Три богатыря автор произведения. Три богатыря

Сказки создавались народом с давних времен. Но мнение, что их слагали для развлечения детей, ошибочно. Сказка несет в своем иногда простом, а иногда закрученном не хуже блокбастера сюжете мудрость народа, истины, следуя которым, человек всегда победит зло. Тот, кто написал сказку «Три богатыря», руководствовался именно такими истинами.

Из нашей статьи вы узнаете, о чем же кто написал ее, и чему полезному она может научить не только детей, но и взрослых.

Жанр

Изучая сказку, исследователь может задаться вопросом: «Три богатыря» - это сказка или былина?». Такая заинтересованность закономерна, так как произведение имеет в себе признаки как первого, так и второго жанра. Но существенными являются и различия. Былина - это песенный жанр, в котором воспеваются события, имеющие связь с историей или влиянием на нее. Сказка же к истории имеет отношение весьма косвенное. События и герои сказки - вымысел, в который вложены ожидания и надежды народа. Исходя из данной теории, мы отнесем «Три богатыря» к жанру сказки.

Сказка «Три богатыря». Краткое содержание

Сказка начинается традиционно, повествованием о том, что когда-то давно жил себе отец, у которого было трое сыновей. Все они были красивые, здоровые, умные, учились, отцу помогали, не общались с нехорошими людьми. Имена трех богатырей из сказки - Тонгуч-батыр, Ортанча-батыр и Кенджа-батыр. Ребятам было двадцать один, восемнадцать и шестнадцать лет. Жили они в мире и добре. Однажды отец позвал их к себе и сказал, что не нажил много добра, для трех сыновей того, что есть, мало. Нужно им самим идти в мир да копить себе богатство. Для этого все у сыновей есть - выросли здоровыми, храбрыми и хорошими охотниками. А в дорогу дал отец им три наставления: чтобы жить спокойно - быть честными, чтобы быть счастливыми - не лениться, чтоб не краснеть от стыда - не быть хвастливыми. Также ждут их три хороших коня - вороной серый и буланый. Сказал так отец и оставил богатырей. А они отправились в путь.

Завязка сказки

Когда первый день пути закончился, братья стали на ночлег. Но решили при этом, что всем спать опасно. Нужно по очереди спать и стеречь их маленький лагерь.

Первым стал на стражу Тонгуч-батыр. Он долго сидел у костра, пока не услышал шум. Оказывается, недалеко от лагеря было львиное логово. Решил брат, что сам справится со львом и заманил его далеко от ночлега братьев. Там он победил зверя в бою, вырезал себе пояс из его шкуры и отправился спать.

Дежурство двух младших братьев прошло спокойно, и на утро они отправились дальше. На этот раз вечер застал их у высокой горы. Под одиноким тополем около холодного родника герои сказки «Три богатыря» решили переночевать, не зная, что тут было логово Аджар-султана - царя змей.

Ребята покормили коней и легли спать. Старший брат отдежурил спокойно и передал вахту среднему - Ортанча-батыру. Среди лунной ночи выбрался из пещеры змей. Он был страшный и большой, как дерево. Средний брат, чтобы не тревожить родных, увел за собой Аджара далеко. Там начался смертный бой, в котором победил Ортанча-богатырь. Вырезал он тонкий поясок из змеиной шкурки и вернулся к костру.

Наутро братья снова двинулись в путь. Долгий день ехали они, а когда солнце устремилось к закату, нашли себе уютное место у одинокого холма.

Кенджа и разбойники

Спокойно прошло дежурство старших братьев, и вот стал охранять их покой младший - Кенджа. Подул ветер, и потушил костер. Решил Кенджа, что плохо без огня оставаться и взобрался на холм, оглядеться. Увидел он далеко-далеко мигающий огонек. Пошел он туда, к одинокому домику с огнем в окошке. Заглянул богатырь в окошко и увидел двадцать человек за столом. Лица у них были недобрые, понял парень, что это разбойники и они что-то недоброе замышляют. Стал думать, как ему быть. Уйти и так все оставить не позволяла совесть. Решил он хитростью заслужить доверие бандитов и решить потом, что с ними делать.

Зашел Кенджа в дом и попросился к разбойникам. Атаман принял его. Наутро отправились бандиты грабить казну шаха. Первым через забор отправили богатыря, чтобы увидеть, спит ли стража. Брат сказал им, что можно пробираться, а сам срубил головы всем разбойникам по очереди и отправился во дворец. Там крепко спала стража и девушки-прислужницы. Увидел Кенджа три двери. Тихо зашел он в первую, там спала очень красивая девушка. Богатырь снял с ее пальца золотое колечко и положил его в карман. В двух других комнатах спали красавицы прекраснее первой. У них снял Кенджа серьгу и браслет и тихо вернулся к братьям.

Братья во дворце

Проснулись братья и поехали дальше. Привел их путь в небольшой городок. Сели они в чайхане пообедать, да услышали крик на улице. Оповещал царский глашатай, что случилось у шаха этой ночью - какой-то богатырь срубил головы двадцати страшным разбойникам, а у царских дочерей пропало по одному украшению. И обещает шах наградить того, кто расскажет ему о странных событиях ночи. Пригласили во дворец и братьев. А там шах приказал накормить их, а сам сел за пологом подслушивать. О чем они будут говорить.

«Три богатыря» - сказка, насыщенная событиями. Пока братья ели, обсудили, что еда отдает собачатиной, а напиток пахнет человеческой кровью. И только лепешки вкусные и красиво разложены хорошим поваром. Решили братья, что им не к лицу врать и настало время обсудить, что же произошло за три ночи их путешествия. Старший брат рассказал про льва, показал пояс. Средний поведал об Аджаре и бросил братьям поясок из змеиной кожи. Пришел черед младшего. Рассказал он о разбойниках и шахских дочерях. Как узнал тайну шах, велел позвать к себе пастуха, чтоб расспросить о барашке. Оказывается, старая овца пропала, а пастух пожалел барашка и отдал его на выкормку собаке. Тогда кликнул шах садовника, и тот поведал ему, что как-то убил вора, и тело его закопал под виноградом, который дал небывалый урожай. С него-то и сварил бекмес садовник. А лепешки выкладывал на поднос сам шах - отец шаха. Так обо всех тайнах узнал от братьев правитель и позвал их к себе. Согласились три богатыря. Автор сказки ведет нас к шаху, показывая как роскошь дворца, так и широкую душу благодарного правителя.

Просьба шаха

Шах был восхищен делами и знаниями богатырей. Попросил он стать ему сыновьями и взять в жены его дочерей. Стали братья говорить, что как же станут они зятьями шаха, когда сами простой крови. Но шах уговорил их принять его просьбу и стать мужьями прекрасным шахским дочерям.

Шах любил братьев, но ближе всех был ему самый младший. Как-то отдыхал он в саду, а его собралась укусить ядовитая змея. Случайно увидел это Кенджа и спас тестя. Но не успел он убрать меч в ножны, как проснулся шах и засомневался в зяте. Стал он думать, что тот хочет его убить. Мысль эту подогревал визирь, что давно таил злобу на богатырей.

Так попали в немилость три богатыря. Сказка дальше рассказывает, что заточил в тюрьму правитель младшего богатыря. Очень загрустила его жена и стала просить отца вернуть мужа. Приказал он привести Кенджу и стал его попрекать, как же так вышло. В ответ стал мудрый богатырь рассказывать ему историю о попугае.

Рассказ о попугае

«Три богатыря» - сказка, полная аллегорий и метафор. Такой аллегорический смысл имеет и история Кенджи о попугае.

Жил один шах, была у него любимая птица. Шах так любил попугая, что не мог ни дня без него. Но загрустил шахов любимец о своей семье и попросился на две недели оставить дворец и слетать к ним. Долго не хотел шах отпускать, но все же согласился.

Прилетел попугай к родным, а когда настало время возвращаться, загрустил по родному дому. Стали все его уговаривать остаться. Мать рассказала, что растут у них плоды жизни. Кто их отведает, вернет себе молодость. Может, если преподнести такой дар шаху, он отпустит попугая? Верная птица принесла шаху плоды и рассказала об их свойствах. Но был у царя злобный визирь. Он подговорил правителя сначала испытать плоды на павлинах, а сам подсыпал в них яд. Когда погибли павлины, разъяренный царь убил попугая. А потом настало время казнить старика. Приказал царь отравить его оставшимся плодом. Как только съел его старик, стал молодеть на глазах. Понял шах, что совершил страшную ошибку. Да время назад не вернуть…

Развязка сказки

Рассказал тогда Кенджа шаху о змее, пошел в сад и принес ее рассеченный труп. Понял шах, как ошибся и стал молить зятя простить его, но тот ответил, что «с шахами невозможно жить в добре и мире». Нет места братьям во дворце, не желают они жить придворными в шаховых владениях. Стали богатыри собираться в путь. Долго царь просил оставить ему дочерей, но они были верными женами и пожелали уехать с мужьями. Вернулись богатыри с любимыми в страну к своему отцу и стали жить в его доме, честным трудом зарабатывая и прославляя мудрого родителя.

«Три богатыря»: автор сказки

Часто после прочтения произведения вдумчивому читателю становится интересно, кто же его создал. Если такой интерес возник после прочтения нашей сказки, то мы попробуем удовлетворить его. Лежит на поверхности ответ на вопрос, кто написал сказку «Три богатыря». Автор - народ. Это значит, что когда-то очень давно какой-то мудрый рассказчик начал эту сказку. Но со временем его имя забылось, а сказка осталась на устах его земляков. Из поколения в поколение ее пересказывали, возможно, добавляя или убавляя некоторые сюжетные линии. А далее появился исследователь, что записал эту сказку. Так она и пришла к нам.

Национальные особенности сказки

Мы знаем, что «Три богатыря» - произведение фольклорное, то есть народное. Но тут возникает следующий вопрос: какой же народ сложил эту замечательную историю? Даже то, как зовут трех богатырей из сказки, говорит нам, что она явно нерусская. Приставки к имени «-батыр», присущие народам ближнего Кавказа, чаще всего использовали узбекские авторы. Отсюда вывод - наша сказка пришла с далекого гористого Узбекистана.

Для этого народа привычным было правление шаха, на их землях водилось множество змей (это подтверждает появление в сюжете как самого царя змей, так и змеи, что желала укусить шаха). Пустынные земли, холмы и скалы - тоже реалии этого государства.

Какие черты характера воспитывает сказка

Всем известна присказка «сказка - быль…». Не исключение - и «Три богатыря». Эта сказка несет в себе огромнейший воспитательный потенциал. «Три богатыря» - сказка о честных братьях, которые, благодаря хорошему воспитанию и честности, смогли достойно пройти испытания судьбы. В образах братьев воспеваются следующие черты:

  • Трудолюбие. Братья воспитаны в труде, они уважают его и верят, что только трудом смогут добиться счастливой жизни.
  • Уважение родителей. Вспомните, как выслушали богатыри отца, не сказав ему ни слова в укор.
  • Беспокойство друг о друге. Ребята стойко охраняют сон друг друга, даже в экстренных ситуациях они думают не о себе, а об отдыхе братьев.
  • Неравнодушие. Кенджа не оставляет разбойников, видя, что они замышляют злое дело, и не убегает в ужасе от них, а думает, как перехитрить злодеев и предотвратить преступление.
  • Честность. На обеде у шаха богатыри открыто рассказывают все как друг другу, так и самому шаху, чем заслуживают его уважение и симпатию.
  • Верность. Братья верны друг другу, верны они заветам отца. Верность любимым хранят и принцессы - дочери шаха, которые идут за своими мужьями, оставив пышный дворец и роскошную жизнь.

Ну и конечно, храбрость.

А что осуждает сказка?

Восхваляя добро, мудрый народ в своей сказке противопоставляет ему зло. Здесь побежденные братьями темные силы воплощены как в хищных зверях, так и в злобных придворных шаха, что ради своих замыслов готовы пожертвовать жизнями невинных людей. На примере разбойников осуждается желание обогащения, им в противовес - братья-богатыри, которые по напутствию отца отправляются в путешествие, чтобы своими силами и трудом строить свою счастливую жизнь.

К завершению сказки появляется еще один интересный момент - осуждение власти, недоверие к ней народа. Оклеветанный визирем и преданный своим тестем-шахом, самый молодой из богатырей говорит, что счастья простому народу при дворе ждать не стоит. А его фраза о том, что нельзя с шахами жить в добре, и вовсе поражает своей смелостью и искренностью.

Выводы

Коротко о сказке «Три богатыря» рассказать достаточно трудно, так как она очень многогранна. Читать ее не только интересно, но еще и полезно. На примере братьев мудрый народ учит своих сыновей с малых лет быть трудолюбивыми и честными, не хвастаться, но и не скрывать своих достоинств и достижений. Рекомендуем сказку для прочтения читателям самых разных возрастных категорий. И взрослый, и ребенок найдет, чему поучиться у мудрейшего народа, к тому же сюжет сказки не заставит вас скучать. Приятного чтения!

Номинация «Проза» - 12 -16 лет

Об авторе

Алексей - ученик 6 «А» класса МОУ « Средняя школа № 9», живет в городе Петрозаводске Республики Карелия.

Его интересы: спорт, туризм, литературное творчество. Алексей является победителем школьного этапа всероссйской олимпиады школьников по русскому языку и математики.

Дипломант (1 места) всероссийских, региональных, городских соревнованипй по спортивному ориентированию. Участник конкурса по мотивам традиционных сюжетов Шарля Перро « Старая новая сказка» Петрозаводского городского округа. Лауреат городского конкурса творческих работ « Каким я вижу Петрозаводск в 2025 году» .

«Три богатыря против Яги, Кощея и Горыныча»

В один прекрасный вечер, после тяжелого трудового дня, отправились три богатыря на своих конях по лесам, по лугам прогуляться. Мало ли, много ли они ехали, им было без разницы, распевали они свои богатырские песни во славу земли русской.

Тряслась дорога от таких богатырских шагов, падали деревья от таких богатырских песен, и вот три богатыря наткнулись на чудную, светлую поляну, которая расстилалась под самым солнцем. Трем богатырям сразу же захотелось разместить свои могучие тела на мягкой травке. Богатыри прицепили своих коней к трем дубам, а сами улеглись на самый центр поляны.

Так бы и пролежали они до глубокого вечера, да только заметил Алеша около деревьев синий крутящийся круг. Из него выходил человек, весь в доспехах, как у трех богатырей. А за ним еще один и еще, и еще.

Смотрите, братцы, - говорит Алешенька, - богатыри новые появляются не понятно откуда. Пойдемте познакомимся, что ли?

Богатыри встали, поблагодарили землю родную за то, что она помогла отдохнуть молодцам, придала молодцам силы невиданной. Взяли свои мечи и пошли знакомиться.

Не успели богатыри подойти к незнакомцам, а те уже кидают в них свои копья толстые.

Что же вы делаете, - закричали богатыри, - м ы же свои, свои мы. Давайте знакомиться, меня звать Ильей Муромцем, а это…

Не успел Илья представить своих братьев-богатырей, как его ударили по голове дубинкой, да так, что он вовсе сознание потерял.

Почуяли тут силу нечистую Добрыня и Алеша, да как кинутся в бой. Бьют они недругов, а они все появляются да появляются из этого чудного синего круга. Устали наши богатыри, отбросили они свои мечи в сторону и говорят:

Ладно, ладно, устали мы с Алешей, берите нас, ведите нас в плен или куда там.

А недруги начали один за другим исчезать, и вовсе все исчезли. А этот чудный синий круг остался.

Удивились молодцы, подняли свои мечи тяжелые да начали всматриваться в это чудо синее. Вдруг это чудо синее испортилось от лица страшного. Испугались богатыри, аж упали. А лицо это страшное оказалось Бабой-Ягой.

Эх вы, богатырями еще называетесь, не только моего красивого лица перепугались, да еще моим воином сдались.

Так это твоя работа? - спросил только что очнувшийся Илья Муромец.

Конечно, а чья же еще? - ответила Яга.

Ну и зачем ты это все натворила? - спросил Алеша.

Да вот, - начала Яга,- собираемся мы тут с Горынычем и Кощеем отомстить вам. Село ваше разорить хотим.

Разозлились богатыри, закричали на старуху, мечами пригрозили. После слов устрашающих исчезло лицо противное и за собой чудо синие унесло.

Подняли богатыри свои тела могучие да и отправились на конях своих в село.

Не дрожала земля подвластная, не падали деревья высокие, только ветер быстрый встречал на пути своем лица печальные богатырей. Как только приехали в село, собрали богатыри народ да как начали рассказывать, что с ними произошло. Расстроился народ, начали придумывать план, как не пустить врагов в село.

В общем, натаскали все камней тяжелых да начали строить стену непробиваемую, дома неразрушимые. В конце концов, построили город, защищенный стенами, с домами каменными и с церковью в центре. Крепость целая. Не боялся больше народ никого.

Спят все в городе, кроме молодцов. Да как знали молодцы, что настигнет их атака злобная. Услышали богатыри топот сильный. Посмотрели они в окно да увидели воинов. Приближаются уже недруги к стене крепкой, а позади них идут враги главные. Остановились воины. Подлетает на ступе Яга противная и говорит своим голос дряхлым:

Выходите богатыри, сейчас вы увидите силы тьмы, а если нет, то мы сожжем ваше село деревянное.

Не знали враги злобные, что село то крепостью стало. Помчались воины к стенам каменным, бьют их со всех сил, а они стоят себе, как ни в чем ни бывало, и отбивают они воинов злобных, а те падают и исчезают в дыме сером. Как только исчезли все воины страшные, Яга сама за дело принялась. Взялась она рушить стену неразрушимую своим колдовством. Помогает ей Змей Горыныч своей силой могучей. Кощей тоже в стороне не остался, чарами своими изо всех сил помогает Яге.

Думают богатыри, как не погубить жизни людские. Подумали немножко да и решили. Собрали они народ храбрый возле церкви и начали план рассказывать.

Собрал народ досок длинных, скрепили их между собой, получился крест. Натаскали простыней, связали все, и вышло покрывало огромное, чистое, белое. Накинули они это покрывало на крест, вырезали дырки, получились глаза. Свечки в эти глаза поставили, чтоб горели.

Поднял народ с богатырями этот крест над городом. Испугались враги чудища безобразного.

Кто ты? - кричит испуганная Яга.

Я самый злой злодей на всем этом белом свете, - отвечает своим богатырским голосом Илья.

Зачем ты пришел сюда? - спрашивает Горыныч.

Я пришел за тем, чтобы погубить это село каменное, а вы мне все испортили, сейчас я погублю вас, а не село.

Не стали ничего отвечать враги, испарились в миг, и долго с тех пор про них никто ничего не слышал.

Долгий смех и праздник стоял над селом каменным. Поняли богатыри, что не только силой, но и смекалкой можно прогнать врага.

Вот и сказки конец, а кто слушал молодец.

Изображает трех русских витязей на мощных конях, стоящих на рубежах своей Родины. Эти персонажи все хорошо знают по русским сказкам и былинам. Все трое богатыря одеты в военные доспехи и в любой момент готовы вступить в бой на защиту родных рубежей.

Наиболее мощный богатырь находится в центре, мы все знаем его имя. Это, конечно, Илья Муромец. Он зорко смотрит вдаль из под руки, чтоб не упустить врага, не допустить его в родные края. Из вооружения у него в руках копье и тяжелая палица, которую он легко держит в руках! Из былин мы знаем, что Илья Муромец крестьянский сын из села под Муромом, самый старший и могучий богатырь. Поэтому одежда его проста и груба! Его вороной конь соответствует Илье Муромцу, он красив и силен.

Слева от Ильи Муромца, конечно, Добрыня Никитич. Он прославился своими знаниями, смекалкой и опытом. Он княжеский сын, поэтому он красиво одет. На нем богатая кольчуга, щит украшен драгоценностями, видны золотые ножны меча, на ногах шитые сапоги. Он в этот момент достает из ножен меч и готов к бою. Также красива и богата сбруя коня. И сам конь очень красив, белой масти.

Справа от Ильи Муромца Алеша Попович. Он самый молодой из них, красивый и лиричный юноша. Это мы судим по гуслям, прикрепленных сзади к седлу. В минуты отдыха он может порадовать друзей хорошей песней. Алеша Попович вооружен луком. Алеша Попович из семьи священника, это можно догадаться из его прозвища. Поэтому его одежда не бедна и не богата. Конь у него рыжий, красивый и ухоженный, с белым пятном на лбу.

На голове у всех трех богатырей шлемы, напоминающие купола русских церквей.

Видим, что все богатыри вооружены по разному и каждый по своему будет крушить врага. Русский народ очень надеется на своих богатырей, слагает о них былины и сказки, о своих непобедимых и справедливых защитниках.

Это было тяжелое и грозовое время для Руси, с востока надвигались татаро-монгольское иго, с запада не было покоя от германских племен. И такие богатыри очень нужны были Руси.

Вокруг богатырей и вдали хорошо показана русская природа, которая создает хороший контраст фигурам трех богатырей. Погода облачная, на небе тяжелые облака.

Погода тоже характеризует время, надвигающие тучи это символы надвигающих врагов на русскую землю, от которых и охраняют русскую землю изображенные в картине богатыри.

Картина очень трудно доставалась художнику, он трудился над ней почти 30 лет, зато какой получился шедевр.

В настоящее время, этой картиной Васнецова можно полюбоваться в Третьяковской галерее.

Обгоняя скорость света,
Разум мчится сквозь века;
В глубине души поэта
За строкой бежит строка.

И ложатся на страницы,
Отряхнув седую пыль,
Чудеса и небылицы,
И загадочная быль.

Как-то, споря с океаном,
Славный русский богатырь
Воду вычерпал стаканом;
И земля раздалась вширь.

А другой силач – тихоня,
Задремав у бережка,
Маясь жаждою, спросонья,
Выпил море в три глотка.

Третий – еле умещался
Посреди высоких гор
И в народе прозывался —
Грозный витязь Святогор.

Он мечом владел и пикой,
Равных не было ему;
И страна была великой,
И в узде держали Тьму.

Русский дух царил повсюду,
Как сначала повелось.
Никакому Чуду-юду
Здесь спокойно не жилось.

Заползут какие гады,
Или птицей налетят —
Святогор не даст пощады —
Только косточки трещат.

Много лет ходил дозором —
Караулил землю-мать.
Русь жила за Святогором —
Не обидеть, не сломать.

Все набеги басурманов
Отражал Батыр-гора.
И в стране великих ханов
Невзлюбили бога Ра.

Этот бог служил защитой
Великану Русь-земли.
В битве честной и открытой
С ним тягаться не могли.

Брали подкупом, обманом,
Злыми чарами, вином;
Шли на приступы тараном,
Выжигали Русь огнем.

Всяко землю-мать пытали,
Извели немало стрел.
Дни и годы пролетали,
Грозный витязь постарел.

Трудно стало Святогору
Воевать на склоне лет,
Отдыхать с почётом в пору,
А ему покоя нет:

То Ростов защиты просит,
То из Киева послы.
Но земля уже не носит,
И доспехи тяжелы;

Не поставить в стремя ногу,
Не взобраться на коня.
Богатырь с молитвой к богу:
“Отпустил бы ты меня

За моря, за океаны,
За дремучие леса,
За широкие поляны —
В голубые небеса.

По стране твоей далекой
Извелась душа тоской”.
И, застыв горой высокой,
Богатырь обрёл покой.

Говорят, что сила божья
С той поры ушла в гранит;
Добрый камень у подножья
Тайну бережно хранит.

Много молодцев вспотело,
Сдвинуть камушек горя,
Но осилить это дело
Не нашлось богатыря.

Кто к нему не подступался
И пупка не надрывал —
Никому он не поддался —
Век без малого стоял.

Русь тогда, меняя бога,
Новых радостей ждала,
И к святой горе дорога
Тёмным лесом заросла.

Талисманы, обереги
Крест немного потеснил,
Но пожары и набеги
Новый бог не отменил.

Вера толком не окрепла,
За бедою шла беда.
И, бывало, что из пепла
Вновь вставали города;

Уводили басурманы
Русских девушек в полон,
А князья в чужие станы
Отправлялись на поклон.

Только в Киеве богатом,
У днепровских берегов,
Чистым серебром и златом
Откупались от врагов.

Век покоя Русь не знала,
Но совсем не поддалась —
За морями воевала,
В споре с ханами сошлась.

С давних пор ей досаждали
Кочевые племена:
И поля вокруг страдали,
И дружины, и казна.

А с проклятьем чародея
На Руси другое зло —
Огнедышащего Змея
Тёмной силой занесло:

У чудовища три пасти,
Три огромных головы.
Хуже не было напасти,
По свидетельству молвы.

По болотам леший бродит,
Лес русалками кишит —
Сильных чарами изводит,
Слабых шорохом страшит.

А у города Ростова
Кто-то встретился с ягой.
Говорит – жива, здорова,
Только трудности с ногой,

Да укачивает в ступе,
И кружится голова,
И от старости в тулупе
Прохудились рукава.

Сам я врать-то не умею,
Но в народе был слушок,
Что везла она Кощею
Тяжелёхонький мешок.

В том мешке спала девица —
Белолица и стройна;
А кощеева темница
Без того полным полна.

Любит разные забавы
Полувысохший скелет;
Нет на лютого управы
И на Змея силы нет:

Не одну унес девицу
Он за синие моря.
Постоять за Русь-землицу
Встали два богатыря.

Первым вызвался Алеша —
Сын ростовского попа.
Для него любая ноша
Легче мелкого клопа.

Ни один лихой боярин
Перед ним не устоит;
Под мечом его тугарин
Потерял копьё и щит.

С детства он к тугому луку
Приучаем был отцом
И, любя развеять скуку,
Слыл весёлым молодцом.

На уме мечту лелея,
В жёны высватать княжну,
Одолеть поклялся Змея
И собрался на войну.

Снарядил седлом высоким
Богатырского коня,
Сам – под поясом широким
Сыромятного ремня,

Слева меч висит булатный,
За плечами лук тугой…
И хотел бы на попятный,
Да уж в стремя стал ногой.

В теремке девица плачет,
Тужит ночи у огня;
Богатырь по лесу скачет,
Медным стременем звеня.

Лес всё гуще да темнее,
И тропинки не видать.
Где тут думать о злодее —
Самому б не пострадать.

Вот и конь стреляет ухом,
Может, чует где беду?
Витязь слез, собрался с духом,
Конь пошёл на поводу.

Ночь брели, как будто спьяну,
Продираясь напролом.
Утром вышли на поляну;
На поляне – дом не дом –

Кособокая избушка
Без окошек, без крыльца.
У двери сидит старушка,
Неприметная с лица.

В доме кот, сова, два гуся…
Богатырь хитрить не стал,
Говорит: “Скажи, бабуся, —
Змей давно ли пролетал?

Мне б найти к нему дорожку,
Заблудились мы слегка,
Да поесть какую крошку,
И воды б по два глотка”.

Бабка фыркнула сначала,
Встав, туда-сюда прошлась,
Для порядка поворчала,
Но, в конце концов, сдалась:

“За добро ко мне, убогой,
Помогу тебе, милок.
Вы не той пошли дорогой;
Ты возьми себе клубок.

Он тебя на день десятый
Приведёт к большой горе;
Там и Змей – мой враг заклятый —
Прячет головы в норе.

Но едва ли ты сумеешь
Чудо-юдо одолеть,
А, случится – одолеешь —
Самому не уцелеть.

Как не станет силы биться —
Пустишь в небо голубка —
Друг на выручку примчится,
Взмылив конские бока.

Но и вместе против Змея
Вам едва ли устоять —
Три головки у злодея,
Знать, троим и воевать”.

Не послушался Алешка,
Хоть и не был дураком.
Замелькала путь – дорожка
Вслед за бабкиным клубком.

На десятый день похода
Подошли они к горе:
Чёрный дым валит из входа,
Змей шевелится в норе,

Черепа вокруг да кости;
Конь на месте не стоит.
“Хороши на завтрак гости, —
Чудо-юдо говорит, —

Сорок дней не ел мясного,
Даже брюхо подвело.
И ежа бы съел живого,
Если б так не повезло”.

“Помолчал бы, жив покуда, —
Богатырь ему в ответ, —
У тебя, у Чуда-юда,
И зубов-то толком нет.

Будто крот, забился в нору —
Выходи на честный бой!”
Затрясло большую гору,
Из норы раздался вой.

Вылез аспид трёхголовый —
За спиною два крыла.
Богатырь – за лук дубовый,
Только стрелочка мала –

Не достать ей сердце Змея —
Застревает в чешуе.
Защищаясь от злодея,
Вспомнил витязь о копье:

Разогнав коня, наскочит,
Целя в голову врага,
Да ноздрю едва щекочет.
Не врала, видать, яга-

И копьём не дотянуться,
И стрелою не достать;
Не на жизнь, а насмерть бьются,
Начал Змей одолевать.

Не поднимется, устала,
Богатырская рука.
Он, как бабка наказала,
Кинул в небо голубка.

Голубок стрелой пустился
За подмогой в Киев-град,
А Попович всё рубился,
Но и сам уже не рад:

Не побить ему злодея,
Не потешиться с княжной,
И зачем пошел на Змея,
На проклятого войной?

В Киев-городе княгиня
Принимала голубка,
Славный молодец Добрыня
Взмылил конские бока,

Прямоезжую дорогу
Одолел в четыре дня
И примчался на подмогу,
Не загнав едва коня.

О его победах слава
На Руси давно гремит;
Налетел, ударил справа,
Под огонь подставил щит,

Оттеснил к пещере Змея;
Тут Алеша подскочил —
Навалился на злодея,
От земли набравшись сил.

То мечом удар наносит,
То копьём с размаху бьёт;
Но пощады враг не просит,
Тоже спуску не даёт.

Десять дней земля горела
Под ногами у коней.
Сталь булатная звенела,
И не видно – кто сильней —

И друзья устали биться,
И у Змея мощь сдала.
Порешили сговориться —
Не чинить друг другу зла:

Змей на время крылья сложит,
(Обещал – на целый год),
И его не потревожит
Ни дружина, ни народ.

Порешив, погоревали,
Что напрасно подрались.
Отдохнув, коней седлали;
Попрощавшись, разошлись.

Возле города Ростова,
Возвратившихся с войны,
Попадья – жена попова —
Приглашала на блины,

Чарку с квасом подносила
В полтора больших ведра,
Чтобы мать-земля носила
И сегодня, как вчера.

Гости чарку поднимали,
Угощались всем подряд
Да коней опять седлали,
Отправляясь в Киев-град,

Рассказать о договоре,
Заключённом на войне;
Хоть князья и жили в ссоре —
Всяк мечтал о тишине.

Князь ростовский, расставаясь,
Дочь Алеше обещал,
А к Добрыне обращаясь, —
На помолвку приглашал.

С тем они и ускакали,
Поднимая пыль столбом.
Вскоре башни замелькали
В чистом небе голубом.

За высокою стеною,
Меж садами – терема,
Мост высокий над водою,
У ворот – народу тьма.

Добрых молодцев встречали,
Провожали ко дворцу.
Князь, забыв свои печали,
Дал обоим по кольцу,

Подносил хмельные чарки
Под зернистую икру
Да раздаривал подарки.
Был и я на том пиру,

Но ни чем не отличился,
В этот раз не повезло —
Пиво пил, да не напился —
Мимо рта, видать, текло.

Давным-давно жил один человек, не богатый не бедный. У него было три сына. Все трое красивые, подобно месяцу, грамоте обучались, уму-разуму набирались, с плохими людьми не знались.
Старшему Тонгуч-батыру был двадцать один год, среднему Ортанча-батыру - восемнадцать лет, а младшему Кенджа-батыру - шестнадцать.
Однажды отец позвал сыновей к себе, усадил, приласкал каждого, погладил по голове и сказал:
-Сыновья мои, я не богат, имущества, что останется после меня, вам надолго не хватит. Большего от меня не ждите и не надейтесь. Воспитал я в вас три качества: во-первых, вырастил вас здоровыми - вы стали сильными: во-вторых, дал вам в руки оружие - вы стали искусными копнами; в третьих, научил вас ничего не бояться - вы стали храбрыми. Еще я вам даю три завета. Слушайте и не забывайте их: будьте честными - и будете жить спокойно, не хвастайтесь - и не придется вам краснеть от стыда; не ленитесь - и будете счастливыми. А обо всем остальном позаботьтесь сами. Приготовил я вам трех коней: вороного, буланого и серого. Сумы ваши наполнил съестными припасами на неделю. Счастье у вас впереди. Отправляйтесь в путь-дорогу, поезжайте посмотреть свет. Не познав света, вы не сможете выйти в люди. Идите ловите птицу счастья. Прощайте, сыновья мои!
Сказав так, отец встал и ушел.
Стали братья собираться в дорогу. Утром рано сели на коней и пустились в путь. Целый день ехали братья и уехали далеко-далеко. К вечеру решили отдохнуть. Слезли с коней, поели, но, прежде чем лечь спать, договорились так:
Место здесь пустынное, нехорошо, если все уснем. Поделим ночь на три стражи и будем по очереди охранять o покой спящих.
Сказано - сделано.
Сперва стал дежурить старший брат Тонгу ч, а другие легли спать. Долго сидел Тонгуч-батыр, играя мечом и посматривая при лунном свете во все стороны... Стояла тишина. Все было словно сном. Вдруг со стороны леса послышался шум. Тонгуч обнажил меч и приготовился.
Недалеко от того места, где остановились братья, было логовище льва. Почуяв запах людей, лев поднялся и вышел в степь.
Тонгуч-батыр был уверен, что справится со львом, и, не желая беспокоить своих братьев, побежал в сторону. Зверь погнался за ним.
Тонгуч-батыр обернулся и, ударив льва мечом по левой лапе, нанес ему рану. Раненый лев бросился на Тонгуч-батыра, но тот опять отскочил и со всего размаху ударил зверя по голове. Лев упал мертвый.
Тонгуч-батыр сел верхом на льва, вырезал из его шкуры узкую полоску, подпоясался ею под рубашкой и, как ни в чем не бывало, вернулся к спящим братьям.
Затем в свою очередь на стражу встал средний брат Ортанча-батыр.
В его дежурство ничего не случилось. За ним встал третий брат Кенджа-батыр и охранял покой своих братьев до рассвета. Так прошла первая ночь.
Утром братья снова тронулись в путь. Ехали долго, проехали много и вечером остановились у большой горы. У подножья ее стоял одинокий развесистый тополь, под тополем из земли пробивался родник. Около родника была пещера, а за ней жил царь змей, Аждар-султан.
Богатыри не знали о царе змей. Спокойно привязали они коней, почистили их скребницей, задали им корму, а сами сели ужинать. Перед тем как ложиться спать, они решили дежурить, как и в первую ночь. Сначала стал на дежурство старший брат Тонгуч-батыр, за ним пришел черед среднему брату Ортанча-батыру.
Ночь была лунная, царила тишина. Но вот послышался шум. Немного спустя из пещеры выполз Аждар-султан с головой, как- корчага, с длинным, как бревно, туловищем к пополз к роднику.
Не захотел Ортанча-батыр тревожить сон братьев и побежал в степь, подальше от родника.
Почуяв человека, Аждар-султан погнался за ним. Ортанча-батыр отскочил в сторону и ударил царя змей мечом по хвосту. Закружился на месте Аждар-султан. А богатырь изловчился и ударил его по спине. Тяжело раненный царь змей бросился на Ортанча-батыра. Тогда богатырь последним ударом покончил с ним.
Затем он вырезал из его шкуры узкую полоску, подпоясался ею под рубашкой и, как ни в чем не бывало, вернулся к братьям и сел на свое место. Пришла очередь дежурить младшему брату Кенджа-батыру. Утром братья опять отправились в путь.
Долго ехали они через степи. На закате солнца подъехали к одинокому холму, слезли с коней и расположились отдыхать. Разожгли костер, поужинали и опять стали.дежурить по очереди: сначала старший, потом средний, наконец очередь дошла до младшего брата.
Сидит Кенджа-батыр, охраняя сон своих братьев. Не наметил он, что огонь в костре погас.
Нехорошо оставаться нам без огня - подумал Кенджа-батыр.
Взобрался он на вершину холма и стал смотреть вокруг. Вдалеке время от времени мигал огонек.
Кенджа-батыр сел на коня и поехал в ту сторону.
Долго он ехал и, наконец, доехал до одинокого дома.
Слез Кенджа-батыр с коня, тихонько на цыпочках подошел к окну и заглянул внутрь.
В комнате было светло, а на очаге в котле варилась похлебка. Вокруг очага сидело человек двадцать. У всех были мрачные лица, вытаращенные глаза. Видно, эти люди замышляли что-то недоброе.
Кенджа подумал:
Ого, здесь собралась шайка разбойников. Оставить их и уйти - не дело, не подобает поступать так честному человеку. Попробую-ка я схитрить: присмотрюсь, войду к ним в доверие, а потом сделаю свое дело.
Он открыл дверь и вошел. Разбойники схватились за оружие.
- Господин, - сказал Кенджа-батыр, обращаясь к атаману разбойников я ничтожный ваш раб, родом из далекого города. До сих пор я занимался мелкими делами. Давно я уже хотел пристать к какой-нибудь шайке, вроде вашей. Я услышал, что ваша милость.находится здесь, и поспешил к вам. Не смотрите, что я молод. Одна надежда на вас, что вы меня примете. Я знаю немало разных сноровок. Умею рыть подкопы, умею высматривать и разведывать. Я пригожусь в вашем деле.
Так умело повел разговор Кенджа-батыр.
Атаман шайки ответил:
- Хорошо сделал, что пришел.
Приложив руки к груди, Кенджа-батыр поклонился и сел около огня.
Похлебка поспела. Поели.
В ту ночь разбойники решили ограбить шахскую казну. Поужинав, все сели на коней и поехали.
Кенджа-батыр тоже отправился с ними. Спустя немного времени они подъехали к дворцовому саду, слезли с коней и стали советоваться, как пробраться во дворец.
Наконец они сговорились так: сначала через стену перелезет Кенджа-батыр и разведает, спит ли стража. Потом остальные по одному перелезут через стену, спустятся в сад и там соберутся, чтобы сразу ворваться во дворец.
Разбойники помогли Кенджа-батыру взобраться на стену. Батыр спрыгнул, походил по саду и, обнаружив, что стража спит, нашел арбу и подкатал ее к стене.
Потом Кенджа-батыр взобрался на арбу и, высунув голову из-за стены, сказал: Самое удобное время.
Атаман велел разбойникам одному за другим перелезать через стену.
Едва только первый разбойник лег животом на забор и, нагнув голову, приготовился слезать на арбу, Кенджа-батыр размахнулся да как хватит мечом по шее, так и покатилась голова вора.
- Слезай, - приказал Кенджа-батыр, протянул тело вора и сбросил его вниз.
Короче говоря, Кенджа-батыр порубил головы всем разбойникам, а потом отправился во дворец.
Тихонько прошел Кенджа-батыр мимо спящей стражи в зал с тремя дверями. Здесь дежурили десять девушек-прислужниц, но они тоже спали.
Никем не замеченный, Кенджа-батыр вошел в первую дверь и очутился в богато украшенной комнате. На стенах были развешаны расшитые пунцовыми цветами шелковые занавески.
В комнате на серебряной кровати, окутанной белой тканью, спала красавица, прекраснее всех цветов на земле. Тихонько приблизился к ней Кенджа-батыр, снял с ее правой руки золотой перстень и положил его в карман. Потом он вернулся назад и вышел в зал.
Ну-ка, осмотрим вторую комнату, какие там тайны? - про себя сказал Кенджа-батыр.
Открыв вторую дверь, он очутился в роскошно убранной комнате, украшенной шелками, расшитыми изображениям птиц. Посредине, на серебряной кровати, окруженная десятком девушек-служанок, лежала красивая девушка. Из-за нее спорили месяц и солнце: у кого из них она взяла свою красоту.
Кенджа-батыр тихонько снял с руки девушки браслет и положил в карман. Затем вернулся назад и вышел в тот же аил.
Теперь нужно пройти в третью комнату,- подумал он.
Здесь украшений было ещё больше. Стены были убраны малиновым шелком.
На серебряной кровати, окруженная шестнадцатью красивыми девушками-служанками, спала красавица. Девушка была так прелестна, что даже сама царица аисзд, прекрасная утренняя звезда, готова была служить ей.
Кенджа-батыр тихонько вынул из правого уха девушки полотую серьгу и положил ее в карман.
Кенджа-батыр вышел из дворца, перелез через забор, гол на коня и поехал к братьям.
Братья еще не просыпались. Так Кенджа-батыр сидел до шри, играя мечом.
Рассвело. Богатыри позавтракали, оседлали коней, сели верхом и отправились в путь.
Немного спустя они въехали в город и остановились в караван-сарае. Привязав коней под навесом, они пошли в чайхану и уселись там, чтобы отдохнуть за чайником чая.
Вдруг на улицу вышел глашатай и объявил:
- Имеющие уши да слушают! Сегодня ночью во дворцовом саду кто-то отрубил головы двадцати разбойникам, а у шахских дочерей пропало по одной золотой вещи. Наш шах пожелал, чтобы весь народ от мала до велика помог объяснить ему непонятное событие и указать, кто тот герой, который совершил такой богатырский поступок. Если у кого в доме есть приезжие из других городов и стран, надо немедленно привести их во дворец.
Хозяин караван-сарая предложил своим гостям явиться к шаху.
Братья поднялись и не спеша отправились во дворец.
Шах, узнав, что они чужестранцы, приказал отвести их в особую комнату с богатым убранством, а визирю поручил выведать у них тайну.
Визирь сказал:
- Если спросить прямо, они, может быть, и не скажут.
Лучше оставим их одних и подслушаем, о чем они будут говорить.
В комнате, где сидели братья, кроме них, никого не было. Вот перед ними расстелили скатерть, принесли разные кушанья. Братья принялись за еду.
А в смежном покое молча сидели шах и визирь и подслушивали.
- Нам дали мясо молодого барашка,- сказал Тонгуч-батыр,- но он, оказывается, был выкормлен собакой. Шахи не брезгуют и псиной. А я вот чему удивляюсь: от бекмеса дух идет человеческий.
- Верно,- промолвил Кенджа-батыр. - Все шахи кровопийцы. Нет ничего невероятного, если в бекмес подмешана человеческая кровь. Меня тоже удивляет одна вещь: лепешки на подносе уложены так, как может укладывать только хороший пекарь.
Тонгуч-батыр сказал:
- Должно быть, так оно и есть. Вот что: нас позвали сюда, чтобы узнать, что случилось в шахском дворце. Конечно, нас будут спрашивать. Что мы скажем?
- Мы не будем лгать,- сказал Ортанча-батыр. Мы скажем правду.
- Да, пришла пора рассказать обо всем, что мы видели за три дня в дороге,- ответил Кенджа-батыр.
Тонгуч-батыр стал рассказывать, как он сражался со львом в первую ночь. Потом он снял с себя тесьму из львиной шкуры и бросил перед братьями. Вслед за ним Ортанча-батыр тоже рассказал о случившемся во вторую ночь и, сняв с себя тесьму из шкуры царя змей, показал се братьям. Затем заговорил Кенджа-батыр. Рассказав, что произошло в третью ночь, показал братьям взятые им золотые вещи.
Тут шах и визирь узнали тайну, но они не могли понять, что сказали братья про мясо, бекмес и лепешки. Поэтому они сначала послали за пастухом. Пришел пастух.
- Говори правду!- сказал шах.- Барашка, что ты прислал вчера, кормила собака?
- О государь!- взмолился пастух.- Если жизнь мне сохраните, я расскажу.
- Прошу тебя, говори правду,- сказал шах.
Пастух рассказал:
- Зимою у меня околела овца. Жаль мне стало ягненочка, и отдал я его собаке. Та и выкормила его. Вчера я прислал как раз этого барашка, потому что других, кроме него, у меня не осталось, всех уже ваши слуги забрали.
Затем шах велел позвать садовника.
- Говори правду,- сказал ему шах,- разве в бекмес
подмешана человеческая кровь?
- О государь мой,- ответил садовник,- было одно событие, если жизнь мне сохраните, я расскажу вам всю правду.
- Говори, пощажу тебя,- сказал шах.
Тогда садовник рассказал:
- Прошлым летом кто-то повадился каждую ночь воровать оставленный для вас самый лучший виноград.
Я залег в винограднике и стал караулить. Смотрю, кто-то идет. Я с размаху ударил дубинкой по голове. Потом вырыл глубокую яму под виноградной лозой и зарыл тело. На следующий год лоза разрослась и дала такой урожай, что винограда было больше, чем листьев. Только вкус у винограда оказался немного другой. Свежего винограда я вам не посылал, а сварил бекмес.
Что же касается лепешек, то их укладывал на поднос сам шах. Оказывается, отец шаха был пекарем.
Шах вошел к богатырям в комнату, поздоровался и сказал:
- Все, что вы рассказали, оказалось правдой, и поэтому вы мне еще больше понравились. У меня к вам просьба, дорогие гости-богатыри, выслушайте ее.
- Говорите,- сказал Тонгуч-батыр,- если подойдет
нам ваша просьба, мы исполним ее.
- Есть у меня три дочери, а сыновей нет. Останьтесь здесь. Я бы выдал за вас своих дочерей, устроил бы свадьбу, созвал бы весь город и сорок дней угощал бы всех пловом.
- Говорите вы очень хорошо,- ответил Тонгуч-батыр,- но как же мы можем жениться на ваших дочерях, когда мы не шахские дети, да и отец наш совсем не богат.
Ваше богатство добыто царствованием, а мы воспитаны в труде.
Шах настаивал:
- Я - властелин страны, а вас воспитал ваш отец трудом своих рук, но раз он отец таких богатырей, как вы, то чем же он хуже меня? На самом деле он богаче меня.
А теперь я - отец девушек, перед которыми плакали влюбленные шахи, могущественные властелины мира,- стою перед вами и плача, умоляя, предлагаю вам своих дочерей в жены.
Братья согласились. Шах устроил пир. Пировали сорок дней, и молодые богатыри стали жить в шахском дворце. Шах больше всех полюбил младшего зятя Кенджа-батыра.
Однажды шах прилег отдохнуть в холодке. Вдруг из арыка выползла ядовитая змея и уже собиралась укусить шаха. Но подоспел Кенджа-батыр. Он выхватил меч из ножен, разрубил змею пополам и отбросил в сторону.
Не успел Кенджа-батыр вложить меч обратно в ножны, шах проснулся. В его душу запало сомнение. Он уже недоволен тем, что я выдал за него свою дочь,- подумал шах,- ему все мало, оказывается, он замышляет убить меня и сам хочет стать шахом.
Шах пошел к своему визирю и рассказал ему о случившемся. Визирь давно уже затаил вражду к богатырям и ждал только удобного случая. Он стал наговаривать шаху.
- Не спрашивая у меня совета, вы выдали за каких-то
проходимцев любимых дочерей. А вот теперь ваш любимый зять хотел вас убить. Смотрите, с помощью хитрости он все равно погубит вас.
Шах поверил словам визиря и приказал:
- Посадил, Кенджа-батыра в тюрьму.
Кенджа-батыра посадили в тюрьму. Опечалилась, загрустила молодая принцесса, жена Кенджа-батыра. Целыми днями она плакала, и ее румяные щеки поблекли. Однажды она бросилась отцу в ноги и стала просить его, чтобы он освободил своего зятя.
Велел тогда шах привести Кенджа-батыра из тюрьмы.
- Вот вы, оказывается, какой коварный,- сказал шах.- Как же вы решились убить меня?
В ответ Кенджа-батыр рассказал шаху историю попугая.
История попугая
Когда-то жил шах. У него был любимый попугай. Шах так любил своего попугая, что не мог жить без него ни одного часа.
Попугай говорил шаху приятные слова, развлекал его. Однажды попугай попросил:
o У меня на родине, в Индии, есть отец и мать, братья и сестры. Давно я живу в неволе. Теперь я прошу вас отпустить меня на двадцать дней. Я слетаю на родину, шесть дней туда, шесть дней обратно, восемь дней побуду дома, нагляжусь на мать и отца, на братьев и сестер.
- Нет,- отвечал шах,- если я тебя отпущу, ты не вернешься, и мне будет скучно.
Попугай стал уверять:
- Государь, я даю слово и сдержу его.
- Ну ладно, коли так, я отпускаю тебя, но только на две недели,- сказал шах.
- Прощайте, как-нибудь обернусь,- обрадовался попугай.
Он перелетел из клетки на забор, распрощался со всеми и полетел на юг. Шах стоял и смотрел ему вслед. Он не верил, что попугай вернется.
Попугай в шесть дней долетел до своей родины - Индии и разыскал родителей. Бедняжка радовался, порхал, резвился, перелетал с горки на горку, с ветки на ветку, с с деревца на деревце, купаясь в зелени лесов, побывал в гостях у родных и знакомых и не заметил даже, как прошло два дня. Настала пора лететь опять в неволю, в клетку. Тяжело было попугаю расставаться с отцом и матерью, братьями и сестрами.
Минуты веселья сменились часами печали. Повисли крылья. Быть может, удастся еще раз прилететь, а может быть, и нет.
Собрались родные, знакомые. Все жалели попугая и советовали не возвращаться к шаху. Но попугай сказал:
- Нет, я дал обещание. Могу ли я нарушить свое слово?
- Эх,- сказал один попугай,- когда ты, видел,
чтобы цари выполняли свои обещания? Если б твой шах был справедлив, разве он держал бы тебя четырнадцать лет в заключении и только на четырнадцать дней выпустил на волю. Разве ты появился на свет, чтобы жить в неволе? Не выпускай из рук свободы ради того, чтобы доставить кому-нибудь развлечение! Лютости у шаха больше, чем милости. Неразумно и опасно быть близко к царю и тигру.
Но попугай не послушался советов и собрался улетать. Тогда заговорила мать попугая:
- В таком случае я дам тебе совет. В наших местах растут плоды жизни. Кто скушает хотя бы один плод, тот сразу превращается в молодого, старик снова становится юношей, а старуха - молодой девушкой. Отнеси ты шаху драгоценные плоды и попроси, чтобы он тебя отпустил на волю. Быть может, в нём проснется чувство справедливости и он даст тебе свободу.
Все одобрили совет. Тотчас же принесли три плода жизни. Попугай распрощался с родными и знакомыми и полетел на север. Все смотрели ему вслед, затаив в сердце большие надежды.
Попугай в шесть дней долетел до места, вручил шаху подарок и рассказал, какое свойство имеют плоды. Шах обрадовался, обещал освободить попугая, отдал один плод жене, а остальные положил в пиалу.
Визирь затрясся от зависти и злости и решил повернуть дело по-иному.
- Пока вы не кушайте плоды, принесенные птицей, давайте-ка сначала их испытаем. Если они окажутся хорошими, их съесть никогда не поздно,- сказал визирь.
Шах одобрил совет. А визирь, улучшив момент, впустил сильного яда в плоды жизни. Затем визирь сказал:
- Ну, теперь давайте испытаем.
- Принесли двух павлинов и дали им поклевать плоды. Оба павлина тут же издохли.
- Что было бы, если б вы их съели?- сказал визирь.
- Я тоже умер бы!- воскликнул шах. Он выволок из клетки бедняжку-попугая и оторвал ему голову. Так бедняга-попугай получил от шаха награду.
Вскоре шах разгневался на одного старика и решил его казнить. Шах велел ему съесть оставшийся плод. Как только старик съел его, у него сразу выросли черные волосы, прорезались новые зубы, глаза заблестели молодым блеском и он принял вид двадцатилетнего юноши.
Понял царь, что напрасно погубил попугая, но было поздно.
- А теперь я расскажу о том, что случилось, пока вы
спали,- сказал в заключение Кенджа-батыр.
Он пошел в сад, принес оттуда рассеченное пополам туловище змеи. Шах стал просить извинения у Кенджа-батыра. Кенджа-батыр сказал ему:
- Господин, разрешите мне с братьями поехать домой в свою страну. С шахами невозможно жить в добре и мире.
Сколько шах ни умолял, ни упрашивал, богатыри не согласились.
- Мы не можем быть придворными людьми и жить во дворце шаха. Мы будем жить своим трудом,- сказали они.
- Ну, тогда пусть дочери мои останутся дома,- сказал шах.
Но дочери заговорили наперебой:
- Мы не расстанемся с мужьями.
Молодые богатыри вернулись к отцу вместе со своими женами и зажили счастливой жизнью в довольстве и труде.