Ван гог картины перед смертью. Тайна безумия Ван Гога: о чем говорит его последняя картина? Самые известные картины написаны им в психиатрической клинике

Биография и эпизоды жизни Винсента Ван Гога. Когда родился и умер Винсент Ван Гог, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты художника, фото и видео.

Годы жизни Винсента Ван Гога:

родился 30 марта 1853, умер 29 июля 1890

Эпитафия

«Стою себе, а надо мной навис
Закрученный, как пламя, кипарис.
Лимоннный крон и темно-голубое, -
Без них не стал бы я самим собою;
Унизил бы я собственную речь,
Когда б чужую ношу сбросил с плеч.
А эта грубость ангела, с какою
Он свой мазок роднит с моей строкою,
Ведет и вас через его зрачок
Туда, где дышит звездами Ван-Гог».
Из стихотворения Арсения Тарковского, посвящённого Ван Гогу

Биография

Без сомнения величайший художник XIX в. с узнаваемой манерой, автор всемирно признанных шедевров, Винсент Ван Гог был и остаётся одной из наиболее противоречивых фигур в мировой живописи. Душевная болезнь, страстный и неровный характер, глубокое сострадание и одновременно нелюдимость в сочетании с удивительным чувством природы и красоты нашли выражение в огромном творческом наследии художника. За всю свою жизнь Ван Гог написал сотни полотен и при этом до самой смерти оставался непризнанным гением. Лишь одна его работа, «Красные виноградники в Арле», была продана при жизни художника. Какая ирония: ведь спустя сотню лет после ухода Ван Гога из жизни самые крошечные его этюды стоили уже целое состояние.

Винсент Ван Гог родился в деревне, в большой семье голландского пастора, где был одним из шестерых детей. Учась в школе, мальчик начал рисовать карандашом, и даже в этих, самых ранних рисунках подростка уже проглядывает незаурядный талант. После школы шестнадцатилетнего Ван Гога пристраивают на работу в Гаагское отделение парижской фирмы «Гупиль и компания», продававшей картины. Это дало возможность юноше и его брату Тео, с которым Винсента всю жизнь связывали не простые, но очень близкие отношения, знакомиться с настоящим искусством. А знакомство это, в свою очередь, охладило творческое рвение Ван Гога: он стремился к чему-то возвышенному, духовному и в конце концов бросил «низменное» по его мнению занятие, решив сделаться пастором.

За этим последовали годы нищеты, жизни впроголодь и зрелища многих людских страданий. Ван Гог страстно рвался помогать бедному люду, вместе с тем испытывая всё возрастающую жажду творчества. Видя в искусстве много общего с религиозной верой, в 27 лет Винсент окончательно решает стать художником. Он много работает, поступает в школу изящных искусств в Антверпене, затем перебирается в Париж, где в то время живёт и работает целая плеяда импрессионистов и постимпрессионистов. С помощью брата Тео, который по-прежнему занимается торговлей картинами, и при его финансовой поддержке Ван Гог уезжает для работы на юг Франции и приглашает туда Поля Гогена, с которым тесно сдружился. Это время — расцвет творческого гения Ван Гога и одновременно начало его конца. Художники работают вместе, но отношения меж ними становятся всё напряжённее и в конце концов взрываются знаменитой ссорой, после которой Винсент отрезает себе мочку уха и попадает в лечебницу для душевнобольных. Врачи находят у него эпилепсию и шизофрению.

Последние годы жизни Ван Гога - это метания между больницами и попытками вернуться к нормальной жизни. Винсент продолжает творить и находясь в лечебнице, но его преследуют навязчивые идеи, страхи и галлюцинации. Дважды Ван Гог пытается отравиться красками и, наконец, однажды возвращается с прогулки с огнестрельной раной в груди, выстрелив в себя из револьвера. Последние слова Ван Гога, обращённые к брату Тео, звучали так: «Грусть будет бесконечной». Катафалк для похорон самоубийцы пришлось одалживать в соседнем городе. Ван Гог был погребён в Овере, и его гроб усыпали подсолнухами - любимыми цветами художника.

Автопортрет Ван Гога, 1887 г.

Линия жизни

30 марта 1853 г. Дата рождения Винсента Ван Гога.
1869 г. Начало работы в галерее Гупиля.
1877 г. Работа воспитателем и жизнь в Англии, затем работа помощником пастора, жизнь с шахтёрами в Боринаже.
1881 г. Жизнь в Гааге, первые живописные работы, созданные под заказ (городские пейзажи Гааги).
1882 г. Встреча с Клозинной Марией Хорник (Син), «порочной музой» художника.
1883-1885 гг. Жизнь с родителями в Северном Брабанте. Создание цикла работ на бытовые сельские сюжеты, в том числе знаменитой картины «Едоки картофеля».
1885 г. Учёба в антверпенской Академии.
1886 г. Знакомство в Париже с Тулуз-Лотреком, Сера, Писсарро. Начало дружбы с Полем Гогеном и творческий подъём, создание 200 картин за 2 года.
1888 г. Жизнь и работа в Арле. Три картины Ван Гога выставлены на Независимом салоне. Приезд Гогена, совместная работа и ссора.
1889 г. Периодические выходы из лечебницы и попытки вернуться к работе. Окончательный переезд в приют в Сен-Реми.
1890 г. Несколько картин Ван Гога приняты на выставки Общества Двадцати в Брюсселе и Независимого салона. Переезд в Париж.
27 июля 1890 г. Ван Гог ранит себя в саду Добиньи.
29 июля 1890 г. Дата смерти Ван Гога.
30 июля 1890 г. Похороны Ван Гога в Овер-Сюр-Уаз.

Памятные места

1. Деревня Зундерт (Нидерланды), где родился Ван Гог.
2. Дом, где Ван Гог снимал комнату, работая в лондонском филиале компании «Гупиль» в 1873 г.
3. Деревня Кюем (Нидерланды), где до сих пор сохранился дом Ван Гога, в котором он жил в 1880 г., изучая жизнь шахтёров.
4. Улица Лепик на Монмартре, где Ван Гог жил у своего брата Тео после переезда в Париж в 1886 г.
5. Площадь Форум с кафе-террасой в Арле (Франция), которую в 1888 г. Ван Гог изобразил на одном из самых своих знаментых полотен «Ночная терраса кафе».
6. Лечебница при монастыре Сен-Поль-де-Мусоль в городке Сен-Реми-де-Прованс, куда Ван Гог был помещён в 1889 г.
7. Овер-Сюр-Уаз, где Ван Гог провёл последние месяцы жизни и где он похоронен на деревенском кладбище.

Эпизоды жизни

Ван Гог был влюблён в свою двоюродную сестру, но она отвергла его, а настойчивость ухаживаний Ван Гога рассорила его почти со всей семьёй. Подавленный художник уехал из родительского дома, где словно в пику семье и себе самому поселился с продажной женщиной, алкоголичкой с двумя детьми. Через год кошмарной, грязной и нищенской «семейной» жизни, Ван Гог расстался с Син и навсегда забыл о мысли создать семью.

Никто не знает точно, чем была вызвана знаменитая ссора Ван Гога с Полем Гогеном, которого он очень уважал как художника. Гогену не нравилась беспорядочная жизнь и неорганизованность Ван Гога в работе; Винсент, в свою очередь, не мог заставить друга сочувствовать своим идеям создания коммуны художников и общего направления живописи будущего. В результате Гоген решил уехать, и, видимо, это спровоцировало размолвку, во время которой Ван Гог сперва напал на друга, правда, не причинив ему вреда, а затем изуродовал сам себя. Гоген не простил: впоследствии он не раз подчёркивал, скольким ему обязан Ван Гог как художник; и больше они ни разу не виделись.

Известность Ван Гога росла постепенно, но постоянно. Начиная с самой первой выставки в 1880 г. художника никогда не забывали. Перед Первой мировой войной его выставки прошли в Париже, Амстердаме, Кёльне, Берлине, Нью-Йорке. А уже в середине XX в. имя Ван Гога стало одним из самых громких в истории мировой живописи. И сегодня работы художника занимают первые места в списке самых дорогих картин мира.

Могила Винсента Ван Гога и его брата Теодора на кладбище в Овере (Франция).

Заветы

«Я всё больше прихожу к убеждению, что о Боге нельзя судить по созданному им миру: это лишь неудачный этюд».

«Всякий раз, когда вставал вопрос - голодать или работать меньше, я по возможности выбирал первое».

«Настоящие художники не рисуют вещи такими, как они есть… Они рисуют их, поскольку сами чувствуют себя ими».

«Тот, кто живет честно, кто познает подлинные трудности и разочарования, но не сгибается, стоит больше, чем тот, кому везет и кто знает лишь сравнительно легкий успех».

«Да, зимой иногда бывает так холодно, что люди говорят: мороз слишком жесток, так что мне до того, вернется лето или нет; зло сильнее добра. Но, с нашего соизволения или без оного, морозы рано или поздно прекращаются, в одно прекрасное утро ветер меняется и наступает оттепель».


Документальный фильм BBC «Ван Гог. Портрет, написанный словами» (2010 г.)

Соболезнования

«Он был честным человеком и великим художником, для него существовало только две подлинные ценности: любовь к ближнему и искусство. Живопись значила для него больше, чем что бы то ни было, и он всегда будет жить в ней».
Поль Гаше, последний лечащий врач и друг Ван Гога

Как выяснилось, Винсент Ван Гог умер не от собственной пули. Его застрелили. Об этом рассказывает корреспондент The Moscow Post.

Великий художник Ван Гог умер не от собственной пули. Он умер от выстрела, совершенного двумя нетрезвыми молодыми людьми. Так считают Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит - специалисты-биографы.

Винсент Виллем Ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh, 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, около Бреды, Нидерланды — 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция) — всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист.

В 1888 году Ван Гог переехал в Арль, где окончательно определилось своеобразие его творческой манеры. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами, находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах (Жёлтый дом, 1888, Кресло Гогена, 1888, «Жатва. Долина Ла-Кро», 1888, Государственный музей Винсента Ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе», 1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло); динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле», 1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня Ван Гога в Арле», 1888, Государственный музей Винсента Ван Гога, Амстердам). В последнюю неделю своей жизни Ван Гог пишет свою последнюю и знаменитую картину: Поле зерновых с воронами. Она была свидетельством трагической смерти художника.

Напряжённая работа и разгульный образ жизни Ван Гога (злоупотреблял абсентом) в последние годы привели к появлению приступов психической болезни. Его здоровье ухудшалось, и в итоге он оказался в клинике для душевнобольных в Арле (врачи поставили диагноз «эпилепсия височных долей»), затем в Сен-Реми (1889—1890) и в Овер-сюр-Уаз, где он предпринял попытку покончить жизнь самоубийством 27 июля 1890 года. Выйдя на прогулку с материалами для рисования, выстрелил в себя из пистолета в область сердца (купил его для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре), а затем самостоятельно добрался до лечебницы, где, спустя 29 часов после ранения, скончался от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года). В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. Американские историки-искусствоведы Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит выдвинули предположение, что Ван Гог был подстрелен одним из подростков, которые регулярно составляли ему компанию в питейных заведениях.

По словам брата Тео (Theo), который был при Винсенте в его смертные минуты, последними словами художника были: La tristesse durera toujours («Печаль будет длиться вечно»).

Оригинал записи и комментарии на

Британские искусствоведы более 10 лет исследовали неизвестные широкой общественности документы и письма, связанные с художником Винсентом Ван Гогом, и пришли к выводу, что мастер, вопреки официальной версии, не был самоубийцей. Исследователи считают, что великого нидерландского художника застрелили, сообщает британская телерадиокомпания BBC .

Незадолго до смерти Винсент Ван Гог поселился в одной из гостиниц французского города Овер-сюр-Уаз. Мастер ходил работать в расположенное поблизости поле, которое изображено на его последней картине "Пшеничное поле с воронами" (1890). Считается, что во время одной из таких прогулок великий пост-импрессионист выстрелил себе в грудь, но пуля не задела сердце, поэтому художник смог, зажав рану, добраться до кровати у себя в номере и попросить вызвать врача. Однако спасти великого художника не удалось.

Долгое время эта версия гибели Ван Гога считалась официальной, хотя многие исследователи творчества и жизни художника отмечали, что в этой истории много белых пятен. Такой точки зрения придерживаются и британские искусствоведы Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит, книга которых "Ван Гог. Жизнь" ("Van Gogh: The Life") увидела свет в понедельник.

Найфех и Смит более 10 лет изучали малоизвестные письма художника, а также различные документы, связанные с ним. В том числе, полицейские протоколы 1890 года и показания знакомых и соседей Ван Гога. Британские искусствоведы обработали более 28 000 документов, большинство из которых никогда не переводились на английский и другие языки. Найфеху и Смиту помогали четыре профессиональных нидерландских филолога.

В ходе работы над книгой британские исследователи сделали вывод, что Ван Гог, который, как считалось до сегодняшнего дня, застрелился, на самом деле был убит. Британцы отмечают, что, согласно полицейским протоколам, пуля вошла в живот художника под острым, а не под прямым углом, что вряд ли могло произойти, если бы Ван Гог действительно покончил с собой.

Как отмечают очевидцы, Ван Гог любил общаться и выпивать с двумя 16-летними подростками из Овер-сюр-Уаза, которых видели в компании художника и в последний день его жизни. Соседи Ван Гога говорили, что один из молодых людей был одет в костюм ковбоя и имел при себе неисправный пистолет. Найфех и Смит считают, что именно из него случайно, во время игры, и был застрелен Ван Гог.

Подобную версию гибели мастера высказывал известный искусствовед Джон Ренвальд еще в 1930-х годах. Британские исследователи считают, что художник выставил произошедшее самоубийством, чтобы уберечь молодых людей от наказания. По словам Грегори Смита, Ван Гог не стремился к смерти, однако, столкнувшись с ней лицом к лицу, не стал противиться. Смит пишет, что мастер очень переживал из-за того, что являлся обузой для своего брата Тео, который полностью содержал художника, работы которого не продавались. Ван Гог решил, что его гибель избавит брата от тягот, считают британцы.

Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит пишут также, что Ван Гог был в настолько плохих отношениях со своим отцом-пастором, что когда тот умер, многие родственники художника начали обвинять Винсента в убийстве главы семьи Ван Гогов. Винсент Ван Гог умер 29 июля 1890 года в возрасте 37 лет.

1. Винсент Виллем ван Гог (Vincent Willem van Gogh) родился на юге Нидерландов в семье протестантского пастора Теодора ван Гога и Анны Корнелии, которая являлась дочерью уважаемого переплётчика и продавца книг.

2. Таким же именем родители хотели назвать своего первого ребёнка, который родился на год раньше Винсента и умер в первый же день. Кроме будущего художника в семье было ещё пятеро детей.

3. В семье Винсента считали трудным и своенравным ребёнком, когда как вне семьи он демонстрировал обратные черты своего темперамента: в глазах соседей он был тихим, дружелюбным и милым ребёнком.

4. Винсент неоднократно бросал учёбу — ещё в детстве он ушёл из школы; позже, в стремлении стать пастором, как его отец, он готовился к сдаче экзаменов в университет на отделение теологии, но в конечном итоге разочаровался в учёбе и бросил свои занятия. Желая поступить в Евангельскую школу, Винсент посчитал плату за образование проявлением дискриминации и отказался от обучения. Обратившись к живописи, Ван Гог начал посещать занятия в Королевской Академии изящных искусств, но через год бросил учёбу.

5. Ван Гог занялся живописью, будучи уже зрелым человеком, и всего за 10 лет прошёл путь от начинающего художника до мастера, который перевернул представление об изобразительном искусстве.

6. За 10 лет Винсент Ван Гог создал более 2 тысяч произведений, из них около 860 — картины, написанные маслом.

7. Любовь к искусству и живописи Винсент воспитал благодаря работе в качестве артдилера в крупной художественной фирме Goupil & Cie, которая принадлежала его дяде Винсенту.

8. Винсент был влюблён в свою кузину Кее Вос-Стрикер, которая была вдовой. Он познакомился с ней, когда та гостила вместе со своим сыном в доме его родителей. Кее отвергла его чувства, но Винсент продолжал ухаживания, чем настроил против себя всех родных.

9. Отсутствие художественного образования сказалось на неумении Ван Гога писать человеческие фигуры. В конечном итоге лишённые грации и плавности линий в человеческих образах стали одной из основополагающих особенностей его стиля.

10. Одна из самых знаменитых картин Ван Гога под названием «Звёздная ночь» была написана в 1889 году, когда художник лежал в больнице для душевнобольных во Франции.

11. Согласно общепринятой версии, Ван Гог отрезал себе мочку уха во время ссоры с Поль Гогеном, когда тот приехал в город, где жил Винсент, обсудить вопросы по созданию мастерской живописи. Не найдя компромисса в решении столь трепещущей Ван Гога темы, Поль Гоген решил уехать из города. После бурной ссоры Винсент схватил бритву и набросился на своего друга, и тот бежал из дома. В эту же ночь Ван Гог отрезал себе мочку уха, а не ухо полностью, как считалось в некоторых легендах. По самой распространённой версии, сделал он это в порыве раскаяния.

12. Согласно оценкам с аукционов и частных продаж, работы Ван Гога, наряду с произведениями , являются одними из первых в списке самых дорогих картин, когда-либо проданных в мире.

13. В честь Винсента Ван Гога назван кратер на Меркурии.

14. Легенда о том, что при жизни Ван Гога была продана всего одна его картина «Красные виноградники в Арле», неверна. На самом деле проданная за 400 франков картина была прорывом Винсента в мир серьёзных цен, но помимо неё были проданы ещё не менее 14 работ художника. Об остальных произведениях просто не сохранилось точных свидетельств, поэтому в реальности продаж могло быть больше.

15. К концу жизни Винсент писал очень быстро — свою картину от начала до конца он мог закончить за 2 часа. Однако при этом он всегда цитировал любимое выражение американского художника Уистлера: «Я сделал это в два часа, но работал годами, чтобы сделать в эти два часа что-нибудь стоящее».

16. Легенды о том, что психическое расстройство Ван Гога помогало художнику заглядывать в такие глубины, которые недоступны обычным людям, также неправдивы. Припадки, которые были похожи на эпилепсию, от которых он лечился в психиатрической клинике, начались у него только в последние полтора года жизни. При этом как раз именно в период обострения болезни Винсент не мог писать.

17. Родной младший брат Ван Гога, Тео (Теодорус), имел для художника огромное значение. На протяжении всей жизни брат оказывал Винсенту моральную и финансовую поддержку. Тео, будучи младше своего брата на 4 года, после смерти Ван Гога заболел нервным расстройством и умер всего через полгода.

18. По мнению специалистов, если бы не почти одновременная ранняя смерть обоих братьев, слава к Ван Гогу могла бы придти ещё в середине 1890-х годов и художник смог бы стать богатым человеком.

19. Винсент Ван Гог умер в 1890 году от выстрела в грудь. Выйдя на прогулку с материалами для рисования, художник выстрелил себе в область сердца из револьвера, купленного для отпугивания птиц во время работы на пленэре, однако пуля прошла ниже. Спустя 29 часов он скончался от потери крови.

20. Музей Винсента Ван Гога, который имеет самую большую в мире коллекцию произведений Ван Гога, был открыт в Амстердаме в 1973 году. Он является вторым по популярности музеем в Нидерландах, после Rijksmuseum. 85% посетителей музея Винсента Ван Гога приезжают из других стран.

Согласно официальным документам, великий художник Винсент Ван Гог покончил с собой, страдая от галлюцинаций, глубокой депрессии и творческого кризиса. «Все было не так!» - утверждают обладатели Пулитцеровской премии, писатели Стивен Найфи и Грегори Уайт Смит, создавшие монографию «Ван Гог. Жизнь».

Согласно их версии, якобы подтвержденной выдающимся криминалистом, доктором Винсентом ди Майо, знаменитого живописца... застрелили из револьвера. Однако вот вам загадка в загадке, или, если хотите, «матрешка истории»: все было, скорее всего, и не так, как, с подачи двух «звездных» литераторов, ныне повествует мировая пресса. Мы предлагаем читателям «Тайн XX века» вместе с нами принять участие в раскрытии тайны XIX столетия. И самим сделать вывод о том, кто, вероятнее всего, расправился с голландским «невольником чести».

Депрессия перед смертью?

Нет ничего удивительного в том, что знаменитого живописца изначально -да и посмертно - окружал флер тайн и слухов. Достаточно припомнить «известный факт», согласно которому живописец отрезал себе ухо. Во-первых, не все, а лишь кусочек уха, а во-вторых, повинен в таком членовредительстве, согласно многим историческим документам, близкий друг Винсента и тоже легенда живописи, Поль Гоген. Так обстоят дела и с депрессией, «творческим кризисом», дескать, толкнувшим художника на самоубийство. Давайте сопоставим слухи с фактом: Ван Гог, покинув в мае 1890 года Париж и переехав в деревеньку Овер-сюр-Уаз, что в 30 километрах от французской столицы, создал за три месяца до смерти 80 картин м 60 набросков. Собственно, эта творческая плодовитость и навела двух обладателей Пулитцеровской премии - Найфи и Смита - на мысль, что вряд ли живописец на самом пике формы решил вдруг покончить с собой.

Писатели копнули архивы и были, без всякого преувеличения, шокированы результатами своих поисков. Ван Гог вовсе не «выстрелил себе в грудь из ружья», как о том писали журналисты бульварных изданий. В тот роковой день, 27 июля 1890 года, художник возвратился в гостиницу «Оберж Раву», в которой жил на правах постояльца, с пленэра - с холстом в руках и... огнестрельной раной в животе. Скончался он лишь 29 часов спустя, успев произнести в ответ на вопрос полицейских о самоубийстве странноватую фразу: «Да уж конечно!»

Итак, у наших исследователей - Стивена Найфи и Грегори Уайт Смита - родилась версия, что, скорее всего, Ван Гог был смертельно ранен человеком (людьми), имя (имена) которого (которых) он почему-то не захотел назвать. И ведь действительно! Вряд ли художник ушел на пленэр в поля неподалеку от Овер-сюр-Уаз, выстрелил себе в живот, а после - не избавил себя от мук, совершив coupe-de-grace («удар из сострадания», проще говоря, контрольный выстрел), а вернулся умирать в гостиницу. Причем так и не расставшись с мольбертом, тащить который раненому было весьма тяжело.

Что «подтвердил» Винсент ди Майо

Винсент ди Майо, к которому Найфи и Смит обратились с просьбой опровергнуть или подтвердить их догадки о таинственной расправе над Ван Гогом, - высококлассный криминалист. Если читать не перепечатки журналистских статей, а заявления ди Майо вкупе с монографией двух обладателей Пулитцеровской премии, можно прийти к выводу о том, что выдающийся криминалист своими беспристрастными (и высокопрофессиональными) выводами всего лишь... разбудил фантазию новых биографов Ван Гога.

Желаете доказательства? Извольте. Читаем ди Майо. Он сообщает, что по описанию смертельной раны художника можно прийти к следующему заключению: дуло рокового пистолета находилось на расстоянии 30-70 сантиметров от тела художника, к тому же, чтобы попасть себе в живот именно под таким углом, ему пришлось бы стрелять левой рукой. Хотя, как пишет криминалист, «использование правой руки было бы даже еще более абсурдно». И наконец: в связи с тем что в 1890 году использовался черный порох, он должен был оставить черный след на руке стрелка. Такого следа эксперты, обследовавшие тело покойного живописца, не зафиксировали.

Итак, как видим, ди Майо отвергает версию о самоубийстве художника. Винсент так и пишет о знаменитом тезке в своей статье: «Он не стрелял в себя».

Теперь открываем книгу Найфи и Смита. И читаем в ней, что Ван Гога, дескать, случайно застрелили... двое пьяных деревенских подростков, с которыми он якобы играл в индейцев! Ди Майо не имеет к данной версии никакого отношения. И более того - не существует не только документов, подтверждающих «ковбойскую» версию, но даже свидетельств очевидцев, что Винсент Ван Гог, в перерывах между созданием «Пшеничного поля с воронами» (последняя работа живописца, ее-то он и донес до гостиницы), играл с какими-то безымянными и к тому же вооруженными недорослями.

Итог: знаменитый криминалист подтвердил сам факт убийства Ван Гога, но не имеет никакого отношения к версии о «деревенских подростках». Оставим данную версию на совести Найфи и Смита. Оставим, поблагодарив их за обнародование того факта, что некие письмена, найденные в кармане Ван Гога сразу после его смерти, были вовсе не «предсмертной запиской», а черновиком послания к брату Тео, с которым «безусловный самоубийца»... делился планами на будущее. (К слову, незадолго до сведения счетов с жизнью Винсент сделал крупный заказ на краски.) Оставим и рискнем назвать имя наиболее вероятного убийцы Ван Гога. И пусть читатель судит сам, чья версия - Найфи со Смитом или наша - заслуживает большего права на существование.

Имя убийцы Ван Гога

Нельзя сказать, что в Овер-сюр-Уаз великий художник был объектом поклонения для местных жителей. К нему относились скорее настороженно. Более того, неподалеку от гостиницы, постояльцем которой был художник, жил некий пьяница и бузотер по имени Рене Секре-тан. Этот человек буквально не переносил маэстро.

Немецкий историк Ханнес Веллманн утверждает, что «мсье Секретан изо дня в день донимал живописца» и, кроме того, обладал официально зарегистрированным револьвером, пуля которого могла нанести рану, подобную описанной криминалистом ди Майо.

Однако и этого мало. Работая с архивами, исследователь нашел показания очевидцев, засвидетельствовавших, что последняя стычка Секретана и Ван Гога имела место в роковой день 27 июля 1890 года - в момент, когда живописец направлялся на пленэр мимо дома своего извечного обидчика.

Конечно, немецкий исследователь, воспитанный в духе европейского правосознания - «никто не может быть назван преступником без соответствующего решения суда», - не именует безапелляционно Рене Секретана убийцей Винсента Ван Гога. И кроме того, деликатно обходит причину ссор местного гуляки с заезжей знаменитостью. А между тем эта причина крайне важна. Ибо, не зная ее, трудно ответить на решающий вопрос: почему биографы поспешили записать Ван Гога в самоубийцы?

Последняя загадка «самоубийства» Ван Гога

Идем по следам немецкого исследователя. Изучаем архивы. И открываем удивительный факт. Абориген из Овер-сюр-Уаза обвинял чужака в «противоестественном интересе к несовершеннолетним девочкам», а именно - к дочкам хозяина гостиницы, в которой тот жил: 12-летней Аделине Раву и ее младшей сестре Жермен. Скандальное обстоятельство: согласно ряду данных, Рене... попросту ревновал «удачливого соперника», приписывая ему собственные не слишком чистоплотные помыслы.

Имелись ли у Секретана основания обвинять художника в «пристрастном интересе» к Аделине и Жермен и клеветать на Винсента в кругу таких же, как и он сам, завсегдатаев злачных мест? Имелись. Скорее, не основания, а поводы, обретшие в мозгу, разрушенном алкоголем, статус фактов.

Как Аделина, так и Жермен были натурщицами Ван Гога. И, судя по письменным воспоминаниям Аделины Раву, она в том весьма юном возрасте испытывала к художнику симпатию: «Вы сразу забывали о недостатке очарования в нем, едва замечали, с каким восхищением он смотрит на детей». Поверьте, уважаемые читатели: из данных непреложных фактов мы вовсе не хотим - да и не позволили бы себе - делать выводы, достойные разве что бульварной прессы. Речь о другом: вполне платоническая симпатия юной натурщицы к творцу была причиной, мягко говоря, нелюбви местного жителя к пришлому художнику. А дальше - смотрим на факты, и они складываются в роковую мозаику. 14 июля 1890 года Ван Гог заканчивает работу над портретом Аделины Раву, 26 июля дарит портрет девочки ее отцу, Артуру-Густаву. А через сутки - зафиксированная очевидцами стычка с Рене Секретаном. Поход на пленэр и возвращение с роковой раной.

Продал, не торгуясь

Версия о том, что мсье Секретан последовал вслед за «соперником» в поля, где вскоре прозвучал фатальный выстрел, объясняет многие загадки, остающиеся в «деле Ван Гога» даже после сенсационного расследования Найфи, Смита и ди Майо. Становится понятным, почему живописец не захотел назвать полиции имя своего палача - скорее всего, боялся запятнать честь юной Аделины Раву. Становится ясным и заговор молчания французских криминалистов XIX века вокруг обстоятельств смерти Ван Гога.

И вот еще один интересный момент, свидетельствующий в пользу того, что Артур-Густав, отец Аделины, знал подоплеку трагедии, и она была Раву как минимум неприятна. Вскоре после гибели именитого постояльца владелец гостиницы «Оберж Раву» продал оба портрета дочери, написанные Ван Гогом и переданные ему в качестве оплаты за постой. Продал оба, не торгуясь, за... 40 франков. Хотя, если бы не спешил, мог выгадать на порядок больше...