Социум социальные институты их виды. Что такое "социальный институт"? Какие функции выполняют социальные институты
Людям свойственно жить в коллективах, существующих длительное время. Однако несмотря на преимущества коллективной жизни, сама по себе она еще не обеспечивает автоматического сохранения обществ. Для сохранения и воспроизводства обществу как целостной системе необходимо изыскание и применение определенных сил и ресурсов. Данный аспект существования обществ изучается в контексте социальных потребностей или социальных функций.
Дж. Ленски выделил шесть основных условий существования общества:
Общение между его членами;
- производство товаров и услуг;
- распределение;
- защита членов общества;
- замена выбывающих членов общества;
- контроль их поведения.
Элементами социальной организации, которые регулируют использование ресурсов общества и направляют совместные усилия людей на удовлетворение общественных потребностей, являются социальные институты (экономические, политические, правовые и др.).
Социальный институт (лат. institutum – установление, устройство) – исторически сложившаяся, относительно устойчивая форма организации и регулирования общественных отношений, обеспечивающая реализацию потребностей общества в целом. Создавая социальные институты и участвуя в их деятельности, люди утверждают и закрепляют соответствующие социальные нормы. С содержательной стороны социальные институты - это набор стандартов поведения в определенных ситуациях. Благодаря социальным институтам поддерживается устойчивость форм поведения людей в обществе.
Любой социальный институт включает в себя:
Систему ролей и статусов;
- нормы, регулирующие поведение людей;
- группу лиц, предпринимающих организованные социальные действия;
- материальные средства (здания, оборудование и др.).
Институты возникают спонтанно. Институциоиализация представляет собой упорядочивание, стандартизацию и формализацию деятельности людей в соответствующей сфере общественных отношений. Хотя этот процесс и может осознаваться людьми, суть его определяется объективными социальными условиями. Человек может лишь корректировать его грамотной управленческой деятельностью, основанной на научном постижении данного процесса.
Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией видов социальной деятельности. Поэтому социальные институты подразделяются на экономические (банки, биржи, корпорации, предприятия сферы потребления и услуг), политические (государство с его центральными и местными органами власти, партии, общественные организации, фонды и др.), институты воспитания и культуры (школа, семья, театр) и социальные в узком смысле (институты социального обеспечения и опеки, различные самодеятельные организации).
По характеру организации различаются формальные (основанные на строго установленных предписаниях и бюрократичные по духу) и неформальные социальные институты (устанавливающие собственные правила и осуществляющие социальный контроль над их исполнением через общественное мнение, традицию или обычай).
Функции социальных институтов:
- удовлетворение потребностей общества:
организация общения между людьми, производство и распределение материальных благ, постановка и достижение общих целей и др.;
- регулирование поведения социальных субъектов при помощи социальных норм и правил, приведение действий людей в соответствие с более или менее предсказуемыми образцами социальных ролей;
- стабилизация общественных отношений, закрепление и поддержание устойчивых социальных связей и отношений;
- социальная интеграция , сплочение индивидов и групп в масштабах всего общества.
Условиями успешного функционирования институтов являются:
Четкое определение функций;
- рациональное разделение труда и организация;
- деперсонализация, способность функционировать вне зависимости от личностных качеств людей;
- способность эффективного поощрения и наказания;
- включенность в более масштабную систему институтов.
Взаимная связь и интеграция институтов в обществе основывается, во-первых, на регулярности в проявлениях личностных свойств людей, однородности их потребностей, во-вторых, на разделении труда и предметной связи выполняемых функций, в-третьих, на доминировании в обществе институтов одного определенного типа, что обусловлено особенностями его культуры.
Социальные институты стабилизируют деятельность людей. Тем не менее, сами институты обладают разнообразием и изменчивостью.
Деятельность социальных институтов осуществляется посредством социальных организаций. Основанием для возникновения организации является осознание людьми потребности в достижении общих целей и осуществлении совместной деятельности.
Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле - это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.
Социальные институты (insitutum - учреждение) - ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.
Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями - связями, возникающими междусоциальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности.
В процессе развития общества некоторые связи могут отмирать, некоторые - появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество.
Социальными институтами (от лат. institutum - устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.
К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.
Семья - важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.
Государство - основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).
Образование - социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.
Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
Деятельность социального института определяется:
во-первых, набором специфических норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;
во-вторых, интеграцией социального института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества;
в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля.
Важнейшими социальными институтами являются:
государство и семья;
экономика и политика;
производство;
культура и наука;
воспитание;
СМИ и общественное мнение;
право и образование.
Социальные институты способствуют закреплению и воспроизводству тех или иных особо важных для обществасоциальных отношений, а также устойчивости системы во всех основных сферах ее жизнедеятельности - экономической, политической, духовной и социальной.
Виды социальных институтов в зависимости от их сферы деятельности:
реляционные;
регулятивные.
Реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков. Объектами этих социальных институтов являются ролевые группы (страхователей и страховщиков, производителей и наемных работников и т.д.).
Регулятивные институты определяют границы независимости личности (се независимых действий) для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения.
В процессе развития социальный институт экономики меняет свою форму и может относиться к группе либо эндогенных, либо экзогенных институтов.
Эндогенные (или внутренние) социальные институты характеризуют состояние морального устаревания института, требующее его реорганизации или углубленной специализации деятельности, например институты кредита, денег, устаревающие со временем и нуждающиеся во внедрении новых форм развития.
Экзогенные институты отражают действие на социальный институт внешних факторов, элементов культуры или характера личности руководителя (лидера) организации, например изменения, происходящие в социальном институте налогов под влиянием уровня налоговой культуры налогоплательщиков, уровня деловой и профессиональной культуры руководителей этого социального института.
ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества.
Экономические потребности в обществе удовлетворяет одновременно несколько социальных институтов, причем каждый институт своей деятельностью удовлетворяет разнообразные потребности, среди которых выделяются витальные(физиологические, материальные) и социальные (потребности личности в труде, самореализации, творческой деятельности и социальной справедливости). Особое место среди социальных потребностей занимает потребность личности в достижении - достижительная потребность. В ее основе лежит концепция Маклелланда, согласно которой каждый индивид проявляет стремление к тому, чтобы выразить, проявить себя в конкретных социальных условиях.
В процессе своей деятельности социальные институты выполняют как общие, так и отдельные функции, соответствующие специфике института.
Общие функции:
Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.
Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.
Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.
Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.
Отдельные функции:
Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.).
Социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья).
Социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию.
Политические институты, ведающие организацией политической жизни.
Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов и ведающий соблюдением законов и правовых норм.
Социальный институт образования и норм с соответствующей функцией образования, социализации членов общества, приобщения к его ценностям, нормам, законам.
Социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем.
Все свои положительные качества социальные институты реализуют лишь при условии их легитимности, т. е. признания целесообразности их действий большинством населения. Резкие сдвиги в классовом сознании, переоценка фундаментальных ценностей могут серьезно подорвать доверие населения к существующим руководящим и управляющим органам, нарушить механизм регулятивного воздействия на людей.
Понятие, признаки ,виды, функции социальных институтов
Английский философ и социолог Герберт Спенсер первым ввел в социологию понятие социального института и определил его как устойчивую структуру социальных действий. Он выделилшесть типов социальных институтов : промышленный, профсоюзный, политический, обрядовый, церковный, домашний. Главным назначением социальных институтов он считал обеспечение потребностей членов общества.
Закрепление и организация отношений, складывающихся в процессе удовлетворения потребностей как общества, так и индивида, осуществляются путем создания системы стандартных образцов на основе общеразделяемой системы ценностей - общего языка, общих идеалов, ценностей, верований, моральных норм и др. Они устанавливают правила поведения индивидов в процессе их взаимодействия, воплощаясь в социальные роли. В соответствии с этим американский социолог Нейл Смелзер называет социальным институтом «совокупность ролей и статусов, предназначенную для удовлетворения определенной социальной потребности»
Кроме того, с целью обеспечения выполнения этих правил необходимо сформировать систему санкций, устанавливающих, как должен вести себя человек в той или иной ситуации. Соответствующая стандартам деятельность людей поощряется, а поведение, отклоняющееся от них, подавляется. Таким образом, социальные институты представляют собой «ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, культуре, семье и др.»
Поскольку социальный институт обладает устойчивой ценностнонормативной структурой, элементами которой являются образцы деятельности и поведения людей, ценности, нормы, идеалы, характеризуется наличием цели, а также выполняет социально значимые функции, он может рассматриваться как социальная система.
Итак, социальный институт (лат. social is - общественный и лат. institutum - установление) - это исторически сложившиеся, устойчивые, самовозобновляющиеся формы специализированной деятельности, удовлетворяющие человеческие потребности и обеспечивающие стабильное функционирование общества.
В литературе выделяют следующие последовательные этапы процесса институционализации :
1) возникновение потребности (материальной, физиологической или духовной), удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
2) формирование общих целей;
3) возникновение социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;
5) институционализация норм, правил и процедур, т. е. их принятие, практическое использование;
6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Кроме того, одним из важнейших элементов институционализации является организационное оформление социального института - формирование совокупности лиц, учреждений, обеспеченных материальными средствами, для выполнения определенной социальной функции.
Итог институционализации - это создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, поддерживаемой большинством участников данного социального процесса.
Признаки социального института. Круг признаков широк и неоднозначен, ибо они помимо общих с другими институтами признаков имеют свои специфические особенности. Так. в качестве основныхА. Г. Эфендиев выделяет следующие.
Четкое распределение функций, прав, обязанностей участников институционального взаимодействия и выполнение каждым из них своей функции, что обеспечивает предсказуемость их поведения.
Разделение труда и профессионализация, позволяющие эффективно удовлетворять потребности людей.
Особый тип регламентации. Главным условием здесь является обезличенность требований к исполнителю действий, предусмотренных данным институтом. Эти действия должны выполняться независимо от личных интересов включенных в данный институт индивидов. Деиндивидуализация требований обеспечивает целостность и устойчивость социальных связей независимо от персонального состава, сохранение и самовоспроизводство общественной системы;
Четкий, нередко рационально обоснованный, жесткий и обязывающий характер механизмов регуляции, который обеспечивается наличием однозначных норм, системой социального контроля и санкций. Нормами - стандартными образцами поведения - регулируются взаимоотношения внутри института, действенность которого основывается в том числе и на санкциях (поощрениях, наказаниях), гарантирующих выполнение лежащих в его основе норм.
Наличие учреждений, в которых организуется деятельность института, управление и контроль необходимых средств и ресурсов (материальных, интеллектуальных, моральных и т. д.) для ее осуществления.
Перечисленные признаки характеризуют социальное взаимодействие внутри социального института как регулярное и самовозобновляющееся.
С. С. Фролов объединяет общие для всех институтов признакив пять больших групп:
*установки и образцы поведения (например, для института семьи это привязанность, уважение, ответственность; для института образования - любовь к знанию, посещаемость занятий);
*культурные символы (для семьи - обручальные кольца, брачный ритуал; для государства - герб, флаг, гимн; для бизнеса - фирменная символика, патентный знак; для религии - предметы отправления культа, святыни);
*утилитарные культурные черты (для семьи - дом, квартира, обстановка; для бизнеса - магазин, офис, оборудование; для вуза - аудитории, библиотека);
*устные и письменные кодексы поведения (для государства - конституция, законы; для бизнеса - контракты, лицензии);
*идеология (для семьи - романтическая любовь, совместимость, индивидуализм; для бизнеса - монополия, свобода торговли, право на труд).
Наличие в социальных институтах вышеперечисленных признаков говорит о том, что социальные взаимодействия в любой сфере жизнедеятельности общества приобретают регулярный, предсказуемый и самовозобновляющийся характер.
Виды социальных институтов. В зависимости от сферы действия и функций социальные институты подразделяются на
реляционные , определяющие ролевую структуру общества по самым различным признакам: от пола и возраста до вида занятий и способностей;
релятивные , устанавливающие допустимые рамки индивидуального поведения по отношению к существующим в обществе нормам действий, а также санкции, карающие при выходе за эти рамки.
Институты могут быть культурными, связанными с религией, наукой, искусством, идеологией и т. д.. и интегративными, связанными с социальными ролями, ответственными за удовлетворение потребностей и интересов социальной общности.
Кроме того, выделяют формальные инеформальные институты.
В рамках формальных институтов взаимодействие субъектов осуществляется на основе законов или иных правовых актов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, уставов и т. п.
Неформальные институты действуют в условиях, когда формальная регламентация (законы, административные акты и т. д.) отсутствует. Примером неформального социального института может служить институт кровной мести.
Социальные институты различаются также функциями , которые они осуществляют в многообразных сферах жизни общества.
Экономические институты (собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа и т. п.) считаются наиболее устойчивыми, подлежащими строгой регламентации, обеспечивающими всю совокупность хозяйственных связей. Они занимаются производством благ, услуг и их распределением, регулируют денежное обращение, организацию и разделение труда, одновременно соединяя экономику с другими сферами общественной жизни.
Политические институты (государство, партии, общественные объединения, суд, армия и т. п.) выражают существующие в обществе политические интересы и отношения, создают условия для установления, распределения и поддержания определенной формы политической власти. Они нацелены на мобилизацию возможностей, обеспечивающих функционирование общества как целостности.
Институты культуры и воспитания (церковь, средства массовой информации, общественное мнение, наука, образование, искусство и т. п.) способствуют освоению и последующему воспроизводству социокультурных ценностей, включению индивидов в какую-либо субкультуру, социализации индивидов через усвоение устойчивых стандартов поведения и защите определенных ценностей и норм.
Функции социальных институтов. Под функциями социальных институтов обычно понимают различные аспекты их деятельности, точнее, последствия последней, которые влияют на сохранение и поддержание стабильности социальной системы в целом.
Различают латентные (совершенно не планируемые, неожиданные) иявные (ожидаемые, преднамеренные) функции институтов. Явные функции связаны с удовлетворением потребностей людей. Так институт образования существует для обучения, воспитания и подготовки молодежи к освоению различных специальных ролей, усвоению господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии. Однако он имеет и ряд неявных функций, не всегда осознаваемых его участниками, например, воспроизводство социального неравенства, социальных различий в обществе.
Изучение латентных функций дает более полное представление о функционировании всей системы взаимосвязанных и взаимодействующих социальных институтов и каждого из них в отдельности. Латентные последствия позволяют создавать достоверную картину социальных связей и особенностей социальных объектов, осуществлять контроль за их развитием, управлять протекающими в них социальными процессами.
Последствия, которые способствуют упрочению, выживанию, процветанию, саморегуляции социальных институтов, Р. Мертон называетявными функциями , а последствия, которые ведут к дезорганизации данной системы, изменениям ее структуры, -дисфункциями . Возникновение дисфункций многих социальных институтов может привести к необратимой дезорганизации и разрушению социальной системы.
Неудовлетворенные социальные потребности становятся основой появления нормативно не регулируемых видов деятельности. Они на полузаконных или незаконных основаниях восполняют дисфункцию законных институтов. Вследствие того что нормы морали и права, а также юридические законы не выполняются, возникают имущественные, хозяйственные, уголовные и административные правонарушения.
Эволюция социальных институтов
Процесс развития социальной жизни находит выражение в перестройке институционализированных социальных связей и форм взаимодействия.
Огромное влияние на их изменение оказывают политика, экономика и культура. Они действуют на функционирующие в обществе социальные институты как непосредственно, так и опосредованно через ролевые позиции индивидов. При этом важно обеспечить постепенность, регулируемость и преемственность обновления или даже смены социальных институтов. В противном случае возможны дезорганизация социальной жизни и даже распад системы в целом. Эволюция анализируемых явлений идет по пути превращения институтов традиционного типа в современные. В чем их отличие?
Традиционные институты характеризуютсяаскриптивностью и партикуляризмом , т. е. базируются на жестко предписанных ритуалами и обычаями правилах поведения и родственных связях.
С возникновением городов как особых видов поселений и организации социальной жизни более интенсивным становится обмен продуктами хозяйственной деятельности, появляется торговля, формируется рынок, соответственно с этим возникают специальные нормы, их регулирующие. В результате происходит дифференциация видов хозяйственной деятельности (ремесло, строительство), разделение умственного и физического труда и т. д.
Переход к современным социальным институтам, по мнению Т. Парсонса, осуществляется по трем институциональным «мостам».
Первый - западно-христианская церковь . Она привнесла идею общего равенства перед Богом, ставшую основой нового порядка взаимодействия людей, формирования новых институтов, и сохранила институциональную систему своей организации с единым центром, независимостью и автономностью по отношению к государству.
Второй «мост» - средневековый город со свойственными ему нормативными элементами, отличными от кровно-родственных связей. Это послужило причиной нарастания достиженчески- универсальных принципов, легших в основу роста современных экономических институтов и формирования буржуазии.
Третий «мост» - римское государственно-правовое наследие . На смену раздробленным феодальным государственным образованиям со своими законами, правами и т. д. приходит государство с единой властью и единым законом.
В ходе указанных процессов формируются современные социальные институты, основные признаки которых, по мнению А. Г. Эфендиева, делятся на две группы.
В первую группу входят следующие признаки:
1)безусловное доминирование во всех основных сферах общественной жизни достиженческой регуляции: в экономике – деньги и рынок, в политике - демократические институты, для которых характерен конкурентно-достиженческий механизм (выборность, многопартийность и т. д.), универсализм закона, равенство всех перед ним;
2) развитие института образования, цель которого - распространение компетентности, профессионализма (это становится базовой предпосылкой развития других институтов достижен чес кого типа).
Вторая группа признаков-дифференциация и автономизация институтов. Они проявляются:
*в отделении экономики от семьи и государства, в формировании специфических нормативных регуляторов экономической жизни, обеспечивающих эффективную хозяйственную деятельность;
*в ускорении процесса возникновения новых социальных институтов (постоянная дифференциация и специализация);
* в усилении автономии социальных институтов;
*в нарастании взаимозависимости сфер общественной жизни.
Благодаря вышеперечисленным свойствам современных социальных институтов повышается способность общества к адаптации к любым как внешним, так и внутренним изменениям, увеличиваются его эффективность, стабильность и устойчивость, нарастает целостность.
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ В СОЦИОЛОГИИ
Виды и этапы социологического исследования
Чтобы знать явления и процессы социального мира, необходимо получать о них достоверную информацию. В социологии источником такой информации служит социологическое исследование комплекс методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью - получить достоверные данные для их последующего использования в решении теоретических или практических проблем.
Для проведения исследования нужны профессиональные знания и навыки. Результатом нарушения правил проведения исследования обычно является получение недостоверных данных.
Виды социологического исследования:
1.По задачам
*Разведывательное /пилотажное
*Описательное
*аналитическое
2.По частоте проведения
*Разовое
*повторное: панельное, трендовое, мониторинговое
3. По масштабу
*международное
*общенациональное
*Региональное
*Отраслевое
*локальное
4.По целям
* теоретические
* практические (прикладные).
Первые ориентированы на разработку теории, выявление тенденций и закономерностей изучаемых явлений, социальных систем, анализ социальных противоречий, возникающих в обществе, требующих обнаружения и разрешения. Вторые касаются изучения конкретных социальных проблем, связанных с решением практических задач, регулированием тех или иных социальных процессов. В реальности социологические исследования обычно имеют смешанный характер и выступают как теоретико-прикладные.
По задачам различаются разведывательные, описательные и аналитические исследования.
Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе, сжатом по объему инструментарии. Обычно разведывательное исследование используется для предварительного обследования некоего малоизученного явления или процесса социальной жизниЕсли в исследовании осуществляется проверка надежности инструментария, то оно называетсяпилотажным .
Описательное исследование сложнее, чем разведывательное. Оно позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах и проводится по полной разработанной программе
Цель аналитического социологического исследования - углубленное изучение явления, когда требуется описать не только его структуру, но и причины и факторы его возникновения, изменения, количественно-качественные характеристики объекта, его функциональные взаимосвязи, динамику. Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанных программы и инструментария.
В зависимости от того, изучаются социальные явления в статике или динамике, по частоте проведения различаются разовые и повторные социологические исследования.
Социологические исследования, позволяющие проводить обследования с учетом временного фактора, анализировать данные «во времени», часто называют лонгитюдными.
Разовое исследование дает информацию о состоянии и характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения.
Данные об изменении изучаемого объекта извлекаются из результатов нескольких исследований, проводимых через определенные промежутки времени. Такие исследования называются повторными . По сути они представляют собой способ проведения сравнительного социологическою анализа, который направлен на выявление динамики изменения (развития) объекта. В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два, три и более этапов.
Повторные исследования позволяют анализировать данные во временной перспективе и подразделяются на трендовые, когортные, панельные, мониторинговые.
Трендовые обследования ближе всего к однократным, «срезовым» опросам. Некоторые авторы обозначают их как регулярные опросы, т. е. опросы, проводимые через более или менее равные промежутки времени. В трендовом опросе одна и та же генеральная совокупность изучается в разные моменты времени, причем каждый раз выборка строится заново.
Особое направление - это когортные исследования , основания проведения которых несколько условны. Если в трендовых исследованиях отбор каждый раз производится из общей совокупности (всех избирателей, всех семей и т. п.), то при исследовании «когорт» (лат.cohors- подразделение, видовая группа) производится отбор каждый раз из одной специфической совокупности, для того чтобы проследить перемены в ее поведении, установках и т. п.
Самым совершенным воплощением идеи введения временной перспективы в исследовательский план является панельное обследование , т. е. многократное обследование одной и той же выборки из генеральной совокупности с определенным интервалом времени по единой программе и методике. Эту многократно используемую выборку и называют панелью. Выбор панельного плана обследования в случае пилотажных или поисковых исследований неоправдан.
Мониторинг в социолог ии - это обычно повторные исследования общественного мнения по различным общественным вопросам (мониторинг общественного мнения).
Еще одно основание выделения видов социологического исследования - их масштабность. Здесь нужно назвать международное, общенациональное (в масштабах страны), региональное, отраслевое, локальное исследование.
Этапы социологического исследования Принято выделять пять этапов социологического исследования:
1. подготовительный (разработка программы исследования);
2. полевое исследование (сбор первичной социальной информации);
3. обработка полученных данных;
4. анализ и обобщение полученной информации;
5. составление отчета о результатах исследования.
Введение
1.Понятие «социальный институт» и «социальная организация».
2.Виды социальных институтов.
3.Функции и структура социальных институтов.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт" связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов: 1) Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т.д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации. 2) Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством.
Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.
3) Третьим важнейшим элементом институционализации
является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию.
Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты - это организованные объединения людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Следует различать и такие понятия, как “социальный институт” и “организация”.
1.Понятие «социальный институт» и «социальная организация»
Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.
Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной (“ материальной”) структуры, так и внутренней, содержательной.
Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если есть юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя и т. д.).
Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.
Следовательно, социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов обусловлено их потребностями. Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.
Под социальным институтом ученые понимают комплекс, охватывающий, с одной стороны, совокупность нормативно-ценостно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, и с другой - социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в форме интеракции для удовлетворения этой потребности.
Социальные институты и социальные организации тесно связаны между собой. Среди социологов нет единого мнения по поводу того, как они соотносятся друг с другом. Одни считают, что вообще нет необходимости различать эти два понятия, употребляют их как синонимы, так как многие социальные явления, такие, например, как система социального обеспечения, образование, армия, суд, банк, могут одновременно рассматриваться и как социальный институт, и как социальная организация, другие же приводят более или менее четкое их разграничение. Трудность проведения четкого “водораздела” между этими двумя понятиями связана с тем, что социальные институты в процессе своей деятельности выступают как социальные организации - они структурно оформлены, институционализированы, имеют свои цели, функции, нормы и правила. Сложность заключается в том, что при попытке выделить социальную организацию как самостоятельный структурный компонент или социальное явление приходится повторять те свойства и черты, которые характерны и для социального института.
Также следует отметить, что, как правило, организаций значительно больше, чем институтов. Для практической реализации функций, целей и задач одного социального института часто формируется несколько специализированных социальных организаций. Например, на базе института религии созданы и функционируют различные церковно- культовые организации, церкви и конфессии (православие, католицизм, ислам и др.)
2.Виды социальных институтов
Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами: 1) Экономическо-социальные институты -собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различном типа - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
2)Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально- классовые структуры. 3) Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм. 4) Нормативно-ориентирующие - механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения. 5) Нормативно-санкционирующие - общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций. 6) Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.
23. Основные социальные институты и их функции
Социальные институты являются основными структурными единицами общества. Они возникают, функционируют при существовании соответствующих общественных потребностей, обеспечивая их реализацию. При исчезновении таких потребностей социальный институт перестаёт функционировать и разрушается.
Социальные институты обеспечивают интеграцию общества, социальных групп и индивидов. Отсюда можно определить социальный институт как некую совокупность индивидов, групп, материальных ресурсов, организационных структур, которые формируют социальные связи и отношения, обеспечивают их устойчивость и способствуют стабильному функционированию общества.
Вместе с этим, к определению социального института можно подойти с позиции рассмотрения их как регуляторов социальной жизни, через социальные нормы и ценности. Следовательно, социальный институт можно определить как совокупность образцов поведения, статусов и социальных ролей, целью которого является удовлетворение потребностей общества и установление порядка и благополучия.
Существуют и другие подходы в определении социального института, например, социальный институт может быть рассмотрен как социальная организация − организованная, скоординированная и упорядоченная деятельность людей при условии общего взаимодействия, жестко ориентированная на достижение цели.
Все социальные институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом. Виды социальных институтов и их состав весьма разнообразны. Типологизируют социальные институты по разным принципам: сферам жизни общества, функциональным качествам, времени существования, условиям и др.
Р. Милс выделяет в обществе 5 основных социальных институтов :
экономические − институты, организующие хозяйственную деятельность
политические − институты власти
институт семьи − институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей
военные − институты, организующие законное наследие
религиозные − институты, организующие коллективное почитание богов
Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных (основных, фундаментальных) институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение − удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого - индивидуальная комбинация потребностей. Но фундаментальных, важных для всех, не так уж и много. Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:
потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
потребность в средствах существования (экономические институты, производство);
потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);
потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
Вместе с этими социальными институтами можно выделить также коммуникационные социальные институты, институты социального контроля, образовательные социальные институты и другие.
Функции социальных институтов :
интеграционная,
регулятивная,
коммуникативная,
функция социализации,
воспроизводства,
контрольная и защитная функции,
также функция формирования и закрепления общественных отношений и др.
Функции |
Типы институтов |
Репродукция (воспроизводство общества в целом и отдельных его членов, а также их рабочей силы) |
Брачно-семейные Культурные Образовательные |
Производство и распределение материальных благ (товаров и услуг) и ресурсов |
Экономические |
Контроль за поведением членов общества (в целях создания условий для конструктивной деятельности и урегулирования возникающих конфликтов) |
Политические Правовые Культурные |
Регулирование использования власти и доступа к ней |
Политические |
Коммуникация между членами общества |
Культурные Образовательные |
Защита членов общества от физической опасности |
Правовые Медицинские |
Функции социальных институтов могут меняться во времени. Все социальные институты имеют общие черты и различия.
Если деятельность социального института направлена на стабилизацию, интеграцию и процветание общества, то она функциональна, если же деятельность социального института приносит вред обществу, то оно может быть расценено как дисфункциональное.
Интенсификация дисфункциональности социальных институтов может привести к деозорганизации общества вплоть до его разрушения.
Крупные кризисные явления и потрясения в обществе (революции, войны, кризисы) могут привести к нарушениям деятельности социальных институтов.
Явные функции социальных институтов. Если рассматривать в самом общем виде деятельность любого социального института, можно считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он и был создан и существует. Однако для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это, прежде всего следующие функции.
Функция закрепления и воспроизводства общественных отшений . Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. Действительно, кодекс института семьи, например, подразумевает, что члены общества должны разделяться на достаточно устойчивые малые группы - семьи. С помощью социального контроля институт семьи стремится обеспечить состояние стабильности каждой отдельной семьи, ограничивает возможности ее распада. Разрушение института семьи - это прежде всего появление хаоса и неопределенности, распад многих групп, нарушение традиций, невозможность обеспечения нормальной сексуальной жизни и качественного воспитания подрастающего поколения.
Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах. Каким бы видом деятельности ни занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области. Даже если какой-то вид деятельности не упорядочен и не урегулирован, люди немедленно начинают институционализировать его. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания и знает, чего ждать от окружающих его людей. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности.
Интегративная функция . Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальных организаций. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов, или необходимых требований:
1) консолидация или совмещение усилий;
2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей;
3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы. Интегративные процессы, осуществляемые те с помощью институтов, необходимы для скоординированной деятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций. Интеграция - это одно из условий выживания организаций, а также один из способов соотнесения целей его участников.
Транслирующая функция . Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности, а церковь старается приобщить к вере как можно больше новых членов.
Коммуникативная функция . Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику - это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей. Как отмечают исследователи, коммуникативные возможности институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (издательства).
Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Когда институт не справляется с выполнением своих явных функций, его непременно ждут дезорганизация и изменения: эти явные, необходимые функции могут быть присвоены другими институтами.