесть, честь, благородство…

– Но ведь и людей с подобными качествами сколько угодно!

– Да, таких масса, потому они тоже нелюди. Раньше подобных отделяли от общества, а теперь именно их скрытые аннунаки и приводят к власти. Причём не только у нас, но и по всей планете. Разве что у китайцев пока не так. Понятно?

– Понятно, всё до банальности просто.

– Раз понятно, тогда вставай и собирайся. Пока мы болтали, все уже проснулись.

Через час Добран Глебыч с Гориславом уже запрягали тройку лошадей, а я, помогая им, никак не мог наглядеться на стать коней старейшины.

– Зачем тебе кони, Добран Глебыч? – спросил я его. – У тебя же и снегоходы, и трактор?

– Ничего ты не понимаешь, Ар! – улыбнулся он мне.

– Кони – это душа любого русского. Когда-то наш народ превратил дикого коня в домашнего. И он стал символом нашего северного солнца! И потом, общение с конем лечит человеческую душу. Кони не глупее собак, а может, и поумнее. Такова традиция! Мы держим лошадей для зимних и весенних праздников. И для навоза… Потому что лучше конского навоза нет на свете удобрения! Благодаря ему на наших полях и в огородах всё, как на дрожжах, и растёт.

– Неужели и на Новой земле лошадей разводили?

– На Матке у нас были олени. Их наши предки тоже одомашнили. Но олени не кони. Они глупее и не так красивы!

Когда тройка была готова, старейшина дал команду садиться. В доме за хозяина остался один Горислав. Он пожал мне на прощание руку и сказал, что всё нормально, это для него не наказание, а скорее честь. Вскоре вся наша праздничная команда уже сидела в роскошной северной кошевке. Впереди на лучке уселся старейшина, за ним его жёны, а сзади, на толстом ковре, в окружении четырёх молодых и красивых девушек оказался я. Одновременно зазвенели пять колокольчиков, и наша тройка понеслась по буранной дороге к зимнику. Когда мы, наконец, на него выехали, то я увидел, что за ними следом несутся шесть таких же, как наша, троек.

– Это наши, хуторские, – улыбнулась мне Милонежка.

«Надо же, куда не кинь, везде невидимые рамки определенного поведения, – подумал я. – Буквально во всём приходится убеждаться, что северная община – это единый, хорошо отлаженный механизм. Потому она до сих пор и жива».

Прошло около часа, и я увидел, что наша тройка догоняет целый караван таких же троек.

– Это с соседнего хутора, – снова подала голос Милонежка. – У них свой старейшина, и они притормозили, чтобы дождаться нас.

Когда мы догнали ехавших впереди, то сразу сбавили рысь, и теперь все вместе, придерживая разгорячённых коней, понеслись дальше по зимнику. Вскоре наш караван свернул с дороги на какое-то ответвление и ещё через час всем скопом мы выехали на широкую поляну. К моему удивлению на поляне наша процессия оказалась далеко не первой. Я это понял по следам на снегу и по лошадям, которые виднелись под навесами у небольших рубленых домиков.

– Вот и наша изба, – показала вперёд Светлада. – Её уже расчистили, так что мы уже на месте.

Через минуту наша тройка остановилась у заветного домика. Наши женщины, захватив с собой тулупы и ковёр, отправились разжигать в жилище небольшую печь. Я же стал помогать Добрану Глебычу распрягать его разгорячённых быстрой ездой коней.

– Каждая семья имеет свой домик, – кивнул головой в сторону строения старейшина. – В него мы переезжаем во время общих торжеств. А там, – показал он головой на стоящие в середине поляны две большие избы, – наша баня и храм.

– Храм? – удивился я.

– Да, место связи человека с Высшим и с предками. Видишь, у него вместо крыши пирамида?

– На пирамиду я уже обратил внимание.

– Сегодня двадцатое декабря. Завтра двадцать первое. Вот сегодня в ночь мы и натопим нашу баню. Чтобы завтра утром, на восходе Солнца, пройти в ней очищение и накрыть стол для лесных обитателей. У них ведь тоже праздник.

Мне хотелось спросить помора, кого он имеет в виду, но чтобы не выглядеть в его глазах конченым дураком, промолчал. Мы распрягли коней, поставили их под навес и насыпали в корыта овса.

– Через час надо будет лошадей напоить, колодец рядом с баней, – сказал помор, – и я понял, что поить коней – теперь моя обязанность. Когда мы вошли в избушку, в ней уже было сравнительно тепло. В печи потрескивали дрова, а женщины обустраивали стол и спальные места.

– На каждой лавке будут спать по два человека. Только Добрану придётся шиковать одному. Потому что он из нас самый большой. Договаривайтесь, кто с кем, чтобы не было недовольных, – объявила Ярослава.

– Я буду с Аром, – объявила Милонежка. – Он тоже не маленький, а я, как вы сами говорите, пигалица. Значит, нам не будет тесно.

– Хорошо, согласились с ней улыбающиеся девушки. – Дальше мы сами как-нибудь разберёмся!

– Видишь, что делается? – посмотрел на меня помор смеющимися глазами. – Младшая дочь берёт быка за рога! Ну и ну! А ведь ей только двенадцать! А что будет дальше?

– Ничего не будет! – засмеялся я. – Всё так и останется!

– Хватит шуток! – пробасил старейшина. – Пойдём, я покажу тебе нашу баню и расскажу, как её надо топить.

– Вскоре мы оказались в огромном пятистенке, который представлял собой общую северную баню.

– Когда-то нечто подобное, может, больше, а может, поменьше, было распространено по всем городам и деревням древней Руси, – показал Добран Глебыч на гигантское помещение. – Видишь, баня отапливается большой русской печью. Её труба заполнена камнями. Посмотри, какая она огромная. А по бокам вьюшки для пара. Огонь, проходя через камни, их разогревает. Но чтобы камни хорошо разогреть, надо печь топить часов восемь-десять. В этот момент открылась дверь, и к нам подошли крепкие молодые парни. Они уважительно поздоровались со старейшиной, познакомились со мной и занялись топкой печи.

– Ты тоже присоединяйся. Так быстрее пролетит время, да и с ребятами из других хуторов познакомишься, – посоветовал мне помор.

– Тогда я пошёл за дровами, где они у вас?

– За баней, – улыбнулся мне мой новый знакомый по имени Борис.

Когда я пришёл с охапкой дров, Добрана Глебыча в бане уже не было.

– Он велел передать тебе, что напоит коней сам, а ты будешь с нами следить за баней, – передали мне парни наказ моего друга.

– И так до утра? – спросил я их.

– Зачем? Только четыре часа. Потом нас сменят, а еще через четыре часа заменят сменивших нас. В бане сидеть не обязательно. Это в данный момент в ней холодно. Через пару часов тут станет жарко. А потом вообще наступит пекло. Надо здесь появляться минут через сорок. И подкладывать в печь, чтобы была полной. Вот и всё. Давайте распределимся, кто за кем.

После такого уговора истопники разошлись по своим домикам. Отправился восвояси и я. Когда я вошёл в наше временное жильё, стол уже был накрыт, и все поджидали только меня.

– Заглядывал хранитель, – обратился ко мне Добран Глебыч. – Тебя спрашивал. Хочет с тобой поговорить.

– А где его найти?

– Домик Белослава ближе всего стоит к озеру, так что найти ведуна не сложно. После завтрака, точнее сказать, обеда, сходи к нему.

Когда я подошёл к домику волхва, тот стоял во дворе и набирал в эмалированную кастрюлю снег.

– Немного не успел, – улыбнулся он мне после приветствия. – Но пока поговорим, чай подойдёт.

– Ты собирался воду для чая натопить из снега? – спросил я Белослава.

– Я всегда так делаю. Это летом удобно из ручья или реки её брать. Зимой лучше снега ничего нет. Он самый чистый, у снеговой воды совсем другой кристалл. Он намного легче растворяет в организме и соли, и различные опасные яды. Но пойдём в избу, мне хочется тебе рассказать о другом.

Когда мы вошли в домик ведуна, он поставил кастрюлю на печь и, повернувшись ко мне, сказал:

– Я хочу обратить твоё внимание, Гор, вот на что. В настоящее время на земле действуют две формы восприятия окружающего. Одна форма гуманоидная. Посредством высшей полевой сущности она пронизывает все уровни гиперпространства и связывает нас с Высшим. Именно оттуда, через такой вот многослойный мост мерностей, мы и получаем представление о гармонии. Ты должен знать, что геометрия золотого сечения воспринимается человеком на чувственном плане. Её нельзя объяснить словами или как-то измерить. Хотя математические модели её построены. Эту гармонию линий и форм, звуков музыки и поэзии мы ощущаем. Такая информация передаётся человеку даже не от Сварога, а от самого Рода. Именно ощущение гармонии прекрасного не только связывает нас с Творцом всего сущего, но и делает нас частью его самого. Это та данная нам свыше лестница, взбираясь по которой, сознание человека может достичь уровня того, кого мы называем созидателем и хранителем Мироздания. Именно по этой причине человеку никак нельзя утратить чувственное восприятие принципа золотого сечения. Ни в форме, ни в слове, ни в звуке, ни в мысли, ни в чувствах. Что такое любовь? Это чувственное восприятие окружающего, преломлённое через призму божественного, того, что известно нам как золотое сечение. То же самое можно сказать о категориях совести, чести, о высоком проявлении человеческого духа – благородстве. Один философ сказал, что осознание прекрасного спасёт мир. Так оно и есть. Но это осознание начинается с форм. С того материального мира, в котором живёт наше тело. Сколько раз было так, когда ты ловил себя на мысли, что перед тобой цветок, от которого нельзя оторвать взгляд?

Я кивнул.

– Наверняка ты любовался не только цветком, но и многим другим в царстве материи: деревьями, реками, озёрами, горами, рассветами и закатами, наконец, людьми. И тебе, наверное, не раз приходило в голову, почему ты эту красоту видишь, а другие к ней равнодушны? Подобное было?

– И не раз!

– Ты не догадываешься, почему кое у кого нарушена связь с Высшим? Да и не только с ним, но и с многомерной сущностью? Посмотри на животных: они не ощущают ни красоты, ни гармонии форм, ни яркости красок, до них не доходит музыка. В их сознании она преломляется в пустой, несвязанный меж собой набор звуков. Почему так? Потому что животные не обладают многослойной, сложной психикой человека. У них отсутствует полевое сознание связанной с Высшим сущности. Хотя посредством инстинктов они чувствуют информационное поле. Для чего я тебе это говорю? Чтобы ты понял, что затеяли на Земле те, о ком мы не так давно говорили. В их руках не только политика, наука и экономика, они управляют и культурой. И пользуясь этим институтом, опускают сознание человека до животного уровня. Когда речь шла о появлении на Земле новых видов человекообразных, я говорил не в переносном смысле, а в самом что ни на есть прямом. Перед нелюдью хозяевами поставлена конкретная задача – лишить человека восприятия гармонии золотого сечения во всём, где только возможно. Много ты сейчас найдёшь людей, которые чувствуют и понимают музыку великих композиторов? Таких, как Бах, Бетховен, Моцарт, Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков и других. Таких людей единицы. Чтобы убедиться в этом, достаточно сходить несколько раз в филармонию. Там ты увидишь одни и те же лица. Одна и та же публика, в основном люди среднего и пожилого возраста. То же самое ты увидишь, посещая и картинные галереи классиков. А сколько наших русских людей перестало воспринимать народное творчество? Для них народные песни, мелодии и пляски – пустой набор звуков. Как для собак, лошадей или живущих в доме крыс.

– Да-да, обезьян, – кивнул головой жрец. – Я не хочу говорить про балет и оперу. Многие ходят туда не для того, чтобы погрузить свою душу в мир прекрасного, а для того, чтобы просто показать, что он там был и, значит, чего-то стоит. Как видишь, инопланетным тварям удаётся опустить сознание некоторых людей до животного состояния. Делается это через институт так называемой массовой культуры, который финансируется иллюминатами и рассчитан на воспитанных системой молодых людей. Теперь ты понимаешь, почему всё так устроено, что детей отрывают от родителей с двухлетнего возраста и отдают в ясли? Это самое подходящее время включения их в систему.

– Но ведь и в Спарте детей с двух лет отдавали в специальные школы!

– Смутно догадываюсь.

– Наверное, полшага.

– Сегодня в бане, Гор, ты увидишь полсотни красивейших девушек и молодых, прекрасных женщин. Я хочу, чтобы ты обратил внимание на то, как они сложены. Какую генетику им дали наши предки. И ты должен вывести для себя своё личное восприятие прекрасного. И на таком уровне, чтобы ты мог передать это людям. Пойми, задача эта не из лёгких, ты должен на чувственном уровне уловить и линии, и пропорции. То, что ты видел двоих дочерей и двух жён Добрана, а ещё несчастную Дашу, мало что значит. Это тонкий срез и заметь: визуально все женщины оказались разными… Тебе же надо понять общее. Через совершенность женского тела осознать красоту цветка, дерева, неба, гармонию поэзии и звуков музыки. Когда ты услышишь, как звучит фигура каждой девушки или женщины, вот тогда можно считать, что ты достиг желаемого. Пойми: код прекрасного един. Это гармония всего Мироздания. И через частное можно постичь общее. Здесь не задание, Гор. Это ещё одно твоё посвящение. Если ты с ним справишься, то можно считать, что я в тебе не ошибся.

– А почему ты сказал, что наша Даша несчастная? – после минуты молчания спросил я хранителя.

– Видишь ли, – посмотрел он мне в глаза, – Дашу кое-кто хотел использовать. Её готовили не для ритуального жертвоприношения. Скорее всего, девушку предупредил об опасности кто-то из ФСБ, внедрённый в их круг. В нашей спецслужбе есть и честные люди, даже герои. Этот человек сильно рисковал.

– Я тебя не понимаю.

– Сейчас поймёшь, – снял с печи вскипевший чайник хозяин дома. – В Британии имеется под покровительством людей-ящеров и масонов шотландского обряда особая женская масонская ложа. В ней специально готовят женщин-убийц для разрушения мужской психики. Многие женщины-политики вышли из этой ложи. Та же железная леди Маргарет Тэтчер и многие другие. Вот туда и хотели отправить нашу Дашу. Внешность у девушки сам знаешь, какая. Особо никогда не тренировалась, а смотрится богиней. На её обёртку и была сделана ставка. Осталось извратить психику, потому и создали для нее весь ад, который она прошла, чтобы ложа выглядела раем. Но есть одна грустная деталь: если кандидатура от ложи увильнула, то она должна непременно погибнуть. Поэтому тайные ищейки Дашу будут искать. Причем многие годы. У них на этом деле специализируется целая служба.

– А ты не боишься, что вас всех на праздник в той же бане расстреляют?

– Ха-ха-ха! – засмеялся волхв. – Этого из нас никто не боится. Потому что наш мир полностью закрыт от частот социума и путь сюда только один. И он всегда под охраной. И если даже маги разгадают наш код, мы об этом сразу же узнаем. Нас пытались найти и агенты царской охранки, и агенты Троцкого, и люди Глеба Бокия. Всё бесполезно. Теперь их дети рядом с нами. Ты понял меня?

– Понял! – кивнул я ведуну.

– И последнее. Я спросил твоё имя. Высшей твоей инкарнации. Так вот, тебя звали Белославом! Как видишь, ты мне тёзка. Потому пасечник и послал тебя ко мне.

– А что, можно было и в другое место?

Взглянув на часы, я понял, что пора идти подложить дров в печь бани. Поблагодарив хранителя, я собрался было отправиться по своим делам, но когда я подошёл к двери, он на прощание мне сказал:

– Запомни, тёзка, британское «сэр» на языке халдеев означает «змей». То же самое французское «сир». Это одно слово. Вот она, точка над «и». Только об этом мало кто знает. Конечно, сами люди-рептилии и масоны высших посвящений, но больше никто.

– А ты можешь в трёх словах мне рассказать, кто такие хабадники? Что у них за генетика, и почему они так ненавидят нас, представителей других рас и народов? – повернулся я к хранителю.

– Больше всего они ненавидят представителей белой расы и ещё сильнее нас, русичей. Потому что мы являемся прямыми потомками древних белых богов. И у нас самый высокий потенциал связи с Высшим. Работает не только левое полушарие головного мозга, но и правое.

– А их генетика?

– Здесь нетрудно догадаться. Они происходят из того пласта еврейского народа, который генетически смешан с детьми Нибиру. Отсюда и их ненависть к людям. Ненависть не внушённая, а генетическая! В хабад подбираются именно такие. Теперь ты понимаешь, почему для хабадников все двери открыты. С ним связана вся чёрная элита Европы и Америки. Почему они запросто общаются с королями, премьер-министрами и заправилами транснациональных компаний. Генетически все они очень близки. Все «сэры» и «сиры».

– Из твоих слов получается, что хабадники генетически не евреи?

– Так же, как и многие раввины.

– Как ты считаешь, королева Британской империи – еврейка?

– С одной стороны, нет, с другой – да.

– Такая же, как и хабадники, и президенты транснациональных компаний. Все эти Ротшильды, Куны, Абрахансоны, Рокфеллеры и т.д. А простые евреи для всех них – всего лишь расходный материал, которым через миф об их богоизбранности неплохо манипулируют. Как видишь, всё очень просто. По земным меркам все они вроде бы разные: одни относят себя к евреям, другие к англосаксам, французам, немцам, фламандцам, испанцам и т.д. Но вся их свора имеет один и тот же генетический фундамент «детей Нибиру». Следовательно, земной расой не является. Это пришельцы из космоса, только в образе человека. Любопытно то, что некоторые их группы и не догадываются, кто они такие. Например, те же хабадники…

– Теперь, наконец, до меня дошло! – открыл я дверь, направляясь на своё дежурство.

Четыре часа нашей смены пролетело незаметно. Когда пришли другие ребята, в бане было уже жарко. В семь утра в её парной невозможно было уже дышать.

– Всё, подъём! – скомандовал утром старейшина. – Женщины, марш в баньку. Когда мы приедем, вы должны быть хорошо прогретыми. Парить будем вас, как положено! Нас с Гором двое, а вас сколько!

– Мы быстро! – отозвалась Валентина и через несколько минут в избушке остались только мы с Добраном Глебычем.

– Ну и что тебе, если не секрет, наказал волхв Белослав? – спросил он меня.

– Да я и сам толком не понял. Чтобы я посредством чувственного восприятия гармонии женского тела вышел на уровень осознания пропорции золотого сечения. Буквально во всём, не только в форме, но и в поэзии, и в музыке… Как это возможно, пока не знаю.

– Э, да он тебя в жрецы наметил! Придёт время, когда не ты меня будешь слушать, а я тебе в рот заглядывать! Это хорошо! Значит, есть потенциал!

Слова старейшины меня смутили. Видя, что я покраснел, он хлопнул меня по плечу и сказал, что у каждого человека свой духовный потолок, только один к нему идёт всю жизнь, а другой достигает его за несколько лет, вот и всё. Минут через пятнадцать, прихватив с чердака избушки с десяток веников, мы тоже отправились в баню. На улице, кроме нас, оказались и другие парни. Они шли группами и поодиночке со своих домиков к бане, и в предутренних сумерках их было хорошо видно.

– Так мы не одни! – обратился я к Добрану Глебычу.

– Нет, конечно! Женщины сейчас уже на пределе. А парни с улицы, полные сил. Поэтому парить наших дам будет не в нагрузку. Это тоже традиция. Когда всей толпой мы вошли в огромную парную бани, то увидели, что верхние этажи полок наполовину заполнены. На них лежали рядами наши северные красавицы, а жар стоял такой, что начали сворачиваться уши. Девушки и женщины, увидев вошедших мужчин, стали поднимать руки, показывая, где их можно найти. Распарив берёзовые веники в горячей воде, мы со старейшиной отправились туда, где лежали наши барышни. Кто-то по чьей-то команде плеснул берёзовый настой на раскалённые камни, и верхние полки заволокло паром. Мне достались Даша, Светлада и Ярослава, старейшине все остальные. От горячего пара пылало лицо, жгло руки, но через несколько минут мои женщины скатились на нижние полки. Отдышавшись, они выбежали на улицу вслед за другими и бросились кататься по рыхлому чистому снегу. В это время над горизонтом появились лучи восходящего солнца, и начался рассвет. Это был рассвет Праздника Великого Коляды. Когда на верхних полках остались одни мужчины, в парной стало снова тихо. Но ненадолго. Через минуту на свои места вернулись все наши красавицы. На их крепких разгорячённых телах комьями лежал тающий снег, было видно, что все они основательно остыли, и теперь у них возникло желание похлестать вениками нас. После такой процедуры и мы, и они оказались снова в снегу. И женщинам, и мужчинам улыбалось восходящее праздничное светило,

– Как видишь, тёзка, обряд очень простой! Те же четыре стихии и лучи восходящего Солнца. С этого момента его характеристики начинают меняться. Из осеннего оно становится полностью зимним, и начинается его подъём, – услышал я знакомый голос ведуна.

Он стоял голыми ногами на снегу, одетый в длинную белую рубаху, и улыбался.

– Ты, наверное, спустился с небес? – засмеялся я. – Тебя же в бане не было.

– Просто ты меня не заметил. Это и понятно. Кругом столько красавиц, что тебе не до старика. Дело-то молодое!

– Да я на них ещё и не смотрел.

– А ты взгляни и на чувственном плане осознай, что ты должен. Иди, не стесняйся! Любуйся! Подари нашим девчонкам свою сибирскую суровую силу. Дрожа всем телом, я снова вбежал в парную и увидел на нижних полках отогревающихся от снежной купели незнакомых мне девушек и женщин. Здесь же рядом с ними стояли и все наши красавицы. Но на фоне того, что предстало перед глазами, они не казались какими-то особенными. Просто обе Светы и даже абсолютно совершенная Даша были ни сколько не красивее других молодых обнаженных барышень.

Девушка поднялась со скамейки, и от её совершенства и красоты у меня закружилась голова. На меня смотрели огромные, широко расставленные, умные, пронизывающие глаза. Её иконописное лицо, казалось, изваял небесный скульптор. То же самое можно было сказать и о фигуре. Высокая, красивая шея, необыкновенно правильные, чуть покатые плечи, совершенная форма груди и плоский, подтянутый живот! Поразила осиная талия девушки. Казалось, она была тоньше, чем у стоящей рядом Светлены. Но больше всего меня удивили круглые, мощные бёдра и стройные, высокие голени красавицы. Невольно возникло впечатление, что её ноги вытачивались на особом станке. И не человеком, а самим богом.

– Радмила учится в Архангельске. Она мастер спорта по конькам, – сказал несколько слов о своей подруге первая Света. – Как тебе она?

– Моё мнение, что Радмила – само совершенство!

Услышав мои слова, красавица улыбнулась. В её улыбке я не увидел ничего честолюбивого, надменного и эгоистичного. Простая милая улыбка умной девушки. Вот и всё. Через пару минут Светлена познакомила меня ещё с тремя такими же живыми богинями. Все они были разного роста, но великолепно сложены, голубоглазы и русоволосы. От красоты и, совершенства форм и линий, цвета глаз, блеска кожи мне стало не по себе. Надо было срочно успокоиться. И понять увиденное. И я, поклонившись своим новым знакомым, поднялся на свою полку. Вскоре рядом со мной примостились и обе Светы. Через минуту вслед за ними пришла Даша. По ней было видно, что девушка растеряна.

– Как тебе, Дашенька, здешняя публика? – посмотрела на неё Светлада.

– Они по породе нисколько не хуже девушек, – отозвалась Светлена.

– Теперь ты понимаешь, Даша, куда мы тебя привезли? – поднялась со своей скамейки Светлада. – Ты должна осознать, что все наши хуторские – это особая порода людей белой расы. Нас совсем мало. Но они, – показала девушка на лежащих на полках и стоящих внизу парней и девушек, – её генетический неприкосновенный фонд. Ты же хотела подарить свои гены городским дегенератам. Прости меня за прямоту.

– Но ведь я полукровка, – вздохнула Дашенька.

– Ну и что? Твоя мать из карелов, но очень хороший человек, и в молодости была красавица. И потом, ты же копия матери твоего отца. Здесь тебя приняли как свою. Некоторые парни тобой любуются. Ты их идеал, а не мы, и не Радмила с подругами. Разве не видишь?

– Вижу, – улыбнулась Даша. – Но ведь и Ара ваши приняли за своего.

– Во-первых, не ваши, а наши! – подняла свою красивую голову Светлена. – И, во-вторых, он и так свой. Ар прошёл ту же школу, что и все мы. Только глаза у него зелёные. Отец говорит, что у сибирских челдонов в основном именно такие глаза.

– Хватит стрекотать! Второй заход!

С этими словами старейшина открыл каменку и плеснул туда ковш горячего берёзового настоя. И снова все, кто лежал на верхних полках, взялись за веники. После второго купания в снегу и игры в догонялки по сугробам, я попросил обеих сестёр познакомить меня ещё с одной группой красавиц. Они привлекли моё внимание тем, что вместо снега обливались колодезной водой.

– Это те, кто несколько лет прожили в городах. Им снежные ванны пока запрещены, могут заболеть, – объяснила мне поведение этих девушек Светлена. – А насчёт знакомства, как угодно. Можно сейчас, а можно на празднике!

– Лучше сейчас. Там тоже такие, как вы, красавицы.

– Красивее нас! Совершеннее и нежнее. Мы с сестрой несколько грубоваты.

– Ничего вы не грубоваты! – возразил я им. – Просто атлетичнее. Я тут решаю задачу пропорции золотого сечения. И хочу их сравнить с теми, кого я уже видел.

– Вон оно что! – переглянулись обе Светы. – Ну что, Даша, пойдём вниз, знакомиться. Раз ты с нами, то тебе надо знать всех. Прежде всего, девушек-сверстниц. С парнями тебя сведёт праздник. На то он и создан, чтобы люди сходились друг с другом.

– Ни с кем я сходиться не хочу, – буркнула Даша.

– И не надо, – улыбнулась ей Светлена. – Просто необходимо знать всех наших в лицо.

«Так вот почему и мужчины и женщины тысячи и тысячи лет в прошлом мылись вместе в банях и купались в купальнях? – наконец, дошло до меня. – Тут не только обмен энергиями, здесь совсем другое. С помощью магнита притяжения к противоположному полу на чувственном плане включается осознание божественного кода геометрии высшего порядка, той, которая называется пропорцией золотого сечения!»

От счастья того, что я приобрёл, мне хотелось обнять всех окружающих. И знакомых, и ещё незнакомых.

«Вот он, праздник души!» – думал я, еле живой от усталости подходя к нашему маленькому, занесённому снегом домику.

  • 23.

Эта книга для многих будет откровением.

В четвёртой книге эпопеи «Хронолого-эзотерический анализ развития современной цивилизации» Георгий Сидоров полнее раскрывает темы, прямо касающиеся каждого:
Кто, как и зачем загнал нас в ловушку современной цивилизации, и какой из этой ловушки есть выход;
Общие законы мироздания, их специфическое применение, известное в народе как “магия”;
Эффективное управление своей психикой как залог безопасности и развития;
И главное - о мужчине и женщине, об энергообмене между ними,рождении ребёнка и взаимоотношениях в семье. Человек должен понимать, что с гибелью семьи рухнет ещё один кирпичик нашего общества, та его составляющая, без которой он не сможет эволюционировать, ведь духовная эволюция человека всегда происходит в семье.

Долгие годы эти знания были спрятаны за семью печатями…

Глава 1. Волки
Глава 2. Легенда. Религия, как технология управления
Глава 3. Индустрия биороботов
Глава 4. Энергетика древних
Глава 5. Арии севера
Глава 6. Тренировка
Глава 7. Город и деревня
Глава 8. Компьютеры
Глава 9. Технология стресса
Глава 10. Действие микроволновых полей
Глава 11. Промышленность повторного цикла
Глава 12. Трансгенная технология
Глава 13. Оккультная технология смерти
Глава 14. Непогода
Глава 15. Точка над «и»
Глава 16. Институт стерв, как часть общего
Глава 17. Основные технологии сатанизма
Глава 18. Закон равенств и живой термитник
Глава 19. Звёздные гены
Глава 20. Эзотерические центры
Глава 21. Вид на будущее
Глава 22. О чужебесии
Глава 23. То, что тщательно скрывают от русского народа
Глава 24. Магическое действо
Глава 25. Дашунька
Глава 26. Неудавшаяся ведьма
Глава 27. Культуртрегеры и общие законы Мироздания
Глава 28. Ночной визит
Глава 29. Руины погибшей цивилизации
Глава 30. Бестия
Глава 31. Человек
Глава 32. Вопросы и ответы
Глава 33. Скрытый механизм инволюции
Глава 34. Догадка и выводы
Глава 35. Разрушенная система
Глава 36. Сексуальный обмен энергией
Глава 37. Суть эволюции вида и зло в повозке добра
Глава 38. Чувство высокой любви
Глава 39. Семейные отношения
Глава 40. Рождение заказных детей
Глава 41. Управление эмоциями
Глава 42. Подземное кладбище
Глава 43. Потомки бореалов
Глава 44. Энергетика стервы
Глава 45. Белый волхв
Глава 46. Тайна лабиринта
Глава 47. Вход в подсознание
Глава 48. Технология управления биологическими часами
Глава 49. Основа сверхконцентрации
Глава 50. Великая тайна иллюминатов
Глава 51. Северный хлеб
Глава 52. Цивилизация глобального контроля
Глава 53. Обряд очищения
Глава 54. Первый день праздника
Глава 55. Закон времени
Глава 56. Русский мяч
Глава 57. Истина, с которой приходится считаться
Глава 58. Проект - внутривидовая война
Эпилог
Список рекомендуемой литературы


1. Тупик в развитии фундаментальной физики как результат действия вирусной программы Эйнштейна под названием «Теория относительности». 2. Невозможность выхода на новые Ор - сила. День - свет. Ор-Да Арий-сто-крат-ия Духа! Основные принципы: - Взаимопомощь и взаимовыручка. Верность. - Проблема второго поколения в сельской местности. Дети уезжают в город. Вырастают и уезжают учится в город, затем там и остаются. У многодетной семьи Киселевых из Карелии отобрали шестерых детей, ограничив родителей в правах. Претензии, предъявленные чиновниками к семье, не имеют