Сочинение на тему: «Береги честь смолоду. Эссе "береги честь смолоду" Честь надо беречь смолоду

Честь – это внутреннее достоинство человека, верность своему слову, преданность, честность. Человек с молодых лет должен быть верен своему долгу, своей чести. Если он утрачивает честь, то её уже трудно вернуть.

В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» центральной является проблема долга и чести. В ней противопоставлены два героя: Гринёв и Швабрин. События, описанные в произведении, происходят в 1773 году во время Пугачёвского бунта. Оба героя служат в Белогорской крепости под началом капитана Миронова, оба влюблены в капитанскую дочку Марью Ивановну. Но ведут себя офицеры по-разному. Получивший отказ на предложение руки и сердца Швабрин порочит имя девушки, а Гринёв защищает честное имя Маши Мироновой на поединке.

По-разному ведут себя герои и в момент захвата крепости пугачёвцами.

Швабрин сразу же переходит на сторону бунтовщиков, забывая о своей офицерской чести. Гринёв остался верен клятве императрице, помня наказ своего отца: «Береги платье снову, а честь смолоду».

В поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» проблема чести и бесчестия раскрывается на примере двух образов. Один из них – любимый опричник царя Ивана Васильевича – Кирибеевич, который гордится тем, что богат, что есть у него роскошная одежда, острая сабля, боевой конь, но счастья это ему не приносит. На царском пиру Кирибеевич объясняет свою грусть и тоску неразделённой любовью к одной красавице. «Лукавый раб» не признаётся царю в том, что красавица эта в Божьей церкви перевенчана, понимая, что его страсть беззаконна, бесчестна, но не может побороть в себе это чувство. Тёмным вечером Кирибеевич подкарауливает купеческую жену Алёну Дмитриевну и. признаваясь в любви, начинает целовать и обнимать женщину на глазах у соседей. Узнав о позоре своей жены, о том бесчестье, которое нанёс ему и его семье Кирибеевич, Калашников решает биться за правду с царским опричником до последнего. В кулачном бою Калашников одерживает как нравственную, так и боевую победу над своим врагом. Но купец не хочет признаваться царю, зачем убил Кирибеевича «вольной волею», потому что не хочет бросать тень позора и бесчестия на свою семью.

Мы видим, что один герой поступает бесчестно, поэтому имя его не сохранилось в народной памяти. Другой герой следует закону чести, отстаивает народную правду, противостоит беззаконию царского опричника, и поэтому его имя сохранилось в народной памяти.

Проанализировав произведения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, мы пришли к выводу, что потерять своё доброе имя и честь легко, а сохранить трудно, поэтому нужно беречь честь смолоду. (379 слов).

Остались позади волнительные переживания по поводу собственных курсов, обучения, собственных учебных презентационных работ…

Пора было приступать к делу, ради которого собственно все и затевалось!

С одной стороны, хотелось скорее попробовать, как все получится в реалиях школьного учебного процесса.

С другой – появлялись опасения (а вдруг!..): смогут ли мои восьмиклассники – сложно! Достаточно ли глубоким окажется изучение одного из любимых школьниками произведений?

Так приближался конец первой четверти, сомнения мои не убывали. Вот уже завтра последний урок первой четверти. Откладывать уже некуда!

Решено! Объявляю на уроке о том, как мы будем изучать повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Попутно уточняю количество ребят, у которых дома имеются компьютеры (14 компьютеров на 26 человек). Для изучения произведения по программе отводится 8 часов.

Предупреждаю об обязательном полном прочтении произведения.

На первом уроке после каникул – беседа по повести: выясняю, насколько полно прочитана, как осмыслена, что вызвало затруднения, понятна ли авторская идея.

Вместе формулируем основные проблемы произведения, записываем, предлагаю еще раз обдумать вопросы дома и определиться, над какой проблемой хотелось бы работать и попробовать найти себе единомышленников в классе.

Пока все хорошо. Повесть прочитана. Радуюсь, что договоренность выполнена. Можно приступать.

Следующий урок – «мозговой штурм», работа в группах.

Три группы определились без моей помощи.

Еще трем группам помогаю организоваться, с темой они уже справляются сами.

Знакомлю ребят с особенностями проекта: проблемный вопрос, основополагающий, гипотеза… Идут за мной смело. (Мне, кажется, было труднее!)

Активно принимаются за работу – составление сценария презентации. Звонок сегодня явно не к месту!

Следующий этап уже сложнее. Идем в кабинет информатики. В распоряжении каждой группы два компьютера. Только шесть девочек знают, как работать в Power Point.

Короткая консультация. В глазах ожидание: на какую кнопочку нажать! И вот уже жаркие споры о фоне, шрифте – дизайне слайдов.

Опять удивляюсь, как быстро ребята входят в курс дела. Шумновато, правда! Вот и девчата мои уже при деле, помогают.

Много вопросов по программе. «Ага, понятно!» - самая «произносимая» сегодня фраза. И много-много экспериментов!

На мониторах - разнообразие цвета. Буквы и слова падают, сыплются горохом, выползают, мечутся по экранам!

Две группы, не поддавшись соблазну экспериментов, довольно уверенно набирают тексты по слайдам. Кто-то набирает пока только заголовки к слайдам.

Темп работы неодинаков. Видно, кто набирает текст с хорошей скоростью, а кто по одной букве.

На следующих двух уроках работаем также в кабинете информатики. Но работа пошла более продуктивно.

В группах распределены обязанности. Кто диктует, кто печатает. Оказывается, можно добавить иллюстрации. Кто-то уже сканирует с помощью лаборанта, кто-то еще совещается с группой, подойдут ли именно такие, которые они выбрали.

Первая и пятая группы исследуют проблему, легко ли жить по законам чести. Вдруг внутри первой группы возникает дискуссия.

Оказывается, сформулированную группой гипотезу о том, что по законам чести жить легко, весьма проблематично доказывать.

Приходят к мнению, что все-таки очень трудно во всех ситуациях оставаться честным. Для души, оговаривают, легко!

Счастье Петра Гринева следует из его поступков. Наказание Швабрина тоже.

Третья группа не может однозначно ответить на вопрос, кто такой Емельян Пугачев.

Злодей, разбойник? Или спаситель, народный заступник? Или в нем и то и другое вместе? Как быть?

Так ребята учатся выслушивать друг друга, защищать свою точку зрения, принимать во внимание взгляды других людей, сотрудничать и работать в команде.

Вторая группа ищет доказательства о том, что Петр Гринев и Швабрин никогда бы не смогли стать друзьями.

Я не мешаю спорить, стараюсь не вмешиваться – идет творческий процесс! Помогаю, когда помощи просят. Ох, что же они «натворят»!

Четвертая и шестая группы (здесь только девочки) заняты исследованием, является ли любовь Маши Мироновой и Петра Гринева настоящим чувством.

Одна группа ищет доказательства, приводя цитаты из текста, другая пытается объяснить свою точку зрения, приводя собственные выводы с опорой на текст, формулируя и обсуждая каждое предложение.

Обе группы согласны в одном: любовь героев, безусловно, настоящая, так как и Маша, и Петр выдержали достойно все выпавшие на их долю испытания и доказали силу своих чувств.

Двое, Сережа и Алеша, работают над созданием буклета «Историческая основа повести» в программе Publisher.

У них на столе вижу учебник истории, книгу В.И. Буганова «Емельян Пугачев».

Вижу, как достаточно уверенно ребята ориентируются в программе Power Point. Некоторые работают с анимациями. (Думала, что до этого и не дойдем в первый раз!)

Возникла необходимость и в домашней доработке презентаций. Объемы разные. У некоторых все уместилось на дискетах, у других только на дисках.

Любопытно взглянуть, что получается у соседей! И снова за дело, в полной уверенности в том, что «наше» лучше!

Договариваемся о защите созданных презентаций.

Дело коллективное, одни представляют, другие члены группы помогают отвечать на, возможно, возникнувшие вопросы ребят из других групп.

Прошу всех быть внимательными и доброжелательными друг к другу.

Последний этап – защита презентаций.

Немного волнуюсь сама. Вижу, что ребята тоже переживают. Одно дело - работать, ощущая плечо товарища по группе, совсем другое – выступать перед всей публикой.

Еще и гости! (Мои самые близкие коллеги-единомышленники). Защита прошла активно.

Выступающие отвечали на вопросы, им помогали члены их групп. Второй группе (рук. Алеша Хлыбов) даже аплодировали.

На протяжении всей работы ребята размышляли над важными нравственными понятиями: долг, честь, совесть, милосердие, великодушие, любовь. Как живут по ним герои повести? А мы сами?

Закончен проект. Что он дал моим ученикам? Я думаю, много.

Во-первых, это новые возможности учителя для развития компетентностей учащихся: учебных, исследовательских, социально-личностных, коммуникативных; безусловно, умений сотрудничать и работать в команде, организаторских, личностно-адаптивных.

Во-вторых, ребята увидели возможности использования компьютера как помощника в их исследовательской работе, т.е. в учебных целях.

В-третьих, ученики познакомились с двумя новыми для них программами: Power Point, Publisher, закрепили навыки работы с текстовым редактором Microsoft Word.

Я уже не говорю о живой атмосфере творчества, интереса, увлеченности, духа соперничества, здорового азарта, включенности каждого в коллективное дело!

Ведь иногда взгляд сверстника на проблему кажется понятнее и ближе.

А самый главный итог – это вопросы ребят: «А когда еще?..»

Вопрос чести занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя и очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть более того расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе вечно относились с презрением к бесчестным людям.

Потеря чести -это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание. Безнравственность губит личность человека, целые народы..исчезли с лица земли в результате того, что их правители забыли о нравственных нормах.
Русские писатели вечно обращались в своих произведениях к проблеме чести. М.вжно сообщить, что эта проблема была и есть одна из центральных в великой русской литературе.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" мы можем проследить, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Главный герой повести Петр Андреевич Гринев в детстве получил хорошее воспитание. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: "Кажется, ни батюшка, ни дедуля пьяницами не бывали; о матушке и изрекать нечего..." Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервой напился и вел себя неприглядно.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный задолженность, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх. Человек чести, по-моему, вечно добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот момент как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но дело ещё и в том, что люди помнят добро, - значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.

Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он слу жил. Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет ин триги. В конце концов дело доходит до поединка. Швабрин во всем проти воположен Гриневу. Это человек корыстный и неблагородный. Даже во час поединка он не погнушался употребить для нанесения удара бесчес тной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизнен ную позицию, но совсем другой, нежели Гриневу.

Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как нарушившего при сягу офицера. На примере Швабрина Пушкин показывает, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был более того образованнее Гринева. Он хорошо знал французские романы, стихи, был умным собеседником. Он более того пристрастил Гринева к чтению. Поэтому напрашивается вывод, что решающее важность имеют внутренние установки человека, его понятия о добре и зле.

Во час пугачевского бунта особенно ослепительно проявились нравствен ные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов" и его благоверная предпочли смерть, но не сдались на милость бунтовщиков. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель народного восстания не был чужд понятиям чести. Более того, Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели товарищ друга.

Швабрин оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и очевидно дал ему понять, что он бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.

Молодой Гринев имел влияние более того на самого Пугачева. Так, атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон в сказке символизируют разный подход к проблемам революционного преобразования страны. Пугачев очевидно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев смело ответил атаману: "Затейлива... Но существовать убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину". Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления.

Интересен финал повести. Казалось бы, связь с Пугачевым станет для Гринева роковой. Его на самом деле арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Мария Миронова сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости вечно легче достичь. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

Гринев до конце остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота. Таков финал повести Пушкина,

Итак, пословица "береги честь смолоду" имеет важность жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

Творческая работа

Сочинение на тему: «Береги честь смолоду»

Выполнила ученица 11 класса

МКОУ «Утамышская СОШ»

Вагабова Мадина

Из педагогического опыта.

Уроки жизни по повести А.С.Пушкина,Капитанская дочка."

Закончив изучение повести А.С.Пушкина,Капитанская дочка», подвожу детей к финальному этапу уроков -ученикам предстоит написать классное сочинение.

Сочинение - это искорки творчества учащихся. Все дети по-своему талантливы.

Учить их мыслить, давать собственную оценку поставленной проблеме, выражать личное мнение -задача учителя литературы.

Классом выбрана тема сочинения,Береги честь смолоду».

Читаю толкование слова "честь " со Словаря русского языка С.И.Ожегова: «Честь-это достойные уважения и гордости моральные качества личности.»

В ходе беседы учащиеся высказывают свои личные суждения по этой проблеме. Пётр Гринёв выдержал испытание на честь в отличие от Алексея Швабрина, он оказался человеком без чести и совести.

Я думаю,что А.С.Пушкин наделил этого негодяя говорящей фамилией Швабрин - от слова,швабра", это что-то грязное, нечистоплотное..."

В наше время тоже очень важно,беречь честь смолоду».

Ученики отвечают на вопросы: Почему повесть получила такое название?

Кто ведёт повествование в повести? Как показывает автор человеческое достоинство в поведении и поступках героев? Как проявляются черты характера П. Гринёва в тяжёлых для него жизненных ситуациях? Понравилась вам повесть?

Сочинение.

Береги честь смолоду.

(по повести А.С.Пушкина,Капитанская дочка")

Людей во все времена волновали вечные проблемы жизни и смерти, любви и ненависти, выбора честия и бесчестия...Всё меняется в этом мире, неизменными остаются общечеловеческие нравственные понятия.

Когда говорят о чести, благородстве и верной любви, передо мной возникают образы Петра Гринёва и Маши Мироновой из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Это произведение, несмотря на небольшой объём, полно глубокого смысла. Действие повести происходит во время восстания Е. Пугачёва 1772-1776 годов.

Молодой офицер Пётр Гринёв был направлен в Белогорскую крепость.

По пути он совершает необдуманные поступки, проигрывает в трактире 100 рублей. Приехав в крепость, Гринёв познакомился с дочерью коменданта Миронова Машей. Маша понравилась молодому человеку.

Из-за девушки он поссорился с офицером Швабриным, который сватался к ней, но получил отказ. Гринёв не позволил порочить доброе имя Маши.

Он вызывает обидчика на дуэль. Гринёв поступил как настоящий мужчина. Последующее поведение Гринёва выстраивается по наказу отца: ,Служи верно, кому присягнёшь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся...,помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Наказ отца служить, кому присягнул, становится кодексом чести для Гринёва.

В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: ,С честью пойдёшь по жизни -умрёшь. Против чести пойдёшь -жив будешь". Именно перед таким камнем преткновения стояли офицеры Белогорской крепости: Гринёв и Швабрин.

Даже под страхом смертной казни Гринёв откажется целовать руку Пугачёву. Тот совал ему в лицо ему жилистую руку и говорил властным голосом:

Целуй руку!" Одни подходили и целовали, другие выбирали смерть. Поцеловать руку - значить предать честь. Не поцеловать-пойти на смерть. Гринёв выбирает смерть. На предложение Пугачёва,послужить" ему,Гринёв скажет:,Я присягнул императрице, тебе служить не могу».

Гринёву свойственны такие качества, как доблесть, достоинство, верность. В его семье были высокие представления о чести, долге. Для Гринёва честь и долг превыше всего.

Швабрин противостоит Гринёву. Если Гринёв - герой, то Швабрин злодей. Швабрин, поняв, что крепость скоро захватят бунтовщики, перебегает на сторону врага. Он во всём подражает Пугачёву: в одежде, в поведении, старается во всём ему угождать. Швабрин не понимает, что такое честь, для него главное - выжить.

Рассуждая о чести, как не рассказать о супругах Мироновых, для которых честь и долг -смысл жизни. Они чистые, высокие люди, которые достойно смотрят смерти в лицо.

Можно смело утверждать, что все произведения Пушкина затрагивают проблему нравственности и безнравственности.

Герои повести,Капитанская дочка" находятся в исключительных обстоятельствах, где проявляются все стороны их характеров.

Эта повесть потрясла меня. Я снова и снова размышляю о поступках героев этого великолепного произведения. Мне глубоко симпатичны образы Маши Мироновой и Петра Гринёва. Человек жив, пока он остаётся Человеком.

(по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Повесть «Капитанская дочка» - одно из исторических произведений А. С. Пушкина. Писатель воссоздал историю Пугачевского бунта в форме записок участника событий, офицера екатерининской армии Петра Гринева. Исторические события влияют на судьбу всех героев повести и определяют ее. Важной проблемой повести является проблема чести и долга. Не случайно эпиграфом к произведению служит народная пословица: «Береги платье снову, а честь - смолоду». Она же является основным принципом жизни Гринева-старшего.

Для Андрея Петровича Гринева, который является представителем старого служивого дворянства, понятие чести - это прежде всего честь офицера и дворянина. «Служи верно, кому присягнешь. Слушайся начальников…», - так наставляет отец сына. Под стать Гриневу-отцу и комендант Белогорской крепости Миронов, который отказывается присягнуть Пугачеву: «Ты мне не государь. Ты вор и самозванец». Он понимает, что его повесят, но даже под страхом смерти не нарушает присягу. Иван Кузьмич выполнил свой долг, обороняя до последней минуты крепость и не боясь смерти: «Умирать так умирать: дело служивое». Для Гринева-отца смерть тоже не страшна, а страшна потеря чести: «Не казнь страшна… Но дворянину изменить своей присяге…». Долг офицера он видит в служении Отечеству, а не в дуэлях и прожигании денег в столице, поэтому и отправляет сына Петра служить в Белогорскую крепость.

Петр Гринев - представитель уже другого поколения, поэтому и понятие о чести у него несколько другое. Он расширяет это понятие до общечеловеческого и гражданского значения. Петр вступает в бой за честь Маши Мироновой; дерется на дуэли, зная, что они запрещены. Он ставит человеческую честь выше офицерской. Гринев признает героические качества вождя восстания, но это не значит, что он может нарушить присягу: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Он пойдет против Пугачева: долг офицера повелевает сражаться против самозванца, вора и убийцы. Чувство долга стоит выше личных интересов, выше его чувств: «…долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы».

Совсем другой человек Швабрин. Алексей Иванович Швабрин - бывший гвардейский офицер, переведенный служить в Белогорскую крепость за дуэль. Он изменяет присяге и переходит на службу к Пугачеву, хотя глубоко презирает и народ, и самого вождя. Для него не существует понятий «честь», «долг», «присяга»; ему важно спасти жизнь любым способом. Швабрин изменяет долгу офицера. Да и за Машей Мироновой он скорее всего ухаживал из-за скуки гарнизонной жизни. Отвергнутый, он полон жажды мести и всеми способами старается очернить Машу.

Гринев, общаясь с Пугачевым, понимает, что перед ним не просто бунтовщик, а человек со своими принципами, с чувством долга и чести. «Долг платежом красен», - говорит Пугачев. Оценив доброту и смелость Гринева, самозванец не может повесить его. «Казнить так казнить, жаловать так жаловать». Он не видит в Гриневе врага. Впоследствии Пугачев поможет Петру и накажет Швабрина.

Для нас, как и для А. С. Пушкина, восстание под предводительством Пугачева - история. Но извечным остается выбор: честь или бесчестие, долг или безответственность.